Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стандартно-непрерывного упражнения




О

О

О

О

О

О

О

О

U

Is

Д

О

Si

P

X

СО

О) Q.

Is

Э о

Q.

П

Я CDi| li

Повторный

Сенсомо-торный

Соревно­вательный

Игровой

Срочной информации

I

Д.

Д

Реакции в облегченных условиях выполнения действия

Избирательное воздействие на моторный или сенсорный компоненты

Эмоциональности

В условиях повышенной

Двигательной активности



У


Ґ^Тш




 




ч








 


Is


 

s


cti °


 



з!

Є"!

ы га

 

| л


З ії Е £5 з о



Рис. 6.1. Взаимосвязь категорий "методический подход", "методическое направление", "ме­тод", "методический прием" при совершенствовании быстроты простой реакции


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 117



ГЛАВА 6. МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

жит направленность методов на решение специфических педагогических за­дач, связанных с физическим воспитанием. Пользуясь ею, из общего набо­ра методов можно выбрать те, которые наиболее полно содействуют реше­нию конкретной задачи: образовательной, воспитательной или физического развития.

В предлагаемой классификации методы подразделяются на три боль­шие группы (рис. 6.2):

I. Направленные на овладение знаниями.

П. Направленные на овладение двигательными умениями и навыками.

III. Направленные преимущественно на развитие физических качеств, способностей.

МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ


приобретения знаний


овладения двигательными умениями и навыками


совершенствования

двигательных навыков

и развития физических качеств


 


           
     







 

д


 

JS  
о  
л  
  IS
н ш
X  
я>  
  СО
  п
о Іофі-
  S
ё  
£  

 

  і
и S
о CU
S. S I
  О)
S НОИ'
  £ о

 

0) S
   
  m
ш га
а X
рмі> X
S і
   
  ДВИ
  £
І О
с І

Я-


 

ный, 1 ый,
X ш 1ЬН
S я
ере m S-'S
с Ё S
IS" S ^
  >s 8-
Q. 3 "
ш I
і do.
X  
ш о
£ с

 


Рис. 6.2. Классификация методов, применяемых при обучении двигательным действиям и развитии физических качеств



OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 118





РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

В каждой группе методов, в свою очередь, можно выделить соответст­вующие подгруппы, виды и разновидности методов. Тот или иной метод включает в себя разнообразные по характеру методические приемы. В то же время одни и те же методические приемы могут входить в состав разных ме­тодов. При построении классификации мы исходили из представлений о том, что каждая группа методов должна строиться и использоваться на ба­зе закономерностей, лежащих в основе процесса усвоения знаний, или дви­гательных умений и навыков, или направленного развития физических ка­честв. И поскольку закономерности обучения двигательным действиям и развития физических качеств существенно отличаются между собой, то пра­вомерно считать ее обоснованной и весьма перспективной в теоретическом и практическом отношениях.

Конечно, многие из этих методов реализуют одновременно в той или иной мере образовательную, воспитательную и развивающую функции. Од­нако несмотря на все это, каждый из них имеет свои доминирующие функ­ции, которые дают весомое основание отнести его при классификации к той или иной группе методов физического воспитания личности.

Выбор и применение конкретного метода в практике зависит от ряда факторов и условий. В частности, их выбор определяется:

1. Закономерностями формирования двигательных навыков и развития
физических способностей и вытекающими из них методическими принци­
пами.

2. Поставленными целями и задачами обучения, воспитания и развития
организма занимающихся.

3. Характером содержания учебного материала, применяемых средств.

4. Возможностями занимающихся — их возрастом, состоянием здоро­
вья, полом, уровнем подготовленности, моторной одаренностью, физичес­
ким и умственным развитием, психологическими особенностями и др.

5. Возможностями самих преподавателей — их предшествующим опы­
том, уровнем теоретической и практической подготовленности, способнос­
тями в применении определенных методов, средств, стилем работы и лич­
ными качествами.

 

6. Временем, которым располагает преподаватель. Например, беседа
требует больше времени, чем описание.

7. Этапами обучения двигательным действиям, фазами развития физи­
ческой работоспособности (повышение уровня развития качеств, их стаби­
лизация или восстановление).

8. Структурой отдельных занятий и их частей, этапов, периодов, цик­
лов тренировки.

9. Особенностями внешних условий, в которых проводятся занятия
(температура воздуха, влажность, сила ветра, состояние оборудования).

Методы, направленные на приобретение знаний. Знания — один из веду­щих компонентов содержания физического образования личности.

Их определяют обьино как информацию, воспринятую, созданную и закрепленную в памяти каждого обучаемого. Знания осваиваются в процес­се определенной деятельности и фиксируются в сознании обучаемого в ви-


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 119



ГЛАВА 6. МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ




де представлений, фактов, понятий и закономерностей. На основе знаний создается полный и более' точный образ об изучаемом двигательном дейст­вии, от которого зависит во многом успешность овладения техникой дви­жений (рис. 6.2).

Группу методов, направленных на приобретение знаний, составляют методы, предусматривающие устную передачу и усвоение информации. Устное изложение осуществляется в виде рассказа, беседы, объяснения, описания и других форм речевого воздействия.

Рассказ — это изложение событий в повествовательной форме. В рас­сказе сообщаются истории научных открытий в области физического воспитания, развития вида спорта, техники движений, методики трени­ровки и др. Он часто применяется при организации игровой деятельно­сти.

Беседа представляет собой вопросно-ответную форму овладения учеб­ным материалом. На каждый вопрос педагога следует ответ занимающихся. В ходе беседы обучаемые могут спросить у преподавателя о том, что им не­понятно. Главное требование этого метода — строгая система продуманных вопросов и предполагаемых ответов учащихся. Беседа также может прово­диться и в виде обсуждения чего-либо, т.е. обмена мнениями. Разновидно­стью беседы является разбор, широко используемый при анализе каких-ли­бо явлений, процессов, событий. К примеру, анализ допущенных ошибок и их первопричин, результатов участия в соревнованиях, играх и т.п. Он мо­жет быть односторонним, когда его проводит только педагог, или с участи­ем обучаемых — совместным, коллективным.

Описание — это подробный перечень признаков, особенностей изучае­мого упражнения. При его применении говорится, что надо делать, но не указывается, почему надо делать так.

Характеристика — это обобщенное перечисление наиболее важных признаков действия. Она используется в тех случаях, когда нет смысла да­вать полное и точное описание изучаемого действия. Отвечает на вопрос: "Как делать?". К примеру, выполнять действия слитно, плавно, энергично, медленно, непринужденно и т.д.

Объяснение предполагает раскрытие существенных закономерностей выполняемых движений. Главная особенность этого метода — теоретичес­кие доказательства обсуждаемого вопроса (эффективности предлагаемого способа решения двигательной задачи, предлагаемого учебного задания и др.). В процессе объяснения обеспечивается глубокое понимание обучаемы­ми изучаемого учебного материала, осуществляется побуждение их к актив­ной мыслительной деятельности, а также привлечение учащихся к рассуж­дениям, вопросам. Оно отвечает на два главных вопроса: "Зачем это нужно делать?" и "Почему так, а не иначе?".

Разновидностью объяснения являются:

• сопроводительные пояснения — лаконичные комментарии и замечания, которыми пользуется педагог по ходу выполнения упражнения занимающимися с целью направить и углубить восприятие, исправить или подчеркнуть те или иные стороны движений;


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 120





РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

• инструктирование — точное, емкое словесное объяснение тех­ники изучаемых действий, учебных заданий, упражнений, правил их выпол­нения и т.д.

Непосредственное руководство учебной деятельностью обучаемых осу­ществляется с помощью указания, команд, подсчета, распоряжении, прика­за и др.

При передаче, получении и анализе информации для оценки и стиму­лирования результатов учебной деятельности широко применяются различ­ные формы словесных оценок: оценочные суждения ("верно", "хорошо"), устные оценки в баллах или очках, а также словесные самоотчеты, само­оценки обучаемых, одобрение, похвала педагогом действий занимающихся.

Для создания общей картины предстоящих двигательных действий ли­бо отдельных их сторон широко применяется метод самопроговари-в а н и я. Суть его состоит в том, что перед выполнением, к примеру, опор­ного прыжка в гимнастике или рывка в тяжелой атлетике, ученик преднамеренно мысленно воссоздает технику исполнения этих упражнений, сопровождая мысленное выполнение действий проговариванием выполняе­мых элементов, движений вслух, а затем "про себя" — во внутренней речи с акцентом внимания на важных моментах, характеристиках действия.

Мысленное выполнение действий получило название идеомоторной тренировки.

Установлено, что этот метод ускоряет овладение действиями, повыша­ет качество обучения. Большое значение он приобретает, когда невозмож­но практически выполнить действия (длительный переезд, болезнь, травма и пр.). В этих условиях мысленное их выполнение способствует быстрому восстановлению и даже совершенствованию двигательных навыков.

Методы и приемы, основанные на применении внутренней речи при выполнении действий называют обычно методами словесной са­морегуляции. Они весьма разнообразны. Регуляция двигательной де­ятельности при обучении движениям может осуществляться с помощью самоприказов, самоубеждений, самовнушений и др. К примеру, метод са­моприказов предполагает произнесение про себя слов приказов, например таких, как "сильнее", "выше", "энергичней" и т.д. Включение внутренней речи в саморегуляцию действий способствует интеллектуализации процес­са обучения движениям.

Группа методов, связанная с передачей и усвоением печатной информации путем работы с учебниками, книгами, учебными карточками, программированными посо­биями, применяется для стимулирования познавательного интереса и активнос­ти занимающихся, углубления их знаний в области спортивной техники и мето­дики технической подготовки

Эти методы позволяют получить более полные и достоверные знания о правилах и особенностях судейства в каком-то виде спорта, условиях про­ведения соревнований, возможностях эффективного использования того или иного технического приема в этих условиях.


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 121



ГЛАВА 6. МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ




Группа методов усвоения и использования знаний построена на осно­ве передачи и восприятия информации посредством органов чувств (пер­цептивные методы).

Важную роль здесь играют зрение, кинестезический анализатор, вести­булярный анализатор, слух и другие каналы чувственного восприятия изу­чаемого действия. Ощущения и восприятия — это первичный образ о дей­ствии. Они предшествуют представлениям или вторичным, чувственно-наглядным образам. Представления могут возникать в сознании обучаемых при отсутствии непосредственных раздражителей, что сближает их с обра­зами памяти, воображения и наглядно-обратного мышления; по мере осво­ения двигательных действий формируются специализированные восприя­тия: чувство снаряда, чувство мяча, чувство штанги, повышающие сенсор­ную культуру двигательной деятельности занимающихся. Применение дан­ных методов поднимает эмоциональный настрой, интерес обучаемых к учебной работе, активизирует их внимание, способствует созданию более яркого и точного сенсорно-перцептивного образа (модели) техники дейст­вий, их характеристикам, осмыслению и тщательному анализу структуры и условий его выполнения.

Чувственный образ и его структурные компоненты (зрительные, слухо­вые и другие ощущения восприятия и представления) служат основой для формирования двигательных умений, навыков. Он может формироваться в результате воздействия на обучаемого двух групп факторов, различающихся по признаку расположения источника информации об учебном задании.

Одна группа факторов связана с передачей информации, адресованной обучаемому извне и относящейся к "чужому" исполнению движения. Такой подход к познанию движения порождает представление о нем, которое обычно называют экзогенным, т.е. внешнего происхождения.

Другая группа факторов связана с получением информации о движении самим исполнителем упражнения. Эти факторы порождают соответственно эндогенные, т.е. внутренние ощущения, восприятия, представления.

При создании чувственного образа изучаемых упражнений применяют­ся экзогенные или эндогенные способы и приемы.

В первом случае применяются следующие методы: натуральный показ упражнения педагогом или одним из учеников; демонстрация рисунков, схем, фотографий, кино- и видеомагнитофонных записей, предметных и сим­волических ориентиров (мячей на подвесках, флажков, мишеней, щитов с разметкой и т.д.), звуковая и световая демонстрация.

Во втором случае применяются методы направленного "прочувствова­ния" движения, содействующие созданию эндогенной картины движения. В настоящее время особые надежды связываются с созданием технических средств, позволяющих принудительно задавать требуемые параметры дви­жений и тем самым лучше прочувствовать их.

Обучить тонкому дифференцированию отдельных параметров движения можно используя методы срочной информации. Целесообразно также приме­нять специальные приемы, направленные на развитие отчетливости двига­тельных ощущений: выполнение упражнения с выключением зрения, ис-


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 122





РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

пользование безнагрузочного напряжения мышц со зрительным контролем за проявлением электрической активности определенных групп мышц на экра­нах векторэлектрокардиоскопов или тактильным контролем "на ощущение".

Для выяснения правильности формирования восприятия о технике движений, их характеристиках педагог должен постоянно получать инфор­мацию о них от самих обучаемых. Целесообразно в этих случаях попросить учеников с помощью рисунка, графической записи выразить собственное понимание структуры действия, отдельных его фаз, положения тела и его частей, траектории и амплитуды движений при перемещении тела в прост­ранстве и времени.

Методы, направленные на овладение двигательными умениями и навыка­ми. В зависимости от способа освоения структуры двигательного действия в процессе разучивания их подразделяют на:

• методы расчлененного упражнения;

• методы целостного упражнения.

Методы расчлененного обучения предполагают разделение упражнения по частям с последовательным их объединением по мере освоения в цело­стное действие.

При этом двигательный навык можно представить как бы в виде суммы достаточно доступных частных двигательных навыков, которые затем последо­вательно объединяются в основной. Этот метод применяется в таких случаях:

• при обучении сложно-координационным двигательным действиям,
когда нет возможности изучить их целостно:

• если упражнение состоит из большого числа элементов, органически
мало взаимосвязанных между собой;

• если упражнение выполняется так быстро, что нельзя изучить и усо­
вершенствовать его отдельные части;

• когда целостное выполнение упражнения может быть опасным, если
предварительно не изучить его элементы;

• когда необходимо обеспечить быстрый успех в обучении с тем, что­
бы поддержать интерес к учебной деятельности, особенно в работе с деть­
ми и подростками, сформировать уверенность в своих силах.

Задача построения обучения двигательным действиям методом рас­членения сводится к решению вопросов о количестве обучающих упраж­нений и их выборе. Решая эти вопросы следует придерживаться таких пра­вил:

• при расчленении учитывать особенности структуры изучаемого дейст­
вия, двигательный опыт обучаемых и условия обучения;

• расчленение не должно вызывать принципиального изменения струк­
туры данного действия;

• при расчленении обучающими упражнениями должны быть охвачены
все фазы целевого упражнения (изучаемого упражнения);

• для отдельного разучивания следует выбирать только те фазы упраж­
нения, которые могут эффективно контролироваться либо самим обучае­
мым, либо извне, с помощью преподавателя или обучающих устройств; фа­
зы движения, плохо поддающиеся контролю, вычленять не следует;


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 123



ГЛАВА 6. МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ




• обучающее упражнение должно содержать возможно меньше посто­
ронней двигательной информации, не связанной с предметом обучения.

Основные разновидности метода расчлененного упражнения:

1. Метод собственно расчлененного упражнения, который предусмат­
ривает использование относительно крупных звеньев, каждое из которых
охватывает одну или несколько фаз целевого упражнения.

2. Метод решения узких двигательных задач, который предполагает
вычленение (расслаивание) отдельных характеристик движений (простран­
ственных, временных, динамических, ритмических и др.) и действий внут­
ри фаз целевого упражнения. С его помощью можно решать разнообраз­
ные задачи. В частности, сформировать более точные представления о
движении у обучаемых, совершенствовать отдельные характеристики тех­
ники движений, исправлять ошибки, возникающие в процессе обучения, и
многое другое.

3. Метод по разделениям. Существует множество приемов, используе­
мых в процессе расчлененного разучивания двигательных действий. К ос­
новным следует отнести: освоение ключевых положений тела и его частей,
временная фиксация положения тела в той или иной фазе упражнения,
"проводка" в изучаемой фазе движения, имитация движения, изменение
исходных и конечных условий движения и т д.

Методы целостного обучения основываются на том, что с самого начала движения осваиваются занимающимися в составе той целостной структуры, которая типична для данного действия (прыжки, метания и др.).

Они преимущественно используются при:

• разучивании более простых упражнений;

• изучении некоторых сложных действий, которые, с методической точ­
ки зрения, нецелесообразно изучать по частям;

• закреплении и совершенствовании двигательных умений и навыков.
Благоприятные условия для применения целостных методов имеются

также в тех случаях, когда обучаемый и педагог располагают эффективны­ми средствами и приемами помощи и страховки. К примеру, это характер­но для таких видов спорта, как спортивная гимнастика, акробатика, прыж­ки в воду, прыжки с трамплина на лыжах, фристайл и другие, в которых освоение действий связано с элементами риска, страха, преодолении отри­цательных эмоций.

В настоящее время в физическом воспитании и спорте широко при­меняются тренажерные устройства, берущие на себя функции обучения технике движений и контроля за действиями занимающихся. Естественно, применение таких тренажеров и других технических устройств делает воз­можным целостное разучивание даже довольно сложных двигательных действий.

Разновидности целостных методов:

1. Собственно целостный метод, который подразумевает прямое приме­
нение в качестве обучающего упражнения целевого движения, т.е. того дей­
ствия, которое является объектом изучения.

2. Метод целостного упражнения с постановкой частных задач.


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 124





РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

3. Метод целостного упражнения с развертыванием обучения от веду­
щего звена. Например, при толкании ядра ведущим звеном будет финаль­
ное усилие, при метании копья — сочетание разбега с финальным усилием.
Этот метод предполагает использование специальных и подготовительных
упражнений.

4. Метод подводящих упражнений, который основан на применении в
качестве обучающих упражнений действий, структурно-родственных целе­
вому упражнению, но более доступных в освоении.

При разучивании и совершенствовании упражнений этим методом могут использоваться такие методические приемы, как: самостоятельное выполне­ние упражнения при наличии гарантированной безопасности (применяется непосредственная страховка преподавателем, партнером, вспомогательными средствами типа лонж и др.); выполнение упражнений с направляющей по­мощью; на тренажере; применение проводки и т.д.

Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических качеств. В их основе лежит определенный порядок со­четания и регулирования нагрузки в процессе воспроизведения упражне­ния, или тот или иной способ упорядочения действий занимающихся и ус­ловий их выполнения.

Сущность того или иного метода совершенствования двигательных на­выков и направленного развития физических качеств в значительной степе­ни зависит от избираемого способа регулирования и дозирования каждого из параметров нагрузки: интенсивности длительности, количества повторе­ний упражнений, интервалов и характера отдыха.

На рис. 6.3 приведена классификация методов, основу которой состав­ляют различный порядок сочетания и регулирования нагрузки и отдыха. Остановимся на характеристике отдельных методов.

Равномерный метод характеризуется тем, что при его применении занимаю­щиеся выполняют физическое упражнение непрерывно с относительно постоян­ной интенсивностью, стремясь, к примеру, сохранить неизменную скорость пе­редвижения, темп работы, величину и амплитуду движений. Различают два варианта этого метода:

метод длительной равномерной тренировки;

метод кратковременной равномерной тренировки

Отметим, что если при прохождении дистанции в беге колебания ско­рости не превышают 3 % от средней скорости, то такой бег можно считать равномерным.

Этот метод используется в основном в циклических упражнениях (бег, гребля, плавание, езда на велосипеде), хотя не исключена возмож­ность его применения и в упражнениях ациклического характера (гимна­стика, бокс и др.).

Тренирующее воздействие на организм занимающихся при его приме­нении обеспечивается в период работы. Увеличение нагрузки достигается либо за счет повышения длительности, либо интенсивности выполнения упражнения. Разумеется, с увеличением интенсивности работы длитель-


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 125



ГЛАВА 6. МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ


КОМПОНЕНТ НАГРУЗКИ


ВИД МЕТОДОВ


ГРУППА МЕТОДОВ


КЛАСС МЕТОДОВ


 


интенсивность упражнения

длительность упражнения


Равномерный

Повторный





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.084 сек.