Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самосознание




Важнейшей составляющей сознания является самосознание. Оно пони­мается в двух смыслах: 1) индивидуальное самосознание, которое форми­ровалось в человеке на протяжении всего процесса антропосоциогенеза и создается в каждом отдельном человеке на протяжении всей его жизни, т.е. выступает в единстве онто- и филогенеза; 2) коллективное самосознание, присущее большой социальной группе, чаще всего нации или народу; в та­ком случае оно называется этническим самосознанием. Взаимосвязь пер­вого и второго типов самосознания проявляется в таком специфическом и весьма сложном феномене, каким выступает самоидентификация или про­сто идентификация. Она подразумевает то, в какой степени человек, осоз­навший себя как личность или самость, т.е. сформировавший индивидуаль­ное самосознание, в то же время при­общается к коллективным нормам и ценностям, идентифицирует себя со своим народом или этносом. Возмож­но, что первый тип идентификации |предшествует или должен предше-

iствовать второму. Действительно,

прежде чем понять себя как часть ве­ликого народа, необходимо раньше почувствовать себя личностью или самостью (в данном случае самость понимается как некоторый ослаблен­ный, сниженный, более простой ва­риант личности).

Рассмотрим вначале индивидуаль­ное самосознание. Оно выступает сво­ еобразным центром нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Само­сознание — это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности. Самосознание — исторический продукт, оно формируется лишь на определенной, притом достаточно высокой стадии развития первобытного общества. А наряду с этим оно является и продук­том индивидуального развития: у ребенка его основания закладываются примерно в возрасте 2—4 лет. В развитии самосознания можно выделить три уровня. Первый — уровень самочувствия, сводящегося к элементарному осознанию своего тела и его включенности в систему окружающих челове-

ка вещей. Именно благодаря этому человек не только выделяет себя из пред­метного мира, но и имеет возможности свободно ориентироваться в нем. Второй уровень самосознания реализуется в осознании своей принадлеж­ности к тому или иному сообществу, к той или иной культуре и социальной группе. Самый высокий уровень развития самосознания — возникновение сознания «Я» как такого образования, которое хотя и похоже на «Я» других людей, но одновременно неповторимо, причем способно не только совер­шать поступки, но и нести ответственность за них, что предполагает необ­ходимость и возможность как контроля за своими действиями, так и их са­мооценки.

Таким образом, самосознание характеризует не только самопознание, но и сопоставление себя с некоторым идеалом «Я», а значит, контроль и само­оценку, а также возникновение на этой основе чувства удовлетворенности или неудовлетворенности собой. При этом само осознание человеком сво­его «Я» опять-таки может реализоваться лишь через сопоставление себя с другими людьми. Это лишний раз свидетельствует об общественной при­роде сознания, формирующегося в ходе коллективной деятельности и че­ловеческого общения. Самосознание характеризуется двумя взаимосвязан­ными свойствами — предметностью и рефлективностью. Первое дает возмож­ность соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мыслен­ные образы с предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить наце­ленность сознания на внешний мир. Рефлексия же — это такая сторона са­мосознания, которая, напротив, со­средоточивает внимание на самих его явлениях и формах. В ходе рефлексии человек осознает свое «Я», анализиру­ет его, сопоставляя себя с идеалом, размышляя о своем отношении к жиз­ни, закрепляя или, наоборот, меняя определенные жизненные ориентиры. При этом в оценках и самооценках возможны и ошибки. Проверка и корректировка здесь возможны при усло­вии внимательного отношения к оценкам других людей и трезвого сопос­тавления с ними своих самооценок. Поэтому самосознание не есть некая константа, оно не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми, но и постоянно проверяется и корректируется в процессе углубления и расширения межличностных отношений.

Перейдем к анализу коллективного, или этнического, самосознания. С массовым сознанием народа или нации тесно связано их самосознание, которое выражается через культурные традиции: музыку, танцы, обычаи, об­ряды. Самосознание народа или нации является отражением его или ее при­знаков, в том числе культуры, языка, оно способно стимулировать консо­лидацию людей, ориентацию конкретных масс на достижение успеха, осу­ществление интересов страны. Конечно, предпочтение национальной, народной музыки — это довольно условный индекс национального само­сознания. Можно любить национальную музыку и танцы, исполнять их, но не считать существенными для себя ценностями и, наоборот, не слушать та-

кую музыку, но быть заитересованным в ее сохранении. Чтобы более четко выделить группы с ориентацией на национальное в культуре, можно вклю­чить в них тех людей, у которых зафиксированы совпадения установки на национальное в различных сферах32.

Проблемы национального самосознания изучали П. Ковалевский, Г.П. Федотов, П. Кушнер, В. Козлов, И. Потехин, А. Багдосарова, А. Боро-ноев, И. Кузнецов, М. Кучуков, Г. Никишов, Н. Скворцов, Е. Чеснокова, К. Хабибуллин, Н.В. Кокшаров. П. Ковалевский считал, что национальное самосознание имеет интеллектуальную природу. «Национальное самосоз­нание, — пишет Ковалевский, — есть акт мышления, в силу которого дан­ная личность признает себя частью целого, своей нации. Это есть осозна­ние единства основных начал жизни и необходимости взаимного содействия для преследования общих целей, которое проникает весь народ и отдель­ных его членов»33. Г.П. Федотов34, рассматривая вопросы нации и нацио­нального самосознания, утверждает, что это, прежде всего, сознание исто­рического существования какого-то народа, его стремление построить свою государственность. Оно обладает иерархией ценностей, которые признает отдельная личность. Национальное самосознание неустойчиво — то расши­ряется, то сужается на протяжении кратких отрезков исторического време­ни. Основная духовная работа в развитии национального самосознания ложится на интеллигенцию. То есть данное понятие приобретает полити­ческий характер. А. Багдосарова анализирует понятие национального само­сознания с мировоззренческих позиций: «Национальное сознание пред­ставляет собой совокупность социальных, политических, экологических, просветительских, эстетических, философских, религиозных и других взглядов, отражающих содержание, уровень и особенность духовного раз­вития различных национальных общностей. Следовательно, национальное сознание отражает социально-экономическую, политическую, духовную стороны жизнедеятельности национального образования»35.

Самосознание выполняет следующие функции: 1) приспособительная; 2) защитная; 3) познавательная; 4) функция самоконтроля36. Приспособи­тельная функция способствует процессу вхождения личности в среду наци­ональной культуры — через социальные институты, механизмы социализа­ции, воспитания и инкультурации, язык, традиции и нормативную систе­му общества. Эта функция способствует сплочению или поддержанию сплоченности нации, этнической общности. Защитная функция проявля­ется, когда возникает необходимость сохранить культурные ценности, за­щитить интересы этнического сообщества, оградить национальное досто­инство от ущемления извне или изнутри. Познавательная функция направ­лена на поддержание памяти не только о предках, но и о жизни в целом. Национальное самосознание участвует в передаче из поколения в поколе-

32 Дробижева Л.М. Национальное самосознание и динамика культуры // Нация и культура / Отв.
ред. В. Семенова. Таллин, 1985. С. 55.

33 Ковалевский П.И. Психология русской нации. СПб., 1915. С. 10.

34 Федотов Г.П. Судьба и грехи России: В 2 т. Т. 2. М., 1992.

35 Багдосарова А.Б. Механизм перерастания национального сознания в националистическое // Эт­
нические проблемы современности. Вып. 4. Ставрополь, 1996. С. 79.

36 Кокшаров Н.В. Диалог культур и этнополитика. СПб., 2001. С. 52.

ние обычаев, традиций, ценностей исторической, духовной и материальной культуры, навыков трудового и бытового поведения в семье. Функция са­моконтроля оказывает регулирующее влияние на социальное поведение людей. Национальная система образования организует процесс трансляции культурных ценностей и поддерживает самосознание народа на высоком уровне.

Важной формой проявления национального самосознания являются этнические стереотипы, которые выполняют ответственную функцию, оп­ределяя поведение человека в различных ситуациях. Усваиваются этносте-

реотипы в процессах инкультурации и социализации37. Этнический стерео­тип — это социально обусловленный схематический образ своей этничес­ кой общности (автостереотип) или представление о других этнических общностях (гетеростереотип). Стереотипы возникают в результате стремле­ния человека сводить абстрактные понятия к конкретным образам и упроще­нию, описанию большой группы людей как единой, объединенной общими характеристиками. Они формируются как в процессе непосредственного ме­жэтнического общения, так и посредством неорганизованных форм переда­чи информации (слухи, анекдоты, поговорки), а также предубеждений.

В настоящее время СМИ — пресса, радио, телевидение — оказывают большое влияние на рост этнического самосознания населения, на распро­странение в общественном сознании идеи ценности, национального воз­рождения, самостоятельности и ответственности титульных этносов за судьбу республик. В ряде случаев направленной информации или наобо­рот дезинформации они порой даже создают межэтническую напряжен­ность, конфликты, которые проявляются по-своему в каждом конкретном регионе38.

В понятие «этническая информация» входят такие термины, которые упот­ребляются в текстах как названия республик, национальных округов, облас­тей, их столиц, а также употребление таких словосочетаний, как «наша» и «другая» республика, и слов «республиканский», «национальный». Эти рабо­чие понятия охватывают знания и идеи, взгляды и представления, мифы и стереотипы о жизни этносов, распространяемые с разной эмоциональной ок­раской прессой, радио и телевидением. Весь этот поток информации влияет на формирование группового и индивидуального этнического сознания. Конечно, оно формируется не только с помощью идей, распространенных средствами массовой информации, но этнические взгляды и стереотипы могут довольно эффективно регулировать поведение. Так, в период 60— 70-х гг. национальные и центральные СМИ пропагандировали идеи равен­ства, взаимопомощи и дружбы народов. Проявления межнациональных тре­ний замалчивались или в тех редких случаях, когда обнародовались, публич­но осуждались.

Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. М.: ЮНИТИ, 2002. С. 72.

Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 90-х гг. М.: ИЭА РАН, 1994. С. 213.

Акцент делался не на этнические особенности, а на республиканские события на фоне всей страны. В массовом сознании, таким образом, утвер­ждался стереотипизированный образ «мы — советские люди» и затем «мы — жители республики». Республика была представлена как неотъемлемая часть Союза. В прессе широко освещалось и экономическое взаимодействие рес­публик. С помощью контент-анализа удалось выяснить, что, несмотря на «взаимовыгодные» контакты, местная пропаганда говорила о том, что наша республика чаще отдает свою продукцию другим, чем получает что-то от них39. Этот акцент был обнаружен в конце 70-х — начале 80-х гг., населени­ем, видимо, воспринимался как реальность, способствовавшая чувствам ущемленное™, неудовлетворенности, которые и стали открыто выражать­ся в условиях гласности, обнажая напряженность между республиками и союзным центром.

Таким образом, одной из главных проблем в России является национализм. Ж. Равно отметил, что «национализм» можно бы было использовать в мас­совом сознании как своего рода самосознание, мобилизационный фактор для государства, которым можно было помочь в новом социальном сплочении40. Действительно, история знает такие примеры, например Франция после Второй мировой войны. Национальный дух французов поднимался за счет пропаганды ценности французского языка и французской культуры. Но ду­маю, что Франция все-таки мононациональная страна, особенно в сравне­нии с Россией, и поэтому в России такую идею было бы гораздо труднее про­вести, так как обязательно «нашелся» какой-то народ, который ощущал бы

Примеры наиболее безопасного выяснения образов «Мы» и «Они»

39 Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 90-х гг. М.: ИЭА
РАН, 1994. С. 216.

40 Там же. С. 217.

себя ущемленным. Рядом с образом «Мы» неизбежно возникает образ «Они», но необходимо выяснить насколько возможно сближение «Нас» и «Их».

СМИ могут по-разному освещать уже реальные конфликтные ситуации, и создавать поводы для их возникновения. Известно и то, что республики, как и вся страна, пытаются разобраться в причинах бедственного положе­ния и нередко ищут «виновников» на стороне. Еще один важный элемент культуры может способствовать пониманию сознания народа, который на­селяет данный регион, — это литература, выходящая на титульном и наци­ональном языках. На государственном языке можно увидеть ту литературу, которая официально признана, печатается не только в регионах. Подполь­ная же литература многих националистических, экстремистских группиро­вок выходит на языке конкретного региона. Это может говорить о том, что все же у достаточного количества людей восприятие себя, своего народа в мире совершенно отлично от признанной большинством действительнос­ти, и они пытаются ее изменить. Вообще, на национальное массовое созна­ние и вытекающие отсюда отношения значительное влияние оказывают господствующие социально-экономическая система, культура, воспитание, они влияют на отношения развития национальных культур41. Возможно, что сближению народов в некотором смысле может помочь современная мас­совая культура, к которой наиболее восприимчива молодежь. Не в том смыс­ле, что она будет вытеснять традиции, но, вливаясь в них, привносить что-то общечеловеческое.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1996; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.