Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прикладные и другие теории 15 страница




Определить источники стресса: авторитет и официальный статус службы, власть и профессиональная социализация социального работника, различия в социальном положении, борьба за межличностный контроль, запретные темы; эффективно подготовиться к возможному напряжению в отношениях, открыто обсудить межличностные барьеры

Определить факторы завершения работы, временные ограничения и методические особенности, характерные для данной

 

 

Фаза Процесс поддержки Действия

социального работника и клиента

 

Стадии завершения Выявить и обсудить негативные чувства, возникающие в связи с прекращением отношений; осознать переживания грусти или удовольствия, признать освобождение от необходимости продолжать работу

мероприятий и методов, проиллюстрированный примерами, содержится в книге Джемейн и Гиттерман (1996). В этой работе также раскрываются, хотя и в меньшей степени, направления социальной работы: работа в микросоциальной среде, работа с отдельными организациями, участие в политических действиях. Рассмотрим пример работы со стрессогенными факторами среды. Миссис Эванс — пожилая женщина. Она живет одна в маленькой муниципальной квартире и после смерти мужа испытывает сильную депрессию. После обсуждения с социальным работником ее переживаний и желаний принимается решение о перемещении некоторых предметов, принадлежащих ранее мистеру Эвансу, из ее спальни в коридор. Остальные вещи, напоминающие о ее покойном муже, отдаются в благотворительный магазин, и в квартире появляется больше свободного места. Волонтеры из местного благотворительного центра помогают изменить обстановку в квартире. В результате у миссис Эванс появляются новые знакомые из этой организации, и она начинает посещать клуб пожилых людей, действующий на базе центра. Миссис Эванс также обеспокоена поведением соседей, поэтому социальный работник решает пойти вместе с ней в департамент жилья, чтобы разобраться, что можно предпринять. Это ни к чему не приводит, и социальный работник решает обсудить эту проблему неофициально с главным менеджером. Помимо технологий работы со средой данный пример показывает важность построения эффективных взаимоотношений с клиентом, а также то, насколько важно устанавливать и развивать эффективные взаимоотношения с клиентом, даже если в фокусе работы находятся в основном проблемы среды. В данном случае были решены различные проблемы, требующие изменения: индивидуального пространства (больше свободного места), предметного пространства (размещение вещей супруга) и окружающего пространства (изменения в квартире и в отношениях с соседями). Кроме того, был установлен ряд контактов с внешним окружением. Посредничество в отстаивании интересов клиента в департаменте жилья также принесло в конечном счете определенные положительные результаты.

Экосоциальный подход: экокритицизм

Экосоциальный подход опирается на применение в социальной работе кон-

 

ейн, Гиттерман, Мейер и другие авторы в своих работах, анализируя «действия клиентов с окружающей их средой, пользуются экологиче-1 метафорами. В экосоциальном подходе применение экологической тер-тогии имеет политическое значение, поскольку целью является преодо-

социального исключения. Примером могут служить дискуссии о влия->акторов среды (Матис и др., 2000а, б, 2001; Нэрхи, 2004). В свою оче-

в экофеминизме (Бесторн и МакМиллен, 2002) утверждается, что в ических и социальных представлениях о системах, включая экосистем-еорию в социальной работе, игнорируется роль женщин в поддержании чивой социальной среды.

уте (2003) раздвигает рамки экологического подхода в социальной ра-[ акцентирует внимание на устойчивом развитии обществ любого типа, хшько тех, которые отличаются ресурсной недостаточностью и бедно-Он подчеркивает взаимосвязанность мира, особенно заметную на фоне цего влияния глобализации. Новое понятие субъективности должно не э включать индивидуальность, но и иметь отношение к общественной:твенности, объединяя людей, живущих в малых или больших группах;му миру. Необходимо понять сложный характер взаимозависимости и сть многообразия как человеческих, так и природных форм. Коутс ис-/ет понятие границ для описания мира как закрытой системы, ресурсы эй ограничены. Именно поэтому для сохранения человеческой жизни эдимо поддержание устойчивости мировой системы. Основными прин-[и экосоциального подхода в социальной работе должны быть следую-

нтеграция и взаимосвязь; удрость природного порядка;

гроятностность, помогающая по праву оценить то, что в теории реализ-а (см. гл. 3) называется потенциальными свойствами, возможным аль-:рнативным развитием событий;

эддержание многообразия;

гношения в микросоциальной среде (малых социальных группах).

1ктика социальной работы должна быть сконцентрирована:

1 развитии функций помощи в малых социальных группах;

i разработке и проведении мероприятий, направленных на повышение 5щего благополучия;

1 развитии активного партнерства;

i поиске новых возможностей на индивидуальном и общественном уровнях;

i содействии децентрализации и локализации в принятии и реализации:шений:

 

 

■ содействии экологическому равновесию и социальной справедливости;

■ снижении стрессов человеческого и экологического характера, в частно

сти через оказание помощи в преодолении потери и горя;

■ применении естественных методов оздоровления и духовного развития

(см. гл. 8).

Нэрхи и Матис (2001) обращаются к дискуссии немецких исследователей, в которой обсуждаются концепции взаимодействия личности и среды, опубликованные в американской специальной литературе, и рассматривают это взаимодействие как единое целое, а не как дихотомию личности и среды. Более того, авторы подчеркивают, что необходимо принимать во внимание общий жизненный контекст, а не только социальные отношения. Этот экокритический подход, появившийся в 1980-е гг. в Германии, вобрал в себя экологические проекты.движения «зеленых», программы коллективного проживания и рабочих коммун для молодежи. Целью этих проектов было повышение осознания политического и социального значения человеческих взаимодействий, а также развитие социального самосознания и экологической ответственности. Традиционно объектом социальной работы являлись проблемы образа и стиля жизни клиентов, которые связаны с наличием у клиентов статуса работающего человека. Однако нестабильность в сфере занятости, возрастающая в связи с глобализацией социальных ресурсов и миграцией рабочей силы, только укрепила экологически неблагоприятные отрасли промышленности, ориентированные на приращение капитала. Кроме того, в современном мире ухудшается социальное здоровье в результате негативного воздействия таких факторов, как сидячий образ жизни, некачественные пищевые продукты и курение. Тестер (1994) также утверждает, что в модели жизненного цикла среда, созданная людьми и окружающая их в данный момент, считается стабильной и неизменной, поэтому возможности ее изменения в целях содействия неблагополучным социальным группам ограничены. Необходимо помогать людям в создании среды, богатой ресурсами и возможностями, а не адаптировать их к тяжелым условиям жизни. Осознание этих целей особенно важно для специалистов, работающих в полустационарных и стационарных учреждениях, а также осуществляющих помощь клиентам на дому. Культурное и этническое разнообразие обеспечивает возможность создания многоликой социальной среды, но зачастую воспринимается как причина социальных конфликтов и исключения. Человеческие и культурные ресурсы любого сообщества можно использовать в полной мере, если направить их на развитие социальной интеграции, привлекая людей к оказанию взаимопомощи и участию в общественной жизни. По мнению Бек и др. (2001), любой экосоциальный подход к вопросам социального включения должен сочетать элементы британской политики перераспределения ресурсов и французской традиции анализа социального капитала, включающего те варианты, в которых социальные отношения могут привести к исключению других социальных групп.

К практическим подходами экосоциальной работы относятся:

 

i которой функционируют социальные работники, а также необходимость привлечения граждан к планированию и социальным действиям в юответствии с их интересами и потребностями;

юзумное использование природных ресурсов и развитие самосознания при)рганизации образа жизни, сберегающего ресурсы окружающей среды;

тимание к социальной среде и кооперативным сетям, предоставляющим >азличные услуги, особенно школам, учреждениям здравоохранения и;оциального обслуживания;

тедагогика новой среды» {«приключенческая педагогика»), предполагающая юдействие в создании особых сетей для развития новых жизненных возможностей людей. Матис и соавторы (2001) иллюстрируют этот подход \& примере молодежи, однако развитие подобных форм также актуально цш поддержки пожилых людей и людей с ограниченными физическими 4 психическими способностями.

щиальные сети и системы социальной поддержки

звитие сетей в системах социальной поддержки как направление зароди-в рамках работы по охране психического здоровья. Данный подход рас-жвался в качестве альтернативы изолирующему воздействию психиатри-ix больниц и как реакция на их деинституциализацию в 1970-х гг. (Кап-

1974; Каплан и Килилея, 1976; МакГвайр, 1991; Биджел и др., 1994). активная социальная поддержка может оказываться как в формально орга-ванных группах поддержки, так и «неформальными» и «естественными» щниками друзьям, соседям и членам семьи (Уолтон, 1986). Итальянский щователь социальной работы Фольгерейтер (2004) утверждает, что в ос-любых социальных проблем лежат проблемы отношений, поэтому разра-i планов помощи в социальной работе должна происходить совместно.

отсутствие социальной поддержки носит кратковременный характер, льным становится возобновление прерванных отношений, в случае же >временной изоляции необходимы специальная групповая работа и рабо-ликросоциальной среде (Айрич и др., 2003). По мнению Сида (1990, 19), — это «система или структура связей между объектами... которая имеет деленное значение» для тех, кто в нее включен. Социальные работники ляют сети самих клиентов, а также создают новые контакты со службой, эые формируют модели повседневной жизни клиентов. Целью работы;тся поиск формальных и неформальных социальных сетей, их расшире-i использование для поддержки клиента. Сети отличаются различной плотью и качеством в зависимости от частоты и значения контактов сетевых ентов. Сети также различаются по своим характеристикам (домашние, чие, досуговые, лечебные сети).

 

ния партнерства с клиентами и микросоциальной средой. Я также признаю его эффективность при организации работы многопрофильных команд (Пэйн, 2000). Тревиллион рассматривает социальных работников как потенциальных посредников микросоциальной среды, связывающих клиентов с ее многочисленными ресурсами. Можно провести параллели между концепцией социальных сетей и практической работой в рамках теории активизации ресурсов. Гилкрайст (2004) сочетает сетевую теорию с теорией комплексности и хаоса. По его мнению, представление о развитии микросоциальной среды, которое предполагает воссоздание тесных и взаимозависимых социальных контактов, является утопичным. Метасети соединяют разнообразные сети, основанные на межличностных контактах, и создают определенную модель связей.

Шпехт (1986) показывает, что социальная поддержка применима к более широкому спектру социальных отношений и организаций, поскольку социальные сети подразумевают определенную совокупность связанных друг с другом индивидов. Он считает маловероятным, что в США в микросоциальной среде есть неиспользованные ресурсы для поддержки людей в проблемных ситуациях. Эта точка зрения подтверждена эмпирически в работах английских исследователей (Абраме, 1984; Булмер, 1987). Тиммс (1983) и Аллан (1983) предлагают создавать службы поддержки действующим социальным сетям, однако официальные каналы помощи не должны подменяться неформальной помощью. Неудачными будут и попытки изменить существующие модели неофициальных форм помощи. Эти положения подтвердились в исследовании Сесиль и соавторов, проведенном в Северной Ирландии (1987).

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Мистер Харди и его соседи

Обратимся вновь к случаю мистера Харди (см. гл. 5). Можно ли пересмотреть его с точки зрения системной перспективы, согласно которой воздействия на окружение будут считаться более эффективными, чем работа с самим мистером Харди? Какие системы будут целевыми и какие службы будут задействованы в качестве агентов изменений в данном случае?

Соседи мистера Харди — супруги Гаррет и их двое детей, Джордж (7 лет) и Фреда (4 года), приехали из сельской местности. Место рождения мистера и миссис Гаррет находится на расстоянии 1000 км от их дома. Детям сложно приспособиться к жизни большого города. У Джорджа появились проблемы с поведением и учебой в школе. И хотя мистер Гаррет имеет хорошо оплачиваемую работу, миссис Гаррет переживает одиночество и депрессию. Ее мать (82 года) уже с трудом передвигается, но у нее есть друзья, которые живут поблизости, и родственники в ее родном городе, которые навещают ее. Родители мистера Гаррета моложе и живут рядом, но у них практически нет друзей, и поэтому они просят супругов Гаррет регулярно их навещать. Миссис Гаррет и дети хотели бы вернуться домой. На данном этапе они обратились за помощью к социальному работнику поликлиники, в которой лечилась миссис Гаррет.

 

 

мментарий

стемная и экологическая теории благодаря четкой структуре и специ-й терминологии формируют тип теории, отличающийся от традицион-рактики социальной работы с ее психологической основой и индивиду-;м подходом. Они принадлежат к числу немногих всеобъемлющих теорий льной работы, имеющих социологическое основание. Преимущества си-ого подхода заключаются в следующем.

> нем отчетливее, чем в психологических подходах, выражен акцент на зменении окружения.

)то интерактивный подход, в нем анализируются не мысли и чувства, а лияние людей друг на друга. Кокс (2003), например, изучает роль бабу-гек и дедушек в воспитании внуков. Она показывает, насколько важно бъединить мнения о ситуации всех, кто участвует в процессе воспита-[ия, — различного рода специалистов, соседей и родственников, при-[адлежащих к разным поколениям.

Системный подход показывает социальным работникам возможность до-тижения одной и той же цели различными путями (равнофинальность и шогофинальность). Благодаря этому уменьшается стигматизация нестан-артных форм поведения, а также социальное давление, которое харак-ерно для многих психологических теорий, определяющих границы нор-1Ы и девиации (Лейнингер, 1978).

Системный подход является единым (Гольдштейн, 1973), интегральным Пинкус и Минахан, 1973) и целостным (Хирн, 1969; Лейнингер, 1978).)н используется в работе с отдельными индивидами, группами и в мик-юсоциальной среде. В данном случае не существует одного определенно-о метода воздействия. Напротив, предлагается обобщенная стратегия >бъяснения социальных событий, позволяющая воспринимать в качестве юздействий любые вмешательства в систему. Отдельные объяснительные еории являются частью этого общего правила. Социальные работники юдбирают теории, которые соответствуют характеру их деятельности. Как правило, им чужды теоретические дискуссии о том, чем они занимают-:я: изменением личности или социальным реформированием. Так или шаче, отбор теорий в целях использования их на любой организацион-юй основе представляется сложной задачей для практиков.

Системный подход далек от линейных, детерминистских, причинно-следственных объяснений поведения или социальных явлений, характерных, гапример, для когнитивно-поведенческих теорий, поскольку равнофиналь-гость и многофинальность означают, что энергетические потоки оказыва-от воздействие на систему самыми разными способами. Большую ценность гредставляет анализ моделей системных взаимодействий и характеристик fwHTenrheuc1» и слияния гоаниц газличных систем.

 

ствия социального работника и клиента; диагностическую полезность; связь с другими теориями социальной работы; а также акцент на социальных факторах, служащий альтернативой индивидуальной работе со случаем. Вместе с тем, по его мнению, эти аргументы достаточно спорны, что доказывается ниже.

У теории систем есть и недостатки.

■ Поскольку теория носит скорее пояснительный, чем объяснительный ха

рактер (Фордер, 1976), ее принципы изложены в необычной форме, ко

торая позволяет легче понять суть, а также взаимосвязь разных уровней

социальной реальности и индивидуального поведения человека. Однако

данная теория не дает объяснения причинам происходящих событий и

существованию вышеупомянутых взаимосвязей. Следовательно, эмпири

чески проверить эти положения крайне сложно.

■ Эти подходы нетехнологичны (Джемейн, 19796, 6), в них не содержатся

инструкции, информирующие о том, каким образом можно влиять на

системы (Мэнкоск, 1981). Кроме того, здесь нет инструментов, позволя

ющих контролировать результаты воздействий на систему, потому что

неизвестно, как ее части будут взаимодействовать между собой. Предпо

лагается, что воздействие на одну часть системы повлияет на другие ее

части, но вполне возможно, что на практике этого не произойдет (Сипо-

рин, 1980).

■ Теория систем претендует на всеобъемлющий характер. Однако не все в

ней отражает реальное положение вещей. Что именно является адекват

ным — трудно определить. Многие принципы не вписываются в общую

схему, определение границ представляет сложность или совсем невоз

можно. Априори считается, что элементы системы взаимосвязаны (Лей

нингер, 1978). Кроме того, сосредоточенность социальных работников на

стратегических социальных проблемах может привести к игнорированию

проблем отдельных индивидов (Сипорин, 1980).

■ В теории систем, особенно в экологической теории, преувеличивается

значение частей, составляющих систему, каждая из которых необходима

для системной целостности и связана с другими частями. Таким образом,

предполагается, что необходимо поддерживать равновесие систем, а не

стремиться их изменить. Кроме того, для теории систем характерно поло

жение о том, что конфликт менее желателен, чем поддержка и интегра

ция. Однако на практике все может быть совершенно иначе (Лейнингер,

1978).

■ Концепт обратной связи предполагает медленное и управляемое измене

ние. А что делать, если необходимы радикальные перемены? Обратная

связь вместо устранения иногда усиливает девиацию. В теории систем дан

ные обстоятельства практически не учитываются (Лейнингер, 1978).

га тхг>тр\а аптгсштгг.я ЯНЯТТПГИЯМИ (ЬУНКЦИО-

 

LM (Лейнингер, 1978). Следует ли всем системам (например, конфликт-ш семьям) стремиться к выживанию? Уходит ли энтропия в окружаю-/ю среду или система должна вытягивать энергию из уже энергетически лабевшей среды? Например, нужно ли бедной семье просить помощь у ких же бедных семей из ее окружения или ей следует требовать распре-ления ресурсов обеспеченных людей? Подобные вопросы носят поли-ческий характер, который не свойственен в целом теории систем, в торой для повседневной практики социальной работы предлагаются кие, неполитические варианты решения проблем.

южная, специальная терминология теории не слишком хорошо подхо-:т для описания такой гуманистически ориентированной деятельности, к социальная работа (Джемейн, 19796, 6). В результате это насторажи-ет социальных работников. Именно критика заимствования технокра-ческих идей объединяет теорию систем и поведенческий подход. На-ютив, большей популярностью пользуются психодинамические пред-авления о конфликте, потребностях и влечении, а также гуманистиче-ие идеи об открытости самому себе и экзистенциальном одиночестве.

:ледствие того что теория носит обобщенный характер, ее применение частным ситуациям затруднительно (Джемейн, 19796, 7; Лейнингер, 78). Однако прикладные ее варианты могут быть очень разными. Один ециалист интерпретирует ситуацию согласно одним представлениям, а угой — другим, поэтому крайне трудно определить, кто из них прав.

яду с практической недостаточностью системная теория вызывает так-одологические замечания. Они связаны с социологической критикой

социальных систем, в частности с критикой структурно-функциональ-онимания общества, предложенного Парсонсом (Эванс, 1976). Мэн-1981, 714— 715) обобщает эти замечания следующим образом: «Крити-грждают, что теория действия Парсонса является в большей степени й статического существования общества, чем его системной теорией,

настолько обоснована эмпирически, как утверждается, к тому же так ктна и расплывчата, что основные понятия не поддаются определению. г в теории действия сделан на функции, а не на процессе взаимодей-что противоречит смыслу систем».

жоск полагает, что в приложении к социальной работе критика ста-:ти системной теории является неубедительной, поскольку в ней мно-мания уделяется как индивидуальным, так и социальным изменениям. 5 с тем в интерпретациях системной теории, сделанных в рамках соци-i работы, например в книге Пинкуса и Минахана, Эванс (1976) нахо-рытое предположение о взаимозависимости всех систем. Это справед-олько для закрытых систем; открытые системы характеризуются боль-[бкостью, и важно еще раз подчеркнуть это различие. Сипорин (1980)!ает на марксистскую критику теории систем, связанную с отсутстви-яй инимяния к несовместимости классовых интеоесов в капиталисти-

 

ные различия и значение образа жизни. Однако, по его мнению, в ней отсутствует специальный анализ вопросов, которые, например, влияют на положение темнокожего населения. Представители экокритического и экофеми-нистского подходов считают, что экологическая теория в социальной работе не затрагивает проблем формирования устойчивых экологических систем, тем самым она содействует утверждению дискриминационных и неполноценных социальных отношений. Данный аргумент характерен и для критического подхода.

Системная критическая, антидискриминационная теории и теории активизации ресурсов и защиты прав клиента являются главными социологическими теориями социальной работы. К этой группе не относятся социально-психологическая, ролевая теории и теория социального конструирования, которые представляют собой социально-психологический подход в социальной работе, рассматривающийся в следующей главе.

ИТОГИ ГЛАВЫ

■ Концепты системной теории и ее идеи служат основой для создания социально-

психологического подхода к социальной работе.

■ В частности, в ней показывается, каким образом социальные изменения и непря

мая деятельность1 могут быть интегрированы в практику работы на индивидуаль

ном уровне.

■ Благодаря включению экологических концептов системная теория превратилась

во всеобъемлющую теорию практической деятельности, которая приобрела осо

бую популярность в США.

■ Концепции социальных сетей и систем социальной поддержки способствуют даль

нейшему развитию теории и практики социальной работы.

■ Поскольку в системной теории социальный порядок принимается как данность,

интеграция критических и в особенности экокритических и трансформационных

взглядов проблематична.

■ Недостатком системного и экологического подходов является отсутствие ясности

в методах и формах воздействий, необходимых в конкретных обстоятельствах.

■ Происходит постепенная интеграция экологических идей в системную модель со

циальной работы на уровне социальных действий и индивидуальной работы, но

конкретные методы экологической идеологии пока слабо разработаны.

 

ава 8. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

И СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ

чем повествует эта глава

той главе раскрываются теоретические положения, связанные с соци-

л психологией, и, в частности, влияние теории социального конструи-

ия на социальную работу в 1990-е гг.

диальная психология в основном изучает влияние внутригрупповых от-

шй на формирование социальной идентичности индивидов и не зани-

i разработкой терапевтических идей, значимых для практики социаль-

аботы.

есте с тем многие понятия ролевой и коммуникативной теории, а так-

нцепции, находящиеся на стыке психологии и социологии, широко

ьзуются в социальной работе.

циальное конструирование, объединяющее постмодернистские теории

i. гг., составляет одно из направлений критической психологии. В его

х разработаны практические методы, которые были перенесены в прак-

оциальной работы. И хотя данные теории являются индивидуалистиче-

[, в них отражается переход к рефлексивно-терапевтической точке зре-

НОВНЫЕ ТЕМЫ

оциальная психология изучает то, как внутри- и межгрупповые отношения фор-1ируют и укрепляют социальную идентичность индивидов.

основное влияние социальной психологии на социальную работу до начала 990-х гг. осуществлялось через заимствование понятий из ролевой и коммуни-ативной теорий.

1990-е гг. критическая психология, основанная на идеях постмодернизма и со-иального конструктивизма, оказала влияние на развитие конструктивистской рактики.

павными источниками, послужившими основой для применения теорий социаль-ого конструирования в практике социальной работы, стали концепции о терапии помощью решений Шейзера, о терапии с помощью повествования Уайта и Элтона, а также о рационализации возможностей О'Хэнлона.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И ПОНЯТИЯ

> Формирование социальной идентичности в группах.

> Роль, ролевой конфликт и ролевое поведение.

> Анализ коммуникации и коммуникативные навыки.

> Переформулирование (рефрейминг) устоявшихся представлений и поиск альтер

нативных правдоподобных интерпретаций.

> Реальность как социальная конструкция, соответствующая определенному исто

рическому и социальному контексту и включающая в себя различные культурные

и социальные формы.

> Повествование (нарратив) — основа анализа и трансформации социальных иден-

тичностей индивидов, их ролей и свойственных им социальных конструкций.

> Формы эффективного поведения индивидов как основа поиска решений их про

блем.

> Исключения или возможности, помогающие определить необходимые изменения

в опыте индивидов.

Общий теоретический контекст

Предметом изучения социальной психологии (Хогг и Абраме, 1988) является влияние внутри- и межгрупповых отношений на формирование и сохранение социальной идентичности индивида. Она рассматривает поведение людей в процессе их взаимодействия и взаимовлияния, а также воздействие на внутригрупповое поведение таких социальных факторов, как стигматизация и стереотипизация. Кроме того, социальная психология занимается определением конфликтных и дискриминационных взаимодействий между группами.

В частности социальная психология изучает результаты коммуникации, а следовательно, роль языковых и речевых структур в социальных взаимодействиях. Значительная область «коммуникативных исследований» посвящена языку и другим символам коммуникации в отношениях между отдельными индивидами, группами, а также в больших организациях и социальных коллективах (Табс и Мосс, 2000; Де Вито, 2002). Коммуникативные исследования включают анализ использования языка на индивидуальном уровне и в социальных ситуациях для обозначения различного восприятия окружающей действительности. Властные отношения возникают в результате формирования мировоззрения через языковые модели. Будучи социально приемлемыми, мировоззренческие конструкты влияют на другие точки зрения. Социальные работники, например, прибегают к таким языковым выражениям, использование которых помогает им оказывать воздействие на клиентов. Это означает, что те механизмы, которые приводятся в действие в ходе речевых коммуника-

 

 

8.1: а — личностные конструкты — индивидуальное восприятие; б — со-ьные конструкты — общепринятое восприятие социальной реальности

»ия ролей, концепции приклеивания ярлыков и в целом вся область ьно-психологических исследований человеческих взаимоотношений [ большое влияние на социальную работу. Брэйквел и Раувет (1982) зали социально-психологический подход в социальной работе. Этот

в частности, акцентирует внимание на процессах формирования и ювания отношений в социальных ситуациях, проблемах идентично-1занных со стигмой и групповым поведением, влиянием социальной территории и потребностью в личном пространстве, а также содержит |л по практическим методам достижения социальных и личностных шй. Теория личностного конструирования Келли основана на гипотезе о о люди выстраивают собственное поведение сообразно конструктам юзнания, которые формируются на основе прошлого опыта и опреде-особы действия. Каждый из нас конструирует события по-своему. По-нализ и изменение личностных конструктов способствуют трансфор-юведения аналогично принципам когнитивной теории и терапии (см. анный подход может быть полезен для понимания социальных взаимо-й (Тьюли, 1976). Он близок феноменологической и экзистенциальной [ (см. гл. 9), в которых даются всевозможные интерпретации индивиду-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.