Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика замысла, целей и задач эмпирического исследования




Цели и задачи эмпирического исследования. Разработка диагностического инструментария

Резюме

В настоящее время сложилось несколько подходов к решению проблемы обеспечения безопасности развития личности, которые различаются целевыми установками. Наибольшую известность получили два из них: формирование культуры безопасности личности и формирование безопасного типа личности. Мы попытались показать, что они не противопоставлены друг другу, а взаимно связаны. Базовым является понятие безопасного типа личности. А культура безопасности составляет качественную его характеристику.

Безопасный тип личности – это человек, способный таким образом выстраивать свою жизнь и деятельность, чтобы не наносить ущерба себе, другим людям, окружающему миру, и одновременно способный противостоять угрозам, осуществлять специфическую деятельность по обеспечению безопасности. Безопасный тип личности кардинально отличается от опасного, виктимного и беспечного типов.

В структуру безопасного типа личности входят: позиция ненасилия, адекватное отношение к опасностям, владение способами защиты от различных угроз, готовность к деятельности по обеспечению безопасности.

Отношение к опасности - это способность индивида своевременно обнаруживать сигналы опасности (сензитивность к опасностям) и осуществлять выбор адекватных или неадекватных способов реагирования на угрозу (поведенческий компонент). Эмоциональный компонент представлен определенным состоянием, на фоне которого осуществляется распознавание сигналов опасности (тревога, психологическая напряженность, стресс, фрустрация). Когнитивный компонент включает в себя оценку того или иного воздействующего фактора как угрожающего или не угрожающего благополучию личности.

Глава 3

Идея настоящей работы проста. В современных исследованиях накоплен богатейший теоретический и практический материал, касающийся решения проблем обеспечения безопасности человека в различных сферах жизнедеятельности. Однако традиционно большая часть из них посвящена изучению поведения личности в экстремальных ситуациях, или ситуациях, приближенных к ним. Разработано большое количество правил поведения в таких ситуациях, рекомендаций и инструкций, как нужно поступать в тех или иных случаях, которые адаптированы применительно к возрасту. Даже в работах по обеспечению психологической безопасности основной акцент делается на описательно-рекомендательной составляющей взаимодействия человека с факторами и обстоятельствами жизни, обладающими значительным угрожающим потенциалом.

Мы же в своих исследованиях исходили из двух посылок. Во-первых, речь будет идти не об экстремальных ситуациях, а о реальной обыденной жизни человека, где он так или иначе сталкивается с трудностями и опасностями, далеко не всегда отдавая себе отчет в том, что эти события представляют для него угрозу. Во-вторых, мы полагаем, что любое воздействие на личность, объективно несущее в себе угрожающий потенциал, может по-разному восприниматься личностью и, соответственно, получать различную оценку и разную поведенческую реакцию. Иными словами, встреча человека с угрожающими факторами опосредована его субъектным опытом, конкретно, со сложившимся (или складывающимся) отношением к опасностям. Только учет такого субъективного отношения к опасностям, а при необходимости и формирование его (адекватного отношения) позволит придать деятельности по обеспечению безопасности людей в разных областях жизнедеятельности личностно-ориентированный характер.

В соответствии с этим, возникает задача выявления особенностей такого отношения на разных возрастных этапах, детерминант существования определенных типов отношений. А также - психолого-педагогических условий формирования адекватного отношения к опасностям как важнейшей составляющей безопасного типа личности в целом.

В настоящем исследовании мы преследовали две цели: 1) выявить особенности представлений и восприятия людьми опасностей на разных возрастных этапах; 2) изучить специфику индивидуально-типического отношения их к опасностям.

В качестве гипотез выступили следующие предположения:

- представление и восприятие опасностей имеют свою специфику на разных возрастных этапах: в школьном и студенческом возрасте чаще в сознании фиксируются угрозы жизни и здоровью, и только у взрослых людей опасности, связанные с психологическим и социальным благополучием, получают адекватную репрезентацию в сознании;

- существуют люди с различной чувствительностью (сензитивностью) к угрозам;

- в ситуациях опасности возможны три типа реагирования на угрозу: адекватный, тревожный (преувеличение опасности), игнорирующий;

- сензитивность к угрозам и выбор тех или иных способов реагирования в ситуациях опасности связан с уровнем потребностей в безопасности и спецификой отражения в сознании ситуаций реальной жизни, которые идентифицируются личностью как опасные для себя, и могут образовывать в своем сочетании устойчивый тип личности;

- важнейшей характеристикой безопасного типа личности является адекватное отношение к опасностям, включающее в себя сензитивность к угрозам и способность выбирать адекватные способы реагирования; фактором, препятствующим становлению безопасного типа личности, является низкая сензитивность к угрозам в сочетании с выбором игнорирующих способов реагирования в ситуациях опасности.

В соответствии с целями и гипотезами исследования были сформулированы его задачи:

1. Разработка диагностического инструментария изучения представлений об угрозах и отношения к опасностям у школьников, студентов и взрослых людей.

2. Выявление и характеристика особенностей представлений, восприятия и отношения к опасностям у людей.

3. Изучение взаимосвязей между сензитивностью к угрозам, способами реагирования в ситуациях опасности, потребностями в безопасности, содержательными характеристиками отношения к опасностям с учетом пола и возраста испытуемых;

4. Выявление и описание типов отношения к опасностям.

Контингент испытуемых. В качестве контингента испытуемых выступили 306 учащихся ряда школ г.Череповца Вологодской области (с 1 по 11 класс), 168 студентов Череповецкого государственного университета и 40 взрослых людей (практические психологи сферы образования). Таким образом, всего в исследовании приняло участие 514 человек.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что уточнено содержание понятия «безопасный тип личности»; введены в научный обиход понятия «сензитивность к угрозам», «способ реагирования в ситуациях опасности (адекватный, тревожный, игнорирующий», «тип отношения к опасностям»; на основании проведенных эмпирических исследований дано обоснование существования разных типов отношения к опасностям, представлены их психологические характеристики, что существенно восполняет пробелы в современной психологической концепции обеспечения безопасности развития личности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный диагностический инструментарий может быть использован в практике работы психологических служб школ и вузов. Кроме того, полученные содержательные характеристики отношения людей к опасностям могут быть учтены при разработке программ, направленных на повышение психологической грамотности молодежи, формирование культуры безопасности, личности безопасного типа в целом. Они могут быть использованы также в процессе подготовки будущих психологов и социальных педагогов, а также в процессе повышения квалификации кадров соответствующего профиля.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1026; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.