Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инволюция 1 страница




П

одобно тому как в эволюции отдельного дерева одни ветви цветут, другие слабеют и гибнут; как в лесу некоторые деревья вырастают высоко и широко раскидывают свои ветви, а другие задерживаются в своем росте, слабеют и умирают; или как при прогрессирующем развитии (вперед и вверх) какого-либо вида некоторые из индивидов находятся впереди массы, другие же отстают от нее, — точно так же и в долгом поступательном движении коллективного человеческого разума некоторые индивидуальные умы находятся в авангарде большой армии, в то время как в тылу колонн колеблется и падает огромное число несовершенных представителей.

Устойчивость какой-либо способности в расе пропорциональна возрасту ее в последней, т. е. способность сравнительно недавнего происхождения более подвержена уклонению от нормы, отсутствию, аберрации — тому, что называется болезнью, и скорее утрачивается, чем способность более старого происхождения. Многим это положение покажется трюизмом — очевидной истиной, не требующей доказательства. Если какой-нибудь орган или способность передавались по наследству в расе, скажем в миллионе поколений, то, по-видимому, a priori можно с достоверностью допустить, что этот орган или способность гораздо легче унаследуется данным индивидуумом этой расы, чем тот орган или способность, которые возникли лишь, скажем, три поколения тому назад. В этом случае говорят о даровании, таланте. Талант состоит в обладании одной или несколькими новыми способностями или же в повышенном развитии одной или нескольких старых способностей. Однако при настоящих условиях, по мнению Галтона, надо было бы написать

 

целое объемистое сочинение, чтобы доказать, что здесь играет роль наследственность. Этот факт настолько далек от очевидности, что даже до сих пор наследственность таланта не пользуется общим признанием. Но никто еще не написал книги для доказательства наследственности зрения, слуха или самосознания, потому что всякий (даже самый невежественный человек) знает без всяких доказательств, что это так. По поводу этого Дарвин пишет о лошадях: «Отсутствие однообразия в способностях, которые с течением времени подчиняются отбору, обусловливается главным образом влиянием принципа "возврата к старому"». Другими словами, способности или органы, которые подвергаются изменениям путем отбора, склонны терять то, что ими было приобретено благодаря возвращению к первоначальным условиям (путем наследственности). Далее Дарвин говорит: «Среди лиц, занимающихся разведением животных, является общераспространенным убеждение, что отличительные признаки всякого рода укрепляются путем долгого постоянного наследования». В другом месте тот же автор, говоря о «колеблющейся и, насколько мы можем судить, бесконечной изменчивости в нашем домашнем культивировании животных и растений, о пластичности всей их организации», приписывает подобную неустойчивость тем недавним изменениям, которым они подверглись под влиянием применяемого к ним искусственного отбора. И еще в одном месте Дарвин пишет о крайней изменчивости наших «прирученных животных и культивированных растений».

Едва ли необходимо приводить дальнейшие аргументы. Всякий, кто пожелает сколько-нибудь вдуматься в этот вопрос, увидит, что чем меньше времени какой-либо орган или способность находились в обладании расой, тем менее они должны быть устойчивы в ней, а следовательно, и в индивидууме, и тем более подвержены они исчезновению, недостаткам, изменчивости и большему или меньшему несовершенству или, как мы выражаемся, заболеваемости, и наоборот — чем дольше какой-либо орган или способность существуют в расе, тем более вероятности их усвоения путем наследования и того, что они приобретут определенные типичные особенности, т. е. тем более вероятности в том, что они будут нормальны, будут соответствовать норме или типу данного органа или способности; другими словами, менее вероятно, что они будут несовершенны, т. е. подвержены тому, что мы называем недостатком или болезнью. Допуская такое положение, мы можем сделать следующие выводы: во-первых, раса, развитие которой шло наиболее ускоренным темпом, будет подвержена (при равенстве всех прочих условий) наибольшему количеству падений, и во-вторых, во всякой расе те функции, эволюция которых совершалась наиболее быстро, будут наиболее склонны к падениям.

Применение этих положений к прирученным животным (большинство которых в течение нескольких последних сотен поколений дифференцировалось путем искусственного подбора) объясняет то, в чем часто видели аномалию, а именно: большую склонность к заболеванию и преждевременной смерти домашних животных в сравнении с их дикими прототипами. Действительное существование этого явления признается всеми. Тот же самый принцип объясняет, почему чем выше животное стоит в его развитии, т. е. чем более дифференцировалось оно в позднейших поколениях от своего первоначального типа, тем более оно подвержено заболеванию и преждевременной смерти.

Применяя эти общие положения к нам самим, т. е. к человеческой расе, мы находим, что они означают следующее: органы и функции более позднего приобретения чаще всего отсутствуют или имеют недостатки, отклонения от нормы и заболевания. Но общеизвестен факт, что в цивилизованном человеке (преимущественно в арийской расе) функции, подвергшиеся наибольшим изменениям за последние несколько тысячелетий, суть функции, носящие названия умственных, т. е. та группа их (чувственные, интеллектуальные и моральные), которая зависит и вытекает из двух больших нервных систем, спинномозговой и большой симпатической. Эта обширная группа функций выросла, распустилась, дала новые ростки и ветви и до сих пор находится в процессе воспроизведения новых способностей, по своему значению неизмеримо более важных, чем какая-либо другая способность человеческого организма. А если это так, то в этом обширном агрегате способностей мы неизбежно должны встретиться с постоянными отклонениями, упущениями, дефектами и падениями. Клинические наблюдения показывают, что сделанные выше выводы имеют под собою солидные обоснования. Наблюдения эти демонстрируют, что уклонения доходят до всевозможных степеней и беспредельного разнообразия: уклонения в области чувственных функций, каковы, например, дальтонизм и музыкальная

 


 

глухота, уклонения в области моральной природы, в целом или частях ее, в области интеллекта, в отношении одной или нескольких его способностей, или даже уклонения более или менее полные в отношении всего интеллекта, как, например, в случаях безумия или идиотизма. Но помимо всех этих уклонений мы замечаем, как дополнение к ним, то неизбежное падение или понижение раз установившейся в человеке функциональной деятельности, которое мы называем болезнью, в отличие от различных форм и степеней идиотизма. Легко заметить, что если какая-нибудь функция или способность, принадлежащая какому-нибудь данному виду, склонна вследствие какой-либо общей причины исчезать в некоторых индивидуумах этого вида, то она должна быть склонна и к заболеванию, т. е. падению, в тех случаях, когда она не исчезает совершенно в индивидууме. Потому что если данная способность не всегда развивается в индивидууме, т. е. часто не появляется в нем, то это должно означать, что во многих других случаях, когда она появляется, она оказывается не вполне и не прочно сформированной. Мы не можем представить себе скачка от полного отсутствия данной функции в одних членах вида к абсолютному совершенству и прочности той же самой функции в остальных членах этого вида. Мы знаем, что рост видов не идет по такому пути. Мы знаем, что в расе, среди членов которой одни будут семи футов ростом, а другие только четырех, мы всегда найдем, если поищем, людей всех ростов между двумя этими противоположностями. Мы знаем, что все случаи крайностей, представляемых расою, соединены (друг с другом) мостом из целой вереницы промежуточных представителей вида. Один человек может поднять тысячу фунтов, другой же только сто, но между ними существуют такие, пределы мускульной силы которых способны заполнить промежуток между сотней и тысячью фунтов. Один умирает в возрасте сорока, другой в возрасте ста тридцати лет, и каждый год, как и каждый месяц, между сорока и ста тридцатью годами является для какого-нибудь человека пределом возможной жизни. Тот же самый закон, который управляет границами способностей, действует так же и в отношении прочности и постоянства их. Нам -известно, что в некоторых людях интеллектуальные функции настолько неустойчивы, что, едва успев утвердиться в человеке, сейчас же распадаются, так сказать, рушатся под собственной тяжестью, подобно дурно построенному дому, стены которого недостаточно

 


 

крепки, чтобы поддерживать крышу. Таковы крайние случаи так называемого органического безумия (во время развития организма), когда разрушается разум, едва только что начавший свое существование и даже не вполне еще сформировавшийся; это случаи умственной болезни при наступлении периода возмужания и юности, когда природа бывает в состоянии сформировать или только наполовину сформировать нормальный разум и совершенно неспособна поддержать его и последний, следовательно, сразу низвергается в хаос. Безнадежность (в смысле излечения) такого рода заболеваний прекрасно понимают все психиатры, и не трудно видеть, почему страдающие подобным умопомешательством не поддаются и не могут поддаваться излечению, так как самое существование таких заболеваний психики указывает на отсутствие элементов, необходимых для сформирования и поддержания нормального разума в субъектах, подверженных такому безумию.

В этом царстве безумия, в собственном смысле этого слова, т. е. исключая отсюда идиотизм, указанные случаи занимают крайнюю точку на одном конце шкалы заболеваний; страдающие же маниями и меланхолией, вызванной какими-нибудь чрезвычайно сильными возбудительными причинами, каковы, например, деторождение или престарелый возраст, находятся на другом конце этой шкалы. Другими словами, в первом случае мы имеем разряд больных, в которых разум, без всякого воздействия извне, рассыпается в прах, едва успев сформироваться или даже еще не достигнув полного сформирования. Во втором случае перед нами другой класс больных, в которых равновесие умственных способностей только нарушено резкими потрясениями, и притом временно, так как подобные случаи поддаются излечению в течение нескольких недель или месяцев, если больные будут поставлены в благоприятные условия. Огромное промежуточное пространство между этими двумя крайними пределами заполнено бесконечным разнообразием форм и степеней умственных заболеваний, представляющих все возможные состояния умственной устойчивости или неустойчивости. Но весь этот ряд заболеваний подчиняется одному и тому же закону, а именно: та из умственных функций, будь то интеллектуальная или моральная, которая развилась позднее других, первая подвергается заболеванию и больше всего страдает, и наоборот: функция более раннего развития заболевает (если только вообще заболевает) последней и страдает меньше других.

Если разум уподобить растущему дереву, то можно сказать, что наименее значительные приступы умственных заболеваний скручивают его листья, парализуя или отчасти парализуя на время их функции: это те листья, которые представляют собой более хрупкие эмоции и понятия самой поздней формации, и в особенности всевозможные комбинации из этих последних; более глубокие приступы болезни уже убивают листья и портят самые нежные побеги, а еще более глубокие потрясения убивают последние и наносят вред более крепким отросткам и т. д., до тех пор, пока самые глубокие и идущие от корней умопомешательства, каковы случаи помрачения разума в период развития организма, не превратят дерево в голый, мрачный, как привидение, ствол без листьев, побегов и почти без всяких ветвей.

И во всем этом процессе разрушения способности более ранней формации, каковы ощущение и память, чувство голода и жажды, чувство «съеживания» от обиды и другие самые основные чувственные функции, продолжают свое существование дольше всех других; функции же более позднего развития, как сказано выше, рассыпаются первыми, затем наступает очередь следующих за ними во времени. Факт, который прекрасно освещает спорный вопрос о том, что умственные заболевания есть по своей сущности разрушения тех умственных способностей, которые менее устойчивы, главным образом вследствие недавнего своего происхождения, и что, следовательно, умопомешательство лежит в самой эволюции, т. е. в явлении современном и притом находящемся все еще в стадии прогрессиро-вания, — факт этот состоит в сравнительном отсутствии умопомешательств среди негров.

Выше уже было сказано, что большой процент помешательств в Америке и Европе находится в прямой зависимости от быстроты развития арийцев за последние тысячелетия. Очень немногие решатся утверждать, что ум негра в каком-либо отношении прогрессирует в такой же степени, как ум арийца. И вот, как следствие этой разницы, мы имеем среди арийцев Америки более высокий процент умопомешательств, чем среди негров.

Произведенная в 1880 г. в Соединенных Штатах народная перепись показала, что из сорока трех миллионов белого населения восемьдесят тысяч страдают умственными заболеваниями, что с точностью составляет один на пятьсот; между тем среди шести и трех четвертей миллиона негров сумасшедших оказалось только немного более шести тысяч, т. е. приблизительно в пропорции один на тысячу сто человек. Несомненно, что если бы мы располагали статистическими данными, касающимися других отсталых или остановившихся в своем развитии народов, мы нашли бы подобное же положение вещей, — и все эти факты привели бы нас к выводу, что среди диких и полудиких народов случаи умопомешательств сравнительно редки.

В заключение результаты, к которым мы пришли в этой главе, могут быть сведены к следующему:

1. Устойчивость какой-либо способности в индивидууме зависит от возраста этой способности в расе. Чем старее способность, тем она устойчивее, и наоборот — чем она моложе, тем неустойчивее.

2. Раса, эволюция которой шла наиболее быстро, наиболее подвержена разрушению.

3. Те функции какой-либо данной расы, эволюция которых совершалась наиболее быстро, наиболее склонны к разрушению.

4. В наиболее прогрессивных семьях арийской расы умственные способности развились в период последних тысячелетий чрезвычайно быстро.

5. Огромное количество разрушений в области умственных способностей, называемых обыкновенно умопомешательством, которое замечается среди членов арийской расы, обязано своим существованием быстрой и слишком близкой к настоящему времени эволюции указанных способностей в этой расе.

От самосознания к космическому сознанию

I

Так как все способности, упомянутые в последней части этой книги, и многие другие возникают в расе каждая в свое время, т. е. тогда, когда раса подготовлена уже к их усвоению, то мы можем предположить (и мы должны это сделать), что (судя по приведенным примерам) рост, эволюция, развитие, или как бы мы ни называли подобный процесс движения вперед, всегда происходили в прошлом, продолжают совершаться теперь и (насколько мы можем утверждать) будут происходить всегда и в будущем. Если наше предположение справедливо, то новые способности будут возникать время от времени в нашем уме точно так же, как они возникали прежде. Допустив это, предположим, что то, что в этом сочинении называется космическим сознанием, есть способность, которая точно таким же образом рождается и существует, и посмотрим, что мы знаем об этом чувстве, состоянии, способности или как бы это явление ни называлось. Прежде всего надо заметить, что это новое чувство не появляется в том или другом человеке случайно; для его возникновения необходимо существование высоко одаренной и экзальтированной человеческой личности, обладающей предварительными условиями для рождения этой способности. В особенно важных случаях появления космического сознания в человеке замечается исключительное развитие некоторых или всех обыкновенных человеческих способностей. Особенно надо заметить, ввиду его несомненной достоверности, известный нам случай в лице Уолта Уитмена, который обладал замечательным совершенством своих интеллектуальных и моральных способностей и космического чувства. Вероятно, приблизительно такое же совершенство в развитии способностей необходимо и во всех других случаях для появления космического сознания. Затем, конечно, в некоторых, вероятно даже во всех, подобных случаях такая личность обладает исключительными физическими достоинствами: особенной красотой телосложения и фигуры, исключительно красивыми чертами лица, исключительным здоровьем и мягкостью характера и исключительным магнетизмом.

II

 

Чувство космического сознания имеет много названий, которые, однако, не поняты до сих пор или не признаны. Поэтому будет полезно привести здесь некоторые из них; при дальнейшем изложении они будут еще более понятными. Гаутама, или один из ранних учеников его, называл это чувство «нирваной», ввиду исчезновения или «потухания» непосредственно при возникновении этого чувства в человеке некоторых его низших умственных способностей (каковы: чувство греха, боязнь смерти, любовь к богатству и т. п.). Подобное подавление прежней личности человека, наряду с рождением новой, действительно равносильно уничтожению прежнего и созданию нового «я».

Слово «нирвана» определяется как «такое состояние, к которому как к высшей цели и высшему благу должен стремиться буддийский святой». Иисус называл это новое состояние «Царством Божьим» и «Царством Небесным» за тот мир и счастье, которые связаны с ним и которые, может быть, являются наиболее характерными чертами этого состояния. Ап. Павел называл его «Христом». Он говорит о себе как о «человеке во Христе», говорит о «тех, кто во Христе». Он называет это состояние также «Духом» или «Духом Божьим». После того как апостол Павел вошел в плоскость космического сознания, он познал, что Иисус обладал космическим чувством и что он сам как бы живет жизнью Иисуса — т. е. что в нем живет другая индивидуальность, другое «я». И это второе «я» он называл «Христом», отождествляя его не столько с Иисусом-человеком, сколько с Помазанником Божиим, который должен был быть ниспослан и был ниспослан в лице Христа, совмещавшего в себе одновременно Иисуса (человека обыкновенного самосознания) и Мессию-вестника и образец новой более высокой расы. С двойственностью личности обладающих космическим сознанием мы будем встречаться много раз в дальнейшем изложении, и мы увидим, что двойственность эта является постоянным и выдающимся явлением. Магомет называл космическое чувство «Гавриил» и, по-видимому, видел в нем определенно отличное от самого себя лицо, которое жило в нем и говорило с ним. Данте называл его «Беатриче» («Делающая счастливым») — название почти или вполне равнозначное выражению «Царство Небесное». Бальзак называл нового человека «специалистом» и новое состояние «специализмом». Уитмен называет космическое сознание «Мой дух» и «Моя душа», однако говорит о нем так, как будто бы оно было другим лицом, например:

О дух неукротимый. Я с тобой и ты со мной... Мы оба плывем на корабле, о дух... Со смехом и многими поцелуями... О дух, ты радуешь меня, а я тебя...

Бэкон (в своих сонетах) настолько выразительно рассматривает космическое сознание как определенное лицо, что весь свет, основываясь на словах поэта, считал в течение трехсот лет, что это «лицо» (независимо от его имени) было молодым другом поэта.

В этом случае происходит как бы объектирование чисто субъективного явления, хотя надо помнить, что для лица, обладающего космическим сознанием, термины «объективный» и «субъективный» теряют свое старое значение: «объекты» и «невидимый дух» покрывают друг друга, становясь «единым» понятием. Для иллюстрации этого будет кстати процитировать здесь поэта, который, хотя и мог бы служить примером человека, обладающего космическим сознанием, тем не менее не включен в это сочинение, так как автор лишен был возможности добыть необходимые для этой цели подробности.

 

Так размышлял на земле странник,

Олицетворявший собой все человечество.

Вначале лишь смутные стремления владели им,

Неясно возникая в грезах.

Только со временем, в годы зрелости,

Ранние мечтания его превратились во вдохновение

и в свет души. Тогда явилось видение, и в свете он узрел Явно раскрывшимся то, на что он раньше уповал, И еще многое, кроме этого, — самую сокровенную

сущность явлений И «красоту» — венец самой жизни, Несказанную, превосходящую все бренные очертания. Перед его взором была уже не фантазия, А облеченный в свет истинный «идеал», Возвышенно-прекрасный, непостижимый, Полный красоты и божественного согласия. Странник не изнемог, как латмосец, В мечтательном экстазе на холме

В сиянии луны увидевший любовь свою без покрывала; Ибо он знал, что венец жизни его В этом видении и что оно должно осуществиться, Нет, уже осуществилось, ибо отныне рядом с ним

Стоит и будет стоять лучезарное создание,

его путеводный свет, Его Полярная звезда, которая, как магнит, Держит его силою бесконечной любви! Но как описать существо, которое ныне принадлежит ему? Какими словами выразить то, что невыразимо? Одно лишь могу сказать, что она была неизреченно прекрасна.

 

Кто смог бы изобразить эти черты, нарисовать этот образ, Созданные столь совершенно, что никакое искусство Не в силах передать их.

Никакой художник не мог бы изобразить улыбку

на этих алых губах, Или уловить и передать всю выразительность ее очей, Дивных, полузакрытых мягкими загнутыми ресницами; Они усиливали очарование, Исходившее из влажных глубин ее глаз. Глаза эти казались источниками любви, И были полны тлеющего огня и страсти, И в то же время были так нежны и целомудренны. Все ее движения были совершенны, как бы сама природа, Но еще усовершенствованная бессознательным искусством. Ее осанка была само благородство, В ней было не то величие, Которое вызывает страх,

Не то горделивое, властное сознание своего достоинства, Которое заставляет смиренных отступать в смущении, — Нет, вместо него была манящая грация

И прелесть, которые могла придать лишь бессмертная любовь,

Чтобы украсить свое святилище

И создать себе подобающую обитель.

Склоняясь вперед, она чудным,

Невыразимым взором своим, казалось, говорила:

«Ты — мой, ты — равный мне, ты — мой супруг,

Дополняющий мое «я»; без тебя я была ничто;

В моих глазах ты прекраснее меня,

Ибо лишь в тебе одном осуществляется моя жизнь».

Потом прибавила вслух, голосом полным гармонии:

«Ты давно уже задумывался над тайною жизни, Над ее обширной, вечной круговой сменой покоя, Возрождения и деятельности, Ты искал в ней переход души из света в тьму,

из тьмы снова к свету. Пойдем же со мною, и мы увидим, хоть отчасти, Все это раскрытым в жизни человека». Сказав это, она наделила его одним своим присутствием Новыми чувствами, способностями и силами, Далеко превосходящими прежние.

III

 

Мимоходом было уже упомянуто, что при вступлении расы в плоскость обладания новой способностью, в особенности же такой, которая лежит на линии прямого восхождения расы, как это, несомненно, имеет место в отношении космического сознания, эта новая способность неизбежно приобретается прежде всего не только наилучшими представителями этой расы, но для этого необходимо, кроме того, чтобы они находились в наилучших условиях своего возраста, т. е. достигли полной зрелости и полного расцвета своих сил. Что же говорят нам факты о времени появления в человеке космического сознания?

Все относящиеся сюда случаи могут быть суммированы в немногих словах следующим образом. Из тридцати четырех случаев, в которых просветление наступило мгновенно (причем до некоторой степени достоверно известно и время его наступления), возраст лиц, вошедших в плоскость космического сознания, в одном случае равнялся двадцати четырем годам, в трех — тридцати, в двух — тридцати одному, в двух — тридцати одному с половиною, в трех — тридцати двум, в одном — тридцати трем, в двух — тридцати восьми, в трех — тридцати девяти, в одном — сорока, в одном — сорока девяти и, наконец, в одном — пятидесяти четырем годам от роду.

Ниже будут приведены подробные указания по поводу этих случаев, так как каждый из них рассматривается здесь индивидуально; что же касается данных возраста каждого лица, когда на него снизошло просветление, то они помещены с другими фактами в таблице ниже.

Космическое сознание появляется преимущественно в лицах мужского пола, отличающихся от других более высоким развитием — т. е. обладающих хорошими интеллектуальными способностями, высокими моральными качествами и наивысшей степенью физического развития. Появление в человеке космического сознания совпадает приблизительно с тем временем жизни, когда человеческий организм достигает наивысшей точки своей творческой силы — возраста от тридцати до сорока лет от роду. Точно так же и непосредственный предвестник космического сознания — самосознание — должно было появиться в свое время первоначально в людях среднего возраста, сначала отдельно среди наиболее развитых представителей расы, а затем оно постепенно становилось достоянием почти всех членов расы (когда она доросла до этого), проявляясь все в более и более раннем возрасте, и теперь, как мы видим, обнаруживается во всяком хорошо развитом индивидууме в возрасте около трех лет.

Затем дальнейшая аналогия в том же направлении заставила бы нас убедиться, что всю расу в целом ожидает еще новый шаг вперед (составляющий главную тему настоящего сочинения), а именно: что наступит такое время, когда отсутствие в человеке космического сознания будет показателем низкой ступени развития, подобно тому, как указывает теперь на это отсутствие в ком-либо моральной природы. Существует предположение, что новое чувство космоса будет становиться все более и более общим достоянием, проявляясь все раньше и раньше в жизни людей, пока, после смены многих поколений, оно не появится в каждой нормальной особи при наступлении возмужания или даже еще раньше; затем, продолжая становиться все более и более общераспространенным, космическое сознание будет проявляться в людях еще раньше, пока, после смены многих тысяч поколений, не появится в каждом члене расы непосредственно после раннего детства.

При этом необходимо ясно понять, что не все случаи космического сознания относятся к одной и той же плоскости. Или другими словами, если мы говорим о сознании, самосознании и космическом сознании как о состояниях, занимающих каждое свою плоскость, то подобно тому, как объем самосознания в своей плоскости (где один человек может быть Аристотелем, Цезарем, Ньютоном или Контом, а его сосед на ближайшей улице мало чем или совсем не отличается от животного в стойле) шире объема простого сознания, присущего любому данному виду в этой плоскости, так точно мы должны допустить, что и объем космического сознания, проявляющегося в миллионах случаев (как и в других плоскостях), должен быть шире объема самосознания, и, наверное, он и в действительности значительно шире последнего, как качественно, так и количественно. Т. е. если бы допустить, что мир населен людьми, обладающими космическим сознанием, то они отличались бы друг от друга как большим или меньшим объемом своих интеллектуальных способностей, большим или меньшим уровнем своих моральных и духовных качеств, так и разнообразием своих характеров, притом гораздо больше, чем отличались бы жители разных планет в плоскости самосознания. В плоскости космического сознания одни люди должны быть богами, другие нет; для случайного наблюдателя они будут казаться настолько высоко вознесенными над обыкновенным человечеством, насколько может быть возвышена, укреплена и очищена их внутренняя жизнь благодаря новому чувству. Как человек, даже в незначительной степени обладающий самосознанием, фактически стоит почти неизмеримо выше животного, наделенного только простым сознанием, так и всякий человек, одаренный постоянным космическим чувством, должен быть почти неизмеримо выше и благороднее всякого, обладающего лишь самосознанием. Мало того, человек, обладавший космическим чувством хотя бы даже в течение только нескольких секунд, наверное, никогда не опустится снова до духовного уровня человека, наделенного лишь самосознанием, но двадцать, тридцать и сорок лет спустя он будет все еще чувствовать внутри себя очищающую, укрепляющую и возносящую силу посетившего его божественного просветления, и многие из окружающих такого человека признают, что духовный облик его неизмеримо выше облика среднего человека.

VI

С точки зрения гипотезы, принятой здесь автором, необходимо, чтобы случаи космического сознания становились с течением времени не только более многочисленными, но также и более законченными и ярко выраженными. Что же говорят на этот счет факты? Оставляя в стороне маловажные случаи, т. е. такие, в которых несомненно имело место проявление в людях космического чувства, но которые были позабыты в последние тысячелетия, тринадцать из приведенных нами случаев все-таки, в конце концов, настолько велики, что никогда не могут поблекнуть в человеческой памяти: это Гаутама, Иисус, ап. Павел, Плотин, Магомет, Данте, Лас-Казас, Хуан Иепес, Фрэнсис Бэкон, Якоб Бёме, Уильям Блейк, Бальзак и Уолт Уитмен.

От Гаутамы до Данте мы насчитываем промежуток в восемнадцать столетий; на этот период времени приходится пять случаев просветления. От Данте же до настоящего времени протекло всего шесть столетий, в течение которых, однако, произошло восемь таких случаев. Т. е. в то время как в более ранний период один случай приходился на каждые триста шестьдесят лет, в более позднюю эпоху один случай падает на каждые семьдесят пять лет. Другими словами, космическое сознание появлялось в людях в 4,8 раза чаще в последний период, нежели в прежний. Что же касается времени, предшествовавшего Гаутаме, за этот период, наверное, не произошло ни одного случая озарения, а если и были, то очень немного, притом недостаточно ярко проявившихся вовне.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.