Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реальность массмедиа




Никлас Луман версия для печати обсудить в конференции

http://www.strana-oz.ru/?ozid=13&oznumber=4 журнал «Отечественные записки» №4 (13) 2003 г.

[*]

Книга знаменитого немецкого социолога Никласа Лумана (1927–1998) состоит из предисловия и шестнадцати глав. В реферате внимание уделяется прежде всего тем главам, которые содержат основные элементы его концепции.

1. Обособление[1] системы массмедиа как удвоение реальности

«Все, что мы знаем о нашем обществе и даже о мире, в котором живем, мы узнаём через массмедиа. Это относится не только к знанию общества и истории, но и к знанию природы. Мы узнаём о стратосфере так же, как Платон узнавал об Атлантиде: “люди говорят то-то и то-то”… С другой стороны, о самих массмедиа мы наслышались такого, что не можем доверять этому источнику. Мы сопротивляемся их воздействию, подозревая, что нами манипулируют, но по существу это ничего не меняет, потому что знания, полученные нами из массмедиа, словно сами собой складываются в замкнутый каркас, элементы которого укрепляют друг друга» (с. 9).

Массмедиа, по Луману, суть «все общественные учреждения, которые используют для распространения сообщений технические множительные средства» (с. 10). Это определение подразумевает, что продукцией массмедиа являются книги, газеты, журналы, фотокопии, ксерокопии и т. п., но, скажем, не рукописи, производившиеся в массовом количестве под диктовку в средневековых мастерских, и не публичные представления и доклады в наши дни (если же сообщения этого рода распространяются посредством фильмов или дискет, их можно также отнести к области массмедиа). Где же проходит граница? Критерий может показаться несколько произвольным, говорит Луман, но главное здесь — машинный способ изготовления носителя информации. Техника распространения сыграла в процессе обособления (Ausdifferenzierung) системы массмедиа такую же решающую роль, какой была роль денег по отношению к экономике. В этой системе коммуникаций не происходит взаимодействия между отправителем и получателем информации как присутствующими друг для друга. О таком взаимном присутствии можно говорить только в том случае, когда им доступен непосредственный контакт, когда они могут видеть, слышать, осязать друг друга и в зависимости от этого строят коммуникацию. Всего этого нет в массмедиа[2].

О реальности массмедиа можно говорить в двух смыслах (эту амбивалентность отражает и название книги). Прежде всего это их «реальная реальность». Что под ней понимается? Технические средства делают существование массмедиа возможным, но сами по себе еще не являются социологически релевантной реальностью. Эту последнюю создают операции системы, т. е. коммуникации, которые в ней совершаются. Коммуникация не просто акт отправки сообщения и тем более не его содержание как таковое. Коммуникация есть триединство информации (содержания), сообщения (передачи содержания) и понимания. Если мы в обычной ситуации хотим кому-то что-то сообщить, но не можем физически приблизиться к этому человеку, а затем добиться его внимания или понимания, коммуникация прерывается. В случае с массмедиа дело обстоит иначе. Здесь нельзя быть уверенным в чужом внимании и понимании — его можно только предполагать. Но благодаря этой неуверенности и обратное влияние получателя сообщения на его отправителя оказывается не столь непосредственным.

Вторая реальность постигается как нечто независимо существующее, но на самом деле является просто конструкцией, порожденной массмедиа. Луман придерживается позиции так называемого радикального конструктивизма, которую в данном случае формулирует следующим образом: когнитивные системы не в состоянии различить условия существования и условия познания своих объектов. У них нет доступа к иной реальности, кроме той, какую они сами же и конструируют. Это и есть вторая реальность массмедиа. И следует не критиковать их за искажение подлинной реальности, а изучать те способы, какими они конструируют свою реальность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.