Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы изучения межличностных отношений




Оценка результатов

С помощью изложенной выше процедуры анализируется каждый из рассказов-сочинений испытуемых, отнесенный к группе А, и за каждый из девяти описанных выше признаков дан­ный рассказ-сочинение получает по 1 баллу. При этом баллы,


Часть I. Психологическая диагностика

полученные по признакам 1, 2, 4, 6, 7, 8 и 9, берутся с положи­тельным знаком, а баллы, полученные по признакам 3 и 5, — с отрицательным знаком (последние свидетельствуют о степени развитости мотива избегания неудач).

Общая сумма положительных баллов, полученных испытуе­мым по всем его рассказам, является общим количественным по­казателем степени развитости у него мотива достижения успе­хов. Под мотивацией достижения успехов понимается разница между силой потребностей достижения успехов и избегания не­удач. Она устанавливается как алгебраическая сумма положи­тельных и отрицательных баллов, полученных рассказами-сочи­нениями, написанными данным испытуемым.

Если эта сумма положительная, то делается вывод о том, что у данного испытуемого мотив достижения успехов преобладает над мотивом избегания неудач. При отрицательной сумме дела­ется вывод о том, что мотив избегания неудач доминирует над мотивом достижения успехов. При нулевой сумме считается, что оба мотива взаимно погашают друг друга и мотивация достижения успехов отсутствует (как реальная поведенческая тенденция).

Таких методов, с помощью которых в психологии изучаются человеческие взаимоотношения, довольно много, и рассмотреть их все в учебной книге не представляется возможным. Однако из таких методов все же можно отобрать несколько достаточно валидных и надежных — таких, которые дают разностороннюю и ценную информацию о положении данного человека в систе­ме межличностных отношений в малой группе. Часть таких ме­тодов характеризует персональное отношение данного человека к другим людям, иные — положение данного человека в системе сложившихся,внутригрупповых отношений, третьи — психоло­гию той социальной группы, в которую входит данный индивид и в систему межличностных отношений которой он включен. Из таких методов для презентации в данной главе мы выбрали по одному-два и считаем их достаточными для общей характерис­тики положения человека в системе межличностных отношений тех самых групп, участником которых он является.


_______ Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

Методика «Семантический дифференциал»1

При помощи данной методики определяется эмоционально-личностное отношение человека к некоторому другому челове­ку, являющемуся членом той же самой социальной группы, в ко­торую входит испытуемый.

Инструкция-задание к методике:

«Выберите двух людей из вашей социальной группы, кото­рых вы хорошо знаете и к которым вы испытываете различное, положительное и отрицательное отношение. Последовательно оцените их обоих с помощью следующих нескольких противо­положных пар эмоционально-оценочных прилагательных, вы­брав в каждой из пар место, занимаемое данным человеком, и отметив крестиком свое эмоциональное отношение к нему. Если ваше отношение к данному человеку положительное, то крестик ставится справа от средней, нулевой линии; если ваше отноше­ние к нему отрицательное, то крестик проставляется слева от нее. В том и в другом случае сила отношения выражается, соответст­венно, выбором нужного положительного или отрицательного балла от 0 (самое слабое эмоциональное отношение) до 3 (самое сильное эмоциональное отношение)». Пары противоположных эмоционально-оценочных прилагательных представлены ниже.

 

  -3 -2 -1   +1 +2 +3  
Плохой               Хороший
Неприятный               Приятный
Непривлекательный               Привлекательный
Ненужный               Нужный
Бесполезный               Полезный
Нежелательный               Желательный
Неважный               Важный
Незначимый               Значимый
Несущественный               Существенный
Грубый               Мягкий

1 Данные по этой методике не входят в Карту индивидуального психоло­гического развития подростка и старшего школьника, поэтому сама методика в тексте не имеет отдельного номера.


Часть I. Психологическая диагностика




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.