Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И если Аллах Всевышний пожелает за первым томом последует второй. 1 страница




Во-вторых, разница между ними в продолжительности. Иногда ночь бывает длинной, иногда наоборот день, а иногда они равны. Аллах Всевышний сказал: «Это - потому, что Аллах удлиняет день за счет ночи и удлиняет ночь за счет дня»[782].

Во-первых, ночью темно, а днем светло. Аллах Всевышний сказал: «Мы сделали ночь и день двумя знамениями. Мы погрузили во мрак знамение ночи, а знамение дня сделали светящимся»[781].

О размышлении о величии сотворенного Аллахом, тленности мира этого, ужасах мира вечного и прочих делах обоих миров, а также о том, что душе не следует питать больших надежд, о воспитании души и (необходимости) побуждения ее придерживаться прямоты».

Птицы и все остальные творения знают об Аллахе. Аллах Всевышний сказал: «Его славят семь небес, земля и те, кто на них. Нет ничего, что не прославляло бы Его хвалой, но вы не понимаете их славословия»[742].А также: «Неужели ты не видишь, что перед Аллахом падают ниц те, кто на небесах и на земле, солнце, луна, звезды, горы, деревья, животные и многие люди. А многие из них заслуживают мучений. Никто не окажет почтения тому, кого унизит Аллах. Воистину, Аллах поступает так, как пожелает»[743].

Птицы знают о Том, Кто их сотворил, и знают, что Он дает им пропитание. Они улетают в начале дня с пустыми животами, а в конце дня возвращаются в свои гнезда уже сытыми. И так происходит каждый день! Посмотри же на мудрость Аллаха! Птицы улетают на далекие расстояния, а затем возвращаются в свои гнезда, не сбиваясь с пути.

 

 

80 — Абу ‘Имара аль-Бара ибн ’Азиб передал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал одному человеку: «О такой-то, если захочешь лечь в постель, скажи: “О Аллах, я предался Тебе, и обратился к Тебе лицом своим, и вручил Тебе дело своё, и к Тебе обратился в поисках убежища по желанию своему и из страха (перед Тобой). Нет убежища и нет спасения от Тебя, кроме (обращения) к Тебе! Уверовал я в Твоё Писание, которое Ты ниспослал, и в Твоего пророка, которого Ты послал”. И, поистине, если (после этого) ты умрёшь этой ночью, то (умрёшь) в присущем тебе от рождения состоянии [744], а если доживёшь до утра, то обретёшь благо» [745].

 

اللهم أسلمت نفسي إليك، ووجهت وجهي إليك، وفوَّضت أمري إليك، وألجأت ظهري إليك، رغبةً ورهبةً إليك، لا ملجأ ولا منجى منك إلا إليك، آمنت بكتابك الذي أنزلت، وبنبيك الذي أرسلت

(Аллахумма, аслямту нафси иляй-кя, уа уаджжахту уаджхи иляй-кя, уа фаууадту амри иляй-кя уа альджаъту захри иляй-кя рагбатан уа рахбатан иляй-кя. Ля мальджаа уа ля манджа мин-кя илля иляй-кя! Аманту би-китаби-кя аллязи анзальта уа би-набиййи-кя аллязи арсальта)

В другой версии этого хадиса сообщается, что аль-Бара сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал мне: "Когда (захочешь) лечь спать, соверши такое же омовение, какое совершаешь ты перед молитвой, ляг на правый бок и скажи … "», - после чего (аль-Бара) передал нечто подобное (вышеупомянутому), а потом (он сказал): «А затем пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "И сделай эти слова последним, что ты будешь говорить (в конце каждого дня)"» [746].

В этом в хадисе пророк, да благословит его и приветствует, указал на слова, которые следует говорить перед сном. Пророк, да благословит его и приветствует, повелел ложиться на правый бок, ибо это лучше. Врачи говорят о том, что сон на правом боку лучше для тела, чем сон на левом боку.

Поистине, пророк, да благословит его и приветствует, повелел сделать эти слова поминания (зикр) последними словами, произносимыми в конце каждого дня. Есть еще другие слова поминания (азкары), произносимые перед сном. Например, когда человек ложится спать, ему следует 33 раза сказать ″СубханаЛлах″ (Пречист Аллах), затем 33 раза ″аль-Хамду ли Ллях″ (Вся хвала Аллаху), а затем 34 раза ″Аллаху Акбар″ (Аллак велик). Но разбираемый нами хадис указывает на слова, которые необходимо произносить последними.

 

 

81 — Сообщается, что Абу Бакр ас-Сиддик ‘Абдуллах ибн ‘Усман ибн ’Амир ибн ‘Умар ибн Ка’б ибн Са’д ибн Тейм ибн Мурра ибн Ка’б ибн Лу’айй ибн Гъалиб аль-Кураши ат-Тейми, мать и отец которого (также) являлись сподвижниками, да будет доволен ими Аллах, сказал: «Когда мы прятались в пещере, я увидел ноги многобожников у самых наших голов и сказал: “О посланник Аллаха, если кто-нибудь из них посмотрит себе под ноги, то обязательно увидит нас!” (В ответ мне пророк (мир ему и благословение Аллаха)) сказал: “А что думаешь ты, о Абу Бакр, о двоих, третьим для которых является Аллах?”» [747].

 

Эта история произошла тогда, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал переселение (хиджру) из Мекки в Медину. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стал призывать людей открыто, а они последовали за ним. Тогда многобожники испугались, встали против его призыва, стали притеснять мусульман, обижать их словами и поступками. Тогда Аллах Всевышний разрешил пророку, да благословит его Аллах и приветствует, переселиться из Мекки в Медину. Это случилось через 13 лет после того, как он стал пророком. Во время переселения его спутником был Абу Бакр, да будет доволен им Аллах.

Когда многобожники узнали об этом, они назначили награду: за пророка, да благословит его Аллах и приветствует, – двести верблюдов, за Абу Бакра – сто. Люди начали искать их в горах, в долинах, в пещерах, и так далее. И так, они дошли до пещеры Саур, где пророк, да благословит его Аллах и приветствует, с Абу Бакром прятались три ночи. Тогда Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: “О посланник Аллаха, если кто-нибудь из них посмотрит себе под ноги, то обязательно увидит нас!” В ответ пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “А что думаешь ты, о Абу Бакр, о двоих, третьим для которых является Аллах?” Аллах Всевышний сказал об этом случае: «Он (Мухаммад) сказал своему спутнику (Абу Бакру): "Не печалься, ибо Аллах - с нами"» [748].

Может ли кто-то причинить вред, когда Аллах с ними?! Конечно же нет! Никто не может отобрать то, что дает Аллах, и никто не даст то, чего не дал Аллах Всевышний. Аллах Всевышний сказал: «О Аллах, Владыка царства! Ты даруешь власть, кому пожелаешь, и отнимаешь власть, у кого пожелаешь. Ты возвеличиваешь, кого пожелаешь, и унижаешь, кого пожелаешь. Все благо - в Твоей Руке. Воистину, Ты способен на всякую вещь» [749].

В этой истории указание на совершенное упование пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Он полностью полагался на Аллаха Всевышнего и вручал Ему свои дела.

В этом хадисе также указание на то, что история о том, что паук сплел паутину на входе в эту пещера, недостоверна! В некоторых книгах по истории рассказывается, что паук сплел паутину на входе в эту пещеру, или, что у входа в пещеру выросло дерево, и так далее. Все это недостоверно. Многобожникам не помешала ни паутина, ни дерево, просто Аллах Всевышний отвел их взоры от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и Абу Бакра, да будет доволен им Аллах. Это одно из знамений Аллаха.

 

 

82 — Передается от матери правоверных Умм Салямы, имя которой Хинд бинт Аби Умаййа Хузейфа аль-Махзумийа, что пророк (мир ему и благословение Аллаха), выходя из своего дома, обычно говорил: «С именем Аллаха, уповаю на Аллаха, о Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от того, чтобы впасть в заблуждение или быть введённым в заблуждение; от того, чтобы самому допустить ошибку, и от того, чтобы меня заставили ошибиться; от того, чтобы самому допустить несправедливость, и от того, чтобы со мной поступили несправедливо; от того, чтобы пребывать в невежестве, и от того, чтобы меня держали в невежестве» [750].

بسم الله، توكَّلت على الله، اللهم إني أعوذ بك أن أَضِلَّ أو أُضَلَّ، أو أزِلَّ أو أُزَلَّ، أو أظلِم أو أُظْلم، أو أَجْهَل أو يُجهَلَ عليَّ

(Би-сми-Лляхи, тауаккяльту ‘аля-Ллахи, Аллахумма, инни а’узу би-кя ан адылля ау удалля, ау азилля ау узалля ау азлима ау узлима, ау аджхаля ау йуджхаля ‘аляййа)

83 — Передается от Анаса, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тому, кто (при выходе из своего дома) скажет: “С именем Аллаха, уповаю на Аллаха, и нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха”, - говорят: “Ты ведом прямым путём, избавлен и защищён”, - и шайтан удаляется от него» [751].

 

بسم الله توكَّلت على الله، ولا حولَ ولا قوَّةَ إلا بالله

(Би-сми-Лляхи, тауваккяльту ‘аля-Ллахи уа ля хауля уа ля куууата илля би-Лляхи)

В той версии (этого хадиса, которую приводит) Абу Дауд, сказано: «И (один шайтан) говорит другому: “Как (можешь) ты (добиться желаемого) от человека, который ведом прямым путём, избавлен и защищён?!”»

84 — Сообщается, что Анас сказал: «При жизни пророка (мир ему и благословение Аллаха) (в Медине) жили два брата, один из которых постоянно приходил к пророку (мир ему и благословение Аллаха), а другой зарабатывал на жизнь своим ремеслом. (Однажды) тот, кто зарабатывал, пожаловался пророку (мир ему и благословение Аллаха) на своего брата, а он сказал: “Возможно, что удел твой даруется тебе благодаря ему”» [752].

باب الاستقامة

8-ая глава

«Глава о прямоте (истикъама)».

Аллах Всевышний сказал: «Будь же тверд на прямом пути, как тебе велено» [753].

А также: «Воистину, к тем, которые сказали: "Наш Господь - Аллах", - а потом были стойки, нисходят ангелы: "Не бойтесь и не печальтесь, а возрадуйтесь Раю, который был обещан вам. Мы - ваши помощники (или хранители) в мирской жизни и Последней жизни. Вам там уготовано все, чего пожелают ваши души! Вам там уготовано все, о чем вы попросите! Таково угощение от Прощающего, Милосердного"» [754].

А также: «Воистину, те, которые сказали: "Наш Господь - Аллах", - и последовали прямым путем, не познают страха и не будут опечалены. Они являются обитателями Рая, в котором они пребудут вечно в воздаяние за то, что они совершали» [755].

 

Прямота – «الاستقامة» - /аль-истикъама/ - это стойкость человека в соблюдении шариата Аллаха Всевышнего так, как повелел Аллах.

А затем автор упомянул несколько аятов.

 

Аллах Всевышний сказал: «Будь же тверд на прямом пути, как тебе велено» [756].

Это обращение одновременно к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и его общине. Каждый человек обязан твердо стоять на прямом пути, как ему велено. Не заменяй ничего в религии Аллаха, не добавляй и не убавляй! Поэтому в другом аяте сказано: «Следуй прямым путем, как тебе было велено, и не потакай их желаниям» [757].

 

 

Также Аллах Всевышний сказал: «Воистину, к тем, которые сказали: "Наш Господь - Аллах", - а потом были стойки, нисходят ангелы: "Не бойтесь и не печальтесь, а возрадуйтесь Раю, который был обещан вам. Мы - ваши помощники (или хранители) в мирской жизни и Последней жизни. Вам там уготовано все, чего пожелают ваши души! Вам там уготовано все, о чем вы попросите! Таково угощение от Прощающего, Милосердного"» [758].

 

«Наш Господь – Аллах» ― то есть, наш Творец, наш Властелин, Управляющий нашими делами. Он – Тот, Кому мы искренне поклоняемся.

«…а потом были стойки…» ― то есть, стойко придерживались того, что сказали, придерживались шариата Аллаха. Так вот, о тех, кто описан этими признаками, сказано: «(На них) нисходят ангелы: "Не бойтесь и не печальтесь…"». По повелению Аллаха на таких людей нисходят ангелы в тот момент, когда этим людям тяжело, особенно, при смерти. Ангелы говорят им: "Не бойтесь и не печальтесь…". То есть: не бойтесь того, что вас ждет в будущем, и не печальтесь по поводу того, что уже прошло. Ангелы говорят им: «Не бойтесь и не печальтесь, а возрадуйтесь Раю, который был обещан вам». Нет сомнения в том, что человек несказанно обрадуется в тот момент, когда узнает о том, что ему обещан Рай. Пусть Аллах Всевышний сделает нас из числа таких людей! Им обещан Рай, ибо каждый человек, сказавший: «Мой Господь – Аллах», а затем стойко придерживающийся этих слов, будет обитателем Рая. Затем ангелы говорят им: «Мы - ваши помощники в мирской жизни и Последней жизни». Ангелы являются помощниками тех людей, которые сказали: «Наш Господь – Аллах», а затем стойко придерживались этих слов.

«Вам там уготовано все, чего пожелают ваши души! Вам там уготовано все, о чем вы попросите!» ― то есть: вам в Последней жизни уготовано все, чего пожелает ваши души. Это и есть наслаждение в Раю! Ведь, в Раю есть все, чего желают души, и все, что радует глаз. Но более того, Аллах говорит: «Там для них уготовано все, что они пожелают, а у Нас будет добавка (возможность взглянуть на Лик Аллаха) » [759].

 

Во всех этих аятах указание на важность прямоты в религии Аллаха. В аятах указание на то, что человек не должен ничего добавлять в религию, не должен ничего убавлять из нее. В противном случае, человек не придерживается прямоты. Прямота (истикъама) есть проявление справедливости в каждом деле.

 

85 — Сообщается, что Абу ‘Амр (говорят также, что его кунья - Абу ‘Амра) Суфьян ибн ‘Абдуллах сказал: «Однажды я попросил: “О посланник Аллаха, скажи мне об исламе такие слова, чтобы после этого я уже не спрашивал о нём никого другого”. Он сказал: “Говори: ‘‘Я уверовал в Аллаха’’, - а потом придерживайся прямоты”» [760].

 

Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует «Говори: ‘‘Я уверовал в Аллаха’’» не указывают на то, что от человека требуется просто произнести эти слова языком. Вместе с произнесением этих слов необходима твердая вера в их смысл в сердце.

‘‘Я уверовал в Аллаха’’ ― то есть: я уверовал в Его существование, в Его господство, в Его божественность, в Его имена и атрибуты, в Его постановления и сообщения. Ты должен верить во всё, что пришло от Аллаха Всевышнего.

Если ты уверовал во всё это, тогда придерживайся прямоты! Твердо придерживайся свидетельства о том, что нет божества (достойного поклонения), кроме Аллаха, и о том, что Мухаммад – посланник Аллаха. Твердо придерживайся намаза, закята, поста, хаджа, и вообще всего шариата.

 

86 — Сообщается, что Абу Хурайра сказал: «Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Приближайтесь, придерживайтесь правильного и знайте, что никто из вас не спасётся благодаря (одним лишь) делам своим”. Люди спросили: “И даже ты, о посланник Аллаха?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “И я, если только не проявит Аллах милосердие и не окажет мне милость Свою”» [761].

 

А затем имам ан-Науауи, да помилует его Аллах, сказал:

«Приближение (мукараба) подразумевает собой умеренность, в которой нет ни чрезмерности, ни упущений.

Правильность (садад) есть прямота и достижение успеха.

‘Уляма говорят: “Прямота представляет собой неизменное повиновение Аллаху Всевышнему”.

Они говорят также: “Оно [762] относится к числу кратких и многозначных слов (джавами’ аль-кялим), способностью произносить которые был наделён пророк (мир ему и благословение Аллаха) и прямота приводит в порядок все дела"».

 

Этот хадис указывает на то, что человек обязан придерживаться прямоты так крепко, как только может. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Приближайтесь и придерживайтесь правильного…». То есть: приближайтесь к Аллаху, совершая то, что вам велено, настолько, насколько только можете.

«… придерживайтесь правильного…» — то есть: постарайтесь сделать так, чтобы ваши деяния соответствовали истине, насколько это возможно. Ведь, человек, каким бы богобоязненным он ни был, все равно будет допускать ошибки. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Все сыны Адама ошибаются, а лучшими из ошибающихся, являются кающиеся» [763]. А также: «Если бы вы не совершали грехи, то Аллах заменил бы вас теми, кто совершает их, затем просит у Него прощения, и Аллах прощает его» [764].

Затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…и знайте, что никто из вас не спасётся благодаря (одним лишь) делам своим».

Поистине, на тебе лежит обязанность благодарить Аллаха Всевышнего, но как бы ты ни старался, ты не сможешь это сделать должным образом. Точно также, ты никогда не сможешь выполнять права людей должны образом. Но Аллах Всевышний покрывает раба Своей милостью и прощает его.

Люди спросили: “И даже ты, о посланник Аллаха?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “И я, если только не проявит Аллах милосердие и не окажет мне милость Свою”

Это указывает на то, что какой бы степени не достиг человек, он все равно не спасется только благодаря своим деяниям. Это касается и пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Пользы из хадиса:

1 — Человек не должен быть довольным своими деяниями. Какие бы праведные деяния ты ни совершал, не будь доволен ими! Твоих дел очень мало, если сравнить их с тем, что ты обязан делать.

2 — Ты постоянно должен поминать Аллаха Всевышнего и просить Его о том, чтобы Он покрыл тебя Своей милостью.

3 — Указание на стремление сподвижников к знанию.

 

 

باب التفكُّر في عظيم مخلوقاتِ الله تعالى

و فناء الدنيا و أهوال الآخرة و سائر أمورها

و تقصير النفس و تهذيبها و حملها على الاستقامة

 

9-ая глава

Аллах Всевышний сказал: «Я призываю вас только к одному: встаньте ради Аллаха по двое и по одному, а потом призадумайтесь» [765].

А также: «Воистину, в сотворении небес и земли, а также в смене ночи и дня заключены знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и размышляют о сотворении небес и земли: "Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты!"» [766]

А также: «Неужели они не видят, как созданы верблюды, как вознесено небо, как водружены горы, как распростерта земля? Напоминай же (о Дне Суда и Вечной жизни), ведь ты – только напоминающий!» [767]

А также: «Неужели они не странствовали по земле и не видели…?» [768]

 

Размышление(тафаккур) – это мысли человека о делах, которые приводят к определенному результату. Аллах Всевышний в Своей Книге велит верующим размышлять. Посредством размышления человек достигает высоких степеней, укрепляет свою веру и убежденность.

 

 

Аллах Всевышний сказал: «Я призываю вас только к одному: встаньте ради Аллаха по двое и по одному, а потом призадумайтесь» [769].

То есть: О Мухаммад, скажи, обращаясь ко всем людям: «Я призываю вас только к одному, а вы, ответив на этот призыв, обретете желаемое и спасетесь от того, чего опасаетесь».

«Встаньте ради Аллаха» ― то есть: встаньте, покорившись Ему, совершая то, что Он вам повелел, будучи искренними. После этого призадумайтесь.

В этом аяте указание на то, что человек, совершая какое-то деяние, должен задумываться о том, что он делает. Сделал ли он это как следует, или допустил упущения? Достиг ли он посредством этого деяния чистоты своего сердца и души?

Не уподобляйся тому, для кого поклонение превратилось в простой обычай! Наоборот, размышляй над своим поклонением.

Например, ты совершаешь намаз. Аллах Всевышний сказал: «Обратитесь за помощью к терпению и намазу» [770]. А также: «Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного» [771]. Поразмысли! Добавила ли тебе молитва стремления к совершению праведных деяний? Стал ли намаз действительно помощью для тебя?

В действительности, за редким исключением, мало кто задумывается об этом. Задумываются среди людей лишь единицы. Рассказывают о пророке, да благословит его Аллах и приветствует, что когда какое-то дело виделось ему тяжелым, он обращался за помощью к намазу[772].

Аллах Всевышний сказал: «Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного» [773]. Посмотри на свой намаз! Почувствовал ли ты после намаза отвращение к мерзости и порицаемым поступкам?

Также, например, человек выдает закят, следуя приказу Аллаха. Аллах Всевышний разъяснил пользы, которые несет в себе закят. Аллах Всевышний сказал Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их» [774]. Если человек дает закят, пусть посмотрит, очистил ли закят его душу от скверных нравов, от грехов? Многие люди отдают закят подобно какому-то налогу, не чувствуя, что он их очищает.

Задумайся подобным образом над всеми остальными видами поклонения!

 

Также Аллах Всевышний сказал: «Воистину, в сотворении небес и земли, а также в смене ночи и дня заключены знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и размышляют о сотворении небес и земли: "Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты!"» [775]

 

Это первые аяты из последних десяти аятов суры “али ’Имран″. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал их каждый раз, когда просыпался посреди ночи для совершения ночной добровольной молитвы[776]. Каждому человеку следует поступать таким образом, если он просыпается для совершения ночной добровольной молитвы.

 

«Воистину, в сотворении небес и земли…» ― то есть: в сотворении небес и земли содержится знамение, знамение в их гигантских размерах и величии. Звезды – знамение Аллаха, солнце – знамение Аллаха, луна – знамение Аллаха. Знамениями Аллаха также являются деревья, моря, реки. Во всем, что сотворил Аллах, содержится великое знамение! Всё это указывает на Его совершенство, на Его могущество, на Его милость, на Его мудрость.

В данном аяте слово ″небеса″ пришло во множественном числе, а слово ″земля″ - в единственном. И это по той причине, что небес семь, как сказал Аллах Всевышний: «Аллах - Тот, Кто сотворил семь небес» [777]. А также: «Скажи: "Кто Господь семи небес и Господь великого Трона?"» [778] Что же касается слова ″земля″, то в Коране оно упоминается только в единственном числе. Но Аллах Всевышний указал в суре ″ат-Талякъ″ на то, что земель тоже семь, сказав: «Аллах - Тот, Кто сотворил семь небес и столько же земель» [779]. А в сунне пришло уже прямое указание на то, что земель семь. В частности, слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «В День воскресения, вокруг шеи того, кто несправедливо захватит пядь чужой земли, обовьют семь земель» [780].

 

«…а также в смене ночи и дня ( в том, как они следуют друг за другом и в разнице между ними) …» ― в этом заключено знамение с разных сторон.

В-третьих, между ними есть разница в том, что днем – тепло, а ночью – прохладно.

И многое другое…

 

«…заключены знамения…» ―знамения, которые указывают на единственность Аллаха Всевышнего, на Его абсолютное могущество, величие, знание и милость.

 

«…для обладающих разумом…» ― а обладающие разумом – это те, кто размышляет над сотворением небес и земли, смотрит на знамения Аллаха Всевышнего, а затем извлекают себе из этого назидание. Это и есть обладающие разумом! О брат мой, стремись к тому, чтобы размышлять над сотворением небес и земли, задумываться над знамениями! Размышляй над тем, как сменяются день и ночь, ибо всё это является знамением Аллаха.

 

Затем Аллах Всевышний сказал, описывая обладающих разумом: «(Они) поминают Аллаха стоя, сидя и на боку». То есть: поминают Его в любой ситуации.

Поминание Аллаха Всевышнего бывает двух видов:

1 ― Ни с чем несвязанное поминание, совершаемое в любое время дня и ночи. Человек может поминать Аллаха постоянно. Однажды, один человек сказал пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «О посланник Аллаха, предписаний веры для меня слишком много. Укажи же мне на то, за что мне следует крепко держаться». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Пусть твой язык всегда остается влажным от поминания Аллаха Всевышнего» [783].

2 ― Поминание, ограниченное тем, что оно совершается в определенном количестве, в определенное время. Например, те поминания (азкары), которые мы произносим во время поясных и земных поклонов, или после окончания намаза. Или же, поминания, произносимые при входе в жилище, и при выходе из него. Или же, поминания, произносимые при входе в мечеть, и при выходе из нее. И многие другие.

С другой стороны, поминание Аллаха также делится на два вида:

1 ― Полноценное поминание, которое произносится и сердцем, и языком.

2 ― Неполноценное поминание, которое произносится языком, хотя сердце в этот момент беспечно. Таково положение многих людей! Ты найдешь, что они поминают Аллаха языком, а их сердце думает о машинах, о магазинах, и так далее.

 

«…(они) размышляют о сотворении небес и земли…» ― они задумываются о том, для чего сотворены небеса и земля, как сотворены, и так далее. Затем говорят своими сердцами и языками: "Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты!" То есть, всё это создано для определенной похвальной цели. Небеса и земля не сотворены понапрасну. Аллах Всевышний сказал: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» [784].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.1 сек.