КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Отношения между церковью и государством в РоссииБ 1. Во Франции, Нидерландах и некоторых других странах религиозные организации существуют за счет «системы сборов», т.е. добровольных пожертвований верующих. 2. В Германии, Австрии, Швейцарии, Швеции действует система церковных налогов, поступающих в распоряжение руководства религиозных организаций, которые тратят их на церковные нужды по своему усмотрению при минимальном контроле со стороны государства. 3. В Италии, Испании члены церкви платят на церковные нужды определенный процент подоходного налога (в Италии — 0,8%). При этом сам налогоплательщик решает, какой именно церковной общине пойдут эти деньги. 4. В Бельгии, Люксембурге, Норвегии существуют прямое финансирование государством религиозных организаций и государственный контроль расходования средств религиозными организациями. Митрополит Кирилл является наиболее вероятным преемником Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Международная практика направлена на строгое ограничение возможности государственного вмешательства во внутреннюю жизнь религиозных объединений. Например, Швеция приняла решение отделить церковь от государства после многих веков слияния. Причем инициатором отделения явилась церковь. Конституция Армении гарантирует гражданам свободу вероисповедания, однако законодательством предусмотрены некоторые ограничения на свободу вероисповедания религиозных меньшинств. Армянская Апостольская церковь, за которой юридически закреплен статус общенациональной церкви, имеет ряд привилегий, которых нет у сторонников других религий. Конституция Беларуси гарантирует свободу вероисповедания, однако глава государства проводит политику благоволения к Русской православной церкви, приверженцами которой являются большинство граждан страны. Конституция Грузии гарантирует свободу вероисповедания, и правительство обеспечивает это право граждан на практике, правда, местные власти в ряде случаев ограничивали права членов нетрадиционных религиозных меньшинств. В Конституции Узбекистана провозглашаются свобода вероисповедания и принцип отделения церкви от государства. В стране разрешена деятельность основных религий, в том числе утвержденных властями мусульманских и еврейских объединений, Русской православной церкви и других конфессий, таких как католицизм, лютеранство, баптизм. Конституция России гарантирует гражданам свободу вероисповедания, и правительство обеспечивает это право на практике. Конституция также провозглашает равенство религий перед законом и отделение церкви от государства. Для большинства граждан вопросы религии не являются источником социальной вражды или неприязни. Сегодня в России, несмотря на множество открывающихся церквей, почти нет приходов, в которых пожертвования прихожан могли бы стать материальной опорой. Можно по пальцам пересчитать храмы, в которых силами прихожан поддерживается и сам храм, и осуществляется помощь детским домам, больницам, бедным. Ведь в подавляющее большинство храмов люди просто заходят и выходят. Так и становятся не прихожанами, а «захожанами». Во многих странах, где нет официальной государственной религии, различные церкви конкурируют за прихожан, а граждане имеют полную свободу выбора той религии, которая больше всего соответствует их духовным запросам. Особое положение с религией в США. Основатели государства, боясь повторения религиозных войн, в результате которых погибли миллионы людей, с самого начала решили основать новое американское государство, используя принцип разделения религии и власти. Американцы отказались от господствовавшей во многих странах Европы и являющейся причиной их отчуждения друг от друга концепции государственной религии или религии, получающей приоритетную поддержку государства. Отделение церкви от государства было законодательно закреплено Первой поправкой к Конституции США, которой предусматривалось, что «Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии или запрещающего свободное исповедание оной...» В 2001 г. исследовательская группа Pew Forum on Religion and Public Life провела опрос среди американцев, целью которого было выяснить представления американцев о разделении церкви и государства. 70% американцев считали, что церковь не должна заниматься политической деятельностью, участие религиозных групп в политические кампании одобрили 22% жителей США. 68% американцев волновал тот факт, что религиозные программы могут привести к тому, что государство станет более клерикальным, 60% волнует то, что религиозные группы, финансируемые из федеральных фондов, смогут обратить в свою веру получателей социальной помощи, как это позволяют, например, основанные на религиозных началах программы. Однако большинство американцев положительно относятся к финансированию государством социальных программ, организованных религиозными группами. Молитва — универсальная религиозная практика В силу традиционного невмешательства государства в религиозную практику, США стали весьма удобным приютом для небольших иностранных сект. В 1969 г. в США насчитывалось 250 деноминаций с 360 тыс. священниками и 126 млн прихожан. Ведущими среди них являются католицизм, баптизм и методизм. Сегодня в стране более 300 тыс. местных приходов, а численность духовенства превышает 530 тыс. человек. При этом численность протестантов — 94 млн человек, католиков — около 60 млн. В Америке живет по разным оценкам, от 3,8 до 5,8 млн мусульман; ислам является самой быстрорастущей религией12. В США даже самая малочисленная религиозная община имеет такие же права, как и крупные конфессии. Религиозная предубежденность нехарактерна для Америки, а межконфессиональные собрания и межконфессиональное сотрудничество — обычное явление. Иностранные и американские религиозные организации равны перед законом. До тех пор пока некоторые группы открыто демонстрируют свои религиозные убеждения, для большинства американцев религия остается делом совести, которое не принято обсуждать в ежедневных разговорах. Подавляющее большинство отправляют веру в той форме, которую они избрали по собственной воле, — это относится как к поклонникам традиционных религий, так и к членам трудно поддающихся определению общин, а также к индивидуалам, не принадлежащим ни к какой группе. Молитва считается проявлением свободы слова и позволена в более чем 350 тыс. образовательных учреждений США. Студенты могут молиться в школьных автобусах, во время поднятия флага, в кафетериях и т.д. Если в школе отсутствует какая-либо религиозная организация, то студенты име- Характерно, что 60% из более чем 1 200 американских мечетей были построены за последние полгода (2002 г.). Среди мусульман США подавляющее большинство (90%) — выходцы из Азии, аф-роамериканцы и арабы. ют право ее создать. Однако Конституция США запрещает заставлять кого-то произносить молитвы в классе, запрещает носить религиозные символы и одежду. Учителям не позволяется хранить Библию на видном месте или на своем письменном столе в классе, так как это может подразумевать, что государство поддерживает какую-либо одну религию в ущерб другим. В стране нет специального государственного органа, курирующего деятельность религиозных организаций. Решение об освобождении организаций от налогов принимает Федеральная налоговая служба, которая тщательно проверяет, не преследуютли эти организации коммерческих целей. Спорные вопросы решаются судами. Слишком тесное «переплетение» церкви и государства, по мнению Верховного суда, является нарушением Первой поправки, запрещающей установление религии. Религиозность в США считается одним из необходимых компонентов для совершения политической карьеры. Согласно опросам, проведенным в 2000 г. перед президентскими выборами, 70% опрошенных заявили, что кандидат в президенты обязан быть строго религиозным человеком. Но при этом, половина опрошенных считает неправильным, если политик публично заявляет о своей принадлежности к той или иной конфессии. Многие церкви помогают политикам в проведении выборной кампании: они рекрутируют агитаторов и пропагандистов, а духовные пастыри подспудно формируют нужное общественное мнение. Вскоре после своего образования православная церковь на Руси получила статус митрополии Константинопольского патриархата. В 1325 г. митрополичья кафедра была перенесена в Москву (из Владимира-на-Клязьме, где она находилась с 1299 г.), а в 1448 г. была провозглашена автокефалия. В 1589 г. было учреждено патриаршество. Церковные реформы патриарха Никона в середине XVII в. привели к жесткому конфликту с оппозицией, давшей начало старообрядчеству. Приоритет государственной власти над церковной был закреплен Соборным уложением 1649 г., определившим статус православия как государственной религии. В 1721 г. Петр I упразднил патриаршество, создав взамен Духовную коллегию, преобразованную в Святейший Правительствующий Синод, возглавляемый царским чиновником — обер-прокурором13. Православная Церковь превратилась в государственное министерство. До 1901 г. члены Синода в присяге величали императора «Крайним судией Духовной сей Коллегии». Подчинение церкви светской власти нашло специфическое преломление в исповедных формулах: если в ранних перечнях грехов отсутствуют какие-либо преступления против государства14, то к 13 Лишь в 1917 г. патриаршество в России было восстановлено. 14 См.: Алмазов А.И. Тайная исповедь в православной восточной церкви. Одесса, 1894. Т. 3. С. 107; XVIII в. в обязанность священника уже входит склонять прихожан к лояльности и поддержке государственной власти. По личному указанию Петра I происходит ограничение тайны исповеди. Новые законы — указ Синода от 17 мая 1722 г. и «Прибавление к Духовному регламенту о правилах причта церковного и чина монашеского» — подразумевали, что священник, услышавший на исповеди о намерении совершить какой-либо проступок против государственной власти или лично государя без раскаяния в этом намерении, должен был сообщить об услышанном в Тайную канцелярию. Так продолжалось до 1906 г.15 Логическим продолжением реформ Петра I стало изъятие церковного имущества, проведенное императрицей Екатериной II в 1764 г. Если до этого светская власть лишь ограничивала права Церкви в пользовании земельными владениями и изымала часть доходов от них на государственные нужды, в то время как право владения по-прежнему оставалось за Церковью, то после указа 1764 г. все церковные учреждения устранялись от управления этим имуществом, и все доходы от него поступали в государственную казну, а архиерейские кафедры, монастыри и приходские церкви переводились на государственное содержание. Масштабы изъятий в пользу государства иллюстрируют следующие цифры: к 1783 г. доход, полученный с бывших церковных имений, составил 4 млн рублей, а на нужды Церкви государство ассигновало лишь 'Д этой суммы. Большинство русских иерархов было против реформ Петра I и Екатерины II, но, реально оценивая возможные последствия протестов против действий государства, они ограничились молчаливым недовольством. По мнению Д.В. Поспеловского, почти 200 лет, начиная с петровских реформ, когда РПЦ была лишена своего голоса, до 1903 г., времени возникновения движения церковного обновления, Церковь молчала16. Николай I был первым из российских императоров, кто реально позаботился об укреплении института православия в стране. Свою устроительную деятельность он начал с мер, которые были призваны повысить моральный авторитет священнослужителей. От приходских священников до епископов началась кадровая чистка одновременно с усилением материально-технической базы РПЦ: возросло финансирование и количество церквей увеличилось на 42%, возросло число епархий; с 1825 по 1850 г. выросла численность белого духовенства — на 12,6%, общее число монашествующих — на 36,7%17. Особое внимание уделяется обучению сельского священства. Идет активизация миссионерской деятельности на окраинах империи, а также напряженная работа по удержанию населения в лоне православия. Иными словами, русский царь выступил самым крупным меценатом и филантропом в решении религиозных вопросов. В России Православная церковь с давних пор была на службе государства. Не секрет, что при советском строе кадры священнослужителей го- Элбакян Е. Государственно-церковные отношения в России начала XX века в оценках либеральной и церковной интеллигенции // Религия и СМИ. 18.06.2003 (religare.ru). Алешина Т. Какой быть церкви сегодня // Независимая газета. 2003.20.08. Русское православие: вехи истории. М., 1989. С. 334. товились, в том числе, и в Высшей школе КГБ. Католическая церковь — напротив, всегда выступала в качестве некоего оппонента по отношению к государству. Это противоречие было одним из тех характерных внутрисистемных противоречий, которые придавали импульс развития западному обществу. В России императорская власть доминировала над Церковью так же, как и над всем обществом. Религия была необходима ей как источник легитимности, и поэтому ни о каком отделении Церкви от государства не могло идти и речи. Власть патронировала Церковь, способствовала ее борьбе с иноверцами и еретиками. Православие было идеологическим символом власти, возвышалось над другими конфессиями и религиями, но само оставалось зависимым от государства как в царское, так и в советское время. В царской России политика носила ярко выраженный религиозный характер, закрепленный в известной уваровской формуле: «православие, самодержавие, народность». Часть православно ориентированных граждан до сих пор убеждена в том, что Православие и монархия неразделимы. Обвиняя церковных иерархов в их отходе от христианских принципов и подчинении государственному аппарату и чиновникам, русский философ В. Эрн писал: «Синод и архиереи действуют не по церковным мотивам, а как послушные орудия кабинета Столыпина. Божье исчезло, осталось Кесарева»18. «Есть ли св. Синод полноправный представитель вселенской Церкви Христовой? Не было ли здесь за Церковью — государства, за жезлом духов-
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |