Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рубрификация и восприятие




Понятие "стереотип" находит широкое применение в социальной психологии,в частности, когда речь заходит об установках и предубеждениях, но его стаким же правом можно применить и в отношении такого базового психическогопроцесса, как процесс восприятия. Восприятие далеко не всегда представляетсобой простое поглощение информации или регистрацию обстоятельств. Гораздочаще оно совершает более глубокие преобразования реальности, оноклассифицирует ее, присваивает событиям и явлениям имена, и потому, покрайней мере, относительно человека, правильнее было бы говорить не о"восприятии", а о каком-то более активном действии. Восприятие при помощистереотипов, или рубрифицирую-щее восприятие так же изобилует различногорода клише, как и наша речь. Представим ситуацию знакомства. Когда нам представляют незнакомого намчеловека, у нас есть возможность попытаться воспринять и понять егоуникальность, его непохожесть на остальных людей, живущих в этом мире. Нопочему-то, как правило, мы не стремимся к этому, мы не воспринимаемчеловека, а обозначаем его для себя как представителя той или иной категориилюдей. Глядя на китайца, мы говорим себе: "Это китаец" ѕ и нам уже нетникакого дела до этого конкретного Ла Ма Ванга с его желаниями, мечтами,амбициями и страхами, столь непохожими на желания и страхи его брата илиотца. Или мы говорим себе: "Это миллионер", "Это представитель среднегокласса", или: "Это дитя", "Это еврей", "Это негр", "Это старик".31 Словом,приходится признать, что наше восприятие вместо того, чтобы подобнокинокамере запечатлевать образ человека, ведет себя как умелый клерк,который знает, как обращаться с бумагой, глядя на входящий или исходящийномер в уголке. Мы вправе говорить о рубрификации, когда воспринимаем: 1. Знакомое и банальное, но не желаем воспринимать незнакомое иоригинальное; 2. Схематизированное и абстрактное, но не желаем воспринимать конкретное; 3. Организованное, структурированное и однозначное, но не желаемвоспринимать хаотичное, неорганизованное и многозначное; 4. Определенное и определяемое, но не желаем восприниматьнеопределенное и неопределимое; 5. Целенаправленное и осмысленное, но не желаем воспринимать бесцельноеи бессмысленное; 6. Конвенциональное, но не желаем воспринимать неконвенциональное; 7. Ожидаемое, и не хотим замечать неожиданное. Мало того, сталкиваясь с явлением незнакомым, конкретным, многозначным,неопределенным, непонятным, неконвенциональным или неожиданным, мыпредпринимаем все возможные уловки для того, чтобы увидеть в нем чертызнакомого, абстрактного, организованного и т.д., мы втискиваем его впрокрустово ложе угодного нам результата. Нам гораздо проще обходиться сявлением как с представителем некой категории, нежели попытаться увидеть его"в его собственном праве", воспринять его как уникальное иидиосинкратическое. Следы этой склонности можно обнаружить, если какое-то время поработатьс тестом Роршаха, о ней упоминается в литературе, посвященнойгештальт-психологии, проективным тестам и теории искусства. Хайакава (99, р.103) описывает одного учителя рисования, который "ругая своих учеников,говорит, что им не удается рисунок руки, потому что они думают о конкретнойруке как о руке вообще, потому что знают, какой должна быть человеческаярука". Замечательные примеры можно найти также в книге Шахтела (410). Очевидно, что нежелание познать конкретный объект обусловленостремлением поскорее поместить его в уже сконструированную системукатегорий. Истинное восприятие, которое охватывает объект целиком, впитываетего в себя и проникается им, требует гораздо большего времени и гораздобольших усилий, чем простое рубрифицирование. Ярлык можно приклеить за парусекунд и всю оставшуюся жизнь ошибаться, глядя на него. Именно потому, что рубрификация может быть произведена за несколькосекунд, рубрифицирование уступает по эффективности свежему и наивномувосприятию. При рубрифицированном восприятии реакция человека на объектдетерминирована лишь наиболее очевидными его характеристиками, которые,однако, не всегда отражают существо явления. Таким образом, рубрификацияоткрывает дорогу к ошибкам восприятия. Ошибки восприятия особенно опасны еще и по той причине, чторубрифицирующее восприятие не оставляет возможности для исправления ошибок.То, что однажды попало под рубрику, как правило, остается там навсегда.Человека, однажды отнесенного к той или иной категории, к тому или иномутипу, мы всегда будем воспринимать как представителя данной категории,данного типа. Если его поведение будет противоречить стереотипам тогокласса, к которому мы отнесли его, то это не станет поводом для пересмотранашей классификации, мы склонны будем истолковать данный случай какисключение и не придавать ему большого значения. Например, если однажды мырешим для себя, что какой-то человек нечестен, то, оказавшись с ним закарточным столом, мы будем стараться подловить его на шулерстве. Если женаши попытки окажутся безуспешными, мы вряд ли изменим свое представление онем, мы будем по-прежнему называть его жуликом, мы объясним его честность вэтой игре какими-то особыми причинами, причинами ad hoc, например, страхомразоблачения, ленью, неважно чем. Если мы однажды отнесли его в категориюжуликов, то наша убежденность относительно его нечестности не пошатнетсядаже в том случае, если нам никогда не удастся поймать его за руку, ѕ скореевсего мы скажем себе, что этот жулик боится нас и потому честен с нами.Поведение человека, противоречащее стереотипу, предписанному ему егорубрикой, мы сочтем забавным, занятным, то есть нехарактерным для него, неотражающим его сущность. Считается, что китайцы ѕ существа загадочные инепроницаемые, и если мы разделяем это представление, то даже вид хохочущегокитайца не заставит нас изменить нашего мнения об этой нации, мы отнесемся кэтому конкретному человеку не как к весельчаку, а как к странному, особомукитайцу. Мне думается, что концепция стереотипизации (или рубрификации)может помочь нам ответить на извечный вопрос ѕ почему люди поддаются обману,если правда столь очевидна? Я знаю, что некоторые ученые объясняютневосприимчивость к правде механизмом подавления или, если говорить болееобщо, видят в ней результат действия мотива-ционных сил. Такое объяснение,несомненно, имеет право на существование, вопрос лишь в том, вся ли этоправда или только часть правды. Как показывают данные наших исследований,слепота к истине может иметь под собой и другие основания. Чтобы понять, какое насилие мы совершаем над реальностью, воспринимаяее сквозь призму сложившихся стереотипов, достаточно попытаться представитьсебя ее частью. Евреи и негры уже наверняка поняли, о чем я пытаюсь сказать,но если вы не тот и не другой, то я спешу напомнить вам, что объектомрубрифицирующего восприятия может стать любой человек. Для примерадостаточно вспомнить высказывания типа: "Это всего-навсего официант" или:"Это один из тех самых Джонсов". Каждый человек убежден в своейуникальности, в своей непохожести на остальных людей, и потому бываетоскорблен, когда ему отказывают в праве на индивидуальность. Наверное,невозможно сказать об этом лучше, чем это сделал Уильям Джеймс: "Первое, чтоделает разум с вещью, это сопоставляет ее с другими вещами. Только важныйобъект, только тот, который пробуждает в нас любовь, мы воспринимаем иощущаем как уникальный, как sui generis. Легко представить себе возмущениекраба, прознавшего, что мы относим его к классу ракообразных. "Я неракообразный! ѕ вскричал бы он. ѕ Я краб и только краб!" (212, р.10).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.