Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Элементы теории игр




Важнейшим разделом исследования операций является теория игр.

Теория игр впервые была систематически изложена Нейманом и Моргенштерном в 1944 г., хотя отдельные результаты были опубликова­ны еще в 20-е годы. Наиболее широко теория игр применяется в эконо­мике, так как экономическим конфликтам легче всего придать численную форму.

Теория игр - это математическая теория выбора решений участ­никами конфликтных ситуаций, когда имеются две или более стороны, действия которых друг против друга имеют различный результат в зависимости от выбранных участниками способов проведения операции.

Различают антагонистические игры и игры с не противополож­ными интересами. Антагонистическими называются игры, в кото­рых интересы сторон противоположны.

По информации, которой располагают игроки относительно прош­лых ходов, различают игры с полной и неполной информацией. Игрой с полной информацией называется игра, в которой каждый игрок при каждом ходе знает все предыдущие выборы всех участников игры и их результаты. В противном случае игра называется игрой с неполной информацией.

Возникающие на практике конфликтные ситуации чаще сводятся к играм с неполной информацией, так как противники стремятся скрыть свои выборы.

Введем принятую в теории игр терминологию.

Операция называется игрой. Стороны, участвующие в игре, назы­вают игроками. Критерии эффективности игроков называют платеж­ными функциями. Выбор игроком стратегии называют ходом. Игра со­стоит в том, что игроки по очереди делают ходы. Совокупность ходов, реализующая игру, называется партией. Игры с конечным числом игро­ков, конечным числом стратегий у каждого игрока и конечным числом ходов в партиях называются конечными играми.

Мы ограничимся рассмотрением только позиционных игр. В по­зиционной игре n лиц разрешенные ходы указаны в их логической по­следовательности. Каждый ход производится либо игроком (личный ход), либо случайным образом (случайный ход). Во втором случае за­дается распределение вероятностей. В каждой окончательной позиции игры значение исхода (платежа) выражают при помощи вектора , где - выигрыш i -го игрока при данном исходе.

Позиционную игру можно представить в виде дерева, где корень соответствует начальной позиции игры. Каждый узел представляет опре­деленную возможную позицию игры, а каждая дуга – ход в игре.

Информация задается при помощи информационных множеств. Две позиции принадлежат одному и тому же информационному множест­ву, если игрок, которому следует ходить в каждой из этих позиций, не может отличить одну позицию от другой.

Стратегия представляет собой некоторое правило, описывающее действия игрока, т.е. указывает, какую альтернативу следует выбирать в каждом информационном множестве.

Если зафиксировать стратегии игроков, то исход игры определен, за исключением возможных случайных ходов. Если заданы и вероятнос­ти случайных ходов, то ожидаемый выигрыш (проигрыш) каждого игро­ка также полностью определен.

Нормальной формой игры называется функция, ставящая в со­ответствие каждому набору стратегий вектор выигрышей .

Некоторый набор из n стратегий называется равно­весным, если для каждого игрока i и для каждой его стратегии

.

Другими словами, если набор из n стратегий равновесный, то ни один из игроков не может увеличить свой выигрыш, изменяя стратегию в одностороннем порядке.

Большинство игр не имеют равновесных наборов. Гарантировать существование равновесного n -набора можно, только располагая полной информацией: когда в окончательной позиции игры каждый игрок знает все свои ходы вплоть до этой позиции, игра имеет, по крайней мере, один равновесный набор (одну ситуацию равновесия).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.084 сек.