Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!




 


مدارج السالكين
بين منازل اياك نعبد و اياك نستعين

 


"СТЕПЕНИ ИДУЩИХ"

 

تأليف
شمس الدين أبي عبد الله محمد بن قيم الجوزية

 

АВТОР: Шейх Шамсуддин Абу Абдулла Мухаммад ибн Абу Бакр ибн Айюб ибн Са'д ибн Хариз ибн Макки Зайнуддин, известный как Ибн Кайим аль-Джаузий

 

Перевод на основе лекций Абу Яхъи Крымского (да вознаградит его Аллах) с некоторыми сокращениями

 

Предисловие

 

Лишь к Аллаху мы обращаемся за помощью. Нет силы и могущества ни у кого. кроме Аллаха Высочайшего, Великого.
Хвала Аллаху, Господу Миров и благой конец уготован для богобоязненных. Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Единого, нет у Него сотоварища, Господа миров. Я также свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и посланник, направленный с ясным Писанием. Это писание провело границу между прямым путем и заблуждением, между отклонением и верным путем, между сомнением и убежденностью. Это писание – прямой путь для идущих по нему. Это писание – мудрое напоминание, от которого не собьют людские страсти. Это писание – благородный дар, которым не насытятся ученые. Его чудеса не поддаются счету. Оно озаряет слепые взоры, исцеляет болезни сердец, оживляет сознания, доставляет блаженство для души. Слова этого Писания – это сады, которые умиротворяют людские сердца. Оно направляет дух человека в обитель услад. Оно говорит по утрам и вечерам: «О тот, который стремится к счастью, иди к нему».
«О народ наш! Ответьте проповеднику Аллаха и уверуйте в него, и тогда Он простит вам некоторые из ваших грехов и спасет вас от мучительных страданий» (Сура аль-Ахкаф, аят 31)
Клянусь Аллахом, эта Книга дает разум сердцам, которые не подверглись порче. Она доводит зов истины до ушей, которые способны слышать. Но поток страстей, который обрушивается на сердца, тушит свет сердец и людские мнения овладевают этими сердцами, запирая их двери и уничтожая ключи. На сердцах оседают слои прегрешений и истины Корана не находят к ним доступа. И в этих сердцах главенствует невежество. И не приносят им пользу праведные деяния.
Разве могут сравниться человеческие мнения с текстами Корана? Но заблудшие стараются лишить тексты Корана их истинной сути. Они совершают на эти тексты жестокие набеги. Шариатские тексты подобны благородному гостю, который пришел к злому и подлому хозяину. И для них человек, держащийся за тексты Корана, это человек, лишенный разума. Тот, кто слепо подражает всяким взглядам и идеям, пользуется у них огромным уважением. И они считают невеждами приверженцев Корана и Сунны.
Когда им говорят: «Уверуйте так, как уверовали люди», - они отвечают: «Неужели мы уверуем так, как уверовали глупцы?». Воистину, именно они являются глупцами, но они не знают этого. (Сура аль-Бакара, аят 13)
Человек может достичь совершенства только посредством полезного знания и праведного деяния. И это в Коране названо прямым руководством или истинной религией. Как сказал Всевышний Аллах: Клянусь временем! Воистину, каждый человек в убытке, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение! (Сура аль-‘Аср, аят 1-3)
В этой суре Пречистый Аллах поклялся, что каждый из людей окажется в убытке, кроме тех, которые свою силу знания дополнил верой. А свою способность к действию дополнил праведными деяниями. И истина - это вера и праведное деяние, которые могут быть полными только при наличии терпения и призыва. Человеку нужно посвящать свое время тому, что поможет достичь ему высоких целей. И это возможно лишь посредством стремления к пониманию Корана. И именно он обеспечивает рабам Аллаха благо и выгоду в обоих мирах. Истину можно почерпнуть только из Корана.
Мы, полагаясь на помощь Аллаха, постараемся раскрыть все это на примере суры аль-Фатиха, которая также именуется матерью Корана. Мы поговорим о некоторых вопросах, которые затронула эта сура. В ней содержится опровержение принципам всех заблудших групп. В ней говорится о степенях сознания. Говорится о том, что является целью. а что - средством. И ничто не может занять место этой суры и заменить ее. И поэтому нет подобной ей ни в одном из Писаний.
И лишь на Аллаха мы надеемся, на Него мы полагаемся. И нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха Возвышенного, Великого.

 

Знай, что Сура "аль-Фатиха" содержит в себе разъяснение всех основных вопросов. Она рассказывает о Всевышнем Аллахе, упоминая о трех его именах, к которым восходят все остальные Его имена и атрибуты. Это имена "Аллах", "Господь" (ар-Робб), "Милостивый" (ар-Рахман). Это сура стоит на утверждении божественности Аллаха, Его господстве и милости. Слова: «Тебе одному мы поклоняемся» утверждают улюхийа. А слова: «Тебя одного молим о помощи» утверждают рубубийа. Просьба о наставлении на прямой путь указывает на милость Аллаха. А слова восхваления Аллаха включают в себя сразу три вида: божественность, господство и милость. Прославление и возвеличивание указывают на то, что Он обладает совершенным величием.
В суре "аль-Фатиха" подтверждается то, что наступит Судный День и рабы будут спрошены. Только Всевышний Аллах будет вершить суд между творениями и Его суд будет справедливым. На это указывают слова: «Властелину Дня воздаяния!»
Эта сура содержит в себе доказательства на то, что Аллах посылал к человечеству пророков.
1 - Слова: «Господу миров».
То, что Всевышний Аллах является Господом миров уже подразумевает послание Им пророков. Потому что не подобает Господу Миров оставлять рабов без присмотра. Не подобает ему оставлять их без разъяснения того, что является для них полезным, а что вредным в обоих мирах. Отрицание того, что Аллах посылал пророков - это отрицание пророчества. И тот, кто говорит нечто подобное о Господе, тот не ценит Его по достоинству.
2 - Имя «Аллах»
Аллах - Тот, Кому поклоняются /ма’буд/. Но люди могут узнать это только через посланников.
3 - Имя «ар-Рахман».
Потому что Его милость не допускает пренебрежения творениями. Он не оставит их в неведении относительного того, благодаря чему они достигают совершенства. Тот, кто поймет истинный смысл имени «ар-Рахман», поймет, что это имя подразумевает под собой отправление посланников и ниспослание книг. И это даже большая милость, чем низведение дождя или выведение злаков, или выращивание пастбищ. Он дает людям то, что обеспечит жизнь их сердцам и душам, и это более важно, чем обеспечение жизни их телам и органам. Но ограниченные умы понимают из имени «ар-Рахман» лишь столько, сколько отведено животным. А обладающие разумом постигают то, что находится за этой гранью.
4 - Слова «День воздаяния».
В Судный День Всевышний Аллах вознаградит рабов за их благие деяния и накажет за плохие. Совершенно очевидно, что Всевышний Аллах не накажет никого, не предъявив ему предварительно довод. Доведение довода осуществляется посредством пророков и писаний. Только после этого люди заслуживают либо награду, либо наказание. Только после этого может вершиться Суд, после которого праведники будут пребывать в блаженстве, а нечестивцы - в Огне.
5 - Слова «Тебе одному мы поклоняемся».
Поклонение Господу возможно лишь посредством того, что Он любит и того, чем Он доволен. Поклонение содержит в себе страх, любовь и благодарность. Оно является /фитрой/ и это понимает здоровый разум. Но как поклоняться? Узнать это можно только через посланников. И лишить мир этого невозможно. Отрицание пророчества подобно отрицанию Творца. Так как тот, кто отвергает посланника, он отвергает и Того, Кто послал этого посланника. Поэтому Всевышний Аллах сделал неверие в посланников - неверием в Него.
6 - Слова «Веди нас прямым путем».
/аль-Хидайа/ - это разъяснение и указание, а затем помощь и внушение. Разъяснение и указание происходит посредством посланников, а затем происходит оказание помощи /хидайятуль тауфикъ/. Всевышний Аллах устанавливает иман в сердце человека и делает иман любимым для него. Всевышний Аллах украшает веру в сердце человека. Вера оставляет следы на сердце человека, он доволен ею и стремится к ней.
Это два вида /хидайа/. Счастье станет возможным лишь после их объединения. Эти два вида включают в себя разъяснение людям того из истины, чего они не знали, в общем и подробно. Включают внушение рабам этого. Затем в сердце раба появляется желание следовать им внешне, и внутренне. Затем создание выполняет то, что повелено словом, делом и решимостью. А затем следует укрепление человека на этом до самой смерти.
Поэтому мы понимаем, насколько мы нуждаемся в этой мольбе: «Веди нас прямым путем». Эта нужда выше всякой другой нужды создания. Отсюда мы понимаем, лживость слов: «Если мы уже на прямом пути, зачем его просить?» Неизвестное нам из истины намного превышает то, что нам известно. Вещей, которые мы не делаем из-за лени столько же, сколько мы делаем, а иногда и больше. Также есть те вещи, которые мы хотим сделать, но не можем. Есть то, о чем мы знаем в общем, однако не знаем подробностей. И это не поддается счету. Потому мы нуждаемся в полном руководстве. И даже тот, кто получил /хидайа/ нуждается в том, чтобы твердо стоять на этом.
У /хидайа/ есть еще одна степень. Она будет в Судный День и это путь в Рай. Тот, кто был наставлен на этот путь в этой жизни, будет наставлен и в Тот День. Этот путь приведет его к Раю, к обители награды. Подобно тому, как человек стоял на прямом пути в этом мире, также он будет стоять на пути, который расположен над Огнем. И скорость продвижения по этому пути будет подобна той скорости, с которой он шел по прямому пути в этом мире. Среди людей будут те, кто пролетит над этим путем подобно молнии. Другие же пролетят со скоростью взгляда, а третьи - со скоростью ветра. Будут те, кто пройдет со скоростью верхового животного и те, кто пробегут, и те, кто пройдут. Будет те, кто ползут, а некоторых коснутся кручки, а некоторые упадут в Огонь. Так обрати же внимание на свой путь в этом мире. Всевышний Аллаз сказал:

 

﴿هَلْ تُجْزَوْنَ إِلَّا مَا كُنتُمْ تَعْمَلُونَ ﴾


«Разве вы не получаете воздаяние только за то, что совершали?» (Сура ан-Намль, аят 90)
Посмотри же на разные сомнения и страсти, которые задерживают твое следование по прямому пути. Это и есть те крючья, которые будут на мосту /Сырат/. Они будут хватать тебя и задерживать и твой путь. Всевышний Аллах сказал:

 

﴿وَمَا رَبُّكَ بِظَلَّامٍ لِّلْعَبِيدِ ﴾


«Господь твой не поступает несправедливо со Своими рабами». (Сура Фуссылят, аят 46)
Поэтому в словах: «Веди нас прямым путем», обретение всякого блага и спасение от зла.
7 - Знание предмета просьбы.
Предмет просьбы - это прямой путь. Никакой путь не может считаться прямым, пока не будет обладать пятью качествами:
- Прямота /истикъама/.
- Путь должен вести к нужной цели.
- Близость этого пути.
- Этот путь просторный для всех, кто идет по нему.
- Это единственный путь, который может привести к твоей цели.

Прямота пути указывает на то, что он самый короткий, так как прямая линия - это самое короткое расстояние между двумя точками. И чем эта линия кривее, тем дольше путь. Прямой путь обязательно доводит до цели. И если он установлен для всех творений, значит он просторный. Это путь тех, кого Он облагодетельствовал, а другие пути ведут к Гневу Аллаху и к заблуждению.
Всевышний Аллах сказал:

 

﴿وَأَنَّ هَذَا صِرَاطِي مُسْتَقِيمًا ﴾


«Таков Мой прямой путь». (Сура аль-Ан’ам, аят 153)
А также:

 

﴿ وَإِنَّكَ لَتَهْدِي إِلَى صِرَاطٍ مُّسْتَقِيمٍ صِرَاطِ اللَّهِ ﴾


«Воистину, ты указываешь на прямой путь – путь Аллаха». (Сура аш-Шура, аяты 52-53)
8 - Люди делятся на группы.
Люди делятся на группы в зависимости от их отношения к истине. И в этой суре упоминание о тех, кого облагодетельствовал Всевышний Аллах. Сура «аль-Фатиха» делит людей на три группы в зависимости от познания ими истины и следования ей. Человек либо знает истину, либо не знает. А тот, кто знает истину, либо действует в соответствии с ней, либо противоречит. Именно на эти группы делятся люди. И существование каких-либо других групп исключено. Раб, который знает истину и действует в соответствии с ней, относится к тем, кого Всевышний Аллах облагодетельствовал. Такой раб очистил свою душу посредством полезного знания и праведного деяния. Он обрел счастье и сказал Всевышний Аллах:

 

﴿قَدْ أَفْلَحَ مَن زَكَّاهَا ﴾


«Преуспел тот, кто очистил ее (душу)». (Сура аш-Шамс, аят 9)
А тот, кто знает истину, но не следует ей, он под Гневом Аллаха. Тот же, кто не знает об истине, относится к числу заблудших. Однако те, кто находится под гневом Всевышнего Аллаха, они также заблудшие, так как сошли с пути праведных деяний. Также и заблудшие находятся под Его гневом, так как они отошли от пути знания и это повлекло за собой оставление праведных деяний. Но все же тот, кто узнал истину и оставил ее, ближе к тому, что находиться под Гневом Всевышнего Аллаха. Потому иудеи больше всего достойны этого описания. Как сказал Всевышний Аллах:

 

﴿بِئْسَمَا اشْتَرَوْاْ بِهِ أَنفُسَهُمْ أَن يَكْفُرُواْ بِمَا أنَزَلَ اللّهُ بَغْياً أَن يُنَزِّلُ اللّهُ مِن فَضْلِهِ عَلَى مَن يَشَاء مِنْ عِبَادِهِ فَبَآؤُواْ بِغَضَبٍ عَلَى غَضَبٍ ﴾


«Скверно то, что они купили за свои души, отвергнув ниспосланное Аллахом и завидуя тому, что Аллах ниспосылает Свою милость тому из Своих рабов, кому пожелает. Они навлекли на себя гнев, один поверх другого». (Сура аль-Бакара, аят 90)
А также:

 

﴿قُلْ هَلْ أُنَبِّئُكُم بِشَرٍّ مِّن ذَلِكَ مَثُوبَةً عِندَ اللّهِ مَن لَّعَنَهُ اللّهُ وَغَضِبَ عَلَيْهِ وَجَعَلَ مِنْهُمُ الْقِرَدَةَ وَالْخَنَازِيرَ وَعَبَدَ الطَّاغُوتَ أُوْلَئِكَ شَرٌّ مَّكَاناً وَأَضَلُّ عَن سَوَاء السَّبِيلِ ﴾


«Скажи: "Сообщить ли вам о тех, кто получит еще худшее воздаяние от Аллаха? Это – те, кого Аллах проклял, на кого Он разгневался, кого Он превратил в обезьян и свиней и кто поклонялся тагуту. Они займут еще более скверное место и еще больше сбились с прямого пути"». (Сура аль-Маида, аят 60)
Невежественный человек более заслуживает того, чтобы его называли «заблудший». Поэтому Всевышний Аллах описал христиан этим качеством, сказав:

 

﴿قُلْ يَا أَهْلَ الْكِتَابِ لاَ تَغْلُواْ فِي دِينِكُمْ غَيْرَ الْحَقِّ وَلاَ تَتَّبِعُواْ أَهْوَاء قَوْمٍ قَدْ ضَلُّواْ مِن قَبْلُ وَأَضَلُّواْ كَثِيرًا وَضَلُّواْ عَن سَوَاء السَّبِيلِ ﴾


«Скажи: "О люди Писания! Не излишествуйте в своей религии вопреки истине и не потакайте желаниями людей, которые еще раньше впали в заблуждение, ввели в заблуждение многих других и сбились с прямого пути"». (Сура аль-Маида, аят 77)
Первые два аята были об иудеях, а последний - о христианах. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Иудеи под гневом Аллаха, а христиане - заблудшие». Передал Тирмизи, 2956-2957; Ибн Хиббан, 1715, 2279; Ибн Джарир в «Тафсир», 1/61 и 64; Ибн Аби Хатим, 1/31/40; Ахмад, 4/378-379; См. «Сахих аль-Джами’», 8202; «Сильсиля ас-Сахиха», 3263.
Итак, мы поняли, что те, кого облагодетельствовал Аллах - это те, кто узнал истину и последовал за ней. Те, кто под гневом Его - это те, кто узнал истину и отказался от нее. А заблудшие - это те, кто не знал истины. Упоминание этих трех групп в этой суре и есть доказательство пророчества. И если бы не установилось пророчество, тогда не было бы и деления.
Когда речь идет о тех, на кого пала милость, то упоминается /фа’иль/, то есть Тот, Кто дал эту милость. А в случае с теми, кто находится под гневом /фа’иль/ не упомянут.
Поистине, милость /ни’ма/ - это благо и достоинство. А гнев из разряда справедливости и мести. Милость Всевышнего Аллаха превосходит Его гнев, поэтому Всевышний Аллах отнес ее к Себе. Отнесение милости к Аллаху - это путь Корана. Как например, слова верующих джиннов:

 

﴿وَأَنَّا لَا نَدْرِي أَشَرٌّ أُرِيدَ بِمَن فِي الْأَرْضِ أَمْ أَرَادَ بِهِمْ رَبُّهُمْ رَشَدًا ﴾


«Мы не знаем, зло ли задумано для тех, кто на земле, или Господь пожелал направить их на прямой путь». (Сура аль-Джинн, аят 10)
Также Хидр сказал:

 

﴿ فَأَرَادَ رَبُّكَ أَنْ يَبْلُغَا أَشُدَّهُمَا وَيَسْتَخْرِجَا كَنزَهُمَا ﴾


«Твой Господь пожелал, чтобы они достигли зрелого возраста и извлекли свой клад». (Сура аль-Кахф, аят 82)
А когда речь идет о противоположном, то Хидр говорит:

 

﴿ فَأَرَدتُّ أَنْ أَعِيبَهَا ﴾


«Я захотел повредить его». (Сура аль-Кахф, аят 79)
Но после этого продолжает:

 

﴿وَمَا فَعَلْتُهُ عَنْ أَمْرِي﴾


«Я не поступал по своему усмотрению». (Сура аль-Кахф, аят 82)

Всевышний Аллах также говорит:

 

﴿وَمَا بِكُم مِّن نِّعْمَةٍ فَمِنَ اللّهِ﴾


«Все блага, которые вы имеете, – от Аллаха». (Сура ан-Нахль, аят 53)
Всевышний Аллах отнес милости к Себе, потому что они только от Него, а люди являются всего лишь причинами.
Отсутствие /фа’иля/, когда речь идет о гневе, указывает на ничтожность тех, на кого гневаются. Когда речь идет о милости, Всевышний Аллах упоминает себя, желая указать на величие милости.
Всевышний Аллах в этих коротких аятах упоминает о всех трех группах. Первой группе Всевышний Аллах дал в качестве милости прямой путь /аль-хидайа/, а именно полезное знание и праведное деяние. Также в аятах указание на награду и воздаяние таким людям. Это совершенная милость Всевышнего Аллаха.
И положение второй группы также включает в себя две вещи. Во-первых, для них будет самое сильное наказание и презрение. Во-вторых, причина того, что над ними Гнев. Так как Милостивый Аллах не гневатся без причины. Поэтому Гнев именно по причине их заблуждения.
Что касается третьей группы, то они заблудшие. И именно по причине своего заблуждения, они также попадают под Гнев.
Причина и воздаяние этим трем группам вытекает именно из того, как они названы. Когда речь идет о счастливых, то упоминается Тот, Кто осчастливил их, а когда речь идет о гневе, не упоминается Тот, Кто гневается.
Задумайся же над тем, как в Коране противопоставляется /аль-хидайа/ и милость против гнева и заблуждения. Слова «на кого пал гнев, и заблудших» противопоставлены словам «кого Ты облагодетельствовал». Таких примеров в Коране много. Всевышний Аллах упоминает вместе заблуждение и несчастье и упоминает вместе следование по прямому пути и счастье. Всевышний Аллах говорит:

 

﴿أُوْلَئِكَ عَلَى هُدًى مِّن رَّبِّهِمْ وَأُوْلَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ ﴾


«Они следуют верному руководству от их Господа, и они являются преуспевшими». (Сура аль-Бакара, аят 5)
А также:

 

﴿ أُوْلَئِكَ لَهُمُ الأَمْنُ وَهُم مُّهْتَدُونَ ﴾


«Они пребывают в безопасности, и они следуют прямым путем». (Сура аль-Ан’ам, аят 82)
И напротив, Всевышний Аллах говорит:

 

﴿إِنَّ الْمُجْرِمِينَ فِي ضَلَالٍ وَسُعُرٍ ﴾


«Воистину, грешники сбились с пути и страдают». (Сура аль-Камар, аят 47)
А также:

 

﴿خَتَمَ اللّهُ عَلَى قُلُوبِهمْ وَعَلَى سَمْعِهِمْ وَعَلَى أَبْصَارِهِمْ غِشَاوَةٌ وَلَهُمْ عَذَابٌ عظِيمٌ ﴾


«Аллах запечатал их сердца и слух, а на глазах у них – покрывало. Им уготованы великие мучения». (Сура аль-Бакара, аят 7)
Также Всевышний Аллах собрал все вместе, сказав:

 

﴿ فَإِمَّا يَأْتِيَنَّكُم مِّنِّي هُدًى فَمَنِ اتَّبَعَ هُدَايَ فَلَا يَضِلُّ وَلَا يَشْقَى ﴾


«Если же к вам явится от Меня верное руководство, то всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным». (Сура Та Ха, аят 123)
А далее Он говорит:

 

﴿وَمَنْ أَعْرَضَ عَن ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنكًا وَنَحْشُرُهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ أَعْمَى قَالَ رَبِّ لِمَ حَشَرْتَنِي أَعْمَى وَقَدْ كُنتُ بَصِيرًا قَالَ كَذَلِكَ أَتَتْكَ آيَاتُنَا فَنَسِيتَهَا وَكَذَلِكَ الْيَوْمَ تُنسَى ﴾


«А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым. Он скажет: "Господи! Почему Ты воскресил меня слепым, если раньше я был зрячим?" Он (Аллах) скажет: "Вот так! Наши знамения явились к тебе, но ты предал их забвению. Таким же образом сегодня ты сам будешь предан забвению"». (Сура Та Ха, аяты 124-126)
Таким образом, прямой путь и счастье связаны. И точно также заблуждение и несчастье неразлучны.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 842; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.