Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие № 9




Дополнительная

Перечень и стандарты практических умений.

В чем ошибка нейропсихолога?

Какой нейропсихологический синдром имеет место у данного больного?

Правильный ответ: синдром односторонней пространственной агнозии, связанный с поражением первичных проекционных зон правого полушария.

2. Нейропсихолог после экспериментального исследования больной написал в историю болезни следующее заключение: «Больная Т., 38 лет, контактна, ориентирована правильно. Эмоционально несколько снижена. Достаточно активна. Заметно не истощается. Хорошо схватывает и удерживает программу. Объективно: а) отсутствует отчет о всех стимулах, наносимых на левую половину туловища, б) игнорирует левую половину зрительного поля, что может компенсировать в некоторых видах деятельности, в) сужен объем зрительного восприятия вплоть до мягко выраженной симультанной агнозии, г) лицевая агнозия, д) дефекты функций, опирающихся на пространственные синтезы, пространственную организацию движений, пространственное восприятие, зрительно – конструктивную деятельность, е) грубые расстройства рисунка. Таким образом, у больной выявлен синдром левосторонней пространственной агнозии».

Правильный ответ: в заключении не дается формулировка нейропсихологического синдрома, а лишь указываются нарушения со стороны мозговых функций и структур.

Уметь выделять 7 типов нейропсихологических факторов

Примерная тематика НИРС по теме:

1). Семь типов факторов

2). Полушарные факторы

3).А.Р. Лурия схема нейропсихологического исследования

 

Рекомендованная литература по теме:

- обязательная:

Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2007.

Потапова Т.Ф. Нейропсихологическое исследование:учеб. Пособие. Красноярск: тип. Крас ГМУ, 2009.

 

- электронные ресурсы.

 

Тема: «Восприятие. Нарушения при локальных поражениях мозга»

Форма организации учебного процесса: семинарское занятие Разновидность занятия: традиционная с использованием докладов по вопросам темы семинара.

Метод обучения: беседа.

Значение темы: Изучение восприятия и его нарушений при локальных поражениях мозга является одной из важнейших составных частей нейропсихологического исследования, так как дает возможность диагностировать очаговое поражение мозга в соответствующих его отделах, что способствует разработке мероприятий, направленных на восстановление имеющихся расстройств.

Цели обучения:

-Общая: Способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствование и развитие общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1), способность и готовность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук (ОК-2), умение выявлять и анализировать информацию о потребностях пациента (клиента) и медицинского персонала (или заказчика услуг) с помощью интервью, анамнестического метода и других клинико-психологических (идиографических) методов (ПК-5), умение самостоятельно проводить исследование психических функций, состояний, свойств личности и интеллекта, а также психологических проблем, конфликтов, уровня и способов адаптации, личностных ресурсов и межличностных отношений в соответствии с психодиагностическими задачами и этико-деонтологическими нормами, обработку и анализ полученных данных (в том числе, с применением информационных технологий), интерпретировать результаты исследования (ПК-7).

-Учебная:

знать: Предмет, историю развития, основные теоретические системы и методологические основы психологии; природу человеческой психологии, о ее специфику, структуру, феноменологию, динамику, развитие; особенности наблюдения за пациентом (клиентом) и беседы с ним. Виды вопросов и порядок их предъявления, виды слушания; психические процессы, состояния, состояния, свойства личности, уровень интеллекта, стратегии поведения в конфликте, адаптация и ее виды, деонтологические нормы.

уметь: Анализировать различные теоретические и методологические позиции; формулировать на основе теоретических данных умозаключения относительно собственной позиции на природу человека; правильно, в нужном порядке задавать вопросы, выбирать предпочтительный способ слушания; диагностировать нарушения психических функций, состояний, свойств личности и интеллекта; определять психологические проблемы и способы адаптации личности.

владеть: навыками анализа различных теоретических и методологических позиций; навыками изучения научной литературы и официальных статистических обзоров; Навыками получения и анализа информации о пациенте (клиенте); навыками постановки психодиагностических задач, обработки и анализа полученных данных, интерпретации результатов исследования.

Место проведения семинарского занятия: учебная комната

Оснащение занятия: перечень вопросов и тесты по теме, мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Структура содержания темы (хронокарта).

Хронокарта семинарского занятия

 

№ п/п Этапы практического занятия Продолжительность (мин) Содержание этапа и оснащенность
11. Организация занятия   Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся
22. Формулировка темы и целей   Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей занятия
33. Контроль исходного уровня знаний, умений   Фронтальный опрос.
44. Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия   Обсуждение докладов по теме занятия, решение ситуационных задач.
65. Итоговый контроль знаний (письменно или устно)   Тестирование
76. Задание на дом (на следующее занятие)   Учебно-методические разработки следующего занятия, и методические разработки для внеаудиторной работы по теме
Всего:    

 

Аннотация:

Восприятие – это активный процесс анализа и синтеза ощущений путем сопоставления их с прежним опытом".
Восприятие в сравнении с ощущениями носит целостный характер и представляет собой наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений (Карвасарский Б. Г.). Большое значение в нарушениях восприятия принадлежит личностному фактору (мотивационной сфере).
Нарушения восприятия при различных психических заболеваниях имеют различные причины и различные формы проявления. При локальных поражениях головного мозга можно различать:
1. Элементарные и сенсорные расстройства (нарушение ощущения высоты, цветоощущения и т.д.). Эти нарушения связаны с поражениями подкорковых уровней анализаторных систем.
2. Сложные гностические расстройства, отражающие нарушение разных видов восприятия (восприятие предметов, пространственных отношений). Эти нарушения связаны с поражением корковых зон мозга.
Гностические расстройства различаются в зависимости от поражения анализатора, при этом делятся на зрительные, слуховые и тактильные агнозии. Агнозия – расстройство узнавания предметов, явлений, частей собственного тела, их дефектов при сохранности сознания внешнего мира и самосознания, а также при отсутствии нарушений периферической и проводящей частей анализаторов.
Зрительные агнозии делятся на:
1) предметную агнозию (больные не узнают предметов и их изображений);
2) агнозию на цвета и шрифты;
3) оптико-пространственную агнозию (нарушается понимание символики рисунка, отражающее пространственные качества рисунка, пропадает возможность передать на рисунке пространственные признаки объекта: дальше, ближе, больше-меньше, сверху-снизу и т.д.).
При гностических слуховых расстройствах отмечается снижение способности дифференцировки звуков и понимания речи. Могут иметь место слуховые галлюцинации. Возможны дефекты слуховой памяти (больные не могут запомнить два или более звуковых эталона), аритмия (не могут правильно оценить ритмические структуры, количество звуков и порядок чередований), нарушение интонационной стороны речи (больные не различают интонаций и у них невыразительная речь).
Тактильные агнозии – нарушение узнавания предметов при их ощупывании при сохранении тактильной чувствительности (исследование при закрытых глазах). Агнозия может возникнуть в результате разрушения определенных корковых зон (энцефалит, опухоль, сосудистый процесс и т.д.), а также вследствие нейродинамических нарушений.
Зрительная агнозия подробно описана в литературе по психиатрии и патопсихологии. Для патопсихолога важно исследовать нарушение восприятия у психически больных с органическими поражениями головного мозга. Восприятие этих больных отличается фиксацией внимания на отдельных признаках предметов, трудностями синтеза в одно целое. Восприятие обладает функцией обобщения и условности, поэтому можно предполагать, что агнозии вызваны нарушением обобщающих функций восприятия.
При деменции могут отмечаться псевдоагнозии. В данном случае агнозия распространяется не только на форму, но и на структуру, то есть в данном случае нарушается осмысленность и обобщенность воспринятого, что связано с диффузностью мышления.

Вопросы по теме занятия:

1) общие принципы строения сенсорных систем.

2) сенсорные расстройства.

3) гностические расстройства.

4) Поражения зрительной коры.

5) шесть основных форм нарушений зрительного гнозиса.

Тестовые задания по теме с эталонами ответов:

1) Анализатор (по И.П. Павлову) включает в себя...отделов

22. 5

23. 4

24. 3

25. 2

правильный ответ: 3

2) Третий нейрон сенсорной системы локализуется

13. в ганглии

14. на периферии

15. в спинном мозге

16. в таламусе

Правильный ответ: 4

3) Гностические расстройства, возникающие при корковых очагах поражений, называются

17. афазиями

18. апраксиями

19. агнозиями

20. аномиями

Правильный ответ: 3

4) Термин "зрительная агнозия" был введен в науку

17. З. Фрейдом

18. А.Р. Лурия

19. Р. Балинтом

20. Х. Лиссауэром

Правильный ответ: 1

5) Потеря способности распознавать реальные лица или их изображения квалифицируется как агнозия

17. апперцептивная

18. прозопагнозия

19. пространственная

20. симультанная

Правильный ответ: 2

Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов:

1. Больной Ф., 58 лет, поступил в неврологическое отделение с жалобами на головные боли и некоторое ухудшение зрения. При нейропсихологическом исследовании выявлено: а). игнорирование левой половины зрительного поля, которое в некоторых видах деятельности может компенсировать. б). сужение объема зрительного восприятия вплоть до мягко выраженной симультанной агнозии, лицевая агнозия. в). дефекты функций, опирающихся на пространственные синтезы, пространственную организацию движений, пространственное восприятие, зрительно – конструктивную деятельность, г) грубые расстройства рисунка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.