Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды туризма




Туризм подразделяют по таким признакам, как цель путешествия, спо­соб передвижения, интенсивность туристского потока, продолжительность путешествия, характер организации путешествия и др.

Во всем мире принято делить туризм прежде всего на внешний (выезд­ной и въездной), т.е. международный, и внутренний. Внутренний туризм путешествия внутри своей страны лиц, постоянно проживающих в преде­лах границ своего государства, без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания. На долю внутреннего туризма в мире при­ходится 80—90% поездок. Расходы на него в 5—10 раз превышают расходы на международный туризм44.

Международный туризм — это туризм в другую страну с туристскими целями без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пре­бывания. В среднем около 65% всех международных туристских поездок приходится на Европу, около 20% — на Америку и около 15% — на осталь­ные регионы45. В 1976-1980 гг. СССР посетило около 25 млн зарубежных граждан из 162 стран и 18 млн советских людей выезжали в 142 страны. В 1989-1990 гг. число зарубежных граждан, посетивших СССР, составило около 15 млн человек, а число советских граждан, выезжавших за границу, — свыше 17 млн человек.

Въездной туризм в Россию получил развитие в середине 1980-х гг. и ста­билизировался в объеме 3 млн туристских прибытий. Как правило, иност­ранные туроператоры осуществляют самостоятельно обслуживание своих туристов в России, не привлекая местных операторов приема. Выездной туризм охватил услугами 2% населения страны, обладающего средней и

42 Lindberg К., Hawking D. Ecotourism: A Guide for Planners and Managers. Vol. 1-2. The Int. Ecotourism
Society, 1999.

43 Бочкарева Т.В. Экотуризм: анализ существующего международного опыта (www.rustowns.com).

44 Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности: Учеб. пособие. М., 1996.

45 Крупенина Т.В. Социальные проблемы развития индустрии туризма // Управление персоналом.
2001. №5.

высокой платежеспособностью46. Это короткие деньги, приносящие значи­мую прибыль без капвложений в местную отечественную туристскую инду­стрию. В среднем каждый турист вывозит от 500 до 2 500 долл. Экономиче­ский кризис 1998 г. разрушил складывающуюся структуру рынка потребите­ля, резко уменьшил сегмент выездного туризма, но положительно отразился на активизации внутреннего туризма. В крупные туристские центры (Моск­ва, Санкт-Петербург и др.) отмечается прибытие значительного потока ту­ристов, в том числе школьных групп из регионов России. В других стра­нах внутренний туризм (Domestic tourism), который чаще всего проявляет себя в турах по стране во время праздников или каникул, в 4—5 раз превышает международный47.

Туризм — самая крупная статья дохода для некоторых стран

По видам деятельности (целям отдыха) он разделяется на спортивный (пешеходный, водный, лыжный и пр.), культурно-познавательный, утили­тарный (например, рыбалка), лечебно-оздоровительный (в санаториях) и спортивно-оздоровительный (пионерлагеря, палаточные лагеря), научный, деловой, спортивный отдых, шоп-туры, приключенческий, паломнический, экзотический, экотуризм, пикник, уикэнд, научный, конгрессный и др. Оздоровительный отдых в зависимости от средств воздействия на человека подразделяется на климато-, море-, грязелечение и т.д.

По способу передвижения туристов различают: пешеходный, авиацион­ный, морской, речной, автотуризм, железнодорожный, велосипедный и

Желвицкий Д. Выездной туризм меняет лицо и масштабы: Конъюнктура и рынки // Деловой Пе­тербург. 1998. № 15. С. 12. World Tourism Statistics 2000-2002 // People & the Planet 2000-2002 (www.peopleandplanet.net).

смешанный. По интенсивности туристских потоков различают постоянный и сезонный туризм. По продолжительности туристов в путешествии выде­ляют кратковременный и продолжительный туризм. По характеру органи­зации путешествия выделяют индивидуальный, групповой, организованный и самодеятельный (неорганизованный); по типу спонсирования — государ­ственный и коммерческий.

В советские времена основной поток туристов проходил внутри страны, а в зарубежном туризме преобладали три вида: пляжный отдых, осмотр до­стопримечательностей и шоп-туры. Пляж, отель с бассейном, автобусная экскурсия по историческим местам для многих людей как вид отдыха ныне

теряют свою привлекательность. Прак­тически исчезли как вид туризма поезд­ки за продовольствием. Сегодня рынок туристических услуг как в нашей стра­не, так и в мире необычайно изменил­ся. Он сегментируется с учетом мотива­ ции путешествия, возраста, активности и любознательности туриста. Сформировался потребитель, предпочита­ющий нестандартный отдых. Многие выездные туры расширяются за счет включения в пакет какой-нибудь изюминки в виде экстрим-экскурсии. Раньше это были альпинизм, пешеходный, конный, водный, горный, спе-лео-, вело-, мото- и автотуризм. Теперь на слуху дайвинг, каньонинг, скаль­ные восхождения, джампинг, парапланеризм, парашютный спорт, легкая авиация, джип-сафари и т.д. Каждый год туристический рынок предлагает новинки.

Ближний туризм — туристские походы, слеты, соревнования, проводимые на территории, находящейся на расстоянии до 10—12 ч езды наземным или водным транспортом (например, автомобилем, автобусом, электричкой, теплоходом) от мест проживания туристов.

Местный туризм — туристские походы преимущественно в окрестностях мест проживания туристов; разновидность ближнего туризма.

Неорганизованный туризм — туристские путешествия, поездки, походы, осуществляемые туристами без путевок, без участия туристских организа­ций (фирм), по самостоятельно выбранным маршрутам. Разновидностью неорганизованного туризма за рубежом является путешествие так называе­мым автостопом — с использованием в качестве средства передвижения попутных автомобилей.

Оздоровительный туризм — туристские путешествия, поездки и походы в какой-либо местности с благоприятными для здоровья природно-климати­ческими условиями и пребывание там с целью отдыха. Обычно в рамках оздоровительного туризма проводятся некатегорийные походы, прогулки, купания, катанье на водных или горных лыжах, экскурсии, развлекательные мероприятия и т.д.

Медицинский туризм — поездки людей в те страны или регионы, где мож­но сэкономить на медицинском обслуживании, прибегая к помощи профес­сиональных врачей и лучших клиник. Все больше жителей Западной Евро­пы отправляется в Польшу, Венгрию и Словакию, чтобы сделать себе плас­тические операции, получить стоматологические и иные медицинские услуги, заплатив за это в несколько раз меньше, чем на родине. Привлека-

тельность медицинского туризма частично обусловлена тем, что западноев­ропейские страховые компании должны оплачивать процедуры, выполня­емые в любых государствах — членах ЕС. Поскольку цена стоматологических услуг на востоке часто в 2—4 раза ниже, чем на Западе, то понятно, почему все больше и больше страховщиков согласны платить. Так, увеличение груди в Польше стоит около 3,2 тыс. долл., а в Германии — от 6 до 10 тыс. Операция по изменению формы носа, сделанная в Польше, обойдется от 2 до 2,5 тыс. долл., а в Германии — от 4,9 до 7,4 тыс. Индия, в крупных больницах кото­рой, например клинике Хиндуйа, качество медицинского обслуживания ни в чем не уступает ведущим медицинским центрам Европы и США, вскоре

может тоже стать мировым центром медицинского туризма. Индийские власти планируют создавать лечебные программы с фиксированной ценой, которые кроме стоимости непосред­ственно медицинского обслуживания будут включать в себя проезд и сто­имость проживания. Туристы, приез­жающие в Индию для лечения, по мысли авторов, смогут посещать и дру­гие, традиционно привлекательные для иностранцев достопримечательно­сти в окрестностях Бомбея.

Организованный туризм — туристские путешествия, поездки, походы, обес­печиваемые туристскими организациями и предприятиями и регламентиро­ванные по маршруту, продолжительности, срокам пребывания в соответству­ющих пунктах маршрута и т.д. К организованному туризму относятся также самодеятельные туристские походы, слеты, соревнования и учебные меро­приятия, в том числе осуществляемые при участии (главным образом органи­зованном и вспомогательном) туристских организаций и предприятий.

Познавательный туризм — туристские поездки, путешествия, походы с целью посещения каких-либо регионов, местностей, центров туризма и т.п., для ознакомления с памятниками природы, истории и культуры, бытом и традициями местного населения, народными ремеслами и промыслами, достижениями в области науки, культуры, промышленного производства, строительства и т.д. Элементы познавательного туризма различной степе­ни присущи практически всем видам туризма.

Поход выходного дня — наиболее массовый и доступный вид турист­ского похода продолжительностью 1—3 дня, протяженностью маршрутов от 10—12 до 40—60 км, число участников от 2—3 до 30—60 человек и более. В зависимости от физических нагрузок походы выходного дня условно под­разделяются на познавательные, прогулочные, тренировочные, соревно­вательные, семейные48.

Спортивный туризм — походы по маршрутам определенной категории сложности, а также участие в соревнованиях по технике туризма и чемпио­натах; разновидность самодеятельного туризма.

Инсентив, или поощрительный туризм, основан как на коллективных посещениях Москвы с экскурсионными целями, так и на поездках работ­ников предприятий и учреждений в туристские зоны для отдыха.

Куприна Л.Е. Краткий туристский словарь (www.tmn.fio.ru).

Научный и учебный туризм предполагает обучение русскому языку, рестав­рацию памятников, изучение этнографии, истории, проведение археологи­ческих экспедиций.

Религиозный (паломнический) туризм — широко распространенный в мировой туристской практике способ посещения святых мест. В последнее время отмечается интенсивное развитие паломнического и религиозного туризма, открываются паломнические службы, организующие поездки мест­ного населения в монастыри и местные святыни.

Этнографический туризм, основанный на интересе людей к подлинной жизни другого народа, к ознакомлению с народными традициями, обряда­ми, творчеством и культурой.

Событийный туризм — поездки за рубеж, ориентирующиеся на местные праздники, ярмарки, фестивали, юби­леи или яркие события (трехсотлетие Российского флота, пушкинский юби­лей и т.д.). «Вест-индийский карна­вал» — одно из крупнейших празднич­ных событий мира. Это самое долго­жданное событие в Северной Америке, когда более 3 млн людей со всего света идут по Brooklinys Eastern Parkway к скверу у Бруклинского музея искусств, где сценическими представлениями заканчиваются все шествия карнаваль­ных дней. Ныне в Северной Америке существуют более 30 подобных кар­навалов. Огромное количество туристов приезжает на знаменитый Венеци­анский карнавал масок.

Тысячи смельчаков принимают участие в традиционном прогоне быков в испанском городе Памплона. В течение двух с половиной минут любите­ли острых ощущений, рискуя быть поднятыми на рога, спасаются бегством от массивных животных. Посмотреть на необыкновенное зрелище и поуча­ствовать в празднике Святого Фермина, воспетом Эрнестом Хемингуэем, съезжаются туристы со всего мира. Во время фиесты коррида проводится дважды вдень, и по утрам на выложенные брусчаткой улицы города выпуска­ются быки и небольшое количество безобидных волов, которым предстоит пробежать 825 м до арены.

Виртуальный туризм (virtual tourism) — мысленные путешествия, соверша­емые человеком, не выезжающем за пределы своей страны и даже своего дома при помощи телевидения, Интернета, журналов, путеводителей по музеям мира на цифровых носителях, видеофильмов и т.д.49. Интернет пре­доставляет возможность побывать во многих уголках земного шара — по обоим полушариям разбросаны сотни телевизионных камер, с определен­ной периодичностью (от нескольких минут до нескольких часов) трансли­рующих в Сеть полученную ими картинку. Многие серверы, транслирующие картинки с камер, предлагают еще и короткие «фильмы» в формате Quick Time или Animated GIF, состоящие из кадров, отснятых в течение последнего часа. Программный продукт под названием TerraExplorer позволяет совер­шить интерактивный поход по ряду городов земного шара.

49 Виртуальный туризм // Сто дорог (спорт, туризм, отдых). 1997-1998. С. 29.

Деловой туризм — поездки бизнесменов с целью заключения контракта, ознакомления с перспективами рынка сбыта, поиска новых партнеров или клиентов.

Военный туризм — катание на танках по полигонам, участие в военных инсценировках и т.д.

Редкий, но благородный вид — деятельностный туризм (волонтерская работа на археологических раскопках, уборка мусора на Эвересте, посадка ивовых прутьев по берегам безлесных степных речушек, расчистка ериков в плавнях Днестра).

Туризм в целом представляет собой такую отрасль экономики, которая

позволяет при сравнительно неболь­ших капиталовложениях обеспечить экономически рентабельное использо­вание «местных ресурсов» — истори­ко-культурного наследия, традиций, природы. Привлекательность мест от­дыха определяют в первую очередь природно-климатические, географи­ческие, культурно-исторические фак­торы. Не случайно южные регионы с теплым климатом имеют положитель­ное сальдо по статье «туризм», в то вре­мя как во всех северных странах, будь то Россия или Скандинавские страны, сальдо — отрицательное. Историко-культурные ресурсы приобретают все большее значение с ростом уровня об­разования и познавательной потребно­сти людей. Иными словами, они вы­ступают преобладающими для средне­го класса общества.

Поскольку туризм в эпоху постин­дустриального общества стал массо­вым увлечением и весьма доходным бизнесом, муниципалитеты многих го­родов, администрация районов, руко­водство местных общин и поселков формируют собственный туристиче­ский продукт и реализуют его на внеш­них рынках50. Специалисты считают, что будущее туризма на 60—70% — это рынок местных потребителей, и только на 30—40% — иностранные турис­ты. Все стремятся показать достопримечательности своего края, привлечь туристов, а вместе с ними инвестиции, помочь экономическому развитию края, найти деньги и специалистов для сохранения памятников культуры. Таким образом, важнейшим следствием развития современного туризма надо считать более бережное отношение к этнографической старине, эко­логической среде и культурно-историческим памятникам.

50 Wahab S., Crompton L., Roihfield L. Tourism Marketing. London, 1976.

Для удовлетворения потребностей туристов предлагается политика «ма­лых шагов», направленная на формирование сети малых частных гостиниц и других типов средств размещения, а также постепенное развитие, на ос­нове регенерации исторической застройки, инфраструктуры обслуживания, рассчитанной как на временное, так и постоянное население города.

Современная туристская инфраструктура оценивается по таким показа­телям, как транспортная доступность, гостиничный сектор, предприятия питания, информационное обслуживание туристов, система продвижения турпродукта на мировой рынок, кадровый потенциал, уровень и разнооб­разие туристского обслуживания, создание новых туристских маршрутов, развитие конгрессно-выставочной деятельности, проведение массовых культурно-спортивных мероприятий (фестивали, олимпиады, юбилейные даты), вопросы безопасности туристов и нормативно-правовая база51.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1906; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.