Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка личностью своей готовности к встрече с опасностями и способности справляться с жизненными трудностями




 

Применительно к школьному возрасту для того, чтобы выявить самооценку учащихся своей готовности к встрече с опасностью, нами в анкете задавался вопрос следующего содержания: «Готов ли ты справиться с любой опасной ситуацией?». Студентов же и взрослых людей мы просили описать имеющийся опыт встречи с опасностями, используя такие вопросы анкеты, как «Какие эмоции вы испытывали в угрожающей ситуации?», и «Как вышли из сложной ситуации?».

Обратимся вначале к результатам обследования школьников. В силу значимости возрастных различий, здесь приводятся данные не обобщенно, а по классам (табл. 4).

 

Таблица 4

Оценка школьниками своей готовности справиться с опасными ситуациями (в %)

    класс класс класс класс класс класс класс класс класс
Готов справиться                  
Не совсем готов                  
Не готов                    
Всего:                    

 

Как и следовало ожидать, наибольший процент испытуемых, «готовых справиться с любой ситуацией» оказался в первом классе (53%). Бессознательная аргументация первоклассника здесь понятна. Она может быть выражена следующим утверждением: «Я уже большой, учусь в школе, поэтому могу справиться с любыми опасностями и преодолеть трудности». Во втором классе ситуация кардинально меняется. Только 14% детей считает, что они готовы справиться с любой ситуацией, 61% - не совсем готовы и 25% (наибольший из всей выборки ответ) – не готовы.

Следующий пик детей, «готовых справиться с опасностями», как и следовало ожидать, наблюдается в 5 классе (40%). Объяснение аналогично предыдущему. Для подростка – быть взрослым, значит справляться с любыми трудностями и опасностями, поэтому он, явно переоценивая свои возможности, попросту «бравирует». К 6 и 7 классу такая «бравада» несколько снижается, но вновь ее «всплеск» обнаруживается в 8 классе. На первый взгляд, данный факт труднообъясним. Реально же ничего удивительного здесь нет. В восьмом классе постепенно стабилизируется отношение к себе, начинается сложный процесс становления «Я-концепции», который выражается в повышении уверенности в себе как личности, возникает вера в свои возможности, что, вероятно, и находит отражение в описываемом феномене.

В то же время процесс взросления и социализации, ориентация на социальные нормы и правила, уже к 9 классу делает оценку своих способностей справляться с опасностями более объективированной и реальной. Об этом свидетельствует тот факт, что старшие подростки проявляют осторожность, отвечая на вопрос, «готов ли ты справиться с любой опасной ситуацией». Об этом свидетельствует высокий процент ответивших «Не совсем готов» (64%).

Обратимся теперь к анализу эмоциональных переживаний, испытанных студентами и взрослыми людьми во время встречи с опасностями. Если разбить эти эмоции на две группы: астенические, то есть подавляющие активность, и стенические, мобилизующие активность, то преобладают, конечно, и в той и в другой группе астенические эмоции (страх, тревога, шок, депрессия, отчаяние, беспомощность и др.). У студентов они составляют 65%, у взрослых, работающих людей – 91% случаев. Что касается стенических эмоций, пусть и негативного плана (гнев, злость, агрессия и др.), то здесь картина в пользу взрослых. 42% опрошенных испытали такие эмоциональные состояния. У студентов – только 13%.

Как же выходят люди из сложившихся сложных опасных ситуаций? Каких-то интересных и обнадеживающих результатов мы не получили. Студенты чаще называют лишь два способа – «помощь других людей» (22%) и «ситуация разрешилась со временем (забылась)» (11%). Взрослые - работающие психологи имеют более широкий набор способов выхода из травмирующей ситуации, но он в большей мере касается проблем только психологического характера. Тем не менее, они используют такие методы, как «выяснение отношений, выстраивание психологических защит» - 44% (у студентов – 2%), «терпение, умение справиться с эмоциями, саморегуляция» - 36% (у студентов – 4%). Наряду с этим, психологи-практики также, как и студенты, указывают на помощь других людей (36%) и на тот факт, что ситуация разрешилась со временем (28%). Несмотря на скудность полученных данных, тем не менее, можно сделать вывод о том, что взрослые люди, имеющие более богатый опыт жизни, чем учащиеся – студенты, проявляют черты, которые характеризуют зрелую личность. Это проявляется в способности к саморегуляции, в умении, особенно при решении психологических проблем, применить гибкую тактику в процессе взаимодействия, грамотно выстроить в случае необходимости психологические защиты.

Вывод, который следует из приведенных данных – неутешителен. Даже высоко оценивая в ряде случаев свою готовность справляться с трудностями (прежде всего, это дети), люди чаще всего испытывают замешательство, растерянность, сталкиваясь с жизненными невзгодами и проблемами, несущими в себе негативный заряд.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 787; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.