Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Буддийское монашество




Б58

Братия, которую набирали в мирские монастыри для церковной службы, имела значение наемных богомольцев и получала жалование из монастыр­ской казны, а для вкладчиков монастырь служил богадельней, в которой они своими вкладами покупали право на пожизненное «прекормление и покой». В зависимости от помощи, оказываемой государством, в России выделя­лись штатные и внештатные монастыри. Первые содержались целиком или преимущественно на субсидии государства, вторые находились на «хозрас­чете» и самофинансировании.

В индуизме между священниками и монахами проведена более ясная грани­ца. Лишь небольшая часть избранных индийцев по рождению принадлежит к касте брахманов, которые только и об­ладают правом проводить религиозные ритуалы. Такая привилегия предписана с самого рождения всем мальчикам, родившимся в высшей касте (а всего их в Индии четыре). Напротив, монахи не имеют права осуществлять религиозные ритуалы. И если брахман становится монахом, он моментально теряет право проводить индуистские ритуалы, т.е. быть священником.

В литературе можно встретить са­мые разные интерпретации института монашества, в том числе и такие: мона­шество — а) стремление вернуться к первоистокам христианства; б) попыт­ка буквально повторить евангелие, власть духа над телом; в) возникая на основе пустынножительства, оно наря­ду с юродством и странничеством явля­ется своего рода духовным подвигом, одним из путей спасения; г) православ­ными верующими оно воспринимает­ся как своеобразная элита церковного круга.

Как особый вид социального ин­ститута, существующий в человече­ской культуре около 3 000 лет, монаше­ство требует не только разрыва старых родственных и социальных связей, прикрепления к монастырю, подчине­ния его уставу, но и ведения особого образа жизни, принципиально отли­чающегося от того, какой существует в повседневной, светской реальности. Он связан с особой духовной дисциплиной, минимизацией жизненных по­требностей (употреблением спиртных напитков, курением, занятием сек­сом, развлечениями) и самоограничением, отказом от своего Я во имя Бога, регулярным участием в богослужебных ритуалах, хозяйственной и благотво­рительной деятельности монастыря. Поскольку монахами никто не рожда-

ется, но ими становятся, как правило, во взрослом возрасте, когда основная социализация завершена, навыки, ценностные ориентации и правила по­ведения уже сложились, переход из старой жизни в новую, монашескую происходит как кризисный процесс.

Подробная регламентация монастырского устроения принадлежит св. Ва­силию Великому. Он составил 55 пространных и 313 кратких правил для мона­стырей и монахов. Эти правила и поныне являются законом для монашества. Они сводятся к неукоснительному соблюдению монахами трех обетов: послу­шания старшим, начальствующим с отречением от собственной воли; целомуд­рия; нестяжательности, с отречением от всякой собственности.

К монашеству люди прибегают после духовных потрясений, случившейся с ними большой беды, кардинальной переоценки всех ценностей, разоча­рования в существующем обществе и т.п. В результате уход в монастырь превращается в переживание пограничной ситуации, которую философы-экзистенциалисты всегда связывают с какими-то глубокими внутренними потрясениями.

Хотя главный труд и подвиг монахов — постоянная и неустанная молит­ва, только ею одной жизнь монашества не исчерпывалась. Изобретение вермута и крепкого темного пива, сохранение письменного наследия античности и новации в скотоводстве, открытия в области медицины и агрономии — вот далеко не полный список достижений средневековых монахов. Добавьте к этому увлекательные истории о монашеской «моде» и сложных взаимоот­ношениях внутри братии, об умерщвлении плоти, паломничествах и нака­заниях, застольях и разврате, а также о многом другом, о чем свидетельствует книга Лео Мулена4.

Монашество как социальный институт и монашество как личностный опыт существенно различаются. Так, в организации буддийских и христиан­ских монастырей немало сходства. Тем не менее цели ухода в монахи в том и другом случае очень разные. Христианин уходит от суетной жизни города и становится монахом для того, чтобы освободиться от греха, страстей, непра­вильного образа жизни и достичь в монастыре — через уединение и непрерыв­ную молитву — истинного понимания Бога, а тем самым лучше узнать само­го себя и раскрыть свой духовный потенциал. В буддизме люди становятся монахами для того, чтобы прервать бесконечный цикл реинкарнации — рож­дений, смерти и перерождений — выйти из бесконечного круга бытия.

Оно зародилось в середине I тыячелетия до н.э. и до сих пор играет важ­ную роль как в восточной, так и в западной культуре. Его основателем счи­тается Сиддхартха Гаутама (623—544 до н.э.), или Будда. Став просветлен­ным, Будда создал монашескую общину — сангху (санскр., дословно «обще­ство»). В отличие от христианства, буддизм не знает единой церковной

4 Мулен Л. Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы: X—XV вв. М., 2002. Лео Мулен — признанный специалист в области истории и социологии религии. Он изучил множе­ство самых различных источников: хроник и сборников обычаев, посланий основателей орденов и житий святых, а также научных трудов, посвященных этой проблематике.

организации, поэтому общины-сангхи и монастыри играют здесь ключевую роль. Буддизм начинался как движение нищих и отверженных (дословно — бхикшу). Нищие составляли монашескую общину — сангху. Людям, не на­шедшим себе места в жизни, Будда предложил свой путь спасения от стра­даний. Он лежал в общинном братстве, которое стоит вне гражданской жиз­ни и государственных институтов.

БУДДА (санскр. и пали Buddha, тибет. Sangs rgyas — проснувшийся, прозревший, Просветленный, Познавший запредельный свет), имя, данное основателю буддизма Сиддхартхе Гаутаме, происходившему, по преданию, из царского рода племени шакьев в Сев. Индии (одно из имен Будды — Шакьпмуни, «отшельник из шакьев»). Имя Будды древнеиндийский мудрец Шакьямуни получил после обретения им особого духовного опыта (дара).

САНГХА — община равных, не имеющих никакой собственности, ни­щенствующих (бхикху, на пали: бхиккху), сообщество носителей За­кона, хранителей знаний и мастерства, которые из поколения в по­коление следуют путем Будды.

Буддизм интернационален и всеяден: членом общины может стать лю­бой человек независимо от пола, национальности, цвета кожи, касты, соци­ального происхождения (да он и создавался как религия нищих и угнетен­ных). Исключение составляют заразные и психически больные, должники, военнослужащие. Все, кто надевает монашескую одежду, считаются равны­ми — братьями по вере. Среди членов сангхи есть мальчики, послушники и монахи. Наиболее важные вопросы в сангхи решаются общим голосовани­ем, повседневную жизнь регулировал выборный совет.

Тибетские монахи

Среди монахов наиболее заметная группа — известные или прославлен­ные учителя, основатели и лидеры буддийских школ и философских направ-

лений (Нагарджуна, Асанга, Васубандху, Дигнага, Дхармакирти и др.)- Все они происходили из брахманских семей, принадлежащих к высшей касте. И хотя буддизм, впрочем как и другие мировые религии, задумывался как идеология нищих и угнетенных масс, брахманы составляли около 30% буд­дийской общины-сангхи (в целом от населения Индии их доля не превышает 10%). Вместе с тем сангха не закрывала двери перед деклассированными элементами, людьми, сменившими традиционное занятие, гетеры и др. Та­кого рода маргинальная прослойка особенно характерна для индийских го­родов, где наиболее явно ощущается, как на смену кастовой системе при­ходит классовая. Между двумя прослойками буддийской сангхи находился средний класс индийского общества: kulaputra и kuladuhitar — «сын хорошей семьи» и «дочь хорошей семьи». Среди приверженцев буддизма особую роль играли представители наиболее обеспеченных слоев. Их поддержка прино­сила значительную прибыль сангхе5.

Монахи жили, собирая подаяние с благочестивых мирян. Со временем появились и пожертвования, приносившие постоянные доходы. Запрет иметь собственность распространялся лишь на отдельных монахов, но не на целые общины. Монастырям не возбранялось получать в пожалование де­ревни, в которых они могли собирать подати. Отдельные монастыри игра­ли значительную роль в политической жизни. Хроники Шри-Ланки, напри­мер, рассказывают об активном вмешательстве сангхи в государственные дела и порой кровопролитных столкновениях между наиболее влиятельны­ми монастырями.

Монах не является священнослужителем, т.е. не выступает посредником между мирянином и Буддой или богами. Функционеры в храмах обычно не монахи, а миряне. Мирянин становится монахом по своему желанию и пре­бывает в буддийской общине столько, сколько хочет. По традиции монахом становятся не меньше чем на месяц, например, на время отпуска, более крат­кое пребывание в сангхи считается неприличным. Монахами в буддизме, как в православии и католицизме, становятся на всю жизнь.

Мальчики с 8 лет считались послушниками, после двадцати они стано­вились монахами. Абсолютное большинство мальчиков — из бедных семей, родители отдают их в монастырь в надежде, что они получат хорошее вос­питание и научатся читать и писать, но им обычно приходится выполнять черную работу. Их главная обязанность — строгое исполнение монастыр­ского устава и повторение многочисленных заповедей. Периодически устраи­вались коллективные покаяния, во время которых каждый монах призна­вался в своих прегрешениях и принимал назначенное ему искупление. Мо­нахи могли работать по благоустройству своей обители, часто занимались врачеванием, обучением, но главным их делом были неустанные трениров­ки психики, которые должны были способствовать полному самоконтролю и, в конечном счете, вести к освобождению — нирване.

Классический образ буддийского монаха таков: не обремененный иму­ществом, он живет очень скромно; обязуется никому не причинять вреда, не красть, не принимать возбуждающих средств, не вступать во внебрачные отношения, не лгать. Его имущество состоит из чаши для подаяний, пояса, иголки с ниткой, точильного камня, бритвы, цедилки для воды и трех кус-

5 Гунский А.Ю. Социальная структура буддийской общины в IV—VII вв. (www.ssu.samara.ru).

ков ткани: один носится на бедрах, второй — на левом плече, третий покры­вает голову во время церемоний или в пути. Нищенствующие монахи носят желтые или оранжевые одеяния, а монахини — белые одежды. Бритоголо­вые, в оранжевых одеждах, с горшком для милостыни в руке, они скитаются по городам и селениям. Нищенствующая братия четыре месяца в году — сезон дождей — проводила в пещерах, а впоследствии — и в специально построенных для них помещениях монастырей.

Поскольку этический кодекс прямо запрещал буддийским монахам заня­тия земледелием и участие в любых формах денежного обмена, единственным источником средств существования становились добровольные пожертвова­ния мирян. Такой способ существова­ния ученые назвали экономикой дара, главным символом которого является монашеская чаша для сбора подаяния. Сбор подаяния проводился в пер­вой половине дня (так как монахи мог­ли принимать пищу только от рассве­та до полудня) и подчинялся жестким правилам: не делать запасов пищи, не накладывать чашу с верхом, не ковы­ряться в ней руками и не набивать рот при еде; принимать подаяние следова­ло с благодарностью и при этом смот­реть в чашу. Смысл этого правила со­стоял, видимо, в том, что монахи не должны были излишне отрываться от мирян, от помощи которых они зави­сели. Поскольку подаяние выступало постоянным занятием, монахам грози­ло превратиться в обычных попроша­ек. В связи с этим запрещалось выпрашивать пищу: сбор подаяния прохо­дил в молчании, монах просто подходил к дому или прохожим и, если ему не подавали, молча уходил, не теряя достоинства.

Добродетель даяния почиталась одним из существенных шагов в буддий­ской практике, предваряющих учение о морали; главным способом улуч­шить свою карму и обрести хорошее рождение в следующей жизни. Добро­вольное жертвование без расчета получить что-то взамен воспринималось как религиозная заслуга и средство борьбы с жадностью. От хорошего впе­чатления, произведенного опрятным внешним видом и приличествующим поведением, во многом зависело отношение к монахам со стороны мирян, привлечение в сангху новых сторонников, отношение к буддийскому уче­нию в целом.

В бирманских деревнях до сих пор существуют специальные книги, в которых учитываются заслуги, полученные от подаяния. Благодаря учету заслуг миряне стараются убедиться, что их добродетели перевешивают гре­хи и они получат благоприятное перерождение.

Сбор подаяния выполнял важные социальные (не позволял монахам от­рываться от простых мирян, жить их заботами и чаяниями) и культурные (необходимость следить за своим внешним видом) функции. В религиоз-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.