КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теории лидерства
В одном из справочных пособий по теории лидерства, изданном в США в 1981 г., содержались сведения о 5 тыс. исследований, проведенных в этой области. Они сгруппированы в 14 крупных теоретических направлений, представители которых расходятся в понимании одних и тех же терминов. На сегодняшний день проведено более 10 тыс. эмпирических исследований, 15 Сосланд А. Выгодная благодать: харизма современного политика и как ее создавать // Уральская парадигма. 2000. № 4. посвященных лидерству. В теоретико-методологическом плане эти исследования сконцентрированы по трем основным направлениям, в каждом из которых преобладает одна или несколько моделей лидерства. Первое направление получило название теория лидерских черт, второе — теория лидерского поведения, третье — ситуационные теории. Теория лидерских черт получила распространение в первой половине XX в. Однако ее исторические предпосылки возникли гораздо раньше. Качествам лидера и природе лидерства уделяли внимание многие философы прошлого: Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель, Сенека, М. Аврелий, Н. Макиавелли, Т. Гоббс, А.Ф. Мод-жевский, Ж.Ж. Руссо, Ж.-О. Ламетри, К.-А. Гельвеций, И. Кант, Т. Карлейль, Ф. Ницше, 3. Фрейд и др. Роль обучения и необходимость воспитания руководителей и лидеров отмечали на этом этапе немногие (среди них Аристотель, И. Габирол, К.-А. Гельвеций, И. Кант, В.В. Розанов). В XX в. проблема лидерства привлекла внимание социологов, социальных психологов, теоретиков менеджмента. Лидерство как совокупность определенных психических качеств описывал американский социолог Э. Богардус; анализ исследований черт лидеров содержится в работах К. Бирда, Р. Стогдилла, Ю. Дженнингса, роль личностного фактора в лидерстве подчеркивал Б. Басе. В 1920—1930 гг. проблемой лидерства занимались У. Коули, К. Левин, Р. Липпит, Г. Пейдж, П. Пигорс и др.
Поначалу представители этого направления пытались выявить те качества, которые отличают великие исторические личности от рядовых масс. Исследователи верили, что лидеры имели какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличавших их от нелидеров. Ученые желали определить лидерские качества, научиться измерять их и использовать на практике. Идеология такого подхода исходила из убеждения, что лидерами рождаются, а не становятся. Американский социолог Э. Богардус считал, что необходимо изучить лидеров в различных (случайных) ситуациях и социальных группах, выявляя присущие им психологические характеристики и составляя обобщающие таблицы. В этой теории лидерство понималось как социально-психологический феномен. Он перечислял десятки качеств, которыми должен обладать лидер, — чувство юмора, такт, умение предвидеть, способность привлекать к себе внимание, умение нравиться людям, готовность брать на себя ответственность и т.д. Богардус считал, что лидером человека делают прежде всего такие качества, как ум, энергия, характер. В 1930-х гг. появилось множество исследований, основанных на теории черт. И позже предпринимались попытки составлять списки, в которых указывались десятки, а то и сотни черт, необходимых для лидера. Наиболее известными представителями данного направления считаются Ральф Стогдилл и Ричард Манн. Американский социолог Р. Стогдилл в 1948 г., обобщив данные многих исследований, построил исходную базу данных, включавшую 124 черты лидерства. Из них были отобраны лишь пять ключевых качеств: ум, или интеллектуальные способности; господство, или преобладание над другими; уверенность в себе; активность, или энергич-
ность; знание дела. Однако пять качеств далеко не всегда объясняли рождение лидера. Многие люди с требуемым набором черт так и остались ведомыми. Уже тогда критики указали на отсутствие в перечне единого критерия, систематичности и логики. Эмпирически правдоподобная, его концепция методологически была неразборчивой и малоубедительной, в нее включались часто взаимоисключающие черты. Р. Стогдилл пытался доказать, что лидер должен обладать большим интеллектом, чем члены его группы. Однако ему возразил Ю. Дженнингс, сославшийся на то, что эмпирические исследования в сфере бизнеса показывают: превосходящий других ум — вовсе не обязательный фактор успеха. Немалую роль в бизнес-лидерстве играют другие черты, например напористость и целеустремленность. Кроме того, и в других областях, в частности, в бюрократических организациях, карьеру делают не самые умные, а самые изворотливые, беспринципные, умеющие приспосабливаться к вкусам начальства индивиды. Сегодня принято полагать, что теория черт метафизична в своей основе. Она рассматривает лидерство как изолированный от конкретных условий феномен. Однако очевидно, что лидеру в России нужны совсем иные черты, нежели в Америке или на Тайване, а в V в. н.э. требовались совсем иные качества, нежели в XIX в. Не только культуры и исторические эпохи, но и социальные классы, слои, группы, общности требуют лидеров, обладающих различными качествами. Одни качества необходимы капитану футбольной команды, другие — руководителю научного коллектива, третьи — партийному лидеру, четвертые — главе мафии. Тем не менее целиком и полностью теорию черт никто не собирается отрицать. В ряде ситуаций она довольно точно характеризует поведение людей и хорошо работает, когда речь заходит о формировании практических рекомендаций, особен но в области политического маркетинга и управления персоналом. Описывая лидерство, современные учебники по менеджменту требуют обаяния, привлекательной внешности, ораторского мастерства и популярности, а также интеллекта, хитрости, решительности и компетентности. Вторая группа теорий связана с характеристикой поведения руководителя (лидера) и функциями руководства (лидерства). В рамках теории лидерских стилей стали появляться работы, посвященные анализу взаимоотношений лидера и последователей. Среди концепций этой группы — поведенческие, мотивационные теории, теории обмена и трансактного анализа (К. Левин, Р. Липпит, Р. Уайт, Д. Макгрегор, В. Врум, П. Йеттон и др.).
Второе направление начало формироваться накануне Второй мировой войны и активно развивалось до середины 1960-х гг. Наиболее известными являются следующие исследования: три стиля руководства Курта Левина, работы Университета штата Огайо, Мичиганского университета, исследования Ренсиса Лайкерта, Роберта Блейка и Джейн Моутон (менеджерская сетка). Второй подход утверждает, что существует три основных типа лидеров, или стиля лидерства — автократический, демократический и попустительский. Авторитарный стиль. Авторитарные лидеры обычно знают, чего они хотят, и свои желания выражают подчиненным в виде приказов. Авторитарный руководитель сам вырабатывает для своих сотрудников план работы, не давая им возможности принять в нем участие. Хотя авторитарное лидерство кажется отрицательным, все, что касается вопросов организации, трудно разделить на «черное» и «белое». Многие авторитарные лидеры успешно достигают поставленных целей. Но для этого руководитель должен иметь широкий кругозор и большой опыт. Кроме того, нужно иметь работников, которые бы желали, чтобы им давали однозначные, не подвергающиеся обсуждению указания. Авторитарное лидерство хорошо воспринимается служащими, не имеющими четкого круга обязанностей или имеющими недостаточное образование, что не позволяет им работать самостоятельно. Но существуют и «положительные» авторитарные лидеры. В этом случае руководители оставляют за собой право принятия решения, но кроме этого они предоставляют вознаграждения работникам, правильно выполняющим их задания. Бывают ситуации, в которых у менеджера просто нет возможности применить какой-либо другой стиль лидерства, например, в чрезвычайных случаях и во время кризиса.
Партисипативный стиль. Термин «привлечение работников» (employee involvement) (ПР) — другое название демократического, или партисипатив-ного, стиля управления. Он предполагает, что члены группы непосредственно участвуют в механизме принятия решений. Руководитель, который допускает работников к планированию и решению задач, будет встречен с пониманием. Но только после введения работников в курс дела о целях, потребностях и нуждах организации руководитель вправе спросить их мнение о тех или иных нововведениях в организации. Иногда ПР не только не повышает эффективность организации, но и приводит к возникновению болезни компаний. Почему? Ведь техника ПР была с успехом применена в японских компаниях. Большинство американских менеджеров руководствуются эгоистическими интересами. Многие предпочитают не выпускать из рук предоставленную им власть. Напротив, подчиненные видят в ПР бюрократическую выдумку, цель которой не делегирование, а повышение уровня контроля со стороны руководителей. Японские руководители испытывают большее доверие к подчиненным. Поэтому здесь программа ПР привела к успеху. Применение автономных бригад знаменует собой радикальный отказ от старых методов работы, устранение многих ограничений, которые связывали менеджеров, и разрыв бюрократических барьеров между отделами. Попустительский стиль (laisserfaire). Он не означает самоустранения начальника от руководства. Руководитель в любом случае должен работать над достижением целей организации и отдавать указания. Иногда свободное правление может привести к хаосу. Вместе с тем отсутствие прямого конт- роля во многих случаях приемлемо. Например, директору больницы вовсе не обязательно участвовать в решениях, принимаемых врачами ежедневно. Профессионализм врачей достаточно высок, чтобы избежать прямого контроля над процессом принятия решений. Этот стиль распространен в системе образования. Декан редко напоминает профессорам о том, как им следует выполнять свою работу. В основном он их только информирует о том, какие в следующем семестре будут предметы, а какие методы нужно применить, чтобы правильно преподнести информацию студентам, решают сами преподаватели. Термин делегирование полномочий употребляется чаще всего именно при попустительском стиле руководства. Вообще, при получении дополнительных полномочий степень вовлеченности работника повышается, так же как и степень ответственности за принятие решений. Согласно опросу журнала «Форчун», количество компаний, применяющих на практике данный стиль, за последние 3 года повысилось с 27 до 46%. Достоинством второго подхода выступает синтез неизменных качеств личности лидера, которые пытались описать представители первого подхода, и изменяющихся в зависимости от условий образцов поведения лидера. Благодаря этому удалось разработать специальные программы подготовки эффективных лидеров. Вклад в третью, ситуационную теорию внесли М. Белбин, Дж. Берне, С. Джибб, П. Друкер, П. Херси и К. Бланшард, Дж. Немфилл, Ф. Фидлер и др. Их построения развивались на основе практики и эксперимента, сосредоточиваясь главным образом на организационном контексте лидерства. В соответствии с этим подходом ситуация «создает» лидера, когда находят применение его знания, умения и навыки, оказываются востребованными его деловые и личностные качества. Основная посылка — лидер должен быть чувствителен, адаптивен и гибок в управлении людьми. Если это принять, то можно объяснить, почему успешные лидеры демонстрируют различные черты и характеристики и следуют различным типам лидеров в своих попытках мотивировать человеческое поведение. Третье направление сделало еще больший шаг на пути изучения того, как на лидера влияет социальная среда и даже как она его определяет, формирует. Ситуационный подход строился на эмпирическом изучении взаимодействия нескольких ситуационных переменных, в роли которых выступали факторы внешней среды. Взаимодействие ситуационных переменных исследовалось с целью обнаружить причинно-следственную связь в отношениях лидерства и предсказать возможное поведение лидера. Наибольшую известность получили следующие теории: континуум лидерского поведения Шмидта, модели ситуационного лидерства Фидлера, Херси, модель «путь — цель» Хауза — Митчелла, ситуационная модель принятия решения Врума — Иеттона — Яго. Сегодня проявляются контуры нового, четвертого подхода, который можно назвать теорией, определяющей роли последователей. Она гласит, что лидер — это человек, который имеет последователей. Группа сама выбирает лидера, который удовлетворяет ее интересы. Потому лидер, в сущности. не более чем инструмент в деятельности группы. Тайна лидерства заключается не в нем, а в психологии и запросах его последователей. Короля делает окружение, а на появление или непоявление лидера решающее влияние оказывают ожидания группы. Социологи, принимающие эту теорию, считают влияние ведомых на лидера негативным. Они превращают лидера в марионетку и исполнителя своих желаний. Лидер действует на потребу толпы, живет ради нее и играет свою роль по написанному группой сценарию. Лидер, стремясь удовлетворить низменные страсти толпы и удержаться у власти, идет на поводу у массовых предрассудков. Для того чтобы быть лидером, нужно обладать эмоциональной притягательностью, которая вселяет в других людей желание следовать за ним. Лидеры будут в состоянии руководить и вести за собой людей только тогда, когда они смогут эффективно влиять на протяжении длительных промежутков времени. Лидер не является истинным лидером, если он не имеет последователей. Лидеров классифицирут по их отношению к последователям на позитивных (теория Y) и негативных (теория X), а также по стилям лидерства: автократических, демократических и охлократических (попустительских). Иногда лидеры избирательно подходят к своим сторонникам, решая по ситуации, к кому какой стиль применять (селективная теория X—Y). Лидеры, которые чувствуют, что сотрудники «не оправдали их доверия», могут придерживаться вынужденной теории X. Лучший тип лидерства в определенной ситуации зависит от трех составляющих: лидера, последователей и ситуации. Кроме выделенных четырех направлений существует множество разрозненных подходов, которые акцентируют внимание на том или ином аспекте крайне сложного феномена лидерства или пытаются, часто эклектически, объединить достоинства нескольких теорий, нередко лишь усиливая недостатки каждой. Среди них стоит назвать теории атрибутивного лидерства, харизматического лидерства, преобразующего лидерства, лидерства по отклонениям и др., а также философский (уделяющий внимание, прежде всего, ценностным аспектам), социологический (изучающий особенности групп и действий в них лидера), психологический (рассматривающий психологические особенности лидера и последователей, их взаимоотношения), практический (дающий конкретные рекомендации по управлению коллективами в конкретных сферах деятельности). Руководство и лидерство стало предметом всестороннего анализа в работах отечественных ученых, в том числе Г.К. Ашина, Н.И. Бирюкова, В.В. Бовичева, Е.В. Кудряшовой, М.Ю. Федоровой. Личностной стороне лидерства уделили внимание Э.Б. Воронова, Н.В. Гончаренко, А.Г. Ковалев, А.Л. Свенцицкий и др.; особенности лидерства в группе и в организации изучали В.И. Власов, Н.В. Голубева, Н.С. Жеребова, А.Н. Жмыриков, Б.И. Кретов, Р.Л. Кричевский, Е.С. Кузьмин, Б.Д. Парыгин и др.; теоретическим и практическим проблемам изучения лидерства и руководства посвятили свои работы В.Ф. Ануфриева, Н.Ф. Маслова, С.А. Барков, В.Р. Веснин, О.С. Виханский, И.Н. Герчикова, В.А. Дятлов, А.П. Егоршин, П.В. Журавлев, В.А. Розанова, Э.Е. Старобинский, И.Д. Ладанов, М.И. Магура, Ю.Г. Одегов, В.В. Травин, СВ. Шекшня и др. Некоторые ПР-специалисты, в том числе американский психолог В. Стоун, предлагают различать два вида лидерства: 1) лидерство «лицом к лицу», когда мы говорим с политическим лидером, задаем ему вопросы, заглядываем в глаза и т.д.; 2) «отдаленное лидерство», когда мы общаемся с ним посредством СМИ или через живых посредников, знаем о его существовании, но никогда с ним не встречались. Сценой для первого типа лидерства служат малые группы, где все участники процесса имеют возможность непосредственно взаимодействовать между собой, а «отдаленное» лидерство наблюдается преимущественно в больших социальных группах, оно представлено вождями, за которыми идут многочисленные массы людей. Такое общение всегда опосредованное, взаимодействие разворачивается с помощью различных средств массовой информации, благодаря чему возникает новый феномен, неизвестный малой группе, а именно имидж лидера. Это своего рода «генерализованный другой», известный со времен символического интеракционизма, которого еще можно назвать лидером-для-публи-ки. Именно имидж начинает выполнять лидерские функции: он вдохновляет народ, к нему адресованы его устремления. Возникает особый тип коммуникации между политиком и аудиторией, когда лидер-для-публики, как сконструированный образ, может обладать практически любыми заданными характеристиками, соответствующими ее ожиданиям. Здесь мы наблюдаем не реальную личность, как в случае лидерства «лицом к лицу», а образ лидера, сформированный СМИ и общественным мнением. Личные черты, добропорядочность или честность лидера уже не имеют особого значения. Важно то, каким добропорядочным и честным «нарисуют» его нанятые журналисты или специалисты по политтехнологиям. На передний план выходит искусство саморепрезентации, публичного шоу, рекламной кампании. По мнению известного американского политолога М. Эделмана, вся политическая жизнь — это творимая с помощью языка конструкция. В ней не существует таких категорий, как истина и правда, ибо любое значимое событие — это оценочное суждение, субъективное мнение, идеологема или созданный СМИ спектакль.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2052; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |