Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Заявка команды 26 страница




Рэнгб стал крупнейшим в истории Японии национальным профцентром, объединившим профсоюзы с общей численностью около 8 млн. членов, т.е. почти 2/3 всех членов профсоюзов стра­ны. Однако полное единство не было достигнуто. Одновременно с учреждением Рэнгб была создана Национальная федерация проф­союзов (Дзэнрорэн), объявившая себя «классовым» националь­ным профцентром. В ней объединились находящиеся под влияни­ем КПЯ профсоюзы с 1,4 млн. членов. Помимо того, в декабре 1989 г. было провозглашено образование Национального совета 658 Часть 3. Япония в числе лидеров современного мира связи профсоюзов (Дзэн рбкё), имеющего тесные отношения с ле­вым крылом социалистов. Характерно, что реорганизация профсоюзного движения была осуществлена на фоне снижающегося уровня организованности работников наемного труда: в 1989 г. он упал до 25,2% (в 1954— 1978 гг. —32-35%). С образованием Рэнгб разрушились прежние отношения профсоюзов с партиями в виде блоков СПЯ-Сбхё и ПДС-Дбмэй. Вместе с тем Рэнгб не отказался от участия в политической дея­тельности. Напротив, была поставлена задача содействовать «соз­данию новой политической силы, способной взять политическую власть и осуществить здоровую парламентскую демократию». Ру­ководство Рэнгб, учитывая зависимость оппозиционных партий от профсоюзной поддержки на выборах, стало настойчиво требовать сближения политических позиций и налаживания сотрудничества между СПЯ, ПДС и Кбмэйтб, имея в виду перспективу их даль­нейшего слияния. * * * 8 января 1989 г. Корреспонденты снимают скорбящего подданного в парке перед императорским дворцом Глава 2. Япония на последнем этапе противостояния 7 января 1989 г. скончался император Японии Хирохито, оста­вавшийся на престоле рекордное время — более 62 лет. Несмотря на то, что время его царствования было отмечено многими траги­ческими событиями, его болезнь и смерть вызвали у японцев мас­совое сочувствие. Но фанатичного преклонения перед императо­ром уже не наблюдалось. На вопросы представителей прессы о том, как люди разного поколений и разного социального положе­ния воспринимают болезнь императора, следовали главным обра­зом ответы с выражением обычного сочувствия. Правительство объявило 6-дневный траур. Были соблюдены синтоистские религиозные обряды, которые в связи с необходи­мостью учитывать положения конституции об отделении религии от государства были выделены в семейную часть траурной цере­монии. На похороны императора прибыло множество зарубежных представителей на высоком уровне. Транслировавшаяся по теле­видению церемония похорон привлекла своей зрелищностью мно­жество людей. Новым императором стал Акихито — старший сын императора Сева, родившийся 23 декабря 1933 г. По японскому летоисчисле­нию с его вступлением на престол началась новая эра, названная Хэйсэй («Установление мира»). Глава 3 ЯПОНИЯ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ «холодной войны» (1989-1997) Кризисные явления в экономике 90-е годы отличались беспрецедентным по остроте спадом японской экономики. Еще в конце 80-х годов ничто не предвеща­ло, что в ближайшем будущем в экономическом развитии Японии может произойти срыв. Информатизация экономики, повышение наукоемкости производства, структурная перестройка промыш­ленности продолжали поддерживать на высоком уровне инвести­ционную активность компаний, а быстрый рост доходов населе­ния создавал благоприятные возможности для расширения потре­бительского спроса. Крах «экономики Однако с начала 1990 г. началось паде-мыльного пузыря» ние кУРса акЦий японских компаний, ко­торое постепенно набирало силу и, в кон­це концов, привело к биржевому краху: к октябрю 1990 г. средний курс акций упал почти в 2 раза по сравнению с декабрем 1989 г. Произошел крах «экономики мыльного пузыря». Такое название получил сформировавшийся во второй половине 80-х годов меха­низм экономического роста, при котором спекулятивное повыше­ние курсов акций и цен на землю все больше отрывалось от их ре­альной стоимости. Это, в свою очередь, вело к быстрому нараста­нию масштабов финансовых операций и денежной массы и ко все большему отрыву их от реальных возможностей производствен­ного сектора. В результате краха «экономики мыльного пузыря» начиная с апреля 1992 г. Япония вступила в продолжительную депрессию, характеризующуюся общим ухудшением конъюнктуры, снижени­ем инвестиций, застоем в потребительском спросе и т.д. Общие темпы экономического роста снизились с 4-5% в 1990-1991 гг. до 1,1% в 1992 г., 0,1% в 1993 г., 0,5% в 1994 г. и 0,9% в 1995 г. При этом объем частных инвестиций в оборудование — основной двигатель японской экономики — снизился за 1990-1995 гг. бо­лее, чем на 15%, и лишь в 1995 г. показал незначительный рост (на 3,1%). Среднегодовые темпы роста потребительских расходов составили в 1990-1995 гг. всего лишь 1,85%, а инвестиции в ча­стное'жилищное строительство снизились за то же время на 10%. Глава 3. Япония после окончания «холодной войны» Экономический спад оказал серьезное влияние на стратегию политической элиты. Необходимость радикальных структурных и системных реформ (пересмотр таких традиционных социально-экономических институтов как система пожизненного найма и по­вышения заработной платы в зависимости от стажа, обострение конкуренции за счет дерегулирования экономики и ослабления государственной опеки над неконкурентоспособными, но социаль­но важными экономическими структурами), потенциально угро­жавших социальной стабильности, несколько отодвинула на вто­рой план поиски новой роли Японии на международной арене. Экономические трудности Японии на фоне относительных успе­хов США затормозили процесс неуклонного сближения экономи­ческих потенциалов двух стран. В середине 90-х годов разрыв не только сохранился, но и несколько увеличился за счет снижения темпов экономического роста Японии и повышения курса амери­канской валюты в отношении иены. Экономические пер- Несмотря на экономический спад, ши-спективы Японии Роко распространившийся, особенно в Японии, пессимизм в отношении буду­щего японской экономики был все же преувеличен. В 90-е годы страна продолжала наращивать экономическую мощь. Благодаря усилиям правительства и деловых кругов Японии удалось избе­жать массовых банкротств банков и компаний и сохранить высо­кий экономический и научно-технический потенциал. Экспорт продолжал развиваться относительно высокими темпами: за 1990-1995 гг. его физический объем вырос на 23%. Благодаря этому положительное сальдо торгового баланса Японии возросло с 52,1 млрд. в 1990 г. до 106,8 млрд. долл. в 1995 г., а золотова­лютные резервы страны увеличились с 77,1 млрд. до 182,8 млрд. долл. Огромное положительное сальдо платежного баланса сохра­нялось за счет не только огромного перевеса экспорта над импор­том, но и благодаря увеличивавшемуся с годами притоку прибы­лей от прямых и портфельных инвестиций и долгосрочных зай­мов. В 1989 г. все японские активы за рубежом составили 1 трлн. 771 млрд. долл. Чистые активы за вычетом японских долговых обязательств составляли 293.2 млрд. долл. С 1985 г. Япония продолжала оставалась самым крупным ми­ровым кредитором. Общие активы ее составили 2 трлн. 181 млрд. долл., а чистые активы — 610,8 млрд. долл. В 90-х годах Япония сохранила за собой роль главного финансового донора развиваю­щегося мира, предоставляя ежегодно более 10 млрд. долл. в рам- Часть 3. Япония в числе лидеров современного мира ках официальной помощи развитию. В 1993 г. ей принадлежало более 60% льготной помощи Китаю, более 88% — Филиппинам, 62%—Таиланду, 88%—Мьянме, около 36% — Индии. Вопрос о выходе национальной экономики из спада многие японские экономисты напрямую связывают с тем, как скоро пред­приниматели смогут предложить пакет принципиально новых то­варов и услуг, способных вывести из застоя инвестиционный и потребительский спрос. Именно на этом направлении и сосредо­точены сейчас основные усилия японских компаний. Внешняя политика Японии после окончания блокового противостояния «Бархатные революции» в восточноевропейских социалисти­ческих странах и распад Советского Союза вызвали своеобразный психологический шок в японском обществе. Стремительный де­монтаж одного из глобальных военно-политических блоков, а за­тем распад некогда могущественного СССР заставили задуматься о том, каким будет мир в новых условиях, и что ждет Японию в будущем. Эти события и вызванная ими политическая неопреде­ленность привели к серьезной переоценке ориентиров и задач внешней политики Японии. Отход от «док- течение нескольких десятилетий после вой-трины Ёсида» ны политическая элита страны, сделав ставку на военно-политический союз и стратегиче­ское партнерство с Вашингтоном, научилась извлекать опреде­ленные выгоды из системы «холодной войны» и связанной с ней биполярной, а затем многополярной международной конфронта­ции. Следование «доктрине Ёсида» позволяло сосредотачивать усилия на экономическом и технологическом развитии и не тра­тить национальные ресурсы на поддержание мирового порядка, доверяя это США и другим западным союзникам. Радикальные перемены во внешнем мире поставили под со­мнение возможность и дальше использовать такую стратегию. В результате распада Советского Союза возник новый баланс сил в Азиатско-тихоокеанском регионе. В связи с этим особое опасение у японских политиков вызывала вероятность того, что возникший политический вакуум будет заполнен Китаем. Кроме того, японскую сторону настораживали появившиеся на рубеже 90-х годов статьи некоторых ведущих американских по­литологов и аналитиков, в которых утверждалось, что с распадом Советского Союза главным противником США на международной Глава 3. Япония после окончания «холодной войны» арене становится Япония, и только с исчезновением японской уг­розы американским национальным интересам США могут считать свою безопасность полностью обеспеченной. Падение в глазах американцев стратегической ценности союза с Японией могло привести к росту антияпонских настроений в политических кру­гах США и к эскалации торгово-экономического соперничества двух стран. Японо-американ- На завершающем этапе пребывания у вла-ские отношения сти в Белом Доме республиканской адми-нистрации Дж.Ьуша двусторонние японо-американские отношения сохраняли свой особый характер. Они развивались в русле сформулированного в свое время Р.Рейганом тезиса, согласно которому в мире нет более важных отношений, чем американо-японские. После прихода к власти в США демократов новая админист­рация Б.Клинтона постаралась внести новые акценты в свою по­литику в отношении Японии: поставить на первый план в отноше­ниях с Токио вопросы экономических отношений, а военно-стра­тегические отодвинуть на второй план. Сохраняя в целом курс на тесное партнерство, она стремилась добиться от Японии уступок в экономической сфере, реальных шагов по либерализации рынка, ликвидации огромного положительного сальдо в торговле с США. Это в целом отвечало провозглашенной Клинтоном программе пе­реноса акцентов с внешней политики на внутренние проблемы. Но очень скоро выяснилось, что в связи со сложностями, воз­никшими на пути реформ в России, беспрецедентным ростом эко­номической мощи КНР, общей дестабилизацией в мире и усиле­нием региональных конфликтов, и главным образом, в связи со взрывоопасной ситуацией на Корейском п-ове, японо-американ­ский военно-политический и оборонный союз сохранил особую ценность в глазах политических элит и общественности двух стран. К этому времени модифицировался стратегический курс аме­риканской политики в Азии. Этот регион, сохраняя военно-стра­тегическое значение, приобрел для США огромную экономи­ческую ценность. Транстихоокеанские торгово-экономические и технологические связи в количественном и качественном отноше­нии начали постепенно преобладать над трансатлантическими. Новые экономические интересы резко подняли в глазах США зна­чение их военного присутствия в регионе. Разговоры об их «ухо­де» или о сокращении американского военного присутствия после окончания «холодной войны» совершенно прекратились. Наибо­ Часть 3. Япония в числе лидеров современного мира лее концентрированно идея сохранения американского присутст­вия в Азии прозвучала в речи Клинтона в университете Васэда во время визита в Японию в июле 1993 г. и в его последующем вы­ступлении в южнокорейском парламенте. Позднее, в начале 1995 г., в Пентагоне был подготовлен до­кумент, получивший название «Инициативы Ная». Это был анали­тический доклад о состоянии и перспективах американского при­сутствия в азиатско-тихоокеанском регионе, составленный из­вестным профессором Гарвардского университета, работавшим в то время в Пентагоне. Его главный вывод заключался в том, что с точки зрения национальных интересов США и их союзников на обозримое будущее целесообразно было бы сохранить в азиатско-тихоокеанском регионе военной контингент в 100 тыс. чел., а так­же усилить функциональные возможности оборонных договоров с Японией и Южной Кореей. «Инициативы Ная» были положены в основу японо-американ­ских документов, подписанных в ходе визита президента Клин­тона в Японию в апреле 1995 г. В главном из них, называвшемся «Совместное заявление по вопросам японо-американской безо­пасности. Союз, обращенный в XXI век» (17 апреля 1995 г.), под­черкивалась необходимость укрепления японо-американского во­енно-политического союза, причем сфера двусторонней оборон­ной ответственности расширялась до пределов всего региона. В документе отмечалась также необходимость партнерства с Юж­ной Кореей в решении проблем Корейского п-ова. Стремление политических элит двух стран к укреплению во­енно-политических связей на фоне обострения ситуации на Ко­рейском п-ове, мощного экономического рывка Китая и осложне­ния внутренней ситуации в России наталкивалось внутри Японии на серьезное недовольство сохранением крупномасштабного аме­риканского военного присутствия. Инцидент 4 сентября 1995 г., когда 3 солдата с американской базы на Окинаве изнасиловали японскую школьницу, поднял мощную волну протеста по всей Японии. Против продления сроков аренды выступили не только левые силы и традиционные противники японо-американского до­говора безопасности, но и губернатор префектуры Окинава Ота, отказавшийся поставить свою подпись под соответствующим со­глашением. 8 сентября 1996 г. на проведенном в префектуре ре­ферендуме подавляющее большинство голосовавших высказалось против сохранения американских военных баз. Однако процент участвовавших в референдуме — менее 60 — оказался неожидан­но низким. Глава 3. Япония после окончания «холодной войны» В условиях резкого общественного протеста в отношении аме­риканских военных баз японскому правительству пришлось вести двойную игру — идя на усиление функциональных элементов дву­стороннего договора, добиваться поэтапного сокращения амери­канских войск, дислоцированных в Японии и сокращения занима­емой ими территории. В 90-е годы продолжалось японо-американское партнерство в военно-технической области. Однако оно развивалось довольно медленными темпами из-за сложностей по согласованию разделе­ния финансового бремени сторон и вопроса, кому должны при­надлежать научно-технические разработки. Так, реализация со­глашения о сотрудничестве в производстве нового истребителя FSX, намеченная на 1997 г., была отсрочена по этим причинам на два года. Японо-американские торгово-экономические противоречия в 90-е годы вошли в новую стадию. В отличие от прежних лет, когда споры концентрировались вокруг какого-то одного или несколь­ких видов товаров — текстиля, стали, цветных телевизоров, авто­машин, — они стали касаться проблемы закрытости японского внутреннего рынка в целом. Несмотря на резкое удорожание ие­ны в отношении доллара после соглашения 1985 г. в вашингтон­ском отеле Плаза, дефицит США в торговле с Японией не только не уменьшился, но и резко вырос. В сентябре 1989 г. начались двусторонние переговоры по проблеме «структурных препятст­вий» в японо-американской торговле, которые, однако, из-за же­сткой позиции японской стороны не принесли ожидаемых резуль­татов. В 1994 г. положительное сальдо Японии в торговле с США составило 55 млрд. долл., в 1995 г. оно несколько сократилось (до 45 млрд. долл.). Завершающий этап Г0ДЬІ горбачевской перестройки, когда советско-японских советская дипломатия выступала с пози-отношений «нового политического мышления», была поставлена задача достижения прорыва в отношениях с Японией. После поездки советского ли­дера в Пекин и нормализации советско-китайских отношений ви­зит в Токио стал на повестку дня как приоритетный. В течение всего 1990 г. шла усиленная подготовка. Была соз­дана комиссия по подготовке визита, которую возглавил вице-президент СССР Г.Янаев. Наиболее сложной была проблема вы­работки позиции по территориальному вопросу. Мнение боль­шинства аналитических групп, в том числе из ЦК КПСС и МИД СССР, сводилось к целесообразности возврата к принципам со­ Часть 3. Япония в числе лидеров современного мира ветско-японской декларации 1956 г. и принятию за отправную точку договоренностей того периода. Однако М.С.Горбачев, в конечном счете, не последовал этим рекомендациям. К началу 1991 г. его положение было уже непроч­ным, и он опасался предпринимать какие-либо шаги, способные дать дополнительный повод для критики в его адрес со стороны внутриполитических противников. В результате, в январе 1991 г. он принял самостоятельно решение проявить во время визита в Токио максимальную гибкость во всех вопросах кроме территори­ального, и не подтверждать обязательства по Совместной декла­рации 1956 г. о передаче Японии островов Хабомаи и Шикотан после подписания мирного договора. В преддверии визита Горбачева с японской стороны было про­ведено зондирование возможности радикального решения терри­ториального спора. Влиятельный функционер ЛДП Одзава Итирб в марте 1991 г. приехал в Москву с предложением о пакетном ре­шении вопроса: в обмен на передачу Японии островов Хабомаи и Шикотан и признание потенциального суверенитета Японии в от­ношении Кунашира и Итурупа Япония оказала бы СССР эконо­мическую помощь в размере 28 млрд. долл. Это предложение не было принято, что явилось политическим поражением, прежде всего, лично для Одзава. Премьер-министр Кайфу не имел отно­шения к «тайной миссии» Одзава в Москву, и в лучшем случае был осведомлен о ее основных деталях. Тем не менее, несмотря на отказ от радикальных шагов, сов­местное советско-японское заявление от 16 апреля 1991 г. содер­жало ряд принципиально новых моментов. В нем признавалось существование территориальной проблемы, подчеркивалась необ­ходимость решения территориального спора как условия за­ключения мирного договора, впервые назывались все спорные ос­трова, вводился режим их безвизового посещения, т.е., фактиче­ски, признавался особый статус этих островов для сторон: «Президент СССР М.С.Горбачев и Премьер-министр Японии Тосики Кайфу провели обстоятельные и углубленные переговоры по всему комплексу вопросов, касающихся разработки и заключения мирного договора между СССР и Японией, включая проблему территориального размежевания, с учетом позиций сторон о принадлежности островов Хабомаи, острова Шикотан, острова Кунашир и острова Итуруп. Проделанная ранее совместная работа и в особенности переговоры на высшем уровне позволяют констатировать ряд концептуальных по­ложений: мирный договор должен стать документом окончательного по­слевоенного урегулирования, включая разрешение территориальной про­блемы, открыть долгосрочную перспективу советско-японских отноше­ Глава 3. Япония после окончания «холодной войны» ний на дружественной основе, исключить нанесение ущерба безопасно­сти другой стороны. Советская сторона внесла предложение в ближайшее время осущест­вить меры по расширению общения между населением Японии и насе­лением названных выше островов, установлению упрощенного, безви­зового режима посещения этих островов японскими гражданами, нала­живанию совместной взаимовыгодной хозяйственной деятельности в этом районе и сокращению советского военного контингента, разме­щенного на этих островах. Японская сторона заявила свое намерение в дальнейшем консультироваться по этим вопросам». М.С.Горбачев и Кайфу Тоснки совершают юбикяри, т.е. по японскому обычаю сцепляют мизинцы в знак твердой договоренности (Токио, 18 апрели 1991 г.) Это заявление стало последним крупным актом в 65-летней истории советско-японских отношений. Через полгода Советский Союз перестал существовать. Правопреемницей СССР в междуна­родных делах стала независимая Российская Федерация. Тенденции в российско- Россия унаследовала от СССР все японских отношениях его пРоблемьі и, в частности, проб- лемы советско-японских отноше­ний: отсутствие мирного договора и международно-признанных границ с Японией, недостаток прочных и доверительных полити­ческих контактов, взаимное недоверие и подозрительность, ори­ентация на цели и приоритеты, выходящие за рамки двусторонних отношений. Часть 3. Япония в числе лидеров современного мира Революционные события в России 1991 г., смена политическо­го режима создали принципиальные условия для формирования в Москве нового курса в отношении Японии. Его элементами были декларирование приверженности демократии и рыночной эконо­мике и констатация общих стратегических целей в международ­ных отношениях (мир, стабильность, права человека, сотрудниче­ство в разрешении региональных конфликтов, борьба с террориз­мом). Идея нового партнерства с Японией получила в февраль­ском послании 1992 г. президента РФ Б.Н.Ельцина японскому премьер-министру Миядзава Киити, в котором говорилось, что Россия и Япония являютоя «потенциальными союзниками». Но по мере ухудшения экономической и политической ситуа­ции в России после «шоковых» реформ и роста социальной напря­женности на двусторонних отношениях стали все более сказы­ваться старые «структурные» проблемы, и, в первую очередь, тер­риториальный спор. Затрагивавший самые болезненные чувства российских граждан, особенно после распада Советского Союза и отпадения от России территорий, относившихся к ней в течение столетий, территориальный вопрос стал серьезным препятствием на пути формирования принципиально новых отношений между двумя странами не только с японской, но и с российской стороны. Территориальная проблема сразу же переросла свои узкие границы и очутилась в фокусе политической борьбы разных сил на политической арене России. Она стала одной из излюбленных тем нападок на правительство «демократов», поводом для обвине­ния его в «национальном предательстве» и «продаже Родины». Дополнительным аргументом противников какого-либо компро­мисса с Японией стали отчетливые признаки давления западных стран на Россию в этом носящем сугубо двусторонний характер вопросе. Еще в 1991 г. президент США Дж.Буш во время своего визита в Москву и выступления в Кремле, заявляя о сближении позиций с СССР по большинству проблем, среди оставшихся не­решенными упомянул территориальный спор между Японией и Советским Союзом. А в политической декларации мюнхенской встречи «большой семерки» от б июля 1992 г. впервые была выра­жена заинтересованность участников совещания в решении тер­риториального спора между Японией и Россией. Российский МИД пытался преодолеть конфронтационную тен­денцию, но его влияние на российского Президента было недоста­точным. В результате, планировавшийся на начало сентября 1992 года визит Ельцина в Японию был отменен за несколько дней до Глава 3. Япония после окончания «холодной войны» его начала, что само по себе нанесло моральный урон двусторон­ним отношениям. Спустя несколько месяцев, летом 1993 г., в Токио проходило совещание глав семи ведущих промышленно развитых стран ми­ра, на которое был приглашен и Ельцин. Стремившийся к превра­щению «большой семерки» в «восьмерку» российский Президент на этот раз приехал в Токио. Эта поездка в рамках встречи в вер­хах стала настолько удачной, что российская сторона приняла ре­шение о проведении государственного визита в октябре того же года. Этот визит также оказался было под угрозой срыва в связи с кровавыми событиями 3-4 октября 1993 г. в Москве. И все же спустя всего несколько дней после вооруженного подавления вну­тренней оппозиции российский президент отправился в Японию. Главным результатом визита Ельцина в Токио стало подписа­ние декларации, которая подтвердила все результаты, достигну­тые во время визита М.С.Горбачева в Токио в апреле 1991 г., а также действие всех двусторонних договоров и соглашений, за­ключенных между СССР и Японией: «Президент Российской Федерации и Премьер-министр Японии, при­держиваясь общего понимания о необходимости преодоления в дву-1 сторонних отношениях тяжелого наследия прошлого, провели серьез-4 ные переговоры по вопросу о принадлежности островов Итуруп, Куна-шир, Шикотан и Хабомаи. Стороны соглашаются в том, что следует продолжать переговоры с целью скорейшего заключения мирного до­говора путем решения указанного вопроса, исходя из исторических и юридических фактов, и на основе выработанных по договоренности между двумя странами документов, а также принципов законности и справедливости и таким образом полностью нормализовать двусторон­ние отношения. В этой связи Правительство Российской Федерации и Правительство Японии подтверждают, что Российская Федерация явля­ется государством-продолжателем СССР и что все договоры и другие международные договоренности между Советским Союзом и Японией продолжают применяться в отношениях между Российской Федерацией и Японией. ...Правительство Российской Федерации и Правительство Японии соглашаются предпринять ряд шагов в целях углубления взаимопони­мания, прежде всего в плане дальнейшего совершенствования прове­дения взаимных поездок постоянных жителей упомянутых выше остро­вов и жителей Японии, которые осуществляются в рамках установлен­ной на основе договоренности между двумя сторонами процедуры». В 1996 г. встреча «большой восьмерки» состоялась в Москве. На ней произошел первый личный контакт Б.Н.Ельцина с япон­ским премьер-министром Хасимото Рютарб. Ельцин попросил н 670 Часть 3. Япония в числе лидеров современного мира японского премьера поддержки в вопросе вхождения России в «большую семерку» и превращения последней, таким образом, в полноценную «восьмерку» (Россия не принимала участия в засе­даниях, на которых обсуждались экономические проблемы). Японский премьер высоко оценил вклад России в политический диалог, но заметил, что возможность полноценного участия Рос­сии в работе «семерки» связана со степенью ее интеграции в ми­ровую экономическую систему, которая пока недостаточна. Это, в целом, соответствовало прежней японской позиции по этому во­просу, которая была, мягко говоря, осторожной. Характерно, од­нако, то, что во время встречи Ельцина с Хасимото не была ни в какой форме затронута территориальная проблема, которая пре­жде увязывалась японской стороной с любыми аспектами россий­ско-японских отношений. Несмотря на краткий протокольный ха­рактер этой встречи, обе стороны сочли ее весьма важной с точки зрения определения перспектив дальнейшего развития сотрудни­чества между двумя странами. В 1997 г. в российско-японских отношениях наметились новые тенденции. Японская сторона выразила намерение отделить тер­риториальный вопрос от иных аспектов развития двусторонних; отношений с Россией. Такой подход, несомненно, открывает но-; вые возможности для расширения всесторонних связей между \ двумя странами. Если он получит развитие, то может привести к ■ общему потеплению российско-японских отношений и созданию климата, благоприятного для заключения мирного договора, кото­рый снял бы все проблемы, оставшиеся от прошлого. Стремясь поддержать позитивную тенденцию, Ельцин, со сво­ей стороны, применил многократно опробованный в Европе и США принцип «личной» дипломатии, т.е. попытался установить неформальные отношения с японским премьером. Для этого он предложил Хасимото провести «встречу без галстуков». Такая встреча состоялась в конце октября 1997 г. в Красноярске. В ре­зультате стороны заявили о намерении заключить мирный дого­вор между Россией и Японией до 2000 г. Следует учитывать, что для плодотворного развития россий­ско-японских отношений политическая воля является очень важ­ным, но не единственным фактором. Не менее важна взаимная экономическая заинтересованность, а в этой сфере существует немало проблем, причем годы реформ в России добавили к ним новые, ранее не существовавшие. Японские компании весьма не­охотно инвестируют в российскую экономику. Причина заключа­ется как в известной политической неустойчивости в России, так Глава 3. Япония после окончания «холодной войны» и в чисто «технических» факторах — неблагоприятном налоговом климате, несовершенном законодательстве и т.п. Кроме того, множество образовавшихся в последние годы частных российских фирм имеют огромные долги перед своими японскими партнера­ми, что также стало одной из проблем российско-японских отно­шений. Встреча Хасимото и Ельцина в Кремле в 1996 г. Японская поли­тика в Азии В 90-е годы в японской политике резко воз­рос удельный вес Азии. Быстрый динамич­ный рост стран региона, колоссальное рас­ширение азиатского рынка привели к тому, что по целому ряду показателей его значение для японской экономики стало превос­ходить американский и европейский рынки. Если в 1985 г. на до­лю американского рынка приходилось 39,7% японского экспорта, Часть 3. Япония в числе лидеров современного мира а азиатского 26,3%, то спустя 10 лет, в 1995 г., картина радикаль­но изменилась — в Азию уходило 39,9% японских товаров, а в США — 29,7%.Те же перемены происходили и с японским импор­том. Удельный вес Азии в нем за те же годы вырос с 28,6% до 35,4%, а США сократился, хотя и не намного — с 23,6% до 22,8%. В середине 90-х годов азиатский рынок стал приносить японской торговле больше прибыли, чем американский. В 1985 г. торговое сальдо в пользу Японии в Азии составило 9,1 млрд. долл., а США 39,2 млрд., то в 1995 г. в торговле с Азией оно со­ставило 60,8 млрд., а с США—54,9 млрд. долл. Особое значение для Японии приобрели отношения с Китаем. Динамичное развитие китайской экономики привело к значитель­ному росту активности японских деловых кругов на огромном ки­тайском рынке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.