Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О побуждении к совершению большего количества благого в конце жизни 3 страница




 

Затем Аллах сказал: «О рабы Мои, все вы останетесь голодными, кроме тех, кого накормлю Я, так просите же Меня накормить вас, и Я накормлю вас!»

Правдив наш Господь! Каждый из нас останется голодным, кроме тех, кого Он накормил. Если бы Аллах Всевышний не облегчил для нас получение этой пищи, то мы бы погибли. Аллах Всевышний говорит об этом: «Видели ли вы то, что вы сеете? Вы ли заставляете его произрасти или Мы заставляем?» [158] Мы отвечаем: «Господь наш, Ты заставляешь произрастать то, что мы сеем!» Аллах Всевышний сказал: «Если Мы пожелаем, то превратим его в труху, и тогда вы останетесь удивленными и скажете: "Воистину, мы потерпели убыток. Более того, мы лишились пропитания"» [159]. Задумайся над тем, что Аллах сказал: «Если Мы пожелаем, то превратим его в труху…». Он не говорит: «Если бы Мы пожелали, то не взрастили бы его». Ведь, когда растение выросло, люди увидели его, их сердца привязались к нему, и вдруг растение превращаются в труху. Это гораздо страшнее для людей, чем если бы растение вообще не произросло!

Аллах Всевышний сказал: «Видели ли вы воду, которую вы пьете? Вы ли ниспосылаете ее из дождевых туч или Мы ниспосылаем?» [160] Аллах Всевышний ниспосылает воду на землю, а земля поглощает эту воду. Эта вода образует подземные источники, из которых мы потом достаем ее при помощи различных приспособлений. Аллах Всевышний по Своей мудрости сделал землю хранилищем для воды. Поэтому Аллах говорит: «О рабы Мои, все вы останетесь голодными, кроме тех, кого накормлю Я, так просите же Меня накормить вас, и Я накормлю вас!»

Просить у Аллаха Всевышнего пропитания можно двумя способами: либо словами, либо действиями. Что касается слов, то мы просим у Аллаха Всевышнего языком, чтобы Он накормил нас и даровал пропитание. Что же касается действий, то здесь есть две причины получения пропитания:

· Во-первых, совершая праведные деяния. Поистине, праведные деяния являются причиной увеличения пропитания человека. Аллах Всевышний сказал: «Если бы жители селений уверовали и стали богобоязненны, Мы раскрыли бы перед ними благодать с неба и земли. Но они сочли это ложью, и Мы схватили их за то, что они приобретали» [161]. А также: «Если бы люди Писания уверовали и устрашились, то Мы простили бы им злодеяния и ввели бы их в Сады блаженства. Если бы они руководствовались Торой, Евангелием, и тем, что было ниспослано им от их Господа, то они питались бы тем, что над ними, и тем, что у них под ногами» [162].

· Во-вторых, мы должны заниматься посевами, рыть колодцы, сажать деревья и т. д.

«О рабы Мои, все вы останетесь нагими, кроме тех, кого Я одену, так просите же Меня одеть вас, и Я одену вас!»

Поистине, каждый человек выходит из утробы своей матери нагим. И это по мудрости Аллаха Всевышнего! Аллах Всевышний сделал так, чтобы человек рождался нагим, дабы человек понял, как он нуждается в Аллахе и в том, чтобы Аллах прикрыл его наготу. Точно так же человек нуждается в том, чтобы Аллах Всевышний облачил его в одеяния праведных деяний и богобоязненности. Аллах Всевышний сказал: «Однако богобоязненность - лучшее одеяние» [163]. Посмотри на себя! Поистине, ты нуждаешься в том, чтобы Аллах Всевышний скрыл твою наготу, а также одел тебя изнутри в одеяние праведных деяний и богобоязненности. Поэтому, некоторые толкователи снов говорили, что человек, увидевший себя во сне нагим, должен больше просить у Аллаха прощения, ибо это указывает на недостаток в богобоязненности. Поистине, богобоязненность – это одеяние!

 

«О рабы Мои, поистине, грешите вы ночью и днём, а Я прощаю все грехи, так просите же Меня о прощении, и Я прощу вас!»

И это из величайших милостей Аллаха Всевышнего! Аллах Всевышний предлагает Своим рабам попросить прощения и покаяться, и говорит: «О рабы Мои, поистине, грешите вы ночью и днём, а Я прощаю все грехи». Он прощает все грехи, прощает многобожие, прощает неверие, прощает большие и малые грехи, после того, как человек попросит у Него прощения. Поэтому Он говорит: «…так просите же Меня о прощении, и Я прощу вас!»

Это не значит, что человек просто должен произнести: «О Аллах, прости меня», - и на этом всё. Покаяние (тауба) обязательно должно быть правдивым, а правдивое покаяние включает в себя пять условий:

Во-первых, человек должен быть искренним в своем покаянии. Он не должен приносить покаяния, показывая себя перед людьми праведником, желая понравиться кому-то, и так далее. Каясь, человек должен преследовать только одну цель – возвращение к Аллаху! Искренность (ихляс) является условием любого деяния. Аллах Всевышний сказал: «О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, - быть может, вы преуспеете» [164].

Во-вторых, человек должен сожалеть о том, что он впал в грехи. Он должен признавать, что совершил такую ошибку, о которой действительно стоит печалиться. Не должно быть так, что человеку без разницы сделал он этот грех или не сделал. Чтобы покаяние было правдивым, человек должен сожалеть и мечтать о том, что лучше бы он никогда не совершал этого греха.

В-третьих, человек должен оставить тот грех, который он совершает. Не будет покаяние правдивым, если человек продолжает совершать грех. Аллах Всевышний сказал: «(Они) сознательно не упорствуют в том, что они совершили» [165]. А если человек заявляет, что покаялся, но продолжает совершать грех, то он лжет и будто бы издевается над Аллахом.

Также к этому условию относится и то, что ты должен возместить человеку ту обиду, которую ему нанёс. Если ты, например, забрал у кого-то имущество, значит, должен вернуть ему это имущество. Если этот человек уже умер, то верни имущество его наследникам. Если же ты уже забыл этого человека или не можешь найти его, то раздай от его имени милостыню.

Если ты злословил о ком-то, а он узнал об этом, то обязательно пойди к нему и попроси прощения. Если о тебе злословил какой-нибудь брат, а затем он раскаялся и пришел просить прощения, то прости его.

Если ты с кем-то поругался и ударил его, то пойди, попроси у него прощения и скажи: «Если хочешь ударь меня тоже за то, что я тогда ударил тебя».

В-четвертых, человек должен иметь твердую решимость никогда больше не возвращаться к этому греху. Если человек приносит покаяние, но думает, что, когда будет возможность, он снова совершит грех, то это покаяние не примется. Если же человек имел твердую решимость больше не совершать грех, но затем все-таки совершил, это не повредит его прошлому покаянию. Однако, совершив этот грех вновь, он снова нуждается в том, что принести покаяние.

В-пятых, человек должен принести покаяние в то время, когда оно еще принимается. Если ты упустил это время, то покаяние уже не принесет пользы. Когда к человеку приходит смерть, то нет уже покаяния, и если человек покается, это покаяние не принесет никакой пользы. Аллах Всевышний сказал: «Но бесполезно покаяние для тех, кто совершает злодеяния, а когда к нему приходит смерть, то говорит: "Вот теперь я раскаиваюсь"» [166]. Даже Фараон, когда тонул, сказал: «Я уверовал в то, что нет божества, достойного поклонения, кроме Того, в Кого уверовали сыны Исраиля. Я стал одним из мусульман» [167]. Но в ответ ему было сказано: « (Ты говоришь это) только сейчас? А ведь раньше ты ослушался и был одним из распространяющих нечестие» [168]. Ты упустил время! Поэтому, нужно спешить с покаянием, ибо человек не знает, когда умрет.

Также покаяние не будет принято после того, как солнце взойдет с запада. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил о том, что настанет такой день, когда солнце взойдет с запада. Он сказал: «Солнце движется, пока не склоняется в земном поклоне под Троном (Аллаха), после чего испрашивает позволения (снова взойти) и получает его. Однако (настанет время, когда) оно будет готово склониться, но принято это от него не будет, и будет оно просить позволения (продолжить свой обычный ход), но не получит его, и ему будет сказано: “Вернись туда, откуда ты пришло!” — и оно взойдёт с запада» [169].

В этот день все люди уверуют, начнут каяться перед Аллахом, но это не принесет им пользы. Аллах Всевышний сказал: «Неужели они ожидают чего-либо помимо того, что к ним явятся ангелы, или явится твой Господь, или явятся некоторые из знамений твоего Господа? В тот день, когда явятся некоторые знамения твоего Господа, вера не принесет пользы душе, если она не уверовала прежде или не приобрела благодаря своей вере добро» [170].

 

«О рабы Мои, поистине, никогда не сможете вы ни причинить Мне вред, ни принести пользу!»

Поистине, Аллах Всевышний не нуждается в рабах! Аллаху не приносит пользы покорность рабов и не вредит Ему их ослушание. Аллах Всевышний сказал: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне. Я не хочу от них никакого удела и не хочу, чтобы они кормили Меня. Воистину, Аллах является Наделяющим уделом, Обладающим могуществом, Крепким» [171].

Никто не может принести пользы Аллаху Всевышнему и никто не способен Ему навредить. Он сотворил творения по мудрости Своей, дабы они поклонялись Ему. Он обещал покорившимся из них награду, а ослушникам пригрозил наказанием. Аллах Всевышний создал Рай и Ад, обещав наполнить их. Он сказал: «Он сотворил их для этого. Исполнится Слово твоего Господа: "Я непременно заполню Геенну джиннами и людьми - всеми вместе"» [172].

«О рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны, были такими же благочестивыми, как и сердце благочестивейшего человека из вас, это ничего не добавило бы к тому, чем Я владею! О рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны, были такими же нечестивыми, как и сердце самого нечестивого из вас, это никак не уменьшило бы того, чем Я владею!»

Аллах Всевышний сказал: «Если вы не уверуете, то ведь Аллах не нуждается в вас. Он не одобряет неверия для Своих рабов. А если вы будете благодарны, то Он одобрит для вас это» [173].

А затем сказано в этом хадисе ″аль-къудси″: «О рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны, встали на одном месте и попросили Меня (о чём-нибудь), а Я дал бы каждому то, о чём он просил, это уменьшило бы то, что у Меня есть, настолько же, насколько игла, опущенная в море, уменьшает (количество его воды)!»

Окуни иглу в море и посмотри, насколько уменьшится количество морской воды! Поистине, игла ничуть не уменьшит количество морской воды! Поистине, Аллах ― Богатый и Щедрый!

 

«О рабы Мои, поистине, это - только ваши дела, которые Я исчислю для вас, а потом сполна воздам вам за них, и тогда пусть тот, кто обретёт благо, воздаст хвалу Аллаху, а кто обретёт нечто иное, пусть не пеняет ни на кого, кроме самого себя!»

Вся суть заключается в том, каковы будут деяния человека. Аллах Всевышний сказал: «Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его. И тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его» [174]. Если же найдешь в Последней жизни наказание, то упрекай только себя, ибо это ты совершал грехи, и только ты сам лишил свою душу блага. Если же найдешь в Последней жизни добро, то восхваляй Аллаха, ибо это по Его милости.

 

Это великий хадис! Ученые занимались его толкованием и извлекали из него много полезных выводов и шариатских установлений. Некоторые написали об этом целые книги. Например, шейх уль-Ислям ибн Теймийа, да помилует его Аллах, написал отдельную книгу об этом хадисе. Человек должен задумываться над этим хадисом, размышлять над ним, особенно над последним предложением. Ведь, в нем сообщается о том, что человек, совершающий благо, найдет в Последней жизни благо, а человек, совершающий скверное, найдет скверное.

 

 

باب الحث على الازدياد من الخير في أواخر العمر

12-ая глава

 

Аллах Всевышний сказал: «Разве Мы не даровали вам жизнь достаточно долгую для того, чтобы опомнился тот, кто мог опомниться? Да и предостерегающий увещеватель приходил к вам» [175].

Ибн ‘Аббас и другие толкователи Корана говорили: «Это означает: разве не дали Мы вам возможность прожить до шестидесяти лет?» Подтверждением (правильности этого толкования) служит тот хадис, который, если пожелает Аллах, мы приведём ниже.

Говорят также: “Это означает: восемнадцать лет”.

Говорят также: “Это означает: сорок лет”. Так говорили аль-Хасан аль-Басри, аль-Кальби и Масрукъ, а кроме того, передают, что то же самое говорил ибн ‘Аббас. Передают также, что когда кто-нибудь из жителей Медины доживал до сорокалетнего возраста, он полностью посвящал себя делам поклонения.

Говорят также: “Это - (возраст) совершеннолетия”.

Что же касается слов Всевышнего: “Да и предостерегающий увещеватель приходил к вам”, - то ибн ‘Аббас и большинство (других ученых) говорили: “Это - пророк (мир ему и благословение Аллаха)”.

Говорили также: “Это - седина”. Так считали ‘Икрима, ибн ‘Уеййна и другие, а Аллах знает об этом лучше.

Знай, что всё зависит от того, что ты будешь делать в конце жизни! Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, человек может совершать дела обитателей Рая до тех пор, пока не окажется от Рая на расстоянии всего лишь одного локтя, после чего (сбудется) предопределенное, и он станет совершат дела обитателей Огня и войдёт в (Огонь). И, поистине, человек может совершать дела обитателей Огня до тех пор, пока не окажется от Огня на расстоянии всего лишь одного локтя, после чего (сбудется) предопределенное, и он станет совершать дела обитателей Рая и попадёт в (Рай)» [176]. Также пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, чьими последними словами в этом мире были слова "Ля иляха илля Ллах", войдет в Рай» [177].

Чем старше человек становится, тем больше он должен совершать праведных деяний. Конечно, и молодой человек должен стараться совершать больше праведных деяний, ибо никто не знает, когда умрет. Но нет сомнения в том, что чем старше человек становится, тем больше приближается к смерти.

 

Аллах Всевышний сказал: «Разве Мы не даровали вам жизнь достаточно долгую для того, чтобы опомнился тот, кто мог опомниться?» [178].

Толкователи Корана разногласили о том, какой возраст имеется в виду в этом аяте. Некоторые сказали: «Шестьдесят лет». Другие сказали: «Восемнадцать лет». Третьи сказали: «Сорок лет». Четвертые сказали: «Речь идет о возрасте совершеннолетия». Но на самом деле аят не ограничивается конкретным возрастом, ибо в разных случаях бывает по-разному. Бывают люди, которые начинают соблюдать религию еще даже до наступления восемнадцати лет. Другие же начинают соблюдать религию в более позднем возрасте. Всё зависит от того, когда к ним пришли увещеватели и знамения, в какой среде они жили, и так далее.

«Да и предостерегающий увещеватель приходил к вам» ― правильное мнение заключается в том, что под увещевателем имеется в виду пророк, да благословит его Аллах и приветствует, но а вообще этот аят охватывает всех посланников Аллаха, которые были посланы до пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Ведь, они все были предостерегающими увещеватели!

Поэтому, человек должен в конце жизни стремиться побольше совершать праведных деяний, особенно, он должен стремиться выполнять то, чем его обязал Аллах Всевышний. Он должен стараться больше просить у Аллаха прощения и воздавать Ему хвалу! Ведь, Аллах Всевышний сказал Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Когда придет помощь Аллаха и настанет победа, когда ты увидишь, как люди толпами обращаются в религию Аллаха, восславь же хвалой Господа своего и попроси у Него прощения. Воистину, Он - Принимающий покаяния» [179]. Говорят, что это последняя сура, ниспосланная пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и относительно нее приводится удивительная история[180].

نسأل الله أن يحسن لنا ولكم الخاتمة والعاقبة ، وأن يجعل خير أعمارنا أواخرها ، خير أعمالنا خواتيمها

112 ― Передается от Абу Хурайры, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах прощает человеку, откладывая срок его до тех пор, пока не доживёт он до шестидесяти лет» [181].

Ученые говорили: «Это означает, что (после этого) Аллах уже не оставит человеку возможности для оправданий, поскольку Он давал ему отсрочку всё это время».

(Арабы) говорят: "Оправдания принимаются до известного предела".

Если человек дожил до шестидесяти лет, то довод уже был доведен до него, и исчезло оправдание, ибо это уже приличный возраст для того, чтобы узнать о религии, особенно, если человек живет в исламской стране. Например, если человек прожил 15-20 лет, то может быть у него будет оправдание, что он еще не успел задуматься над аятами. Но, когда человек дожил до шестидесяти лет, то нет уже ему оправдания. На человека возлагается ответственность уже тогда, когда он достиг возраста совершеннолетия[182]. С этого возраста ты уже обязан узнавать из религии то, в чем нуждаешься. Например, если ты должен совершить омовение, то обязан узнавать, как его совершать. Если ты должен совершать намаз, то обязан узнавать, как его совершать. Если у тебя есть имущество, то ты обязан узнавать вопросы, связанные с закятом. Если ты обязан поститься, то обязан узнавать, как держать пост, какие вещи нарушают этот пост, и так далее. Если ты обязан совершить хадж или ’умру, то обязан узнать, как их совершать. В общем, если человек достиг шестидесяти лет, то считается, что довод доведен до него и оправданий больше нет.

В этом хадисе указание на то, что Аллах Всевышний предоставляет Своим рабам довод. Поистине, Аллах Всевышний дал тебе разум, дал тебе возможность понимать, отправил к тебе посланников и даровал тебе такое Писание, которое останется вплоть до Судного Дня. Аллах Всевышний послал к этой общине Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, который является последним из пророков. Он даровал ему великое знамение – Великий Коран! Знамения, дарованные другим пророкам, исчезли после их смерти, и остались только рассказы об этих знамениях. Но что касается Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, то Великий Коран – знамение, дарованное ему, останется вплоть до Судного Дня. Аллах Всевышний сказал: «Они говорят: "Почему ему не ниспосланы знамения от его Господа?" Скажи: "Воистину, знамения - у Аллаха, а я - всего лишь предостерегающий и разъясняющий увещеватель". Неужели им не достаточно того, что Мы ниспослали тебе Писание, которое им читается?» [183]

 

 

113 ― Сообщается, что ибн ‘Аббас сказал: «‘Умар приглашал меня к себе вместе со старцами, принимавшими участие в битве при Бадре. В конце концов это, похоже, вызвало гнев одного из них, и он спросил ‘Умара: “Почему этот входит (к тебе) вместе с нами, ведь он не старше наших сыновей?!” (В ответ им) ‘Умар сказал: “Вы же знаете о его положении!” И однажды он позвал меня и пригласил меня к себе вместе с ними, и я думаю, что в тот день он сделал это лишь для того, чтобы показать им. ‘Умар спросил: «Что вы можете сказать о словах Аллаха: “Когда придет помощь Аллаха и настанет победа, когда ты увидишь, как люди толпами обращаются в религию Аллаха, восславь же хвалой Господа своего и попроси у Него прощения. Воистину, Он - Принимающий покаяния” [184] ?» Один из (присутствовавших) ответил: “Нам было велено воздавать хвалу Аллаху и просить Его о прощении, когда нам будет оказана помощь и дарована победа”, - другие же промолчали, не сказав ничего. Тогда он обратился (с вопросом) ко мне: “И ты скажешь то же самое, о Ибн ‘Аббас?” Я ответил: “Нет”. Он спросил: “Что же ты скажешь?” Я ответил: «Здесь (имеется в виду) срок (жизни) посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) о (близости завершения которого) сообщил Аллах. (Аллах) сказал, что “Когда придёт помощь Аллаха и победа”, это будет признаком (близости) твоего срока, и тогда “… восславь же хвалой Господа своего и попроси у Него прощения. Воистину, Он - Принимающий покаяния ». (Выслушав мой ответ) ‘Умар сказал: “Я (тоже) ничего не знаю об этой суре, кроме того, что говоришь ты”» [185].

 

В этом сообщении рассказывается, что ’Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, приглашал к себе в собрания старцев, участвовавших еще в битве при Бадре. Это было его обычаем, он всегда советовался с уважаемыми людьми. Ведь, Аллах Всевышний сказал Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Советуйся с ними о делах» [186]. Суть этого заключается в следующем: когда правителю тяжело разобраться в каком-нибудь вопросе, он собирает надежных людей, понимающих этот вопрос, и советуется с ними, как поступить. И известно, что ’Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, часто так поступал. Обычно он приглашал самых взрослых сподвижников, а среди них сидел и ибн ’Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом. Ибн ’Аббас тогда был очень молодым по сравнению с этими старцами. В конце концов это, похоже, вызвало гнев одного из них, и он спросил ‘Умара: ″Почему этот входит (к тебе) вместе с нами, хотя у нас есть такие же дети, но они почему-то не присутствуют?!″

Тогда ’Умар, да будет доволен им Аллах, захотел показать им уровень ибн ’Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, в знании и сообразительности. Он собрал всех взрослых сподвижников и прочитал им суру: «Когда придет помощь Аллаха и настанет победа, когда ты увидишь, как люди толпами обращаются в религию Аллаха, восславь же хвалой Господа своего и попроси у Него прощения. Воистину, Он - Принимающий покаяния» [187]. Когда же он спросил их о смысле этой суры, они разделились на две группы. Первые просто промолчали, а вторые ответили: “Нам было велено воздавать хвалу Аллаху и просить Его о прощении, когда нам будет оказана помощь и дарована победа”.

Затем ’Умар спросил ибн ’Аббаса, и тот ответил: «Здесь (имеется в виду) срок (жизни) посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) о (близости завершения которого) сообщил Аллах. (Аллах) сказал, что “Когда придёт помощь Аллаха и победа”, это будет признаком (близости) твоего срока, и тогда “… восславь же хвалой Господа своего и попроси у Него прощения. Воистину, Он - Принимающий покаяния ».

Тогда ‘Умар сказал: “Я (тоже) ничего не знаю об этой суре, кроме того, что говоришь ты”. И тут люди поняли достоинство ибн ’Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом.

 

 

114 ― Сообщается, что ‘Аиша сказала: «После того, как посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) была ниспослана (сура): “Когда придёт помощь Аллаха и победа … ”, - он не совершил ни одной молитвы, не говоря во (время её совершения) [188]: “Слава Тебе, Господь наш, и хвала Тебе, о Аллах, прости меня”» [189].

سُبحَانَكَ رَبَّنَا وَبِحَمْدِكَ ، اللَّهُمَّ اغْفِرْ لي

(Субхана-кя, Рабба-на, уа би-хамди-кя, Аллахумма, гъфир ли!)

В (другой) версии этого хадиса, приводимой в обоих “Сахихах” сообщается, (что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах) сказала: «Во время своих поясных и земных поклонов посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) многократно повторял (слова): “Слава Тебе, Господь наш, и хвала Тебе, о Аллах, прости меня”, - следуя (предписанному) Кораном».

“Следуя (предписанному) Кораном” значит: делая то, что было велено ему в Коране словами Всевышнего: “…восславь же хвалой Господа своего и попроси у Него прощения…”.

В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах сказала: «Перед смертью посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) часто говорил: “Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе, прошу у Тебя прощения и каюсь перед Тобой”».

 

سُبحَانَكَ اللَّهُمَّ وَبِحَ‍مدِكَ أسْتَغْفِرُكَ وَأتُوبُ إلَيْكَ

(Субхана-кя, Аллахумма, уа би-хамди-кя, астагъфиру-кя уа атубу иляй-кя)

 

Аиша сказала: «Я спросила: “О посланник Аллаха, что это за новые слова, которые я от тебя слышу?” Он сказал: “Для меня был определён знак, увидев который, я и стал произносить их"».

Этим знаком являются слова Всевышнего: “Когда придёт помощь Аллаха и победа…”, - и далее до конца этой суры.

В другой версии этого хадиса, приводимой Муслимом, сообщается, что ‘Аиша сказала: «(Начиная с определённого времени) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) стал часто повторять (слова): “Слава Аллаху и хвала Ему, прошу у Аллаха прощения и каюсь перед Ним”».

سبْحَانَ اللهِ وَبِحَمدِهِ أسْتَغفِرُ اللهَ وأتُوبُ إِلَيْهِ

(Субхана-Ллахи уа бихамдих, астагъфиру-Ллаха уа атубу иляйх)

‘Аиша сказала: «Я сказала: “О посланник Аллаха, я вижу, что ты часто повторяешь слова “Слава Аллаху и хвала Ему, прошу у Аллаха прощения и каюсь перед Ним”. Он сказал: “Мой Господь поведал мне, что я увижу знак, имеющий отношение к моей общине, (сказав, что) когда я увижу его, то должен буду часто повторять: “Слава Аллаху и хвала Ему, прошу у Аллаха прощения и каюсь перед Ним”, - и я увидел (этот знак). Слова “Когда придёт помощь Аллаха и победа…” - это завоевание Мекки - “… ты увидишь, как люди толпами обращаются в религию Аллаха, восславь же хвалой Господа своего и попроси у Него прощения. Воистину, Он - Принимающий покаяния ”».

 

115 ― Сообщается, что Анас сказал: «Поистине, Всемогущий и Великий Аллах незадолго до смерти посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ниспосылал ему откровения одно за другим, и он умер в тот период, когда откровений ниспосылалось больше, чем когда бы то ни было раньше» [190].

 

116 ― Передается от Джабира, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждый раб (Аллаха) будет воскрешён в том (состоянии), в котором встретит смерть» [191].

 

باب بيان كثرة طرق الخير

13-ая глава




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.