Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По воспитательной работе 3 страница




Стадия автоматизации свидетельствует о том, что происходит обособление коллектива. Здесь целесообразно устраивать друже­ские встречи с параллельными классами, младшими, старшими, провести с ними совместное мероприятие. Педагог действует че­рез актив, который поддерживается всеми учащимися. Каждый член коллектива начинает сам предъявлять к себе высокие требо­вания, только после этого группа учащихся становится коллекти­вом в полном смысле этого слова.

Приведем пример педагогической технологии А. С. Макаренко по фор­мированию коллектива.

Первый этап — усвоение воспитанниками требований, которые предъявляет учитель, являющийся в концепции Макаренко носителем прогрессивных ценностей и мировоззренческих установок. Важнейшие из них следующие: уважение к личности другого человека, сохранение чувства собственного достоинства, создание условий для развития лично­сти. Каждый, кто не принимал эти требования, имел право покинуть ко­лонию и коммуну.

На втором этапе названные требования принимались активом коллектива, чьей задачей было введение их в сознание и поведение коло­нистов и коммунаров.

Отличительная особенность третьего этапа — интериоризация требований всеми членами коллектива.

Четвертый этап характеризовался усвоением норм и ценностей и неуклонным следованием им.

Важнейшими элементами педагогической технологии выступали тон и стиль, традиции, складывающиеся в коллективе, производительный труд воспитанников. Проявлением стиля и тона стали постоянная бодрость и подтянутость, деловитость и точность в работе, спокойная уверенность в своих силах, радостное, оптимистическое отношение к жизни. А тради­ция, по А. С. Макаренко, — это «фонд коллективных ценностей», создаю­щих определенную «индивидуальность» коллектива. Производительный труд позволяет зафиксировать внимание воспитанников на таких вопро­сах: что делаем? Для кого/чего делаем? Каков общественный результат?

При формировании коллектива для куратора важно создать условия для проявления студентами общественной активности, которая базируется на способности человека производить различ­ные преобразования на основе творческого подхода к выполне­нию задания, общительности, волевых актов. Общественная ак­тивность предполагает наличие у студентов интереса к обществен­ной работе, проявление таких нравственно-волевых качеств, как инициативность, требовательность к себе, готовность помочь дру­гим при выполнении общественного мероприятия, организаторские умения. Общественная активность является видом социальной активности личности. Общественная активность является резуль­татом глубокой самореализации личности. Значимость работы куратора выражается в том, что общественная активность студен­тов, с одной стороны, служит показателем социальной активно­сти личности, а с другой — является производным этой социаль­ной активности. Критериями социальной активности становятся:

— направленность социальных ориентации студентов, выра­женных в характере их интересов, стремлений, идеалов;

— количественные и качественные показатели учебной, трудо­вой, общественной деятельности.

В рамках данных критериев есть несколько групп показателей:

1) сформированность нравственных понятий и представлений, которые характеризуются пониманием студентом необходимости участия в трудовой, общественно-политической, художественно-эстетической деятельности;

2) степень овладения студентами системой профессиональных знаний;

3) мотивация социальной активности, проявляющаяся в соот­ветствии интересов коллектива интересам отдельного студента;

4) самодеятельность, инициатива, ответственность, способность к самооценке и самоконтролю.

Общественная активность студентов развивается через действие нескольких «законов». «Закон сохранения общественной актив­ности» показывает, что общественная активность не может исчез­нуть совсем, она лишь затухает или находит свое выражение в Других сферах деятельности. Так, активность участия студентов Нового набора в общественных делах колледжа нередко заметно снижается к средним курсам, однако студенты весьма активны вне колледжа. «Закон воспроизводства» лидеров в коллективе про­является в том, что с развитием коллектива количество лидеров увеличивается с увеличением количества общественных дел в раз­личных сферах деятельности. Получается, что активист, ведущий одно дело, может быть ведомым в другом.

Общественная активность лидера воздействует на остальных, «Закон заражения» выражается в том, что организатор как бы за­водит остальных членов коллектива своей энергией, интересом к коллективному делу.

Куратору нужно быть внимательным к отбору претендентов на роль организатора общественного мероприятия, поскольку общест­венная направленность может быть и отрицательной, когда ли­дер-организатор, совершивший асоциальный поступок, активно способствует формированию отрицательных установок у других членов коллектива. «Закон (правило) пульсирующей кривой коллективообразования» требует учета в динамике развития коллек­тива периодов «взлета» и «падения», которые зависят от активно­сти его членов.

Совершенно очевидно, что любое воспитательное мероприя­тие требует не только принятия студентами новой информации, но и выраженного отношения к нему, поэтому если коллектив находится в периоде «падения», то лучше или отложить проведе­ние мероприятия на некоторое время, или продумать средства перевода участников в состояние активности и взлета.

«Закон (эффект) самоуправляемости групповой организован­ности» проявляется в том, что студенты могут установить опти­мальную систему управления при отсутствии куратора.

«Закон (правило) маятника эмоциональных состояний жизне­деятельности коллектива» определяется тем, что эмоциональные состояния группы (коллектива), проходящей путь от положитель­ного до отрицательного состояния и обратно, находятся в маятникообразном движении. Данное правило необходимо учитывать при планировании воспитательных мероприятий, которые долж­ны быть эмоционально насыщены.

«Закон (правило) практичности социальной перцепции орга­низатора» действует благодаря учету индивидуальных особенно­стей членов коллектива, возникающих между ними межличност­ных отношений. Лидер-организатор отражает психологические особенности групповой жизнедеятельности не вообще, а в про­цессе выполнения своей организаторской задачи.

«Закон (правило) определения диапазона разновозрастности контактной группы» при организации воспитательных мероприя­тий предполагает учет психологически допустимых и педагоги­чески целесообразных возрастных границ соединения студентов, отличающихся по возрасту. Самый оптимальный диапазон состав-

ляет 3,5 года. Разница в 4 —5 лет создает внутри группы старшую ц младшую подгруппы, а диапазон в 7 лет приводит к отторже­нию самого старшего и самого младшего возраста, которые не пускают других в свое сообщество. Возникает ситуация, когда стар­шие всегда учат, а младшие все время остаются в позиции воспитуемых без права собственного голоса.

На проявление студентами общественной активности влияют несколько феноменов. Всем наиболее знаком «феномен белой во­роны». Есть еще «феномен психодинамического стиля активно­сти». На динамичность стиля жизнедеятельности коллектива ока­зывают влияние индивидуальные стили организаторской деятель­ности его членов, формы организации совместной деятельности.

В любом коллективе важна роль лидера. Как ведущий за собой коллектив, лидер бывает формальным. Это староста группы и от­дельные члены актива. Помимо них появляется и лидер нефор­мальный. Именно ему студенты делегируют право принимать ре­шения в значимых для коллектива студентов ситуациях. Он же возглавляет отдельные неформальные объединения студентов по три и более человек. Такое дробление препятствует формирова­нию подлинного коллектива. Выделяют несколько типов нефор­мальных лидеров. Опишем их характеристики по мере положи­тельного влияния на остальных членов группы. Однако прежде нужно заметить, что неформальное лидерство потому и сильно, что и в ситуации положительного, и в ситуации отрицательного влияния лидер ведет других за собой.

Так, «соверен» появляется на основе любви из-за того, что он отечески относится к другим, пытается решить их проблемы, бе­рет определенную ответственность на себя.

«Вожаку» подражают, в нем видят концентрацию своих жела­ний и возможность их удовлетворения.

«Организатор» — уважаемая личность в силу своих способно­стей придумывать интересные дела и доводить их до конца.

«Герой» — стандарт справедливости для всех остальных. Он увлекает за собой в силу собственной жертвенности.

«Кумиром» часто становится студент, обладающих привлека­тельной внешностью, неординарными художественными способ­ностями, независимым характером.

«Дурной пример» заряжает всех своей эмоциональностью. «Ти­ран» внушает чувство повиновения с помощью физической силы. «Соблазнитель» становится лидером, играя на слабостях других. Это, как правило, хороший манипулятор, поэтому его любят, не замечая истинности целей.

Положение «белой вороны» занимают в группе антилидеры: «изгой» и «козел отпущения».

Для куратора важно определить степень влияния и систему взаимоотношений между формальным и неформальным лидером, а также степень проявления в группе феномена лжелидерства. Оц выражается в том, что в группе неформальные лидеры часто не7 хотят выполнять официальную роль лидерства, уходят в тень, но при этом сохраняют свои позиции. Они намеренно выдвигают на эту роль другого студента, который условно и называется «лжели­дером». Им становится студент, который не несет в себе угрозу противопоставления реальным лидерам, но обладает навыками руководства. Важно отметить, что «лжелидером», как правило, манипулируют; он воспринимает предложение лидерства как «под­ставную фигуру». Манипуляторы делают все, чтобы их кандида­туру приняли другие студенты, а особенно куратор.

Эффективность работы по формированию коллектива опреде­ляется работой куратора с активом группы. Одной из существен­ных ошибок педагога на первых этапах формирования коллекти­ва является неверный подбор актива. Намечая учащихся в актив, преподаватели чаще всего обращают внимание на отношение вос­питанников к учебе. Студенты же ценят в товарищах в первую очередь волевые черты характера, доброту, приветливость, отзыв­чивость и только потом успеваемость. Игнорирование мнения воспитанников приводит к тому, что актив перестанет пользо­ваться поддержкой коллектива и не будет в состоянии оказать необходимую помощь педагогу.

Воспитательная деятельность куратора среднего профессиональ­ного учебного заведения направлена на формирование у студен­тов интереса к профессии, которая выражается в оказании помощи в адаптации к новым условиям; опоре на положительные каче­ства студентов; стимулировании их интереса к своим личным ка­чествам; в побуждении студентов к самовоспитанию.

Большое влияние на формирование профессионального инте­реса студентов оказывают знакомство с будущей профессией и людьми этой профессии; проведение мероприятий, стимулирую­щих овладение студентами профессиональными умениями и на­выками.

При организации такой работы куратору нужно:

а) показать студентам нравственный аспект профессиональных знаний для их будущей практической деятельности;

б) акцентировать внимание студентов на том, что интерес к профессии — это двусторонняя деятельность и преподавателя, и студентов;

в) предложить студентам кодекс профессиональной этики;

г) подчеркнуть важность самовоспитания и самообразования как двух взаимосвязанных направлений деятельности каждого сту­дента в познании будущей профессии;

д) проводить ежедневный самоотчет по вопросам: «Что нового я узнал сегодня для своей профессии? Какие знания я получил на учебных занятиях в колледже и как они мне помогут в практической работе с детьми? Что или кто мешал мне сегодня в познании

моей профессии?»

При проведении профессионально ориентированных меро­приятий существенное место отводится классным часам. Подоб­ная форма работы выполняет несколько функций: просветитель­скую, ориентирующую, направляющую.

Обратим внимание на несколько советов по подготов­ке и организации классных часов.

1. Лучше, если куратор натметит себе определенные направле­ния их проведения (например, самовоспитание и самообразова­ние студентов; рекомендации и практические советы по органи­зации учебы в колледже; этика поведения, культура отношений с другими людьми; подготовка к семейной жизни; профессиональ­ный интерес, эстетика и художественная культура и т.д.). Их вы­бор обусловлен традициями проведения подобных мероприятий, применяемых в данном учебном заведении, возрастными особен­ностями студентов, личностными предпочтениями куратора, а также интересами самих студентов.

2. Обозначив конкретные направления классных часов, кура­тору следует определить приоритетные задачи, решаемые на каж­дом курсе. Так, на первом курсе куратору необходимо привить студентам навыки самообразования и самовоспитания, создать предпосылки для формирования интереса к избранной профес­сии. На втором — основу задач составляют коммуникативные на­выки, этика взаимоотношений с другими людьми, профилактика правонарушений. На третьем курсе рассматриваются вопросы правового и патриотического воспитания, обсуждаются вопросы подготовки к семейной жизни. На четвертом — основу составят классные часы профессиональной направленности; для юношей — подготовка к службе в армии.

3. Все классные часы носят тематический характер. На первом курсе это такие темы: азбука НОТ (о культуре умственного труда); тебе предстоит экзамен (рекомендации по подготовке); его при­мер — тебе наука (о достижениях выдающихся ученых); учитесь властвовать собой (о необходимости самовоспитания); закон обо мне, мне о законе (профилактика правонарушений)1. ________________________________________________________________________________

1 См.: Крикунова Т. К. Практическая педагогика: Воспитательная работа в сред­нем специальном учебном заведении. —>Щ.-, 1999. — С. 80—81.

 

4. Можно предложить и такое распределение тематики класс­ных часов. В ходе «Часа коллектива» идет обсуждение проблем, возникших в студенческой группе, состояния самоуправления, выполнения студентами общественных поручений и коллектив­ных отношений. Во время «Часа творчества» подводятся итоги выступлений студентов в разнообразных смотрах, конкурсах, вы­ставках, их участие в работе факультативов, творческих коллективов и т.д. «Час семьи» посвящен осмыслению опыта семейной жизни. «Педагогический час» направлен на формирование у сту­дентов интереса к избранной профессии. Они знакомятся с био­графиями выдающихся отечественных педагогов и психологов новинками научно-методической литературы, проводят заочные экскурсии по музею игрушки, общаются с педагогами-победите­лями конкурсов педагогического мастерства и сами проводят та­кие конкурсы в своей группе. «Час психологии» направлен на повышение уровня психологической грамотности студентов. Све­дения, полученные в ходе этого мероприятия, студенты могут ис­пользовать для самопознания, в работе с детьми. Это могут быть: заседания психологического клуба; выпуск студентами психоло­гического журнала и его презентация; обсуждение причин воз­никновения конфликтов; социометрические исследования стату­са студента и групповой динамики и т.д.

5. В каждой из приведенных форм классного часа может быть использован ряд заданий для студентов, направленных на фор­мирование профессионального интереса: интервьюирование спе­циалистов, имеющих опыт работы; организации встреч с людьми интересных профессий; участие студентов в оформлении стендов (например, «Практика в ДОУ», «Лауреаты конкурса педагогиче­ского мастерства» и т.д.); оформление тематических стенных га­зет, посвященных профессиональным датам; выступление с рас­сказами о будущей профессии перед студентами младших курсов, родителями; составление отчетов о прохождении педагогической практики и т.д.

Отдельным направлением работы куратора является воспита­тельная работа в общежитии. Здесь куратору надлежит осуществ­лять тесный контакт с воспитателем общежития и родителями студентов, проживающих в нем. Кроме них куратор опирается на актив студентов, который объединяется в студенческом комитете по общежитию. Совместными усилиями планируется их работа. В плане выделяются такие направления, как изучение студентов с помощью разных диагностических методик; воспитание сознатель­ной дисциплины; воспитание в коллективе: создание морального климата в коллективе, развитие самоуправления, оперативность и гласность информации; культура межличностных взаимоотноше­ний; организация самостоятельной работы студентов; досуг, быт студентов — самообслуживание, дежурство, субботники; воспита­ние бережного отношения к собственности.

Процесс воспитания — это процесс трудностей и противоречий. Они связаны с множеством факторов, один из которых можно бы назвать «сопротивлением воспитанию». Разделим содержание это­го фактора на несколько составляющих.

Во-первых, обратим внимание на психологические аспекты. Возьмем «инфантилизм» как проявление у юношей черт психики

и особенностей поведения, свойственных детству, бегают, скачут по коридорам, непозволительно громко обсуждают свои пробле­мы, смеются. Кажущаяся энергия трудно направляется «в мирных целях». Студенты со всем соглашаются и вроде бы готовы к дея­тельности, но не приходят в назначенный срок, забывая об обе­щаниях.

Нередко у студентов-первокурсников можно наблюдать ре­грессию поведения, когда проявляются еще более примитивные формы «детского поведения», например: они грызут ногти, спо­собны сосредоточенно слушать не более 5 — 10 минут.

Эффект «Мы» и «Они» проявляется как бессознательная кон­солидация с определенной общностью и намеренное отделения себя от другой. Так в учебной группе появляются различные груп­пировки.

Эффект «Быть как все/не быть, как все» выражается в демон­стративно-вызывающем поведении: в жаргонных словах, показ­ной независимости, измененном имидже, тоне общения. У сту­дентов часто наблюдается «синдром хронической усталости», свя­занный с физическими и психическими перегрузками.

«Синдром посттравматического стресса» как совокупность не­гативных последствий стрессорогенных факторов проявляется в безудержном типе реагирования на внезапные раздражители. На негативное восприятие воспитательных воздействий со стороны классного руководителя оказывают влияние так называемые «кри­тические ситуации развития».

Для студентов профессиональной школы это стресс, особенно в период адаптации на первых курсах. Или фрустрация, когда по прошествии некоторого времени обучения в колледже или вузе у студента происходит рассогласование между сильной мотивацией достичь поставленной цели и возникающими препятствиями в ее достижении: «Думал — теперь я студент и будет отношение как ко взрослому, а пришел в колледж, и опять школьная система запретов». Как критическая ситуация, влекущая за собой конфликт, воспринимается студентом ситуация выбора. Кажется, поступал по желанию, осознанно, однако проучившись на первом, втором курсах, студент начинает понимать его ошибочность и возникает вопрос: «Что делать?» Времени потерянного жалко, учиться оста­лось немного, вот и переключается его сфера интересов во вне, а «студенческая жизнь» не интересует совсем.

Во-вторых, обратим внимание на педагогические аспекты. В ответ на нетактичное, неэтическое поведение педагога, на неприятие его жизненной или профессиональной позиции, свидетельствую­щих о нарушенных межличностных отношениях, воспитанники реагируют с позиций психологических механизмов самозащиты личности. Существующие формы самозащиты студента относи­тельно воспитательных воздействий педагога проявляются в виде проекции собственных негативных личностных качеств или по­ступков на других. В этом случае тот, кто использует данный ва­риант защиты, «клеймит позором» остальных за совершенные проступки. Нередко студент пытается оправдать неприемлемые поступки вполне приемлемыми моральными основаниями. Это — рационализация. Довольно часто студенты используют подавле­ние, и тогда их взаимоотношения с преподавателем на предмет выполнения внеклассных заданий строятся по принципу «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу».

Для кураторов учебных групп важно также помнить, что по­ступившие студенты уже имеют некоторый опыт и сложившуюся реакцию на воспитательные воздействия педагогов средней шко­лы, поэтому приходят они в колледж или вуз уже с грузом образо­вавшихся проблем в сфере воспитания. Перечислим несколько последствий сопротивления школьному воспитанию. Как особые психические состояния, сопровождающие студента, назовем апа­тию, напряженность, одиночество, смысловой барьер. Выражает­ся все это в безразличном отношении к предлагаемым воспита­тельным мероприятиям, в затруднительном взаимопонимании и со своими сокурсниками, и с преподавателями. Студенты, про­живающие в общежитии, нередко страдают от одиночества, впа­дают в депрессию; для них актуальной становится потребность в эмпатии со стороны других людей, их окружающих. В профессио­нальную школу приходят уже относительно сформированные лич­ности, имеющие специфический набор качеств от негативизма, эгоцентризма, демагогичности до чрезмерной застенчивости, с конкретным сопротивлением воспитанию в виде деморализации как потере нравственных критериев, с комплексом неполноцен­ности относительно своих мнимых и реальных недостатков, с чув­ством отчуждения как неприятия противоположных взглядов и социальных ценностей, физического общения как общения бес­содержательного.

Снижают эффективность воспитательной работы куратора до­пускаемые им ошибки педагогической логики. Дедуктивное пред­сказание, построенное на предположении о необходимости при­менения только того или иного метода и средства воспитания как единственного, не находит подтверждения в практике. Этический фетишизм, выраженный в запрещении использования того или иного метода и средства воспитания как неэффективного или вред­ного, нарушает действия закона «единства и борьбы противопо­ложностей», согласно которому в каждом социальном явлении есть две стороны. Поэтому, например, такие методы воспитания, как поощрение и наказание, всегда сосуществуют рядом. Важно толь­ко избрать правильный подход в их применении. Некоторые пе­дагоги в силу своей методической компетентности предпочитают использовать отработанный метод или средство. Такое усреднен-

ное средство считается панацеей от всех бед. Так, например, пе­дагог предпочитает предъявлять студентам только прямое требо­вание, забывая о других. Как затруднения в воспитании выступа­ют педагогические предрассудки и предубеждения педагога.

Преодолению перечисленных факторов сопротивления воспи­танию и исправлению ошибок педагогической логики способствует осуществление воспитательного процесса в виде конкретного алгоритма деятельности куратора. В данном случае алгоритм дея­тельности позволяет куратору быстрее осуществить анализ, кор­ректировку своей деятельности в направлении повышения ее ре­зультативности.

Во-первых, он должен четко себе представлять и уметь формули­ровать цели и воспитательные задачи предстоящей деятельности.

Во-вторых, у него должна быть «программа воспитания», кото­рая составляется с учетом государственных программных доку­ментов, современных подходов и концепций воспитания.

В-третьих, он должен иметь «методический инструментарий осуществления воспитательного процесса» в виде набора средств, методов воспитания, форм проведения воспитательных мероприя­тий. Так, при отборе методов и форм воспитания необходимо со­блюдать принцип «параллельного действия», позволяющий оказы­вать непосредственное воздействие на личность и через коллек­тив. Организационная форма любого воспитательного мероприятия может быть вписана в равнобедренный треугольник, в котором с одной стороны — содержание, с другой — способы деятельности воспитателя, а с третьей — деятельность воспитанников.

В-четвертых, у него должен быть «план работы», содержание которого помогло бы оказать комплексное воздействие на созна­ние, деятельность и общение студентов.

В-пятых, куратору важно определить формы оперативного кон­троля за эффективностью воспитания.

В-шестых, в его арсенале должны быть педагогические диагно­стики, позволяющие ему корректировать результаты воспитания в контексте поставленной цели. На основе изучения каждого сту­дента и студенческой группы в целом следует конкретизировать воспитательные мероприятия с учетом близких, средних и дале­ких перспектив.

В-седьмых, куратор должен уметь анализировать имеющиеся воспитательные результаты и на этой основе определять перспек­тивы воспитательного процесса на следующий учебный год.

Эффективность воспитательной работы куратора во многом зависит от качества ее планирования. Планированиевид ум­ственной деятельности, при котором создается образ потребного будущего, включающий понимание этапов его достижения.

Педагогическое планирование воспитательной работы в кон­кретной учебной группе осуществляется куратором на основе: — принципа добровольности участия студентов в воспитатель­ных мероприятиях в соответствии с их интересами и способно­стями; систематичности организации внеклассных мероприятий; личностно ориентированного подхода в развитии и формировании личности студента; свободы творческих проявлений студентов;

— вариативности, проявляющейся в использовании при про­ведении воспитательного мероприятия разнообразных материа­лов (источников информации, учебных средств и инструментов); форм работы (групповой, парной и индивидуальной) и способов действия, что позволяет каждому учащемуся сделать собственный выбор на основе своих интересов и возможностей; гибкости, ко­торая определяется возможностью куратора вносить изменения по ходу проведения мероприятия, исходя из наблюдений за реак­цией студентов; открытости, которая выражается в возможности куратора активно использовать в воспитании субъектный опыт студентов, их собственные идеи и предложения, применять от­крытую систему планирования.

При планировании работы главным является комплексный подход к воспитанию. Куратору нужно уйти от направленческого подхода, при котором планирование сводится к процедуре эле­ментарного подбора мероприятий по каждому из направлений работы. Такое планирование страдает прямолинейностью, упро­щенностью, а нередко формализмом.

Планирование воспитательной работы в учебной группе пре­подаватель осуществляет индивидуально, но с учетом коллектив­ных пожеланий студентов. При планировании воспитательной работы должно осуществляться сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм и работы куратора со студентами.

При планировании куратору необходимо четко распределить функции между участниками воспитательного процесса, опреде­лить характер их взаимодействия.

Планирование бывает календарное (тематическое) и перспек­тивное. Календарное (тематическое) осуществляется на месяц, семестр, а перспективное охватывает весь год.

Осуществляется оно в форме программы воспитания и плана воспитательной работы.

Программа воспитательной работы имеет такую примерную структуру.

1-й вариант

I. Объяснительная записка:

— особенности класса и воспитанников;

— особенности ближайшего социального окружения каждого ребенка и его взаимодействия со средой;

— принципы отбора содержания и организации воспитательного процесса.

II. Воспитательные цели.

III. Содержание и организация воспитательного процесса.

1. Организация жизнедеятельности детского коллектива:

задачи;

— содержание;

— способы реализации задач.

2. Организация деятельности органов детского самоуправления:

— задачи;

— содержание и способы реализации задач.

3. Сотрудничество в достижении воспитательных результатов:

— задачи;

— содержание и формы сотрудничества.

2-й вариант

Программа воспитательной работы на возрастной ступени (примерная структура)

I. Объяснительная записка:

— возрастные особенности класса и воспитанников;

— краткое описание имеющихся воспитательных результатов;

— принципы отбора содержания и организации деятельности;

— принципы построения программы.

II. Воспитательные цели.

III. Содержание и организация воспитательного процесса.

1. Организация жизнедеятельности параллели классов:

— задачи;

— содержание;

— способы реализации задач.

2. Организация деятельности органов детского самоуправления:

— задачи;

— содержание;

— способы реализации задач.

3. Организация деятельности органов самоуправления классов:

— задачи;

— содержание;

— способы реализации задач.

4. Взаимосвязь с другими возрастными ступенями:

— задачи;

— содержание;

— способы реализации задав.

5. Сотрудничество в достижений;воспитательных результатов:

— задачи;

— содержание;

— формы сотрудничества.

Теперь разберем особенности плана работы. Основное назначе­ние плана — повышение качества воспитательной работы курато­ра. Главная цель деятельности куратора в соответствии с планом — оказание оперативной помощи студентам в профессиональном, этическом, жизненном выборе; содействие профессиональному становлению личности студента; создание педагогических условий формирования у студентов системы ценностных ориентиров и отношений. При его составлении куратору следует учесть не­сколько требований. План должен быть глубоким по смыслу, крат­ким и конкретным по содержанию. Необходимо помнить, что деятельность классного руководителя не должна сводиться к ра­боте «ради плана».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.087 сек.