Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Урочные формы организации занятий в физическом воспитании




В общей системе физического воспитания формы организа­ции занятий неравнозначны и неодинаковы. К основным относятся сравни­тельно крупные формы занятий, которые позволяют создавать необходимые условия для эффективного обучения двигательным действиям, развития физических качеств и поддержания тренированности.

Такими являются прежде всего урочные формы. Вместе с неурочными они расширяют возможность рациональной организации системы занятий для достижения поставленных целей или решения отдельных задач физиче­ского воспитания.

С педагогической точки зрения наиболее целесообразной и основной формой организации систематических занятий в физическом воспитании признана урочная, оправдавшая себя в длительной практике.

Традиционной и основной формой организации занятий является урок, как исторически сложившаяся форма обучения, которая совершенствова­лась достаточно длительное время.

В уроке создаются наилучшие условия для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач физического воспитания.

Урок является наиболее экономной и эффективной формой организа­ции систематических занятий как в физическим воспитании, так и в спор­тивной тренировке и прикладной физической подготовке.

В рамках общего обязательного курса физического воспитания урочные формы занятий более унифицированы, что обусловлено принципиально единой для всех программой, однородностью контингента занимающихся в группах и подгруппах, стабильностью расписания, лимитом времени занятий, постоянным числом занятий в недельном цикле, четверти, семес­тре и т.д.

В условиях физкультурного движения на добровольных началах заня­тия урочного типа более вариативны. Они видоизменяются в зависимости от содержания и направленности (спортивное совершенствование, пролон-


РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Признаками урока являются:

ведущая роль педагога-специалиста, который отвечает за его организацию и
проведение;

стабильное расписание занятий (обеспечивает их систематичность и правиль­
ное чередование работы и отдыха);

постоянный состав занимающихся, желательно однородный по возрасту, полу,
уровню физической подготовленности, состоянию здоровья, специализации;

соответствие учебного материала программе и особенностям контингента
занимающихся;

широкие возможности применения различных методов обучения и тренировки,
воспитания и организации, контроля и управления с обязательным учетом
уровня физического состояния занимающихся

тированная физическая подготовка, физкультурно-кондиционная трениров­ка или занятия по реализации частных задач), а также в зависимости от ря­да переменных обстоятельств (изменения в режиме жизни занимающихся, конкретные возможности выделения времени для занятий, условия их ос­нащения и т.д.). Этим объясняется своеобразие форм урочных занятий.

Классификация занятий урочного типа. Конкретные уроки физического воспитания проводятся с различными контингентами населения по разным программам. При этом приходится иметь дело с большими различиями в уровне подготовленности и психофизическом состоянии занимающихся, с неоднородностью их интересов и возможностей, с разнообразными внеш­ними условиями. Поэтому в практике физического воспитания закономер­но складываются многообразные по содержанию, структуре и типичным методическим особенностям типы, виды и разновидности урочных занятий.

Уроки физического воспитания можно классифицировать по целевой направленности и по характеру решаемых задач.

По направленности уроки подразделяют на уроки общей физической подготовки (ОФП), тренировочные занятия по видам спорта, уроки про­фессионально-прикладной подготовки (ППФП), уроки с лечебной целью, методические уроки.

Уроки общей физической подготовки направлены на обеспечение всесто­роннего физического развития. Они проводятся со всеми возрастными группами (детский сад, школа, вуз, группы здоровья и т.д.). Для этих уро­ков характерны разнообразие учебного материала и умеренные физические нагрузки. Они также имеют место в учебно-тренировочном процессе спортсменов, но носят специфичный характер с преобладанием упражне­ния, направленных на развитие физических качеств.

Тренировочные занятия используются в работе с занимающимися избран­ным видом спорта. В каждом отдельном случае они требуют специфической методики, повышенного внимания к дозировке нагрузки.

Уроки профессионально-прикладной направленности проводятся с подро­стками, юношами, взрослыми. Характерной особенностью является обуче­ние двигательным действиям, имеющим сходство с профессиональной дея­тельностью, и обеспечение необходимой физической и волевой подготовки.


ГЛАВА 10. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

Уроки с лечебной целью проводятся для восстановления здоровья и функциональной полноценности организма. Они, в свою очередь, делятся на уроки лечебной физической культуры (ЛФК), профилактические, реаби­литационные, компенсаторные (или рекреационные) и проводятся по спе­циально разработанным методикам.

Методические уроки имеют место в системе подготовки и переподготов­ки физкультурных кадров. Они проводятся для обучения методике, разработ­ки и проведения уроков физического воспитания, формирования методичес­ких умений будущих педагогов, а также повышения квалификации специа­листов. Эти уроки направлены не на физическое воспитание самих обучае­мых, а на их профессиональное образование. Их проводят в физкультурных учебных заведениях на факультетах повышения квалификации, курсах, семинарах учителей, преподавателей, тренеров, инструкторов по спорту. Ме­тодические уроки проводятся как с самими обучаемыми методике, так и в ви­де демонстрации занятий с учащимися школ, вузов (показательные или от­крытые уроки, мастер-классы). В первом случае занятия носят модельный характер, поскольку обучаемые фактически не могут и не должны перевопло­щаться в какой-либо реальный коллектив занимающихся. Во втором случае, когда занятия проводятся с реальным коллективом с присущими ему кон­кретными признаками, методические уроки являются более эффективными.

Модельные методические уроки, как правило, сопровождаются ввод­ными, текущими и завершающими пояснениями и указаниями. Уроки на конкретном коллективе занимающихся завершаются подробным методиче­ским разбором, причем желательно, чтобы в нем участвовали и наблюдав­шие демонстрацию. В последнем случае особенно важно мотивированное обобщающее заключение проводившего урок педагога или же методиста.

Уроки по характеру решаемых задач подразделяются на:

• вводные (ими обычно начинается год или тренировочный цикл);

• изучение нового и повторение пройденного материала (наиболее рас­
пространенные в системе обучения и спортивной тренировки);

• направленные на развитие физических качеств;

• контрольные — проводятся для периодического подведения итогов.
Они могут носить характер индивидуальной проверки, прикидок, курсовок,
соревнований.

Для физического воспитания в целом характерно преобладание сме­шанных (комбинированных) уроков, т.е. совмещение в одном занятии изу­чения нового материала, совершенствование и проверка ранее освоенного, развитие двигательных качеств.

Типовая структура урока. Перед каждой системой физического воспита­ния ставятся определенные задачи, которые находят свое отражение в под­боре средств и построении уроков.

Структура урока представляет собой единый педагогический процесс.

Остановимся на характеристике отдельных частей урока.

Подготовительная часть. Задачами этой части урока являются:

• организация занимающихся и обеспечение их общей функциональ­
ной готовности для решения задач основой части урока.


РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

Средствами решения этих задач являются строевые и порядковые упражнения, комплекс общеподготовительных упражнений (с предметами, без предметов, с отягощениями, в парах, на месте или в движении), элементы ритмики, танца, подвижные игры умеренной интенсивности.

В основной части решаются следующие задачи:

• специальная функциональная подготовка;

• сообщение учащимся и усвоение ими знаний в области физической
культуры;

• формирование двигательных умений и навыков;

• формирование умения применять двигательные навыки в новой ме­
няющейся обстановке;

• развитие физических качеств.

В одном уроке могут быть объединены 2—3 задачи.

Средствами решения этих задач являются специальные, специаль­но-подготовительные и подводящие физические упражнения, а также на­правленные на преимущественное развитие физических качеств.

В заключительной части решаются такие задачи:

• организованное завершение урока, снижение психического и физиче­
ского напряжения отдельных органов и систем организма, приведение их к
оптимальному уровню для последующей деятельности.

Средства решения этих задач — дыхательные упражнения, упражне­ния на внимание и расслабление, подведение итогов урока, домашнее зада­ние.

Урок строится с учетом многих объективных факторов: влияния физи­ческих упражнений на организм; закономерностей процесса физического развития человека; логики развертывания учебно-познавательной деятель­ности; зависимости между техникой выполняемых движений и характером проявления двигательных качеств, а также времени, места, условий занятий и поведения занимающихся.

Содержание конкретных уроков разнообразно, изменчиво и обусловле­но требованием программы, особенностями и подготовленностью занимаю­щихся, этапом учебно-воспитательного процесса и т.д. Существуют опреде­ленные способы распределения материала в уроке.

Упражнения в начале урока по своему координационному механизму и характеру физических нагрузок должны соответствовать особенностям предстоящей основной деятельности. При подборе упражнений для подго­товительной части и ее проведения учитель должен учитывать состояние учеников, характер предшествовавшей деятельности, условия проведения занятий и т.д.

Подготовительная часть занятия включает общее построение группы, рапорт (или перекличку), взаимное приветствие. Эти действия зависят от особенностей контингента занимающихся. Подготовительная часть способ­ствует настройке на предстоящие действия, установке соответствующих от­ношений между педагогом и занимающимися. Наиболее значительное вре­мя подготовительной части занятия уделяется общей функциональной подготовке организма занимающихся, которая должна представлять собой


ГЛАВА 10. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

комплекс достаточно строго регламентированных по направленности и ве­личине нагрузки упражнений, последовательно подготавливающих системы организма к выполнению основных задач (разминка).

В комплексе разминки используются упражнения, избирательно воз­действующие на системы организма, которые отличаются по интенсивнос­ти и другим параметрам от основных упражнений (тех, к которым подво­дятся ученики), но они должны быть близки по целевым установкам, координации, характеру проявляемых усилий, т.е. необходимо рационально сочетать элементы общей и специальной физической подготовки.

В качестве средств общей физической подготовки используются хорошо разученные ранее, сравнительно легко дозируемые физические упражнения с предметами и без предметов, циклические и некоторые комбинированные (ходьба и бег с маховыми, вращательными, прыжковыми и другими движе­ниями), нагрузку при выполнении которых можно четко регламентировать.

Комплекс разминки может быть относительно постоянным в ряде уро­ков, но не следует слишком стандартизировать его.

Часто в качестве комплекса общеразвивающих упражнений (ОРУ) ис­пользуются отдельные элементы предстоящих основных действий. Но кро­ме упражнений для общей функциональной подготовки в подготовительной части урока часто присутствуют упражнения, обеспечивающие специфиче­ски направленное врабатывание систем организма к особенностям предсто­ящих основных действий (например, подводящие упражнения к началу ос­новной части урока).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.