Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О пророке Иеремии 6 страница




Ко Идумеи спя глаголет Господь. Исав, прозывавшийся Сеиром и Едомом, был родоначальником Идумеев; он оставил землю свою и переселился в горы, лежащие между Ханаанской землей и Египтом. Сыны его, когда умножились в Сеире, изгнали оттуда древних обитателей страны Хорреев, овладели их землями, а народ и гору назвали Едомом. К жителям этой земли взывает теперь Иеремия и предрекает им будущий плен, как предсказал подобный плен их соседям Аммонитянам и Моавитянам, и об этом плене говорит, что не спасется от него ни один человек. Поэтому в подтверждение слова своего говорит: еда есть ктому мудрость во Фемане? Конечно, есть у него мудрость, но и мудрость мудрых не устоит против Господа. И когда отринет Господь, погибе совет от разумных (Иер.49:7), и не найдут они стези ко спасению.

Поэтому бегите, обратив тыл к Халдеям, которые идут в землю вашу. Снидите в пропасть к седению, живущии в Дедане (Иер.49:8). Жители Дедана надеялись на мир и не знали, что и они подвергнутся гибели, постигшей сынов Исава.

Яко обимателие вина приидоша на тя, не оставят тебе останков? и татие в нощи еда не укрыли бы довольны себе? Яко (Аз) обнажих Исава, открых тайная его (Иер.49:9-10). То же самое предрекает Идумеям и Авдий (Авд.1:5). И оба пророка имеют в виду одно и то же: Халдеи, которым Бог повелел истребить всех сынов Едома, не то, что ночные тати или собиратели винограда, потому что собиратели винограда оставляют незамеченные ими грозды, и тати не входят во внутренние горницы, а довольствуются тем, что встретится им, и уносят то, что под руками. Напротив, Халдеи будут поступать не так, осмотрят самые недоступные части ваших домов, откроют затворенные двери, отыщут сокрытое, найдут утаенное.

Оставь сирот твоих. Аз же сотворю жити, и вдовицы твои на Мя уповаша (Иер.49:11), Я питаю их. Так говорит Бог для вразумления грешников, ибо наказывает их определенным для них судом, который не коснется несогрешивших и невинных. Ибо очевидно, что у пророка говорится о детях и женах воинов, падших от меча Халдеев. Таким образом, непререкаемо слово Иезекииля: Душа же согрешающая, та умрет: сын не возмет неправды отца своего (Иез.18:20).

Се, имже не бе закона пити чашу, пиюще испиют: и ты ли аки неповинный останешься? Не будеши неповинен (Иер.49:12). Если Даниил, бывший с Ананией, Иезекииль и другие праведники, хотя и не следовало им пить чашу плена, изопьют ее, то как вы, сыны Едома, будучи виновными, думаете избегнуть наказания, определенного вашим собратьям? Нет, вы примете достойный суд и изопьете чашу, которую испили Аммонитяне и Моавитяне вместе с Иудеями.

Слух слышах от Господа, и послов во языки посла (Иер.49:10), то есть послы посланы к Вавилонянам, чтобы шли они на сынов Едома.

Егда среди звезд положишь гнездо свое, то есть будешь на самом высоком месте, егда вознесеши яко орел гнездо свое, оттоле свергу тя (Иер.49:16). Это сказано потому, что Идумея окружена высокими горами и неприступными скалами, и Идумеи, надеясь на неприступность гор, не боялись враждебных сил.

Се, якоже лев изыдет от крепости Иордановой. Это могущественный царь Навуходоносор, который, покорив укрепленные города по обе стороны Иордана, пойдет в землю Идумеев. Кто бо подобен Мне? И кто противостанет Ми? Нет подобного Мне, и никто не может возразить, будто бы несправделиво умыслил и поступил Я с Едомом и с жителями Фемана; предав их в руки малым от стад, то есть самым слабым воинам Вавилонским, чтобы увлечь их в Вавилон. И разметано будет на них жилище их (Иер.49:19-20), то есть одни жители Сеира преданы смерти, другие отведены в плен, и самые горы обращены в необитаемую пустыню.

От гласа бо падения их потрясеся земля, и вопль на мори Чермнем слышася гласа их (Иер.49:21), то есть вопль гибнущих достиг берегов Чермного моря, которое недалеко от гор Сеира; этими горами овладели Идумеи по изгнании оттуда Хорреев.

Се, яко орел, то есть царь Вавилонский, прострет криле свои, то есть войска свои на Восор. И этот город будет взят Навуходоносором и, подобно другим меньшим городам, сравнен с землей. И будет сердце сильных Идумейских в той день, яко сердце жены родящия (Иер.49:22). У этих несчастных не будет ни сил, ни хитрости, ни способов избавиться от плена. Их настигнет болезнь, подобная болезням рождающей и замучившейся родами, когда и рождающая, и младенец погибают, оба вместе. Ибо на Идумеев определен суд, от которого не могут они избавиться, и должны Идумеи или оставить жилища свои и идти в переселение, или погибнуть вместе с разрушенными жилищами.

К Дамаску: посрамися Емаф и Арфаф. Пророк обращает слово к Дамаску и к подвластным ему народам, и предрекает им такое же сокрушение, какое определено упоминавшимся ранее народам. Емаф и Арпад (Арфаф) - два города во владениях Дамаска. О том и другом упоминает Исаия (Ис.36:19), а Захария говорит, что Емаф был в пределах Дамасского царства (Зах.9:2). Сокрушались, яко слух зол слышаша, обитатели их о приближении Вавилонян. Возмутишася на мори. Страх от молвы о приближении Халдеев ввергает Дамаск в море. Подобно мореплавателю, который терпит кораблекрушение и не видит пути к избавлению, все в Дамаске мучаются и упокоитися не могут (Иер.49:23).

Расторжеся Дамаск, обратися на бежание... Како не оставиша града славнаго, крепости любезная? (Иер.49:24). Удивительно, что гнев Господень не пощадил города, славного множеством жителей, великолепием зданий и приятными долинами, но предал его врагам немилосердым, ненавистникам, и Дамаск истреблен огнем.

Падут юноши на стогнах твоих... глаголет Господь Вседержитель. И возжгу огнь на стене Дамаска, и пожжет столпы сына Адерова, то есть Венадада (Иер.49:26-27). Столпами пророк называет твердыни и здания, которые соорудил Адер, древний царь Дамасский, для украшения своего города и дома. То же бедствие предвозвестил Бог через пророка Амоса, говоря: и послю огнь в дом Азаиль, и пояст основание сына Адерова (Ам.1:4). Упоминает же пророк о сыне Адеровом или для того, чтобы падением стен его таинственно представить сокрушение его царства, или для того, чтобы показать в этом наказание за бедствия, какие Израильтянам причинены были Азаилом и сынами Адера (Венададом), как пишется об этом в книгах Царств (3Цар.15:18).

К Кидару, и к царству Асорову: егоже порази Навуходоносор царь Вавилонский, тако глаголет Господь: востаните и взыдите на Кидар и погубите сыны восточныя (Иер.49:28). Сыны Кидара суть сыны Авраама и Агари. Кидар был сын Измаилов, сыны его называются сынами восточными, потому что обладали пустынями, лежавшими на восток от земли обетованной. Они не возделывали полей, не имели домов, но блуждали по пустыне, куда влекла их нужда, чтобы пасти стада. Здесь пророк вместе с сынами Кидара упоминает и о сынах Асора, потому что на тех и на других одновременно напал Навуходоносор и погубил их.

И призовут на ня... окрест (Иер.49:29). Пророк говорит об Асорянах, которые соберутся подать помощь соседям своим Аравитянам.

И развею я всяким ветром всех остриженых окрест... И будет... Асор... в жилище змием... до века (Иер.49:32-33). Пророчество это объясняется самым исполнением. Ибо Халдеи на пути в Египет опустошили средние пустыни Аравийские, богатые стадами и конями, и рассеяли жителей. После этого разорения этими пустынями овладели Аравитяне, которые во всем были подобны древним сынам Кидара и сынам Асора, не возделывавшим и не засевавшим землю, на которой живут.

На Елам (Иер.49:34). Елам был сын Симов, он дал свое имя городу, от города же получила наименование вся подвластная ему страна. Об этой стране упоминает Даниил и говорит, что она лежала между Вавилоном и Персией (Дан.8:2); Иеремия о Еламитянах упоминает ранее и предсказывает, что Еламитяне будут покорены Халдеями, как и прочие народы, и что за их покорением последует покорение Египта (Иер.25:25). Навуходоносор завоевал сначала царства, окружающие Вавилон, потом пошел войной на сынов юга, покорил Иудеев, Идумеев, Аммонитян и Филистимлян и, наконец, двинулся на Египет.

Се, Аз сокрушу лук Еламль, начало силы их (Иер.49:35). Пророк дает этим понять, что Еламитяне владели луком и славились искусством метать стрелы, поэтому они возлагали надежды свои на луки свои и гордились ими.

И наведу на Елам четыри ветры небесные (Иер.49:36). Ветрами называет пророк войска Халдеев и союзных с ними народов, и показывает, что войска эти со всех сторон нападут на Еламитян, и рассеют их по всем странам.

И будет в последния дни, возвращу плен Еламль (Иер.49:39), то есть после семидесяти лет переселения Иудеев, когда Кир, разрушив царство Халдеев, все народы, ими плененные и порабощенные, возвратит в собственные их жилища.

Божественный Павел говорит: Елика бо преднаписана быша, в наше наказание преднаписашася (Рим.15:4). Поэтому Дух повелевал и Иеремии, и другим пророкам передавать письменно события пленения и возвращения весьма славных и великих в свое время народов, чтобы представить нам ясное и очевидное изображение рабства нашего под игом сатаны, а также образ Божественного домостроительства Господа нашего, Который смертью Своей даровал нам жизнь и избавление.

Сверх того, Святой Дух учит нас, что человек не должен жаловаться на правду Божию, когда нечестивые терпят тяжкие бедствия, но всегда должны мы помышлять о том строгом суде, какой постигал народы сильные, и внимать пророку, который увещавает нас, говоря: Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом... Да не когда прогневается Господь и погибнете от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость Его (Пс.2:11-12).

Глава 50

Слово, еже рече Господь на Вавилон и на землю Халдейскую... пленен бысть Вавилон, посрамися Вил, постыдеся Меродах, посрамишася изваяния его (Иер.50:1-2). Не немые и бесчувственные истуканы, но жрецы и почитатели их посрамились, когда Мидянами и Персами сокрушены были кумиры их, и увидели они, что суетно богопочтение их.

И в то время, глаголет Господь, приидут сынове Израилевы тии и сынове Иудины вкупе ходяще и плачуще, то есть они плачут не о рабстве, потому что радуются своему избавлению, но о нечестии отцов своих, которые почитали идолов, сделанных их руками. И Господа Бога своего взыщут (Иер.50:4), а не идолов, которых поставили цари их.

В Сион испытают стези, тамо бо обративше лица своя, то есть обратят лица свои к Иерусалиму, будут у проходящих спрашивать о путях к нему. Возвращаясь в Сион и обращая к нему лица, будут говорить: "Приидите, приложимся ко Господу заветом вечным, иже забвению не предастся " (Иер.50:5). Обетование, какое Господь дал отцам нашим, пребудет вовек, и вещания пророков, говоривших по внушению Святаго Духа, исполнятся.

Овцы погибшыя быша людие Мои, блуждали в плену и служили пленившим семьдесят лет; пастырие их совратиша их (Иер.50:6), то есть или чуждые цари, которые их пленили и отвели в дальнюю землю, или собственные их цари нечестивые, цари Самарийские и Иерусалимские, которые водили народ в горы и пустыню, чтобы служить идолам в капищах их, и с гор - на многие холмы, в рощи и дубравы, посвященные идолам.

И врази их рекоша: не пощадим их, зане согрешиша Господу (Иер.50:7) и святому селению Его. Такова причина, по которой пленен был народ грешный и упорный, отступивший от Бога своего и осквернивший святой храм Божий. Его совратили цари, и в угождение этим царям Израильтяне осквернили не только дом Господень, но и собственные свои дома, служа тем, которые не суть боги. А когда порабощены стали народом чуждым, - научились и делам этого народа, забыли почитание Господа, переданное им издревле отцами, и стали чтить богов новых, которых не знали отцы их. Об этом ранее пророчествовал Иеремия, говоря: яко остависте Мя и послужисте богом чуждим в земли вашей, тако послужите богом чуждим в земли не вашей (Иер.5:19).

Отыдите от среды Вавилона и от земли Халдейски изыдите (Иер.50:8). Пророк говорит это сынам Иудиным, чтобы они убеждали ближних своих удалиться из Халдеи.

Яко се, Аз... приведу на Вавилон собрания языков великих от земли полунощныя (Иер.50:9), то есть Мидян, Еламитян, Персов и покоренные ими царства.

И будет земля Халдейска в разграбление... Ибо вы веселились и радовались, расхитители наследия Моего, и прыгали, яко телцы тучнии на траве (Иер.50:10-11) и как овцы в стаде, по причине падения Вавилонян.

Ополчитеся на Вавилон, вси... наляцающии лук, стреляйте нань, не щадите стрел (Иер.50:14). Это пророк говорит Мидянам и Персам, потому что придет на Вавилон и меч Греков. Идите, Мидяне и Персы, низложите царство Халдейское и престольный город Вавилон, остальное же истребят Греки. Пророк предсказывает и нашествие Греков, которые с царем своим Александром вторглись в Азию и низложили царство Персов, и Халдеев подвергли угнетению, положив конец всей прежней их славе, и истребили город их Вавилон.

Овча заблуждающее Израиль, львове изнуриша е (Иер.50:17), то есть чуждые цари, и первый из них Феглаффелласар, царь Ассирийский, который разорил и отвел в переселение колена Рувима, Гада и Манассии, а потом царь Салманассар, который остальные колена отвел в плен и изгнал из земли наследия их; наконец, Навуходоносор, который разрушил храм и переселил в Вавилон сынов Иуды и Вениамина. Поэтому заблуждающимися были сыны Израилевы и Иудины во время переселения своего, когда стали они отчуждены от земли наследия своего и блуждали в землях чуждых.

Глас бежащих и избегших от земли Вавилонския, да возвестит в Сионе отмщение Господа Бога нашего, отмщение храма Его (Иер.50:28). Это - глас Иудеев, которые, по слову пророков, знали тайну, сокрытую от язычников, ибо никто кроме них не знал, что разрушение Вавилона и падение царства Халдейского есть отмщение Господа Бога Иудеев, отмщение за храм Его. Пророк предсказывает, что многие из народа Иудейского побегут в то время из Вавилона, и некоторые из них достигнут земли Иудейской.

Се, яко лев изыдет от рыкания Иорданова на место Ефана (Иер.50:44). Пророк говорит это о Дарие Мидянине, показывая свирепость и стремительность его в образе львов, которые, выходя из лесов Иорданских, нападали на стада пастырей долины Ефан. И пророк говорит это Иудеям, которые знали о лютости этих львов. То же сравнение употребляет он и раньше (Иер.49:19), изображая вторжение Халдеев в Идумею.

Глава 51

Яко умысли Господь, и сотворит... в Вавилоне, живый над водами многими и богат в сокровищих своих, прииде конец твой (Иер.51:12). Водами многими пророк называет или большую реку Евфрат, протекавшую через Вавилон, или многочисленные войска его.

Клятся бо Господь сил Собою, яко наполню тебе людьми, якоже акридами, и возгласят над тобою (Иер.51:14), как истаптывающие грозды, то есть наполню тебя Мидянами и Персами, которые подобно саранче подавят тебя собой и, как собиратели винограда, будут побуждать друг друга попирать в стенах твоих жителей твоих, как грозды в точиле, и восклицать подобно истаптывающим виноград.

Се, Аз на тя, горо смертоносная, глаголет Господь, растлевающая всю землю, и простру руку Мою на тя и извергу тя из каменей, на которых стоишь ты высоко. Я повергну тебя на землю, и дам тя в гору сожженую. И не возмут от тебе комене во угол и камене во основание (Иер.51:25-26), то есть истреблю тебя совершенно и развалины твои сделаю ни к чему не годными; из жителей твоих, Вавилон, не останется человека, который бы, подобно угольному камню, послужил к собранию рассеянных сынов твоих, и на котором бы, как на основании, утвердилась надежда твоя и благоденствие твое.

Возвестите нань царствам Араратским, Арменом, и Асханазеом (Иер.51627), то есть народам, живущим в горах Карду, и соседям их Армянам, и диким народам, живущим в земле полунощной, сынам исполинов, которые с Мидянами пришли на разорение Вавилона.

Гоняй во сретение текуща постигнет... да возвестит царю Вавилонску, яко взят бысть (Иер.51:31). Пророк описывает смятение Вавилонян, которые пришли в трепет и оцепенение, увидев Мидян в стенах своего города, когда думали, что Мидяне сняли осаду и отступили. Он показывает также величину и обширность Вавилонской земли, в которой нужны были гонцы, чтобы царю Вавилонскому возвестить о взятии города. Поэтому смысл пророческих слов таков: когда Вавилон будет взят Мидянами, множество вестников стремительно побегут, перегоняя друг друга, чтобы скорее известить царя и князей, что город их Вавилон взят.

Вавилон яко гумно, для которого прииде время млачения. Млачением (молотьбой) пророк называет смерть Валтасара и поражение его войск. Еще мало, и приидет обимание его (Иер.51:33), то есть время разрушения самого Вавилона.

Како взяся млат, слава всея земли? (Иер.51:41). Млатом называет здесь пророк царство Халдеев, потому что ими, как молотом, Господь наказал и сокрушил многие народы и их царей. Теперь же, поскольку не познали они благости Божией, не познали, что Бог возвеличил их, не пощадили и не помиловали порабощенных ими народов, тогда как победителям надлежит щадить побежденных и оказывать милость покоренным, то наказание справедливо обращается на самих Халдеев, и Господь хочет воздать им тем же, что они делали с народами, ими разоренными, воздать за осквернение святилища Его и за пленение народа Его, Израиля. И это наказание постигает преимущественно Вавилонян, как причину всех бедствий.

И посещу на Вила в Вавилоне, и извергу опресноки, еже поглоти Вил, от уст его (Иер.51:44). Вил - это древний бог Халдейский, которого Вавилоняне чтили и которому служили с великим благоговением. Он был царем, который основал и построил их город. Когда же Навуходоносор разрушил храм Господень, тогда внес в дом Вила вместе с добычей, собранной у других народов, и священные сосуды храма Иерусалимского. Об этих-то сосудах говорит Бог, что исторгнет их из уст Виловых, то есть из храма Вила. Пророчество это привели в исполнение Мидяне и Персы, которые, по взятии Вавилона, разграбили все чертоги в городе, а также вторглись и в храм Вила, который был великолепнее и славнее всех идольских капищ в Вавилоне, и похитили все украшения этого храма.

Изыдите от среды его, людие Мои... Да не когда умягчится сердце ваше, и убоитеся ради слуха, иже услышится на земли, и приидет в лето слышание, и по лете слышание другое, и неправда на землю, и востанет властелин на властелина (Иер.51:45-46). Пророк повторяет здесь то, что говорил раньше, и убеждает Иудеев спасаться из Вавилона перед его разорением, искать себе безопасное убежище, не приходить в страх и не отчаиваться в своем избавлении, когда распространится слух о приближении Мидян, но иметь в мыслях, что все это устроено Господом их для их же спасения. В этом году, как говорит он, придет весть, что пал Вавилон, умер Валтасар и воцарился Дарий Мидянин, а на другой год придет другая весть, что воцарился Кир и издал повеление об окончании плена и о возвращении пленных. Во время же такого смятения и переворота будут притеснения бедным и бессильным от богатых и сильных, и властелин восстанет на властелина, потому что одни князья народные будут привержены Персам, а другие - Халдеям. Поэтому у пророка та же цель, что и у Господа нашего, когда Он ободряет учеников, чтобы не устрашалось сердце их слухом о пришествии Его и знамениями, предваряющими оное, и говорит: Начинающым же сим бывати, восклонитеся и воздвигните главы вашя: зане приближается избавление ваше (Лк.21:28). Никогда не было так близко к Иудеям спасение, как в то время, когда думали они, что с падением и разрушением Вавилона и сами падут и погибнут.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 252; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.