Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Заявка команды 27 страница




Серьезным испытанием для японской дипломатии стала война в Персидском заливе. Японии удалось избежать прямого вовлече­ния в боевые действия, заплатив, правда, огромные «откупные» — около 13 млрд. долл. Впрочем, это сыграло не на пользу престижу Японии за рубежом, ее репутации среди своих союзников. Эгоцен­тризм японской внешней политики, нежелание быть вовлеченной в конфликты в «горячих точках», ссылаясь на конституционные ограничения, стали на несколько лет излюбленной темой критики Японии международной печатью. Это обстоятельство подтолкнуло последующие японские пра­вительства к разработке специального законодательства, которое позволяло бы Японии участие в операциях по поддержанию мира в рамках ООН, и, следовательно, посылку своих военнослужащих за рубеж. Перемены на внутриполитической арене 90-е годы не предвещали серьезных потрясений «системы 1955 года», т.е. монопольной власти консерваторов. Правящая Либе­рально-демократическая партия оставалась ведущей политиче­ской силой страны, чье превосходство никак не могло быть оспо­рено оппозицией, которая, в свою очередь, была крайне разобщен­ной и разноцветной. Но участившиеся скандалы в высшей поли­тической элите, связанные с фактами коррупции, стали постепен­но расшатывать здание правящей партии. Конец монопольно- 25 апРеля 1989 г' в івязи с„ а*еРами и го правления ЛДП подкупом политиков фирмой «Рикруто». в отставку подал премьер-министр Такэ­ Глава 3, Япония после окончания «холодной войны» сита Нобору. Сформированное 3 июня правительство Уно Сбсукэ продержалось всего полтора месяца. 24 июля 1989 г. Уно заявил о намерении подать в отставку в связи с очередным, на сей раз сек­суальным, скандалом. Уно стал олицетворением кризиса руководства правящей пар­тии. Сама его фигура в ряду японских премьеров была случайной. Более влиятельные политики, в частности, Абэ Синтарб, Миядза-ва Киити, Ватанабэ Митио, «стоявшие в очереди» в премьеры по­сле Такэсита, оказались сами замешаны в скандале «Рикруто» и не могли сразу занять высший пост. Другой подходящий кандидат — министр финансов Мураяма Тацуо — был «забракован» из-за того, что персонально отвечал за введение с 1 апреля 1989 г. крайне непопулярного потребительского налога, и в случае, если бы он возглавил партию, это могло повредить ЛДП на предстояв­ших в следующем году парламентских выборах. Поэтому выбор пал на Уно, занимавшего тогда пост министра иностранных дел. 8 августа 1989 г. после скандального ухода в отставку Уно в ЛДП состоялись выборы нового председателя партии, который автоматически становился премьером. Поскольку страсти по по­воду скандала с фирмой «Рикруто» еще не улеглись, вновь воз­никла необходимость в выборе такой фигуры, которая была бы не замешана в нем. Вначале наиболее вероятной кандидатурой был молодой по японским меркам политик Хасимото Рютаро, лич­ность заметная и яркая. Но он входил во фракцию Такэсита, кото­рая была основной мишенью общественной критики. Поэтому, в конечном счете, выбор пал на Кайфу Тосики, также представите­ля нового поколения японских политиков. Кайфу был еще менее заметной фигурой, чем его предшест­венник, и его избрание главой партии и кабинета министров вновь продемонстрировало глубокий кризис, охвативший в конце 80-х годов правящую Либерально-демократическую партию. Про­фессиональной ориентацией Кайфу в ЛДП была система образо­вания и культуры. В одном из кабинетов Накасонэ он занимал пост министра просвещения. Обычно путь к политическому Олим­пу в Японии шел через другие министерства — финансов, ино­странных дел или внешней торговли и промышленности. Поэтому никто не прочил Кайфу карьеры премьер-министра. Интересно, что «опекунами» Кайфу в ЛДП были две совер­шенно противоположные по взглядам и поведению политические фигуры—Такэсита Нобору и Мики Такэо. Первый принадлежал к «школе Танака» и был непосредственно вовлечен во многие фи­нансовые скандалы. Второй — представитель старшего поколения Часть 3, Япония в числе лидеров современного мира — был известен своей критикой фракционной структуры ЛДП как первопричины финансовых и прочих злоупотреблений и пропове­довал «чистоту» в политике. Таким образом, у Кайфу были связи как в «коррумпированной» части ЛДП, так и в относительно «чис­той». В целом, в те два с лишним года, когда Кайфу занимал пост премьер-министра, положение ЛДП на внутриполитической арене продолжало оставаться устойчивым. На всеобщих выборах в нижнюю палату парламента 18 февраля 1990 г. ЛДП удалось по­лучить 275 мест, т.е. стабильное большинство. Социалисты, хотя и получили 136 мест, но вся оппозиция, включая Кбмэйтб, КПЯ и ПДС, была представлена в парламенте существенно меньшим числом депутатов, нежели ЛДП. Однако сам Кайфу продолжал считаться невыразительной и случайной фигурой, и никакие внутри- и внешнеполитические действия возглавлявшегося им правительства не смогли изменить это представление. Даже осуществление первого за всю историю отношений визита в Японию руководителя Советского Союза — Горбачева, не принесло ему славы и не укрепило его политиче­ский авторитет. Достигнутые в ходе визита результаты никто не отнес в счет его заслуг. Острый внутрипартийный кризис в ЛДП материализовался в раскол партии и окончание 38-летнего периода ее монопольного правления как раз тогда, когда к ее руководству пришел один из способнейших претендентов. Сформировавший в ноябре 1991 г. свой первый кабинет Мия-дзава Киити, в отличие от двух своих предшественников, был яв­ным фаворитом. Еще в 1977 г. на одном из политических диспу­тов, транслировавшихся по всей стране, он был единодушно на­зван кандидатом №1 на пост премьера. Но для того, чтобы прийти к власти ему потребовалось почти 15 лет. Политика была для Миядзава потомствен­ным занятием. Его отец после женитьбы на до­чери одного из видных деятелей влиятельной довоенной партии Сэйюкай при покровительст­ве тестя занялся политической деятельностью и многие десятилетия, вплоть до послевоенной чистки государственного аппарата и полити­ческих кругов, неизменно избирался в парла­мент. ОКОНЧИВ ВО Время ВОЙНЫ ТОКИЙСКИЙ ИМПе- Миядзава Киити раторский университет, Миядзава поступил на., ' Глава 3. Япония после окончания «холодной войны» службу в министерство финансов. Это не только освободило его от призыва в армию, но и дало старт карьере. После войны, в 1949 году, он стал личным секретарем министра финансов Икэда, бу дущего премьер-министра Японии, и принимал прямое участие в работе кабинетов Ёсида, в разработке крупнейших внешнеполи­тических и экономических акций. Миядзава обладал рядом личных качеств, выделявшим его среди других японских политиков. Для него были характерны яр­ко выраженное рационалистическое мышление и острое полити­ческое чутье, он прекрасно знал английский язык. Распад Либерально-демократической партии начался с момен­та, когда весной 1992 г. из нее вышел ряд видных членов, образо-, вавших Либерально-социалистического союз, затем переимено­ванный в Нихон синто — Новую партию Японии. Ее возглавил Хосокава Морихиро. Процесс стал необратимыми, когда в конце августа 1992 г. на финансовых махинациях попался один из са­мых крупных деятелей правящей партии — Канэмару Син. Его уход с политической арены и скандальный суд над ним ускорил развязку—неминуемый раскол партии. 18 августа нижняя палата японского парламента приняла ре­золюцию о недоверии правительству Миядзава. После этого в те­чение нескольких месяцев происходил выход из партии всех, кто решил, что ЛДП — это тонущий корабль, и единственный разум­ный выход - вовремя его покинуть и попытаться сформировать свою партию. Из ЛДП вышла леволиберальная группа депутатов во главе с Такэмура Масаёси. 21 июня 1993 г. на ее основе была создана партия Синто сакигакэ (Предвестник). О выходе из пар­тии заявила и фракция Хата, в которой главную роль играл не се номинальный глава, а Одзава Итиро — один из самых влиятель­ных политиков. 23 июня фракция Хата объявила о создании пар­тии Синсэйтб (Новая партия). После серии шумных выходов из партии было очевидно, что на всеобщих выборах ЛДП ожидают серьезные испытания. Пар­ламентские выборы 18 июля 1993 г. явились водоразделом в по­слевоенной политической истории Японии. ЛДП получила 223 депутатских места и впервые значительно не добрала до необхо­димого большинства для формирования однопартийного кабине­та. Социалистам удалось набрать только 70 мест. Новая консер­вативная партия Синсэйтб во главе с Хата получила 55 мест, а Новая партия Японии Хосокава — 35 мест. Так закончилась эпоха безраздельного правления одной кон­сервативной партии, и начался процесс реструктуризации всего Часть 3. Япония в числе лидеров современного мира политического спектра Японии. Его главными отличительными чертами были: раскол консервативных сил, формирование консер­вативной оппозиции, которая вобрала в себя партии «среднего пути» — Комэйто и Партию демократического социализма; ослаб­ление партий левой оппозиции, в первую очередь Социалистиче­ской—некогда самой влиятельной оппозиционной силы. По своей сути это был естественный и здоровый процесс фор­мирования в Японии более демократичной и открытой политиче­ской системы, предполагавшей существование не одной, пусть и многофракционной, правящей партии, а двух или нескольких пар­тий, способных составить реальную правительственную коали­цию. В эпоху господства ЛДП динамика политического процесса в Японии поддерживалась за счет соперничества различных фрак­ций в партии, которые многие аналитики называли «мини-партия­ми». Конкуренция между ними, подчас весьма острая, тем не ме­нее, носила характер не борьбы идей, а соперничества разных по­литических групп за право реализовывать одну и ту же политику, один и тот же курс или концепцию развития. Судя по феноменаль­ным результатам послевоенного социально-экономического разви­тия Японии, такая система оказалась вполне эффективной, и по­этому продержалась столь долго. Она покоилась на двух фундаментальных факторах. Во-пер­вых, только ЛДП была способна реализовать стратегию «доктри­ны Ёсида», обеспечить стабильную и предсказуемую политиче­скую основу для колоссальной социально-экономической работы и обеспечения благоприятного внешнего климата и безопасности страны в условиях «холодной войны». Все остальные партии, вы­ступавшие за принципиально иной путь, рассматривались обще­ством не как реальные альтернативы, а, скорее, как необходимый психологический противовес политической элите. Во-вторых, не­смотря на демократические реформы в годы американской окку­пации, послевоенное японское общество в течение многих лет со­храняло ярко выраженные черты этатизма. Роль государства и го­сударственных рычагов управления социально-экономическими процессами оставалась огромной и преобладала над естественно-рыночными механизмами. Оба фактора в 90-е годы стали терять свою действенность. Окончание эпохи «холодной войны» поставило на повестку дня вопрос о формировании новой стратегии развития Японии, ориен­тированной на изменившиеся реалии внешнего мира. Затянув­шийся экономический спад и неэффективность старых методов выхода из него сделали неизбежными не только структурные, но Глава 3. Япония после окончания «холодной войны» и системные преобразования в механизмах управления социаль­но-экономическими процессами. В этих условиях было очевидно, что окончание политической монополии ЛДП не только естественное, но и вполне логичное яв­ление. Результаты июльских выборов 1993 г. свидетельствовали о крахе «системы 1955 года» и о появлении на политической арене новых действующих лиц. Приход к власти коа- После июльских выборов 1993 г. фор-лиции семи партий мирование в Японии первого с 1948 г. коалиционного правительства стало неотвратимым. Теоретически было два варианта: коалиция ЛДП с другими партиями и широкая коалиция без ЛДП путем объедине­ния всех партий, включая самые мелкие. В сложной закулисной борьбе решающее влияние на ее исход оказал Одзава Итиро — фактический лидер Синсэйтб. Порвав с ЛДП, он сделал ставку на перетягивание на свою сторону ее членов. Для этого нужно было заставить уйти ЛДП в оппозицию, лишив ее политиков министер­ских постов и прочих благ, связанных с пребыванием у власти. Для формирования обширной и крайне пестрой по составу коалиции, в которую должны были войти вчерашние непримири­мые политические соперники, наиболее удачной фигурой был Хо­сокава, сделавший ставку на надпартийную коалицию и борьбу за «чистоту» в политике и радикальные реформы. 21 июля 1993 г. на тайной встрече Одзава с Хосокава реша­лась судьба коалиции. Либерал-демократам не удалось предот­вратить ее формирование из-за шока после поражения на выборах и отсутствия ярко выраженного лидера в партии. Попытки ЛДП договориться о формировании коалиции с мел­кими партиями не дали результатов, и на заседании нижней пала­ты парламента 6 августа 1993 г. победу одержала оппозиционная коалиция из семи партий и одного политического объединения, Премьер-министром Японии стал глава Новой партии Японии Хо­сокава Морихиро. Впервые за многие годы страну возглавил человек, не связан­ный со старой политической кухней, имевший репутацию чистого и неподкупного политика, человека новой формации. Было впе­чатление, что новое время, свежие политические веяния сами привели Хосокава к успеху. В лице нового премьера страна рас­считывала получить политика нового типа. По опросам общест­венного мнения его популярность была рекордной для Японии. Хосокава происходил из знатной самурайской семьи из Кума­мото. Интересно, что его прадедом по материнской линии был Часть 3. Япония в числе лидеров современного мира крупный политик предвоенного времени принц Коноэ Фумимаро. Поначалу Хосокава не готовил себя к политической карьере, и его биография складывалась по нетипичной схеме. Он окончил уни­верситет Дзёти (а не Токийский либо, на худой конец, Васэда или Кэйб) и стал журналистом. Но семейные корни давали о себе знать, и в 1971 г. при поддержке видного писателя и политика Исихара Синтарб, он был избран по общенациональному списку ЛДП в нижнюю палату парламента. Ему было тогда 33 года, и он стал самым молодым депутатом. Хосокава (в центре) с депутатами палаты советников от Новой партии Японии В последующем Хосокава избирался по округу родного города Кумамото, а в 1982 г. он стал губернатором одноименной префек­туры. Успехи на губернаторском поприще подтолкнули Хосокава в 1992 г. к смелому шагу — образованию новой партии. В том же году в популярном журнале «Бунгэй сюндзіо» он изложил свою концепцию политических реформ в Японии. Это помогло ему со­брать под свои знамена сторонников, и на выборах в верхнюю па­лату японского парламента 26 июня 1992 г. его партия получила 4 места по общенациональному списку. Популярность Хосокава объяснялась не столько его заслуга­ми, сколько возобладавшим в обществе негативным отношением к погрязшей в скандалах и коррупции ЛДП, неспособной справить­ся с внутренними проблемами. Либеральным демократам стави­лась в вину неспособность осуществить политическую реформу, принять новый избирательный закон, который должен был урав­нять шансы всех политических сил в схватке за места в парла­менте, а главное - сделать политическое соперничество более от­крытым, прозрачным и эффективным в плане прихода к власти наиболее способных и здоровых общественных сил. Глава 3. Япония после окончания «холодной войны» Хосокава удалось воспользоваться общей атмосферой стрем­ления к радикальным политическим реформам, воцарившейся по­сле провала ЛДП на выборах 18 июля 1993 г. Следует отметить, что неожиданно большой успех партии Хосокава на этих выборах был связан с тем, что ей удалось отобрать голоса традиционных сторонников не только ЛДП, но и социалистов, которые на выбо­рах потерпели жесткое поражение. Новые тенденции в ПРИХ0Д к власти альтернативных ЛДП нолитике коалици- политических сил был ознаменован Л __„ серьезными сдвигами в позиции япон- онных правительств к ского правительства по ряду принципи­альных вопросов. Несмотря на сохранение в целом преемствен­ности японской внешней политики, новому лидеру удалось внести целый ряд корректив и поставить новые акценты. Это коснулось, в частности, вопроса о включении Японии в состав постоянных членов Совета Безопасности ООН, чего япон­ская дипломатия активно добивалась при консерваторах. Позиция Хосокава стала значительно более осторожной, отражая опасения левых и центристских сил, что в таком качестве Япония будет вынуждена активно участвовать в миротворческих операциях ООН, и, соответственно, пересмотреть 9-ю «мирную» статью кон­ституции. Одной из чувствительных сфер была оценка ряда моментов японской истории, главным образом, характера прошедшей вой­ны. ЛДП отказывалась признать войну агрессивной со стороны Японии. Новый премьер в одном из своих интервью впервые на­звал ее агрессией. Дипломатическим успехом было участие Хосокава во встрече глав АТЭС в Сиэтле в ноябре 1993 г., где состоялось его знаком­ство с новым президентом США Клинтоном. Газеты писали о схожести двух политиков, о новой волне в двусторонних отноше­ниях. Американцам импонировал Хосокава как новый тип япон­ского политика, с которым будет легче договориться о решении всех накопившихся проблем. Японское общественное мнение в целом тоже положительно восприняло нового премьера, его не­принужденную манеру поведения как свидетельство рождения нового образа страны, обращенного в грядущий XXI век. Но явной слабостью нового кабинета и его лидера было отсут­ствие солидной политической базы и лоскутный характер коали­ции, которая объединяла непомерно широкий спектр политиче­ских сил с разными политическими установками. Поэтому в прак­тической работе Хосокава приходилось сталкиваться с огромны­ Часть 3. Япония в числе лидеров современного мира ми трудностями. Ситуация осложнялась тем, что в оппозиции коалиционному правительству находилась весьма могуществен­ная, хотя и несколько ослабевшая политическая сила — ЛДП, ко­торая действовала часто исключительно из соображений мести за свое поражение. Попытки Такэмура, лидера партии Сакигакэ, на­ладить мосты с ЛДП не привели к успеху. Ставший ее лидером Конб Ехэй был склонен к ограниченному сотрудничеству, но не имел серьезного влияния в партии. Кроме того, сближение коали­ции с ЛДП грозило уходом из нее социалистов, и, следовательно, ее развалом. По всему кругу важнейших политических проблем приходи­лось искать компромиссы внутри коалиции. Наиболее серьезными из них были либерализация рынка риса в Японии, реформа изби­рательный системы и повышение потребительского налога. Либерализация рынка риса грозила крупными политическими потрясениями для правительства. Тем не менее, связанная обяза­тельствами по Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ), Япония должна была к концу 1993 г. принять окончатель­ное решение. Против выступало мощное аграрное лобби. Кроме того, без сотрудничества с ЛДП, имевшей традиционно сильные позиции в аграрном секторе, решение вопроса не представлялось возможным. В результате правительство вынуждено было ограни­читься паллиативными решениями, которое вызывало критику как из-за рубежа, так и со стороны аграриев. Реформа избира- более сложным и взрывоопасным для тельной системы коалиции оказалось осуществление ре­формы избирательной системы. Идея ее проведения была выдвинута либерал-демократами еще в период премьерства Такэсита. Тогда в связи со скандальным «делом Ри­круто» ЛДП была вынуждена признать необходимость усиления контроля над получением партиями и отдельными политиками де­нежных пожертвований от компаний и организаций. В связи с этим она предложила изменить порядок выборов палаты предста­вителей и перейти от выборов ее депутатов по многомандатным округам к выборам по малым, одномандатным. Утверждалось, что такой порядок сделает выборы не столь дорогостоящими, а, следо­вательно, для партий и их кандидатов исчезнет необходимость со­бирать любыми, даже сомнительными способами денежные сред­ства для победы на выборах. Так было положено начало широкой дискуссии о конкретном содержании политической реформы. Было очевидно, что выдви­жение либерал-демократами в центр реформы изменения порядка Глава 3. Япония после окончания «холодной войны» выборов нижней, ключевой палаты имело целью укрепить их соб­ственные позиции в парламенте: выборы по одномандатным окру­гам затрудняли избрание кандидатов менее влиятельных партий. Вместе с тем, достижение объявленной цели реформы — преду­преждение коррупции, ликвидация ее корней — представлялось весьма сомнительным. Помимо проблемы пересмотра избиратель­ной системы, напрямую затрагивавшей интересы каждой из пар­тий, объектом ожесточенных споров стало законодательство, ус­танавливающее правила финансирования политической деятель­ности. Оппозиция не была едина в своем отношении к предложениям ЛДП. На ее левом фланге подчеркивалась недопустимость вве дения выборов по одномандатным округам, выдвигалось требова­ние полного запрета на денежные пожертвования партиям и поли­тикам от компаний. Другие партии выражали желание найти4 компромиссные решения. Дискуссия о политической реформе продолжалась почти пять лет и уже после раскола ЛДП и ее ухода в оппозицию претвори­лась в конкретный законопроект, ставший предметом парламент­ских слушаний. К изменению избирательного закона разные партии в коалиции относились неодинаково. Законопроект предусматривал сокраще­ние числа депутатских мест до 500, из которых 300 «разыгрыва­лись» по одномандатным округам, а 200 — по общенациональным спискам. Введение мелких одномандатных округов грозило потерей многих мест, в первую очередь, социалистам, имевшим 2-е место в рейтинге популярности партий. При одномандатной избиратель­ной схеме традиционно «вторые» депутаты-социалисты в парла­мент не проходили, а собранные ими голоса попросту терялись. Но за реформу активно выступала наиболее мощная партия пест­рой коалиции — Синсэйтб. Она была представлена, в основном, молодыми честолюбивыми депутатами, покинувшими ЛДП как раз для того, чтобы разрушить старую систему и принять новый избирательный закон, который сулил им хорошие перспективы. В конечном счете, преодолев сопротивление социалистов и до­говорившись с частью депутатов от ЛДП на основе взаимных ус­тупок, Хосокава удалось добиться принятия 1 марта 1994 г. в пар­ламенте нового избирательного закона. Это стало главным дости­жением его правления. Борьба внутри пра- Толчком к отставке первого коалицион-вящей коалиции ного кабинета стала попытка Хосокава добиться повышения потребительского Часть 3. Япония в числе лидеров современного мира налога. Сказалась малоопытность премьера, грубое нарушение принципа нэмаваси, при котором все серьезные решения вначале тщательно обсуждаются на разных уровнях власти и компетенции и лишь после этого выносятся на широкое обсуждение и утвер­ждение. Его неожиданное выступление на срочно созванной позд­но вечером 3 февраля 1994 г. пресс-конференции о намерении вместо 3%-го потребительского налога ввести 7%-й «налог народ­ного благосостояния» встретило ожесточенное сопротивление не только в широких массах, но и со стороны практически всех по­литических сил, включая его ближайших политических друзей и единомышленников. В результате через несколько дней ему при­шлось дезавуировать свое заявление. Это был серьезный просчет, и принятый позднее в марте но­вый избирательный закон уже не мог спасти Хосокава. Непосред­ственной причиной его отставки стали усилившиеся трения внут­ри коалиции, в частности, резко обнажившиеся противоречия между Одзава Итирб и другими лидерами. Правда, как ни парадоксально, именно внутренние разногла­сия на какое-то время продлили жизнь кабинету Хосокава. На­зревшая реорганизация кабинета все время откладывалась, по­скольку социалисты, Сакигакэ и ряд других партий опасались, что в результате реорганизации кабинета усилятся позиции Одзава. Но в этом состоянии правительство Хосокава уже перестало быть дееспособным и фактически доживало свои дни. Сказывались и черты характера премьера. Он был слишком эмоционален, часто полагался на свою интуицию больше, чем на логику. И, главное, ему не хватало упорства и терпения, умения долго и настойчиво искать компромиссы — качеств, без которых оставаться на этом посту было невозможно. 8 апреля 1994 г. в свойственном ему несколько импульсивном духе Хосокава объявил о своем намерении уйти в отставку. Реше­ние, хотя и было назревшим, но прозвучало достаточно неожидан­но для лидеров коалиции. Поскольку оно было принято Хосокава единолично, без согласования, начались лихорадочные поиски его замены для того, чтобы спасти власть коалиции и не дать шансов либерал-демократам. Поиски нового лидера были осложнены тем, что в этот мо­мент, чувствуя всю зыбкость и недолговечность лоскутной коали­ции, Одзава попытался ускорить процесс формирования нового баланса сил путем раскола ЛДП и СПЯ и формирования новой политической силы, которая объединила бы в себе часть ЛДП, новые консервативные партии, правых и умеренных социалистов. Глава 3. Япония после окончания «холодной войны» Для этого он начал сложную политическую интригу, суть которой заключалась в том, чтобы предложить пост премьер-министра крупному политику из ЛДП Ватанабэ Митио, давно мечтавшему о нем, и тем самым спровоцировать выход его фракции из ЛДП. Это могло бы стать началом окончательного раскола партии. Но Ватл набэ медлил с решением и, в конечном счете, отказался покинуть ряды ЛДП. Социалисты и Сакигакэ внимательно следили за маневрами Одзава и пригрозили выйти из коалиции в случае, если он осуіцг ствит свой план. В результате, внутриполитическая ситуация рй вершенно запуталась. Но в этот момент социалисты заявили о своей готовности поддержать выдвижение на пост премьер мм нистра кандидатуры Хата Цутому. Одзава не оставалась ничпи другого, как согласиться с этой кандидатурой. Но перед тем как Хата стал премьер-министром, социалис іы покинули коалицию. Новому премьеру пришлось возглавить кипи нет, не обладавший большинством в парламенте. Обреченное и» нового правительства была очевидна еще и потому, что изначллі. но его глава не обладал серьезным политическим весом, а глин ное, ни по своему характеру, ни по политическому прошлому иг мог рассчитывать на серьезную поддержку. Отрицательную роль сыграла и его довольно устойчивая (хотя и незаслуженная) рту тация политической марионетки в руках Одзава. Кабинет Хата просуществовал с 24 апреля по 29 июня ИМИ й Его уход в отставку создал политическую ситуацию, напомнили шую ту, что сложилось сразу после провала ЛДП на выОорих р июле 1993 г. Ни одна партия по-прежнему не обладала устойчи вым большинством, и правительство могла сформировать фп,/йй.кп коалиция. С этой точки зрения либерал-демократы обладали ищи* деленным преимуществом. Для большинства им необходима оыли поддержка всего одной или двух партий. Воспользовавшись \uw прями в стане большой коалиции и крайне отрицательным шип шением к Одзава социалистов и Сакигакэ, ЛДП удалось дпишо риться о новом политическом альянсе с участием трех партий, ми теперь уже без Одзава и близких к нему сил. Сам по себе альянс социалистов с их старыми политическими противниками либерал-демократами был шокирующим. Но ниг более неожиданной оказалась фигура нового премьера. 29 июня 1994 г. правительство возглавил председатель СПЯ Мураяма То миити. Такое в послевоенной японской истории случилось лишь раз, на короткий период в годы оккупации. Если бы в начале 90 ч 684 Часть 3. Япония в числе лидеров современного мира годов кто-нибудь предположил, что через 3 года японское прави­тельство возглавит социалист, то он был бы осмеян. Расстановка политических Все- что произошло в японской сил после выборов 1996 г. политике всего за один год, свиде­тельствовало о серьезной транс­формации политической жизни Японии. Однако после выборов 20 октября 1996 г., впервые проведенных по новой избирательной системе, стало очевидно, что новая схема политического процесса еще окончательно не сформировалась. Неожиданный успех ЛДП и относительное поражение партии Синсинтб, созданной в декабре 1994 г. путем слияния Синсэйтб, Комэйто, ПДС и Новой партии Японии, свидетельствовали, что приход на место ЛДП новой консервативной силы пока так и не состоялся. ЛДП удалось не только выжить, но и укрепить свои по­зиции. На левом фланге непоколебимыми остались позиции только коммунистов. КПЯ удалось даже увеличить число своих депута­тов, избранных по общенациональным округам. Тяжелое пораже­ние потерпели социалисты. Им удалось сохранить чуть больше де­сятка депутатских мест. Это было следствием как тактических просчетов партии, так и потери ею лица в результате вступления в коалицию с консерваторами. Кроме того, на политической арене страны накануне выборов появилась новая сила, вызревшая в не­драх леволиберальной части ЛДП. Хатояма Юкио и Кан Наото создали Демократическую партию Японии. В нее и ушла основная часть политиков из бывшей Социалистической партии. Итак, новый политический спектр Японии вобрал в себя две консервативные партии, Демократическую партию, расположен­ную в центре, осколки некогда влиятельной Социалистической партии и партию Сакигакэ слева и, наконец, Коммунистическую партию Японии на крайнем левом фланге. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ЯПОНИЯ И XXI ВЕК К началу 70-х годов под впечатлением от японского «экономи­ческого чуда» в мире стало распространяться мнение, что сле­дующее, XXI столетие будет «веком Японии». Ее даже называли «грядущей сверхдержавой», несмотря на то, что она определенно не обладала соответствующей такому статусу военной мощью. Очень скоро об этих прогнозах стали постепенно забывать: экономический бум в Японии сменился спадом, затем последова­ли «нефтяные кризисы», продемонстрировавшие уязвимость японской экономики, а после их преодоления страна уже не вер­нулась к высоким темпам экономического роста, поражавшим во­ображение наблюдателей. Хотя разговоры японском «экономическом чуде» давно уже умолкли, не подлежит сомнению, что Япония подошла к концу ве­ка с огромными достижениями в социально-экономической сфере, продемонстрировав всему миру пример высокоэффективной эко­номики. Вместе с тем, в начале 90-х годов страна столкнулась с серьезными проблемами роста. Затянувшийся спад потребовал внести серьезные коррективы не только в экономическую струк­туру, но и в саму организацию японского общества. Многочислен­ные социальные конфликты свидетельствовали о том, что уже нельзя полагаться на действие старых механизмов, а необходимо задуматься над осуществлением глубоких реформ в области как экономических, так и социальных отношений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.