Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Война Биджапура и Танджура в 1659 г




IV. ФЕОДАЛЬНЫЕ ВОЙНЫ

Из письма Проенца " из Тричинополи

Этот город (Танджур), расположенный в центре пло­дородной равнины, был не слабее лучших европейских


крепостей. Защищенный сильной артиллерией и многочислен­ным войском, обеспеченный продовольствием на несколько лет, он мог относиться с презрением к осаждавшим, которые не имели ни одного орудия. Командир крепости, приемный сын найяка', бодро воздвигал валы, но был поражен стрелою, которая нанесла ему легкую рану. Сразу же храбрость его пропала, и он позорно оставил город. Только раджи2 проте­стовали против такой трусости. Это были воины из очень вы­сокой касты, известные своим мужеством. Они употребляли только меч и копье, презирали лук и мушкет, оставляя, как они говорили, это оружие трусам, которые не осмеливаются встретиться лицом к лицу с опасностью. Их девиз — никогда не отступать перед неприятелем; победить или умереть — это их священный закон. Верные этому закону, они броси­лись в самую гущу врагов и нашли там славную смерть, ко­торую они предпочли бесчестной жизни.

От Танджура мусульмане пошли к Маннарковилу, назы­вавшемуся так из-за статуи Маннара, сыном которого найяк себя называл. Этот город, расположенный в 7 лье к востоку от Танджура, постигла та же судьба. Третий город княже­ства— Валламкоттай располагался в 3 лье к юго-востоку от Танджура на крутой скале, где с большим трудом и стара­нием были возведены валы. По ее естественной позиции и до­бавленным искусственным укреплениям эта крепость была совершенно неуязвимой, поэтому найяк расположил в ней казну и женщин и, казалось, решился защищать ее со всей энергией. Когда же час опасности приблизился, он верил в свои силы не более, чем в верность подданных. Он оставил на произвол судьбы своих близких и отправился в леса Тала-варайяна, своего вассала. Армия Адил-хана3 без труда ата­ковала оставленную крепость. Те, кто защищал ее, подавлен­ные захватом двух главных городов, отчаялись оказать со­противление сильному врагу. Кроме того, действуя только под влиянием чувства самосохранения, не испытывая никакой привязанности к князю, который так мало заботился о них, они решили, что будут в большей безопасности в непрохо­димых лесах, чем за валами крепости. Как только насту­пила ночь, они один за другим убежали, бесшумно и так единодушно, что на рассвете командир очутился в пустом городе с несколькими верными офицерами. Последние тоже сочли за лучшее последовать примеру беглецов, но, собираясь


 


18«

1 Махамандалешвара — «великий правитель области», титул мелкого
князя, подчиненного более крупному государю.

2 Пуратташи — месяц тамильского календаря, соответствующий сен­
тябрю — октябрю.

8 Кани — мера площади, примерно 0,5 га. 4 Ади — мера длины, буквально «ступня». * Пади — мера емкости, примерно 1,5 л. " Проенца — член иезуитской миссии в Мадуре.


1 Найяком (правитель) Танджура был в то время Виджайярагхава
(1640—1674).

2 Судя по описанию, имеются в виду раджпуты, военная каста из Се­
верной Индии.

* Имеется в виду Адил-шах, титул правителей Биджапура. В это время правил Али Адил II (1656—1672).


бежать, они захотели получить свою долю богатств, которые оставляли врагу. Они открыли сундуки найяка, взяли наибо­лее ценное из золота, жемчуга и драгоценных камней, сколько могли унести, и убежали в самый непроходимый лес. Дальше у них не хватило сил нести захваченное, они оставили часть богатств на пути, а вскоре были и совершенно облегчены раз­бойниками1, которые их ограбили. Последние, узнав о поло­жении в крепости, толпами поспешили туда, поставили одного из своих часовым у ворот и завладели этими легендарными богатствами, которые до того времени не были сосчитаны, а только измерялись мешками. Каждый положил себе в кар­маны столько кусков золота, сколько мог нести. Те, кто при­был позднее, последовали за теми, кто побывал там прежде, чтобы собрать то, что ускользнуло от их внимания при по­спешном бегстве.

Это, несомненно, наиболее счастливый эпизод войны. Со­кровища—плоды скупости князей и труда бедняков — были спасены от захвата мусульманами и разделены между массой бедных семейств, которым они обеспечили честную жизнь. Разбойники распорядились ими более великодушно, чем можно было ожидать. Видя найяка в бедности, они возвра­тили ему часть богатств, объявив, что они их взяли, только чтобы сохранить их в ценности.

R. S. Aiyar, History of the Nayakas of Madura, p. 270—271.

V. НАРОДНЫЕ ДВИЖЕНИЯ Восстание Сатнами (1675 г.)

Другим [важным] событием, происшедшим в том году [1675 г.], было восстание и мятеж группы язычников (кафи­ров) сатнами, которых именовали также мандуба. Их было около 4—5 тыс. хозяев [ханедаран] в паргана Нарнол и Меват. Хотя эти люди одевались подобно факирам, однако большинство из них занималось торговлей и земледелием, их торговля была мелкой. Согласно учению своей общины они называли себя «Доброе имя», что является переводом слова «Сатнам». Им не было разрешено стяжание богатства иначе как дозволенными путями. В то же время они были непримиримы к чьим-либо попыткам применить в отношении

1 Здесь имеется в виду каста калланов, одним из профессиональных занятий которых было воровство. О происхождении этой касты известно только по сохранившимся в народе преданиям. Согласно им калланы были земледельцами, арендаторами и кабальными батраками, но затем, восстав против своих хозяев из касты веллала, отказались на них работать и за­нялись грабежом.


их притеснение и гнет, насильно или с помощью властей. Многие из них были вооружены.

...Однажды близ Нарнола произошла сильная ссора между одним из членов этой секты, занимавшимся земледе­лием, и человеком, сторожившим урожай. Последний своей палкой сломал голову сатнами. Тогда группа сатнами собра­лась и избила сторожа до смерти. Когда известие [об этом] дошло до шиккдара 1, он собрал своих людей и послал их арестовать этих сатнами. В то же время собрались сатнами. Они напали на людей шиккдара, одержали над ними победу, некоторых '[из них] ранили и захватили их оружие. Их число стало увеличиваться, [о чем] было доложено Кар Талаб-хану, фоудждару Нарнола. Он послал большой отряд всадников и пехотинцев на помощь шиккдару для наказания и подавле­ния мятежников. Сатнами победили также и этот отряд, ра­нили и убили большую его часть, а оставшихся обратили в бегство. Положение ухудшалось, и фоудждар приступил к новому сбору людей, как всадников, так и пехотинцев, и при­звал к себе на помощь заминдаров близлежащих местностей. Со своим старым и вновь набранным отрядом и с рекрутами, [присланными] заминдарами2, он выступил против мятежни­ков и дал им сражение. Он убил многих из них, но получил отпор и был вынужден бежать.

Чтобы сократить длинную историю, достаточно сказать, что после нескольких сражений фоудждар был убит и город Нарнол попал в руки сатнами. Они приступили к сбору нало­гов с деревень и учредили свои собственные посты. Когда па­дишах прибыл в Дели, ему было доложено об этом восста­нии, и он послал отряд за отрядом для его подавления, но они были все разбиты и разогнаны. Говорили, что мечи, стрелы и пули не оказывали воздействия на этих людей и что каждая стрела и пуля, которая направлялась против падишахской армии, убивала двух-трех человек...

Против них были посланы знатные раджи и воинственные эмиры, с мощными армиями. То сборище, двинувшись на­встречу им, подошло к столице [Дели] на расстояние 16 или 17 косов [курухов3] от Дели. Падишахское войско не дерз­нуло продвинуться вперед и сразиться [с ними]. Заминдары близлежащих местностей и непримиримые [буквально: нетер­пеливые] раджпуты воспользовались благоприятным случаем, чтобы выйти из повиновения и прекратить выплату налога [мал.]

Хафи-хан, Мунтахаб-ул-любаб, т. 2, Калькутта, 1874, стр. 252 — 254.

1 Шиккдар — уездный начальник.

8 Заминдар —> феодал, наследственный откупщик земельного налога.

8 Курух — персидская миля, равная приблизительно 2 кд»,


 







Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.