Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Москва, 2002 17 страница




Привожу Вам выдержку из статьи «О Первородном Грехе» в одном английском журнале. Ставится школьниками вопрос: «Почему говорят, что грех и зло пришли в мир с Адамом и Евою, если в Раю находилось древо с плодами Добра и Зла? Откуда же в Раю могли быть уже плоды Зла? Каким образом в Раю оказался Дьявол?» – Представляете ли себе физиономию батюшки, когда такой вопрошатель задаст ему подобный вопрос? Ведь современные школьники куда вдумчивее и бойче прошлого поколения.

Советую очень через некоторое время спокойно перечесть книгу Клизовского. Невозможно возвращать сознание вспять. Великий грех приняли на себя те, кто насильственно задерживали развитие мысли в народе. Всякое насилие противно законам Вселенной и неминуемо должно вызывать взрывы и разрушения. Оглядываясь назад, можно найти глубокие причины, подготовившие падение старого мира. Ведь именно удушение мысли и духа породило все последующее безумие. Долго сдерживаемая плотина прорвалась и смела все на своем пути. Так ничто и никто не может остановить мысль, эту огненную энергию и Венец Мироздания. Великий сдвиг произошел в сознании масс всех стран, но с этим многие еще не могут примириться. Бедствие обрушилось на нашу родину не потому, что русский народ был хуже других, во многом он гораздо лучше, но именно в силу его массового невежества и чудовищной безответственности, царившей среди привилегированного сословия. Народ нуждается в заботе, и забота эта должна прежде всего касаться ВОСПИТАНИЯ народа и правильного просвещения его. Не о хлебе едином бывает сыт человек.

Так, дорогая Вера Александровна, не гонитесь за последователями, но работайте над собою, над своим усовершенствованием.

На днях напишу Михаилу Никитину. За мою болезнь у меня столько накопилось писем для ответа!

Шлю Вам спокойствие, бодрость и мужество; не так уж далек просвет. Зрячие уже видят проблески его.

Всего светлого

Е.Рерих

 

Вышлю Вам Ваши рефераты обычной почтой, как только прочту их. Пошлю также книгу «Мир Огненный».

 

Е.И.Рерих – М.Л.Никитину

25 мая 1936 г.

Многоуважаемый Михаил Львович, не могла раньше ответить на Ваши два письма и записку с вопросами из-за недомогания, о котором я писала Вере Александровне. Должна сказать, что пока что я не усмотрела хотя бы частичного претворения Вами «Чаши Востока». Вы правы, что при попытках изложить или пояснить не только Высшие Понятия, но даже при непривычном подходе к знакомой уже мысли мы встречаемся с почти непреодолимыми трудностями из-за бедности определительных в наших западных языках. Мысль Запада груба и тяжела, и потому она не выработала еще всех тех тончайших оттенков в определениях, которыми так богат Восток. Но все же главная причина непонимания в том, что люди Запада не привыкли, вернее, не воспитаны в утончении мышления. Многие ли умеют читать и усваивать прочитанное? Читают глазами, но не духом и сердцем, и внутренний смысл остается недоступным.

Конечно, слово «религия» заключает в себе понятие величайшего значения, но сейчас значение это человечеством утрачено. Именно, это есть связь человека с Высшим Миром, или Высшим Началом. Но эту великую и единую связь каждый пытается присвоить в исключительное владение, потому каждый народ обособил и ограничил и наложил клеймо изуверства, предав проклятию все прочие, непривычные ему выражения ее у своих ближних. Так, из единой связи-религии мы получили множество друг друга исключающих псевдо-, лжерелигий. Но попробуйте сказать, что главной причиной всех бедствий явились не религии, но псевдорелигии, как каждый начнет кивать на своего соседа и в своем самомнении не подумает отнести эту тяжкую правду к самому себе. Получится новая неясность и новый соблазн. Нет, многоуважаемый Михаил Львович, смысл слов на всех языках воспринимается или понимается правильно лишь сердцем, чувствознанием.

Также просим Вас не страшиться никаких нападок или поношений. Все это лишь тина с разлагающихся болот. Я уже писала Вере Александровне, что ни одно Учение не входило в жизнь без жестокого противодействия, так должно быть и с книгами Живой Этики. Как сказал и Иисус (Евангелие от Луки, гл. 6, ст. 26): «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо. Ибо так поступали с лжепророками отцы их». Яснее сказать нельзя. И кто из работающих на поле Истины захочет приобщиться к признаку лжепророка! Пусть Вера Александровна прочтет Вам мое письмо к ней и приведенные параграфы из не изданной еще книги. Также не следует забывать, что Белград и Харбин тонут в планетарном размере. Широко Мироздание, и Свет велик. Имеется много очагов, где «Чаша Востока» затеплила новую свечу, новую радость в духе. Потому было бы непростительно пришпиливаться сознанием к одному месту и к одной группе случайных людей. Учение распространяется путями Неисповедимыми. Никто и ничто не может остановить Космический Магнит в его эволюционном движении, все запруды лишь приведут к разрушению. Гибели целых материков и целых рас свидетели тому. Человечество нашей расы в своем безумии разъединения ускоряет цикл своего смещения. Корабль наш стремится к крушению, и темные подстрекатели злорадствуют, ибо надеются уплыть на обломках.

Очень ошибаетесь Вы, называя «рассудочно-умными» противников «Чаши Востока». Именно, труднее всего усмотреть в таких противниках наличие ума. Ум их есть просто отражение кривого зеркала. Казуистика разлагает высшие центры, и познавание делается недоступным[166]. Вы говорите: «Если дословно и плоскостно воспринять положение о зле религий, то логично придем к роковой формуле, что религия – опиум для народа». Ограниченность, несомненно, придет к такой формуле. Но ведь никто к ограниченностям и не обращается для вмещения нового понимания! Только затемненный человек не поймет, что всякая обособленная, ограниченная и упадочная религия есть именно опиум, злейший яд разъединения и разложения. То же можно сказать и о невежественной науке и вообще о всяком невежестве. Новое Сознание борется за установление Единой Связи с Высшим Миром, за Единый Источник всех Учений, Философий и Знаний.

Также эти «умники», которых Вы имеете в виду, должны были бы знать, что каждой эпохе соответствует определенная ступень восхождения, и то, что было настоятельно необходимо или целесообразно в одном веке, не может быть таковым полностью в последующих. Иначе что же станет с эволюцией? Так пусть «умники» запомнят, что человечеству на каждой ступени дается лишь та частица Истины, которую оно может воспринять в своем меньшинстве. В каждой эпохе, в каждой религии и народе, кроме великих Учителей, приносивших Новое Понимание забытого Древнего Откровения, через некоторое время появлялись Высокие Духи уже для нового очищения только что полученного Завета. Эти Духи, как яркие Светочи, стоят на фоне невежественных представителей религий. Обычно такие Светочи становились мучениками, и часто их труды и сами Они гибли от рук служителей церкви. Никто не подумает объединить Их с одной какой-либо религией, и Они стоят обособленно от всякой церковности, и не удивительно, ибо почти всегда Они являлись и обличителями ее недостойных слуг. Так и Преподобный Сергий не от внешней церковности, но от Духа, и кто понимает иначе, тот слеп и глух. Кто-то настаивает, что Преподобный Сергий был истинным церковником, ибо Он строил церкви и монастыри, устанавливал суровые уставы, обрядность и т.д. Но смысл всей деятельности Преподобного не во внешней церковности, но в его высоконравственно-воспитательном влиянии на его современников. Устанавливая суровые уставы, внося дисциплину в дикие нравы того времени, Он творил характер народа, создавая тем мощь Государства. Из истории Вы знаете, в каком хаотическом состоянии находился дух народа в тяжкие времена монгольского ига и разнузданных нравов враждующих между собою князей. Нужна была суровая школа и узда; и средства к тому нужно было брать из ближайших доступных народу понятий. Нужны были символы, нужна была обрядность для сознаний, выходивших из младенческого состояния. Да и посейчас, как видите, многим трудно отказаться от этих символов; слабые сознания приходится щадить. Хотя уже Христос сказал (От Иоанна, гл. 4, ст. 23.): «Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в Духе и Истине, ибо таких поклонников Отец ищет себе. Бог есть Дух и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». Троицко-Сергиевская Лавра может исчезнуть, и при самом Преподобном она была уже уничтожена, но память о Сергии не умрет никогда, ибо велик Магнит Духа, заложенный им в душу русского народа. История развития Духовности в русской душе и начало собирательства и строительства Земли Русской неразрывными нитями связаны с этим Великим Подвижником. Именно потому все силы тьмы так ополчились против этого Великого Имени. Скажите, какие реликвии остались от всех великих Носителей Света, от Будды или Христа (горсточка пепла в одном случае и условная гробница в другом), но память о Них живет, а в веках еще больше упрочится, ибо будет очищена от наслоившихся нагромождений невежества. Так, если можно заменять внутренний смысл «любыми алгебраическими знаками» или названиями, то можно и остаться лишь при них.

Так же точно, если кто усмотрит в «Чаше Востока» ограниченность атеизма, он обнаружит свое полное невежество. Вы сожалеете, что Старший Махатма М. не дал 56 лет тому назад того апофеоза (как Вы называете это), который Он дал в «Мире Огненном». Но как можете Вы знать, что давал и чего не дал Старший Махатма? Вы даже не знаете всего тома «Писем Махатм к Синнетту», и Ваша мысль все время остается пригвожденной к одному письму! Изучили ли Вы «Тайную Доктрину» Е.П.Блаватской? Для ума, знакомого с Восточными Учениями, привычного к восточной мысли, этот апофеоз есть первооснова, так же как и все приведенные Вами места из «Зова» есть все тот же Величественный Пантеизм, которым насыщены все тома «Тайной Доктрины» и том «Писем Махатм». Кроме того, творчество Махатм так велико и многообразно, что невозможно, чтобы Они обращались во всех случаях, во все времена, к разным народностям и сознаниям всегда в одних и тех же формулах. Даже средний художник или поэт, изображая разную эпоху и разные местности, меняет соответственно и характер своего письма. Застывшая мысль, застывшие формулы противны Космосу, жизнь которого есть вечное движение, вечная смена форм. Разнообразие есть жизнь, однообразие – смерть.

Очень советую Вам воздержаться от дальнейшей критики и от давания советов Тому, Чье Величие недосягаемо и непостижимо человеческому уму не только в этой Манвантаре, но и в последующих. Так мне Указано Самим Владыкой М. передать Вам следующее: «Знаем, когда открыть сознание».

«Чаша Востока» была издана по Указу Владыки М., надеюсь, Вы теперь поймете, как недостойно было все то, что Вы писали о ней. Следующее издание «Чаши Востока» или «Писем Махатм» на русском языке, надеюсь, состоится полностью и, конечно, без всяких комментарий. Не скрою, что мне нестерпимо больно, и вся душа моя возмущается, читая недопустимую критику на Самое Священное для меня. Так же нет у меня желания разбираться в шелухе казуистики Ваших «рассудочных умников» – это было бы непозволительной тратой времени. Если бы не Ваше последнее письмо от 3–4 апреля, вероятно, я не ответила бы на первое. На Ваши вопросы в записке отвечу как-нибудь позднее, они не спешны, тем более что Вы, видимо, поправились, чему сердечно радуюсь.

Шлю Вам мужество, неустрашимость, главное, не смущайте Вашего сознания нашептываниями «умных», но, по-нашему, глубоко невежественных собеседников.

Всего Светлого. Е.Р.

 

Е.И.Рерих – Г.А.Витавской

26 мая 1936 г.

Дорогая Галина Антоновна, отвечаю на Ваше письмо от 27 марта. Посылаю Вам лучшие мысли, чтобы укрепить Ваше личное счастье, от всего сердца надеюсь, что недомогание Вашего супруга пройдет без следа. Все нервные заболевания легко излечиваются воздействием психической энергии. Чистая, твердая и спокойная мысль может творить чудеса. Также Вас прошу относиться спокойно ко всем нападкам на книги Живой Этики. Ведь все новое, выводящее сознание из привычного тупика, всегда сопровождается злобными выкриками и противодействиями. Примеров тому в истории множество, как в религии, так и в области знания. Но для именующих себя христианами особенно ярким должен быть пример Самого Иисуса Христа, но именно его-то и забывают. Кем же, как не своими же церковниками, был преследуем и распят Христос? Кто же, как не фарисеи, говорили: «Он изгоняет бесов силою князя бесовского» (от Матфея, гл. 9, ст. 34). Также и в Евангелии от Луки, гл. 11, ст. 15: «Некоторые же из них говорили: “Он изгоняет бесов силою Вельзевула, князя бесовского”. А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба. Но Он, зная помышления их, сказал им: “Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет. Если же и сатана разделился сам в себе, то как устоит царство его!..”» Как ни странно, но нападают на книги Учения и громче всего вопят те, кто его не знают, так же как и своих Писаний. А если кто из них и прочли нечто, то подтасовывают и поясняют так, как им это выгодно.

Может быть, Вера Александровна прочтет Вам выдержки из моего письма к ней, где я пишу, почему каждое Учение должно встречать противодействие, а также и приведенные параграфы из Учения. Вы поймете, почему мы не можем прекратить устрашающих Вас слухов. Мы всегда указывали и указываем не зазывать и не насиловать неподготовленные сознания, ибо это ни к чему; и не только бесполезно, но даже вредно. Все должно совершаться естественным процессом. Готовый дух твердо знает, где истина, и ничто не устрашит его. Но, конечно, таких немного, но все же они в наш век многочисленнее, чем раньше, ибо эволюцию не остановить никакими репрессиями. Припомните, сколько учеников было у Христа, но даже из этого ничтожного числа один был Никодимом, а другой Иудою. Но за дело не бойтесь, оно творится Путями Неисповедимыми. Число ищущих душ растет на всем пространстве земного шара. Белград тонет в планетарном размахе.

Первая задача Живой Этики – расширить сознание, потому не будем пришпиливаться мыслью к одному случайному и маленькому месту и к одной группе людей. Широко Мироздание, и Свет не мал. Когда в одном месте происходит поношение, в другом новая мысль возносится тысячеручно. Где предательство, а где примеры замечательного горения духа и самоотвержения. Нужно уметь находить равновесие духа и спокойно смотреть на проявления тьмы, они неизбежны. Вы знаете уже, что проходит грозный год, давно указанный Писаниями всего мира, год Битвы Сил Света с тьмою, так не будем удивляться всем ухищрениям и нападениям зла. Ведь после этого сражения, после Победы Света над тьмою, сатана никогда уже не будет в восхождении, сила его станет уменьшаться. Но так как нельзя служить двум Господам, то пусть каждый в сердце своем изберет окончательно, кому он служит, дабы не явиться предателем и тем, о ком сказано в Откровении Иоанна, гл. 3, ст. 16: «Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих».

Потому, дорогая Галина Антоновна, если не чувствуете в себе силу побороть страх и сомнение, лучше не искушайте себя; но, следуя по стопам церковного христианства, постарайтесь взять из него только самое хорошее. Ведь именно Новая Эпоха блеснет новым осознанием Учения Христа. Просветленные духовные наставники (а такие уже есть) вернутся к истинным заветам Христа, к заветам первых Отцов Церкви, к трудам Светоча христианства, мученика Оригена, положившего основу всей философии христианства.

Хочу дать Вам совет – отставьте временно книги Живой Этики и сосредоточьтесь на чтении Евангелия и труда Оригена «О Началах». Наши друзья издают этот труд на русском языке, и я надеюсь, что он скоро выйдет в свет, тогда с радостью пришлю его Вам.

В заключение еще раз скажу, что никакие нападки не могут устрашить нас, ибо мы служим Свету Великому. Да и в чем был бы подвиг! Неужели в признании отживающих сознаний? Но никогда восторженные клики толпы не сопутствовали будителям нового сознания и носителям новых открытий. Как сказано в Евангелии от Луки, гл. 6, ст. 26: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо. Ибо так поступали со лжепророками отцы их». Полезно перечесть даже такие школьные книги, как «Мученики Науки». Все это старо, но и вечно ново. Потому скажем: «Не убоимся!»

Живите сердцем, развивайте терпимость, великодушие, и новое сознание укрепится в Вас.

Да будет Вам светло.

Е.Р.

 

Е.И.Рерих – К.И.Стурэ

28 мая 1936 г.

Многоуважаемый Карл Иванович, получили Ваши письма и хочется нам сердечно поблагодарить Вас за все Ваши заботы и труды, принесенные на пользу дел Латвийского Общества. Всегда будем помнить Ваше горячее устремление в проведении Пакта и Знамени Мира, также и Ваши плодотворные поездки по соседним группам в желании вдохновить и объединить работников Культуры. Глубоко понимаем, что Ваше изменившееся семейное положение и вновь принятая служба не позволяют Вам по-прежнему уделять все Ваше время делам Общества. Но не в наименованиях дело. Культурная работа и Служение Общему Благу рождаются в духе и сердечном импульсе. Тот, кто раз приобщился к делу просвещения, тот навсегда остается работником Света на этой трудной, но славной пашне.

Мы уверены, что и впредь мы можем рассчитывать на Ваше сотрудничество. Знак Доверия остается непоколебимым. Даже в самое трудное время, когда весь Мир сотрясается от взаимных непониманий, то именно Знамя Культуры сохранит истинное сотрудничество в Делах Блага.

Всегда рады будем слышать о Вас и от Вас и обменяться мыслями по поводу общих для всех нас дел Культуры.

Шлем Вам искренний привет и сердечно желаем всего светлого на Вашем пути.

Искренно и душевно.

 

Е.И.Рерих – Р.Я.Рудзитису

29 мая 1936 г.

Родной наш Рихард Яковлевич, Вы уже имеете письмо Н.К. с нашими общими поздравлениями. Шлю Вам всю мою веру в то, что Вы, приняв духовное наследие Феликса Денисовича, олицетворите в себе его символ – символ Вождя Сердца. Пусть все ищущие Света и отягченные скорбью найдут отклик в Вашем сердце, пусть все собравшиеся под водительством Вашим почуют ту душевную теплоту, которая может согревать даже при суровом укоре. Ведь самое трудное искусство есть искусство творить отношения между людьми. Ни одно искусство не требует развития такого терпения и такой утонченной чуткости. Нужно уметь проникать в сознание, в сердца и настроения всех окружающих и приходящих; нужно уметь почувствовать тот основной тон, на котором возможно объединиться с ними и объединить их с другими. Но если в сердце заложен великий магнит любви, то все облегчается, ибо искренность этого чувства покоряет самые заскорузлые сердца. Сердцу, прикоснувшемуся к Красоте, близок должен быть этот язык сердца. Потому вера моя с Вами, Вождем Сердца.

Также шлю сердечную благодарность ближайшим сотрудникам, выразившим свою готовность всячески сотрудничать и помогать Вам во всех делах Общества. Пусть каждый член Общества чувствует, что истинный дом и духовное прибежище его в стенах Общества. Пусть каждый будет не только желанным сотрудником, но и членом единой духовной семьи, и пусть сам научится давать на общее пользование то лучшее, что он носит в себе. Итак, пусть Любовь Объединяющая будет девизом нового Цикла.

Спасибо за все Ваши письма и за ознакомление нас с ближайшими членами Общества. Постепенно, если Вас это не затруднит, буду рада услышать и об остальных. Так, меня глубоко тронуло описание жизни и смерти г-на Ренкуль. Несомненно, душа его и в прошлом была близка многим истинам. Отвечу его супруге на ее прекрасное и сердечное письмо.

Теперь из тех трех Знаков, которые у Вас хранятся, мы считаем, что один, конечно, должен принадлежать Гаральду Феликсовичу, второй можно дать г-же Слетовой. Благодарность живет в ее душе, а нам указано судить прежде всего по этому признаку.

Спасибо и Карлу Оттоновичу за его обстоятельные и сердечные письма. Сейчас я не могу еще много писать, ибо еще слаба, потому очень прошу Вас, родной Рихард Яковлевич, передайте ему ответ на поставленный им вопрос: «Когда в Учении говорится о дальних мирах, то не подразумеваются ли другие Солнечные системы или же тонкие и огненные миры в нашей Солнечной системе?» – Под дальними мирами следует понимать другие планеты в нашей Солнечной системе, как Венера, Юпитер и т.д. Но когда упоминаются сферы, или миры Тонкий, Огненный и Высший, то подразумеваются сферы-миры, непосредственно окружающие нашу планету и входящие в нашу планетную цепь. Это именно те миры-сферы, откуда приходят и куда вновь возвращаются души, покидающие наш плотный мир. Планетная цепь, состоящая из семи сфер, составляет одно целое, и все ее сферы-миры концентрически совмещаются одна в другой и представляют определенные планы познания или бытия. Сферы эти отвечают принципам в человеке.

Все книги третьей части «Мира Огненного» пришли благополучно. Не знаю, как и благодарить все милое сердцу Содружество за такую радость! Также радуемся выходу великого труда Оригена «О Началах»; в недалеком будущем будет так важно иметь этот драгоценный труд. Так в любви творится величайшее дело и закладывается новая ступень сознания человечества. Дух наш ликует в предчувствии грядущих возможностей.

Конечно, я не советовала бы Элле Рейнгольдовне часто видеться с Алексеевой – атмосфера их дома очень тяжелая, не забудем, что одержание там было очень и очень сильно. Учение нужно знать в духе, а не в мертвой букве, потому и заучивания наизусть не требуется. Да, Великий Владыка указал оставить эту семью в покое, пусть время поработает над этими сознаниями.

Вы спрашиваете, как понять в «Листах Сада Мории» слова: «Ибо дева мира окончила покров духа». Конечно, можно понять и так, как Вы понимаете это, ибо действительно в наступающей Шестой Расе ткани будут утончаться и разрежаться, и близиться к уплотнению астрала. Интересно, что этот процесс разрежения тканей, или разуплотнения физического тела, указан в древнейшей Китайской медицине. Так называемый аскетизм для этого имел большое значение. Но, конечно, как все насильственное, не давал желаемых результатов.

Н.К. Вам писал уже о книге Принца «Во власти Кармы», в которой до 170-й страницы автор благоприятно комментирует книги Живой Этики, а затем делает крутой поворот и кощунственно поносит все книги Учения и «Чашу Востока» и пр., называя всю деятельность Латвийского Общества сатанизмом и т.д. В связи с этим получен Указ: «Пусть в Латвии поищут около Принца, найдут разгадку». Написала об этом и Карлу Ивановичу, ибо в свое время он обострил отношения с этим неуравновешенным типом, а также потому, что, по-видимому, он больше о нем знает и ему легче узнать о связях и окружении этого типа. Такой неуравновешенный человек является отличным орудием в руках темных и врагов. Может быть, у него имеется связь и с автором брошюрки «Православный мир и масонство» и т.д. Так будем на дозоре и поищем разгадку. Книги его очень расходятся среди русской эмиграции.

Шлю Вам, родной Рихард Яковлевич, и Элле Рейнгольдовне (какое красивое сочетание имен), также и всем ближайшим сотрудникам еще раз мой привет сердца и радость светлому единению.

Да пребудет Благословение Великого Владыки с Вами в Вашем новом объединенном строительстве. Духом и сердцем с Вами.

Скоро напишу и Гаральду Феликсовичу, очень трогают меня его письма. За время моего недомогания накопилось столько писем, на которые нужен спешный ответ.

 

Е.И.Рерих – К.И.Стурэ

29 мая 1936 г.

Глубокоуважаемый Карл Иванович, получила Ваши письма от 23 апреля и 5 мая. Не могла раньше ответить, ибо была больна, да и сейчас еще слаба. Имеем письма от Рихарда Яковлевича и Федора Антоновича, извещающие о состоявшихся выборах и назначениях. Так, еще один цикл в Обществе закончился. Всегда буду помнить все заботы и труды, которые Вы принесли на пользу Прибалтийских Обществ. Понимаю, как трудно руководить многочисленным Обществом, да еще при таких условиях, когда по оккультным законам внутренняя сущность каждого члена выявляется во всей силе со всеми ее разнообразными качествами. Понимаю также, что именно исполнение совета удерживать членов Общества от увлечения психизмом и направлять их способности и силы к расширению сознания и пополнению знаний, к развитию истинной духовности[167] могли обострить отношения с некоторыми из них.

Ведь в свое время именно указания и предупреждения о вреде медиумизма и невежественного отношения ко всем спиритуалистическим феноменам создали Е.П.Блаватской много врагов! Но она этим не смущалась и выполнила данное ей Поручение. Именно потому, что невежественное и неосторожное прикасание к этой области так опасно, следовало бы, наконец, поставить изучение психических феноменов строго научно. Конечно, время такого изучения не за горами, ибо феномены участились во всех странах и начинают вызывать интерес и в широких массах. Книги по спиритуалистическим вопросам выдерживают многотысячные издания. Большие умы и ученые все больше обращают внимание на новые факторы, входящие в жизнь и проявляющиеся у них в лабораториях при научных опытах. Все это знаки времени. Тонкий Мир все громче и громче заявляет о своем существовании. Но все же невежественный элемент, препятствующий всякому прогрессу, старается удушить все лучшие начинания. Прилагаю вырезку из американских газет.

Привожу и параграф из не изданной еще книги Учения.

«Проследите развитие науки за последние полвека, можно изумиться прогрессу знания. Нужно в школах показать наглядно, чем была наука всего пятьдесят лет назад и что она достигла теперь. Такое поразительное сравнение может открыть глаза человечеству на возможности будущего. Нельзя быть настолько невежественным, чтобы запрещать развитие знания. Не человекоподобен, кто преследует науку. Повторим эту укоризну несчетное число раз, пока самое мохнатое мышление не устыдится. Такое напоминание тем уместнее, что наука даже при быстром росте своем все-таки не выполнила и десятой доли сужденного ей на этот период. Причин много в косности человечества. Но все-таки прискорбно видеть, что лучшие двигатели науки не оцениваются. Люди хотят исследовать пространство. Скромные стратосферные экскурсии, опыты телескопические, наблюдения над светилами – все вращаются в заколдованном круге, ибо не призвана психическая энергия. Без нее останется детским занятием самый смелый полет. Без психической энергии не разглядеть пространственных путей. То же самое происходит во всех областях науки. Неразумно пренебрегать высшей энергией. Точно во времена религиозных войн и гонений, смелые прозорливые познаватели должны прятаться, как алхимики от инквизиции – такое позорное положение недопустимо. Пусть не думают, что напоминание об инквизиции неуместно. К сожалению, оно применимо ко многому. Разные стороны жизни находятся под инквизиционным давлением. Именно темные обессиливают лучшие начинания. Тьма гнездится в хоромах так же, как и в хижинах. Не будем успокаивать себя тем, что будто бы какие-то умы за всех что-то выдумают. Человечество обязано мыслить, оно должно сообща устремляться к достижениям. Нельзя, чтобы хаос невежества в пышных одеждах вторгался и глумился над познанием»[168].

Теперь очень деликатный вопрос. В письме от 23 апреля Вы сообщаете мне, что Вы узнали «о новых указаниях в деятельности Рижского Общества об издании рефератов отдельными брошюрками и о раздаче последних народу». О таких указаниях или намерениях мы ничего не знаем, и, конечно, как Вы правильно полагаете, в этом нужно проявить большую осторожность и строгую цензуру и, кроме того, мне кажется, что «раздача народу» недопустима по многим причинам. Разрешаете ли Вы мне запросить Рихарда Яковлевича об этом намерении Общества или же Вы сами будете так добры расследовать сначала – является ли сообщенное Вам только намерением или же это принятое решение для ближайшего выполнения? До Вашего ответа запрашивать Рихарда Яковлевича об этом не буду.

Также читали ли Вы новую книгу Конрада Принца «Во власти Кармы»? О ней нам сообщили из Югославии. Пишут, что в этой книге до 170-й страницы автор в благоприятных тонах цитирует книги Живой Этики, а затем делает крутой поворот и начинает кощунственно поносить все книги Учения, «Чашу Востока» и прочие, называя всю деятельность Рижского Общества сатанизмом и т.д. В связи с этим получен Указ: «Пусть в Латвии поищут около Принца – найдут разгадку». Потому обращаюсь к Вам, Карл Иванович, с просьбой помочь нам в этих поисках. Нельзя ли навести справки о связях и окружении этого г-на? Вы знаете К. Принца и, конечно, понимаете, что такой неуравновешенный тип может явиться отличным орудием в руках темных и врагов. Нет ли у него связей с Харбинскими клеветниками, например, с автором брошюрки «Православный мир и масонство»? Конечно, сообщу об этом Указе и Рихарду Яковлевичу), нужно быть на дозоре и найти разгадку. Как тяжек Армагеддон! Сколько тьмы, сколько злобы и предательства поднялось из смрадных болот разложения! Но все же, несмотря ни на что, появляются и чудесные знамения, которые, по счастью, неприметны глазу, залитому кровавым туманом ненависти, иначе они были бы уничтожены, не успев окрепнуть. Именно все усилия тьмы направлены на то, что если нельзя разрушить, то хотя бы ослабить все лучшие начинания. Знаю, что Вы не откажете мне в этой просьбе и по мере возможности наведете справки об указанном типе. Стараемся достать эту книгу.

Теперь о Знаке Доверия. Не скрою, что, не получая более двух месяцев писем от Вас, я очень болела душою. Ведь дела Владыки для меня самое Священное, несказуемо Дорогое, и я несу известную долю ответственности за положение и состояние каждой группы, принявшей книги Живой Этики. Нам было разрешено послать указанные Знаки для укрепления сознания сотрудников в эти тяжкие дни Армагеддона. Я решила послать их Рихарду Яковлевичу, его супруге и Валковскому, как одним из первых подошедших к Учению, и запросила Рихарда Яковлевича о тех членах, которых он считает достойными получения Знака Доверия. Тогда же я сообщила Рихарду Яковлевичу, что такой же Знак посылается и Вам. Как я уже писала Вам, Рихард Яковлевич назвал те же имена, о которых и Вы отзывались высоко. 22 марта этим лицам были переданы Знаки, и оставшиеся два или три Рихард Яковлевич дал по своему усмотрению. Так же, как и Вам, я послала эти Знаки при письмах непосредственно от себя Александру Ивановичу Клизовскому, Федору Антоновичу Буцену и Евгению Александровичу Зильберсдорфу, но так как занемогла, то не смогла отправить все письма в одну почту. Отсюда и разница в получении. Так, я еще не послала Серафининой, ибо в конце апреля снова занемогла и только сейчас начинаю приходить в себя. Слишком велика была выдача психической энергии на отражение темных нападений. Мне предписан полный покой, нужно дать организму защитить себя.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.