Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оборотная сторона туризма




Размышляя над последствиями массового туризма, совсем недавно уче­ные ввели новый термин и стали говорить о так называемом хоризме (англ. whorism от whore — шлюха, блудница, проститутка; распутничать, разврат­ничать; прелюбодействовать) вместо туризма. Хоризм считается культурной болезнью, поразившей массовую культуру во многих странах. Он обознача­ет способность изменять свей взгляды в угоду обстоятельствам или в пого­не за успехом, нравственное соглашательство, компромисс с совестью и моральными принципами, наконец, этическую нечистоплотность. Яркий пример — развращение иностранными туристами женщин из местных пле­мен в странах третьего мира, которых превращают в платных наложниц.

77 Схема действия отпускных чеков проста: их покупает предприниматель. По его заказу специально
уполномоченный и контролируемый правительством орган (в Швейцарии — касса путешествий
REKA, во Франции — Национальное агентство ANCV) производит эмиссию чеков на требуемую
сумму. Предприниматель распространяет чеки среди своих работников со значительной, до 80%,
скидкой и получает массу преимуществ. Суммы, потраченные на чеки, выводятся из-под налого­
обложения, он создает благоприятную обстановку на предприятии, удерживает квалифицирован­
ные кадры, бережет здоровье персонала. Каждая респектабельная фирма считает делом чести за­
ложить в бюджет статьи расходов на благотворительность и отпускные чеки. Немалые выгоды и
для индустрии туризма: санаториям, гостиницам, ресторанам система сулит гарантированного
клиента, кроме того, они получают предоплату. Более 150 тыс. французских предприятий обслу­
живания вовлечены ныне в систему отпускных чеков.

78 Крупенина Т.В. Социальные проблемы развития индустрии туризма // Управление персоналом.
2001. №5.

Потоки туристов, подобно татаро-монгольскому нашествию, сметают на своем пути практически все — от сувениров, национальной пищи, «камеш­ков на память» до тишины и уюта в старинных городах или в уникальных уголках природы79.

Туризм — это, к сожалению, еще и источник загрязнения окружающей среды

Туризм является источником загрязнения окружающей среды, в том чис­ле воды, скопления людей и перенаселенности, беспорядка (разбросанные вещи; набросанная бумага, сор, мусор), шума, причиной дестабилизации местной экономики и культурной системы. Местная туристская индустрия ориентируется на ежегодную смену моды, зависит от ценовой политики в мировом туристском бизнесе, а самое главное — от большой экономики стран, откуда прибывают потоки туристов80.

Под влиянием турпотоков искажаются местные традиции и обычаи, а сами жители превращаются в облуживающий класс, живущий за счет дохо­дов от приезжих, целиком ориентированный на туристическую индустрию. Занятость местных жителей становится сезонной и мало оплачиваемой. Работающие в отелях нередко получают зарплату, не превышающую прожи­точного минимума. Туризм становится источником социального неравенст­ва. В развивающихся странах туризм обогащает лишь узкий круг и без того наиболее богатых лиц, то время как малообеспеченные становятся еще бед-

79 Cohen Е. Authenticity and Commoditization in Tourism //Ann. of Tourism Research. 1988 № 15- Parker В
Aboriginal cultural tourism: what is it and do we want it? // Planning for Aboriginal cultural tourism- a
symposium / W. Jamieson, (ed.). Calgary, 1994.

80 Akama J.S. Marginalization of the Maasai in Kenya //Ann. of Tourism Research. 1999. Vol 26(3) P. 716-
718; Brown T. Antecedents of culturally significant tourist behaviour // Ann. of Tourism Research 1999
Vol. 26(3). P. 676-700. кеьсагсп. lyyy.

нее. Именно пострадавшие от туризма слои населения разворачивают борьбу против притока иностранцев. В третьем мире туризм создает в основном низкооплачиваемые, сезонные рабочие места, не дающие возможности для роста квалификации. В некоторых странах приток богатых туристов приво­дит к повышению цен на местную продукцию и услуги, нехватке основных товаров и продуктов, что отрицательно отражается на местных жителях (осо­бенно на тех, кто непосредственно не занят в туристической деятельности)*1. В то же время доходы от туризма позволяют более эффективно использовать ресурсы и применять современные технологии.

Местное население перенимает привычки, не всегда достойные, от заез­жих туристов. Особенно это касается населения стран третьего мира"2. Под туристскую инфраструктуру — кем­пинги, гостиницы, рестораны, музеи, парки, стоянки, автомагистрали — от­чуждается земля, которая могла быть задействована в сельском хозяйстве. Вместе с тем приход массового турис­та в сельскую глубинку способствует ее экономическому развитию и включе­нию в систему глобальной экономики. Таким образом, массовый туризм приносит не только экономические дивиденды, способствуя выживанию или процветанию целых регионов, но и немалый урон культуре, укладу жизни и экологии принимающих стран. К примеру, специалисты пытаются оценить социальный, культурный и эко­логический ущерб, который он причиняет побережью Средиземного моря. Миллионы отдыхающих жарятся на солнце, все побережье застроено мно­гоэтажными гостиничными комплексами. За ними, чуть подальше от пля­жа начинаются свалки, на которые ежедневно привозят горы мусора. Серь­езную проблему представляет собой колоссальный расход энергии в курорт­ных городах региона, а также горы мусора и загрязнение Средиземного моря, в которое ежегодно сливается 10 млрд т неочищенных жидких отходов и сточных вод.

Но и с очищенной водой немало проблем. Например, проблема с пресной водой. Если испанец, живущий на острове Майорка, потребляет в среднем 250 л воды в день, то немецкий отдыхающий, причем только тот, кто про­сто лежит себе на пляже, — 440 л. А тому, кто не только загорает, но и купа­ется в бассейне и играет в гольф, нужно в среднем 880 л в день.

Уже сегодня на средиземноморском побережье от Испании до Сицилии почти не осталась песчаных дюн: три четверти исчезли вследствие строитель­ства пансионатов и гостиниц. В Италии более 40% побережья полностью застроено. Если строительство будет продолжаться, то, по мнению Всемир­ного фонда дикой природы, уникальные прибрежные ландшафты будут уничтожены, под угрозой вымирания окажется более 500 видов животных.

1 Patterson С. The Business of Ecotourism. Wisconsin, 2002.

82 Simons M.S. Aboriginal heritage art and moral rights//Ann. ofTourism Research. 2000. Vol. 27(2). P. 412— 431; Ruong Th.-D. Sex, Money, and Morality: Prositution and Tourism in South-east Asia. London, 1990; Seabrook J. Travels in the Skin Trade: Tourism and the Sex Industry Pub. London, 1996.

Так, у средиземноморских черепах уже не осталось места для выведения потомства, тюлени-монахи уже почти совсем исчезли, поскольку они лише­ны возможности выращивать своих детенышей на пляжах83.

Ежегодно европейские Альпы посещает около 100 млн туристов, которые серьезно угрожают окружающей среде. Сельхозугодья, особенно высокогор­ные пастбища, здесь на вес золота из-за ограниченной территории. Но мно­гие участки уже отчуждены под железнодорожные магистрали, отели, гос­тиницы. Горнолыжный спорт наносит непоправиый ущерб горным поро­дам. Огромная инфраструктура — только лыжных трасс в этом регионе более 40 тыс., — вынуждает заниматься массовой вырубкой лесов на горных скло­нах. В итоге разрушаются горные ланд­шафты, засоляются снега, изменяется состав растений, улетают гнездовав­шие в тех местах виды птиц84.

Самостоятельная проблема, заслу­живающая внимания, — выхлопные газы, возникающие при перевозке миллионов туристов. Известно, что ав­томобили и самолеты загрязняют окру­жающую среду не меньше, чем про­мышленные предприятия. А выброс выхлопных газов является одной из причин потепления климата. Несмот­ря на это только в 1998 г. услугами са­мых разных авикомпаний воспользо­валось более 60 млн жителей Германии и лишь 7% отдыхающих решили отпра­виться к месту назначения на поезде. Действительно, сегодня путешествие из одного европейского города в дру­гой занимает на поезде не намного больше времени, чем на самолете. Осо­бенно если учесть, что до аэропорта и из аэропорта еще надо добираться, а вокзалы традиционно расположены более или менее в центре города85. Сторонники партии «зеленых», позиции которой особенно сильны в Германии, считают, что путешествиям в дальние страны на самолете есть вполне сравнимые альтернативы: например, железная дорога, паромы, ав­тобусы. С одной стороны, — это удобный и менее хаотичный вид путеше­ствий, с другой — это щадит нашу природу, ресурсы Земли.

Европейским туристам в качестве сувениров в экзотических странах ме­стные жители могут продать птиц или животных, запрещенных не только к истреблению, но и к вывозу. Ради наживы, а в беднейших странах третьего мира доходы от туристов являются часто единственным источником средств

83 Массовый туризм грозит погубить Средиземное море (www.dwelle.de).

84 Tourism, Sport & Leisure Industry (http://eco.gn.apc.org).

85 Международный туризм в экономике Западной Европы // Бики. 1998. № 35. С. 1-5.

существования, аборигены делают из них красивые сумочки или чучела. Своими действиями путешественник поощряет местное население к отло­ву редких бабочек или, например, моллюсков, раковины которых так охот­но покупают туристы, а иногда и к прямому браконьерству. Отказавшись же от покупки экзотических сувениров из животных и растений, он тем самым лишит местных жителей стимула производить подобные изделия. Прихва­тывая с собой огромную раковину или яркую бабочку под стеклом, коше­лек из крокодиловой кожи или коралловые бусы, туристы наносят невоспол­нимый ущерб флоре и фауне. Потеря невосстановимых ресурсов означает, что каждому следующему поколению туристов достанется все меньше, на­конец, могут наступить такие времена, когда в эти райские места туристам ез­дить будет уже незачем.

Комиссия ООН по охране окружа­ющей среды в прошлом году приняла программу по спасению вымирающих крупных приматов. По мнению экс­пертов, уже через 10 лет все крупные приматы могут исчезнуть с лица Земли. Несчастье обезьян в том, что они жи­вут в нищих государствах. Продажа приматов в зоопарки — один из немно­гих способов, которым местное насе­ление может заработать на пропита­ние. Детеныш шимпанзе стоит 4 тыс. долл. Горилла и орангутанг —до 10 тыс. Чтобы поймать малыша, надо убить его мать. Поскольку приматы живут большими и крепкими семьями, вместе с матерью убивают и заступившихся за нее родичей. Несколько лет назад ту­земцы убили биолога Дайану Фосси, которая пыталась воспрепятствовать уничтожению крупных приматов.

Количество туристов, приезжающих в Гималаи, с 1965 г. увеличилось более чем в 25 раз. Местные жители стали активно вырубать лес — на топ­ливо для кемпингов и многочисленных гостиниц. В результате на двух круп­нейших охраняемых территориях нижняя граница леса поднялась на не­сколько сотен футов. Хребты, несколько лет назад утопавшие в зарослях ро­додендронов, превратились в бесплодные пустоши, тропы оказались замусорены, сократились популяции многих зверей и птиц. В другом райо­не Непала местные жители участвовали в туристической деятельности и по­лучали доход. Однако «обратной стороной» этого процесса стало разруше­ние традиционной культуры и сложившейся системы занятости, социаль­ное расслоение.

Строгие законы, которые приняты во многих странах, означают, что кон­фискованные на таможне сувениры могут быть возвращены их хозяевам. В случае если речь действительно идет о редких видах, находящихся под за­щитой, придется заплатить штраф и навсегда распрощаться с конфискован­ными вещами. Ежегодно немецкая таможня конфискует десятки тысяч объектов, ввоз которых в ФРГ и другие страны, подписавшие соответству­ющие международные соглашения, запрещен. Среди конфискованных су-

вениров чучела попугаев и высушенные колибри, заспиртованные змеи и изделия из крокодиловой кожи или кораллов. Во многих крупных аэропор­тах даже выставлены витрины с конфискованными сувенирами.

Социально-экономическое влияние туризма определяется эффектом мультипликатора, или «множественным эффектом» — степенью, в которой первичные доходы, получаемые от туризма, продолжают вращаться в мест­ной экономике и с каждым витком генерируют новые доходы86. Например, если водитель туристического автобуса тратит заработанные деньги на по­купку бензина, продукты питания, ширпотреб местного производства, то его действия служат исходным моментом по разворачиванию огромного меха­низма, или экономической спирали, в которую вовлекаются миллионы людей. Однако величина множественного эффекта снижается в случае утеч­ки доходов из страны. Это связано с использованием импортных товаров для обеспечения туристов, преобладанием иностранных туроператоров и фирм на туристическом рынке, низкой долей местного населения среди занятых в сфере туризма. К этому надо добавить необходимость расходов на рекла­му и маркетинг за рубежом, возвращение сумм, вложенных иностранными инвесторами87.

Таким образом, хотя туризм и приносит ценную для страны иностран­ную валюту, существенная ее часть снова покидает страну. Особенно стра­дает Третий мир. По данным Мирового банка, 55% валового дохода от ту­ризма в развивающихся странах возвращается обратно в развитые страны. По оценкам Мирового института ресурсов, в Зимбабве остается только 10% средств, выручаемых от природного туризма, а в регионе Аннапурна в Не­пале — даже меньше 10%. Напротив, в развитых странах остается около 90% валюты, а 10% уходит.

Туризм может являться каналом как притока, так и оттока валюты за ру­беж и в другом смысле. Многое зависит от пропорций внутреннего и внеш­него турпотоков. Согласно рекомендациям Всемирной туристской органи­зации, в национальных интересах поддерживать оптимальное соотношение 4:1, т.е. на одного уезжающего путешествовать за границу должно прихо­диться четверо, путешествующих на внутренних туристских маршрутах. В России соотношение 1:15. На одного, отправляющегося по российскому маршруту, приходится 15 наших граждан, отбывающих в туристские поезд­ки за рубеж. По разным оценкам, от 50 до 85% туристских операций в на­шей стране осуществляется зарубежными, смешанными компаниями и под­ключаемыми к ним российскими. По каналам туризма вывозятся ежегодно десятки миллиардов долларов, не облагаемые налогом государства. Растет оборот зарубежного туристского бизнеса, повышается уровень жизни в чу­жих странах, за наши деньги за рубежом создаются миллионы новых рабо­чих мест, дешевеют туристские услуги, расширяется их ассортимент88.

86 Большой Глоссарий терминов международного туризма / Под ред. М.Б. Биржакова, В.И. Ники­
форова. В 2 т. СПб., 2003.

87 Ильина Е.Л., Штыхно Д.А. Маркетинг бизнес-путешествий (опыт США) // Маркетинг в России и за
рубежом. 1998. № I. С. 110-119; Яновский А. Маркетинговая деятельность на рынке турпродукта //
Маркетинг. 1998. № 4. С. 60-66; ИсмаевД.К. Основы стратегии и планирования маркетинга в ино­
странном туризме. М., 1994.

88 Туризм в 2020 году // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 1998. № 1. С. 6-7; Туристские
услуги // Консультант предпринимателя. 1998. № 8. С. 8-9.

Недостатком природного туризма является его сезонный режим. Суще­ствуют пиковые сезоны и сезоны спада туристической деятельности. Это означает, что гостиницы, транспорт и другие объекты инфраструктуры ту­ризма, а также персонал остаются незанятыми значительную часть года. Кроме того, в сельских районах пик туристического сезона нередко совпа­дает с разгаром сбора урожая и других важных работ.

Туристы шутят и веселятся




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 926; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.