Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Василий Белов Проводы в армию




Врезка

Увы, мало кому удавалось откупиться от «солдат­ства», как это говорится в причете. «Рекрутская повинность, — писал в 1894 году собиратель се­верного фольклора Александр Мельницкий, — отрывает парней от крестьянских работ, а иногда и совсем отучает их от деревенского хозяйства». Во всю многовековую историю государства армия и флот свои главные силы черпали в крестьян­стве. Между тем, как пишет тот же собиратель фольклора, «солдатское житье, по взгляду крес­тьян, невеселое, "непривычное"; там "потачки не дадут" "бока повымнут" научат "по струнке хо­дить"». Впрочем, ознакомимся с записью А. Мель­ницкого подробнее.

«Парни, состоящие "на очереди" еще задолго до призыва начинают пользоваться разными приви­легиями... Их не принуждают к работе, не посы­лают на трудные зимние заработки, во всем дают большую свободу и смотрят сквозь пальцы на их поступки и шалости.

Летом перед призывом "некрут" обыкновенно (если он не из богатых) идет на заработки... Там он обязательно покупает себе гармонику и справ­ляет праздничный костюм, в котором главную роль играют "вытяжные" черные сапоги и сукон­ный "пинжак" Оставив остальной заработок на карманные расходы или, как говорится, "на та­бак", "некрут" в августе возвращается домой. С этого времени начинается его гулянье. Не про­ходит почти ни одной "ярмарки" или "гулянки" где бы он ни появлялся. Обыкновенно рекруты слу­жат центром, около которого группируется на гу­лянках молодежь... В октябре месяце по воскрес­ным и праздничным дням начинаются гулянья


рекрутов с парнями-односельчанами. Под вече­рок парни собираются в избе у какого-нибудь бобыля или бобылки; здесь иногда "некрут" вы­ставляет водку, а не то покупают ее все в склад­чину и, подвыпивши, начинают свои ночные про­гулки по деревням, которые часто продолжают­ся "до петухов". Здесь рекруты — главные действующие лица: им предоставляется полный простор. Они заводят все танцы и игры, выкиды­вают разные "штуки" сидят на коленях у всех де­вушек, даже у "славутниц" угощают их пряника­ми и конфетами.

"Призыв" бывает обыкновенно в ноябре месяце. За неделю до назначенного дня гулянье рекрутов особенно усиливается, а за два-три дня начинает-

ся "гостьба" их по своим родным, к которым они хо­дят прощаться, — от с самых близких родственни­ков. Рекрут идет в гости со своими сверстниками. Подносят рекруту на тарелке вина, причем хозяй­ка угощает. Рекрут садится с товарищами за стол, покрытый скатертью, на котором кипит самовар и стоят разные закуски: крендели, пряники, конфе­ты, а также непременно рыбник (рыбный пирог). Он выпивает немного вина, пробует закусок и выходит из-за стола. Хозяйка, кланяясь, благодарит его. Из гостей ведут рекрута "взапятки" т.е. лицом к большому углу, а спиной к двери с тою мыслию,

Проводы в армию в поселке геологоразведчиков Новоаганске с каждым годом становятся все популярней и масштабней, хотя в 2000 г., чтобы тор­жественно проводить призывников, за ними ездили по домам. Теперь тор­жественное мероприятие проводится в Доме культуры «Геолог». Свободных мест в зале не бывает. В течение вечера будущие защитники отечества со­ревнуются в конкурсах с военным уклоном: поражают мишени, разбирают автоматы, обезвреживают мины и даже танцуют. В концертной программе участвуют танцевальные коллективы, солисты, команда КВН вечерней школы. В завершении все призывники получают подарки от комитета по молодежной политике и администрации поселка.

В советское время служба стала действительно всеобщей. Она уже вос­принимается не как альтернатива свадьбе, а, скорее, как некий предсвадеб­ный этап. Девушка, провожающая молодого человека на армейскую служ­бу, получает статус «ждущей парня из армии», типологически сходный со статусом «сговоренки» — невесты между просватаньем и свадьбой. Юноша, уходящий служить, берет с возлюбленной клятву верности. Солдатские

чтобы в скором времени опять бывать ему здесь в гостях.

С такими же церемониями ходит рекрут и по дру­гим родственникам. Когда вечером, по большей части уже достаточно подвыпившим, возвраща­ется он домой, мать встречает его причетами. Перед днем отъезда к месту жеребьевки родные рекрута обращаются обыкновенно к местным колдунам и колдовкам, которые по картам, по бо­бам или другим каким-нибудь способом предска­зывают судьбу-счастье рекрута. Иногда накануне отъезда более смелые бабы спрашивают об уча­сти рекрута даже у "нечистой силы" В большей части в таком случае обращаются к "дворовому" В самый день отъезда в избу рекрута собираются родственники и масса любопытных соседей. Уст­раивается угощение для ближайших родственни­ков; все ухаживают за рекрутом и стараются пре­дупредить его малейшее желание. После обеда все молятся богу, причем рекрут часто дает какой-нибудь "завет Богу" (обет) в случае освобождения его от военной службы. Родители благословляют рекрута и выводят его под руки из избы. Когда рек­рут прощается с матерью, последняя обхватыва­ет его руками и начинает причитать. Когда рекрут садится в сани, наблюдают за лоша­дью. Если она не стоит смирно, а переступает с ноги на ногу, то примета нехорошая. С рекрутом отправляется кто-нибудь из близких родственни­ков-мужчин — отец или брат. На месте призыва уже не слышно причитаний, так как бабы редко ездят туда.

Но вот жребий вынут, произведен медицинский осмотр: рекрут оказывается "забритым" и пре­вращается в "новобранца". Прежде чем отпра­виться к месту своей службы, он еще приезжает на неделю, на две домой погулять. Тут уже ново-


бранец кутит во всю ширь русской натуры. Он одевается в лучшее крестьянское платье — су­конную "сибирку" яркий цветной шарф и меховую шапку. Домашние и родственницы дарят ему цветные платки, которые он связывает вместе концами и неизменно носит при себе. Начинает­ся лихое гулянье новобранцев. На тройке лоша­дей с бубенчиками, с гармоникой и песнями, ма­хая разноцветными платками, разъезжают они по гостям и "беседам". Неизменными спутниками новобранца являются два-три молодых парня-приятеля, которые водят его под руки. Наступает день отъезда на службу. Мать и жен­ская родня все время заливаются горючими сле­зами. Опять происходит прощание новобранца со своими родственниками, сопровождаемое обиль­ным угощением: а дома в это время укладывают его пожитки и пекут "подорожники" В самый день отъезда в избу новобранца собирается чуть ли не вся деревня. Мать уже не только не в состоянии причитать, но даже и плакать, а только охает, стонет. Начинается трогательное прощание ново­бранца. Он падает в ноги всем своим домашним и близким родственникам, начиная с отца. Те, поднимая его и обнимая, прижимают к своей гру­ди; с посторонними он только обнимается. Ново­бранец проходит по всему дому: в каждой комна­те он молится Богу и падает на землю. Потом он идет во двор — прощается со скотом; перед каж­дой животиной он кланяется до земли и благода­рит ее за верную службу ему. Когда он в послед­ний раз прощается с матерью, она обхватывает его руками и напутствует причетами.» Сокращено по источнику: Белов В.И. Повседнев­ная жизнь русского Севера. Очерки о быте и на­родном искусстве крестьян Вологодской, Архан­гельской и Кировской областей. М., 2000

письма, наполненные трагедией, неразделенной любовью и обязательства­ми «любить до гроба» — часть армейской субкультуры уже на следующем ее этапе — нахождения в казарме.

Об отношении к службе в армии позволяют судить, по мнению Ж. В. Кор-миной, данные по уклонению от службы: от описаний способов членовре­дительства с целью не попасть в армию в XIX в. до обязательно исполняв­шихся на проводах частушек о «браковке» в середине XX в. В то же время для формирования отношения к армейской службе традиционно важное значе­ние имеет идея службы как варианта судьбы, реализующаяся, например, в ряде сказочных сюжетов. Результаты исследования отношения к службе в армии современных молодых людей, живущих в провинции, демонстриру­ют, что в их оценке значения службы для реализации «правильного» муж­ского жизненного сценария сосуществуют и представление о службе как о неизбежном (судьбе), и как о способе обретения нового социального стату­са — взрослого мужчины19.

Проводы в армию в советское время (1960-е гг.) — это гордость за Родину, которая сменилась страхом за своих сыновей в наши дни (2000-е гг.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1004; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.