Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Карен Хорни: социокультурная теория личности 6 страница




все другие в жажде личной власти, влияния, славы и известности.

6. Религиозная. Представители этого типа, главным образом, заинтересованы

в понимании мира как единого целого. Однако способы выражения этого жела ния могут быть различными. Например, одни религиозные личности являются

≪имманентными мистиками≫, которые находят смысл в самоутверждении и актив ном участии в жизни. В то же время другие являются ≪трансцендентными мисти ками≫, стремящимися соединиться с высшей реальностью путем отстранения от

жизни (например, монахи). Независимо от способа самовыражения, религиозная

личность видит в мироздании единство и высший смысл.

Олпорт оценивал индивидуальные различия степени выраженности данных

шести ценностных ориентации при помощи ≪Теста изучения ценностей≫. Разра ботанный и унифицированный с помощью студентов колледжа, тест состоит из

45 вопросов, и для его проведения требуется около 20 минут. Подобно другим

многофакторным личностным тестам, он дает оценку по каждому фактору (цен ности). Комбинация оценок графически выражается в виде профиля ценност ных ориентации данного испытуемого. Профили полезны для целей учебной

демонстрации, и особенно для профессиональной ориентации клиентов. В целом, надежность и валидность получаемых данных подтверждает практичность этого

теста. Кроме того, усредненные оценки по каждой из шести ценностей различа ются в ожидаемых направлениях для представителей различных профессий.

Студенты, изучавшие бизнес, получили наивысшие показатели по экономиче ской ценности; студенты, изучавшие искусство и дизайн, —по эстетической; а

студенты, посвятившие себя теологии, —по религиозной [Allport et al., 1960].

Гордон Олпорт: диспозициональная теория личности •303

Хотя в настоящее время этот тест уже не столь популярен как прежде, он точно

отражает положение Олпорта о том, что ценности представляют собой существен ную часть личности.

ПОДХОД К ЛИЧНОСТИ С ПОЗИЦИИ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА В отличие от идеографического изучения черт по Олпорту, существенно иное

направление в психологии черт личности открывается благодаря статистическо му методу, известному как факторный анализ. Теоретики, использующие фактор ный анализ, полагают, что основополагающие аспекты личности являются общими

для всех; то есть основные элементы, из которых формируется структура лично сти, универсальны. Сторонники применения факторного анализа для изучения

черт считают также, что люди обладают стойкой предрасположенностью реагиро вать определенным образом и что основные параметры личности имеют иерархи чески упорядоченную структуру. Ключевая особенность данного подхода к изу чению личности состоит в количественном измерении черт личности. Выдающи мися представителями этого количественного научного метода являются Рэймонд

Кеттел и Ганс Айзенк. Данный раздел главы посвящен их вкладу в персоноло гию. Однако сначала мы сделаем небольшое отступление, чтобы рассмотреть про цедуру проведения факторного анализа согласованных структур личности.

Метод факторного анализа Факторный анализ представляет собой в высшей степени сложную математиче скую процедуру, рассмотрение которой выходит за рамки этой книги, однако ло гика, лежащая в его основе, сравнительно проста для понимания. По сути, это

метод определения степени совместной изменчивости в большом наборе психоло гических переменных, полученных при тестировании представительной группы

испытуемых. Основная посылка состоит в том, что определенные характеристики

коррелируют, или являются ковариантными, таким образом, что это дает возмож ность выделить некий самостоятельный психологический показатель или фактор.

Посредством изучения типов ковариации (≪что с чем связано≫) факторный ана лиз позволяет работать с огромными массивами данных, полученных путем раз личных измерений, приводя их к меньшему ряду групп или факторов, более при годному для обработки. Предположим, например, что исследователю необходимо

установить наличие взаимосвязей среди 50 различных личностных переменных, причем каждая из них представлена неким результатом или показателем теста.

Вместо того, чтобы пытаться изучать все взаимосвязи среди этих переменных

(свыше 12 000 корреляций), исследователь может свести их к меньшему числу

переменных, достаточно полно характеризующих всю совокупность данных. Пе ременные, образующие этот ряд, называются факторами.

Начальным этапом в проведении факторного анализа является получение не скольких переменных в большой выборке результатов измерений испытуемых.

Измерение может проводиться в самой различной форме, включая самооценку, экспертные оценки и оценки объективного поведения. Тип или источник данных

304 •Глава 6. Диспозициональное направление в теории личности значения не имеет при условии, что для всех субъектов используются одни и те

же виды измерения. То, какие именно данные мы собираем и анализируем, с оче видностью определяет, какие личностные параметры мы получим в результате

факторного анализа. Что получается из факторного анализа, зависит от того, что психолог в этот анализ вводит!

Вторым этапом процедуры является определение степени взаимосвязи каж дой переменной с каждой другой переменной в общем ряду. Таким образом, при

изучении 50 переменных должна быть определена взаимосвязь между перемен ной а и переменной Ъ, переменной а и переменной с, а и d я т.д., а также

взаимосвязь между переменными Ъ и с, Ь и d и т. д. Мера или степень взаимосвя зи представляет собой коэффициент корреляции, а общее множество корреля ций между всеми переменными —это корреляционная матрица. Следующим

этапом будет определение того, есть ли в пределах общей корреляционной мат рицы группы переменных, которые имеют сходные закономерности изменения

коэффициентов корреляции, образуя функциональные единицы в общем наборе

(факторы). В этой процедуре, называемой выявление фактора, многочисленные

взаимосвязи между всеми переменными сводятся к сравнительно малому числу

факторов. Для одного фактора определяющими считаются те переменные, кото рые наиболее сильно коррелируют между собой. По сути, факторы —это ≪про сто структуры или модели, создаваемые сходимостью результатов измерений≫

[Kerlinger, 1973, р. 671].

Как только из корреляционной матрицы извлечены общие факторы, следую щим этапом анализа будет определение факторных нагрузок значений перемен ных, относящихся к данному фактору. Факторные нагрузки —это корреляции

между фактором, как функциональным целым, и значениями конкретных пере менных, входящих в этот фактор. Это показатель того, до какой степени значение

какой-либо переменной совпадает с основополагающим параметром данного фак тора. Относительно высокие корреляции между значениями переменных и фактором (обычно требуется, чтобы они были не ниже 0,40) ≪нагружают≫ этот

фактор, то есть данные переменные являются определяющими для данного фак тора, а переменные, имеющие низкий коэффициент корреляции, —нет. Короче

говоря, природа фактора определяется значениями переменных, нагружающих

этот фактор.

Заключительным этапом в факторном анализе является формулировка назва ния, или маркировка факторов. Суть процесса маркировки состоит в том, чтобы

как можно более точно отразить содержание переменных, нагружающих фактор, в особенности переменной, которая имеет наибольший вес. Название для данного фактора выбирают с учетом смыслового значения той группы взаимосвязанных

переменных, которая преимущественно нагружает этот фактор. Следует отметить, что название, данное определенному фактору, в высшей степени субъективно и может стать предметом споров и разногласий. Например, два психолога, изучаю щие один и тот же ряд факторов, могут выбрать разные названия для каждого из

них и, следовательно, прийти к разным заключениям относительно природы изу чаемых переменных. Поэтому при выборе названий факторов, или черт личности, следует проявлять чрезвычайную аккуратность.

Итак, факторный анализ представляет собой статистический метод суммиро вания и упрощения рядов переменных, при котором сравнительно большой ряд

Рэймонд Кеттел: структурная теория черт личности и 305

переменных сводится к сравнительно малому ряду измерений черт личности, или

факторов. Основные этапы осуществления типичного факторного анализа сводят ся к следующему:

•сбор показателей по всем переменным на большой выборке испытуемых;

ш получение интеркорреляций всех переменных;

•извлечение факторов из корреляционной матрицы;

•определение нагрузок факторов;

•интерпретация и подбор названий для факторов.

Получив вводную информацию о технике факторного анализа, рассмотрим те перь, как Кеттел и Айзенк использовали эту процедуру для идентификации основ ных аспектов человеческой личности.

РЗЙМОНД КЕТТЕЛ: СТРУКТУРНАЯ ТЕОРИЯ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ В отличие от многих других теоретиков Кеттел начал не с клинических наблюде ний или интуитивных представлений о природе человека. Наоборот, его подход

прочно основан на использовании точных эмпирических методов исследования.

Приверженность Кеттела конструированию научной модели поведения определя лась одной ведущей целью: раскрыть (с помощью метода факторного анализа)

основные черты личности. Он полагает, так же как и Олпорт, что личностные черты

составляют ядро структуры личности, и в конечном счете они ответственны за то, что будет делать человек в данной ситуации. Как и Олпорт, Кеттел различает общие и уникальные черты. Однако он не разделяет точку зрения Олпорта, согласно кото рой черты в самом деле существуют внутри человека. По Кеттелу, черты не имеют

никакого реального нейрофизиологического статуса и как таковые могут быть об наружены лишь при точном измерении наблюдаемого поведения.

Попытка Кеттела разработать теорию черт личности на основе сложного ста тистического анализа объективных поведенческих характеристик достойна восхи щения. Результатом его усилий является, быть может, наиболее комплексная систе ма воззрений в современной персонологии. Несмотря на сложность теории Кеттела, его концепции необходимо серьезно изучать тем, кто посвятил себя исследованию

личности.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Рэймонд Бернард Кеттел (Raymond Bernard Cattell) родился в 1905 году в Стаффордшире, Англия. В своей автобиографии он вспоминает,.что его детские

годы были счастливыми и наполненными такими занятиями, как хождение под

парусами, исследование пещер и плавание [Cattell, 1974]. Однако относительное

спокойствие его детства было прервано, когда Англия вступила в первую мировую

войну. Военный госпиталь находился по соседству с их домом, и девятилетний

Кеттел видел сотни раненых солдат, возвращающихся из Франции. Позднее он

306 •Глава 6. Диспозициональное направление в теории личности Рэймонд ____________Б. Кеттел (род. 1905).

осознал, какой отпечаток оставили на его собственной жизни эти переживания

детских лет: ≪Постоянно и беззвучно в мою жизнь входило неизменное чувство

серьезности, основанное на ощущении, что вряд ли позволительно быть менее са моотверженным, чем эти раненые солдаты, и нового чувства для мальчишки — быстротечности человеческой жизни и необходимости совершенствования ее по

мере возможности≫ [Cattell, 1974, р. 63].

В 16 лет Кеттел поступил в Королевский колледж Лондонского университета, где обучался главным образом физике и химии. За несколько месяцев до оконча ния и получения диплома с отличием он обнаружил, что профессиональная подго товка по физическим наукам не отвечает его возросшему интересу к социальным

проблемам. Игнорируя советы друзей и одноклассников, Кеттел решает посвятить

свой диплом, да и карьеру, психологии. В 1929 году он получает звание доктора

философии в Лондонском университете. Будучи студентом-дипломником, он ра ботал в качестве научного ассистента у Чарльза Спирмена, знаменитого британ ского психолога, разработавшего метод факторного анализа.

После получения докторского звания в области психологии в течение пяти лет

(1932-1937) Кеттел работал директором психологической клиники в Англии, после

чего уехал в Нью-Йорк, где провел год, работая адъюнкт-профессором вместе с

человеком большой эрудиции, теоретиком Колумбийского университета Е. Л. Торн дайком. С этого времени он остается в Соединенных Штатах. В 1938 году он

поступает работать на факультет Университета Кларка, где в то время профессо ром психологии работал Г. Стэнли Холл, а затем в 1941 году занимает долж ность лектора психологии в Гарварде. В 1945 году Кеттел перешел в Универси тет Иллинойса, где и оставался в течение почти 30 лет в должности директора

лаборатории личности и группового анализа. В 1973 году Кеттел оставил свою

должность в Университете Иллинойса и переехал в Боулдер, штат Колорадо, где

основал Институт по исследованию основ морали и самореализации. С 1977 го да он становится консультирующим профессором при Гавайском университете, Рэймонд Кеттел: структурная теория черт личности •307

а также почетным профессором в Иллинойсе. Он все еще активно участвует в исследовательской работе и пишет научные труды.

Один из наиболее плодовитых теоретиков в области изучения личности, Кеттел опубликовал за свою карьеру около 35 книг и 400 исследовательских

статей. Наиболее достойны внимания следующие его книги: ≪Описание и изме рение личности≫ (1946); ≪Личность: системное теоретическое и фактическое ис следование≫ (1950); ≪Научный анализ личности≫ (1965); ≪Наследование лично сти и способностей≫ (1982) и ≪Бейондизм: религия от науки≫ (1987).

ТЕОРИЯ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ПРИНЦИПЫ

Теория Кеттела стремится объяснить сложные взаимодействия между системой

личности и более объемной социокультурной матрицей функционирующего орга низма. Он убежден в том, что адекватная теория личности должна учитывать многочисленные черты, составляющие индивидуальность, степень обусловленнос ти этих черт наследственностью и влиянием окружающей среды, а также то, каким

образом генетические факторы и факторы окружающей среды взаимодействуют

между собой, влияя тем самым на поведение. Он утверждает, что адекватная

теория функционирования и развития личности должна непременно строиться на

строгих методах исследования и точных измерениях. Его излюбленными метода ми изучения личности являются мультивариативная статистика и факторный

анализ.

Согласно Кеттелу, личность —это то, что позволяет нам предсказать поведение

человека в данной ситуации [Cattell, 1965]. Будучи сторонником математического

анализа личности, он придерживался мнения, что предсказание поведения может

быть осуществлено посредством уравнения спецификации. Главная формула, ис пользуемая Кеттелом для предсказания поведения с определенной степенью точ ности, имеет вид:

R = f(S,P).

Здесь сказано, что природа специфической ответной реакции человека (R), оз начающей, что он делает, или думает, или выражает словами, есть некая неопреде ленная функция (f) от стимулирующей ситуации (S) в конкретный момент вре мени и от структуры личности (Р). Уравнение спецификации показывает, что характерная реакция на какую-либо ситуацию представляет собой функцию от

комбинации всех черт, значимых для данной ситуации; причем каждая черта взаи модействует с ситуационными факторами, которые могут оказать на нее влияние.

Кеттел признает, как трудно предсказать поведение какого-либо человека в данной ситуации. Чтобы повысить точность предсказания, персонолог должен рас сматривать не только те черты, которыми обладает личность, но также и не относя щиеся к чертам переменные, такие как настроение человека в данный момент и конкретные социальные роли, требуемые ситуацией. Более того, необходимо взве шивать каждую черту с точки зрения ее значимости в рассматриваемой ситуации.

Например, если бы человек оказался в эмоционально возбуждающей ситуации, тогда в предсказании его ответной реакции наибольший вес следовало бы припи сать такой черте, как тревожность. Поэтому уравнение R = f (S, Р) представляет

308 •Глава 6. Диспозициональное направление в теории личности упрощенный экстракт теории Кеттела о чертах личности. Однако с познаватель ной точки зрения нельзя забывать, что эта главная формула подтверждает убеж денность Кеттела в том, что поведение человека можно определить и предсказать.

Структурные принципы: категории черт личности Несмотря на утверждение Кеттела о том, что поведение определяется взаимодей ствием черт и ситуационных переменных, его главная организующая концепция

личности заключается в описаниях различных типов выявленных им черт. Со гласно Кеттелу, черты личности представляют собой относительно постоянные тен денции реагировать определенным образом в разных ситуациях и в разное время.

Спектр действия этих тенденций чрезвычайно велик. Иначе говоря, черты пред ставляют собой гипотетические психические структуры, обнаруживающиеся в по ведении, которые обуславливают предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и с течением времени. Черты личности отражают ус тойчивые и предсказуемые психологические характеристики и, безусловно, явля ются наиболее важными в концепции Кеттела.

Как отмечалось ранее, в исследовании структурных элементов личности Кет тел в значительной мере полагается на факторный анализ [Cattell, 1965, 1978].

В результате проведения многократных процедур факторного анализа данных, собранных в ходе исследования тысяч субъектов, он приходит к выводу, что черты личности можно классифицировать или разбить на категории несколькими

способами. Рассмотрим предложенные Кеттелом принципы классификации черт

(Кеттел использует также термин факторы).

Поверхностные черты—исходные черты. Поверхностная черта представля ет собой совокупность поведенческих характеристик, которые при наблюдении вы ступают в ≪неразрывном≫ единстве. Например, наблюдаемые проявления неспособ ности сосредоточиться, нерешительности и беспокойства могут быть тесно связаны

друг с другом и составлять поверхностную черту невротизма. Здесь невротизм под тверждается набором взаимосвязанных видимых элементов, а не какого-то одного из

них. Поскольку поверхностные черты не имеют единой основы и временного постоян ства, Кеттел не считает их значимыми для объяснения поведения.

Исходные черты, напротив, представляют собой основополагающие структуры, которые, как считает Кеттел, образуют блоки самого здания личности. Эти некие

объединенные величины или факторы, определяющие, в конечном счете, то посто янство, которое наблюдается в поведении человека. Исходные черты существуют

на ≪более глубоком≫ уровне личности и определяют различные формы поведения

на протяжении длительного периода времени.

Проведя обширную исследовательскую работу с использованием факторного анализа, Кеттел [Cattell, 1979] пришел к выводу о том, что основополагающая

структура личности образована примерно шестнадцатью исходными чертами

(табл. 6-3). Эти факторы черт личности, вероятно, более известны в связи со шка лой, которая теперь используется для их измерения: опросник Кеттела ≪Шестна дцать личностных факторов≫ (Sixteen Personality Factor Questionnaire, 16 PF).

Данная шкала самооценки и несколько других, также разработанных Кеттелом, Рэймонд Кеттел: структурная теория черт личности •309

Таблица 6-3. Основные исходные черты, выявляемые с помощью опросника Кеттела

≪Шестнадцать личностных факторов≫ (16 PF)

Обозначение

фактора

А

В

С

Е

F

G

К

L

М

N

О

Q1

Q2

Q3

Q4

Название фактора

по Кеттелу

Отзывчивость— отчужденность

Интеллект

Эмоциональная

устойчивость— эмоциональная

неустойчивость

Доминантность— подчиненность

Рассудительность— беспечность

Сознательность— безответственность

Смелость—робость

Жесткость—мягкость

Доверчивость— подозрительность

Мечтательность— практичность

Дипломатичность прямолинейность

Склонность

к опасениям — спокойствие

Радикализм— консерватизм

Самодостаточность— конформизм

Недисциплинирован ность— контролируемость

Расслабленность— напряженность

Качество, соответствующее

высокой оценке по фактору

Добродушный, предприимчивый, сердечный

Сообразительный, абстрактно мыслящий

Зрелый, реалистичный, спокойный

Уверенный, конкурирующий, упрямый

Серьезный, молчаливый

Ответственный, моралистический, стоический

Предприимчивый, раскованный

Опирающийся

на свои силы, независимый

Принимающий условия

Творческий, артистичный

Социально опытный, сообразительный

Беспокойный, озабоченный

Вольнодумно

либеральный

Предпочитающий

собственные

решения

Следующий

собственным

побуждениям

Сдержанный, спокойный

Качество, соответствующее

низкой оценке по фактору

Циничный, жестокий, безразличный

Глупый, конкретно мыслящий

Неустойчивый, нереалистичный, неконтролируемый

Застенчивый, скромный, покорный

Беззаботный, полный энтузиазма

Пренебрегающий

правилами, нерадивый, непостоянный

Неуверенный, замкнутый

Цепляющийся за других, зависимый

Упорный на грани

глупости Консервативный, приземленный

Социально неуклюжий, непретенциозный

Спокойный, самодовольный

Уважающий

традиционные идеи

Беспрекословно

следующий за другими

Пунктуальный

Переутомленный, возбужденный

Источник; адаптировано нз Cattell, 1965.

310 м Глава 6. Диспозициональное направление в теории личности оказались чрезвычайно полезными и популярными как в прикладных, так и в теоретических исследованиях. Ниже будет представлено обсуждение исходных

черт, оцениваемых с помощью опросника ≪16 PF≫.

Конституциональные черты—черты, сформированные окружающей сре дой. Согласно Кеттелу, исходные черты можно разделить на два подтипа —в

зависимости от их источника. Конституциональные черты развиваются из био логических и физиологических данных индивидуума. Например, выздоровление

от пристрастия к кокаину может быть причиной внезапной раздражительности, подавленности и беспокойства. Кеттел мог бы утверждать, что подобное поведение

является следствием изменений физиологии человека и, таким образом, отражает

конституциональные исходные черты.

Черты, сформированные окружающей средой, наоборот, обусловлены влия ниями в социальном и физическом окружении. Эти черты отражают характери стики и стили поведения, усвоенные в процессе научения, и формируют модель, запечатленную в личности ее окружением. Поэтому человек, выросший на ферме

Среднего Запада, ведет себя не так, как человек, который провел жизнь в город ских трущобах.

Способность, темперамент и динамические черты. Исходные черты, в свою

очередь, могут быть классифицированы в терминах модальности, посредством ко торой они выражаются. Способности как черты определяют умения человека и его эффективность в достижении желаемой цели. Интеллект, музыкальные спо собности, зрительно-моторная координация —вот некоторые примеры способнос тей. Черты темперамента относятся к другим эмоциональным и стилистическим

качествам поведения. Например, люди могут работать над каким-то заданием либо

быстро, либо медленно; они могут реагировать на какой-то кризис спокойно или

истерично. Кеттел рассматривает черты темперамента как конституциональные ис ходные черты, определяющие эмоциональность человека. Наконец, динамические

черты отражают мотивационные элементы поведения человека. Это черты, активи рующие и направляющие субъекта к конкретным целям. Так, например, личность

может быть охарактеризована как амбициозная, стремящаяся к власти или заинте ресованная в приобретении материальных благ.

Общие черты—уникальные черты. Как и Олпорт, Кеттел [Cattell, 1965] убеж ден в том, что имеет смысл классифицировать черты на общие и уникальные.

Общая черта —это такая черта, которая присутствует в различной степени у всех

представителей одной и той же культуры. Например, самооценка, интеллект и ин троверсия относятся к общим чертам. И напротив, уникальные черты —это такие

черты, которые имеются лишь у немногих или вообще у кого-то одного. Кеттел

предполагает, что уникальные черты особенно часто проявляются в сферах инте ресов и установок. Например, Салли —единственный человек, собравший коллек цию сообщений о детской смертности в Швеции и Канаде в 1930 году. Очень

немногие люди, если такие вообще найдутся, разделили бы этот интерес.

Практически все исследования Кеттела посвящены общим чертам, но призна ние им уникальных черт дает возможность подчеркнуть значение неповторимой

индивидуальности людей. Он также полагает, что сама по себе организация общих

черт в личности всегда уникальна. Однако нам не следует преувеличивать значе Рэймонд Кеттел: структурная теория черт личности •311

ние признания Кеттелом уникальности комбинации черт у каждого конкретного человека. В действительности его намного больше интересовали общие принципы

поведения, чем личность конкретного индивидуума.

Источники данных для факторного анализа Мы уже отмечали, что Кеттел особо подчеркивает значение факторного анализа для определения главных черт личности. Однако, прежде чем перейти к процеду ре факторного анализа, необходимо сначала собрать массу данных по огромной

выборке. Свои данные Кеттел черпает из трех основных источников: данные ре гистрации реальных жизненных фактов (L-данные), данные самооценки при за полнении анкет (Q-данные) и данные объективных тестов (ОТ-данные).

Первые, L-данные, представляют собой результаты измерения поведения в конкретных повседневных ситуациях, такие как успеваемость в школе или

взаимоотношения со сверстниками. Эти данные могут также включать оценки

личностных особенностей, даваемые людьми, хорошо знающими обследуемого в реальных жизненных ситуациях (например, сотрудниками). Q-данные —это, напротив, самооценки человека, касающиеся его поведения, мыслей и чувств.

Подобная информация отражает самоанализ и самонаблюдения личности. Для

получения Q-данных Кеттел разработал специальные тесты самооценки, из ко торых наибольшего внимания заслуживает опросник ≪Шестнадцать личност ных факторов≫ [Cattell et al., 1970]. В то же время он выражает определенные

сомнения в отношении этого типа данных: люди не всегда знают себя достаточ но хорошо или же могут намеренно искажать или фальсифицировать ответы.

Он предупреждает исследователей, что к данным самооценки следует под ходить с осторожностью. И наконец, ОТ-данные получаются в результате мо делирования специальных ситуаций, в которых действия личности по выполне нию определенных заданий могут быть оценены объективно. Здесь, по мнению

Кеттела, отличительной особенностью является то, что человека помещают

в придуманные ≪миниатюрные ситуации≫, и он реагирует, не зная по каким

критериям оцениваются его ответы. Например, человеку могут предложить

тест Роршаха, не дающий возможности для какой бы то ни было подделки.

Итак, ОТ-данные трудно исказить.

Выявление исходных черт эмпирическим путем. Чтобы отразить сложность

личности и создать многоплановую стратегию исследования, Кеттел считает не обходимым использовать многие источники данных. Такой подход учитывает од новременно различные проявления параметров личности, однако он не дает воз можности исследователю манипулировать переменными. Кеттел утверждает: если

такое многоплановое исследование, как факторный анализ, действительно способ но достоверно определять функциональные блоки личности, тогда те же самые

факторы или исходные черты можно будет получать по трем вышеупомянутым

различным типам данных. Это логическое утверждение предполагает, что каждый

источник данных фактически измеряет общераспространенные и основополагаю щие черты личности.

Первоначально Кеттел подвергал факторному анализу только L-данные. Он

обнаружил 15 факторов, которые, как представлялось, наилучшим образом

312 •Глава 6. Диспозициональное направление в теории личности объясняли индивидуальность человека. Затем он вместе с коллегами попытался

определить, будут ли подобные факторы получены на основе Q-данных. Были раз работаны буквально тысячи пунктов опросника, которые предлагались для запол нения очень большому количеству людей, после чего данные были подвергнуты

факторизации с целью выяснения совпадающих пунктов. Результатом этих колос сальных исследовательских усилий явился ≪16 PF≫. Список исходных черт, выве денных с помощью ≪16 PF≫, представлен в табл. 6-3. В целом, факторы, обнару женные с помощью Q-данных, совпадали с факторами, выявленными с использова нием L-данных; только некоторые из них оказались единственными в своем роде




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.162 сек.