Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По воспитательной работе 2 страница




в) навыками эмоциональной гибкости, рефлексии, эмпатии;

г) техникой внушающего воздействия;

д) механизмами педагогического взаимодействия с воспитан­никами и окружающими людьми;

е) разнообразными способами проявления педагогической ин­туиции и импровизации.

Цели воспитательной деятельности куратора исходят из общих ориентиров воспитания подрастающего поколения. Они могут конкретизироваться в следующих направлениях: формирование у студентов основ научного мировоззрения; формирование системы ценностных ориентиров и нравственных убеждений студентов; формирование социально-активной личности будущего профес­сионала, готового к решению современных задач воспитания детей дошкольного возраста; становление гражданской позиции буду­щего профессионала, направленной на позитивное взаимодействие с окружающими людьми в общественной жизни и учебно-воспи­тательном процессе образовательного учреждения; создание ус­ловий для ориентации студентов в социальной, политической и культурной жизни общества через формирование убеждений, ми­ровоззрения, системы социальных установок, определение инте­ресов и склонностей к конкретным видам деятельности.

Цель определяет круг конкретных задач взаимодействия кура­тора со студентами. Выделяют четыре группы таких задач.

1. Социальные задачи: оказание помощи студенту, создание условий для включения его в систему социальных связей, опти­мизация средств, методов и форм воспитания, направленных на развитие личности и ее индивидуальности.

2. Диагностическо-этические задачи: выявление особенностей личности, ее потребностей, интересов, проявлений.

3. Нравственные задачи: реализация в процессе организации воспитательных мероприятий ситуаций нравственного выбора, формирование системы ценностей личности, формирование ос­нов моральной и этикетной культуры, а также культуры взаимо­отношений между людьми.

4. Индивидуально-практические: развитие у студентов навы­ков социальной рефлексии, коммуникативных умений и т.д.

Кроме перечисленных выше групп задач они могут быть разде­лены на стратегические и тактические. Например, стратегические задачи:

1) организация интеллектуально-познавательной деятельности Учащихся: формирование эмоционально-положительного отношения к учебе, знаниям, науке, людям интеллектуального труда. ознакомление с конкретными методами и приемами научной организации интеллектуального труда;

2) стимулирование здорового образа жизни, выработка собствен, ной программы оздоровления;

3) приобщение студентов к культуре, науке, различным сфе. рам искусства; художественной и публицистической литературе музыке, живописи, архитектуре, дизайну в быту, национальным традициям и обычаям, культуре поведения;

4) помощь студентам в профессиональной ориентации и само­определении в процессе самоподготовки к избранной профессии

Обозначенные выше стратегические задачи реализуются в прак­тической работе со студентами путем решения тактических задач. Эта группа задач должна быть более конкретно и детально прора­ботана куратором с учетом специфики студенческой группы и воспитательных традиций образовательного учреждения. Чаще всего тактические задачи позволяют куратору ответить на вопро­сы: что воспитывать? В какой форме? Какими средствами? Как организовать? Например, как приобщать студентов к культурным традициям региона, создавать условия для развития студенческо­го коллектива, стимулировать проявление общественной актив­ности студентов, воспитывать культуру диалогового общения, по­сещения театров, музеев, выставок, организации конкурсов, те­матических вечеров, встреч, участия в общественно-педагогичес­ких акциях и т.д.

Вся деятельность куратора фиксируется в специальной докумен­тации. Это план воспитательной работы на учебный год; ежеднев­ный план-дневник; папка с результатами тестирования студентов; планы-конспекты классных часов и внеклассных мероприятий; классный журнал; журнал или рабочая тетрадь куратора.

Остановимся подробнее на содержании последних докумен­тов. В «журнале или рабочей тетради куратора», «рабочей тетради классного руководителя» постранично отражен весь алгоритм ра­боты педагога. Так, на первой странице представлены сведения о студентах и их родителях. Затем прописана цепочка срочного опо­вещения студентами друг друга в чрезвычайных ситуациях. Потом идет информационная страничка с указанием адресов и телефо­нов служб доверия, спасения (МЧС). Еще на одной странице мо­гут быть записаны сведения о детских, молодежных организациях в городе или микрорайоне, адреса и телефоны библиотек; поме­щена информация об оздоровительных и спортивных центрах, школах. Отдельно предоставлена информация о днях и часах ра­боты факультативов, коллективов художественной самодеятельности, спортивных секций, организованных в колледже.

Если исходить из того, что содержанием воспитания является система отношений и опыта творческой деятельности, формирование интеллектуальных способностей, мировоззрения, социаль­но приемлемого поведения студентов, их подготовка к общественно полезному труду и будущей профессии с учетом культурного на­следия, то работа куратора с учебной группой разрабатывается нескольким направлениям. Разберем последовательно некоторые из них.

Важным направлением деятельности куратора является его ме­тодическая работа. Она имеет несколько аспектов:

1) ежегодное проведение педагогической диагностики с целью определения уровня воспитанности, корректировки целей, задач воспитательного процесса;

2) подготовка методических разработок в банк данных методи­ческого кабинета колледжа;

3) подготовка сообщений на методических объединениях ку­раторов, участие в семинарах, методической учебе;

4) составление аннотаций на публикации периодической печа­ти по воспитательной работе для картотеки методкабинета, кото­рый выполняет функции руководства воспитательной работой кураторов. В деятельности методкабинета есть три формы работы. Так, текущая рассматривается как организация открытых воспита­тельных мероприятий, взаимопосещений; подготовка семинаров кураторов; оформление разнообразных выставок методических материалов; распространение лучшего опыта воспитательной ра­боты. Итоговая — как организация научно-практических конфе­ренций; оформление выставок, стендов, отражающих итоги воспи­тательной работы. Перспективная — как планирование перспекти­вы воспитательных мероприятий на относительно длинный срок;

5) участие в городских радио- и телепередачах, посвященных проблемам воспитания. Тематика докладов может быть такая: «Работа куратора с органами студенческого самоуправления», «Формирование общественного мнения в студенческой группе»; «Воспитание дисциплинированности и культуры поведения сту­дентов»; «Опыт совместной работы кураторов и воспитателей общежития»; «Вовлечение студентов в оценочную деятельность»; «Об организации диалоговых форм воспитательной работы»; «Об особенностях формирования профессионального интереса студен­тов» и т.д.;

6) распространение опыта работы в периодических изданиях, книгах, пособиях.

Еще одно направление — работа с родителями. Здесь задачи Куратора — сотрудничество с семьей в интересах молодого чело­века; формирование общих подходов к воспитанию; совместное Изучение личности студента и его психофизиологических особен­ностей; выработка близких по сути требований к личности юно­ши в процессе воспитания; организация помощи семье в обуче­нии, физическом и духовном развитии молодежи.

Это довольно сложный участок работы куратора. Во-первых 15— 16-летние студенты колледжа чувствуют себя достаточно са­мостоятельными, поэтому обращение к родителям часто восприни­мается как посягательство на их взрослость. Во-вторых, родите­ли, уже имеющие опыт неприятных контактов по поводу невос­питанности их ребенка с классными руководителями в школе, будут избегать общения с куратором в колледже, часто мотивируя это тем, что их сын или дочь довольно взрослые, чтобы самостоя­тельно отвечать за свои поступки, или, наоборот, станут чрезмер­но опекать любимое дитя. Подобная ситуация может негативно сказаться на отношениях студентов с куратором, который высту­пает в их глазах как «цербер».

В связи с этим куратор строит свое общение с родителями на основе конструктивного взаимодействия, где администрирование и контроль сочетаются с функцией поддержки.

Основная задача куратора в работе с родителями — постоян­ный обмен информацией, соблюдение единства требований в вос­питании молодого человека. Круг вопросов, которые обсуждает куратор с родителями, касается нескольких направлений: охрана здоровья студентов; повышение общей, профессиональной, пра­вовой культуры студентов; организация их досуга.

Куратор в процессе взаимодействия с родительским коллекти­вом своих воспитанников пользуется общепринятыми коллектив­ными и индивидуальными формами работы.

В качестве индивидуальных используются различные беседы, письменные (телефонные) обращения, консультации, приглаше­ние родителя отдельного студента в качестве гостей на классный час, привлечение родителей к совместной деятельности со сту­дентами. Данные формы особенно актуальны в работе со студен­тами младших курсов, а для групп нового набора они важны в период адаптации последних к особенностям учебно-воспитатель­ного процесса колледжа.

Коллективные формы позволяют осуществить единство требо­ваний к воспитанию личности студентов, они направлены на пе­дагогическое просветительство, обмен опытом семейного воспи­тания. Центральное место среди них занимает родительское со­брание. Оно бывает двух видов — общеколледжное и групповое. На нем избирается родительский комитет, который ведет органи­зационную работу между собраниями. Тематика групповых со­браний отражает насущные проблемы воспитания, возникшие У куратора в процессе работы с конкретной студенческой группой (например: «Причины неуспеваемости студентов группы»; «Про­блемы этической культуры студентов»; «Об общественной актив­ности и социальной лености студентов»). На общеколледжных* собраниях обсуждаются общие проблемы воспитания (например: «Проблемы создания гуманистической среды воспитания в кол-

ледже»; «О внедрении в учебно-воспитательный процесс новых технологий воспитания»; «Психолого-педагогическая диагности­ка воспитания»; «Опыт работы кураторов учебных групп»; «О си­стеме нравственных ценностей современного студента»).

Кроме них куратор принимает участие в организации педагоги­ческого лектория, Дня открытых дверей, попечительского совета, тематических вечеров вопросов и ответов, родительских конфе­ренций, в проведении разнообразных тренингов, выставок твор­ческих работ родителей и студентов и т.д.

Эффективность воспитательной работы в группе определяется системой взаимодействия куратора с преподавателями, работаю­щими с данной группой студентов, и направлена на продуктив­ное сотрудничество. Это направление осуществляется благодаря этическому отношению педагогов друг к другу, укреплению авто­ритета друг друга, оглашению достоинств коллег перед студента­ми. Следует подчеркнуть, что куратор не наделен административ­ными полномочиями по отношению к педагогам, работающим с его группой, поэтому контакты их носят межличностный харак­тер. Предметом таких контактов становятся: уровень развития об­щей культуры студентов; их личностные качества и самооценка; выбор приоритетов деятельности; учебные успехи, этика поведе­ния и т.д.

Центральное место в деятельности куратора отводится его ра­боте с группой.

Здесь в фокусе его внимания находится личность студента как целостная, открытая, многоуровневая, развивающаяся система, способная противостоять внешним воздействиям, имеющая собст­венную позицию, стремящуюся к личностному росту и позитив­ному отношению к миру на основе положительной самооценки. Поэтому на первый план выходят задачи развития индивидуаль­ности каждого студента.

С этой целью куратор старается:

а) с помощью разнообразных методов диагностировать инди­видуальное развитие личности студента и изучает круг его инте­ресов; особенности межличностных отношений, характера; по­знавательные способности; круг друзей за пределами колледжа; Условия семейного воспитания;

б) отслеживать траекторию развития личности воспитанника Для индивидуализированного осмысления своего «Я», собствен­ной жизненной позиции и смысла жизни;

в) оказывать студентам помощь в регулировании отношений в студенческом коллективе, места в нем отдельного студента;

г) оказывать студентам индивидуальную помощь в решении Разнообразных жизненных, учебных, интимных проблем, проблем здоровья;

д) утверждать у студента чувство защищенности;

е) создавать условия для индивидуализированного восприятие студентом его ближайшего окружения;

ж) с помощью разнообразных методов, средств и форм воспи­тательной работы индивидуализировать активную учебную, по­знавательную, нравственную деятельность студента, помогать са­мореализации личности воспитанника.

В связи с этим для куратора учебной студенческой группы цен­тральной становится фасилитаторская деятельность.

В качестве педагогических условий ее реализации выступают: построение этой деятельности на основе принципа индивидуаль­ного подхода; реализация куратором психотерапевтической функ­ции, а также наличие у куратора определенной группы личностно-профессиональных качеств, позволяющих сделать деятельность результативной. Раскроем их суть.

В воспитательной деятельности принцип индивидуального под­хода позволяет куратору учитывать специфические условия, по­влиявшие на появление какой-либо особенности личности, а так­же узнать мотивы действия студента, его индивидуальные черты характера, поведения, отношения к другим людям. Проявлением индивидуального подхода является педагогический такт. Его при­знаки: естественность и простота обращения куратора к студен­там; искренность отношений; доверие студенту; просьба без упра­шивания; советы и рекомендации без излишней морализации и навязчивости; требования и внушения без подавления самостоя­тельности воспитанника; отсутствие унижающей насмешливости; деловитость в отношениях; внимательность к студенту без под­черкивания своего контроля; спокойная сосредоточенность и уравновешенность в общении, исключающая безразличие или излишнюю возбудимость. Главное в реализации педагогического такта — это нахождение меры между уважением и требовательно­стью в отношениях куратора к студентам. Однако практическое воплощение принципа индивидуального подхода возможно при обоюдном желании педагога и студентов найти понимание в скла­дывающихся взаимоотношениях. Со стороны куратора желание проявляется как стремление вступать в отношения с воспитанни­ками с позиции «эксперта», «советника», «опекуна», уважать са­моценность личности студента в независимости от присущих ему особенностей. А со стороны студентов — это потребность полу­чить информацию, совет и даже инструктаж от педагога, желание прислушиваться к мнению куратора и следовать ему.

Фасилитаторская деятельность как работа помощника предпо­лагает наличие у педагога таких сформированных личностно-профессиональных качеств, как здоровое самовосприятие, справед­ливость, симпатия, внимательность к проблемам других людей и проявление трех видов интереса: интереса к жизни как актив­ность, позитивность отношений, оптимизм; интереса к человеку так выражение неподдельного интереса к личностным проявле­ниям воспитанника, как уважительное отношение к другим лю­дям, чувство юмора; интереса педагога к культуре.

Психотерапевтическая функция, реализуемая в ситуации взаи­модействия куратора и студентов по основе паритетного диалога 00 принципу «лицом к лицу», представляет собой процесс пра­вильно организованной поддержки.

Педагогическая поддержкаэто деятельность педагогов и пси­хологов по оказанию превентивной и оперативной помощи студен­там в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психологическим здоровьем, деловой и межличностной коммуника­цией, с успешным продвижением в обучении, с жизненным и профес­сиональным самоопределением. Благодаря поддержке обеспечивается процесс становления индивидуальности человека, преодолевают­ся различные трудности в его поведении, создается атмосфера психологического комфорта и ситуации успеха.

Выделяют две группы средств личной педагогической поддержки куратора учебной группы. В первую входят средства, обеспечива­ющие общую педагогическую поддержку всех воспитанников. Это прежде всего сотрудничество педагога и студентов в различных видах деятельности. Вторая группа направлена на индивидуаль­но-личностную поддержку. В качестве средства здесь выступает диагностика индивидуального развития, обученности, воспитан­ности и личных проблем каждого воспитанника.

Поддержка — это как бы ответ педагога на оказанное студен­том доверие по отношению к нему. Важно отметить, что куратор оказывает помощь каждому нуждающемуся, а не только тому, кто открыто об этом просит. Поддержки требуют студенты со слабой мотивацией в учении, неуверенные в себе; с трудностями в обще­нии со сверстниками; ленивые, несамостоятельные или агрессив­но настроенные студенты.

Содержание педагогической поддержки состоит в преодоле­нии препятствий, т.е. того, что отделяет личность от желаемого результата. Разделяются препятствия на три группы:

1) личностные, или субъективные, или «Я»-препятствия, вы­ражаются:

а) в отсутствии необходимой информации для самостоятель­ного принятия решения. Педагогу достаточно восполнить недо­статок информации, и препятствие может быть устранено;

б) в необходимости дополнительного труда для личности. Здесь Поддержка направлена на преодоление трудностей в мотивации;

в) в переживаемых личностью физических, психических, ком­муникативных недостатках. Преподавателю нужно создать для студента ситуацию уверенности в себе, обращая внимание учеб­ной группы на явные достоинства воспитанника, помня о мудрой Русской пословице «По одежке встречают, по уму провожают»;

г) в отсутствии знаний и опыта у студента, которые куратор компенсирует за счет организации различных мероприятий по­знавательного характера;

2) социальные, или объективные, или «ОНИ» -препятствия. Это социальная среда, преподаватели колледжа, администрация, друзья, сверстники, семья и др.;

3) материальные препятствия. Они отражают финансовое по­ложение семьи и др.

Для оказания поддержки куратору необходимо четко себе пред­ставлять этапы этой деятельности.

На первом, диагностико-коррекционном, этапе куратор:

а) при помощи разнообразных методик педагогической диаг­ностики выявляет тех студентов, которые особо нуждаются в ин­дивидуальной поддержке;

б) анализирует состояние студента в создавшейся проблемной ситуации, рассматривая его как отражение внешней и внутренней действительности, выступающей в виде целостного переживания, связанного с поведением и проявляющегося в нем;

в) определяет цель поддержки в данный момент;

г) обозначает собственную позицию и, если это необходимо, позицию родителей в педагогической поддержке студента;

д) определяет функции и способы поддержки. Остановимся на них более подробно. В качестве функций выступают снижение накала неблагоприятного состояния; закрепление положительно­го состояния; сохранение данного уровня проживаемого состоя­ния; инициирование динамики состояния; преобразование его в соответствии с предстоящей деятельностью. Перечисленные функ­ции реализуются путем: подавления: «Прекрати, пожалуйста»; переключения: «Лучше сделай, подай, принеси, помоги... мне, товарищу...»; игнорирования: «Не будем обращать внимание на... Продолжаем записывать... Лучше запишем следующее...»; санк­ционирования: «Я тебя (Вас) слушаю внимательно», «Продолжай дальше»; концентрации на положительном и одобрения действий студента, его инициативы: «У тебя обязательно получится, а что ты (Вы) думаешь по этому поводу? «Я горжусь тобой», «Мне нра­вится, как ты работаешь», «Это действительно прогресс», «Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал».

Действенным способом проявления индивидуальной поддерж­ки выступают также доброе, ласковое обращение к студентам типа «вы мои хорошие»; тактильные прикосновения: мягко прикос­нуться к плечу, дотронуться до руки, слегка приобнять студента; совместные действия как выражение физического соучастия: по­сидеть, постоять рядом со студентом; пантомимика куратора: улыб­ка, подмигивание, кивок, смех; разнообразные советы; довери­тельный разговор; предоставление определенной информации

нуждающемуся студенту; вовлечение студента в воспитательные дела учебной группы или колледжа.

В поддержке важны и способы педагогического воздействия: просьба, а не приказ; совет, а не решение; доверительная беседа, а не допрос; проекция результата, а не угроза; возложение полно­мочий, а не гиперопека; и т.д.

На втором, деятельностном, этапе куратор приступает к оказанию практической помощи студентам. В этот момент ему следует опираться на сильные стороны студента; избегать подчер­кивания его промахов; всеми доступными средствами показывать, что куратор удовлетворен студентом; демонстрировать студенту любовь и уважение; даже если студент обратился за помощью, позволить ему самому решать проблемы там, где это возможно; избегать дисциплинарных наказаний; демонстрировать студентам педагогический оптимизм через веру в его силы; оказывать сту­денту знаки внимания; принимать отдельного студента таким, каков он есть на самом деле.

На третьем, результативном, этапе куратору нужно оце­нить эффективность предложенной им помощи. Эту оценку он получает от студента посредством организации обратной связи, рефлексии студентами и самим преподавателем, а также дает са­мооценку своей деятельности.

Проблема оказания куратором психологической поддержки своим воспитанникам связана с формированием у последних стрем­ления к счастью как одной из объективных закономерностей человеческой жизни. Забота о счастье воспитанника — цель гума­нистической педагогики. Счастье выступает определенным ба­лансом жизни, самоутверждения в ней. На сегодняшний день спо­собность учащегося быть счастливым связана с рядом проблем. К ним относятся пессимистические настроения, отсутствие удов­летворенности жизнью на фоне низкого социально-психологи­ческого климата в обществе; стремление большинства взрослых людей найти выход из сложившейся трудной материальной ситуа­ции через употребление алкоголя, а у молодежи допингом вы­ступают наркотики, никотин, секс; на бытовом уровне это соот­несение счастья со случаем, везением, удачей в жизни; отсутствие элементарной психологической грамотности по познанию соб­ственной личностной структуры.

В современной педагогической литературе выделено отдель­ное направление, которое получило название феликсология вос­питания. Оно обеспечивает способность воспитанника быть счаст­ливым в этой жизни на этой земле1.

_______________________________________________________________________________

1 См.: Щуркова Ш.Щ, Павлова Е.П. Воспитание счастьем, счастье воспитания. Педагогическая тёАЙЙМгия воспитания счастливого человека в школе. — М.,

2004. - С. 7.

 

В качестве основных моментов технологии воспитания счаст­ливого человека можно выделить следующие моменты. Во-первых, оглашение своей мечты. Во-вторых, обретение личностного смысла и значимости этой мечты для учащегося за счет ее преоб­разования в рабочую модель деятельности по достижению цели. В-третьих, расширение круга взаимодействия учащегося с окружа­ющей реальностью на основе разнообразной новой деятельности, заставляющей человека быть активным. В-четвертых, эмоциональ­ное проживание студентами ценностных отношений в каждый отдельный момент организованной деятельности. Здесь важно обучение выражению своих эмоций и формирование уважитель­ного, внимательного отношения к чувствам других. В-пятых, ана­лиз и оценка момента жизни и проживания определенного состоя­ния в данный момент. Центральная мысль при формировании феликсологической способности учащегося — признание ценно­сти другого человека.

Выделим несколько советов своего рода руководства в спо­собности быть счастливым:

— счастливый человек всегда красив;

— нужно уметь извлекать радость и удовольствие от взаимо­действия с любым объектом окружающего мира;

— человек в счастливом расположении всегда великодушен и расположен к добрым отношениям и серьезной работе;

— счастливый человек любое дело выполняет с желанием и азартом, прилагает максимум усилий для достижения хороших результатов.

Работа со всеми студентами направлена на организацию груп­пового взаимодействия, которое, в свою очередь помогает им усво­ить нормы поведения в обществе, где они развивают свои способ­ности и личностные качества. Здесь можно выделить несколько этапов работы. Пожалуй, самым ответственным является первый. Условно назовем его этапом «первого восприятия». Классному руководителю важно продумать и во что он будет одет, и что ста­нет говорить, и о чем пойдет речь во время первой встречи. Этот этап оказывает факторное влияние на весь осуществляемый класс­ным руководителем воспитательный процесс в группе.

Длительность данного этапа колеблется от одного до 10—12 дней. Здесь задача куратора состоит в выдвижении установок, норм, правил межличностных отношений. Именно в этот период скла­дываются первые поведенческие привычки студентов с учетом традиций данного образовательного учреждения. Педагог проду­мывает и описывает воспитанникам разнообразные виды деятель­ности с учетом их индивидуальных способностей и по возможно­сти интересов. Педагогический смысл этой работы заключается в акцентировании внимания воспитанников на позитивном восприятии жизни во всех ее проявлениях.

Как фактор развития личности будущего профессионала рас­сматриваются традиции учебной группы, колледжа. Следование им рождает у студентов чувство группового единства. Традиции могут быть самые разные: дисциплинарные, организационные, межличностные, содержательно-деятельностные, оформительские.

Важным для первого этапа работы куратора с группой является создание условий для налаживания взаимоотношений между сту­дентами группы. Гуманизации отношений способствуют принци­пиальные установки по отношению одной личности к другой; применение педагогом разнообразных методов поощрения, огла­шение достоинств студентов; проявление заботы, внимания; при­знание первых успехов студентов; использование положительной оценки внешних и внутренних качеств личности студентов. Важ­ную роль играет и организация классным руководителем системы бесед, проведение первых диагностик личности воспитанников, направленных на выявление смысложизненных и ценностных ориентиров, профессиональных и личностных интересов, уровня воспитанности студентов.

На данном этапе куратор пытается оформить свои первые впе­чатления о группе в виде записок-характеристик. Заповедь для куратора на все первые десять дней адаптации студента к услови­ям колледжа: никаких сравнений и сопоставлений ни групп, ни отдельных студентов!

Вторым этапом работы со студентами становится организация групповой деятельности. Здесь происходит распределение функ­ций каждого в групповой деятельности в соответствии с инди­видуальными склонностями и интересами студентов. Тогда же оп­ределяются формы группового контроля и взаимоконтроля дея­тельности, отмечаются правила, касающиеся внешней органи­зации групповых дел, системы полномочий каждого в группе. Студенты должны ясно представлять не только свои права, но и свои обязанности. Классный руководитель фиксирует их внима­ние на предметном и воспитательном результате групповой дея­тельности.

Для куратора важным принципом работы со студентами на Данном этапе становится принцип психологического заражения (заряжения), который проявляется в том, что деятельность одно­го становится толчком для деятельности другого студента; проис­ходит эмоциональное взаимовлияние; получаемый энергетический заряд стимулирует активность студентов. Выражением уважения к студенту, возвышение его в собственных глазах, повышение его авторитета в группе становится инструментовка поручения, зада­ния или просьбы с позиций «имеешь право».

Ведущим в работе куратора с учебной группой становится задача превращения ее в коллектив. В формировании коллектива выделяется несколько этапов.

Номинальная стадия — это этап формирования целостности коллектива. На первой стадии педагог действует авторитарно. Все распоряжения, указания отдает сам. Знакомит учащихся с задача­ми, целями, стоящими перед коллективом, перспективой деятель­ности. Особое внимание следует обратить на контроль, формируя ответственное отношение к порученному делу, привычку неук­лонно выполнять поручения старшего. Наиболее инициативные, трудолюбивые, ответственные учащиеся вовлекаются в актив.

Стадия ассоциации, когда уже можно опираться на более или менее сплоченное ядро, актив. Требования теперь выдвигаются не только от имени преподавателя, администрации, но и от имени актива. Общественное мнение коллектива постепенно становится более сильным регулятором нравственного поведения учащихся.

В стадии кооперации еще более укрепляется общественное мнение. Его основная функция — формирующая. На этой стадии предлагается регулярно создавать ситуации «сопереживания», «не­принужденной принудительности», «свободного выбора», «мораль­ного творчества». Играя определенную роль в той или иной ситуа­ции, учащиеся испытывают чувство сострадания, сопереживания, активизирующие психику. Меняется тактика классного руково­дителя; теперь он действует через актив, что не исключает инди­видуальной работы с отдельными учащимися




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.