Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть 1. Психологическая диагностика




Методика 17. Формирование понятий

Обработка результатов

За каждый правильный ответ на каждый из вопросов ребе­нок получает по 0,5 балла, так что максимальное количество бал­лов, которое он может получить в этой методике, равно 10. Замечание. Правильными могут считаться не только те ответы, которые соответствуют приведенным примерам, но


_______ Глава 4. Методы психодиагностики младших школьников ____

и другие, достаточно разумные и отвечающие смыс­лу поставленного перед ребенком вопроса.

Описанная методика годится в основном для психодиагнос­тики словесно-логического мышления детей, поступающих в школу. Вместе с оценкой способности делать умозаключения она дает более или менее полную картину, отражающую основные умственные операции, названные вначале.

Если у проводящего исследование нет полной уверенности в том, что ответ ребенка абсолютно правильный, и в то же самое время нельзя определенно сказать, что он неверный, то допуска­ется ставить ребенку промежуточную оценку — 0,25 балла.

Прежде чем оценивать правильность того или иного ответа, надо убедиться в том, что ребенок правильно понял сам вопрос. Например, не все дети могут знать, что такое шлагбаум, не сразу понять смысл 19-го вопроса. Иногда дополнительного разъясне­ния требует даже слово «работать», потому что не все дошколь­ники по-настоящему знают, что это такое.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Методика представляет собой набор плоскостных фигур — квадратов, треугольников и кругов — трех разных цветов (крас­ный, желтый, зеленый — возможны и другие их комбинации) и трех различных размеров (см. рис. 53, где эти фигуры показаны в контурных формах вместе с основными размерами). Признаки этих фигур: форма, цвет и величина — образуют трехбуквенные искусственные понятия, не имеющие смысла на родном языке ребенка. В данном эксперименте используются следующие ис­кусственные понятия:


Рис. 53. Плоскостные фигуры к методике изучения процесса формирования

понятий.


_______ Глава 4, Методы психодиагностики младших школьников ____

 

Понятия с одним признаком Понятия с двумя признаками
биг — круглый дис — красный и большой
каб — большой буд — зеленый и большой
сур — красный вар — желтый и маленький
цев — треугольный роз — желтый и большой
бос — квадратный веч — зеленый и маленький
див — средний кир — красный и средний по размеру
лаг — зеленый зум — желтый и средний по размеру
гур — маленький куд — зеленый и средний по размеру
нич — желтый сим — красный и маленький по размеру

Понятия с тремя признаками

мук — красный, треугольный, маленький

чар — красный, круглый, средний

бек — красный, квадратный, большой

вич — зеленый, треугольный, маленький

сев — зеленый, круглый, средний

бал — зеленый, квадратный, большой

нур — желтый, треугольный, маленький

гон — желтый, круглый, средний

сов — желтый, средний, круглый

Как видно из приведенных выше списков, в предложенные искусственные понятия входят от одного до трех различных при­знаков. Фигуры соответствующего размера, формы и цвета (все­го 27 фигур с разными признаками) вырезаются из цветной бу­маги и наклеиваются на квадратные картонные карточки разме­ром 8x8 см.

Перед ребенком в произвольном порядке рядом друг с дру­гом раскладываются карточки с цветными фигурами на них та­ким образом, чтобы все эти карточки ребенок мог одновременно видеть и изучать. Карточки можно разложить в три ряда по семь карточек в каждом, поместив шесть из них в неполный ряд.

По команде экспериментатора испытуемый в соответствии с полученным от экспериментатора заданием начинает искать


_______________ Часть 1. Психологическая диагностика _____________

задуманное им понятие. Делая первый шаг на этом пути, он от­бирает одну из карточек и кладет ее отдельно от других. Экспе­риментатор подтверждает или отрицает наличие искомого при­знака (признаков) понятия на отобранной испытуемым карто­чке, и тот продолжает поиск дальше до тех пор, пока не будут отобраны карточки, содержащие в себе все признаки искомого понятия. После того как экспериментатор подтвердит испытуе­мому данный факт, испытуемый должен дать определения со­ответствующему понятию, т.е. сказать, какие конкретные призна­ки в него входят.

Экспериментатор в начале исследования задумывает поня­тие, содержащее только один признак, затем — понятие, включаю­щее два признака, и, наконец, понятие, содержащее в себе сразу три признака. Задумав понятие, экспериментатор сообщает ис­пытуемому трехбуквенное название данного понятия и количе­ство признаков, которое оно содержит. Испытуемому предлага­ется самостоятельно найти эти признаки, отобрав из предложен­ного набора карточек с фигурами те, которые содержат эти при­знаки, и назвать само понятие, определив его через найденные признаки.

Понятие, содержащее в себе только один из признаков — цвет, форму или величину, отбирается экспериментатором произволь­но из верхнего списка; понятие, включающее два признака, — из среднего списка; понятие, включающее три признака, — из ниж­него списка.

На решение испытуемым каждой из трех задач (поиск трех понятий, включающих в себя от одного до трех разных призна­ков) отводится по 3 минуты. Если за это время испытуемый не справится самостоятельно с задачей, то экспериментатор дает ему подсказку: сам отбирает одну из карточек, которая содержит ис­комый признак, и говорит: «На этой карточке есть нужный при­знак» (ребенок должен обнаружить этот признак и назвать без дальнейшей подсказки). Еще через минуту, если ребенок по-прежнему не справляется с заданием, экспериментатор предла­гает ему вторую подсказку: показывает еще одну карточку, со­держащую искомый признак (или признаки). Наконец, если спус­тя 5 минут после начала выполнения очередного задания ребе-


^


Глава 4. Методы психодиагностики младших школьников

нок так и не нашел все признаки и не дал словесное определение искомому понятию, то ему предлагается следующая задача того же самого типа. Если и с ней испытуемый не справится, то экс­перимент прекращается.

В том случае, если ребенок справился с первым заданием (по­иск и определение понятия с единственным признаком) само­стоятельно или после подсказок экспериментатора, ему предла­гается следующее, более сложное задание, связанное с поиском и определением понятия, содержащего два признака, и так да­лее. Более сложное задание, касающееся формирования понятий с большим числом признаков, дается ребенку только в том слу­чае, если до этого он справился с выполнением менее сложного задания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.