Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Расточительства




Закон демонстративного

Т. Веблен

Врезка

Расточительный образ жизни

Понятие расточительного образа жизни требует дополнительного разъяс­нения. Когда богачи тратят огромные деньги на предметы роскоши и по­казное благополучие, то понять их можно: у них имеется излишек денег, который образовался после удовлетворения первичных, вторичных и даже третичных потребностей. Но когда на разгульную жизнь и попойки деньги тратят бедняки, такое поведение совершенно непонятно. Оно, впрочем, как и первое, не вписывается в рациональную модель поведения. Тратить на выпивку денег больше, чем на еду и одежду, неразумно. Не удовлетворив на приемлемом уровне первичные и вторичные потребности, представители низшего класса переходят к удовлетворению третичных. Пьяные оборван-

Если одежда или наряд служат короткое время, а потом не используются, то расточительные расходы сильно возрастают. За объяснением об­ратимся к первобытному мотиву, положившему начало одеянию, — мотиву украшения. Хорошо известно, что устойчивые стили одежды выработались в различных частях света, напри­мер, среди японцев, китайцев, греков, римлян так же, как в более поздние времена — среди сель­ского населения почти в каждой европейской стране. Эти национальные или народные костю­мы являются более художественными, больше идут к лицу, чем современное цивилизованное одеяние. В то же время они являются менее ра­сточительными. Другими словами, в их структу-


ре легче обнаруживаются элементы, отличные от расходования напоказ.

Постоянные костюмы распространены в не­больших районах, имеющих точные границы. В каждом случае они вырабатывались народами или классами, которые беднее нас. Они особен­но свойственны странам и эпохами, где и когда население относительно однородное и устойчи­вое по составу, является оседлым. Другими словами, там, где норма демонстративного ра­сточительства не властвует, вырабатываются постоянные стили одежды, которые выдержи­вают испытание временем. В современных го­родах, где население обладает высокой куль­турой, разнородно, богато и подвижно, стиль меняется быстро.

Новый стиль входит в моду и в течение сезона пользуется популярностью. Пока он в новинку, люди находят его привлекательным. Преоблада-

цы, пропивающие последние вещи, с трясущимися руками выпрашиваю­щие на бутылку или роющиеся в мусорках, — это ненормальное с точки зре­ния этики, но вполне объяснимое с точки зрения социологии явление.

Аутсайдеры — постоянные обитатели социального дна и «придонья» — обладают слабо выраженной мотивацией к достижению. Они предприни­мают скромные попытки выбраться наверх, но по разным причинам терпят поражение. В результате у них вырабатываются субкультура бедности, ха­рактеризующаяся смирением со сво­им нынешним положением и местом в обществе, отчуждение от ценностей господствующей культуры, агрессив­ная модель поведения, готовность к нарушению законов и делинквентно-му поведению. Дети, воспитанные в подобных или сходных условиях, вряд ли будут ориентированы на вузовское образование, которое интегрирует их как раз в ту культуру, ценности кото­рой отвергают их родители. Не имея возможности получить приличное школьное образование и не получая от родителей нужной материальной помощи, дети из социальных низов ни­когда не смогут построить восходящую жизненную карьеру, ориентирован­ную на престиж, богатство и благополучие.

Если бедняки мечтают о благополучии, богатстве и престиже, то добиться их они рассчитывают «одномоментным» способом, а именно надеясь на чудо, неожиданное везение, ограбление банка, женитьбу на богатой придан­нице, проявление своих сверхординарных способностей (многие великие боксеры и баскетболисты — выходцы из негритянских низов), наконец, на свершение революции в обществе (большинство революционеров и по­встанцев — выходцы из социальных низов), но не благодаря упорному тру-

ющая мода воспринимается как красивая. Отча­сти потому, что она вносит разнообразие, отли­чаясь от того, что ей предшествовало, отчасти потому, что она создает репутацию. Наши вкусы до некоторой степени формируются каноном почтенности, поэтому под его руководством что угодно будет приниматься как приличествующее до той поры, пока не исчезнет новизна или пока гарантия репутации не перейдет к новой, еще не изведанной конструкции.

Рассматривая в ретроспективе лучшие фасоны, поражаешься их нелепостью. Следовательно, привязанность новому покоится на основаниях, далеких от эстетических, и длится до тех пор, пока наше эстетическое чувство не заявит свои права и не отвергнет это новое. Высокий каблук, юбка, не годная к употреблению шляпка, корсет, доставляющий неудобство, слу­жат показателем того, что в так называемом


цивилизованном обществе женщина все еще эко­номически зависит от мужчин. Причина демонстративной праздности, пред­ставляемой женщинами, и специфика их одеж­ды просты и заключаются в том, что они — слу­ги, которым при разделении экономических функций была передана обязанность представ­лять доказательства платежеспособности их хозяина.

В изысканном обществе наметился в последние годы некоторый незначительный возврат к бри­тью, но это, вероятно, является неразумным и преходящим подражательством внешнему виду, обязательному для личной прислуги, и вполне можно ожидать, что его ждет участь напудрен­ных париков наших дедов.

1984.

Веблен Т. Теория праздного класса. М. С. 184-199 (сокр.).

ду и постепенному восхождению. Таким образом, расточительный образ жизни — отличительная черта самого верха и самого низа социальной пи­рамиды общества. У первых расточительность — следствие излишних денег и пресыщенности жизнью, у вторых — их хронической нехватки и полного отчаяния.

По подсчетам американского журнала «Variety», голливудским звездам приходится тратить огромные суммы наличные самолеты, роскошные особ­няки, личных поваров и нянек для детей, присматривающих за отпрысками знаменитостей 24 часа в сутки. При таких расходах деньги у многих актеров закончились бы уже через несколько лет после того, как они перестали бы сниматься. Самая большая из доступных голливудской элите роскошь — личный самолет. Владельцами собственных летательных аппаратов являют­ся Харрисон Форд, Джон Траволта, Том Круз и Джим Керри, заплативший за свой самолет Gulfstream К 48 млн долл. Многие звезды экрана, особенно зарубежные, ведут расточительный образ жизни: частные уроки тенниса, личный тренер, массажистки в любое время суток. Они путешествуют в част­ных реактивных самолетах и роскошных частных автобусах.

Подсчитано, что расточительный образ жизни знаменитых голливудских кинозвезд обходится им в среднем в 48 млн долл. США в год.

Американцы издавна привыкли вести энергорасточительный образ жиз­ни: потребление электроэнергии на душу населения в США в 2 раза выше, чем в Германии, в 2,5 раза выше, чем в Великобритании, и почти в 3 раза выше, чем в Испании.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1081; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.