КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Самосознание
Важнейшей составляющей сознания является самосознание. Оно понимается в двух смыслах: 1) индивидуальное самосознание, которое формировалось в человеке на протяжении всего процесса антропосоциогенеза и создается в каждом отдельном человеке на протяжении всей его жизни, т.е. выступает в единстве онто- и филогенеза; 2) коллективное самосознание, присущее большой социальной группе, чаще всего нации или народу; в таком случае оно называется этническим самосознанием. Взаимосвязь первого и второго типов самосознания проявляется в таком специфическом и весьма сложном феномене, каким выступает самоидентификация или просто идентификация. Она подразумевает то, в какой степени человек, осознавший себя как личность или самость, т.е. сформировавший индивидуальное самосознание, в то же время приобщается к коллективным нормам и ценностям, идентифицирует себя со своим народом или этносом. Возможно, что первый тип идентификации |предшествует или должен предше- iствовать второму. Действительно, прежде чем понять себя как часть великого народа, необходимо раньше почувствовать себя личностью или самостью (в данном случае самость понимается как некоторый ослабленный, сниженный, более простой вариант личности). Рассмотрим вначале индивидуальное самосознание. Оно выступает сво еобразным центром нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание — это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности. Самосознание — исторический продукт, оно формируется лишь на определенной, притом достаточно высокой стадии развития первобытного общества. А наряду с этим оно является и продуктом индивидуального развития: у ребенка его основания закладываются примерно в возрасте 2—4 лет. В развитии самосознания можно выделить три уровня. Первый — уровень самочувствия, сводящегося к элементарному осознанию своего тела и его включенности в систему окружающих челове-
ка вещей. Именно благодаря этому человек не только выделяет себя из предметного мира, но и имеет возможности свободно ориентироваться в нем. Второй уровень самосознания реализуется в осознании своей принадлежности к тому или иному сообществу, к той или иной культуре и социальной группе. Самый высокий уровень развития самосознания — возникновение сознания «Я» как такого образования, которое хотя и похоже на «Я» других людей, но одновременно неповторимо, причем способно не только совершать поступки, но и нести ответственность за них, что предполагает необходимость и возможность как контроля за своими действиями, так и их самооценки. Таким образом, самосознание характеризует не только самопознание, но и сопоставление себя с некоторым идеалом «Я», а значит, контроль и самооценку, а также возникновение на этой основе чувства удовлетворенности или неудовлетворенности собой. При этом само осознание человеком своего «Я» опять-таки может реализоваться лишь через сопоставление себя с другими людьми. Это лишний раз свидетельствует об общественной природе сознания, формирующегося в ходе коллективной деятельности и человеческого общения. Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными свойствами — предметностью и рефлективностью. Первое дает возможность соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы с предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на внешний мир. Рефлексия же — это такая сторона самосознания, которая, напротив, сосредоточивает внимание на самих его явлениях и формах. В ходе рефлексии человек осознает свое «Я», анализирует его, сопоставляя себя с идеалом, размышляя о своем отношении к жизни, закрепляя или, наоборот, меняя определенные жизненные ориентиры. При этом в оценках и самооценках возможны и ошибки. Проверка и корректировка здесь возможны при условии внимательного отношения к оценкам других людей и трезвого сопоставления с ними своих самооценок. Поэтому самосознание не есть некая константа, оно не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми, но и постоянно проверяется и корректируется в процессе углубления и расширения межличностных отношений.
Перейдем к анализу коллективного, или этнического, самосознания. С массовым сознанием народа или нации тесно связано их самосознание, которое выражается через культурные традиции: музыку, танцы, обычаи, обряды. Самосознание народа или нации является отражением его или ее признаков, в том числе культуры, языка, оно способно стимулировать консолидацию людей, ориентацию конкретных масс на достижение успеха, осуществление интересов страны. Конечно, предпочтение национальной, народной музыки — это довольно условный индекс национального самосознания. Можно любить национальную музыку и танцы, исполнять их, но не считать существенными для себя ценностями и, наоборот, не слушать та- кую музыку, но быть заитересованным в ее сохранении. Чтобы более четко выделить группы с ориентацией на национальное в культуре, можно включить в них тех людей, у которых зафиксированы совпадения установки на национальное в различных сферах32. Проблемы национального самосознания изучали П. Ковалевский, Г.П. Федотов, П. Кушнер, В. Козлов, И. Потехин, А. Багдосарова, А. Боро-ноев, И. Кузнецов, М. Кучуков, Г. Никишов, Н. Скворцов, Е. Чеснокова, К. Хабибуллин, Н.В. Кокшаров. П. Ковалевский считал, что национальное самосознание имеет интеллектуальную природу. «Национальное самосознание, — пишет Ковалевский, — есть акт мышления, в силу которого данная личность признает себя частью целого, своей нации. Это есть осознание единства основных начал жизни и необходимости взаимного содействия для преследования общих целей, которое проникает весь народ и отдельных его членов»33. Г.П. Федотов34, рассматривая вопросы нации и национального самосознания, утверждает, что это, прежде всего, сознание исторического существования какого-то народа, его стремление построить свою государственность. Оно обладает иерархией ценностей, которые признает отдельная личность. Национальное самосознание неустойчиво — то расширяется, то сужается на протяжении кратких отрезков исторического времени. Основная духовная работа в развитии национального самосознания ложится на интеллигенцию. То есть данное понятие приобретает политический характер. А. Багдосарова анализирует понятие национального самосознания с мировоззренческих позиций: «Национальное сознание представляет собой совокупность социальных, политических, экологических, просветительских, эстетических, философских, религиозных и других взглядов, отражающих содержание, уровень и особенность духовного развития различных национальных общностей. Следовательно, национальное сознание отражает социально-экономическую, политическую, духовную стороны жизнедеятельности национального образования»35.
Самосознание выполняет следующие функции: 1) приспособительная; 2) защитная; 3) познавательная; 4) функция самоконтроля36. Приспособительная функция способствует процессу вхождения личности в среду национальной культуры — через социальные институты, механизмы социализации, воспитания и инкультурации, язык, традиции и нормативную систему общества. Эта функция способствует сплочению или поддержанию сплоченности нации, этнической общности. Защитная функция проявляется, когда возникает необходимость сохранить культурные ценности, защитить интересы этнического сообщества, оградить национальное достоинство от ущемления извне или изнутри. Познавательная функция направлена на поддержание памяти не только о предках, но и о жизни в целом. Национальное самосознание участвует в передаче из поколения в поколе-
32 Дробижева Л.М. Национальное самосознание и динамика культуры // Нация и культура / Отв. 33 Ковалевский П.И. Психология русской нации. СПб., 1915. С. 10. 34 Федотов Г.П. Судьба и грехи России: В 2 т. Т. 2. М., 1992. 35 Багдосарова А.Б. Механизм перерастания национального сознания в националистическое // Эт 36 Кокшаров Н.В. Диалог культур и этнополитика. СПб., 2001. С. 52. ние обычаев, традиций, ценностей исторической, духовной и материальной культуры, навыков трудового и бытового поведения в семье. Функция самоконтроля оказывает регулирующее влияние на социальное поведение людей. Национальная система образования организует процесс трансляции культурных ценностей и поддерживает самосознание народа на высоком уровне. Важной формой проявления национального самосознания являются этнические стереотипы, которые выполняют ответственную функцию, определяя поведение человека в различных ситуациях. Усваиваются этносте- реотипы в процессах инкультурации и социализации37. Этнический стереотип — это социально обусловленный схематический образ своей этничес кой общности (автостереотип) или представление о других этнических общностях (гетеростереотип). Стереотипы возникают в результате стремления человека сводить абстрактные понятия к конкретным образам и упрощению, описанию большой группы людей как единой, объединенной общими характеристиками. Они формируются как в процессе непосредственного межэтнического общения, так и посредством неорганизованных форм передачи информации (слухи, анекдоты, поговорки), а также предубеждений. В настоящее время СМИ — пресса, радио, телевидение — оказывают большое влияние на рост этнического самосознания населения, на распространение в общественном сознании идеи ценности, национального возрождения, самостоятельности и ответственности титульных этносов за судьбу республик. В ряде случаев направленной информации или наоборот дезинформации они порой даже создают межэтническую напряженность, конфликты, которые проявляются по-своему в каждом конкретном регионе38. В понятие «этническая информация» входят такие термины, которые употребляются в текстах как названия республик, национальных округов, областей, их столиц, а также употребление таких словосочетаний, как «наша» и «другая» республика, и слов «республиканский», «национальный». Эти рабочие понятия охватывают знания и идеи, взгляды и представления, мифы и стереотипы о жизни этносов, распространяемые с разной эмоциональной окраской прессой, радио и телевидением. Весь этот поток информации влияет на формирование группового и индивидуального этнического сознания. Конечно, оно формируется не только с помощью идей, распространенных средствами массовой информации, но этнические взгляды и стереотипы могут довольно эффективно регулировать поведение. Так, в период 60— 70-х гг. национальные и центральные СМИ пропагандировали идеи равенства, взаимопомощи и дружбы народов. Проявления межнациональных трений замалчивались или в тех редких случаях, когда обнародовались, публично осуждались. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. М.: ЮНИТИ, 2002. С. 72. Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 90-х гг. М.: ИЭА РАН, 1994. С. 213. Акцент делался не на этнические особенности, а на республиканские события на фоне всей страны. В массовом сознании, таким образом, утверждался стереотипизированный образ «мы — советские люди» и затем «мы — жители республики». Республика была представлена как неотъемлемая часть Союза. В прессе широко освещалось и экономическое взаимодействие республик. С помощью контент-анализа удалось выяснить, что, несмотря на «взаимовыгодные» контакты, местная пропаганда говорила о том, что наша республика чаще отдает свою продукцию другим, чем получает что-то от них39. Этот акцент был обнаружен в конце 70-х — начале 80-х гг., населением, видимо, воспринимался как реальность, способствовавшая чувствам ущемленное™, неудовлетворенности, которые и стали открыто выражаться в условиях гласности, обнажая напряженность между республиками и союзным центром. Таким образом, одной из главных проблем в России является национализм. Ж. Равно отметил, что «национализм» можно бы было использовать в массовом сознании как своего рода самосознание, мобилизационный фактор для государства, которым можно было помочь в новом социальном сплочении40. Действительно, история знает такие примеры, например Франция после Второй мировой войны. Национальный дух французов поднимался за счет пропаганды ценности французского языка и французской культуры. Но думаю, что Франция все-таки мононациональная страна, особенно в сравнении с Россией, и поэтому в России такую идею было бы гораздо труднее провести, так как обязательно «нашелся» какой-то народ, который ощущал бы Примеры наиболее безопасного выяснения образов «Мы» и «Они» 39 Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 90-х гг. М.: ИЭА 40 Там же. С. 217. себя ущемленным. Рядом с образом «Мы» неизбежно возникает образ «Они», но необходимо выяснить насколько возможно сближение «Нас» и «Их». СМИ могут по-разному освещать уже реальные конфликтные ситуации, и создавать поводы для их возникновения. Известно и то, что республики, как и вся страна, пытаются разобраться в причинах бедственного положения и нередко ищут «виновников» на стороне. Еще один важный элемент культуры может способствовать пониманию сознания народа, который населяет данный регион, — это литература, выходящая на титульном и национальном языках. На государственном языке можно увидеть ту литературу, которая официально признана, печатается не только в регионах. Подпольная же литература многих националистических, экстремистских группировок выходит на языке конкретного региона. Это может говорить о том, что все же у достаточного количества людей восприятие себя, своего народа в мире совершенно отлично от признанной большинством действительности, и они пытаются ее изменить. Вообще, на национальное массовое сознание и вытекающие отсюда отношения значительное влияние оказывают господствующие социально-экономическая система, культура, воспитание, они влияют на отношения развития национальных культур41. Возможно, что сближению народов в некотором смысле может помочь современная массовая культура, к которой наиболее восприимчива молодежь. Не в том смысле, что она будет вытеснять традиции, но, вливаясь в них, привносить что-то общечеловеческое.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1996; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |