Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональная культура




Профессия — это совокупность таких теоретических знаний и практиче­ских навыков, которые помогают выполнить данную работу, отражаются на вашем образе жизни, складе мышления и поведении. Профессии — круп­ные группировки, которые разбиваются на множество специальностей: на­пример столяр (краснодеревщик или др.), инженер (специализации в зави­симости от отрасли, в которой он трудится, его уровня и т.д.). Наличие ква­лификации и специальной подготовки полагается обязательным и всеобщим признаком профессии. В теории М. Вебера15 понятие профессии соотносит­ся не столько с экономической и социальной структурой общества, сколь­ко с поведением индивида, его жизненным миром и системой ценностей. Понятие «призвание» у Вебера не случайно сопрягается с понятием «про­фессия» (по-немецки оба понятия обозначаются одним термином Beruf). Проблема профессионального призвания красной нитью проходит через его работы. В Оксфордском словаре социологии (1994) в признаки профессии включаются стандарты выполнения работы, код поведения, расширение знаний и мастерство.

В принципе профессиональной культурой должен обладать каждый, кто занят оплачиваемой работой, неважно в общественном или частном секто­ре. Профессиональная культура включает совокупность специальных тео­ретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом

Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. Grundriss der verstehenden Soziologie. Tubingen, 1980.

труда. Степень владения профессиональной культурой выражается в квали­фикации и квалификационном разряде. Необходимо различать: а) формаль­ную квалификацию, которая удостоверяется сертификатом (диплом, аттес­тат, зачетная книжка, удостоверение) об окончании определенных курсов повышения квалификации, школы, колледжа, университета или другого учебного учреждения и подразумевает систему необходимых для данной профессии теоретических знаний; б) реальную квалификацию, получаемую после нескольких лет работы в данной профессии, включающей совокуп­ность практических навыков и умений, т.е. профессиональный опыт, удосто­веряемый либо не удостоверяемый ка­ким-либо документом. Навыки пред­ставляют собой умения, созданные упражнениями и закрепленные при­вычкой. Они характеризуются высо­кой степенью освоения.

В современном обществе насчиты­вается от 40 до 50 тыс. профессий (на Западе их называют более точно — виды занятий), которые делятся на специ­альности, а специальности — на специ­ализации. Удостоверение о получении профессии выдают после освоения необходимого курса знаний и прохож­дения профессионального отбора. Профессиональный отбор — это система практических испытаний, при которых проверяется степень соответствия унаследованных и приобретенных навыков (способностей) требованиям конкретного рабочего места, вида труда или профессии. Исходным момен­том при отборе людей на данный вид занятий служат требования рабочего места. Они объективны и задаются характером и содержанием труда на дан­ном рабочем месте. Профессиональные качества включают в себя дисцип­линированность, ответственность, предприимчивость, инициативность.

Специалисты пришли к общему выводу о том, что профессиональная культура — органический сплав квалификации и нравственности, функцио­нирующей на основе трудовой морали. Они формируются в процессе про­фессиональной социализации. Под ней подразумевают воспитание професси­ональной культуры у будущего специалиста через усвоение им культурных норм, моделей поведения и ролевого репертуара, соответствующих ожида­ниям того профессионального сообщества, куда человек вольется с началом трудовой карьеры, будь то производственный коллектив, научное сообще­ство или артистическая среда. Прежде чем он будет принят взрослыми профессионалами как равный, юноша или девушка обязаны овладеть необ­ходимым набором трудовых норм, знаний, умений, навыков, ценностей и позитивным отношением к избранному роду деятельности, которые обес­печат эффективное выполнение должностных обязанностей.

Основой профессиональной культуры служит трудовая этика. Она про­является в повседневном отношении людей к труду, в том, на какое место в системе жизненных приоритетов ставится работа. В разных странах и куль­турах принята разная система трудовых ценностей. Она существенно разли­чается на Востоке и Западе. К примеру, в Таиланде работа и игра тесно пе­реплетены как внутри, так и вне офиса. Здесь считается, что любая деятель-

ность должна доставлять удовольствие или она недостойна того, чтобы ею занимались. «Таиландцы, как и русские, склонны работать рывками в зави­симости отчасти от степени близости начальства, отчасти от расположения духа. Корейцы, пребывающие в вечной сутолоке по сравнению с методич­ными японцами, любят делать вид, что заняты весь день, и больше всех ази­атов походят на американцев своим стремлением к состязанию»16.

Профессиональная культура — это знание, умение и желание наиболее рационально подготовиться к продуктивному труду

В основе профессиональной культуры лежит культура труда, вопросами которой в 1920-е гг. активно занимался А.К. Гастев. Концепция трудового воспитания и культурных установок предполагает уничтожение «стихийной распущенности» человека, которое начинается у Гастева с физической и бытовой культуры — рационального режима дня, правильного питания, отдыха и движения, затем закрепляется в социально-психологической куль­туре поведения, искусстве владения собой и своими эмоциями, взаимоот­ношениях, а результируется в подъеме общей культуры производства. Трудовая культура начинается с постепенного привыкания к единому, выдержанно­му в течение всего дня, темпу. Трудовая выдержка лучше всего складывает­ся при работе операционной и труднее — при монтажной, неповторяющейся или обладающей рваным ритмом. На тяжелой, неритмичной работе, счита­ет Гастев, больше приобретается болезней и вредных привычек. С одной стороны, русскому рабочему больше всего не хватает элементарной испол­нительской культуры: умения подчиняться, точно соблюдать свои служеб­ные обязанности независимо оттого, приятно ему или нет. Искусство кол­лективной работы по Гастеву основывается на умении приспосабливать

16 Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию: Пер. с англ. М., 1999. С. 126.

личные цели к общим задачам, на способности точно и своевременно вы­полнять распоряжения. Первым актом «организационного тренажа» явля­ется обучение не руководить другими, а подчиняться самому. На этом прин­ципе и строится у Гастева новая наука — «педагогика тренировки». Ее ме­тоды и законы базируются на точном расчете, в котором учтены все мелочи и детали, она имеет три стадии: «общая гимнастика, имитация работы и, наконец, настоящая работа»17. Если гимнастика выступает в качестве «чис­той техники движения», то задача имитационного упражнения приучить человека к нагрузке. На завершающей стадии обучающийся приступает к настоящим трудовым операциям, которые должны быть отрепетированы до автоматизма.

Трудовое обучение, как способ воспитания нового человека, у Гастева начинается с формирования основ двигательной и физической культуры. ловкости и экономии движений. Метод — бытовая и производственная гим­настика. Тренировка основных человеческих качеств, необходимых ему в трудовой деятельности, — наблюдательности, изворотливости, воли, упор­ства, дисциплинированности и организованности — проходит по трем ли­ниям: режим, труд и организация. Двигательная культура человека должна отрабатываться до автоматизма: чем хуже отточено движение, тем больше в нем «элемента торможения». При хорошем владении телом человек не за­думывается над техническими моментами своей работы, высвобождая вре­мя на творчество. Автоматизм низших форм движений является обязатель­ной предпосылкой свободы для высших, духовных движений человека. Культура движений органически переходит в культуру поведения, личная культура — в коллективную. Взаимоотношения людей на производстве, со­гласно гастевской концепции, требуют определенной «культурной условно­сти», которая смягчает наше общежитие. Проявлять тактичность в отноше­ниях с другими, приветливость, пусть даже и условную, вместо «нарочито подчеркнутой грубости», — обязанность и право каждого человека. Эти ка­чества, наряду с дисциплинированностью, способностью подчиняться об­щей задаче (иначе — исполнительством), энтузиазмом и умением заражать окружающих тем делом, которым вы сейчас занимаетесь, называется соци­альными установками, составляющими «искусство коллективной работы»1*.

Культура труда, полагал родоначальник отечественного НОТа (научной организации труда), имеет помимо всего прочего также экономическое из­мерение: при правильном расположении инструментов работник выигры­вает час в течение дня; у культурного человека «всегда все под рукой».

Профессиональная культура имеет четко выраженные рыночные пара­метры. Первый — количество лет, потраченных на ее приобретение и совер­шенствование. Он включает время обучения в средней школе, колледже или техникуме, вузе и поствузовское образование, а также время приобретения практического опыта (трудовой стаж). Второй параметр — соотношение зарплаты после получения образования и квалификации. Она должна быть достаточно высокой, чтобы покрыть затраты на получение образования. Как правило, зарплата высококвалифицированного работника намного, иног­да в разы, превышает зарплату неквалифицированного работника. Тем са-

17 Гастев А.К. Как надо работать. М, 1972. С. 55.

18 Там же. С. 103-104.

мым общество показывает, что оно очень высоко ценит квалифицирован­ный, а в его рамках умственный, труд по сравнению с малоквалифицирован­ным. Третий параметр связан с трудоустройством и безработицей. Тысячи безработных, зарегистрированные на биржах труда, представляют собой неквалифицированную массу. Они не идут в счет, потому что в них не нуж­дается современное наукоемкое производство.

Огромное влияние на формирование профессиональной культуры оказы­вают родители. В традиционном обществе именно они занимались обучени­ем детей профессиональным навыкам, профессиональной социализацией и

передачей профессии по наследству. Один из вариантов — прямое насле­дование профессии: сын или дочь при­нимает дело родителей. Отец-плотник учит сына, когда берет его с собой на ра­боту или просит друга взять сына в уче­ники. Родители влияют на интересы и занятия детей с самого раннего возрас­та, целенаправленно предлагая им иг­ровой материал, поощряя или осуждая их интересы, увлечения и занятия. Не­ сомненно, воздействует и общая атмос­фера, профессиональные семейные традиции. Профессиональный футболист, как правило, хочет, чтобы его сын с раннего детства занимался футболом. Исследования показывают, что при­мерно 44% сыновей врачей также становятся медиками, а 28% сыновей адво­катов выбирают юридическую карьеру19.

Семейная преемственность лишь в недавнее время заинтересовала социо­логов, причем ее изучают только у лиц, занятых умственным трудом. Так, киевские социологи отмечают устойчивый рост доли выходцев из семей слу­жащих среди лиц, занятых умственным трудом, требующим высшего образо­вания20. В другой работе отмечается, что по итогам социологического опроса с каждым новым поколением растет число выходцев из служащих и среди художественной интеллигенции21. Известно также исследование эстонских авторов, проследивших профессиональную ориентацию 50,9% выпускников эстоноязычных школ в 1966 г. сразу после окончания, и в 1979 г. Связь между социальным положением, образованием родителей и образованием, соци­альным положением респондента — явная22. Еще в одной работе, посвящен­ной сельской местности Эстонии, отмечается, что выпускники из «села» чаще поступают в сельскохозяйственный вуз, а из центров хозяйств и поселений городского типа — «поселков» учатся в основном в Тартуском университете23.

19 Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. С. 522—536.

20 Семья и воспроизводство структуры трудовой занятости / Под ред. В.Ф. Черноволенко. Киев, 1984.

21 Семашко А.Н. Социальные источники пополнения художественной интеллигенции // Региональ­
ные особенности социальных перемещений в развитом социалистическом обществе. М., 1983.

22 Кирх А., Саар Э. Модель межпоколенной социальной мобильности (Опыт генетического исследо­
вания молодежи в Эстонской ССР в 1976-1979 гг.) // Город как среда жизнедеятельности челове­
ка: Мат-лы 2-й науч. конф. социологов Прибалтики (г. Бирштонас, 1981 г.) Т. 2. Вильнюс, 1981.

21 Шевцов В.И. Некоторые проблемы системы сельского расселения в социологическом исследова­нии // Прикладные социально-географические исследования. Тарту, 1984.

Передача своего ремесла как определенная социальная практика известна с древнейших времен и встречается у ремесленников Древнего Египта ц Греции. И в Древней Руси наблюдалась передача своего ремесла от отца «сыну. Из писцовых книг Тотьмы, Великого Устюга и Соль-Вычегодска на­чала XVII в. известно, что у чернорабочих профессия не передавалась. Д у квалифицированных рабочих дети часто трудились в той же сфере, что и отцы. Так, у носовщиков (иначе лоцманов), относившихся к квалифициро­ванной части работников водного транспорта, а по социально-экономичес­кому положению к разряду «середних» посадских людей, обычно профес­сия отца переходит к сыну и долго держится в семье. В то же самое время ярыжные (обычные бурлаки), зачислявшиеся в разряд «худых и самых ху­дых посадских, маломочных людей», передавали по наследству свое ремес­ло: если отец «ходит в судовых ярыжных», сын просто ярыжный, который «питается у винокурни», или бродит «меж дворы по миру», или «кормится всякой черной работой»24.

Более творческий, ответственный и оплачиваемый труд носовщиков позволял гордиться своей профессией, был притягательным для молодежи и нелегок в овладении. Хорошо знать водный фарватер и всевозможные мели, уметь безошибочно проводить суда по сложному морскому лабирин­ту мог далеко не каждый. Только с годами накапливался нужный профес­сиональный опыт, который затем передавался по наследству. Напротив, работа ярыжных относилась к неквалифицированному ручному труду, для занятия которым требовалась огромная физическая сила, но не знания. В эту категорию часто нанимали людей случайных, например, беглых или бродяг. Они получали в 4 раза меньше носовщиков.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3967; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.