Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Заявка команды 25 страница




При кабинете Такэсита Нобору поворот к глобализации внеш­ней политики нашел отражение в правительственной программе «Вклад в мировое сообщество» (1988 г.), провозгласившей наме­рение Японии непосредственно подключиться к операциям ООН по поддержанию мира, участвовать в урегулировании острых и сложных международных проблем и т.п. Глава 2. Япония на последнем этапе противостояния „ Главным внешним партнером Японии оста- Новыи этап нпо- валиСь США, всесторонние отношения с но-американских которыми продолжали развиваться и углуб-отношении ляться. Усиливалась взаимозависимость двух стран, одновременно нарастали и противоречия. Наглядным свидетельством тому является динамика внешне­торговых связей. За 1975-1985 гг. японский экспорт в США воз­рос с 11,1 млрд. до 65,2 млрд. долл., его доля в общем экспорте Японии увеличилась с 20% до 37,2%. Напротив, при общем росте импорта из США с 11,6 млрд. до 25,7 млрд. долларов, его доля сократилась с 20,1 до 19,9%. Практически сбалансированный прежде товарооборот между двумя странами стал резко дефицит­ным для США, положительное сальдо в пользу Японии достигло в 1985 г. 39,4 млрд., а в 1986 г. — 51,4 млрд. долл. Такое же поло­жение наблюдалось и в торговле Японии с другими развитыми странами. За тот же период резко усилился дисбаланс в торговле со странами Европейского сообщества. Превышение японского экспорта над импортом в данном случае в 1986 г. составило 16,6 млрд. долл. Конфликты между Японией и США вышли за пределы споров по отдельным товарным позициям (экспорт японского текстиля, стали, цветных телевизоров), как это бывало ранее, и охватили весь комплекс экономических отношений. По мере усиления эко­номической мощи Японии, расширения ее возможностей в зару­бежном инвестировании возникли и новые противоречия, связан­ные с бурным ростом японских капиталовложений в США. В 1986-1989 гг. из Японии в США поступили прямые инвестиции почти на 35 млрд. долл. Это породило среди американцев разгово­ры о «скупке Америки японцами». Под давлением США Япония раз за разом объявляла меры, направленные на сокращение несбалансированности внешней торговли путем расширения внутреннего спроса и стимулирова­ния импорта готовой продукции. Снимались прежние барьеры, препятствовавшие проникновению иностранных промышленных товаров на японский рынок, таможенные тарифы стали одними из самых низких в мире. Однако в США все эти меры считались не­достаточными. В 1989 г. по предложению президента Дж.Буша начались ре­гулярные японо-американские консультации по выправлению тор­гового дисбаланса, вытекающего из различий в экономической структуре двух стран. Часть 3. Япония в числе лидеров современного мира В стремлении смягчить экономические трения, японское пра­вительство нередко спекулировало на заинтересованности США иметь сильного союзника в Азии и на Тихом океане. Япония кон­сультировалась с США по всем аспектам собственной диплома­тии, подчеркивала солидарность с глобальным курсом США и осо­бое, международное значение японо-американского «договора бе­зопасности». Рамки действия «договора безопасности» были уточнены и расширены в принятом в 1978 г. документе под названием «Руко­водящие принципы двухстороннего сотрудничества в области обо­роны». На его основе активизировались военные связи, включая планирование военных операций, проведение совместных учений и т.п. Вместе с тем, японское правительство, считаясь с мнением внутренней оппозиции, не забывавшей напоминать о существова­нии 9-й статьи конституции, добилась внесения а «Руководящие принципы» оговорки, что предусмотренные ими действия «произ­водятся в соответствии с японскими законами». С началом 80-х годов США потребовали от Японии уве­личить расходы на собст­венную оборону и на со­держание американских войск на ее территории. В Японии также, ссылаясь на «советскую угрозу», много говорили о необхо­димости отказаться от огра­ничения оборонных расхо-ходов. В совместном итого­вом заявлении на встрече премьер-министра Нака-сонэ с президентом США Рейганом, состоявшейся в январе 1983 года в Вашингтоне, подчеркивалась «общая судьба» двух стран на Тихом океане. Лидеры Японии и США договорились о проведении жесткого курса в отношении Советского Союза. Для американ­ской прессы Накасонэ сделал воинственное заявление о стремле­нии Японии стать «непотопляемым авианосцем» и ее готовности расширить вклад в американскую военно-стратегическую систему в Азии, в том числе блокировать международные проливы у берегов Японии. Эти высказывания Накасонэ вызвали возмущение у Накасона принимает чету Рейганов в своем загородном доме (11 ноября 1983 г.) Глава 2. Япония на последнем этапе противостояния 647 В 1987 г. между Японией и США было достигнуто соглашрниг об участии японских фирм в научно-исследовательских работах и рамках американской «стратегической оборонной инициативы» М том же году Накасонэ добился выхода оборонных расходов Ямо нии за пределы 1% ВНП, но это правительственное решение бы ло настолько непопулярным, что не получило дальнейшего про­должения. Япония вновь вернулась к соблюдению провозглашен­ного ранее ограничения. Реализация «док- Неизменно придавая первостепенное зна-трины Фукуда» чение отношениям с США, Япония считала зоной своих особых интересов Азиатско-тихоокеанский регион, в котором она проявляла наибольшую ак­тивность и самостоятельность. В 1977 г. на вашингтонской встрече премьер-министра Фукуда с президентом США Картером было достигнуто согласие об акти­визации японской политики в Юго-Восточной Азии. Во время по­ездки главы японского правительства по странам этого региона была провозглашена «доктрина Фукуда», определявшая следую­щие принципы японской политики в Юго-Восточной Азии: Япо­ния никогда не будет военной державой; отношения со странами — членами Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в области политики, экономики и культуры будут основываться на взаимном доверии и сердечности; Япония будет способствовать развитию сотрудничества между странами — членами АСЕАН и странами Индокитая. Фукуда обещал финансовую помощь стра­нам АСЕАН, положил начало ежегодным коллективным встречам руководителей этих стран с представителями Японии (впоследст­вии в таких встречах стали участвовать представители США и некоторых других стран). Появление «доктрины Фукуда» показывало, что Япония при­давала большое значение ситуации в Юго-Восточной Азии с точ­ки зрения обеспечения ее собственной безопасности. Оно свиде­тельствовало о японском желании создать здесь благоприятные политические условия для расширения экономического влияния, разрушить недоверие населения стран региона к Японии, порож­денного имперской политикой военных лет. Делая акцент на свя­зи со странами АСЕАН, Япония не хотела закрывать путь к разви­тию связей во всем регионе, стремилась стать посредником в нор­мализации отношений членов АСЕАН с их соседями — Вьетна­мом, Лаосом и Камбоджой. Результатом усилившегося внимания Японии к странам АСЕАН стало удвоение объема торговли с ними за 1983-1990 гг. Часть 3. Япония в числе лидеров современного мира Товарооборот достиг 62 млрд. долл. Япония стала крупнейшим рынком для стран АСЕАН, куда направляется 1/3 их совокупно­го экспорта (в США— 1 /4). Несмотря на это, страны АСЕАН, за исключением Индонезии и Брунея, крупных поставщиков нефти в Японию, в торговле с ней имеют большое отрицательное сальдо. Установление государственных отно-Концепция<<Тихооке- шений с кнр> расширение эконо- анского сообщества» мических и политических связей со странами АСЕАН, союзнические отношения с США, заинтересо­ванность других соседей в налаживании взаимоотношений с Япо­нией — все это побуждало японское руководство обратить особое внимание на перспективы дальнейшего регионального сотрудни­чества. В условиях взлета в 70-е годы «новых индустриальных стран» — Южной Кореи, Тайваня, Гонконга, Сингапура, а в 80-е годы — быстрого экономического подъема Индонезии, Таиланда, Малайзии, а также КНР, для Японии стало желательным форми­рование единого с ними экономического пространства. В конце 70-х годы в правительственных кругах Японии роди­лась концепция «Тихоокеанского сообщества» как открытой орга­низации солидарности и многостороннего сотрудничества стран Азии и бассейна Тихого океана. С точки зрения обеспечения на­циональных интересов деятельность созданного в 1967 г. Тихо­океанского экономического совета (ТЭС) как чисто предпринима­тельской структуры была к этому времени уже явно недостаточ­ной. Требовалось учреждение более авторитетного регионального органа. Отношение к идее «Тихоокеанского сообщества» япон­ское правительство зондировало на встречах с руководящими де­ятелями стран АСЕАН и некоторых стран Латинской Америки. После визита премьер-министра Охира Масаёси в Австралию (январь 1980 г.) формирование «Тихоокеанского сообщества» бы­ло признано «важной долгосрочной целью» Японии и Австралии. Для практической реализации этой идеи в том же году образована Конференция тихоокеанского экономического сотрудничества (КТЭС) на 3-сторонней основе — из представителей правительств, бизнеса и академических кругов государств региона. США перво­начально участия в КТЭС не принимали, но в 1984 г. присоедини­лись к ней, чтобы не допустить превращения этого органа в про­тивостоящую им экономическую силу, действующую под эгидой Японии. Новый этап в продвижении концепции «Тихоокеанского сооб­щества» открылся, когда по инициативе премьер-министра Авст­ралии Р.Хоука в Канберре в ноябре 1989 г. было провозглашено Глава 2. Япония на последнем этапе противостояния создание организации Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) — форума для правительственных кон­сультаций по проблемам региональной экономики. Работа АТЭС, первоначально замышлявшаяся в форме ежегодных встреч ее участников на министерском уровне, в 90-х годах была поднята на уровень ежегодных встреч и выработки важных согласованных решений на уровне глав государств и правительств, в том числе США, Японии, КНР. Отношения с Со Благодаря московским договоренностям ветским Союзом 1973 г" началось осуществление ряда дол-. госрочных и крупномасштабных проектов сотрудничества в разработке южно-якутских угольных месторож­дений, лесных ресурсов Дальнего Востока и т.д. Это привело к значительному росту товарооборота между Японией и СССР, дос­тигшему в 1982 г. 5,2 млрд. долл. Япония стала крупнейшим сре­ди капиталистических стран торговым партнером Советского Со­юза. Но доля СССР во внешней торговле Японии оставалась прак­тически ничтожной. В начале 1978 г. с советской стороны была предпринята по­пытка закрепить позитивные сдвиги в отношениях с Японией и преодолеть сложности, связанные с отсутствием между двумя странами мирного договора. Для этого правительству Японии был передан советский проект промежуточного «Договора о добросо­седстве и сотрудничестве». В Москве считали, что его подписание могло бы заложить прочную юридическую основу для развития всесторонних советско-японских связей, оставляя в стороне труд­норазрешимую территориальную проблему. Однако правительст­во Японии полностью игнорировало предложение Москвы. Отрицательное воздействие на состояние советско-японских отношений оказали такие события конца 70-х-начала 80-х годов, как усиление советско-американской конфронтация, сопровож­давшееся развертыванием ракет средней дальности в Европе, ввод советских войск в Афганистан, усиление группировки сухо-} путных войск СССР на Дальнем Востоке для сдерживания Китая, размещение советских воинских частей на Курильских о-вах. На­ступил застой в торговле и экономическом сотрудничестве, воз­росло взаимное недоверие. Усиление международной напряженности в сочетании с про­водившейся в самой Японии пропагандой тезиса о «советской во­енной угрозе» привели к росту негативного отношения к Совет­скому Союзу и усилению тревоги японцев по поводу возможной агрессии против их страны. Опросы общественного мнения пока­ Часть 3. Япония в числе лидеров современного мира зывали, что если в 1976 г. только 15% опрошенных считали аг­рессию вероятной, а 29% полагали, что такую возможность нель­зя полностью игнорировать, то в 1983 г. число первых увеличи­лось до 24%, а вторых—до 46%. Еще более осложняла отношения территориальная проблема, которая активно использовалась японскими властями для дости­жения «национального консенсуса» по вопросам внешней полити­ки. Чтобы придать требованиям возврата территорий характер об­щенациональной кампании, кабинет Судзуки Дзэнкб в 1981 г. объявил 7 февраля «Днем северных территорий» (в этот день в 1855 г. подписан Симодский договор, установивший российско-японскую границу между островами Уруп и Итуруп). Позднее в рамках объявленного Накасонэ «подведения послевоенных ито­гов» японское правительство умножило усилия по решению «про­блем, оставшихся со времен второй мировой войны». В отноше­нии Советского Союза это выразилось в увязке территориальных требований с вопросами экономических отношений по «принципу неразрывности политики и экономики». Напряженность в японо-советских отношениях сохранилась и после того, как новое советское руководство во главе с М.С. Гор­бачевым провозгласило переход к «новому мышлению» в между­народных отношениях. Правительство Японии прохладно отнес­лось к высказанным Горбачевым во Владивостоке (1986 г.) и Красноярске (1988 г.) предложениям по смягчению напряженно­сти и уменьшению военного противостояния в азиатско-тихооке­анском регионе. На встрече глав государств и правительств семи ведущих стран в Торонто (июнь 1988 г.) премьер-министр Японии Такэсита призвал Запад оказать «международное давление» на Советский Союз по «проблеме северных территорий». Вместе с тем, в Токио стали склоняться к активизации полити­ческого диалога с Советским Союзом. В декабре 1988 г. Такэсита, принимая министра иностранных дел СССР Э.Шеварднадзе, вы­разил надежду, что перемены в Советском Союзе приведут и к развитию японо-советских связей. Была достигнута договорен­ность о подготовке встречи высших руководителей СССР и Япо­нии в Токио. Эволюция ведущих политических партий Борьба вокруг на­логовой реформы На протяжении многих лет Япония стра­дала от дефицита государственного бюд­жета. Сложное Финансовое положение Глава 2. Япония на последнем этапе противостояния 651 государства стало причиной проведения в 80-х годах комплексной административно-финансовой реформы. В целом успешная, она не привела, однако, к полному финансовому выздоровлению. По­этому кабинет Накасонэ предпринял попытку ликвидировать бюд­жетный дефицит при помощи налоговой реформы, главным зве­ном которой должно было стать введение косвенного потреби­тельского налога с продажи товаров и услуг, позволяющего разло­жить налоговое бремя на всех потребителей, не считаясь с уров­нем их дохода. Еще в 1979 г. о намерении ввести такой 5%-й налог заявлял премьер-министр Охира. Но сопротивление этой мере оказалось тогда настолько велико, что Охира был вынужден отказаться от своего намерения. Его собственные позиции в правящей партии были недостаточно сильны, а ЛДП тогда не оправилась еще от последствий «дела Локхид». Накасонэ принимал решение по тому же вопросу в иной об­становке. Его вдохновила внушительная победа либерал-демокра­тов на «двойных» выборах (одновременные выборы в палату пред­ставителей и в палату советников) в июле 1986 г. Тогда Накасонэ пошел на роспуск палаты представителей исключительно из так­тических соображений, приняв во внимание неготовность партий оппозиции к масштабной выборной кампании. Доля голосов, по­данных за кандидатов ЛДП в палату представителей, увеличилась с 45,7% на предыдущих выборах до 49,4%, а доля полученных мест — с 48,9% до 58,6%. С учетом присоединившихся к ЛДП независимых депутатов правящая партия добилась большого пе­ревеса над оппозицией: 304 депутатских мандата из 512 в палате представителей и 143 из 250 в палате советников. В ходе выборной кампании Накасонэ обещал не вводить круп­номасштабный косвенный налог. Однако после победы обещание было отброшено, и правительство внесло в парламент законопро­ект о введении 5%-го налога на потребительские товары и услуги без сокращения других налогов. Это вызвало совместный протест партий оппозиции и профсоюзов. Оппозиция бойкотировала рабо­ту парламента. Не удалось добиться принятия правительственно­го законопроекта и силовым путем, т.е. большинством голосов ли­берал-демократов в отсутствие депутатов оппозиции. Многие де­путаты от ЛДП, ощущая на себе давление избирателей, настро­енных против налога на потребление, не захотели поддержать На­касонэ. Правительственный законопроект был снят с обсуждения в парламенте. Часть 3. Япония в числе лидеров современного мира Неудача Накасонэ была использована его конкурентами внутри правящей партии в борьбе за пост лидера. В ноябре 1987 г. пред­седателем ЛДП по договоренности между лидерами фракций стал руководитель круп­нейшей из них — Такэсита Нобору (он воз­главил бывшую фракцию Танака). Неотложность проблемы ликвидации за­висимости бюджета от государственных зай­мов побудила Такэсита повторить попытку провести реформу налогообложения. Боль­шинством голосов депутатов правящей пар-Такэсита Нобору тии в декабре 1988 г. парламент принял груп­пу правительственных законопроектов по на­логовой реформе, включая введение единого налога на потребле­ние. Оппозиции не помогли ни постановка вопроса о недоверии правительству (оно было отвергнуто большинством, которым пра­вящая партия располагала), ни тактика затягивания обсуждения. Однако противодействие оппозиции не было бесполезным. На­лог на потребление был установлен в 3% от цены товара, т.е. меньше чем планировалось ранее. Объекты его применения были сокращены, налог не затронул, например, услуги в сфере медици­ны, социального обеспечения и образования. Одновременно были смягчены некоторые другие налоги. Тем не менее, введение потре­бительского налога вызвало отрицательную реакцию части элек­тората правящей партии и стало одной из причин недолговечно­сти кабинета Такэсита. и. Декларация, принятая в 1985 г. по случаю новые факты коп— р рр _ фйтт тридцатилетия ЛДП, содержала в себе за- X. с \Г ' верения ее лидеров в стремлении к «вы- ру соким нормам политической этики» — «умеренности, самообладанию, честности и достоинству». Однако именно этих моральных качеств по-прежнему не хватало многим политикам правящей партии, коррупция в которой пустила глубо­чайшие корни. Новым ударом по репутации ЛДП стало начавшее­ся в 1988 г. расследование «дела Рикруто». Руководство компании «Рикруто», стремясь расширить свою информированность и влияние, установило через дочернюю фир­му «Рикруто Космос» тайные связи с множеством политических деятелей, продавая им в благодарность за услуги акции по сильно заниженным ценам до того, как они официально объявлялись к Глава 2, Япония на последнем этапе противостояния продаже. Новые владельцы акций затем перепродавали их с боль­шой для себя выгодой. К «делу Рикруто» оказались причастными более ста человек. Щедрую финансовую поддержку от компании получили такие из­вестные политики, как Такэсита, Накасонэ, Абэ, Миядзава, Вата-набэ, занимавшие руководящие партийные и правительственные посты и являвшиеся лидерами наиболее влиятельных в ЛДП фрак­ций. Этим же каналом получения денежных средств пользовались председатель ПДС Цукамото и другие депутаты парламента. Японская общественность, считая, что данное разоблачение не более чем «видимая часть айсберга», резко осудила «грязную политику». Разъяснения либерал-демократов, будто в случае с компанией «Рикруто» деньги использовались не в целях личного обогащения, а на нужды партии, не смогли сбить волну массового возмущения. Руководство ЛДП было вынуждено объявить о на­мерении провести политическую реформу, направленную на «ут­верждение чистой политики». Одновременно ЛДП заявила о кур­се на модернизацию и обновление собственной партии. Вслед за признанием необходимости политической реформы Такэсита в июне 1989 г. ушел в отставку, признав свою ответст­венность по «делу Рикруто». В июле того же года ЛДП потерпела чувствительное поражение на выборах в палату советников, впер­вые уступив по их результатам социалистам. Среди причин пора­жения либерал-демократов, помимо возмущения коррупцией, бы­ли также непопулярные экономические меры, осуществленные при кабинете Такэсита, в первую очередь, введение налога на по­требление. «Новая декларация» В то вРемя' как либерал-демократы Социалистической пытались укрепить свое положение, партии Японии пошатнувшееся, прежде всего, в ре- зультате разоблачении коррупции в их среде, на левом фланге японской политики происходила собст­венная перестройка. Со второй половины 70-х годов в СПЯ начались поиски выхода из состояния длительного застоя. Одна из его причин усматрива­лась в несоответствии программы и политического курса социа­листов современной реальности. Программный документ СПЯ «Путь к социализму в Японии», принятый в 1966 г. по настоянию группировок левой ориентации, требовал коренного пересмотра. За 10 лет, прошедших после его появления, на международной арене и внутри Японии произошло множество перемен, опровергавших его основные посылки. Часть 3, Япония в числе лидера* современного мира Обострение советско-китайских отношений, ввод войск социа­листических стран в Чехословакию, китайская «культурная рево­люция», а также экономический застой стран «реального социа­лизма» наносили урон престижу социализма, дискредитируя саму социалистическую идею. А продолжающийся рост японской эко­номики, позитивные перемены в уровне жизни практически всех слоев населения показывали несостоятельность многих других положений программы СПЯ. Кого теперь могли, например, убе­дить слова о «падении престижа капитализма, обусловленного ус­пехами стран социализма» или о неизбежности обнищания «всех слоев трудящихся, и, безусловно, рабочего класса»? Крупные сдвиги в социальной структуре японского общества под воздейст­вием научно-технической революции, новые тенденции в рабочем движении требовали также уточнить взгляды СПЯ, касающиеся ее социальной опоры и задач в практической деятельности. Решение приступить к пересмотру партийной программы было принято социалистами еще в 1977 г., но для его реализации потре­бовалось почти десятилетие. Заключительный этап дискуссии по этому вопросу развернулся в 1983 г., когда председатель ЦИК СПЯ Исибаси Масаси призвал к формированию облика «новой социалистической партии» — реалистической, проводящей конст­руктивную политику и нацеленной на приход к власти. Результа­том острых споров стало утверждение в феврале 1986 г. «Новой декларации Социалистической партии», заменившей «Путь к со­циализму в Японии», а также формально не отмененную до тех пор Программу 1955 г. Новый программный документ СПЯ, подтверждая верность социалистическим идеалам, существенно отличался от прежних. В «Новой декларации» подчеркивался общенародный, а не классо­вый, как прежде, характер партии. Социализм рассматривался как «общечеловеческий принцип», а основополагающей идеей со­циализма было названо уважение к человеческой личности. «Про­ведение шаг за шагом реформ, осуществление качественных пре­образований общества в направлении освобождения человека — это и есть социализм». С принятием «Новой декларации» японские социалисты сбли­зились по взглядам на существо социализма, на задачи и методы своей деятельности с западноевропейской социал-демократией. Вместе с тем, сохранилось и принципиальное отличие. Если боль­шинство социал-демократических партий Европы давно стали сто­ронниками блоковой политики, признавая естественным участие своих стран в военно-политическом союзе НАТО, то в «Новой де­ Глава 2, Япония на последнем этапе противостояния кларации» по-прежнему подчеркивалось, что Япония должна сле­довать «принципам неприсоединения, нейтралитета и невооруже­ния». Более либеральное толкование социализма в «Новой деклара­ции» не помогло СПЯ. Вскоре социалисты потерпели большое по­ражение на упоминавшихся выше «двойных» парламентских вы­борах 1986 г. Их депутатский корпус в палате представителей со­кратился до 86 человек, став, таким образом, почти в 2 раза мень­ше, чем в 1958 г. Под руководством Дои Такако, которая в том же году стала первой в Японии женщиной-лидером партии, СПЯ смогла не­сколько выправить положение. На выборах в палату советников в 1989 г. она даже опередили ЛДП. Однако тенденцию снижения их популярности среди избирателей социалистам удалось остано­вить только временно. „ Большие изменения произошли в Отказ японских ком- г идеологии и политических взглядах мунистов от доктрины „рр н J КПЯ. Коммунисты отмежевались от марксизма-ленинизма J 1 всякого рода насильственных дейст- вий и заявили о своей приверженности мирному и демократиче­скому развитию общества. Еще в 1976 г. на внеочередном съезде КПЯ из программы и ус­тава партии были полностью исключены упоминания о «дикта­туре пролетариата», а термин «марксизм-ленинизм» заменен на «научный социализм». Чтобы разъяснить новое понимание «науч­ного социализма», съезд принял «Декларацию свободы и демокра­тии», которая, по словам председателя партии Миямото Кэндзи, выражала «намерение прийти к социализму демократическим пу­тем в плане как этапов, так и способов» его достижения. В декла­рации, в частности, было выражено желание КПЯ сохранить и развить «пять принципов» конституции (имеются в виду суве­ренитет народа и государственный суверенитет, вечный мир, ос­новные права человека, парламентская демократия, местное са­моуправление), а также принцип разделения трех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной. В 1985 г. была осуществлена корректировка программы КПЯ, принятой в 1961 г. Из нее было изъято положение об «углуб­лении» общего кризиса капитализма. В качестве актуальных за­дач партии были выдвинуты полное запрещение и ликвидация ядерного оружия, расторжение японо-американского «договора безопасности» и вывод всех американских войск из Японии. КПЯ заявила об активной защите права наций на самоопределение и Часть 3. Япония в числе лидеров современного мира выступила «против любого посягательства на него со стороны им­периализма и гегемонизма» (главными субъектами империализма КПЯ считала США, а гегемонизма — СССР и Китай, в адрес кото­рых печатались бесконечные критические статьи). Впервые в про­грамму КПЯ была включена ранее сформулированная в других партийных решениях позиция по территориальной проблеме: мир­ные, дипломатические усилия с целью возвращения Японии не только островов Хабомаи, Шикотан, но и всех Курильских о-вов, а также «аннулирование предательских статей» Сан-Францисско-го мирного договора. Тем самым КПЯ, видимо, желала показать свою приверженность защите национальных интересов Японии. На последующие события, показавшие несостоятельность со­циалистического эксперимента в Советском Союзе и странах Во­сточной Европы, КПЯ отреагировала изложением собственного представления о социализме, назвав четыре его «критерия»: не только социализация средств производства, но и гибкое, эффек­тивное управление экономикой при уважении инициативы от­дельных личностей; развитие социалистической демократии; ре­альное уважение права наций на самоопределение; осуществле­ние мирных инициатив в проблеме ликвидации ядерного оружия. В пропаганде КПЯ неизменно отмечалось, что для Японии не подходит опыт стран «реального социализма». Кроме того, подчер­кивалось, что построение социализма в Японии не является зада­чей сегодняшнего дня. КПЯ призвала к созданию такой Японии, в которой «народ и в рамках капитализма получит мирную, богатую и свободную жизнь». „ Исчерпание возможностей экстенсивного Новая реоргани- г г Г развития японской экономики, когда в цен- зяііия профсоюз™ ѵ тре профсоюзного движения стояла борьба ного движения г г ф ~ г за повышение заработной платы, вызвало дискуссию в профсоюзном движении о стратегии и тактике в ме­няющихся условиях. После достижения довольно высокого уров­ня заработной платы на первое место выдвинулись задачи обес­печения стабильной занятости и повышения качества жизни, ре­шение которых требовало от профсоюзов выйти за рамки пред­приятий, расширить свое влияние на весь комплекс экономиче­ской политики, вплоть до ее государственного уровня. Поэтому проблема достижения единства профсоюзного движения, и ранее актуальная, приобрела еще большую значимость. Для большинства профсоюзов оказался приемлемым исходив­ший от руководства Всеяпонской конфедерации труда (Дбмэй) призыв открыть путь к единству через объединение профсоюзов Глава 2. Япония на последнем этапе противостояния частного сектора. Так в 1982 г. появился Всеяпонский совет профсоюзов работников частного сектора (Дзэммин рбкё), взяв­ший на себя функции консультативного органа профсоюзов, кото­рые пока оставались членами своих прежних профцентров — Дб-мэй, Сбхё, Тюрицу рорэн или независимыми. В 1987 г. Дзэммин рбкё был преобразован во Всеяпонскую федерацию профсоюзов работников частных предприятий. Образованию этого нового профцентра предшествовал самороспуск Всеяпонской конфедера­ции труда (Дбмэй) и Совета связи независимых профсоюзов (Тю-рицу рбрэн). Вне него оставались главным образом профсоюзы работников государственных предприятий и учреждений, входив­шие в Сбхё, а также различные независимые профсоюзы. 21 ноября 1989 г. состоялся последний съезд Генерального со­вета профсоюзов (Сбхё), оставившего в истории рабочего движе­ния большой след как организатор мощных «весенних наступле­ний» и других массовых акций в защиту интересов трудящихся. В тот же день была учреждена Японская конфедерация профсоюзов (Рэнгб), в которой объединились и профсоюзы работников част­ных предприятий, и профсоюзы работников государственных и муниципальных предприятий и учреждений. Новый профцентр провозгласил принципы тред-юнионизма, поставил целью добиваться отношений между трудом и капита­лом, основанных на «взаимном уважении» и на «паритете интере­сов» рабочих и предпринимателей. Профсоюзы Рэнгб вступили в Международную конфедерацию свободных профсоюзов. В отличие от прежних профцентров, главной заботой которых было повышение зарплаты, Рэнгб обязался добиваться комплекс­ного улучшения условий жизни трудовых слоев населения. Для достижения этой цели предпочтение было отдано методу кон­сультаций, хотя забастовочная борьба в принципе не отвергалась. Новый профцентр подчеркивал стремление к достижению согла­сия, а не к конфронтации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.