КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Наркотическая субкультура: искусство и преступление
Наркотики имеют близкое отношение к двум противоположным сферам общества — искусству и преступлению. Наркотиком в самом широком смысле считается психоактивное средство, снижающее физическую и умственную активность, притупляющее боль, оказывающее успокаивающее и снотворное действие. Наркотики в основном представлены соединениями природного происхождения. Самые распространенные — препараты группы конопли (марихуана, гашиш и др.), которые используют более 80% наркоманов. Далее следуют кокаин и опиаты. В нашей стране до начала 1980-х гг. считалось, что употребление наркотиков ограничивается узким кругом представителей преступного мира и других маргинальных личностей. Однако с началом перестройки началосьлавинообразное распространение наркомании во всех без исключения социальных и возрастных группах. По сообщениям отечественных СМИ, численность наркоманов в России (начало 2001 г.) оценивалась от 300 тыс. до 3 млн человек. В настоящее время наркотики изготавливаются из различных видов сырья, чаще всего из макового сока. Из него получают опий, героин, морфин, парегорик (камфорная настойка опия) и кодеин1. Слабые наркотики, галлюциногены (психоделики, психомиметики) вдохновляли художников и музыкантов на творческие открытия, сильные наркотики, в том числе героин и марихуана, напротив, притупляли сознание, позволяя некоторым подросткам совершать злостные деяния. Так и шагает эта удивительная парочка по истории современной культуры, хотя корни наркокультуры уходят в далекое прошлое. Каждая культура и субкультура получает те наркотики, которые заслужила, считает Д. Рашкофф2. Вообще-то корни почти любого крупного культурного движения в истории обнаруживаются в химикатах, которые тогда были или отсутствовали. Коноплю стали выращивать не менее 2 тыс. лет назад в 1 Доброскок В., Петров А. Аграрная база мирового наркопроизводства// Энергия. 2003. № 1. С. 57—60. 2 Rushkoff D. Ecstasy: Prescription for Cultural Renaissance // Holland J. Ecstasy: The Complete Guide: Центральной Азии, затем в Китае, Монголии, Индии. Древние кочевники регулярно отправлялись в психоделические трипы, поедая грибы, что вырастали в навозе скота. Археологические данные указывают на то, что опий употребляли более 3 тыс. лет назад шумеры, позже ассирийцы, потом он стал популярен у греков и римлян, затем попал к арабам. Испанцы в XVI в. узнали от индейцев о необычных свойствах кокаинового кустарника. Они смешивали листья коки с золой и медленно жевали полученный комочек. Жвачка оказывала тонизирующее действие при усталости и притупляла чувство голода. В Европе листья коки появились в XVIII в. для приготовления тонизирующего напитка. Под влиянием кокаина человек становится чрезмерно разговорчивым, он пребывает в эйфории, чувствует прилив сил, у него поднимается настроение. При регулярном потреблении отмечается развитие бредовых расстройств, опасное агрессивное поведение и наступление преждевременной смерти3. К концу XVII в. опий приобрел известность в Европе. В XIV—XV вв. кофейные зерна, импортированные в Европу из Марокко, породили посиделки заполночь и ночные грезы художников, что дало начало Возрождению. Молодые кофеманы от стимулирующего напитка не спали ночами и углублялись в изучение основ реальности. Они считали, что употребление слабых наркотиков обостряет творчество и помогает совершать открытия. Сделав скачок в осознании многомерности мироустройства, они изобретали все на свете: от систем исчисления до перспективы в живописи. Источники свидетельствуют, что первая массовая вспышка наркомании в Европе отмечена после выхода книги Ш. Бодлера «Исповедь курильщика опиума», сразу завоевавшей популярность. В конце 1960-х гг. за рубежом, прежде всего в США, стали говорить о психоделической субкультуре, основоположниками которой являлись крупные писатели, философы, антропологи и психологи — Олдас Хаксли, Карлос Кастанеда, Тимоти Лири, Рамм Дасс и др. Идеологами наркотизма считают К. Кастанеду и Дж. Моррисона. Большинство из них относилось к поколению хиппи, когда молодежь и часть старшего поколения была захвачена волной интереса к эзотерическим и мистическим традициям Древнего Востока, Центральной Америки. Сотни молодых людей отправлялись в Индию и Тибет в поисках откровения о смысле жизни. Десятки восточных «гуру» проповедовали в самой Америке (Махараджи, Ошо). Концерты «психоделической» (псевдомедитативной, зачастую навеянной наркотиками) музыки («Джефферсон Эйрплейн» и др.) собирали тысячи поклонников. Хиппи не представляли своей жизни без наркотиков и галлюциногенных грибов. Увлекаясь буддийской философией, хиппи узнали это сакральное 3 Доброскок В., Петров А. Аграрная база мирового наркопроизводства // Энергия. 2003. № I. С. 57-60. средство от монахов, в индийском штате Гоа. Яркие галлюцинации связывали с тайным мировоззрением, а грибы с волшебством. В героине и кокаине хиппи обретали творческий импульс для описания ирреального существования в наркотическом сне себя и сообщества себе подобных (У. Берроуз). Наркотическая субкультура получила бурное развитие в 1960-х гг. с возникновением хиппи В России идеи хиппи стали известны в кругах студенчества и творческой интеллигенции 1970-1980-х, распространялись через «самиздат», но широкую известность получили лишь в 1990-е в связи с изданием их произведений значительными тиражами. В Питере и Москве новомодное увлечение «продвинутой» молодежи появилось в середине 1990-х и продолжается по сей день. Символом психоделической революции стали три развивающихся гриба с остроконечными шляпками — мухоморы. Расцвет западной поп-культуры 1960-х предвосхитил прорывы в теории относительности и квантовой физике. Психоделическая революция возродила древние идеи в новом способе научных открытий. Психологи вроде Тимоти Лири, желая постичь природу ЛСД-транса, обратились к духовным системам Востока — тибетской Книге Мертвых, где писалось о единстве времени и пространства, межзвездных путешествиях. Биологи-философы, такие как Джеймс Лавлок, разработали новые теории, которые приписывают планете свойства саморегулирующейся жизненной формы. Если XVI столетие принесло с собой новые методы изображения художественной перспективы, то в 1970-е появилась голография, которая еще дальше продвинула многомерность наших представлений. Ранняя кибер-культура формировалась в основном людьми, имевшими психоделический опыт. Программисты, фанаты «Грейтфул Дэд» и потребители психоделики подчинили себе расцветающие компании Силиконовой долины, кибер-культура переименовалась в движение «киберделики». Ценности психоде- лической субкультуры 1960-х возродились с подключением ее участников к американской индустрии4. Прямым порождением психоделической субкультуры считается нынешняя рейв-культура. Тысячи людей в США и Западной Европе собираются на заброшенных складах или в полях, танцуя до зари под пульсацию «эйсид-хауса». В Сан-Франциско рейв задумывался как аналог знаменитых «кислотных тестов» Кена Кизи и «Веселых Проказников». Музыка, свет и обстановка идеально извлекают и подпитывают измененные состояния сознания. «Ритм — ровно 120 ударов в минуту, частота сердцебиения зародыша, ритм, который использовали южноамериканские шаманы, вводя племена в транс. Танцуя вместе, без заданных па, даже без партнеров, рейверы пытались слиться с групповым сознанием на уровне, какого никогда прежде не испытывали. Задача рейва — испытать реальность за рамками самости. Рейверы стремились к сознанию группового организма. Вдохновленные голограммами и фракталами, они жаждали создать динамическую систему, где каждый элемент способен уловить сущность целого»5. Эйфория достигала кульминации при помощи «экстази», который большинство рейверов называли просто «Э». Как и алкоголь, Экстази служил социальным любрикантом, подавлял комплексы и катализировал ощущение почти племенного родства. Его употребление считалось крайне полезным в группе из нескольких тысяч незнакомцев, которые стремились слиться с коллективным сознанием во время рейв-тусовки. Экстази уничтожает комплексы, мешающие самовыражению. Юноши, давно подавлявшие в себе женские черты, ощущают неодолимый порыв выразить свое женское начало. Некоторые экспериментировали с гомосексуализмом, но большинство искали не столько сексуальной самоидентификации, сколько уничтожения чересчур жестких и мешающих сближению социальных ролей. Люди так увлечены приятием друг друга, что забывают о себе. Потому-то под экстази почти никто не стремится к сексуальным победам или повышению своего социального статуса. Экстази уничтожил комплексы, вызвал порыв к сопереживанию и возвысил людей до нового уровня социального единения6. У психоделической романтики есть поклонники и среди живописцев. Так, в 2001 г. во Флориде проходила выставка американского художника 4 Holland J. Ecstasy: The Complete Guide: A Comprehensive Look at the Risks and Benefits of MDMA. 5 Рашкофф Д. Э. Рецепт на культурное возрождение // Русский Журнал. 2003.06.25 (www.russ.ru). 6 Rushkoff D. Ecstasy: Prescription for Cultural Renaissance // Holland J. Ecstasy: The Complete Guide: Фреда Томазелли. Художник, получивший известность благодаря живописным абстрактным композициям и фантастическим пейзажам, посвятил свои многоцветные полотна различным аспектам поиска удовольствий в американской культуре. С начала 1980-х гг. Томазелли исследует тему утопии в психоделической субкультуре, используя при этом в своих работах акрил и элементы фотоколлажа, а также включая в них изображения пилюль, галлюциногенных растений и лекарственных трав. В своих последних произведениях художник демонстрирует интерес к «топографической» концепции, размышляя о местоположении объекта в мире, будь то диаграммы эхо-сигнала или схемы пригородов. В книгах и фильмах о годах гражданской войны и нэпа, в песнях и народном фольклоре тех лет нередки образы наркоманов-кокаинистов. В дальнейшем они почти полностью исчезли как из искусства, так и народного творчества. И дело тут не только в окрепшей цензуре. Первое послереволюционное десятилетие стало уникальным периодом в многовековой истории нашего Отечества: наркотики в те годы потреблялись населением в большей степени, чем алкоголь. Октябрьская революция 1917 г. изменила тип отечественного наркомана. Если раньше кокаином пользовались в основном лишь дамы полусвета, высшее офицерство и столичная богема, то теперь к наркотикам как определенному «символу роскоши» стремились приобщиться и народные массы. Через три месяца после прихода к власти большевиков Народный комиссариат внутренних дел констатировал: «Появились целые шайки спекулянтов, распространяющих кокаин, и сейчас редкая проститутка не отравляет себя им. Кокаин распространился в последнее время и среди слоев городского пролетариата»7. Его с наслаждением потребляли рабочие, мелкие совслужащие, красноармейцы и революционные матросы. В годы гражданской войны в Москве и Петрограде маленькие кулечки с наркотиками стали продаваться в обычных чайных. Среди наркоманов встречались также пристрастившиеся к эфиру, обладающему сильным галлюциногенным эффектом. Люди, имевшие непосредственный доступ к медикаментам и шприцам, кололись морфием. Существовали и подпольные опиумокурильни. С началом нэпа в условиях свободы торговли кокаин получил особое распространение, завоевав в народе массу прозвищ: «марафет», «антрацит», «ню-хара», «кикер», «кокс», «белая фея»... В советскую Россию он поступал из-за рубежа контрабандным путем. Торговали им обычно мальчишки на рынках с папиросных лотков (иногда жульничая и добавляя в порошок аспирин, мел или соду). «Нюхнуть марафету» можно было не только в домашних условиях, но и прямо на улице — с бумажки, ладони, ногтя. На Цветном бульваре, по- 7 Левина Н. В социализм — под кайфом // Аргументы и факты. 1995. № 40. чти в самом центре Москвы, в 1922—1923 гг. под открытым небом проходили сборища юных поклонников кокаинового кайфа. «Марафет» был в большой чести в местах постоянных скоплений беспризорников. С середины 1920-х гг. к кокаину шаг за шагом стали приобщаться молодые люди из семей интеллигенции, рабочая молодежь. Ситуация становилась критической. Год за годом, месяц за месяцем белый порошок завоевывал все новых и новых приверженцев. На поставках и продаже наркотиков расцветали подпольные сообщества8. Побороть народную страсть к наркотикам запретами и постановлениями не удалось. Это удалось сделать при помощи другого массового увлечения — водки. В 1925 г. в продаже появилась дешевая и легкодоступная водка, прозванная в народе «рыковкой» — в честь тогдашнего председателя СНК А.И. Рыкова. Бутылку емкостью 0,1 л называли «пионером», четвертинку — «комсомольцем», поллитровку — «партийцем». Потребление «ры-ковки» неуклонно росло. Водка многим постепенно заменяла кокаин, доставать который становилось все труднее. Огромные средства, ранее обслуживавшие нелегальный рынок наркотиков, теперь стали переходить под государственный контроль. Историки отмечают: на рубеже 1930-х гг. произошел поворот от наркотизации общества к его алкоголизации. Неизвестно, кто из них приносит больше вреда человеку Преступление и наркотики, как показывает современная статистика, тесно взаимосвязаны. Наркотики часто выполняют функцию причины, а преступление — роль следствия в едином криминальном действе. В данном случае термин «криминальная субкультура» мы будем понимать достаточно широко, включая в него и девиантную субкультуру. Такой подход — пусть даже и временный, поскольку понятия криминала и девиации не совпадают и не являются синонимами, — потребовался потому, что специалисты до 8 Левина Н. В социализм — под кайфом // Аргументы и факты. 1995. № 40. конца не решили, куда зачислять употребление наркотиков — к преступлению или отклонению. В некоторых европейских странах, там, где слабые наркотики продаются легально, их употребление даже не считается девиант-ностью. Напротив, в странах Юго-Восточной Азии, в частности, на Таиланде и в Китае за употребление и распространение наркотиков может грозить смертная казнь. Таким образом, наркотики лежат посредине двух субкультур — криминальной (преступной) и девиантной. Однако учитывая разрушительные социальные последствия этого зла для общества, целесообразно относить употребление и сбыт наркотиков к элементам преступной субкультуры. В ней соединены оба начала — стихийная девиантность (приобретение наркотиков с рук на рынке или около школы) и организованная (законспирированная и хорошо охраняемая система производства и сеть сбыта наркотиков). Потребители наркотиков, если они не совершили преступления, выступают представителями девиантной субкультуры, а производители и распространители наркотиков, совершающие уголовно наказуемое деяние, суть представители самой настоящей преступной субкультуры. НАРКОМАНИЯ — (от греч пагке — помрачение сознания и mania — страсть) — патологическое влечение к употреблению наркотических средств. При их систематическом употреблении возникает привыкание, сопряженное с возникновением состояния абстиненции, представляющей собой плохое самочувствие при отсутствии наркотических веществ. При постоянном приеме наркотиков происходит деградация личности, характеризующаяся интеллектуальным и эмоциональным оскудением, утратой всех интересов, не связанных с наркотиками. Наиболее распространенный вид наркомании — хронический алкоголизм. В качестве особых видов существуют морфинизм, опиофагии, гашишизм, пристрастие к героину. Термины «преступная», «криминальная» и «уголовная» в отношении к субкультуре употребляются в литературе чаще всего как синонимы и обычно указывают на категорию взрослого мужского населения как носителей этой субкультуры. Поскольку наркотиками в большинстве своем увлекаются либо просто пробуют молодые люди и подростки, то по отношению к ним правильнее употреблять другие характеристики — девиантная и делинквен-тная субкультура. Однако такая сложная терминологическая нюансировка в отечественной литературе не применяется, а потому термин «криминальная (преступная) субкультура» используется в своем широком значении, охватывая как взрослых, так и подростков, совершающих деяния, которые могут быть подвергнуты уголовному наказанию. Криминальная субкультура — это культура целенаправленного нарушения господствующих социальных порядков и идеологии. Как показал А.Я. Флиер, в ней множество специализаций: воровство, убийство, хулиганство, проституция, нищенство, мошенничество, национальный экстремизм, терроризм, революционное подполье, нелегитимное сектантство, еретичество, преступления на сексуальной почве, алкоголизм, наркомания и далее по всем статьям уголовного кодекса, а также перечням форм психических отклонений, социальной неадекватности. Криминальная субкультура существовала всегда и уже выработала свои особые институты воспроизводства: воровские притоны, места заключения, публичные дома, революционное подполье, тоталитарные секты и др.9 Преступную субкультуру можно определить как «стиль индивидуального или группового поведения, обусловленный неформальными нормами, правилами поведения, идеями, мнениями, оценками и суждениями, которые находятся в противоречии с правовой культурой или культурой согласия с законом»10. Термин «преступная субкультура» не определяет характер самой субкультуры, а лишь указывает на ее источник. Носителями преступной субкультуры являются сообщества профессиональных преступников и отдельные их члены как ретрансляторы элементов данной субкультуры. При этом большинство исследователей выделяют такие ее элементы: 1. Символически-знаковая система. Кроме языка (жаргона) сюда входят татуировки, а также преступный фольклор. 2. Регулятивные элементы культуры. К ним относятся ценности, нормы и санкции, которые являются производными от своей первоосновы — жесткой иерархии отношений между представителями преступного мира. 3. Сложные образцы поведения, такие как обычаи, традиции, обряды, ритуалы". Носителями криминальной субкультуры — во всех обществах и во все исторические эпохи выступали представители низших классов, своего рода социальные изгои. Она существует в профессионально-технических учили щах и даже в общеобразовательной школе, где есть авторитеты и «изгои»; в армии и военном училище, где распространена «дедовщина»; на предприятии и стройке, где работает много бывших осужденных; на дискотеке и в казино, где завсегдатаями или по крайней мере частыми гостями являются преступные элементы. Но удивительно другое: далеко не весь низший класс, который во многих странах, в том числе принадлежащих к Третьему миру, разделяет ценности преступного мира. Криминальная субкультура — это всегда культура меньшинства, но меньшинства агрессивного, малограмотного и не нашедшего себя в этой жизни. Если можно так выразиться, носители такой субкультуры — это плебействующее ядро низшего класса, основная часть которого может быть ориентирована на те самые ценности, что и представители других классов, а именно идеалы семьи, ценности успеха и карьеры, здоровья и благополучия. Хотя носители преступной субкультуры проживают в тех же районах города, что и весь низший класс (включая сюда и рабочий класс), он вовсе не обязан разделять с ними одинаковые идеалы и цели. Да и не может этого делать, поскольку сам страдает от бандитов в наибольшей степени. Бытовая преступность, воровство, мошенничество, убийства, как свидетельствует статистика, 9 Флиер А.Я. Массовая культура и ее социальные функции // Общественные науки и современность. 10 Криминология: Словарь. СПб., 1999. С. ПО. " Якуба Е.А. Социология: Учеб. пособие. Харьков, 1996; Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М., 1981. происходят в подавляющем большинстве в бедных районах, а не загородных особняках или престижных кварталах. Криминальная субкультура — неотъемлемый компонент устойчивого противоправного поведения. Субкультура уголовной среды, включающая неформальные виды поведения, установки, особый язык (жаргон), манеры, песни, татуировки, свойственное ей отношение к закону, выполняет те же функции, что и культура, однако является ее антиподом. Чем строже режим содержания преступников в зоне, тем ярче выражена криминальная субкультура. Та же закономерность действует и на свободе: чем жестче формы социального контроля и оперативнее работают правоохранительные органы, тем более гибкой становится субкультура профессиональных преступников. В литературе можно обнаружить немало концепций, объясняющих сущность и причины вовлечения молодежи в криминальную и наркотическую субкультуру. Социальные психологи связывают склонность к девиантному поведению с особенностями подросткового возраста, высокой агрессивностью и склонностью к риску. В других теоретических ориентациях формирование молодежных субкультур и механизмы включения в них рассматриваются через призму социализации. Социологические исследования показывают компенсаторный характер девиантного поведения. В первую очередь это касается употребления наркотиков, которые восполняют нехватку общения, внимания со стороны близких, эмоционального тепла, разнообразных впечатлений, а также снимают стрессы, фобии различного вида. Молодым людям остро не хватает ярких впечатлений; серость, обыденность бытия, лишенная положительных эмоций и удовольствий, подталкивает некоторых из них к употреблению наркотических и токсических веществ. Употребление наркотиков можно рассматривать как складывающуюся молодежную субкультуру, овеянную ореолом таинственности, выполняющую функцию бегства от реальных проблем, трудностей, неустроенности в мир миражей и иллюзий. Причем, у многих категорий молодежи нет недостатка в свободном времени. Коммерциализация досуговой сферы не позволяет многим молодым людям проводить свободное время интересно и с пользой для здоровья (физического и духовного)12. Начало исследований молодежных субкультур связывается с традициями городской этнографии. Оформление собственно научного подхода со своей методологией включенного наблюдения относится к 1920-м гг., когда группа социологов и криминологов из Чикаго начала собирать данные о подростковых уличных бандах и различных девиантных группах. Социологи Чикагской школы видели причину возникновения группировок и включения в них подростков в неблагополучии среды, негативном влиянии социального окружения, не оставляющего возможности для нормальной социализации. Источником преступной субкультуры по их воззрениям являются бедняцкие кварталы и негритянские трущобы, а транзитную функцию выполняют безработные взрослые и маргинальные подростки. Много внимания представители Чикагской школы уделяли проблемам мотивации и социализации криминального поведения. Самые известные социологические работы по изучению группировок — «Группировка» Трашера («The Gang»), «Уличная жизнь» В.Уэйта («Street Corner Society»). 12 Журавлева Л.А. Факторы и условия наркотизации молодежи // Социс. 2000. № 6. С. 43-47. Сформировавшаяся в ее недрах теория культурной трансмиссии утверждает, что в беднейших кварталах города — зонах социальной дезорганизованное™ — преступление является культурной нормой, а не культурным отклонением. И эта норма передается от поколения к поколению как часть процесса социализации молодых людей. Чикаго 1920—1930-х гг., прославившийся криминальными войнами и мафиозными разборками, послужил социологам эмпирическим полигоном, на котором они могли проверить на прочность свои теоретические постулаты, в том числе утверждение о том, что бандиты, достигшие успеха и процветания, выполняют по отношению к подрастающему поколению функцию ролевой модели. Для того чтобы она была воспринята и социализирована, ей нужно было обладать двумя необходимыми чертами — подавать молодежи поведение взрослых преступников как достигающее успеха и как культурно приемлемое (нормализованное, естественное). Классик структурного функционализма Р. Мертон интерпретировал криминальное поведение как следствие разрыва между притязаниями личности и возможностями их реализации в том социальном пространстве, в котором живут молодые люди. Преступность — это результат блокированного доступа к социальным наградам, материальным ценностям (образование, власть и доход) и культурным ценностям (статус и престиж). Субкультуры девиантны не в своих результатах, а в тех смыслах и значениях, которые подростки в них вкладывают. Он утверждал, что социальная структура состоит из двух основополагающих элементов. Первый — это цели, намерения и интересы, которые определяются данной культурой. Второй — социально одобряемые способы достижения этих целей. Тип социального поведения определяется согласием либо расхождением между целями и средствами. Источник девиантной субкультуры он видел в среде рабочего класса. Развивая его мысли, Р. Клаурд и Л. Один13 доказали, что причина деви-антности кроется в огромном социальном давлении, которое оказывают обстоятельства на рабочую молодежь, ограничивая ее жизненные шансы выбраться в люди (восходящая мобильность) законными путями. Они объяснили, что при таком социальном прессинге у рабочих — как ответ на стесненные жизненные условия — формируется три типа субкультуры: 1) криминальная; 2) конфликтная; 3) ретритистская {retreatist subculture). Криминальная субкультура формируется в городских районах, где давно сложилась устойчивая криминогенная обстановка, созданная взрослыми 13 Cloward R. Illegitimate means, anomie and deviant behavior //American sociological rev. 1959. Vol. 24(2), P. 164-176; Cloward R., Ohlin L. Delinquency and opportunity. N.Y., I960. преступниками. Они выполняют функцию наставников, обучая молодежь приемам своей работы. Структуры организованной преступности выступают своего рода подготовительными курсами для рабочей молодежи, где она проходит социализацию и получает необходимые знания для вступления на путь преступности. Успешно сдавая «экзамены» взрослым ворам, подростки продвигаются вверх по криминальной карьере. Преступность здесь превращена в разновидность бизнеса, а молодежь знает, зачем она приобщается к этому миру. Конфликтная субкультура формируется в менее криминогенных районах, где нет сложившейся системы организованной преступности и профессиональных бандитов, у которых можно было бы учиться преступному бизнесу. Став взрослыми, подростки не обязательно выйдут на тропу криминальной войны, но конфликты с окружающими людьми и обществом в целом им гарантированы. Все зависит от того, в чем они увидят для себя выход агрессивных эмоций. В мало криминализированных районах постоянно происходят стычки между подростковыми бандами за престиж и передел сфер влияния, но они не ориентированы на большие деньги и бизнес. Скорее уличные войны выполняют функцию отдушины для избыточной энергии или служат каналом личного самоутверждения. Делинквентность здесь вытесняет преступность. Наконец, ъретритистской субкультуре подростки не сталкиваются с уголовниками, поскольку их нет, а выход своим наклонностям они находят в наркотиках либо пьянстве. Девиантность вытесняет делинквентность и преступность. Ретритизм понимается как бегство от действительности в мир иллюзий и фантазий, порождаемых наркотиками. Угрозу для окружающих представляют отдельные наркоманы, которые в поисках денег обманывают или нападают на прохожих. Итак, для криминальной субкультуры главным поведенческим признаком выступает участие подростков в преступлениях, для конфликтной субкультуры — участие в насилии и вандализме, для ретритистской субкультуры — потребление наркотиков и алкоголизм. Видный американский социолог А. Коэн, ученик Р. Мертона, в своих исследованиях показал, что преступления группировок были по существу неутилитарными, они были деструктивными — как по отношению к отдельным людям, так и нормам и совершались из соображений престижа, а также для подтверждения идентификации с группой. Девиантная субкультура распространена среди бедняков, неквалифицированных работников, не имеющих шансов соревноваться за богатство и успех законными путями. Они организуют банды, где находят признание и удовлетворение. Ее истоки кроются также в расхождении между полученными из культуры надеждами и ограниченными возможностями добиться успеха. Она формируется в трущобах больших городов. Факторами, которые поощряют развитие такой субкультуры, по А. Козну, выступают: классовые различия, родительские практики воспитания и ожидания относительно будущего своих детей, школьные стандарты и качество обучения. В 1955 г. он обнаружил, что питательной средой подростковой делинквентности выступает классовая дифференциация общества, неадекватные жизненные старты для молодежи из высшего, среднего и низшего классов14. Молодых делинквентов поставляет, как правило, низший класс, а преобладающей формой их организации являются подростковые банды. Де-линквентный подросток — подросток, совершивший такой поступок, за который взрослый нес бы уголовную ответственность. Подросток на улице — легкая добыча криминальных группировок Ведущая идея Коэна заключается в том, что молодые люди не становятся антисоциальными после включения в группировку. Туда приходят именно антисоциально ориентированные подростки для поддержания (институциа-лизации) своих антисоциальных норм и ценностей. А. Коэн утверждал, что у групп подростков одного и того же возраста, но по-разному ориентированных, существуют значительные отличия в представлении о статусе и критериях его достижения. Для «послушных учеников из среднего класса» — это «образование, квалификация, уважение, замужество, признание заслуг со стороны значимых взрослых, а в их лице — общества в целом». Для «мальчишек из подворотни» — «моментальное удовольствие, грубость, жестокость, высокий уровень риска и волнения, ценности, которые не сулят каких-либо похвал со стороны взрослых и общественно значимого признания». 14 Cohen А.К. Delinquent Boys: the culture of the gang. Glencoe, IL, 1955. Наряду с А. Коэном значительный вклад в изучение делинквентных, или асоциальных субкультур внес американский криминолог У. Миллер15. Теория субкультур говорит, что у преступников складывается своя особая асоциальная субкультура, т.е. своя мораль, своя система ценностей и норм, противостоящая ценностям общества, в которой само преступление является морально оправданным. У. Миллер считал, что асоциальная субкультура чаще развивается в низших слоях общества. Ее ценности и установки возникают в результате иммиграции из других стран, внутренней миграции из сельской местности в город, перемещения из одной социальной группы в другую, когда мигрант не может (или не хочет) быстро освоить ценности новой среды. Субкультура развивается постольку, поскольку существует проблема адаптации (приспособления) к другой культуре, но это приспособление носит конфликтный характер. То есть возникновение субкультуры обусловливается потребностью в адаптации к непривычной среде, а ее носителями являются маргиналы — лица, утерявшие (или сознательно отказавшиеся) старую культуру, но не сумевшие (или нежелающие) усвоить новую. Маргинальная позиция складывается, когда подростки начинают чувствовать свою незначительность, поскольку у них отсутствуют возможности для реализации своих потребностей в самоуважении и самоидентификации. Таким образом, подростки не специально выбирают девиантный путь, они просто выбирают некий путь, позволяющий им самореализоваться, добиться хотя бы какого-то признания и этим путем часто оказывается девиантная ассоциация. Однако сторонники теории стигматизации (от греч. stigma — клеймо, пятно) опровергали тезис о том, что девиантное поведение есть некая психологическая предрасположенность отдельных индивидов. Основоположниками этого подхода считаются американские социологи Э. Лемерт и Г. Беккер. Данное направление базируется на двух допущениях. Согласно первому из них, большинство индивидов постоянно нарушают некоторые социальные нормы. Однако при этом они не считают себя девиантами, их действия остаются незамеченными другими людьми. Такой тип поведения получил название первичной девиации. Согласно второму положению этой теории, девиантным в собственном смысле становится поведение, определяемое как таковое другими членами общества. Говард Беккер16 был убежден, что отклонение существует только в сознании наблюдателя, подобно тому как красота — плод эстетического восприятия. Самого по себе девиантного действия в природе не существует. Оно — плод наших оценок и конструирования. Молодые люди и их сообщества становятся девиантными, когда им приклеивают обидный ярлык преступника (преступного). Артикуляция негативного обозначения оказывается решающим для завершения процесса их идентификации с девиантной группой. Изучая процесс потребления марихуаны, Г. Беккер пришел к выводу, что он разворачивается по восхо- 15 Miller W.B. Lower Class Culture as a Generating Milieu of Gang Delinquency//J. of Social Issues. 1958. 16 Becker H.S. Outsiders: Studies in the Sociology of Deviance. N.Y., 1963. дящей линии, проходя ряд этапов и ступеней, с каждой их которых зависимость от наркотика становится все более зловещей. Этот феномен он назвал моделью развивающейся карьеры (developmental career model). На первом этапе возникает любопытство и желание попробовать зелье. На последующих ступенях эксперимент плавно перетекает в практику употребления, а оборачивается все привыканием и устойчивой зависимостью от наркотика. На каждом следующем этапе происходят необратимые изменения в установках, мировосприятии и поведении человека. Если кдевиантной карьере подростка подталкивают жизненные обстоятельства, то вклад в продвижение по лестнице, ведущей вниз, в равной мере вносят как личностные черты, так и объективная ситуация. На базе первоначальной модели сформировалась концепция криминальной карьеры: первичное (иногда случайное) преступление — наказание, вторичное преступление — более тяжкое наказание, более серьезное преступление — еще более тяжкое наказание и т.д. Возникает порочный круг, двигаясь по которому, люди, совершающие преступления, наносят вред себе и окружающим. В советские времена отечественные социологи были уверены, что преступная и наркотическая субкультура — это родимые пятна капитализма и социалистический строй они ни в коей мере затронуть не могут. Так оно и было до тех пор, пока существовал этот самый строй. Однако в 1990-е гг. в нашем обществе произошли кардинальные изменения. Не избежала их и сфера молодежно-подростковой субкультуры. В России и за рубежом увлечение сильными наркотиками (ЛСД, героин, экстази и др.) стало частью молодежной субкультуры. В России в течение длительного времени не наблюдалось сколько-нибудь существенного роста этой патологии: в 1965 г. насчитывалось 10,0 тыс. зарегистрированных больных наркоманией, в 1975 г. — 14,8 тыс., в 1985 г. — 14,5 тыс. С 1985 г. уже наблюдается значительный рост их числа. По официальным данным, количество больных наркоманией в России за последнее десятилетие возросло более чем в 9 раз. Каждый третий подросток в России хотя бы раз в жизни пробовал наркотики. По состоянию на 2003 г. в наркологических учреждениях страны зарегистрировано около 400 тыс. больных, при этом количество потребляющих наркотики исчисляется миллионами. Но реальное число потребителей наркотиков в России превышает эти показатели в 5—8 раз. В наркологических диспансерах с диагнозом «наркомания» лечится 335,6 тыс. человек. Ныне в России существует свыше 950 наркогруппировок, контролирующих этот преступный рынок. Более 330 из них сформированы по этническому признаку, располагают широкими, в том числе родственными связями вне России. Ими организованы стабильные и защищенные каналы для поставок крупных партий наркотических средств. Отмечаются случаи привлечения наркодилерами к своей противоправной деятельности сотрудников правоохранительных органов и властных структур. При их участии зачастую прикрываются каналы поставок, добывается упреждающая информация, вырабатываются системы защиты. В 2003 г. в России насчитывалось около 6,5 млн человек, с различной частотой потребляющих наркотики. Таковы данные мониторинга, проведенного центром социологических исследований Минобразования. Около 60% наркоманов — дети и молодежь в возрасте от 11 до 24 лет. К 2014 г. число наркоманов в России может составить 35—37 млн человек. Наряду с потреблением наркотических средств интенсивно растут масштабы приобщения детей и молодежи к потреблению психоактивных веществ, таких как табачные изделия (более 50% молодежи) и алкогольные напитки (80%). С 1997 г. средний возраст начала потребления табачных изделий снизился на 3,5 года и на данный момент составляет 11,5 лет, алкогольных напитков — на 2,5 года (13 лет), наркотических средств на 3,5 года (14 лет). В 11 лет каждый второй знает о наркотических веществах, в 13 лет — уже две трети. К 16 годам доля информированных о наркотиках приближается к 80%. Совокупные расходы детей и молодежи на табачные изделия, алкогольные напитки и наркотические средства ежегодно составляют почти 7 млрд долл., из них приблизительно 2,5 млрд долл. — на приобретение наркотических средств. При этом на антинаркотические мероприятия в России ежегодно тратится не более 90 млн долл., включая борьбу с наркопреступностью, лечение и профилактику17. Среди преступников, вовлеченных в незаконный оборот наркотиков, 2/3 составляют лица от 18 до 30 лет, такое же количество лиц, совершивших эти преступления, нигде не работали и не учились. В последнее время активно проявляют себя в контрабанде наркотиков организованные, хорошо законспирированные преступные группы с международными связями, ведущую роль в которых играют выходцы из государств Центральной Азии. Местные власти стараются отвлечь молодежь от пагубных привычек, организуют летние праздники, открывают Интернет-кафе, создают телефоны доверия и социальные службы, но все напрасно. Основные потребители наркотиков не ходят по кафе, а проводят свободное время на улицах. Успехи в борьбе с наркоманией пока еще очень скромные. Интересные данные о механизмах наркотизации молодежи получены Е. Лукьяновой18 в ходе проведенного в 1999—2000 гг. под ее руководством исследования 15—17-летних подростков трех регионов Поволжья: Ульянов- 17 ИД «Коммерсантъ». 2003.05.19. 18 Лукьянова Е. «Айдате прикольнемся» или «пойдем с нами, и тебе все будет пофиг» (проблема вклю ской и Самарской областей и республики Татарстан". Первый из обнаруженных социологами факт — обыденность, будничность общения подростков с наркотиками. Получить их не составляет никакого труда. Они повсюду: «Там, где я живу, — рассказывает респондент из г. Ульяновска, — наркотики можно взять, не отходя от своего подъезда, в любую сторону пойди, везде можно найти и взять все, что тебе надо». Респонденты отмечали, что жить в данном городе (районе, улице, дворе) и не попробовать наркотики — просто невозможно. Приобщаются все — помоложе и постарше, победнее и побогаче, девочки и мальчики. Наркотики принимают ребята из «элитных» кварталов и с окраин, имеющие криминальные заработки и вполне законопослушные. Опасным для них является лишь регулярное использование наркотиков. Большинство опрошенных подростков придерживается того мнения, что попробовать разок-другой можно, а приобщаться к ним навсегда не следует. В ходе исследования были выделены две группы подростков, различающиеся своим отношением к наркотикам. Первая группа — «приколисты», считающие наркотики новым видом развлечений, отдыха, к этой же группе принадлежат и те, кто соглашается их попробовать из-за боязни быть осмеянным в компании. Вторая группа — «пофигисты», ценящие наркотики за возможность «забыться» в трудной жизненной ситуации. Эти группы представляют два различных способа включения наркотиков в жизнь подростков. В литературе утверждается, что компания сверстников является ведущим фактором приобщения подростков к наркотикам. Как оказалось, приобщение к наркотикам происходит прежде всего в дворовой компании подростков 15—17 лет. Некогда это были невинные, отчасти даже светские, клубы по интересам. В 1990-е гг. они превратились в филиалы молодежных криминальных группировок и бригад, ценности и нормы поведения которых они активно перенимают. Дворовая компания взяла на себя функции социального контроля за употреблением наркотиков, поощряя разовые эксперименты с ними и наказывая за их регулярное использование. 19 Основные методы исследования — интервью, фокус-группы и сочинения в школах. Проведено 34 глубинных интервью с подростками, которые хотя бы раз в жизни пробовали наркотики; в выборку вошли школьники, учащиеся профтехучилищ и уже работающие ребята, личный доход которых колеблется от 50 до 2 000 рублей в месяц.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |