Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции монашества




Подавляющее большинство людей из обитающих на нашей планете 6 млрд землян выполняет только социальные функции: трудятся на произ­водстве или занимаются обслуживанием, обзаводятся семьями и растят де­тей, помогают родственникам или развлекаются. И только незначитель­ная — по сравнению с этим человеческим массивом — социальная группа все свое время посвящает служению Богу. В большинстве мировых религий монахи радеют о спасении человечества и составляют особую корпорацию людей, которую именуют монашеством.

Монашество (от греческого monachos — живущий в одиночестве, уединен­но) — это особый тип социальной общности в ряде мировых религий, объеди­нение верующих (группа, община, братство), принявших обет нестяжания (от­каз от собственности), послушания (абсолютное повиновение уставу), целомуд-

рия (безбрачие), исполняющих волю своих духовных руководителей, отказав­шихся от старого имени. Слово «монах» (uouaxoQ означает уединенный. На православном Востоке монахи называются по-другому — калугерами (добры­ми старцами). По-русски монашество называется иночеством. Это слово про­исходит от корня «ино(й)» и суффикса «чество», который добавляется к суще­ствительным, призванным характеризовать какое-либо общественное явление, традицию или обряд, чин или ранг. Иное, возведенное в ранг или степень, оз­начает уход от старого, удаление от привычного мира. Иночество так и пони­мается: удаленный от соблазнов мира образ жизни христианина.

В западноевропейском обществе эпохи Средневековья было три сосло­вия: духовенство, дворянство и крестьянство. Каждое из них выполняло свои социальные функции и занимало подобающее место в обществе. Высшим авторитетом пользовалось духовенство, отвечающее за религиозное един­ство общества, среди которого самое почетное место отводилось монахам. В феодальном обществе именно в духовенстве видели главное сословие, так же как в церкви — самый важный институт. Монашество считалось идеаль­ной формой жизни, а монахи пользовались привилегированным положени­ем. Главный герой Средневековья — монах или святой. Они очищали обще­ство от нравственно скверны и духовной нечистоплотности, которые в V— XVI вв. представляли не меньшую угрозу, чем сегодня.

Если духовенство (священники, пасторы, раввины) — это категория ре­лигиозных служащих, получивших специальное образование и все время пребывающих в миру ради общения с верующими, то монашество живет замкнуто, общаясь с простыми верующими только для исполнения религиз-ных ритуалов. Монашеский подвиг является для них призванием, а не ро­дом занятий. Если говорить о монашестве как сфере занятий, то на них воз­ложена такая работа, которую не могут осуществлять ни рядовые верующие, ни даже священники за неимением времени или наклонностей.

Монахи берут на себя множество социальных обязанностей, в том числе отказ от имущества; воздержание (обязательно безбрачие); разрыв старых родственных и социальных связей; прикрепление к монастырю, подчине­ние его уставу. Повседневная жизнь монахов обретает свое истинное значе­ние лишь в молитве и богослужении. На протяжении дня она организована и упорядочена только в единстве с ними, из служб и молитв вытекает и все остальное. К тому же мир монашества, обширный, разнообразный и слож­ный, не ограничивается одними монахами. Это и уставные каноники и ере-миты; затворники и нищенствующие монахи; госпитальеры — монахи-во­ины по своему призванию; члены активных или покаянных братств на пе­риферии крупных орденов, а иногда и на периферии Церкви, на грани ереси. Сюда же относятся специальные учреждения, лепрозории и странноприим­ные дома, созданные при монастырях и пронизанные монастырским духом'. Об истории, социальной структуре и составе монашеских орденов, их куль­турной, политической, экономической, благотворительной и миссионер­ской деятельности, о каждой отдельной черте их жизни, будь то монашеская одежда, аскеза или представление о духовности, пища, литургия или управ­ление монастырем, тонзура, кровопускание, монашеское призвание, нови-циат, за прошедшие века написаны тысячи научных трудов.

1 См.: Мулен Л. Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы: X-XV вв. М., 2002.

Монашество зародилось в буддизме в середине I тысячелетия до н.э.; в 111—IV вв. н.э. появилось в христианстве (оно отсутствует в протестантизме). Иногда (не вполне правомерно) к монашеству причисляют мусульманских дервишей.

Монашество — это особый образ жизни и своя система ценностей, отличные от повседневной жизни простых людей

Монашеская жизнь как особый институт впервые возникла в IV в. в Егип­те, Палестине, Сирии, Малой Азии, откуда быстро распространилась по все­му миру. Распространению отшельнического образа жизни во многом способ­ствовали климатические условия в Египте. Сухой теплый воздух, большое количество пещер в горах, богатые рыбой воды Нила и плодовые деревья по­зволяли отшельникам без труда добывать себе пищу и целиком отдаваться молитвенному созерцанию. Основателем монашества считается св. Антоний Египетский, которого церковная традиция именует также Антонием Великим.

Развитие монашества началось сразу же после обращения в христианство византийского императора Константина, прекратившего гонения и легали­зовавшего христианство. В IV веке монашество широко распространяется в Римской империи. Тогда же появляются и первые женские монашеские общины. В том же веке монашество распространяется и на западе империи: вначале на Британских островах.

Византию не без основания называли «образом небесного Иерусалима». Религия пронизывала жизнь византийцев во всех ее аспектах: византийские праздники были праздниками религиозными, состязания в цирке начина­лись с пения церковных гимнов, а торговые сделки заключались призыва­нием имени Троицы и запечатлевались крестным знамением. Григорий Нисский так описывает нескончаемые богословские дискуссии в Констан­тинополе во время Второго Вселенского собора:

«Они заполонили весь город: парки, рынки, перекрестки, аллеи. Люди в потрепанной одежде, менялы, торговцы снедью — все были заняты спорами. Если вы просите вернуть вам сдачу, вам отвечают философ­скими рассуждениями о рожденном и нерожденном; если поинтересу­етесь ценой буханки хлеба, услышите, что Отец больше Сына, а если спросите, приготовлена ли ванна, слуга ответит, что Сын был сотворен из ничего»2.

Страсти разгорались нешуточные, порой отцы прибегали к сомнительным средствам аргументации: так, Кирилл Александрийский в борьбе против Не-стория беззастенчиво подкупал двор и терроризировал население Эфеса воо­руженными отрядами монахов. Но к невоздержности в методах Кирилла по­буждало всепоглощающее желание отстоять правое дело, а ожесточенные споры среди христиан распалялись ревностью о христианской вере3.

В христианстве между священниками и монахами четких границ не про­водится, а потому многие из его представителей совмещают то и другое. В ка­толицизме различают два типа священников —регулярные и секулярные. Первые придерживаются строгих правил (по-латински — regula) и являют­ся членами религиозного (монашеского) ордена. Вторые не принадлежат ни к какому ордену и служат в храме. Само слово «секулярный» указывает на их светский характер, т.е. не монашеский. Члены монашеских орденов на­зывают друг друга братьями, они не являются священниками и не руково­дят паствой. Слово «орден» указывает на то, что монахи придерживаются строгой дисциплины и порядка {order— порядок, дисциплина).

В России не было монашеских орденов, поэтому здесь утвердились другие названия, характеризующие то же самое или похожее на него явление. Все монастыри — в зависимости от типа организации и общественной направлен­ности — подразделяются на светские (мирские), где нет изнуряющего аске­тизма и жесткой дисциплины, и уставные, придерживающиеся первохристи-анских принципов, строго устава и самодисциплины духа. Мирские монас­тыри строились при содействии городского или сельского общества. Монастырь был нужен городу или сельскому округу, чтобы было где постричь­ся в старости и при смерти, и «устроить душу» посмертным помилованием. Высший иерарх, митрополит или епископ, строил монастырь, чтобы отды­хать там от пастырских трудов и успокоиться по оставлении паствы. Люди, искавшие под старость в мирском монастыре покоя от мирских забот, не мог­ли исполнять строгих, деятельных правил иноческого устава.

Владетельный князь украшал обителями свой стольный город, свое кня­жество, чтобы создать «прибежище» для окрестных обывателей и вместе с тем иметь постоянных богомольцев за себя с семьей, за своих родителей, иногда руководствуясь при этом и особенными побуждениями исполнить данный обет или ознаменовать память о каком-либо событии своего кня­жения. Построив церковь и кельи, и собрав братию, основатель обеспечи­вал содержание своей обители недвижимыми имениями или средствами для их приобретения. Казна такого монастыря составлялась преимущественно из вкладов за пострижение и помин души.

2 Цит. по: Епископ Калист Диоклиискии (Уэр). Православная Церковь. Библейско-богословский ин­
ститут ап. Андрея. М., 2001. С. 25.

3 Там же. С. 24-28.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1067; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.