КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Религиозные представления кельтов
Кельты, создавшие на огромной территории Европы развитую цивилизацию с высоким уровнем аграрной и ремесленной культуры, политическими институтами, письменностью, несомненно, обладали сложной системой религиозных представлений. Тит Ливии, несмотря на римское высокомерное отношение к «варварам», признавал, что к религиозному благочестию племя галлов «отнюдь не равнодушно» («История Рима от основания города», V, 46, 3). Античные авторы указывали на существование у кельтов профессиональной группы носителей религиозного знания — жрецов-друидов, хранивших религиозное знание и передававших его посредством организованного религиозного образования. Однако те же античные авторы, в частности, Цезарь («Записки о Галльской войне», VI, 14), знали, что религиозное учение друидов принципиально не записывалось и передавалось только устно от учителя к ученику. Чужеземцам религиозная доктрина оставалась недоступной. Замкнутый характер религиозного учения предопределил печальную историческую участь кельтского религиозного мировоззрения — с разрушением традиционных основ кельтской цивилизации, падением роли друидов и их физическим устранением религиозная доктрина кельтов фактически исчезла, не оставив о себе достоверных свидетельств. Поэтому реконструкция кельтских верований и пантеона чрезвычайно затруднена. Она основывается на немногих текстах античных авторов, редких памятниках религиозного искусства Галлии, надписях и изображениях на монетах, соотносится с вторичными источниками — фольклором кельтов (прежде всего, с ирландскими сагами), дополняется параллелями с религиозными традициями других индоевропейских народов (особенно германцев, италиков и индоариев). Религиозное мировоззрение кельтов может быть частично восстановлено также по словарю кельтских языков, которые хранят фрагменты древних представлений.
Свидетельства античных авторов сводятся к указанию на веру кельтов в бессмертие души. Помпоний Мела добавляет примечательную деталь, показывающую, сколь твердым и конкретным было убеждение кельтов в продолжении жизни после смерти: кельты откладывали уплату некоторых земных долгов, полагая, что смогут рассчитаться в загробном мире (Pomp. Mela III. II. 18)1. Очевидно, верой в посмертное существование объясняются бесстрашие кельтов в бою и полное пре- См.: Pomponius Mela. De situ orbis//Collection des auteurs latins. Macrobe, Varron et Pomponius M61a. Paris, 1854. 14 _ 3404 • 209 зрение к смерти — качества, которые согласованно выделяли античные авторы. Кельты, судя по ирландским сказаниям, представляли потустороннее существование в радужном свете. «Иной мир» кельтов — блаженная страна, лежащая за морем, где нет ни страданий, ни смерти, где в обществе богов, героев и мудрецов под звуки чарующей музыки пируют те, кто достойно перешагнул за грань тягот земной жизни. Этот кельтский образ блаженной страны посмертной жизни близок славянским и германским представлениям, хотя германская картина иного мира имела свои особенности. «Если германская Валгалла является раем воинов, то Другой Мир кельтов в ирландской мифологии — это тихая гавань мира, неги и наслаждений. Иногда встречаются описания войн и битв, которые происходят в Другом Мире, но это случается тогда, когда туда переносятся человеческие привычки. Впрочем, убитые и раненые не обижаются и продолжают вечно пировать. Недаром Другой Мир по-ирландски назывался сид (sid), а это слово этимологически означает «Мир»1. Сидом в ирландской мифологии называли также и особые холмы, которые почитались как чудесные места. Эти волшебные холмы были населены «людьми волшебных холмов», у них был свой правитель — Мидир. Для архаического сознания холмы, наделенные признаками чудесного, являлись видимым знаком присутствия «иного мира». Холмы выступали также локусом, посредующим общение двух миров. Когда, согласно саге «Сватовство к Этайн», король Эохайд ополчился войной против Мидира, он принялся всем своим войском разрушать волшебные холмы, творя зло обитателям сида.
Разделенные чудесной водной преградой или гребнем холма, области жизни пребывали в постоянном соприкосновении. Обычный человек не мог вернуться обратно в земной мир, но сверхчеловеческие существа, добрые и злые, легко пересекали границу миров. Кельтский фольклор полон рассказами о посещении земных пределов богами и их вестниками. Представители «иного мира» отличаются от обычных смертных великолепием облика — физической красотой, богатыми облачениями, либо, напротив, внешним безобразием. Иногда общей чертой этих существ выступает одноногость или одноглазость — признак причастности «иному миру»2. Типической характеристикой существ «иного мира» является обладание тайным знанием, магическими приемами и способность к превращениям (оборотничество). Эти качества предопре- Широкова Н. С. Культура кельтов и нордическая традиция античности. СПб., 2000. С. 193. См. подробнее: Широкова Н. С. Культура кельтов... С. 153—154. деляют особое могущество представителей «иного мира», ставящее их выше человеческого удела. Именно недоступное простому смертному могущество, физическое и магическое, является первым основанием представлений об «инаковости». Примечательно, что эта инаковость, которую может помыслить человек архаической культуры, есть инаковость прежде всего в степени (уродливости, красоты, величины, силы, знания и др.), тогда как онтологическое измерение инаковости остается еще очень нечетким. Кельтское представление о святом выражалось словом noibo-, от которого производно, в частности, ирландское noib «святой, священный». Первичные смыслы этого понятия открываются через сближение с родственным niab — «жизненная сила»1. По-видимому, кельтское религиозное сознание акцентировало в представлении о святом идею жизнестойкости, витальной силы. Выдвижение в качестве высшей ценности и объекта почитания витальных свойств, явленных во всесокрушающей силе и потенции животворения, очень естественно для общего «героического» духа кельтского мировоззрения. Имя одного из богов ирландского пантеона, Немеда, означало «священный» (nemed) — Немед почитался как один из героев-завоевателей, предводитель воинственного народа, заселявшего и обустраивавшего Ирландию. Примечательно также, что образ «славного короля», священной фигуры ирландской архаики, был крепко связан с верой в то, что истинный правитель «умел творить чудеса и был властен над стихиями и урожаем людей»2. Персона кельтского короля окружена магическим ореолом, свойственным «священным царям» архаики. Священные места кельтов обозначались словом nemeton, которым они отмечали центр кельтского мира, здесь проходили общеплеменные собрания, советы союзных племен.
Из-за ограниченности источников попытки реконструкции кельтской космогонии и эсхатологии наталкиваются на большие трудности. Несомненно, однако, что кельты, сохранявшие в социальной организации, культуре, языке многие реликты праиндоевропейского наследия, создавшие свою развитую религиозную систему, не могли оставить в стороне фундаментальные темы происхождения мира, его истории и конечной судьбы. Отголоски кельтской космогонии и эсхатологии запечатлены в фольклоре островных кельтов. Творение мира переосмыслено в ирландских мифах как освоение Ирландии несколькими эшелонами переселенцев. Каждая волна переселенцев вносит свой вклад: одни покоряют стихии, преображают природный облик острова, другие упорядочивают общественные отношения, приносят навыки ремесел, магиче- См.: Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М., 1995. С. 351. Сватовство к Этайн//Предания и мифы средневековой Ирландии. М., 1991. С. 60. 14* ских искусств. Во главе переселенцев стоят чудесные герои, кладущие пределы первозданному хаосу, побеждающие демонических противников. Сага «Битва при Маг Туиред» наследует мифологеме космической битвы светлых и темных божественных сил. Эсхатологические мотивы ирландской мифологии построены по древнейшей схеме деградации мира от «золотого века» творения к «веку вырождения» последних времен, когда жизненные и нравственные силы целиком иссякают. Космическая катастрофа в стихии огня и воды губит одряхлевший мир, чтобы открыть отсчет новому циклу творения1.
Магия играла огромную роль в религиозных представлениях кельтов. Глубокий след кельтского магизма лежит на ирландских сагах. Здесь все — и битва, и любовь, и другое сколько-нибудь значимое событие — имеет явную примесь магии. Магия слова, формула заклинания творит чудеса — она дарует необыкновенную силу или насылает немощь. Один из важных разделов религиозного знания кельтов составляла, по-видимому, магия числовых соответствий. Ключевой формулой кельтской нумерологической магии был знак троичности: утроение образа или действия магически увеличивало его силу, придавало ему полноту и тотальность. Распространенная среди кельтов военная магия была призвана обеспечить воину неуязвимость, исцеление от ран, разящую мощь оружия. Меч воина был объектом почитания; согласно верованиям кельтов, «обнаженные мечи говорили о славных деяниях» — голос демона меча рассказывал о совершенных этим мечом подвигах2. Память ирландцев хранила воспоминание о четырех особо чтимых магических предметах: камне Фаль, «вскрикивал он под каждым королем, кому суждено было править Ирландией»; копье бога Луга, «ничто не могло устоять перед ним или перед тем, в чьей руке оно было»; мече бога Нуаду, который стоило вынуть из ножен, «как никто уж не мог от него уклониться, и был он воистину неотразим»; котле бога Дагда, «не случалось людям уйти от него голодными»3.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |