КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Заявка команды 27 страница
Серьезным испытанием для японской дипломатии стала война в Персидском заливе. Японии удалось избежать прямого вовлечения в боевые действия, заплатив, правда, огромные «откупные» — около 13 млрд. долл. Впрочем, это сыграло не на пользу престижу Японии за рубежом, ее репутации среди своих союзников. Эгоцентризм японской внешней политики, нежелание быть вовлеченной в конфликты в «горячих точках», ссылаясь на конституционные ограничения, стали на несколько лет излюбленной темой критики Японии международной печатью. Это обстоятельство подтолкнуло последующие японские правительства к разработке специального законодательства, которое позволяло бы Японии участие в операциях по поддержанию мира в рамках ООН, и, следовательно, посылку своих военнослужащих за рубеж. Перемены на внутриполитической арене 90-е годы не предвещали серьезных потрясений «системы 1955 года», т.е. монопольной власти консерваторов. Правящая Либерально-демократическая партия оставалась ведущей политической силой страны, чье превосходство никак не могло быть оспорено оппозицией, которая, в свою очередь, была крайне разобщенной и разноцветной. Но участившиеся скандалы в высшей политической элите, связанные с фактами коррупции, стали постепенно расшатывать здание правящей партии. Конец монопольно- 25 апРеля 1989 г' в івязи с„ а*еРами и го правления ЛДП подкупом политиков фирмой «Рикруто». в отставку подал премьер-министр Такэ Глава 3, Япония после окончания «холодной войны» сита Нобору. Сформированное 3 июня правительство Уно Сбсукэ продержалось всего полтора месяца. 24 июля 1989 г. Уно заявил о намерении подать в отставку в связи с очередным, на сей раз сексуальным, скандалом. Уно стал олицетворением кризиса руководства правящей партии. Сама его фигура в ряду японских премьеров была случайной. Более влиятельные политики, в частности, Абэ Синтарб, Миядза-ва Киити, Ватанабэ Митио, «стоявшие в очереди» в премьеры после Такэсита, оказались сами замешаны в скандале «Рикруто» и не могли сразу занять высший пост. Другой подходящий кандидат — министр финансов Мураяма Тацуо — был «забракован» из-за того, что персонально отвечал за введение с 1 апреля 1989 г. крайне непопулярного потребительского налога, и в случае, если бы он возглавил партию, это могло повредить ЛДП на предстоявших в следующем году парламентских выборах. Поэтому выбор пал на Уно, занимавшего тогда пост министра иностранных дел. 8 августа 1989 г. после скандального ухода в отставку Уно в ЛДП состоялись выборы нового председателя партии, который автоматически становился премьером. Поскольку страсти по поводу скандала с фирмой «Рикруто» еще не улеглись, вновь возникла необходимость в выборе такой фигуры, которая была бы не замешана в нем. Вначале наиболее вероятной кандидатурой был молодой по японским меркам политик Хасимото Рютаро, личность заметная и яркая. Но он входил во фракцию Такэсита, которая была основной мишенью общественной критики. Поэтому, в конечном счете, выбор пал на Кайфу Тосики, также представителя нового поколения японских политиков. Кайфу был еще менее заметной фигурой, чем его предшественник, и его избрание главой партии и кабинета министров вновь продемонстрировало глубокий кризис, охвативший в конце 80-х годов правящую Либерально-демократическую партию. Профессиональной ориентацией Кайфу в ЛДП была система образования и культуры. В одном из кабинетов Накасонэ он занимал пост министра просвещения. Обычно путь к политическому Олимпу в Японии шел через другие министерства — финансов, иностранных дел или внешней торговли и промышленности. Поэтому никто не прочил Кайфу карьеры премьер-министра. Интересно, что «опекунами» Кайфу в ЛДП были две совершенно противоположные по взглядам и поведению политические фигуры—Такэсита Нобору и Мики Такэо. Первый принадлежал к «школе Танака» и был непосредственно вовлечен во многие финансовые скандалы. Второй — представитель старшего поколения Часть 3, Япония в числе лидеров современного мира — был известен своей критикой фракционной структуры ЛДП как первопричины финансовых и прочих злоупотреблений и проповедовал «чистоту» в политике. Таким образом, у Кайфу были связи как в «коррумпированной» части ЛДП, так и в относительно «чистой». В целом, в те два с лишним года, когда Кайфу занимал пост премьер-министра, положение ЛДП на внутриполитической арене продолжало оставаться устойчивым. На всеобщих выборах в нижнюю палату парламента 18 февраля 1990 г. ЛДП удалось получить 275 мест, т.е. стабильное большинство. Социалисты, хотя и получили 136 мест, но вся оппозиция, включая Кбмэйтб, КПЯ и ПДС, была представлена в парламенте существенно меньшим числом депутатов, нежели ЛДП. Однако сам Кайфу продолжал считаться невыразительной и случайной фигурой, и никакие внутри- и внешнеполитические действия возглавлявшегося им правительства не смогли изменить это представление. Даже осуществление первого за всю историю отношений визита в Японию руководителя Советского Союза — Горбачева, не принесло ему славы и не укрепило его политический авторитет. Достигнутые в ходе визита результаты никто не отнес в счет его заслуг. Острый внутрипартийный кризис в ЛДП материализовался в раскол партии и окончание 38-летнего периода ее монопольного правления как раз тогда, когда к ее руководству пришел один из способнейших претендентов. Сформировавший в ноябре 1991 г. свой первый кабинет Мия-дзава Киити, в отличие от двух своих предшественников, был явным фаворитом. Еще в 1977 г. на одном из политических диспутов, транслировавшихся по всей стране, он был единодушно назван кандидатом №1 на пост премьера. Но для того, чтобы прийти к власти ему потребовалось почти 15 лет. Политика была для Миядзава потомственным занятием. Его отец после женитьбы на дочери одного из видных деятелей влиятельной довоенной партии Сэйюкай при покровительстве тестя занялся политической деятельностью и многие десятилетия, вплоть до послевоенной чистки государственного аппарата и политических кругов, неизменно избирался в парламент. ОКОНЧИВ ВО Время ВОЙНЫ ТОКИЙСКИЙ ИМПе- Миядзава Киити раторский университет, Миядзава поступил на., ' Глава 3. Япония после окончания «холодной войны» службу в министерство финансов. Это не только освободило его от призыва в армию, но и дало старт карьере. После войны, в 1949 году, он стал личным секретарем министра финансов Икэда, бу дущего премьер-министра Японии, и принимал прямое участие в работе кабинетов Ёсида, в разработке крупнейших внешнеполитических и экономических акций. Миядзава обладал рядом личных качеств, выделявшим его среди других японских политиков. Для него были характерны ярко выраженное рационалистическое мышление и острое политическое чутье, он прекрасно знал английский язык. Распад Либерально-демократической партии начался с момента, когда весной 1992 г. из нее вышел ряд видных членов, образо-, вавших Либерально-социалистического союз, затем переименованный в Нихон синто — Новую партию Японии. Ее возглавил Хосокава Морихиро. Процесс стал необратимыми, когда в конце августа 1992 г. на финансовых махинациях попался один из самых крупных деятелей правящей партии — Канэмару Син. Его уход с политической арены и скандальный суд над ним ускорил развязку—неминуемый раскол партии. 18 августа нижняя палата японского парламента приняла резолюцию о недоверии правительству Миядзава. После этого в течение нескольких месяцев происходил выход из партии всех, кто решил, что ЛДП — это тонущий корабль, и единственный разумный выход - вовремя его покинуть и попытаться сформировать свою партию. Из ЛДП вышла леволиберальная группа депутатов во главе с Такэмура Масаёси. 21 июня 1993 г. на ее основе была создана партия Синто сакигакэ (Предвестник). О выходе из партии заявила и фракция Хата, в которой главную роль играл не се номинальный глава, а Одзава Итиро — один из самых влиятельных политиков. 23 июня фракция Хата объявила о создании партии Синсэйтб (Новая партия). После серии шумных выходов из партии было очевидно, что на всеобщих выборах ЛДП ожидают серьезные испытания. Парламентские выборы 18 июля 1993 г. явились водоразделом в послевоенной политической истории Японии. ЛДП получила 223 депутатских места и впервые значительно не добрала до необходимого большинства для формирования однопартийного кабинета. Социалистам удалось набрать только 70 мест. Новая консервативная партия Синсэйтб во главе с Хата получила 55 мест, а Новая партия Японии Хосокава — 35 мест. Так закончилась эпоха безраздельного правления одной консервативной партии, и начался процесс реструктуризации всего Часть 3. Япония в числе лидеров современного мира политического спектра Японии. Его главными отличительными чертами были: раскол консервативных сил, формирование консервативной оппозиции, которая вобрала в себя партии «среднего пути» — Комэйто и Партию демократического социализма; ослабление партий левой оппозиции, в первую очередь Социалистической—некогда самой влиятельной оппозиционной силы. По своей сути это был естественный и здоровый процесс формирования в Японии более демократичной и открытой политической системы, предполагавшей существование не одной, пусть и многофракционной, правящей партии, а двух или нескольких партий, способных составить реальную правительственную коалицию. В эпоху господства ЛДП динамика политического процесса в Японии поддерживалась за счет соперничества различных фракций в партии, которые многие аналитики называли «мини-партиями». Конкуренция между ними, подчас весьма острая, тем не менее, носила характер не борьбы идей, а соперничества разных политических групп за право реализовывать одну и ту же политику, один и тот же курс или концепцию развития. Судя по феноменальным результатам послевоенного социально-экономического развития Японии, такая система оказалась вполне эффективной, и поэтому продержалась столь долго. Она покоилась на двух фундаментальных факторах. Во-первых, только ЛДП была способна реализовать стратегию «доктрины Ёсида», обеспечить стабильную и предсказуемую политическую основу для колоссальной социально-экономической работы и обеспечения благоприятного внешнего климата и безопасности страны в условиях «холодной войны». Все остальные партии, выступавшие за принципиально иной путь, рассматривались обществом не как реальные альтернативы, а, скорее, как необходимый психологический противовес политической элите. Во-вторых, несмотря на демократические реформы в годы американской оккупации, послевоенное японское общество в течение многих лет сохраняло ярко выраженные черты этатизма. Роль государства и государственных рычагов управления социально-экономическими процессами оставалась огромной и преобладала над естественно-рыночными механизмами. Оба фактора в 90-е годы стали терять свою действенность. Окончание эпохи «холодной войны» поставило на повестку дня вопрос о формировании новой стратегии развития Японии, ориентированной на изменившиеся реалии внешнего мира. Затянувшийся экономический спад и неэффективность старых методов выхода из него сделали неизбежными не только структурные, но Глава 3. Япония после окончания «холодной войны» и системные преобразования в механизмах управления социально-экономическими процессами. В этих условиях было очевидно, что окончание политической монополии ЛДП не только естественное, но и вполне логичное явление. Результаты июльских выборов 1993 г. свидетельствовали о крахе «системы 1955 года» и о появлении на политической арене новых действующих лиц. Приход к власти коа- После июльских выборов 1993 г. фор-лиции семи партий мирование в Японии первого с 1948 г. коалиционного правительства стало неотвратимым. Теоретически было два варианта: коалиция ЛДП с другими партиями и широкая коалиция без ЛДП путем объединения всех партий, включая самые мелкие. В сложной закулисной борьбе решающее влияние на ее исход оказал Одзава Итиро — фактический лидер Синсэйтб. Порвав с ЛДП, он сделал ставку на перетягивание на свою сторону ее членов. Для этого нужно было заставить уйти ЛДП в оппозицию, лишив ее политиков министерских постов и прочих благ, связанных с пребыванием у власти. Для формирования обширной и крайне пестрой по составу коалиции, в которую должны были войти вчерашние непримиримые политические соперники, наиболее удачной фигурой был Хосокава, сделавший ставку на надпартийную коалицию и борьбу за «чистоту» в политике и радикальные реформы. 21 июля 1993 г. на тайной встрече Одзава с Хосокава решалась судьба коалиции. Либерал-демократам не удалось предотвратить ее формирование из-за шока после поражения на выборах и отсутствия ярко выраженного лидера в партии. Попытки ЛДП договориться о формировании коалиции с мелкими партиями не дали результатов, и на заседании нижней палаты парламента 6 августа 1993 г. победу одержала оппозиционная коалиция из семи партий и одного политического объединения, Премьер-министром Японии стал глава Новой партии Японии Хосокава Морихиро. Впервые за многие годы страну возглавил человек, не связанный со старой политической кухней, имевший репутацию чистого и неподкупного политика, человека новой формации. Было впечатление, что новое время, свежие политические веяния сами привели Хосокава к успеху. В лице нового премьера страна рассчитывала получить политика нового типа. По опросам общественного мнения его популярность была рекордной для Японии. Хосокава происходил из знатной самурайской семьи из Кумамото. Интересно, что его прадедом по материнской линии был Часть 3. Япония в числе лидеров современного мира крупный политик предвоенного времени принц Коноэ Фумимаро. Поначалу Хосокава не готовил себя к политической карьере, и его биография складывалась по нетипичной схеме. Он окончил университет Дзёти (а не Токийский либо, на худой конец, Васэда или Кэйб) и стал журналистом. Но семейные корни давали о себе знать, и в 1971 г. при поддержке видного писателя и политика Исихара Синтарб, он был избран по общенациональному списку ЛДП в нижнюю палату парламента. Ему было тогда 33 года, и он стал самым молодым депутатом. Хосокава (в центре) с депутатами палаты советников от Новой партии Японии В последующем Хосокава избирался по округу родного города Кумамото, а в 1982 г. он стал губернатором одноименной префектуры. Успехи на губернаторском поприще подтолкнули Хосокава в 1992 г. к смелому шагу — образованию новой партии. В том же году в популярном журнале «Бунгэй сюндзіо» он изложил свою концепцию политических реформ в Японии. Это помогло ему собрать под свои знамена сторонников, и на выборах в верхнюю палату японского парламента 26 июня 1992 г. его партия получила 4 места по общенациональному списку. Популярность Хосокава объяснялась не столько его заслугами, сколько возобладавшим в обществе негативным отношением к погрязшей в скандалах и коррупции ЛДП, неспособной справиться с внутренними проблемами. Либеральным демократам ставилась в вину неспособность осуществить политическую реформу, принять новый избирательный закон, который должен был уравнять шансы всех политических сил в схватке за места в парламенте, а главное - сделать политическое соперничество более открытым, прозрачным и эффективным в плане прихода к власти наиболее способных и здоровых общественных сил. Глава 3. Япония после окончания «холодной войны» Хосокава удалось воспользоваться общей атмосферой стремления к радикальным политическим реформам, воцарившейся после провала ЛДП на выборах 18 июля 1993 г. Следует отметить, что неожиданно большой успех партии Хосокава на этих выборах был связан с тем, что ей удалось отобрать голоса традиционных сторонников не только ЛДП, но и социалистов, которые на выборах потерпели жесткое поражение. Новые тенденции в ПРИХ0Д к власти альтернативных ЛДП нолитике коалици- политических сил был ознаменован Л __„ серьезными сдвигами в позиции япон- онных правительств к ского правительства по ряду принципиальных вопросов. Несмотря на сохранение в целом преемственности японской внешней политики, новому лидеру удалось внести целый ряд корректив и поставить новые акценты. Это коснулось, в частности, вопроса о включении Японии в состав постоянных членов Совета Безопасности ООН, чего японская дипломатия активно добивалась при консерваторах. Позиция Хосокава стала значительно более осторожной, отражая опасения левых и центристских сил, что в таком качестве Япония будет вынуждена активно участвовать в миротворческих операциях ООН, и, соответственно, пересмотреть 9-ю «мирную» статью конституции. Одной из чувствительных сфер была оценка ряда моментов японской истории, главным образом, характера прошедшей войны. ЛДП отказывалась признать войну агрессивной со стороны Японии. Новый премьер в одном из своих интервью впервые назвал ее агрессией. Дипломатическим успехом было участие Хосокава во встрече глав АТЭС в Сиэтле в ноябре 1993 г., где состоялось его знакомство с новым президентом США Клинтоном. Газеты писали о схожести двух политиков, о новой волне в двусторонних отношениях. Американцам импонировал Хосокава как новый тип японского политика, с которым будет легче договориться о решении всех накопившихся проблем. Японское общественное мнение в целом тоже положительно восприняло нового премьера, его непринужденную манеру поведения как свидетельство рождения нового образа страны, обращенного в грядущий XXI век. Но явной слабостью нового кабинета и его лидера было отсутствие солидной политической базы и лоскутный характер коалиции, которая объединяла непомерно широкий спектр политических сил с разными политическими установками. Поэтому в практической работе Хосокава приходилось сталкиваться с огромны Часть 3. Япония в числе лидеров современного мира ми трудностями. Ситуация осложнялась тем, что в оппозиции коалиционному правительству находилась весьма могущественная, хотя и несколько ослабевшая политическая сила — ЛДП, которая действовала часто исключительно из соображений мести за свое поражение. Попытки Такэмура, лидера партии Сакигакэ, наладить мосты с ЛДП не привели к успеху. Ставший ее лидером Конб Ехэй был склонен к ограниченному сотрудничеству, но не имел серьезного влияния в партии. Кроме того, сближение коалиции с ЛДП грозило уходом из нее социалистов, и, следовательно, ее развалом. По всему кругу важнейших политических проблем приходилось искать компромиссы внутри коалиции. Наиболее серьезными из них были либерализация рынка риса в Японии, реформа избирательный системы и повышение потребительского налога. Либерализация рынка риса грозила крупными политическими потрясениями для правительства. Тем не менее, связанная обязательствами по Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ), Япония должна была к концу 1993 г. принять окончательное решение. Против выступало мощное аграрное лобби. Кроме того, без сотрудничества с ЛДП, имевшей традиционно сильные позиции в аграрном секторе, решение вопроса не представлялось возможным. В результате правительство вынуждено было ограничиться паллиативными решениями, которое вызывало критику как из-за рубежа, так и со стороны аграриев. Реформа избира- более сложным и взрывоопасным для тельной системы коалиции оказалось осуществление реформы избирательной системы. Идея ее проведения была выдвинута либерал-демократами еще в период премьерства Такэсита. Тогда в связи со скандальным «делом Рикруто» ЛДП была вынуждена признать необходимость усиления контроля над получением партиями и отдельными политиками денежных пожертвований от компаний и организаций. В связи с этим она предложила изменить порядок выборов палаты представителей и перейти от выборов ее депутатов по многомандатным округам к выборам по малым, одномандатным. Утверждалось, что такой порядок сделает выборы не столь дорогостоящими, а, следовательно, для партий и их кандидатов исчезнет необходимость собирать любыми, даже сомнительными способами денежные средства для победы на выборах. Так было положено начало широкой дискуссии о конкретном содержании политической реформы. Было очевидно, что выдвижение либерал-демократами в центр реформы изменения порядка Глава 3. Япония после окончания «холодной войны» выборов нижней, ключевой палаты имело целью укрепить их собственные позиции в парламенте: выборы по одномандатным округам затрудняли избрание кандидатов менее влиятельных партий. Вместе с тем, достижение объявленной цели реформы — предупреждение коррупции, ликвидация ее корней — представлялось весьма сомнительным. Помимо проблемы пересмотра избирательной системы, напрямую затрагивавшей интересы каждой из партий, объектом ожесточенных споров стало законодательство, устанавливающее правила финансирования политической деятельности. Оппозиция не была едина в своем отношении к предложениям ЛДП. На ее левом фланге подчеркивалась недопустимость вве дения выборов по одномандатным округам, выдвигалось требование полного запрета на денежные пожертвования партиям и политикам от компаний. Другие партии выражали желание найти4 компромиссные решения. Дискуссия о политической реформе продолжалась почти пять лет и уже после раскола ЛДП и ее ухода в оппозицию претворилась в конкретный законопроект, ставший предметом парламентских слушаний. К изменению избирательного закона разные партии в коалиции относились неодинаково. Законопроект предусматривал сокращение числа депутатских мест до 500, из которых 300 «разыгрывались» по одномандатным округам, а 200 — по общенациональным спискам. Введение мелких одномандатных округов грозило потерей многих мест, в первую очередь, социалистам, имевшим 2-е место в рейтинге популярности партий. При одномандатной избирательной схеме традиционно «вторые» депутаты-социалисты в парламент не проходили, а собранные ими голоса попросту терялись. Но за реформу активно выступала наиболее мощная партия пестрой коалиции — Синсэйтб. Она была представлена, в основном, молодыми честолюбивыми депутатами, покинувшими ЛДП как раз для того, чтобы разрушить старую систему и принять новый избирательный закон, который сулил им хорошие перспективы. В конечном счете, преодолев сопротивление социалистов и договорившись с частью депутатов от ЛДП на основе взаимных уступок, Хосокава удалось добиться принятия 1 марта 1994 г. в парламенте нового избирательного закона. Это стало главным достижением его правления. Борьба внутри пра- Толчком к отставке первого коалицион-вящей коалиции ного кабинета стала попытка Хосокава добиться повышения потребительского Часть 3. Япония в числе лидеров современного мира налога. Сказалась малоопытность премьера, грубое нарушение принципа нэмаваси, при котором все серьезные решения вначале тщательно обсуждаются на разных уровнях власти и компетенции и лишь после этого выносятся на широкое обсуждение и утверждение. Его неожиданное выступление на срочно созванной поздно вечером 3 февраля 1994 г. пресс-конференции о намерении вместо 3%-го потребительского налога ввести 7%-й «налог народного благосостояния» встретило ожесточенное сопротивление не только в широких массах, но и со стороны практически всех политических сил, включая его ближайших политических друзей и единомышленников. В результате через несколько дней ему пришлось дезавуировать свое заявление. Это был серьезный просчет, и принятый позднее в марте новый избирательный закон уже не мог спасти Хосокава. Непосредственной причиной его отставки стали усилившиеся трения внутри коалиции, в частности, резко обнажившиеся противоречия между Одзава Итирб и другими лидерами. Правда, как ни парадоксально, именно внутренние разногласия на какое-то время продлили жизнь кабинету Хосокава. Назревшая реорганизация кабинета все время откладывалась, поскольку социалисты, Сакигакэ и ряд других партий опасались, что в результате реорганизации кабинета усилятся позиции Одзава. Но в этом состоянии правительство Хосокава уже перестало быть дееспособным и фактически доживало свои дни. Сказывались и черты характера премьера. Он был слишком эмоционален, часто полагался на свою интуицию больше, чем на логику. И, главное, ему не хватало упорства и терпения, умения долго и настойчиво искать компромиссы — качеств, без которых оставаться на этом посту было невозможно. 8 апреля 1994 г. в свойственном ему несколько импульсивном духе Хосокава объявил о своем намерении уйти в отставку. Решение, хотя и было назревшим, но прозвучало достаточно неожиданно для лидеров коалиции. Поскольку оно было принято Хосокава единолично, без согласования, начались лихорадочные поиски его замены для того, чтобы спасти власть коалиции и не дать шансов либерал-демократам. Поиски нового лидера были осложнены тем, что в этот момент, чувствуя всю зыбкость и недолговечность лоскутной коалиции, Одзава попытался ускорить процесс формирования нового баланса сил путем раскола ЛДП и СПЯ и формирования новой политической силы, которая объединила бы в себе часть ЛДП, новые консервативные партии, правых и умеренных социалистов. Глава 3. Япония после окончания «холодной войны» Для этого он начал сложную политическую интригу, суть которой заключалась в том, чтобы предложить пост премьер-министра крупному политику из ЛДП Ватанабэ Митио, давно мечтавшему о нем, и тем самым спровоцировать выход его фракции из ЛДП. Это могло бы стать началом окончательного раскола партии. Но Ватл набэ медлил с решением и, в конечном счете, отказался покинуть ряды ЛДП. Социалисты и Сакигакэ внимательно следили за маневрами Одзава и пригрозили выйти из коалиции в случае, если он осуіцг ствит свой план. В результате, внутриполитическая ситуация рй вершенно запуталась. Но в этот момент социалисты заявили о своей готовности поддержать выдвижение на пост премьер мм нистра кандидатуры Хата Цутому. Одзава не оставалась ничпи другого, как согласиться с этой кандидатурой. Но перед тем как Хата стал премьер-министром, социалис іы покинули коалицию. Новому премьеру пришлось возглавить кипи нет, не обладавший большинством в парламенте. Обреченное и» нового правительства была очевидна еще и потому, что изначллі. но его глава не обладал серьезным политическим весом, а глин ное, ни по своему характеру, ни по политическому прошлому иг мог рассчитывать на серьезную поддержку. Отрицательную роль сыграла и его довольно устойчивая (хотя и незаслуженная) рту тация политической марионетки в руках Одзава. Кабинет Хата просуществовал с 24 апреля по 29 июня ИМИ й Его уход в отставку создал политическую ситуацию, напомнили шую ту, что сложилось сразу после провала ЛДП на выОорих р июле 1993 г. Ни одна партия по-прежнему не обладала устойчи вым большинством, и правительство могла сформировать фп,/йй.кп коалиция. С этой точки зрения либерал-демократы обладали ищи* деленным преимуществом. Для большинства им необходима оыли поддержка всего одной или двух партий. Воспользовавшись \uw прями в стане большой коалиции и крайне отрицательным шип шением к Одзава социалистов и Сакигакэ, ЛДП удалось дпишо риться о новом политическом альянсе с участием трех партий, ми теперь уже без Одзава и близких к нему сил. Сам по себе альянс социалистов с их старыми политическими противниками либерал-демократами был шокирующим. Но ниг более неожиданной оказалась фигура нового премьера. 29 июня 1994 г. правительство возглавил председатель СПЯ Мураяма То миити. Такое в послевоенной японской истории случилось лишь раз, на короткий период в годы оккупации. Если бы в начале 90 ч 684 Часть 3. Япония в числе лидеров современного мира годов кто-нибудь предположил, что через 3 года японское правительство возглавит социалист, то он был бы осмеян. Расстановка политических Все- что произошло в японской сил после выборов 1996 г. политике всего за один год, свидетельствовало о серьезной трансформации политической жизни Японии. Однако после выборов 20 октября 1996 г., впервые проведенных по новой избирательной системе, стало очевидно, что новая схема политического процесса еще окончательно не сформировалась. Неожиданный успех ЛДП и относительное поражение партии Синсинтб, созданной в декабре 1994 г. путем слияния Синсэйтб, Комэйто, ПДС и Новой партии Японии, свидетельствовали, что приход на место ЛДП новой консервативной силы пока так и не состоялся. ЛДП удалось не только выжить, но и укрепить свои позиции. На левом фланге непоколебимыми остались позиции только коммунистов. КПЯ удалось даже увеличить число своих депутатов, избранных по общенациональным округам. Тяжелое поражение потерпели социалисты. Им удалось сохранить чуть больше десятка депутатских мест. Это было следствием как тактических просчетов партии, так и потери ею лица в результате вступления в коалицию с консерваторами. Кроме того, на политической арене страны накануне выборов появилась новая сила, вызревшая в недрах леволиберальной части ЛДП. Хатояма Юкио и Кан Наото создали Демократическую партию Японии. В нее и ушла основная часть политиков из бывшей Социалистической партии. Итак, новый политический спектр Японии вобрал в себя две консервативные партии, Демократическую партию, расположенную в центре, осколки некогда влиятельной Социалистической партии и партию Сакигакэ слева и, наконец, Коммунистическую партию Японии на крайнем левом фланге. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ЯПОНИЯ И XXI ВЕК К началу 70-х годов под впечатлением от японского «экономического чуда» в мире стало распространяться мнение, что следующее, XXI столетие будет «веком Японии». Ее даже называли «грядущей сверхдержавой», несмотря на то, что она определенно не обладала соответствующей такому статусу военной мощью. Очень скоро об этих прогнозах стали постепенно забывать: экономический бум в Японии сменился спадом, затем последовали «нефтяные кризисы», продемонстрировавшие уязвимость японской экономики, а после их преодоления страна уже не вернулась к высоким темпам экономического роста, поражавшим воображение наблюдателей. Хотя разговоры японском «экономическом чуде» давно уже умолкли, не подлежит сомнению, что Япония подошла к концу века с огромными достижениями в социально-экономической сфере, продемонстрировав всему миру пример высокоэффективной экономики. Вместе с тем, в начале 90-х годов страна столкнулась с серьезными проблемами роста. Затянувшийся спад потребовал внести серьезные коррективы не только в экономическую структуру, но и в саму организацию японского общества. Многочисленные социальные конфликты свидетельствовали о том, что уже нельзя полагаться на действие старых механизмов, а необходимо задуматься над осуществлением глубоких реформ в области как экономических, так и социальных отношений.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |