Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дорожно-климатическое районирование первой зоны - зоны вечной мерзлоты России




Распространение вечной мерзлоты на территории Российской Федерации

Технико-экономическое сравнение вариантов развязок движения

Возможность рассмотрения при автоматизированном проектировании для одного и того же транспортного узла большого числа типов развязок движения, а также большого числа вариантов планировочных и конструктивных решений элементов развязок ставит перед инженером-дорожником проблему сравнения конкурирующих вариантов по различным экономическим и техническим показателям.

Выбор оптимального варианта развязки позволяет при умеренных капиталовложениях в строительство эффективно организовать перевозки грузов и пассажиров и обеспечивает получение единовременного и ежегодного экономического эффекта в результате: снижения транспортно-эксплуатационных расходов; увеличения скоростей движения транспортных потоков; сокращения потерь времени при простоях автомобилей на пересечении; сокращения времени пребывания в пути пассажиров и грузов; снижения потерь народного хозяйства из-за дорожно-транспортных происшествий.

Технико-экономическое сравнение вариантов пересечений, особенно на ранних стадиях проектирования при выборе принципиальных решений, выполняют в следующей последовательности:

в соответствии с перспективной интенсивностью движения, ее распределением по направлениям и местными специфическими условиями назначают соответствующее число приемлемых для данных условий типов развязок движения (в частности, могут быть рассмотрены развязки полные и неполные);

для каждого типа развязки устанавливают ряд подвариантов конструктивных и планировочных решений, подсчитывают объемы работ и определяют строительную стоимость;

решают вопрос необходимости стадийности строительства в соответствии с ростом интенсивности по возможности без бросовых затрат. При решении в пользу стадийного строительства расчетный период суммирования затрат подразделяют на этапы;

для каждого года эксплуатации определяют интенсивность движения, потери времени на пересечении, средние скорости транспортных потоков, количество дорожно-транспортных происшествий и вычисляют транспортно-эксплуатационные расходы;

определяют суммарные приведенные затраты по каждому из вариантов решения развязки и принимают к строительству вариант, характеризуемый наименьшей их суммой. Все варианты сравнивают в пределах участков пересекающихся дорог в границах, определяемых вариантом с наибольшими линейными размерами.

При расчетах суммарных приведенных затрат по вариантам учитывают следующие их составляющие:

общий объем капиталовложений в строительство, включая стоимость сноса зданий и сооружений, стоимость отчуждения земель под развязку и т.д.;

капитальные вложения в автомобильный транспорт, необходимые для выполнения расчетного объема грузо- и пассажироперевозок;

автотранспортные расходы;

расходы по текущему ремонту и содержанию развязки;

затраты, связанные со временем нахождения пассажиров в пути следования;

потери, связанные с дорожно-транспортными происшествиями.

Таким образом, суммарные приведенные затраты по каждому варианту решения развязки определяются:

N - число лет строительства;

К 0 - первоначальные капитальные вложения в строительство с разбивкой по годам;

К 0t - капитальные вложения в t-м году при стадийном строительстве,

- единовременные затраты на приобретение подвижного состава для осуществления объема грузо и пассажироперевозок, соответствующего началу эксплуатации развязки;

- дополнительные вложения в автомобильный транспорт в t -м году сообразно росту объемов перевозок;

- затраты в t -м году на текущий ремонт и содержание пересечения;

- автотранспортные расходы в t -м году;

- потери, связанные с временем следования в пути пассажиров в t -м году;

- потери, связанные с дорожно-транспортными происшествиями;

Тр - расчетный год сравнения вариантов;

Eнп = 0,08 - нормативный коэффициент приведения разновременных затрат*.

* Глава подготовлена с использованием материалов Справочника инженера-дорожника (Проектирование автомобильных дорог: Справ. инж.-дор./ Под ред. д-ра техн. наук Г.А.Федотова. - М.: Транспорт, 1989. - 438 с).

ГЛАВА 19. ОСОБЕННОСТИ ИЗЫСКАНИЙ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДОРОГ НА МНОГОЛЕТНЕМЕРЗЛЫХ (ВЕЧНОМЕРЗЛЫХ) ГРУНТАХ

Проектирование и строительство автомобильных дорог в зоне вечной мерзлоты началось в 60-х годах XX столетия, связано с освоением целинных и залежных земель и особенно усилилось после открытия нефтяных и газовых месторождений в Западной Сибири.

Дорожное строительство в районах распространения вечной мерзлоты имеет целый ряд особенностей, связанных со сложностью природных условий и с трудностями социально-экономического характера России, особенно ее удаленных регионов:

прежде всего, это наличие огромных территорий, занятых озерами, болотами, марями и многолетнемерзлыми грунтами (ММГ);

практически повсеместное отсутствие качественных дорожно-строительных материалов: песчано-гравийных, щебеночных и других каменных материалов, необходимых для строительства дорог;

широкое распространение глинистых пылеватых грунтов, неблагоприятных для дорожного строительства;

очень короткий теплый период года (менее 2,5-4,5 месяцев) для ведения работ по строительству дорог;

суровые длинные зимы (до 7-9 месяцев) с очень низкими отрицательными температурами воздуха, доходящими до минус 60°-70° С и ниже, не позволяющие практически вести дорожно-строительные работы;

наличие в северных и центральных районах с ММГ жильных и погребенных льдов, вытаивание которых приводит к значительным термокарстовым просадкам и катастрофическим провалам как местности, так и полотна дорог и других насыпных дамб, площадок и т.д.;

распространение мерзлотно-геоморфологических образований: бугры пучения, морозобойные трещины, формы рельефа, поверхностные надпочвенные образования в результате нивации и солифлюкции, а также наледи и термокарстовые явления;

значительная удаленность от экономически развитых районов страны и слабое развитие транспортной сети (менее 0,1-0,3 км на 1000 квадратных км территории), вследствие чего стоимость дорожного строительства в три раза, а в отдельных районах Крайнего Севера в пять-шесть раз выше, чем в Центральных районах Европейской территории Российской Федерации;

высокая стоимость рабочей силы на Крайнем Севере (в 3,4-4,8 раза больше), которая зависит не только от повышенной трудоемкости работ, но и повышенных тарифных ставок, льгот для работников и их семей;

дорожное строительство в районах Крайнего Севера нельзя вести методами и той же техникой, как в более южных зонах, особенно, если учесть уязвимость экологии Севера.

На нашей планете вечномерзлые (ВМ), многолетнемерзлые (ММ) и мерзлые (М) породы (грунты) являются закономерными естественно - историческими образованиями, которые характеризуются определенными законами возникновения, существования, развития и распространения.

На территории бывшего СССР площадь, занимаемая вечномерзлыми и многолетнемерзлыми грунтами, составляет 11,454 млн. км2 (рис. 19.1), при этом в современной Российской Федерации она превышает 65 % ее территории, в том числе занимает 85 % территории Сибири, 95 % республики Саха (Якутии) и т.д. (табл. 19.1).

Таблица 19.1

Распространение вечной мерзлоты на территории бывшего СССР

Географические зоны Площадь, занимаемая вечномерзлыми грунтами, км2 Процент ко всей зоне вечной мерзлоты СССР Преобладающие почва, грунты
Горная тундра 1 486 000   Скальные обломочные
Тундра 1 570 000 13,7 Торфяно-глеевые, суглинистые, сильно льдонасыщенные
Лесотундра 261 000 2,3 Те же, в горах -скелетные
Лесная зона 7 308 000 63,8 Те же
Лесостепь 153 000 1,3 В поймах торфяно-подзолистые, влажные
Степь 276 000 2,4 Сухие суглинистые, супесчаные
Пустыни 400 000 3,5 Те же
ВСЕГО в СССР 11 454 000    

Рис. 19.1. Схематическая карта распространения многолетнемерзлых грунтов по данным кафедры геокриологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Условные обозначения:
1-2 - зоны отрицательно-температурных соленых вод - криопэгов: 1 - вне области многолетнемерзлых пород (ММП); 2 - с островным (а) и сплошным (б) распространением реликтовых ММП (по Я.В. Неизвестнову); 3-9 - северная геокриологическая зона сплошного распространения ММП со среднегодовыми температурами пород (tср) и мощностью мерзлых толщ (М): 3 - tср ниже минус 13°С, М > 800 м; 4 - tср от минус 11 до минус 13°С, М = 500-700 м; 5 - tср от минус 9 до минус 11°С, М = 400-600 м, в горных хребтах до 1 000 м и более; 6 tср от минус 7 до минус 9°С, М = 300-500 м, в горных хребтах до 500-900 м; 7 - tср от минус 5 до минус 7°С, М = 200-400 м, в горных хребтах до 300-500 м; 8 - tср от минус 3 до минус 5°C; М = 200-400 м; 9 - tср от минус 1 до минус 3°C, М = 100-300 м; 10-12 - южная геокриологическая зона: 10 - прерывистого (70-80 % площади занято ММП); 11 - островного (40-60 %); 12 - редкоостровного (5-10 %) распространения ММП: 10-19 ММП от 0 до минус 2°С, М до 100 м, реже до 200-300 м, tср талых пород от +1 до 0°С; 11 - tср ММП от 0 до минус 1°С, М до 50-70 м, реже до 100-200 м, tср талых пород от +2 до 0°С; 12 - tср ММП от 0 до минус 0,5°C, М до 15-20 м, реже до 50 м, tср талых пород от +4 до 0°С; 13 - зона распространения двухслойных толщ ММП (по В.В. Баулину, Н.Г. Оберману); 14 - зона систематического сезонного промерзания пород с редкими островами (до 5 %) ММП и перелетками, tср ММП от 0 до минус 0,5°С, М до 10-20 м; 15 - высокогорные районы с большим диапазоном изменений tср (от 0 до минус 13°С и ниже) и ММП (до 1 000 м и более); 16 - граница между геокриологическими зонами и подзонами; 17 - граница между зонами криопэгов; 18 - граница распространения сингенетически промерзших отложений с повторножильными льдами; 19 - граница субгляциальной криолитозоны мощностью от 0 до 500 м и более, tср ММП от 0 до минус 12°С

Главной особенностью территорий зоны вечной мерзлоты является то, что их освоение сопровождается образованием термокарстовых озер из-за таяния мерзлых грунтов и вытаивания жильных и погребенных льдов при нарушении мохорастительного покрова.

Передвижение по таким местам с тяжелой техникой наносит непоправимый ущерб территориям, это ограничивает возможные сроки сообщения между населенными пунктами.

Почти полное отсутствие дорог на большей части территории Сибири и Крайнего Севера затрудняет развитие этих регионов и доставку любых грузов, даже самых необходимых, жизненно важных продуктов жизнедеятельности местного и приезжего населения. Связь между населенными пунктами бывает возможной только по зимним дорогам (автозимникам, ледовым переправам).

Разнообразие природно-климатических условий России учитывают с помощью дорожно-климатического районирования (ДКР), получившего в разные периоды отражение в нормативных документах (ВСН 84-62, ВСН 84-75, ВСН 46-83, СНиП 2.05.02-85, ВСН 84-89, ОДН 218.046-01 и др. [11, 15, 16, 24, 26, 29]. Многолетний опыт применения существующего дорожно-климатического районирования выявил, что оно не удовлетворяет в полной мере практике изысканий, проектирования дорог, особенно в районах с наличием многолетнемерзлых грунтов и требует дальнейшего уточнения и детализации. Целесообразно территорию России разделить на два региона [12, 13, 19, 21, 22, 47]:

1-й основной, особенностью которого является сезонное промерзание грунтов (~ 30-35 % территории России);

2-й, в котором поверхностный слой грунтов протаивает летом на некоторую глубину (сезонное оттаивание грунтов), а остальную часть года находится в мерзлом состоянии (~ 65-70 % территории России занимает вечная мерзлота (рис. 19.1) [33].

Линией раздела регионов следует считать границу распространения многолетнемерзлых грунтов на территории России.

В Северном полушарии Земли вечная мерзлота занимает более 22 млн. км:, из которых на долю территории бывшего СССР приходилось более половины (11,454 млн. км:), а в современной Российской Федерации превышает 65 % ее территории, в том числе занимает 85 % территории Сибири, 95 % республики Саха-Якутия [33] (см. рис. 19.1, табл. 19.1).Изучение природных условий зоны вечной мерзлоты показало, что на ее территории отчетливо выражено зональное изменение основных физико-географических факторов. Это диктует необходимость деления территории зоны вечной мерзлоты на подзоны. На основе исследований, проведенных Омским филиалом СоюздорНИИ (на дорогах Сибири и Крайнего Севера, в Якутии, Бурятии и других регионах с участием МАДИ (д-р техн. наук, проф. Н.А. Пузаков), ОмСХИ (д-р с/х наук, проф. B.C. Мезенцев), ВОЛАТТ (д-р техн. наук, проф. И.А. Золотарь) и результатов многолетних наблюдений (мониторинг дорог) за мерзлотным режимом на постах и опытных участках автомобильных дорог, зона вечной мерзлоты была разделена на фи характерные подзоны.

В настоящее время границы этих подзон значительно уточнены (рис. 19.2) автором настоящего раздела с учетом последних карт мерзлотоведов (рис. 19.1) на основе исследований проф. В.А. Давыдова (рис. 19.2). При этом названия подзон были сохранены аналогично предыдущим публикациям и нормативно-техническим документам (ВСН 84-75, ВСН 84-89) [29], однако при этом значительно уточнены границы подзон с конкретным указанием географических названий мест («Малая»* таблица районирования, табл. 19.2) [47]:

Рис. 19.2. Схематическая карта дорожно-климатического районирования зоны вечной мерзлоты (по В.А. Давыдову)

Первая подзона I1 - Северная подзона низкотемпературных многолетнемерзлых грунтов (НТММГ) сплошного распространения с высокой влажностью грунтов сезоннооттаивающего слоя (влажность грунтов выше предела текучести, > Wтек);

Вторая подзона I2 - Центральная подзона (НТММГ) сплошного распространения с умеренной влажностью грунтов сезоннооттаивающего слоя, Wотн = (0,7-1) Wтек;

Третья подзона I3 - Южная подзона высокотемпературных многолетнемерзлых грунтов (ВТММГ) сплошного и островного распространения с умеренной влажностью грунтов сезоннооттаивающего слоя, Wотн = (0,7-1) Wтек.

В связи со значительной громоздкостью (из-за перечисления множества населенных пунктов и географических названий) «Большая» таблица дорожно-климатического районирования здесь не приведена в полном объеме: она имеется в научном отчете отдела № 31 ГП «Росдорнии». Выполнить это деление на подзоны в настоящее время представилось возможным, учитывая исследования мерзлотоведов, наличие карт распространения многолетнемерзлых грунтов на территории бывшего СССР, например, в 1991 году была подготовлена обобщенная карта «Геокриологическая карта СССР» (масштаб 1:2 500 000), разработанная кафедрой геокриологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Основными разработчиками и составителями карты являются: Э.Д. Ершов, К.А. Кондратьева, С.А. Замолотчикова, Н.И. Труш, Е.Н. Дунаева, А.В. Гаврилов, В.Е. Афанасенко, С.Ф. Хруцкий и др. [33].

В основу дорожно-климатического районирования положены факторы, оказывающие решающее влияние на устойчивость дорожных конструкций в данной зоне:

вид грунта сезоннооттаивающего слоя и его влажность;

характер распространения многолетнемерзлых грунтов и их температура;

мощность слоя сезонного оттаивания;

среднегодовые температуры воздуха;

рельеф местности;

гидрология.

Совокупность этих признаков обусловлена сочетанием климатических, грунтово-гидрогеологических и мерзлотных особенностей и присуща в определенной степени природным ландшафтам и рельефу земной поверхности. Действительно, каждый природный ландшафт является уникальным, обладающим неповторимой в целом совокупностью физико-географических условий, а также типичным и наиболее распространенным комплексом природных и территориальных особенностей. Поэтому для выделения границ подзон за основу взяты границы зональных типов ландшафтов.

В схеме деления территории зоны вечной мерзлоты на дорожно-климатические подзоны (см. рис. 19.2) принята нумерация подзон I1, I2, I3, обозначающая: первую подзону первой дорожно-климатической зоны (ДКЗ); вторую подзону первой ДКЗ; третью подзону первой ДКЗ. Такая нумерация подзон позволяет сохранять общепринятые названия дорожно-климатических подзон (см. ВСН 84-89, ОДН 218.046-01 и др.). Характеристика природных условий и примерные географические границы районов приведены в «Малой» таблице районирования, табл. 19.2 [47]:

Таблица 19.2.

Характеристика и границы подзон I дорожно-климатической зоны (ДКЗ) - зоны вечной мерзлоты России («Малая таблица»)

Подзоны 1 ДКЗ - зоны вечной мерзлоты Характеристика природных мерзлотно-грунтовых условий Примерные границы подзон
     
I1 - Северная подзона низкотемпературных многолетнемерзлых грунтов (НТММГ) сплошного распространения Сплошное распространение многолетнемерзлых (вечномерзлых) грунтов мощностью от 200 до 900 м и более. Среднегодовая температура вечномерзлых грунтов колеблется от минус 3-5 до минус 12°С и ниже. Глубина сезонного оттаивания от 0,2 до 2 м (преимущественно менее 1 м). Высокое содержание в вечномерзлых грунтах льдов различных типов и их неглубокое залегание. Грунты глинистые, пылеватые, иловатые, тундровые и болотные со среднегодовой суммарной влажностью более предела текучести. Рельеф - равнины и низменности. Включает зону тундры и лесотундры с пятнистым микрорельефом. Северная подзона включает Крайний Север Архангельской и Мурманской областей, сев. оконечность п-ова Канин (в т.ч. возв. Канин Камень), Земли Франца-Иосифа, Новую Землю, о. Колгуев, центральные и северные части Малоземельской и Большеземельской тундры. Крайний Север Ненецкого национального округа (Нарьян-Мар), о. Вайгач, п-ов Югорский (р-н Амдермы). хр. Пай-Хой. о. Белый, п-ов Ямал. Полярный Урал, северную часть Ямало-Ненецкого автономного округа, п-ов Тазовский, п-ов Гыданский. Гыданскую гряду, п-ов Явай, п-ов Мамонта, о. Сибирякова. острова Шокальского. Олений, Сибирякова. Диксон. п-ов Таймыр, горы Бырранга. Таймырский (Долгано-Ненецкий) авт. округ. Крайний Север Западно-Сибирской равнины. Северо-Сибирскую низменность. Игарку, Норильск, Талнах. северную часть плато Путорана. о-ва Арктического института, о-ва Сергея Кирова, архипелаг Норд Шельда, Северную Землю, п-ов Челюскин, северную часть Средне-Сибирского плоскогорья, Анабарское плато, Крайний Север Саха-Якутии, Центрально-Якутскую равнину (северную часть Ленского бассейна стока, севернее Кыстатыама), о-ва Де Лонга, о-ва Анжу, Новосибирские о-ва, Ляховские о-ва, Берег Ойогос-Яр, Яно-Индигирскую низменность, Яно-Индигирские бассейны стока, Момо-Селенняхскую впадину, хр. Иргичинский, хр. Селенняхский, хр. Нэмкученский, хр. Кюн-Тас, кряж Полоусный, Кондаковское плоскогорье, кряж Улахан-Сис, кряж Суор-Уята, Алазейское плоскогорье, Колымскую низменность. Медвежьи острова, кряж Осалинский, Юкагирское плоскогорье, хр. Олойский, хр. Анюйский, Анадырское плоскогорье, Чукотский авт. округ., хр. Пэнульней, Чукотское нагорье, хр. Эквыватапский, о. Врангеля. Чукотский п-ов, хр. Пэнульней, бассейн стока р. Анадырь, Анадырскую низменность, северные офоги Корякского нагорья.
Центральная подзона I2 - низкотемпературных многолетне -мерзлых грунтов (НТММГ) в основном сплошного распространения В основном сплошное распространение многолетнемерзлых грунтов - ММГ (вечномерзлых - ВМГ) мощностью от 50 до 400 м. Среднегодовая температура ММГ грунтов колеблется от минус 1 до минус 5°С. Глубина сезонного оттаивания грунтов от 0,8 до 3 м. Грунты скальные, щебенистые, гравийно-галечниковые и глинистые со среднегодовой суммарной относительной влажностью от 0,7 до предела текучести, Wотн = (0,7-1) Wтек. Рельеф в основном гористый, частично нагорья и сглаженный равнинный. Интенсивное развитие криогенных процессов Включает частично тундру, таежную зону, зону смешанных лесов (Сибири), лесостепи и частично степи (р-ны Прибайкалья, южную часть Забайкалья, южные р-ны Читинской области), огромные горные территории (Средней и Восточной Сибири, Дальнего Востока). Центральная подзона включает северо-восточную часть Кольского п-ова (Мурманская обл.), северную часть Архангельской обл., центральные и южные р-ны Ненецкого авт. округа, северные р-ны Республики Коми, Приполярный Урал, центральные и южные р-ны Ямало-Ненецкого авт. округа, Полуйскую возвышенность, северные и центральные р-ны Ханты-Мансийского авт. округа. Сибирские увалы, Верхнетазовскую возвышенность, зону смешанных лесов Западно-Сибирской равнины, центральную и южную части плато Путорана, Средне-Сибирское плоскогорье. Приленское плато, Становое нагорье, хр. Становой, хр. Верхоянский, хр. Сунтар-Хаята, хр. Черского, лесостепи и частично степи (р-н Прибайкалья, юг Забайкалья и далее уходит в Монголию), западную, северную и центральную части Читинской обл., северную часть Амурской обл.; западные, центральные, южные и восточные р-ны Саха-Якутии; северные, западные, центральные р-ны Хабаровского края; западные, центральные, северные р-ны Магаданской обл., Корякский авт. округ, южную и восточную части Корякского нагорья. Центральная подзона с севера ограничена первой подзоной.
I3 - Южная подзона высокотемпературных многолетнемерзлых грунтов (ВТММГ) частично сплошного (северные р-ны подзоны), в основном островного распространения (южные р-ны подзоны) Преимущественно островное распространение многолетнемерзлых грунтов - ММГ (вечномерзлых - ВМГ) мощностью от 50 до 100 м. Среднегодовая температура ММГ выше минус 1°С. Глубина сезонного оттаивания достигает 3,5-4 м и более. Грунты пылеватые, глинистые, песчаные, торфоглинистые в западной части подзоны и щебенистые, галечниковые и глинистые в восточной части подзоны со среднегодовой суммарной относительной влажностью от 0,7 до предела текучести, Wотн = (0,7-1) Wтек. Рельеф равнинный в западной части подзоны и горный или холмистый - в восточной. Включает таежные, лесостепные и степные зоны, побережье Охотского моря (восточные районы Магаданской обл., северные и восточные районы Хабаровского и Приморского краев), северную и центральную часть п-ова Камчатка. Южная подзона расположена севернее южной географической границы зоны вечной мерзлоты на Кольском п-ове и далее в Европейской части России, на Дальнем Востоке и севернее южной государственной границы с Казахстаном, Монголией и Китаем в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Включает северную и центральную часть п-ова Камчатка, северную часть о-ва Сахалин, горы Сихотэ-Алинь (Приморский и Хабаровский края). Имеются высокотемпературные многолетнемерзлые грунты (ВТММГ) на Курильских о-вах: Атласова, Парамушир. Онекотан, Симушир, Уруп, Итуруп, Кунашир и др.
II1 - Северная подзона II ДКЗ Образование перелетков, нередко возникающих на глубине сезонно замерзающих слоев грунта в районах с континентальным и резкоконтинентальным климатом, с отрицательной среднегодовой температурой воздуха (ниже минус 0°С). Прилегающая к южной географической границе зоны вечной мерзлоты. Северная подзона IIДКЗ включает юго-западную часть Мурманской области, северо-восточную часть Архангельской обл., центральные и восточные районы Республики Коми, северные районы Свердловской области, юго-западные районы Ханты-Мансийского авт. округа, центральные и восточные районы Тюменской обл., северные р-ны Омской обл., западно-центрально-восточные районы Томской области, юго-западный район Красноярского края. В Еврейском авт. округе, в Хабаровском и Приморском краях все площади, не занятые ММГ, до границ с Китаем и Кореей; в южных районах п-ова Камчатка, в центральных и южных районах о-вов Сахалин и Курильских, все площади, не занятые ММГ.

Примечания:

1. Границы намечены примерно, их следует корректировать в процессе проектно-изыскательских работ в соответствии с характеристикой условий местности и многолетнемерзлых грунтов (см. текст и настоящую таблицу); Огромнейшие территории, занятые многолетнемерзлыми (вечномерзлыми) грунтами, могут иметь дополнительные уточнения по отдельным регионам;

2. В горных районах в связи с вертикальной зональностью необходимо учитывать изменения природно-климатических условий по мере увеличения высоты пояса;

3. В гористой местности многолетнемерзлые грунты обычно встречаются на заболоченных участках, на склонах северной экспозиции и в пониженных затененных местах.

Наиболее неблагоприятной для дорожного строительства является первая Северная подзона (I1), где широко распространены жильные и погребенные льды, близко залегающие к поверхности земли. Здесь, в большинстве мест необходимо проектировать и строить дороги с минимальным нарушением естественного режима территории, используя, как правило, первый принцип (с вариантами) проектирования и строительства дорог, т.е. сохранение мерзлоты в основании насыпи в течение всего периода эксплуатации дороги.

Природно-климатические условия второй Центральной подзоны (I2) более стабильны, предсказуемы и позволяют проектировать земляное полотно по второму принципу с допущением оттаивания грунтов основания под насыпью и учетом возникающих при этом деформаций дорожного покрытия.

Третья Южная подзона (I3) высокотемпературных многолетнемерзлых грунтов (пород) - ММГ (ММП), в основном, островного распространения кажется наиболее благоприятной для дорожного строительства, однако это обманчивое впечатление. Здесь очень трудно определить наличие и характер мерзлоты: вечномерзлые грунты встречаются или в виде сплошной высокотемпературной вечной мерзлоты, или в виде отдельных мерзлых островов среди талой толщи грунта.

В горных районах в связи с вертикальной зональностью необходимо учитывать изменение природно-климатических условий по мере увеличения высоты пояса. В гористой местности вечномерзлые грунты обычно встречаются на заболоченных участках, склонах северной экспозиции и в пониженных затененных местах.

Земляное полотно на участках островной мерзлоты следует проектировать и строить по третьему принципу, т.е. с обеспечением предварительного оттаивания грунтов основания под насыпью (примерно за год до возведения земляного полотна) и подготовки дорожной полосы, включая осушение.

Кроме того, выделена Северная подзона II ДКЗ - (II1), примыкающая к южной границе с наличием вечной мерзлоты островного типа, с высокотемпературными пластично мерзлыми грунтами (см. рис. 19.2). Здесь происходит образование «перелетков», нередко возникающих на глубине сезонно замерзающих слоев грунта в районах с континентальным и резко-континентальным климатом, с отрицательной среднегодовой температурой воздуха (ниже минус 0°С).

Для более детальной характеристики условий района проложения трассы автомобильной дороги принято делить его на участки (типы местности) по характеру поверхностного стока и степени увлажнения. Такое деление на типы местности возможно также для зоны вечной мерзлоты с учетом дополнений, отражающих специфические, мерзлотно-грунтовые условия этой зоны (табл. 19.3), которые в свою очередь, определяют выбор и расчет дорожных конструкций.

Таблица 19.3.

Типы местности по характеру поверхностного стока, степени увлажнения и мерзлотно-грунтовым условиям

Типы местности Условия увлажнения Характерные признаки
1-й (сухие места) Без избыточного увлажнения. Поверхностный сток обеспечен. Естественная относительная влажность грунтов менее 0,8 от предела текучести. Каменистые возвышенности, крутые склоны сопок, песчаные и гравийно-галечниковые косы с мощностью сезонно оттаивающего слоя более 2,5 м. Грунты гравийно-галечниковые, песчаные, а также супесчаные, глинистые, непросадочные и малопросадочные*.
2-й (сырые места) Избыточное увлажнение в отдельные периоды года. Поверхностный сток не обеспечен. Естественная относительная влажность грунтов от 0.8 до предела текучести. Плоские водоразделы, пологие склоны гор и их шлейфы с мощностью сезонно оттаивающего слоя от 1,0 до 2,5 м. Грунты глинистые, просадочные*.
3-й (мокрые места) Избыточное постоянное увлажнение. Водоотвод не обеспечен. Надмерзлотные и длительно стоящие (более 20 суток) поверхностные воды. Естественная относительная влажность грунтов выше предела текучести. Мари, заболоченные тальвеги, замкнутые впадины с развитым мохоторфяным покровом и малой мощностью (до 1 м) сезонно оттаивающего слоя. Грунты глинистые, сильно просадочные и чрезмерно просадочные*, содержащие в пределах двойной мощности сезонно оттаивающего слоя линзы льда толщиной более 10 см.

*) Грунты подразделяются по категориям просадочности:

I категория - условно непросадочные при относительной степени просадочности d = 0-0,01;

II категория - малопросадочные - при d = 0,01-0,1;

III категория - просадочные - при d = 0,1-0,4;

IV категория - сильно просадочные - при d = 0,4-0,6;

V категория - чрезмерно просадочные - при d = 0,6-1,0.

Степень просадочности d определяется по формуле:

где

gТН - объемный вес скелета талого грунта, оттаявшего под нагрузкой 1 кгс/см2 = 9,80665×104 н/м2;

gМ - объемный вес скелета грунта в мерзлом состоянии, г/см3.

Таким образом, территория многолетнемерзлых пород для целей транспортного строительства разделена на фи подзоны: Северная подзона низкотемпературных многолетнемерзлых грунтов (НТММГ) сплошного распространения, Центральная подзона низкотемпературных многолетнемерзлых грунтов (НТММГ) преимущественно сплошного распространения и Южная подзона высокотемпературных многолетнемерзлых грунтов (ВТММГ) преимущественно островного распространения.

В Северной и Центральной подзонах в основном это сливающаяся мерзлота, а в Южной - несливающаяся (рис. 19.3).

Это районирование может быть названо макрорайонированием, более детальное микрорайонирование следует разрабатывать в процессе изысканий вдоль трассы будущей дорога с учетом конкретных мерзлотно-грунтовых и инженерно-геологических условий.

Рис. 19.3. Сливающаяся (а) и несливающаяся (б) мерзлота




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 5287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.