Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обязанности правителей перед людьми




Что будем слушаться и повиноваться…» — то есть: слушаться и повиноваться правителям мусульман, ибо Аллах Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас»[621].

Во-вторых, не обращай внимания на те обиды, которые они тебе причиняют, ибо благой конец уготован тебе, а не им. Поэтому после этого аята сказано: «Воистину, Мы избавили тебя от насмехавшихся, которые наряду с Аллахом признают других богов. Но скоро они узнают. Мы знаем, что твоя грудь сжимается от того, что они говорят. Так восславь же Господа твоего хвалой и будь в числе тех, кто падает ниц. Поклоняйся Господу твоему, пока убежденность(смерть)не явится к тебе»[611].

И отвернись от многобожников» — не печалься из-за того, что они не веруют. Аллах Всевышний сказал: «Ты можешь погубить себя, скорбя о том, что они отворачиваются от истины, и не веруют в это повествование»[608].А также: «Ты можешь погубить себя от скорби от того, что они не становятся верующими»[609].

Также человек, повелевающий одобряемое и удерживающий от порицаемого, должен делать это мягко. Аллах Всевышний дарует мягкому человеку то, что не дарует грубому. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах дарует за мягкость то, чего не дарует за суровость»[597].

Если ты начнешь порицать человека грубо, то он может не подчиниться тебе из-за гордости. Если же обратишься к нему мягко, то он извлечет пользу из твоего наставления.

Рассказывают, что еще в старые времена один человек, повелевающий одобряемое и удерживающий от порицаемого, проходил мимо человека, который доставал воду из колодца для своих верблюдов во время призыва (азана) на вечернюю молитву. И этот человек, повелевающий одобряемое и удерживающий от порицаемого, начал грубо порицать этого рабочего, который итак устал после тяжелого рабочего дня, и тогда этот рабочий взял палку и прогнал его. Тогда этот человек убежал и пришел в мечеть, где встретил шейха, который был одним из внуков шейха Мухаммада ибн ‛Абдуль-Уаххаба, да помилует его Аллах. Встретив шейха, он сказал ему: ″Я сделал так-то и так-то, а тот рабочий ударил меня палкой″. Тогда на следующий день этот шейх сам пошел к тому рабочему. Придя на место, шейх совершил омовение, положил свой плащ на бревно у колодца, затем начал призывать на вечернюю молитву. После этого он остановился у колодца, как будто желая забрать плащ, и сказал этому рабочему: ″О брат мой, да воздаст тебе Аллах благом! Ты делаешь хорошую работу, и я вижу, что ты хороший человек, но сейчас время вечерней молитвы, и было бы хорошо, если бы ты пошел совершить намаз, а затем вернулся бы к своей работе″. Тогда этот рабочий ответил: ″И тебе пусть Аллах воздаст благом! Вот вчера мимо меня проходил невоспитанный мужчина и начал ругать меня грубыми словами, а я разгневался, не сдержался и ударил его″. И шейх объяснил ему, что так нельзя делать, объяснил всё это очень мягко и тот человек пошел совершать намаз.

Первый обратился к рабочему очень грубо, а второй — мягко. Поэтому я привел вам хадис, где посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах дарует за мягкость то, чего не дарует за суровость» [598].

Есть еще и другой хадис, в котором сказано: «Поистине, в чем бы ни была доброта (мягкость), она всегда украшает собой это. И что бы ни лишилось доброты (мягкости), оно неизбежно становится порочным» [599].

3-ье условие — если ты устраняешь порицаемое, делай это так, чтобы на место этого порицаемого не пришло бы нечто более порицаемое. Например, если ты запретишь людям совершать нечто порицаемое, а они перейдут на нечто более порицаемое, то нельзя запрещать им первое.

Например, ты видишь курящего перед тобой человека, и хочешь запретить ему и выгнать его из своего собрания. Но если ты знаешь, что если ты выгонишь его, он пойдет и сядет с пьяницами, то не делай этого, ибо пьянство хуже курения.

Сообщается также, что шейх уль-Ислям ибн Теймия, да помилует его Аллах, однажды, проходил со своим товарищем мимо группы татар в Шаме. Татары пили вино, а шейх уль-Ислям прошел мимо и не стал их порицать. Тогда его товарищ спросил: ″А почему ты не запретил им совершать этот порицаемый поступок?″ Ибн Теймия ответил: ″Если мы запретим им пить вино, они пойдут заниматься прелюбодеянием с мусульманками, начнут отбирать их имущество, а могут даже и убить их. Что же касается питья вина, то оно легче, чем все вышеперечисленное″. [600]

 

Аллах Всевышний сказал: «Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное, совершают намаз, выплачивают закят, повинуются Аллаху и Его Посланнику. Аллах смилостивится над ними. Воистину, Аллах - Могущественный, Мудрый» [601].

Верующие мужчины и верующие женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они помогают друг другу и поддерживают друг друга. Это касается верующих. Что же касается лицемеров, то Аллах Всевышний сказал: «Лицемеры и лицемерки подобны друг другу» [602]. То есть, Аллах Всевышний не сказал, что лицемеры и лицемерки помощники и друзья друг другу. Ведь, только верующие могут быть помощниками и друзьями друг другу, повелевая друг другу одобряемое и удерживая друг друга от порицаемого.

В этом аяте указание на то, что призыв к одобряемому и удержание от порицаемого касается не только мужчин. Женщины также обязаны заниматься этим, но только среди самих женщин. Женщина не должна заниматься этим в обществах мужчин или, например, на рынках. Женщина занимается этим тогда, когда находится среди женщин, например, на чьей-то свадьбе или на учебе. Если женщина увидит нечто порицаемое, то пусть удержит своих сестер от него. Если же она увидит, что её сестры проявляют упущение в чем-то обязательном, пусть прикажет им его совершить.

 

نسأل الله أن يعمنا وإياكم برحمته ومغفرته

 

Аллах Всевышний сказал: «Неверующие сыны Исраиля были прокляты языком Дауда и Исы (Иисуса), сына Марьям (Марии). Это произошло потому, что они ослушались и преступали границы дозволенного. Они не удерживали друг друга от предосудительных поступков, которые они совершали. Как же скверно было то, что они делали!» [603]

Проклятие — это изгнание и отдаление от милости Аллаха. Пусть Аллах убережет нас от подобного! Проклятия заслуживает только тот, кто совершил большие грехи.

Сыны Исраиля — это потомки Йа‛къуба, который был сыном Исхакъа, а Исхакъ был сыном Ибрахима.

Исраиль — это прозвище Йа‛къуба.

У Ибрахима было двое детей: Исма‛иль и Исхакъ. Исма‛иль был старшим сыном, и именно его было приказано принести в жертву, но затем этот приказ был отменен Аллахом. Исма‛иль был сыном Ибрахима от наложницы Хаджар, да будет доволен ею Аллах. А Исхакъ был сыном Ибрахима от его жены.

Так вот, сыны Исраиля – это потомки Йа‛къуба, который был сыном Исхакъа. К сынам Исраиля было послано много посланников. Среди сынов Исраиля были несправедливые люди, которые убивали этих пророков.

Сыны Исраиля не удерживали друг друга от порицаемых поступков, которые они совершали. В пример можно привести историю о жителях селения у моря, так как эта история известна из Корана. Жители этого селения были иудеями и Аллах запретил им ловить рыбу в субботу. Но именно в субботу на поверхности воды показывались огромные рыбы, которые не появлялись в иные дни, помимо субботы. Поняв это, иудеи решили придумать какую-нибудь хитрость, чтобы поймать этих рыб. Они решили бросить сети в тот день, когда дозволенно ловить рыбу, и оставить эти сети до субботы, чтобы те рыбы попались. Они так и сделали, то есть бросили сети до субботы, в субботу рыбы попались, а сети вытащили только в воскресенье. Среди сынов Исраиля были те, которые порицали эту хитрость и гневались на тех, кто поступил так. Также среди них были и те, кто молчал, не говоря ничего. И Аллах разгневался на тех, кто хитрил и сказал: «Будьте обезьянами презренными!» [604]

Суть в том, что среди сынов Исраиля были такие, кто не гневался, видя порицаемое, и не удерживал от него, хотя был обязан это делать. Именно их касается это проклятие. Аллах сказал: «Неверующие сыны Исраиля были прокляты языком Дауда и Исы (Иисуса), сына Марьям (Марии). Это произошло потому, что они ослушались и преступали границы дозволенного».

В этом аяте указание на обязательность удерживания от порицаемого, ибо тот, кто оставит это дело, заслуживает проклятия.

Аллах Всевышний сказал: «Скажи: "Истина - от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует"» [605].

Истина – от Аллаха Всевышнего! Аллах Всевышний – Господь всех творений. Только Он имеет право устанавливать для рабов обязанности, такие, какие Он пожелает. Истина – от Него, а мы обязаны принимать её.

«Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует» — это предложение не для того, чтобы дать человеку выбор. Это предложение — угроза в адрес человека! А доводом является конец этого аята, где сказано: «Мы приготовили для беззаконников Огонь, стены которого будут окружать их со всех сторон. Если они станут просить о помощи, то им помогут водой, подобной расплавленному металлу, которая обжигает лицо. Мерзкий напиток и скверная обитель!» [606]

Поэтому, кто хочет, пусть верует, и тогда он получит награду от Аллаха. А кто не хочет, тот пусть не верует, и тогда его ждет мучительное наказание.

Следовательно, в этом аяте угроза в адрес тех, которые не уверовали. Истина ясна, — с ней пришел Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, от Господа миров. Кто последует по прямому пути, тому будет оказана помощь, а кто заблудится, тот будет опозорен. А к Аллаху надлежит обращаться за помощью!

 

Аллах Всевышний сказал: «Провозгласи то, что тебе велено, и отвернись от многобожников» [607].

«Провозгласи то, что тебе велено…» — то есть: открыто разъясни то, что тебе велено, и не бойся упреков со стороны людей.

Не обращай внимания на те обиды, которые они причиняют тебе, ибо благой конец все равно за тобой. Поистине, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, переселился из Мекки, боясь за себя. Курайшиты назначили награду двести верблюдов для того, кто убьет пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижника Абу Бакра. Но прошло несколько лет и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вернулся в Мекку победителем. Он встал у дверей Каабы и сказал: ″О курайшиты, как вы думаете, что я с вами теперь сделаю?″ Они ответили: ″Ты сделаешь с нами только хорошее, о наш благородный брат сын нашего благородного брата!″ Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, я скажу вам то, что сказал Йусуф своим братьям: ″Нет сегодня вам упрека! Аллах прощает вам, ибо Он – самый Милостивый из милостивых! Ступайте, ибо вы свободны!″» [610]

«…и отвернись от многобожников» — следовательно, эти слова включают в себя две вещи:

Во-первых, не переживай за их состояние, не печалься по поводу того, что они не веруют.

Задумайся же над тем, как Аллах Всевышний повелел восславлять Его и воздавать хвалу после того, как сказал: «Мы знаем, что твоя грудь сжимается от того, что они говорят». Ведь, именно в этой ситуации нужно восславлять Аллаха и воздавать Ему хвалу. Знай, что то, что постигло тебя из испытаний, постигло только по предельной мудрости Аллаха.

 

Аллах Всевышний сказал: «Мы спасли тех, которые запрещали творить злодеяния, и подвергли ужасным мучениям беззаконников за то, что они поступали нечестиво» [612].

В этом аяте говорится о жителях селения, о которых мы уже говорили. Это селение располагалось на берегу моря, и Аллах Всевышний запретил им ловить рыбу в субботу. Аллах Всевышний испытал их тем, что именно в субботу у берегов селения появлялось огромное количество рыбы. А в остальные дни, помимо субботы, рыба не появлялась. Им стало тяжело наблюдать за этим, и они решили как-нибудь схитрить, чтобы не упустить эту рыбу. Они решили забросить рыболовные сети в пятницу, чтобы в субботу рыбы попались в эти сети, и чтобы затем в воскресенье вытащить сети и заполучить себе этот улов.

Тогда Аллах Всевышний сказал, решив наказать их: «Будьте обезьянами презренными!» [613]

Жители селения разделились на три группы: первые — пытались обмануть Аллаха, вторые — молчали, видя все это, а третьи — запрещали этот поступок. Аллах Всевышний сказал: «Мы спасли тех, которые запрещали творить злодеяния» [614].

Те люди, которые молчали, говорили тем, кто запрещал: «Зачем вам увещевать людей, которых Аллах погубит или подвергнет тяжким мучениям?» [615] То есть: оставьте их, они итак уже погибли. Не нужно увещевать их, ибо им это не поможет. А те, которые запрещали, отвечали: «Чтобы оправдаться перед вашим Господом. Быть может, они устрашатся» [616].

И тогда Аллах Всевышний сказал: «Мы спасли тех, которые запрещали творить злодеяния, и подвергли ужасным мучениям беззаконников за то, что они поступали нечестиво» [617]. Аллах Всевышний умолчал о судьбе тех, которые молчали. И ученые стали разногласить о том, что стало с теми, кто молчал: были ли они наказаны или спасены. Но нам лучше не говорить об этом, ибо Аллах Всевышний не упомянул о них.

 

 

184 ― Сообщается от Абу Са’ида аль-Худри, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть тот из вас, кто увидит нечто порицаемое, изменит это своей рукой, если же он не сможет сделать этого (пусть изменит это) своим языком, а если не сможет (и этого), то - своим сердцем, и это будет самым малым (проявлением) веры» [618].

 

185 ― Передается от ибн Мас’уда, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Какого бы пророка ни направлял Аллах до меня к тому или иному народу, у него обязательно были апостолы и сподвижники из народа его, следовавшие его сунне и выполнявшие его веления, а на смену им приходили говорившие то, чего они не делали, и делавшие то, чего им (делать было) не велено. Борющийся с такими собственноручно является верующим, и борющийся с ними своим языком является верующим и борющийся с ними своим сердцем является верующим, а за этим нет веры и с горчичное зерно!» [619]

 

186 ― Сообщается, что Абу-ль-Валид ‘Убада ибн ас-Самит, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мы присягнули посланику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в том, что будем слушаться и повиноваться в нужде и благоденствии, в лёгком и трудном, даже если нас будут обделять, и не станем пытаться лишить власти тех, кому она будет принадлежать, если только не увидим (проявлений) очевидного неверия и не будем располагать доказательствами этого полученными от Аллаха Всевышнего, и что будем говорить истину, где бы мы ни оказались, не боясь ради Аллаха порицания порицающего» [620].

 

Мы уже разъясняли, кто такие ″обладающие влиянием″. Мы упоминали, что ″обладающие влиянием″ это две группы: ученые и правители. Ученые обладают влиянием в вопросах знания и разъяснения людям шариата, а правители обладают влиянием в мирской власти.

Сподвижники дали пророку, да благословит его Аллах и приветствует, присягу, что будут слушаться и повиноваться во всем, кроме тех случаев, когда правители велят ослушаться Аллаха. Ведь, нет подчинения творению, если речь идет об ослушании Творца. Именно поэтому, Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, когда стал халифом, сказал: ″Подчиняйтесь мне, если я подчиняюсь Аллаху и Его посланнику. А если приказываю вам ослушаться Аллаха и Его посланника, то вы не должны подчиняться″.

Если правитель приказывает ослушаться Аллаха, то никому не разрешается подчиниться ему в этом, ибо Аллах – Царь царей и Господь миров! Нельзя ослушиваться Всевышнего ради подчинения подневольному творению. Все сущее, кроме Аллаха, находится в Его власти. Как же можно предпочесть подчинение творению перед подчинением Аллаху?!

 

«…в нужде и благоденствии…» — то есть, мы обязаны подчиняться всегда: в богатстве и в бедности. И бедные, и богатые обязаны слушаться и повиноваться правителю мусульман.

«…в лёгком и трудном…» — то есть, мы обязаны подчиняться всегда: нравится нам приказ или не нравится.

«…даже если нас будут обделять…» — то есть: даже если правители будут единолично пользоваться тем имуществом, которое фактически принадлежит всем подданным. В таких случаях правители живут в роскоши, отбирая имущество своих подданных. Несмотря на это, мы обязаны слушаться и повиноваться. Мы не имеем права сказать: ″Вы украли наше имущество, испортили жизнь людям, растратили все деньги, поэтому мы не будем вам подчиняться″. Мы обязаны слушаться даже тогда, когда правители отобрали у нас все и поселили в хижинах, а сами живут во дворцах и пользуются шикарной мебелью. В этом вопросе нас не должны волновать эти обстоятельства. Ведь, всё это — всего лишь мирская роскошь, которая либо уйдет сама, либо сами правители умрут. Что же касается нас, то мы обязаны слушаться и повиноваться, даже если правители присваивают все себе.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Слушайся и повинуйся правителю, даже если он будет бить тебя по спине и забирать твое имущество!» [622] Знай, что ты взыщешь с несправедливого правителя в Судный День за все зло, которое он тебе причинил.

 

«…и не станем пытаться лишить власти тех, кому она будет принадлежать…» — то есть: мы не будем пытаться лишить власти тех правителей, которым Аллах Всевышний дал власть над нами. Поистине, попытка переворота приводит к огромному злу и великой смуте. Перевороты способствуют разделению мусульманского общества. Кровь мусульманина проливается тогда, когда люди выходят против правителя. Так происходит со времен ‛Усмана, да будет доволен им Аллах, по сегодняшний день. Ничего не портит жизнь людям, кроме попыток свергнуть правителей!

 

«…если только не увидим (проявлений) очевидного неверия и не будем располагать доказательствами этого полученными от Аллаха Всевышнего…» — в этих словах указание на четыре условия, при наличии которых можно свергнуть правителя.

1 — ″…если только не увидим…″ — то есть, речь идет о точном знании. Запрещено выходить против правителя из-за каких-то предположений.

2 — ″…неверия…″ — то есть, правитель должен впасть именно в неверие (куфр), а не в грехи (фискъ). Какие бы грехи ни совершал правитель, против него запрещено выходить с восстанием, даже если он пьет вино, совершает прелюбодеяние, притесняет людей. Нельзя выходить против правителя до тех пор, пока мы не увидим с его стороны очевидного явного неверия.

3 — ″…очевидного неверия…″ — его неверие должно быть явным и очевидным. Если правитель совершил что-то, что можно истрактовать по-разному, то запрещено выходить против него с восстанием. Например, правитель сделал что-то, в чем мы видим проявление неверия, но с другой стороны можно допустить, что в данном случае это не является неверием, то запрещено выходить против правителя.

Неверие должно быть явным и очевидным. Например, правитель сказал своим подданным: ″Распитие спиртного разрешено, поэтому пейте, сколько хотите! Гомосексуализм разрешен, поэтому вступайте в отношения с тем, с кем пожелаете! Прелюбодеяние разрешено, поэтому прелюбодействуйте с тем, с кем хотите!″ Это – явное неверие и тут не может быть какого-то двоякого понимания. В таком случае подданные должны любыми способами сменить этого правителя, ибо его неверие явно и очевидно.

4 — ″…и не будем располагать доказательствами этого полученными от Аллаха Всевышнего…″ — то есть, у нас должен быть непререкаемый довод относительно того, что данное действие правителя является неверием. Если, например, довод будет слабым, то запрещено выходить против правителя. Ведь, в выходе против правителя заключено огромное зло и великая смута!

Также следует знать, что при наличии этих условий выход против правителя осуществляется только при наличии силы (къудра). Если же нет силы, то выход против правителя запрещен, ибо в данном случае мусульмане бросят самих себя на погибель. Какая польза от того, что мы выйдем против правителя с кухонными ножами тогда, когда у него танки и пулеметы?! Нет пользы! В таком случае мы выйдем против правителя только для того, чтобы убить самих себя.

 

Правитель должен править людьми в соответствии со справедливостью. Он должен бояться Аллаха Всевышнего в отношениях со своими подданными. Он не должен создавать для них затруднений. Он не должен назначать кого-то на государственные должности, если есть другой человек, более заслуживающий этой должности. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О Аллах, будь суров с тем, кто получит хоть какую-то власть над (членами) моей общины и будет суров с ними» [623]. Это — мольба посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует! Также пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Какой бы правитель не руководил делами мусульман, не стараясь для них и не проявляя к ним искренности, он не войдет с ним в Рай» [624].

Например, назначая имамов мечети, правитель должен назначать тех, кто лучше других знает Книгу Аллаха. Например, назначая военных руководителей, правитель должен назначать тех, кто лучше других знает военное дело. И то же самое во всех остальных вопросах. Суть в том, что правитель обязан назначать на должности самых лучших людей из числа мусульман. Нельзя назначать на определенную должность кого-то, если есть другой человек, более заслуживающий этой должности.

Также пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если Аллах дал какому-нибудь человеку власть над людьми, а тот умер, обманывая их, то Аллах обязательно сделает Рай запретным для него» [625].

На правителях лежит огромная обязанность перед теми, кем они руководят. Также и на подчиненных лежат великие обязанности перед своими правителями. Подданные не должны ослушиваться правителей, даже если те незаконно присваивают себе их имущество. Поистине, подданные обязаны слушаться и подчиняться в нужде и благоденствии, в лёгком и трудном, если только речь не идет об ослушании Аллаха Всевышнего.

Некоторые глупые люди говорят, что подчиняться правителям нужно только тогда, когда они во всем придерживаются праведности. Это — ошибка! Эти слова не имеют никакого отношения к шариату. Напротив, это — убеждение хариджитов! Эти люди хотят, чтобы правители были праведными во всех вопросах. Но такого не было с тех пор, как времена изменились!

Рассказывается, что один из правителей бану Умеййа, услышав, что люди плохо отзываются о правителях, собрал знать и сказал: «О люди, хотите ли вы, чтобы мы были для вас такими же правителями, как Абу Бакр и ’Умар?» Они ответили: «Конечно, хотим!» Тогда он сказал им: «Тогда будьте подобным тем людям, которыми управляли Абу Бакр и ’Умар».

Это — великий ответ! Если люди меняются, то обязательно меняются и правители. Какими будете вы, такими же будут и ваши правители! А сейчас люди хотят таких правителей, которые подобны Абу Бакру и ‛Умару, хотя сами они не подобны подданным Абу Бакра и ‛Умара. А Мудрый Аллах сказал: «Так Мы позволяем одним беззаконникам править другими за то, что они приобретают» [626].

Однажды, один хариджит пришел к ’Али ибн Аби Талибу, да будет доволен им Аллах, и сказал: «Почему люди выступают против тебя, хотя они не выступали против Абу Бакра и ’Умара?» ’Али ответил: «Потому что подданными Абу Бакра и ’Умара были я и мне подобные, а мои подданные – это ты и тебе подобные». Прекрасные слова!

Подданные обязаны искренне относиться к своим правителям, не лгать им, не обманывать их, не заниматься мошенничеством. К сожалению, люди сегодня стараются обойти те правила, которые установлены в государстве, дают для этого взятки и так далее, хотя такие вещи недопустимы для разумного человека, не говоря уже о мусульманине. Даже в государствах неверующих установлено наказание для тех, кто берет взятки. Аллах Всевышний накажет того человека, который берет взятки. Мы верим в Аллаха и в то, что передано от Аллаха устами Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Поистине, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проклял того, кто дает взятку и того, кто берет её[627]. А наказание Аллаха страшнее, чем наказание людей.

Ты можешь видеть, как люди обманывают и лгут государству. Люди ведут себя так, а затем хотят, чтобы их правители были подобны Абу Бакру и ‛Умару, да будет доволен ими Аллах. Это неправильно!

Также к вещам, с которыми не считаются многие люди, можно отнести то, что они не уважают честь правителей. Ты можешь видеть, что люди сделали изюминкой своих собраний разговоры о правителях. Если бы такие разговоры были похвальными и несли пользу, то мы бы сказали вам: ″Нет в этом проблем, вы ведете благие речи, продолжайте в том же духе″. Но эти разговоры не несут никакой пользы! Эти разговоры ведут только к тому, что сердца людей наполняются злобой по отношению к руководителям и ученым.

Ты можешь видеть, как некоторые люди в наши дни, собираясь друг с другом, не находят удовольствия ни в чем другом, кроме того, чтобы опорочить определенного ученого, определенного министра, определенного правителя. Всё это неправильно! Если бы эти разговоры несли пользу, то мы были бы первыми, кто к ним побуждает. Эти разговоры приведут только к тому, что люди будут ненавидеть правителей и ученых.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит» [628].

Удивительно, что некоторые люди, если ты начинаешь говорить перед ними об обычном человеке, они говорят: «Не злословь! Это запрещено!» То есть, им не нравится, когда плохо говорят о таком же обычном человеке, как они сами. Но когда перед ними начинают говорить о правителях или ученых, то они не находят в этом никаких проблем. Это – болезнь многих людей! Я считаю, что это болезнь, и прошу Аллаха, чтобы Он избавил нас и вас от этой болезни, которой поражены многие люди.

О если бы люди удерживали свои языки и искренне относились к своим правителям! Я не говорю вам молчать об ошибках правителей. Увидел ошибку, напиши письмо правителю! Если они примут твое наставление, то это прекрасно! Если же они не примут твоего наставления, то грех ляжет на них. Если же твое письмо до них не доведут, то грех ляжет на тех, кто скрыл это письмо от правителя.

 

«…и что будем говорить истину, где бы мы ни оказались…» — то есть: мы будем придерживаться истины, а истина – это религия Ислам и великие предписания этой религии, где бы мы ни оказались.

«…не боясь ради Аллаха порицания порицающего…» — например, если человек желает указать людям на определенную сунну, бывает так, что простые люди отвергают её. Но это возмущение людей не должно останавливать человека от выполнения этой сунны.

Например, следует выравнивать ряды при совершении коллективного намаза. Большинство простых людей отвергают это. Когда имам говорит: ″Выравнивайте ряды″, начинает смотреть на них, кого-то выдвигает немного вперед, а кого-то назад, чтобы ряд был ровным, люди начинают возмущаться, начинают гневаться. Было даже такое, что одному человеку сказали: ″Ты стоишь немного впереди ряда, пожалуйста, отойди немного назад, дабы ряд был ровным″. А тот, сильно разгневавшись, ответил: ″Если ты хочешь, я вообще уйду из мечети и оставлю тебя″. Так вот, этого имама не должно волновать порицание того, кто его порицал. Нужно проявлять терпение и обучать людей сунне.

 

187 ― Передается от ан-Ну’мана ибн Башира, да будет доволен Аллах им и его отцом, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пекущихся о нерушимости границ Аллаха и преступающих эти границы можно уподобить людям, тянувшим жребий по стрелам, чтобы (занять места) на корабле, в результате чего одни разместились в верхней части (корабля), а другие - в нижней. Когда оказавшиеся внизу хотели зачерпнуть воды, им (приходилось) проходить через разместившихся на палубе, и (в конце концов) они сказали: “А не проделать ли нам дыру (в днище), чтобы набирать воду через неё, не беспокоя тех, кто находится наверху?” И если те, которые наверху, предоставят тех, кто внизу, самим себе и тому, что они хотят сделать, то погибнут все, если же они схватят их за руки, то спасутся сами и спасут всех (остальных)» [629].

 

«Пекущихся о нерушимости границ Аллаха…» ― речь идет о тех людях, которые строго соблюдают религию Аллаха. Они выполняют обязательные предписания религии и оставляют то, что им запрещено.

«…и преступающих эти границы…» ― речь идет о людях, которые совершают запретные поступки и оставляют выполнение того, что обязаны выполнять.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сравнил их с людьми, которые находятся на корабле, и бросили жребий, дабы определить, кто будет находиться в верхней части корабля, а кто в нижней. В результате этого одни разместились в верхней части корабля, а другие - в нижней.

«Когда оказавшиеся внизу хотели зачерпнуть воды, им (приходилось) проходить через разместившихся на палубе…» ― так как воду на корабле можно достать только с палубы самого корабля.

И в конце концов они сказали: “А не проделать ли нам дыру (в днище), чтобы набирать воду через неё, не беспокоя тех, кто находится наверху?”

«И если те, которые наверху, предоставят тех, кто внизу, самим себе и тому, что они хотят сделать, то погибнут все…» ― так как, если в днище корабля будет дыра, то в корабль начнет проникать вода, после чего корабль утонет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 780; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.