Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Они надеются на милость Аллаха. А ведь Аллах - Прощающий, Милосердный»[25]




Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом»[24].

Если кто надеется на встречу с Аллахом, то ведь срок Аллаха непременно наступит»[23].

Те, к кому они взывают с мольбой, сами ищут пути приближения к своему Господу, пытаясь опередить других. Они надеются на Его милость и страшатся мучений от Него»[22].

«Ищут пути приближения» — то есть: ищут их посредством поклонения Аллаху, посредством любви к Нему. В этом аяте Всевышний Аллах упомянул три составляющие, на которых построена вера (иман): любовь, страх и надежда. Также Всевышний Аллах сказал:

 

﴿ مَن كَانَ يَرْجُو لِقَاء اللَّهِ فَإِنَّ أَجَلَ اللَّهِ لَآتٍ ﴾

А также:

 

﴿ فَمَن كَانَ يَرْجُو لِقَاء رَبِّهِ فَلْيَعْمَلْ عَمَلا صَالِحًا وَلا يُشْرِكْ بِعِبَادَةِ رَبِّهِ أَحَدًا ﴾

А также:

 

﴿ أُوْلَئِكَ يَرْجُونَ رَحْمَتَ اللَّهِ وَاللَّهُ غَفُورٌ رَّحِيمٌ ﴾

Сообщается со слов Джабира (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал за три дня до своей смерти: «Пусть никто из вас не умирает, кроме как с хорошими мыслями о вашем Господе» [26]. Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Всевышний Аллах сказал: "Я таков, как думает обо Мне Мой раб, так пусть же он думает, что пожелает"» [27].

Надежда — (الرجاء) — это погонщик, который гонит сердца в обитель Того, Кого они любят, в Вечную обитель!

Некоторые сказали: «Надежда (ар-раджа) — это радость, которую испытывает человек, думая о щедрости Господа». Другие же сказали: «Надежда (ар-раджа) — это доверие щедрости Господа».

Люди знания единогласны в том, что надежда (ар-раджа) действительна только вместе с деяниями! Сказал Шах аль-Кирмани: «Признаком действительности надежды является наилучшая покорность Аллаху».

Поэтому у надежды есть три вида, два из которых похвальны, а один порицаем, так как является обольщением.

1-ый вид надежды: Человек совершает деяния, угодные Всевышнему Аллаху, на основе света от Аллаха, надеясь на награду Аллаха.

2-ой вид надежды: Человек, совершивший грехи, приносит Всевышнему Аллаху покаяние, надеясь на Его прощение.

3-ий вид надежды: Человек совершает грехи, надеясь на милость Аллаха, но при этом совсем ничего не предпринимая. Это и есть самообольщение!

Человек, идущий по прямому пути, должен смотреть на две вещи: во-первых, на себя самого, на свои недостатки, недостатки деяний (при этом открывается дверь страха); во-вторых, на милость Аллаха, Его щедрость, Его доброту (при этом открывается дверь надежды). Поэтому, некоторые сказали: «Надежда (ар-раджа) — это взгляд на обширность милости Аллаха».

Абу ‘Али ар-Рузбари сказал: «Страх и надежда, подобны двум крыльям птицы! Если они одинаковы, то птица летит ровно. Если же одно крыло имеет недостаток, то тогда и в полёте птицы есть недостаток. Если же птица теряет одно из крыльев, то она погибает».

Однажды, спросили Ахмада ибн ‘Асыма: «Каковы признаки надежды у раба?» Он ответил: «Признаком надежды является то, что, когда раба охватывает добро от Аллаха, это внушает ему благодарность Господу, и раб надеется на то, что Аллах сделает совершенной (полной) эту милость, как в мирской, так и в Вечной жизни, надеется на получение полного прощения в Последней жизни».

 

Ошибочное понимание надежды со стороны имама аль-Харауи и многих суфиев

 

Сказал имам аль-Харауи, автор книги «аль-Маназиль»:

 

«الرجاء: أضعف منازل المريدين لأنه
معارضة من وجه واعتراض من وجه وهو وقوع في الرعونة في مذهب هذه الطائفة وفائدة واحدة نطق بها التنزيل والسنة وتلك الفائدة: هي كونه يبرد حرارة الخوف حتى لا يفضي بصاحبه إلى اليأس»

«Надежда (ар-раджа) — это самое слабое состояние идущих по прямому пути, так как она включает в себя возражение с одной стороны, и противодействие с другой стороны. Она подразумевает попадание в легкомыслие с точки зрения некоторых людей. В упоминании надежды только одна польза — посредством неё охлаждается жар страха, а иначе этот страх привёл бы к отчаянию».

 

Шейх уль-Ислям аль-Харауи любим нами, но истина любима нами более всего! И каждый, кроме защищенного от ошибок пророка (мир ему и благословение Аллаха), может ошибаться! Слово человека может приниматься, а может отвергаться. И мы сейчас попытаемся разъяснить его слова.

 

1 - Слова о том, что надежда — это самое слабое состояние.

 

Он имеет в виду, что это самое слабое состояние по сравнению с другими состояниями, такими как познание, любовь, искренность, правдивость, упование. Здесь не имеется в виду, что состояние надежды является слабым по своей сути.

Эти слова имама аль-Харауи являются заблуждением, но мы надеемся, что Аллах простит ему из-за его многочисленных добрых деяний. Мы надеемся, что эта ошибка будет покрыта совершенством его правдивости, искренностью его деяний, его единобожием (таухидом). Никто не защищен от ошибок, кроме пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Подобные ошибки привели людей к двум видам искушения (фитны). Первое искушение заключается в том, что некоторые люди, увидев ошибку, сразу забыли о других благих сторонах ошибающихся людей, о правдивости их деяний. Это является чрезмерностью и агрессией! Если забыть о достоинствах человека, который один раз ошибся, то тогда все благие деяния людей будут перечеркнуты. Если поступить подобным образом, то исчезнут знания, исчезнут профессии, исчезнет мудрость.

Второе искушение заключается в том, что люди, зная о достоинствах некоторых людей, закрывают глаза на их ошибки. Они фанатично защищают все слова тех, за кем они последовали. Они даже ошибки этих людей, пытаются превратить в достоинства. Они заставляют принимать эти ошибки, горячо и фанатично защищая их.

Но люди справедливости и объективности дают каждому обладателю права его право. Они ставят каждого человека на его ступень. Они не называют что-то правильным, если оно неправильно, и не называют что-то неправильным, если оно правильно. Они принимают то, что нужно принимать, и отвергают то, что нужно отвергать.

 

От этой ошибки в вопросах надежды предостерегали многие, многие указывали на её опасные последствия, отрекались от неё. Абу-ль-Къасим аль-Къушейри упомянул в своём послании историю о том, что Абу Сулеймана ад-Дарани увидели во сне после его смерти. Во сне у него спросили: «Что с тобой сделал Аллах?» Он ответил: «Аллах простил меня, но не было для меня ничего вреднее, чем взгляды подобного рода».

Абу-ль-Къасим рассказывал от Абу Са‘ида аш-Шахама, который увидел во сне суфия Абу Сахля ас-Са‘люки и сказал ему: «О, шейх!» — а тот ответил: «Оставь эти слова!» Абу Са‘ид спросил: «Как там те состояния, (которые мы тут изучали)?» А тот ответил: «Это меня ни от чего не избавило». Абу Са‘ид спросил: «А что с тобой сделал Господь?» Абу Сахль ответил: «Господь простил меня за то, о чём спрашивали старушки».

Передается от аль-Джарири, что он видел Джунейда аль-Багдади во сне после его смерти и спросил у него: «Как твоё состояние, о Абу-ль-Къасим?» Джунейд ответил: «Все эти (суфийские) практики ушли от меня, и не помогло мне ничего, кроме тасбиха, который я делал по утрам».

Абу Сулейман ад-Дарани сказал: «Я не принимаю тонкости суфийских практик, если не приводят двух свидетелей — Коран и Сунну».

 

Что же касается слов имама аль-Харауи, то все обстоит не так, как он сказал. Надежда (ар-раджа) относится к самым великим состояниям! На ней, на любви и на страхе строится весь путь к Аллаху! Именно поэтому, Всевышний Аллах хвалит тех, кто надеется. Он говорит:

 

﴿ لَقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ لِّمَن كَانَ يَرْجُو اللَّهَ وَالْيَوْمَ الآخِرَ وَذَكَرَ اللَّهَ كَثِيرًا ﴾

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 922; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.