Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВР.А.9. Сидя на стуле, внимательно слушает и смотрит на человека или предмет




Как учить

Как оценить

Способ точно такой, как в параграфе ВР.А.6. С чем раньше упражняться с голосом или звуками колокольчика и погремушки - безразлично.

В параграфе ВР.А.7 результат считается положительным, если ребе­нок водит глазами, поворачивает голову и находит колокольчик или по­гремушку.

В параграфе ВР.А.8 результат считается положительным, если ребе­нок водит глазами, поворачивает голову и находит говорящего.

Если малыш не поворачивается к вам, ласково поверните его головку к вам лицом своей рукой, обращаясь к нему по имени. Когда ребенку удастся найти вас, поздравьте его и наградите радостными улыбками,

В следующий раз, когда вы будете помогать ему найти вас, попро­буйте прикоснуться к нему немного легче. Со временем вы почувствуете, что малыш сам старается повернуть голову. Помогайте ему ровно столь­ко, сколько требуется, но не более того.

Многим детям в одну сторону повернуть голову легче, чем в другую, поэтому для того, чтобы научиться поворачивать ее туда, куда труднее, им требуется дополнительная тренировка. Продолжайте упражняться с погремушкой и колокольчиком. Помимо этого, экспериментируйте с другими звуками. Можно шур­шать целлофаном, извлекать звук из игрушки-пищалки, бренчать ключа­ми, — в общем, используйте все, что попадается под руку.

Закрепление и развитие умения Старайтесь уловить знаки, свидетельствующие о том, что малыш реагирует на случайно доносящиеся до него шумы: приближающиеся шаги в прихожей, телефонный звонок, лай соседской собаки или разговор взрос­лых в дальнем конце комнаты. Вы можете возбуждать интерес ребенка к этим событиям, рассказывая ему о них. Хотя он еще не понимает ваших слов, у него появится ощущение, что вы переживаете то или иное собы­тие вместе с ним, и это совместное переживание находит свое выражение в разговоре.

Как только малыш овладеет этим навыком, вы сможете ему показывать все, что угодно, и всему, чему угодно, учить. Ребенок будет смотреть не только на вас, но вместе с вами и на предмет, который вы ему покажете. Это умение станет основой совместных игр и бесед.

Как оценить

Материалы: Приготовьте несколько игрушек, предметов и картинок, которые вы могли бы показывать ребенку. Способ: Посадите малыша, и сами сядьте напротив. Если ваш ребенок не может сидеть без поддержки, устройте его так, чтобы он мог видеть и ваше лицо, и предмет, который вы ему показываете.

Скажите: "(имя), посмотри на меняГ'. Когда малыш на вас посмот­рит, предложите ему посмотреть на предмет, который вы ему показывае­те: "Смотри, это —..., посмотри на...1". Если ребенок заинтересуется этим предметом, дайте ему поиграть с ним, затем проделайте то же самое с другим предметом или картинкой.

Результат положительный, если ребенок посмотрит на ваше лицо, затем на предмет или картинку, которую вы ему показываете, и, по мень­шей мере, один раз сосредоточит на ней свое внимание, как минимум, в течение одной минуты.

Как учить

Недостаток внимания может проявиться в невозможности установить зрительный контакт с вами и/или в невозможности сосредоточить вни­мание на предмете, в ускользании зрительного контакта, когда внимание отвлекается, и ребенок озирается вокруг.

Первым делом старайтесь установить с малышом зрительный кон­такт, оставив предметы до лучшей поры. Назовите имя ребенка и подо­ждите его реакции. Если ее не будет, снова произнесите имя и затем ласково поверните голову ребенка так, чтобы он посмотрел на вас. Затем заговорите снова и в награду за то, что он смотрит на вас, погладьте его по щеке.

Вы можете попросить кого-нибудь отмерить двухминутный интервал и измерить время, в течение которого малыш на вас смотрит. Для полу­чения верного значения лучше всего усреднить время, измеренное в ходе нескольких занятий. После этого поставьте себе задачу добиться чуть более длительного зрительного контакта. Когда эта задача будет выпол­нена, задайтесь целью еще немного увеличить это время, и так до тех пор, пока из двух минут малыш не научится смотреть на вас примерно 30 секунд (он не должен смотреть на вас непрерывно — за эти 2 минуты он может несколько раз отвернуться от вас, а затем опять устремить на вас взгляд).

Теперь можно вернуться к игрушке. Постепенно добивайтесь, чтобы малыш смотрел на вас и на игрушку примерно половину времени всего занятия.

Как заставить ребенка взглянуть на то, к чему вы привлекаете его внимание? Во многих случаях успех будет зависеть от вашей артистич­ности. Самым интересным, что есть в комнате, должны стать вы, а через игру — и игрушка. Тогда смотреть на нее и на вас будет интереснее, чем вертеться в кроватке. Старайтесь самое привлекательное и захватываю­щее в вашем поведении приберегать для тех минут, когда малыш на вас смотрит.

Нужно, чтобы ребенок понял, что, во-первых, концентрируя свое внимание, он заслуживает награду, и во-вторых, именно тогда между вами происходит все самое волнующее.

Иногда ласкового поощрения бывает недостаточно, и если на этом пути вы не добились успеха, можно попробовать подойти к нашей задаче несколько по-иному.

1. Занимайтесь в спокойном месте. Для тех занятий, о которых мы говорим, переводите ребенка в самое спокойное место дома. Некоторым детям лучше всего подходит тихий, спокойный разговор. Если на вашего малыша это подействует благотворно, можно постепенно добавлять и отвлекающие внимание вещи.

2. Старайтесь в ваших занятиях следовать за ребенком. Если малыш уже умеет активно играть, присядьте рядом и поиграйте с ним по очере­ди его любимыми игрушками. Затем поговорите о том, что он делает. Помогайте ему в игре, не беря на себя инициативы. Когда вы увидите, что ребенок рад вашему присутствию и вашей роли в игре, начните по­степенно предлагать ему свои идеи и свои предметы. Наконец, попросите его посмотреть на вас перед тем, как вы решите показать ему что-то новое.

3. В качестве награды давайте что-нибудь съедобное. Если вышеопи­санные приемы ничего не дали, возможно, придется попробовать связать момент, когда ребенок обращает на вас внимание, с получением им чего-нибудь из того, что он любит. Для очень маленьких детей это, как прави­ло, еда. Вы можете либо во время занятий давать малышу маленькие кусочки вкусной пищи в награду за то, что он на вас смотрит, либо сами занятия проводить во время кормления, требуя перед тем, как положить ему в рот очередную ложку с едой, чтобы он на вас посмотрел. Эта мера — кратковременная. Как только малыш начнет охотно смотреть на вас, постарайтесь давать ему еду пореже или требуйте дольше глядеть на вас за то же количество вкусного. Если с самого начала вы не только награждали ребенка чем-нибудь съедобным, но и хвалили его, то со вре­менем он будет радоваться одной вашей похвале. О том, как стимулиро­вать освоение новых умений пищей, вы сможете более подробно узнать из главы 3 книги 2.

Игровое время и участие в работе по дому Практиковаться в умении сосредотачивать внимание нужно, конечно, не только в специально отведенное для этого время. Возможно, вам пока­жется, что особые занятия -вообще не нужны. Упражняться можно и тогда, когда вы меняете малышу штанишки, и тогда, когда берете его на руки, и во время кормления. Братья и сестры малыша тоже могут при­нять участие в таких импровизированных занятиях. Дети, как правило, любят показывать маленьким разные вещи, призывая посмотреть на них.

Закрепление и развитие умения

По мере освоения этой группы навыков и переходу к следующей — ВР.Б —старайтесь побольше разговаривать с ребенком и побуждать его смот­реть на те вещи, которые вы ему показываете. Если со временем вам покажется, что зрительный контакт с вами ослабел, не беспокойтесь — это вполне нормально, так как в этот период растет интерес ребенка к окружающим предметам. Малыш будет время от времени бросать на вас взгляд во время игры, но более интенсивные зрительные контакты он прибережет для разговора.

Достижение этой стадии означает, что малыш уже на пути к умению общаться, и тогда жизненно важное значение приобретают занятия по освоению умений соблюдать очередность и подражать, которые рассмат­риваются в главе 2 книги 3. С этого времени вам уже можно начинать думать об охвате более широкого спектра умений, и теперь продолжать свою работу вы сможете с уверенностью, что у ребенка есть основа для приобретения новых навыков, необходимых для понимания и самовыра­жения.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.