КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Заявка команды 25 страница
При кабинете Такэсита Нобору поворот к глобализации внешней политики нашел отражение в правительственной программе «Вклад в мировое сообщество» (1988 г.), провозгласившей намерение Японии непосредственно подключиться к операциям ООН по поддержанию мира, участвовать в урегулировании острых и сложных международных проблем и т.п. Глава 2. Япония на последнем этапе противостояния „ Главным внешним партнером Японии оста- Новыи этап нпо- валиСь США, всесторонние отношения с но-американских которыми продолжали развиваться и углуб-отношении ляться. Усиливалась взаимозависимость двух стран, одновременно нарастали и противоречия. Наглядным свидетельством тому является динамика внешнеторговых связей. За 1975-1985 гг. японский экспорт в США возрос с 11,1 млрд. до 65,2 млрд. долл., его доля в общем экспорте Японии увеличилась с 20% до 37,2%. Напротив, при общем росте импорта из США с 11,6 млрд. до 25,7 млрд. долларов, его доля сократилась с 20,1 до 19,9%. Практически сбалансированный прежде товарооборот между двумя странами стал резко дефицитным для США, положительное сальдо в пользу Японии достигло в 1985 г. 39,4 млрд., а в 1986 г. — 51,4 млрд. долл. Такое же положение наблюдалось и в торговле Японии с другими развитыми странами. За тот же период резко усилился дисбаланс в торговле со странами Европейского сообщества. Превышение японского экспорта над импортом в данном случае в 1986 г. составило 16,6 млрд. долл. Конфликты между Японией и США вышли за пределы споров по отдельным товарным позициям (экспорт японского текстиля, стали, цветных телевизоров), как это бывало ранее, и охватили весь комплекс экономических отношений. По мере усиления экономической мощи Японии, расширения ее возможностей в зарубежном инвестировании возникли и новые противоречия, связанные с бурным ростом японских капиталовложений в США. В 1986-1989 гг. из Японии в США поступили прямые инвестиции почти на 35 млрд. долл. Это породило среди американцев разговоры о «скупке Америки японцами». Под давлением США Япония раз за разом объявляла меры, направленные на сокращение несбалансированности внешней торговли путем расширения внутреннего спроса и стимулирования импорта готовой продукции. Снимались прежние барьеры, препятствовавшие проникновению иностранных промышленных товаров на японский рынок, таможенные тарифы стали одними из самых низких в мире. Однако в США все эти меры считались недостаточными. В 1989 г. по предложению президента Дж.Буша начались регулярные японо-американские консультации по выправлению торгового дисбаланса, вытекающего из различий в экономической структуре двух стран. Часть 3. Япония в числе лидеров современного мира В стремлении смягчить экономические трения, японское правительство нередко спекулировало на заинтересованности США иметь сильного союзника в Азии и на Тихом океане. Япония консультировалась с США по всем аспектам собственной дипломатии, подчеркивала солидарность с глобальным курсом США и особое, международное значение японо-американского «договора безопасности». Рамки действия «договора безопасности» были уточнены и расширены в принятом в 1978 г. документе под названием «Руководящие принципы двухстороннего сотрудничества в области обороны». На его основе активизировались военные связи, включая планирование военных операций, проведение совместных учений и т.п. Вместе с тем, японское правительство, считаясь с мнением внутренней оппозиции, не забывавшей напоминать о существовании 9-й статьи конституции, добилась внесения а «Руководящие принципы» оговорки, что предусмотренные ими действия «производятся в соответствии с японскими законами». С началом 80-х годов США потребовали от Японии увеличить расходы на собственную оборону и на содержание американских войск на ее территории. В Японии также, ссылаясь на «советскую угрозу», много говорили о необходимости отказаться от ограничения оборонных расхо-ходов. В совместном итоговом заявлении на встрече премьер-министра Нака-сонэ с президентом США Рейганом, состоявшейся в январе 1983 года в Вашингтоне, подчеркивалась «общая судьба» двух стран на Тихом океане. Лидеры Японии и США договорились о проведении жесткого курса в отношении Советского Союза. Для американской прессы Накасонэ сделал воинственное заявление о стремлении Японии стать «непотопляемым авианосцем» и ее готовности расширить вклад в американскую военно-стратегическую систему в Азии, в том числе блокировать международные проливы у берегов Японии. Эти высказывания Накасонэ вызвали возмущение у Накасона принимает чету Рейганов в своем загородном доме (11 ноября 1983 г.) Глава 2. Япония на последнем этапе противостояния 647 В 1987 г. между Японией и США было достигнуто соглашрниг об участии японских фирм в научно-исследовательских работах и рамках американской «стратегической оборонной инициативы» М том же году Накасонэ добился выхода оборонных расходов Ямо нии за пределы 1% ВНП, но это правительственное решение бы ло настолько непопулярным, что не получило дальнейшего продолжения. Япония вновь вернулась к соблюдению провозглашенного ранее ограничения. Реализация «док- Неизменно придавая первостепенное зна-трины Фукуда» чение отношениям с США, Япония считала зоной своих особых интересов Азиатско-тихоокеанский регион, в котором она проявляла наибольшую активность и самостоятельность. В 1977 г. на вашингтонской встрече премьер-министра Фукуда с президентом США Картером было достигнуто согласие об активизации японской политики в Юго-Восточной Азии. Во время поездки главы японского правительства по странам этого региона была провозглашена «доктрина Фукуда», определявшая следующие принципы японской политики в Юго-Восточной Азии: Япония никогда не будет военной державой; отношения со странами — членами Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в области политики, экономики и культуры будут основываться на взаимном доверии и сердечности; Япония будет способствовать развитию сотрудничества между странами — членами АСЕАН и странами Индокитая. Фукуда обещал финансовую помощь странам АСЕАН, положил начало ежегодным коллективным встречам руководителей этих стран с представителями Японии (впоследствии в таких встречах стали участвовать представители США и некоторых других стран). Появление «доктрины Фукуда» показывало, что Япония придавала большое значение ситуации в Юго-Восточной Азии с точки зрения обеспечения ее собственной безопасности. Оно свидетельствовало о японском желании создать здесь благоприятные политические условия для расширения экономического влияния, разрушить недоверие населения стран региона к Японии, порожденного имперской политикой военных лет. Делая акцент на связи со странами АСЕАН, Япония не хотела закрывать путь к развитию связей во всем регионе, стремилась стать посредником в нормализации отношений членов АСЕАН с их соседями — Вьетнамом, Лаосом и Камбоджой. Результатом усилившегося внимания Японии к странам АСЕАН стало удвоение объема торговли с ними за 1983-1990 гг. Часть 3. Япония в числе лидеров современного мира Товарооборот достиг 62 млрд. долл. Япония стала крупнейшим рынком для стран АСЕАН, куда направляется 1/3 их совокупного экспорта (в США— 1 /4). Несмотря на это, страны АСЕАН, за исключением Индонезии и Брунея, крупных поставщиков нефти в Японию, в торговле с ней имеют большое отрицательное сальдо. Установление государственных отно-Концепция<<Тихооке- шений с кнр> расширение эконо- анского сообщества» мических и политических связей со странами АСЕАН, союзнические отношения с США, заинтересованность других соседей в налаживании взаимоотношений с Японией — все это побуждало японское руководство обратить особое внимание на перспективы дальнейшего регионального сотрудничества. В условиях взлета в 70-е годы «новых индустриальных стран» — Южной Кореи, Тайваня, Гонконга, Сингапура, а в 80-е годы — быстрого экономического подъема Индонезии, Таиланда, Малайзии, а также КНР, для Японии стало желательным формирование единого с ними экономического пространства. В конце 70-х годы в правительственных кругах Японии родилась концепция «Тихоокеанского сообщества» как открытой организации солидарности и многостороннего сотрудничества стран Азии и бассейна Тихого океана. С точки зрения обеспечения национальных интересов деятельность созданного в 1967 г. Тихоокеанского экономического совета (ТЭС) как чисто предпринимательской структуры была к этому времени уже явно недостаточной. Требовалось учреждение более авторитетного регионального органа. Отношение к идее «Тихоокеанского сообщества» японское правительство зондировало на встречах с руководящими деятелями стран АСЕАН и некоторых стран Латинской Америки. После визита премьер-министра Охира Масаёси в Австралию (январь 1980 г.) формирование «Тихоокеанского сообщества» было признано «важной долгосрочной целью» Японии и Австралии. Для практической реализации этой идеи в том же году образована Конференция тихоокеанского экономического сотрудничества (КТЭС) на 3-сторонней основе — из представителей правительств, бизнеса и академических кругов государств региона. США первоначально участия в КТЭС не принимали, но в 1984 г. присоединились к ней, чтобы не допустить превращения этого органа в противостоящую им экономическую силу, действующую под эгидой Японии. Новый этап в продвижении концепции «Тихоокеанского сообщества» открылся, когда по инициативе премьер-министра Австралии Р.Хоука в Канберре в ноябре 1989 г. было провозглашено Глава 2. Япония на последнем этапе противостояния создание организации Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) — форума для правительственных консультаций по проблемам региональной экономики. Работа АТЭС, первоначально замышлявшаяся в форме ежегодных встреч ее участников на министерском уровне, в 90-х годах была поднята на уровень ежегодных встреч и выработки важных согласованных решений на уровне глав государств и правительств, в том числе США, Японии, КНР. Отношения с Со Благодаря московским договоренностям ветским Союзом 1973 г" началось осуществление ряда дол-. госрочных и крупномасштабных проектов сотрудничества в разработке южно-якутских угольных месторождений, лесных ресурсов Дальнего Востока и т.д. Это привело к значительному росту товарооборота между Японией и СССР, достигшему в 1982 г. 5,2 млрд. долл. Япония стала крупнейшим среди капиталистических стран торговым партнером Советского Союза. Но доля СССР во внешней торговле Японии оставалась практически ничтожной. В начале 1978 г. с советской стороны была предпринята попытка закрепить позитивные сдвиги в отношениях с Японией и преодолеть сложности, связанные с отсутствием между двумя странами мирного договора. Для этого правительству Японии был передан советский проект промежуточного «Договора о добрососедстве и сотрудничестве». В Москве считали, что его подписание могло бы заложить прочную юридическую основу для развития всесторонних советско-японских связей, оставляя в стороне трудноразрешимую территориальную проблему. Однако правительство Японии полностью игнорировало предложение Москвы. Отрицательное воздействие на состояние советско-японских отношений оказали такие события конца 70-х-начала 80-х годов, как усиление советско-американской конфронтация, сопровождавшееся развертыванием ракет средней дальности в Европе, ввод советских войск в Афганистан, усиление группировки сухо-} путных войск СССР на Дальнем Востоке для сдерживания Китая, размещение советских воинских частей на Курильских о-вах. Наступил застой в торговле и экономическом сотрудничестве, возросло взаимное недоверие. Усиление международной напряженности в сочетании с проводившейся в самой Японии пропагандой тезиса о «советской военной угрозе» привели к росту негативного отношения к Советскому Союзу и усилению тревоги японцев по поводу возможной агрессии против их страны. Опросы общественного мнения пока Часть 3. Япония в числе лидеров современного мира зывали, что если в 1976 г. только 15% опрошенных считали агрессию вероятной, а 29% полагали, что такую возможность нельзя полностью игнорировать, то в 1983 г. число первых увеличилось до 24%, а вторых—до 46%. Еще более осложняла отношения территориальная проблема, которая активно использовалась японскими властями для достижения «национального консенсуса» по вопросам внешней политики. Чтобы придать требованиям возврата территорий характер общенациональной кампании, кабинет Судзуки Дзэнкб в 1981 г. объявил 7 февраля «Днем северных территорий» (в этот день в 1855 г. подписан Симодский договор, установивший российско-японскую границу между островами Уруп и Итуруп). Позднее в рамках объявленного Накасонэ «подведения послевоенных итогов» японское правительство умножило усилия по решению «проблем, оставшихся со времен второй мировой войны». В отношении Советского Союза это выразилось в увязке территориальных требований с вопросами экономических отношений по «принципу неразрывности политики и экономики». Напряженность в японо-советских отношениях сохранилась и после того, как новое советское руководство во главе с М.С. Горбачевым провозгласило переход к «новому мышлению» в международных отношениях. Правительство Японии прохладно отнеслось к высказанным Горбачевым во Владивостоке (1986 г.) и Красноярске (1988 г.) предложениям по смягчению напряженности и уменьшению военного противостояния в азиатско-тихоокеанском регионе. На встрече глав государств и правительств семи ведущих стран в Торонто (июнь 1988 г.) премьер-министр Японии Такэсита призвал Запад оказать «международное давление» на Советский Союз по «проблеме северных территорий». Вместе с тем, в Токио стали склоняться к активизации политического диалога с Советским Союзом. В декабре 1988 г. Такэсита, принимая министра иностранных дел СССР Э.Шеварднадзе, выразил надежду, что перемены в Советском Союзе приведут и к развитию японо-советских связей. Была достигнута договоренность о подготовке встречи высших руководителей СССР и Японии в Токио. Эволюция ведущих политических партий Борьба вокруг налоговой реформы На протяжении многих лет Япония страдала от дефицита государственного бюджета. Сложное Финансовое положение Глава 2. Япония на последнем этапе противостояния 651 государства стало причиной проведения в 80-х годах комплексной административно-финансовой реформы. В целом успешная, она не привела, однако, к полному финансовому выздоровлению. Поэтому кабинет Накасонэ предпринял попытку ликвидировать бюджетный дефицит при помощи налоговой реформы, главным звеном которой должно было стать введение косвенного потребительского налога с продажи товаров и услуг, позволяющего разложить налоговое бремя на всех потребителей, не считаясь с уровнем их дохода. Еще в 1979 г. о намерении ввести такой 5%-й налог заявлял премьер-министр Охира. Но сопротивление этой мере оказалось тогда настолько велико, что Охира был вынужден отказаться от своего намерения. Его собственные позиции в правящей партии были недостаточно сильны, а ЛДП тогда не оправилась еще от последствий «дела Локхид». Накасонэ принимал решение по тому же вопросу в иной обстановке. Его вдохновила внушительная победа либерал-демократов на «двойных» выборах (одновременные выборы в палату представителей и в палату советников) в июле 1986 г. Тогда Накасонэ пошел на роспуск палаты представителей исключительно из тактических соображений, приняв во внимание неготовность партий оппозиции к масштабной выборной кампании. Доля голосов, поданных за кандидатов ЛДП в палату представителей, увеличилась с 45,7% на предыдущих выборах до 49,4%, а доля полученных мест — с 48,9% до 58,6%. С учетом присоединившихся к ЛДП независимых депутатов правящая партия добилась большого перевеса над оппозицией: 304 депутатских мандата из 512 в палате представителей и 143 из 250 в палате советников. В ходе выборной кампании Накасонэ обещал не вводить крупномасштабный косвенный налог. Однако после победы обещание было отброшено, и правительство внесло в парламент законопроект о введении 5%-го налога на потребительские товары и услуги без сокращения других налогов. Это вызвало совместный протест партий оппозиции и профсоюзов. Оппозиция бойкотировала работу парламента. Не удалось добиться принятия правительственного законопроекта и силовым путем, т.е. большинством голосов либерал-демократов в отсутствие депутатов оппозиции. Многие депутаты от ЛДП, ощущая на себе давление избирателей, настроенных против налога на потребление, не захотели поддержать Накасонэ. Правительственный законопроект был снят с обсуждения в парламенте. Часть 3. Япония в числе лидеров современного мира Неудача Накасонэ была использована его конкурентами внутри правящей партии в борьбе за пост лидера. В ноябре 1987 г. председателем ЛДП по договоренности между лидерами фракций стал руководитель крупнейшей из них — Такэсита Нобору (он возглавил бывшую фракцию Танака). Неотложность проблемы ликвидации зависимости бюджета от государственных займов побудила Такэсита повторить попытку провести реформу налогообложения. Большинством голосов депутатов правящей пар-Такэсита Нобору тии в декабре 1988 г. парламент принял группу правительственных законопроектов по налоговой реформе, включая введение единого налога на потребление. Оппозиции не помогли ни постановка вопроса о недоверии правительству (оно было отвергнуто большинством, которым правящая партия располагала), ни тактика затягивания обсуждения. Однако противодействие оппозиции не было бесполезным. Налог на потребление был установлен в 3% от цены товара, т.е. меньше чем планировалось ранее. Объекты его применения были сокращены, налог не затронул, например, услуги в сфере медицины, социального обеспечения и образования. Одновременно были смягчены некоторые другие налоги. Тем не менее, введение потребительского налога вызвало отрицательную реакцию части электората правящей партии и стало одной из причин недолговечности кабинета Такэсита. и. Декларация, принятая в 1985 г. по случаю новые факты коп— р рр _ фйтт тридцатилетия ЛДП, содержала в себе за- X. с \Г ' верения ее лидеров в стремлении к «вы- ру соким нормам политической этики» — «умеренности, самообладанию, честности и достоинству». Однако именно этих моральных качеств по-прежнему не хватало многим политикам правящей партии, коррупция в которой пустила глубочайшие корни. Новым ударом по репутации ЛДП стало начавшееся в 1988 г. расследование «дела Рикруто». Руководство компании «Рикруто», стремясь расширить свою информированность и влияние, установило через дочернюю фирму «Рикруто Космос» тайные связи с множеством политических деятелей, продавая им в благодарность за услуги акции по сильно заниженным ценам до того, как они официально объявлялись к Глава 2, Япония на последнем этапе противостояния продаже. Новые владельцы акций затем перепродавали их с большой для себя выгодой. К «делу Рикруто» оказались причастными более ста человек. Щедрую финансовую поддержку от компании получили такие известные политики, как Такэсита, Накасонэ, Абэ, Миядзава, Вата-набэ, занимавшие руководящие партийные и правительственные посты и являвшиеся лидерами наиболее влиятельных в ЛДП фракций. Этим же каналом получения денежных средств пользовались председатель ПДС Цукамото и другие депутаты парламента. Японская общественность, считая, что данное разоблачение не более чем «видимая часть айсберга», резко осудила «грязную политику». Разъяснения либерал-демократов, будто в случае с компанией «Рикруто» деньги использовались не в целях личного обогащения, а на нужды партии, не смогли сбить волну массового возмущения. Руководство ЛДП было вынуждено объявить о намерении провести политическую реформу, направленную на «утверждение чистой политики». Одновременно ЛДП заявила о курсе на модернизацию и обновление собственной партии. Вслед за признанием необходимости политической реформы Такэсита в июне 1989 г. ушел в отставку, признав свою ответственность по «делу Рикруто». В июле того же года ЛДП потерпела чувствительное поражение на выборах в палату советников, впервые уступив по их результатам социалистам. Среди причин поражения либерал-демократов, помимо возмущения коррупцией, были также непопулярные экономические меры, осуществленные при кабинете Такэсита, в первую очередь, введение налога на потребление. «Новая декларация» В то вРемя' как либерал-демократы Социалистической пытались укрепить свое положение, партии Японии пошатнувшееся, прежде всего, в ре- зультате разоблачении коррупции в их среде, на левом фланге японской политики происходила собственная перестройка. Со второй половины 70-х годов в СПЯ начались поиски выхода из состояния длительного застоя. Одна из его причин усматривалась в несоответствии программы и политического курса социалистов современной реальности. Программный документ СПЯ «Путь к социализму в Японии», принятый в 1966 г. по настоянию группировок левой ориентации, требовал коренного пересмотра. За 10 лет, прошедших после его появления, на международной арене и внутри Японии произошло множество перемен, опровергавших его основные посылки. Часть 3, Япония в числе лидера* современного мира Обострение советско-китайских отношений, ввод войск социалистических стран в Чехословакию, китайская «культурная революция», а также экономический застой стран «реального социализма» наносили урон престижу социализма, дискредитируя саму социалистическую идею. А продолжающийся рост японской экономики, позитивные перемены в уровне жизни практически всех слоев населения показывали несостоятельность многих других положений программы СПЯ. Кого теперь могли, например, убедить слова о «падении престижа капитализма, обусловленного успехами стран социализма» или о неизбежности обнищания «всех слоев трудящихся, и, безусловно, рабочего класса»? Крупные сдвиги в социальной структуре японского общества под воздействием научно-технической революции, новые тенденции в рабочем движении требовали также уточнить взгляды СПЯ, касающиеся ее социальной опоры и задач в практической деятельности. Решение приступить к пересмотру партийной программы было принято социалистами еще в 1977 г., но для его реализации потребовалось почти десятилетие. Заключительный этап дискуссии по этому вопросу развернулся в 1983 г., когда председатель ЦИК СПЯ Исибаси Масаси призвал к формированию облика «новой социалистической партии» — реалистической, проводящей конструктивную политику и нацеленной на приход к власти. Результатом острых споров стало утверждение в феврале 1986 г. «Новой декларации Социалистической партии», заменившей «Путь к социализму в Японии», а также формально не отмененную до тех пор Программу 1955 г. Новый программный документ СПЯ, подтверждая верность социалистическим идеалам, существенно отличался от прежних. В «Новой декларации» подчеркивался общенародный, а не классовый, как прежде, характер партии. Социализм рассматривался как «общечеловеческий принцип», а основополагающей идеей социализма было названо уважение к человеческой личности. «Проведение шаг за шагом реформ, осуществление качественных преобразований общества в направлении освобождения человека — это и есть социализм». С принятием «Новой декларации» японские социалисты сблизились по взглядам на существо социализма, на задачи и методы своей деятельности с западноевропейской социал-демократией. Вместе с тем, сохранилось и принципиальное отличие. Если большинство социал-демократических партий Европы давно стали сторонниками блоковой политики, признавая естественным участие своих стран в военно-политическом союзе НАТО, то в «Новой де Глава 2, Япония на последнем этапе противостояния кларации» по-прежнему подчеркивалось, что Япония должна следовать «принципам неприсоединения, нейтралитета и невооружения». Более либеральное толкование социализма в «Новой декларации» не помогло СПЯ. Вскоре социалисты потерпели большое поражение на упоминавшихся выше «двойных» парламентских выборах 1986 г. Их депутатский корпус в палате представителей сократился до 86 человек, став, таким образом, почти в 2 раза меньше, чем в 1958 г. Под руководством Дои Такако, которая в том же году стала первой в Японии женщиной-лидером партии, СПЯ смогла несколько выправить положение. На выборах в палату советников в 1989 г. она даже опередили ЛДП. Однако тенденцию снижения их популярности среди избирателей социалистам удалось остановить только временно. „ Большие изменения произошли в Отказ японских ком- г идеологии и политических взглядах мунистов от доктрины „рр н J КПЯ. Коммунисты отмежевались от марксизма-ленинизма J 1 всякого рода насильственных дейст- вий и заявили о своей приверженности мирному и демократическому развитию общества. Еще в 1976 г. на внеочередном съезде КПЯ из программы и устава партии были полностью исключены упоминания о «диктатуре пролетариата», а термин «марксизм-ленинизм» заменен на «научный социализм». Чтобы разъяснить новое понимание «научного социализма», съезд принял «Декларацию свободы и демократии», которая, по словам председателя партии Миямото Кэндзи, выражала «намерение прийти к социализму демократическим путем в плане как этапов, так и способов» его достижения. В декларации, в частности, было выражено желание КПЯ сохранить и развить «пять принципов» конституции (имеются в виду суверенитет народа и государственный суверенитет, вечный мир, основные права человека, парламентская демократия, местное самоуправление), а также принцип разделения трех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной. В 1985 г. была осуществлена корректировка программы КПЯ, принятой в 1961 г. Из нее было изъято положение об «углублении» общего кризиса капитализма. В качестве актуальных задач партии были выдвинуты полное запрещение и ликвидация ядерного оружия, расторжение японо-американского «договора безопасности» и вывод всех американских войск из Японии. КПЯ заявила об активной защите права наций на самоопределение и Часть 3. Япония в числе лидеров современного мира выступила «против любого посягательства на него со стороны империализма и гегемонизма» (главными субъектами империализма КПЯ считала США, а гегемонизма — СССР и Китай, в адрес которых печатались бесконечные критические статьи). Впервые в программу КПЯ была включена ранее сформулированная в других партийных решениях позиция по территориальной проблеме: мирные, дипломатические усилия с целью возвращения Японии не только островов Хабомаи, Шикотан, но и всех Курильских о-вов, а также «аннулирование предательских статей» Сан-Францисско-го мирного договора. Тем самым КПЯ, видимо, желала показать свою приверженность защите национальных интересов Японии. На последующие события, показавшие несостоятельность социалистического эксперимента в Советском Союзе и странах Восточной Европы, КПЯ отреагировала изложением собственного представления о социализме, назвав четыре его «критерия»: не только социализация средств производства, но и гибкое, эффективное управление экономикой при уважении инициативы отдельных личностей; развитие социалистической демократии; реальное уважение права наций на самоопределение; осуществление мирных инициатив в проблеме ликвидации ядерного оружия. В пропаганде КПЯ неизменно отмечалось, что для Японии не подходит опыт стран «реального социализма». Кроме того, подчеркивалось, что построение социализма в Японии не является задачей сегодняшнего дня. КПЯ призвала к созданию такой Японии, в которой «народ и в рамках капитализма получит мирную, богатую и свободную жизнь». „ Исчерпание возможностей экстенсивного Новая реоргани- г г Г развития японской экономики, когда в цен- зяііия профсоюз™ ѵ тре профсоюзного движения стояла борьба ного движения г г ф ~ г за повышение заработной платы, вызвало дискуссию в профсоюзном движении о стратегии и тактике в меняющихся условиях. После достижения довольно высокого уровня заработной платы на первое место выдвинулись задачи обеспечения стабильной занятости и повышения качества жизни, решение которых требовало от профсоюзов выйти за рамки предприятий, расширить свое влияние на весь комплекс экономической политики, вплоть до ее государственного уровня. Поэтому проблема достижения единства профсоюзного движения, и ранее актуальная, приобрела еще большую значимость. Для большинства профсоюзов оказался приемлемым исходивший от руководства Всеяпонской конфедерации труда (Дбмэй) призыв открыть путь к единству через объединение профсоюзов Глава 2. Япония на последнем этапе противостояния частного сектора. Так в 1982 г. появился Всеяпонский совет профсоюзов работников частного сектора (Дзэммин рбкё), взявший на себя функции консультативного органа профсоюзов, которые пока оставались членами своих прежних профцентров — Дб-мэй, Сбхё, Тюрицу рорэн или независимыми. В 1987 г. Дзэммин рбкё был преобразован во Всеяпонскую федерацию профсоюзов работников частных предприятий. Образованию этого нового профцентра предшествовал самороспуск Всеяпонской конфедерации труда (Дбмэй) и Совета связи независимых профсоюзов (Тю-рицу рбрэн). Вне него оставались главным образом профсоюзы работников государственных предприятий и учреждений, входившие в Сбхё, а также различные независимые профсоюзы. 21 ноября 1989 г. состоялся последний съезд Генерального совета профсоюзов (Сбхё), оставившего в истории рабочего движения большой след как организатор мощных «весенних наступлений» и других массовых акций в защиту интересов трудящихся. В тот же день была учреждена Японская конфедерация профсоюзов (Рэнгб), в которой объединились и профсоюзы работников частных предприятий, и профсоюзы работников государственных и муниципальных предприятий и учреждений. Новый профцентр провозгласил принципы тред-юнионизма, поставил целью добиваться отношений между трудом и капиталом, основанных на «взаимном уважении» и на «паритете интересов» рабочих и предпринимателей. Профсоюзы Рэнгб вступили в Международную конфедерацию свободных профсоюзов. В отличие от прежних профцентров, главной заботой которых было повышение зарплаты, Рэнгб обязался добиваться комплексного улучшения условий жизни трудовых слоев населения. Для достижения этой цели предпочтение было отдано методу консультаций, хотя забастовочная борьба в принципе не отвергалась. Новый профцентр подчеркивал стремление к достижению согласия, а не к конфронтации.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |