КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Война Биджапура и Танджура в 1659 г
IV. ФЕОДАЛЬНЫЕ ВОЙНЫ Из письма Проенца " из Тричинополи Этот город (Танджур), расположенный в центре плодородной равнины, был не слабее лучших европейских крепостей. Защищенный сильной артиллерией и многочисленным войском, обеспеченный продовольствием на несколько лет, он мог относиться с презрением к осаждавшим, которые не имели ни одного орудия. Командир крепости, приемный сын найяка', бодро воздвигал валы, но был поражен стрелою, которая нанесла ему легкую рану. Сразу же храбрость его пропала, и он позорно оставил город. Только раджи2 протестовали против такой трусости. Это были воины из очень высокой касты, известные своим мужеством. Они употребляли только меч и копье, презирали лук и мушкет, оставляя, как они говорили, это оружие трусам, которые не осмеливаются встретиться лицом к лицу с опасностью. Их девиз — никогда не отступать перед неприятелем; победить или умереть — это их священный закон. Верные этому закону, они бросились в самую гущу врагов и нашли там славную смерть, которую они предпочли бесчестной жизни. От Танджура мусульмане пошли к Маннарковилу, называвшемуся так из-за статуи Маннара, сыном которого найяк себя называл. Этот город, расположенный в 7 лье к востоку от Танджура, постигла та же судьба. Третий город княжества— Валламкоттай располагался в 3 лье к юго-востоку от Танджура на крутой скале, где с большим трудом и старанием были возведены валы. По ее естественной позиции и добавленным искусственным укреплениям эта крепость была совершенно неуязвимой, поэтому найяк расположил в ней казну и женщин и, казалось, решился защищать ее со всей энергией. Когда же час опасности приблизился, он верил в свои силы не более, чем в верность подданных. Он оставил на произвол судьбы своих близких и отправился в леса Тала-варайяна, своего вассала. Армия Адил-хана3 без труда атаковала оставленную крепость. Те, кто защищал ее, подавленные захватом двух главных городов, отчаялись оказать сопротивление сильному врагу. Кроме того, действуя только под влиянием чувства самосохранения, не испытывая никакой привязанности к князю, который так мало заботился о них, они решили, что будут в большей безопасности в непроходимых лесах, чем за валами крепости. Как только наступила ночь, они один за другим убежали, бесшумно и так единодушно, что на рассвете командир очутился в пустом городе с несколькими верными офицерами. Последние тоже сочли за лучшее последовать примеру беглецов, но, собираясь
1 Махамандалешвара — «великий правитель области», титул мелкого 2 Пуратташи — месяц тамильского календаря, соответствующий сен 8 Кани — мера площади, примерно 0,5 га. 4 Ади — мера длины, буквально «ступня». * Пади — мера емкости, примерно 1,5 л. " Проенца — член иезуитской миссии в Мадуре. 1 Найяком (правитель) Танджура был в то время Виджайярагхава 2 Судя по описанию, имеются в виду раджпуты, военная каста из Се * Имеется в виду Адил-шах, титул правителей Биджапура. В это время правил Али Адил II (1656—1672). бежать, они захотели получить свою долю богатств, которые оставляли врагу. Они открыли сундуки найяка, взяли наиболее ценное из золота, жемчуга и драгоценных камней, сколько могли унести, и убежали в самый непроходимый лес. Дальше у них не хватило сил нести захваченное, они оставили часть богатств на пути, а вскоре были и совершенно облегчены разбойниками1, которые их ограбили. Последние, узнав о положении в крепости, толпами поспешили туда, поставили одного из своих часовым у ворот и завладели этими легендарными богатствами, которые до того времени не были сосчитаны, а только измерялись мешками. Каждый положил себе в карманы столько кусков золота, сколько мог нести. Те, кто прибыл позднее, последовали за теми, кто побывал там прежде, чтобы собрать то, что ускользнуло от их внимания при поспешном бегстве.
Это, несомненно, наиболее счастливый эпизод войны. Сокровища—плоды скупости князей и труда бедняков — были спасены от захвата мусульманами и разделены между массой бедных семейств, которым они обеспечили честную жизнь. Разбойники распорядились ими более великодушно, чем можно было ожидать. Видя найяка в бедности, они возвратили ему часть богатств, объявив, что они их взяли, только чтобы сохранить их в ценности. R. S. Aiyar, History of the Nayakas of Madura, p. 270—271. V. НАРОДНЫЕ ДВИЖЕНИЯ Восстание Сатнами (1675 г.) Другим [важным] событием, происшедшим в том году [1675 г.], было восстание и мятеж группы язычников (кафиров) сатнами, которых именовали также мандуба. Их было около 4—5 тыс. хозяев [ханедаран] в паргана Нарнол и Меват. Хотя эти люди одевались подобно факирам, однако большинство из них занималось торговлей и земледелием, их торговля была мелкой. Согласно учению своей общины они называли себя «Доброе имя», что является переводом слова «Сатнам». Им не было разрешено стяжание богатства иначе как дозволенными путями. В то же время они были непримиримы к чьим-либо попыткам применить в отношении 1 Здесь имеется в виду каста калланов, одним из профессиональных занятий которых было воровство. О происхождении этой касты известно только по сохранившимся в народе преданиям. Согласно им калланы были земледельцами, арендаторами и кабальными батраками, но затем, восстав против своих хозяев из касты веллала, отказались на них работать и занялись грабежом. их притеснение и гнет, насильно или с помощью властей. Многие из них были вооружены. ...Однажды близ Нарнола произошла сильная ссора между одним из членов этой секты, занимавшимся земледелием, и человеком, сторожившим урожай. Последний своей палкой сломал голову сатнами. Тогда группа сатнами собралась и избила сторожа до смерти. Когда известие [об этом] дошло до шиккдара 1, он собрал своих людей и послал их арестовать этих сатнами. В то же время собрались сатнами. Они напали на людей шиккдара, одержали над ними победу, некоторых '[из них] ранили и захватили их оружие. Их число стало увеличиваться, [о чем] было доложено Кар Талаб-хану, фоудждару Нарнола. Он послал большой отряд всадников и пехотинцев на помощь шиккдару для наказания и подавления мятежников. Сатнами победили также и этот отряд, ранили и убили большую его часть, а оставшихся обратили в бегство. Положение ухудшалось, и фоудждар приступил к новому сбору людей, как всадников, так и пехотинцев, и призвал к себе на помощь заминдаров близлежащих местностей. Со своим старым и вновь набранным отрядом и с рекрутами, [присланными] заминдарами2, он выступил против мятежников и дал им сражение. Он убил многих из них, но получил отпор и был вынужден бежать.
Чтобы сократить длинную историю, достаточно сказать, что после нескольких сражений фоудждар был убит и город Нарнол попал в руки сатнами. Они приступили к сбору налогов с деревень и учредили свои собственные посты. Когда падишах прибыл в Дели, ему было доложено об этом восстании, и он послал отряд за отрядом для его подавления, но они были все разбиты и разогнаны. Говорили, что мечи, стрелы и пули не оказывали воздействия на этих людей и что каждая стрела и пуля, которая направлялась против падишахской армии, убивала двух-трех человек... Против них были посланы знатные раджи и воинственные эмиры, с мощными армиями. То сборище, двинувшись навстречу им, подошло к столице [Дели] на расстояние 16 или 17 косов [курухов3] от Дели. Падишахское войско не дерзнуло продвинуться вперед и сразиться [с ними]. Заминдары близлежащих местностей и непримиримые [буквально: нетерпеливые] раджпуты воспользовались благоприятным случаем, чтобы выйти из повиновения и прекратить выплату налога [мал.] Хафи-хан, Мунтахаб-ул-любаб, т. 2, Калькутта, 1874, стр. 252 — 254. 1 Шиккдар — уездный начальник. 8 Заминдар —> феодал, наследственный откупщик земельного налога. 8 Курух — персидская миля, равная приблизительно 2 кд»,
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |