Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Карен Хорни: социокультурная теория личности 7 страница




для обоих видов данных. И в частности, первые 12 факторов, перечисленные в табл. 6-3, встретились как в Q-данных, так и в L-данных, в то время как последние

четыре фактора, полученные по Q-данным, не соответствовали L-данным.

Касаясь вопроса о степени влияния черт личности на поведение, Кеттел [Cattell, 1965] высказал мнение, что одна черта сильнее другой в том случае, если она

имеет высокие нагрузки в большем количестве образцов поведенческих проявле ний (то есть общего набора черт, которые могут быть использованы для описания

личности). Поэтому фактор А (отзывчивость —отчужденность) является самой

сильной чертой из перечисленных в табл. 6-3, поскольку он оказывает большее

влияние на поведение людей в различных ситуациях, чем любая другая черта.

Идет ли речь о таких событиях, как успеваемость в школе, эффективность секре тарской работы, подвиг солдата или удачный брак, —во всех этих случаях фак тор А вносит весьма значительный вклад в деятельность человека. Не столь мно гочисленны ситуации, в которых принимает участие фактор В (интеллект); и еще

меньше таких, в которых существенную роль играет фактор С (эмоциональная

устойчивость), и так далее, по всему списку. Следовательно, сила черты определя ется ее значимостью для регуляции поведения в различных обстоятельствах.

Роль наследственности и окружающей среды. Уникальность Кеттела как

ученого состоит в том, что он сделал попытку определить сравнительный вклад

наследственности и окружающей среды в развитие черт личности. С этой целью

он разработал статистическую процедуру —многопрофильный абстрактный

вариантный анализ (Multiple Abstract Variance Analysis, MAVA), оцениваю щий не только наличие или отсутствие генетического влияния, но также и сте пень обусловленности черт генетическим влиянием или воздействием окружаю щей среды [Cattell, 1960]. Эта процедура предполагает сбор данных о различ ных проявлениях сходства между однояйцевыми близнецами, выросшими в одной семье; между сиблингами (братьями и сестрами), выросшими в одной

семье; однояйцевыми близнецами, воспитанными в разных семьях и родными

братьями и сестрами, выросшими врозь. Результаты применения техники MAVA

(основанной на использовании личностных тестов для оценки той или иной

черты личности) показывают: значение генетических и средовых влияний суще ственно меняется от черты к черте. Например, данные указывают на то, что около 65-70% вариаций в оценках интеллекта и уверенности в себе можно

приписать влиянию генетических факторов, в то время как генетическое воздей ствие на такие черты, как самосознание и нейротизм, окажется, по всей вероятно сти, наполовину меньше. В целом, по оценке Кеттела, около двух третей характе ристик личности определяется влияниями окружающей среды и одна треть наследственностью.

Рэймонд Кеттел: структурная теория черт личности •313

Согласно Кеттелу, помимо непосредственного воздействия ситуационных

факторов, на поведение людей в значительной мере влияют те группы, к которым

они принадлежат (семья, церковь, группы сверстников, коллеги, школа, националь ность). Посредством черт личности можно описать не только отдельных людей, но

также и социальные группы, членами которых они являются. Диапазон черт, с

помощью которых могут быть объективно охарактеризованы группы, называется

их синтальностъю (syntality). Используя факторный анализ, Кеттел [Cattell, 1949] изучал синтальность различных религиозных, учебных и профессиональ ных групп. Он исследовал также группу черт, составляющих синтальность целых

наций [Cattell et al., 1952]. Основные черты, идентифицирующие синтальность

стран, включают величину ее территории, моральное состояние, достаток и степень

индустриализации. Ни один другой персонолог не сделал столько, сколько Кеттел

в направлении детального описания черт, характеризующих общество в целом, а

также изучения влияния этих черт на поведение человека.

Заключительные комментарии

По широте и масштабности исследований в сфере личности, бесспорно, Кеттел до стоин признания как самый выдающийся персонолог нашего времени. Его науч ная и исследовательская деятельность затронула почти все аспекты, имеющие зна чение для теории личности, —структуру, развитие, мотивацию, психопатологию, психическое здоровье и изменения. Его усилия по построению теории, основанной

на технике точных измерений, поистине впечатляющи. Как отмечает один из его последователей, Кеттел достоин всяческого восхищения: ≪Следует отметить, что оригинальная программа Кеттела по изучению личности явилась результатом

чрезвычайно богатой теоретической системы, оказавшейся гораздо более плодо творной в отношении эмпирического исследования, чем любая другая теория≫

[Wiggins, 1984, р. 190]. Однако, к сожалению, теория Кеттела не получила должной

оценки у многих персонологов, изучавших личность человека, и осталась по сути

мало известной широкой публике. Критики указывают на то, что труды Кеттела

написаны сложным языком и трудны для понимания. Имеет место и критика его чрезмерной приверженности факторному анализу, а также субъективности пред ложенных им формулировок, интерпретаций и названий основных черт, получен ных статистическим методом. Несмотря на недостаточное внимание к его работе и некоторые заслуженные упреки в его адрес, Кеттел остается убежденным привер женцем своего подхода, который, по всей вероятности, даст нам возможность по нять структуру и функции личности. Мы надеемся, что данный краткий обзор

послужит для студентов стимулом к более серьезному знакомству с теорией Кет тела. Особенно рекомендуем работу, которую он написал, будучи студентом по следнего курса университета —≪Научный анализ личности≫ [Cattell, 1965].

Кеттела ни в коем случае нельзя считать единственным персонологом, посвя тившим себя изучению базисной структуры личностных черт. Ганс Айзенк также

использовал факторный анализ для выявления целого ряда аспектов, необходи мых для объяснения человеческого поведения. Ниже рассматривается теория ти пов черт, которая и завершает наш обзор диспозиционального направления в теории личности.

314 •Глава 6. Диспозициональное направление в теории личности ГАНС АЙЗЕНК: ТЕОРИЯ ТИПОВ ЛИЧНОСТИ Айзенк соглашается с Кеттелом в том, что целью психологии является предсказа ние поведения. Он также разделяет приверженность Кеттела факторному анали зу как способу охватить целостную картину личности. Однако Айзенк использу ет факторный анализ несколько иначе, чем Кеттел. По Айзенку, стратегия иссле дования должна начинаться с достаточно обоснованной гипотезы по некоей

интересующей исследователя основной черте, за которой следует точное измере ние всего того, что для этой черты характерно. В противоположность ему, Кеттел

заявляет, что основные составляющие элементы личности выявляются путем при менения батареи тестов и последующей обработки данных. Таким образом, под ход Айзенка более жестко связан рамками теории, чем у Кеттела. В отличие от

Кеттела, Айзенк был также убежден, что для объяснения большей части поведен ческих проявлений человека необходимо не более трех суперчерт (которые он

называет типами). Как вы, возможно, помните, Кеттел приводит по крайней мере

16 черт или факторов, составляющих структуру личности. И наконец, Айзенк

гораздо большее значение придает генетическим факторам в развитии индивиду ума. Это вовсе не говорит о том, что Айзенк отрицает ситуационные воздействия

или влияние окружающей среды на человека, но он убежден в том, что черты

личности и типы определяются прежде всего наследственностью. Несмотря на тот

факт, что до сих пор еще не выяснено точное воздействие генетики на поведение, все большее число психологов полагают, что, возможно, в этом вопросе Айзенк

прав [Loehlin et al., 1988].

БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Ганс Юрген Айзенк (Hans Jurgen Eysenk) родился в Берлине, Германия, в 1916 году. Его отец был признанным актером и певцом, а мать —звездой немого

кино. Будущее своего сына они видели в шоу-бизнесе, и в возрасте восьми лет

Айзенк уже играл незначительную роль в одном из фильмов. Однако, когда ему

было два года, родители разошлись, и его воспитывала бабушка по материнской

линии. После окончания средней школы Айзенк решил продолжить свое образо вание за границей, отчасти потому, что опасался нацистского преследования.

Спустя годы, он писал: ≪Я знал, что для меня нет будущего на моей несчастной

родине≫ [Eysenck, 1982, р. 289]. После года, проведенного во Франции, он обосно вался в Англии, где изучал психологию в Лондонском университете. В 1940 году

ему присваивается звание доктора наук. Во время второй мировой войны Айзенк

работал психологом в психиатрическом госпитале, пациентами которого были

страдающие от стресса военные. С 1946 года он читает лекции по психологии в Лондонском университете и одновременно является директором Института пси хиатрии при госпитале Модели в Лондоне. Он работал также в должности кон сультирующего профессора в различных университетах Соединенных Штатов.

В 1983 году Айзенк ушел в отставку, оставив работу на факультете психологии

Ганс Айзенк: теория типов личности •315

Ганс Ю. Айзенк (род. 1916).

Лондонского университета. В настоящее время он пишет автобиографию и посвя щает свободное время своему любимому увлечению —теннису.

Айзенк —чрезвычайно плодовитый автор; им опубликовано около 45 книг

и 600 научных статей. Его основные теоретические работы: ≪Измерение лично сти≫ (1947); ≪Научное исследование личности≫ (1952); ≪Структура человечес кой личности≫ (1970); ≪Личность и индивидуальные различия≫ (в соавторстве с

сыном, Майклом Айзенком, 1985). Для психологии фигура Айзенка является

довольно противоречивой. Это обусловливается отчасти его центральной ролью

в двух наиболее горячих научных дискуссиях —о наследуемости интеллекта и эффективности психотерапии. Он настаивал на том, что, во-первых, интеллект в значительной мере определяется наследственностью, и, во-вторых, традиционные

виды вербальной терапии (в особенности психоанализ) имеют минимальное зна чение или вовсе не эффективны при лечении психических расстройств, Обе эти

позиции были приняты более чем сдержанно, по поводу чего Айзенк сделал

следующее признание: ≪Я обычно был против истеблишмента в угоду мятежни кам. Я склонен думать, что по этим пунктам большинство ошибалось, а я прав≫

[Eysenck, 1982, р. 298].

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ПРИНЦИПЫ ТЕОРИИ ТИПОВ ЛИЧНОСТИ Суть теории Айзенка состоит в том, что элементы личности могут быть расположе ны иерархически. В его схеме (рис. 6-4) присутствуют определенные суперчерты, или типы, такие как экстраверсия, которые оказывают мощное влияние на поведе ние. В свою очередь, каждую из этих суперчерт он видит построенной из несколь ких составных черт. Эти составные черты представляют собой либо более поверх ностные отражения основополагающего типа, либо специфические качества, при сущие этому типу. И наконец, черты состоят из многочисленных привычных

316 •Глава 6. Диспозициональное направление в теории личности Рис. 6-4. Иерархическая модель структуры личности. ПР —привычная реакция; СР специфическая реакция.

(Источник: адаптировано из Eysenk, 1967, р. 36)

реакций, которые, в свою очередь, формируются из множества специфических ре акций. Рассмотрим, к примеру, человека, который, судя по наблюдениям, демонст рирует специфическую реакцию: улыбается и протягивает руку при встрече с

другим человеком. Если мы видим, что он делает это всякий раз, как кого-то встре чает, мы можем предположить, что такое поведение является его привычной реак цией приветствовать другое лицо. Эта привычная реакция может быть связана с

другими привычными реакциями, такими как склонность разговаривать с другими

людьми, посещение вечеринок и т. д. Эта группа привычных реакций формирует

черту общительности. Как это проиллюстрировано на рис. 6-4, на уровне черт об щительность коррелирует с предрасположенностью реагировать в ключе активно го, живого и уверенного поведения. В совокупности эти черты составляют супер черту, или тип, который Айзенк называет экстраверсия.

Рассматривая иерархическую модель личности по Айзенку, следует отметить, что здесь слово ≪тип≫ предполагает нормальное распределение значений парамет ров на континууме. Поэтому, например, понятие экстраверсия представляет собой

диапазон с верхним и нижним пределами, внутри которого находятся люди, в соответствии с выраженностью данного качества. Таким образом, экстраверсия ~

это не дискретный количественный показатель, а некий континуум. Поэтому Ай зенк использует в данном случае термин ≪тип≫.

Ганс Айзенк: теория типов личности •317

Основные типы личности Айзенк использовал для сбора данных о людях разнообразные методы: самонаблю дение, экспертные оценки, анализ биографических сведений, физические и физио логические параметры, а также объективные психологические тесты. Полученные

данные были подвергнуты факторному анализу для определения структуры личнос ти. В своем раннем исследовании Айзенк выявил два основных типа [Eysenk, 1947, 1952], которые он назвал интроверсия —экстраверсия и нейротизм —стабиль ность (иногда этот фактор называют нестабильность —стабильность). Эти два

измерения личности ортогональны, то есть они статистически не зависят друг от

друга. Соответственно, людей можно разделить на четыре группы, каждая из кото рых представляет собой некую комбинацию высокой или низкой оценки в диапазо не одного типа вместе с высокой или низкой оценкой в диапазоне другого типа. Как

показано в табл. 6-4, с каждым типом ассоциируются характеристики, названия

которых напоминают описания черт личности. При рассмотрении природы этих

четырех групп следует иметь в виду два момента. Во-первых, оба диапазона типов

имеют нормальное распределение, являются непрерывными и предусматривают, таким образом, широкий спектр индивидуальных различий. Во-вторых, описания

черт, присущих каждому типу, представляют собой крайние случаи. Большинство Таблица 6-4. Четыре категории людей, описанные Айзенком

на основе выраженности двух независимых параметров

Каждая категория, включая составляющие ее черты, является результа том комбинации высокого и низкого уровня интроверсии и экстраверсии

с высоким либо низким уровнем стабильности и нейротизма.

СТАБИЛЬНЫЙ НЕВРОТИЧНЫЙ

Источник: адаптировано из Eysenk, 1975.

ИНТРОВЕРТ

ЭКСТРАВЕРТ

Спокойный, уравновешенный, надежный, контролируемый, миролюбивый, внимательный, заботливый, пассивный

Лидер, беззаботный, веселый, покладистый, отзывчивый, разговорчивый, дружелюбный, общительный

Легко поддающий ся переменам на строения, тревожный, ригидный, рассудительный, пессимистичный, замкнутый, необщительный, тихий

Ранимый, беспокойный, агрессивный, возбудимый, непостоянный, импульсивный, оптимистичный, активный

318 •Глава 6. Диспозициональное направление в теории личности людей склонны быть ближе к средней точке —в обоих диапазонах типов —и по этому получают не столь экстремальные характеристики, как в табл. 6-4.

Как видно из табл. 6-4, люди, которые являются одновременно интровертиро ванными и стабильными, склонны придерживаться норм и правил, быть заботли выми и внимательными. И наоборот, комбинация интроверсии и нейротизма пред полагает у индивидуума тенденцию проявлять в поведении больше беспокойства, пессимизма и замкнутости. Соединение экстраверсии и стабильности привносит в поведение такие качества, как заботливость, покладистость и общительность. И на конец, люди с экстраверсией и высоким нейротизмом скорее всего будут агрессив ными, импульсивными и возбудимыми. Следует отметить, что Айзенк особое зна чение придавал индивидуальным различиям. Таким образом, никакая из комбина ций этих типов личности не может быть более предпочтительной, чем другая.

Беззаботный и компанейский тип поведения имеет свои как хорошие, так и нега тивные моменты; то же самое можно сказать и о тихой, замкнутой манере поведе ния. Они просто разные.

Не так давно Айзенк описал и ввел в свою теорию третий тип измерения

личности, который он назвал психотизм —сила суперэго [Eysenk, 1976]. Люди с

высокой степенью выраженности этой суперчерты эгоцентричны, импульсивны, равнодушны к другим, склонны противиться общественным устоям. Они часто

Исследование показывает, что экстраверты принимают участие в возбуждающей

деятельности, чтобы повысить уровень корковой активации.

(Bill Ross/Woodfin Camp & Associates)

Ганс Айзенк: теория типов личности •319

бывают беспокойными, трудно контактируют с людьми и не встречают у них

понимания, намеренно причиняют другим неприятности. Айзенк предположил, что психотизм —это генетическая предрасположенность к тому, чтобы стать пси хотической либо психопатической личностью. Он рассматривает психотизм как

личностный континуум, на котором можно расположить всех людей и который

более выражен у мужчин, чем у женщин.

Нейрофизиологические основы черт и типов. Наиболее увлекательным ас пектом теории Айзенка является его попытка установить нейрофизиологическую

основу для каждой из трех суперчерт или типов личности. Интроверсия —экстра версия тесно связана с уровнями корковой активации, как это показано электро энцефалографическими исследованиями. Айзенк [Eysenk, 1982] использует тер мин ≪активация≫ для обозначения степени возбуждения, меняющей свою величи ну от нижнего экстремума (например, сон) до верхнего экстремума (например, состояние паники). Он полагает, что интроверты чрезвычайно возбудимы и, следо вательно, в высшей степени чувствительны к поступающей стимуляции —по этой

причине они избегают ситуаций, чрезмерно сильно действующих на них. И наобо рот, экстраверты недостаточно возбудимы и поэтому нечувствительны к поступаю щей стимуляции; соответственно, они постоянно выискивают ситуации, которые

могут их возбудить.

Айзенк предполагает, что индивидуальные различия по стабильности—нейро тизму отражают силу реакции автономной нервной системы на стимулы. В осо бенности он связывает этот аспект с лимбической системой, которая оказывает

влияние на мотивацию и эмоциональное поведение. Люди с высоким уровнем

нейротизма обычно реагируют на болезненные, непривычные, вызывающие беспо койство и иные стимулы быстрее, чем более стабильные личности. У таких лиц

обнаруживаются также более длительные реакции, продолжающиеся даже после

исчезновения стимулов, чем у лиц с высоким уровнем стабильности.

Что касается исследований, посвященных выявлению основы психотизма, то

они находятся в стадии поиска. Однако в порядке рабочей гипотезы Айзенк увя зывает этот аспект с системой, продуцирующей андрогены (химические вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции, которые при попадании в кровь

регулируют развитие и сохранение мужских половых признаков). Однако прове дено слишком мало эмпирических исследований в этой области, чтобы подтвердить

гипотезу Айзенка о связи между половыми гормонами и психотизмом.

Нейрофизиологическая интерпретация аспектов поведения личности, предло женная Айзенком, тесно связана с его теорией психопатологии. В частности, различные виды симптомов или расстройств могут быть отнесены на счет комби нированного влияния черт личности и функционирования нервной системы. На пример, у человека с высокой степенью интроверсии и нейротизма очень высок

риск развития болезненных состояний тревоги, таких как обсессивно-компуль сивные расстройства, а также фобии. И наоборот, человек с высоким уровнем

экстраверсии и нейротизма подвержен риску психопатических (антисоциаль ных) расстройств. Однако Айзенк спешит добавить, что психические расстрой ства не являются автоматически результатом генетической предрасположенно сти. ≪Генетически наследуемой является предрасположенность человека по ступать и вести себя определенным образом при попадании в определенные

ситуации≫ [Eysenck, 1982, р. 29]. Таким образом, вера Айзенка в генетический

320 •Глава 6. Диспозициональное направление в теории личности фундамент различного рода психических расстройств сочетается с равной по

силе убежденностью в том, что факторы окружающей среды могут до некоторой

степени изменить развитие такого рода нарушений.

Измерение черт личности. Как и Кеттел, Айзенк сконструировал множество

опросников самооценки для определения индивидуальных различий по трем су перчертам личности. Самым последним из них является ≪Личностный опросник

Айзенка≫ (Eysenck Personality Questionnaire, EPQ) [Eysenck, Eysenck, 1975]. Об разцы отдельных пунктов EPQ представлены в табл. 6—. Следует отметить, что опросник содержит пункты, релевантные данным трем факторам, образующим

структуру личности. Кроме того, EPQ включает шкалу лжи для выявления

склонности личности к фальсификации ответов с целью показать себя в более привлекательном свете. Была составлена и анкета ≪Подростковый личностный

опросник≫ (Junior EPQ) для тестирования детей в возрасте 7-15 лет [Eysenck, Eysenck, 1973].

Тот факт, что Айзенк и Кеттел используют разные личностные опросники для

дальнейшей факторизации данных, отчасти объясняет различие между ними по

количеству черт, которое они считают необходимым для объяснения личности.

Таблица 6-5. Примеры пунктов личностного опросника Айзенка

ЭКСТРАВЕРСИЯ-ИНТРОВЕРСИЯ

1. Любите ли вы бывать в обществе?

2. Любите ли вы общаться с людьми?

3. Могли бы вы назвать себя счастливчиком?

СТАБИЛЬНОСТЬ—НЕСТАБИЛЬНОСТЬ

1. Часто ли ваше настроение резко меняется?

2. Вы легковозбудимый человек?

4. Вы часто бываете расстроены?

ПСИХОПАТИЯ

1. Имеют ли для вас значение хорошие манеры и опрятность?

2. Стараетесь ли вы не быть грубым с людьми?

3. Любите ли вы сотрудничать с другими?

ШКАЛА ЛЖИ

1. Вы любите посмеяться иногда над непристойными шутками?

2. Всегда ли, будучи ребенком, вы сразу делали то, что вам велели, без ворчания и жалоб?

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

Источник: из анкеты EPQ для взрослых [Eysenck, Eysenck, 1975], опубликованной службой EdITS

(Образовательная и Промышленная Служба Тестирования), Сан-Диего, Калифорния, Ганс Айзенк: теория типов личности •321

Причина здесь в том, что результаты факторного анализа в значительной мере

зависят от источника или типа получаемых данных. В любом случае, Айзенк

убежден, что его два основных типовых критерия интроверсия—экстраверсия и стабильность—нейротизм были эмпирически подтверждены в работах несколь ких исследователей, применявших многие другие личностные тесты. Большая

часть доказательств в поддержку этой точки зрения получена из исследований

поведенческих различий между экстравертами и интровертами.

Различия между интровертами и экстравертами

Айзенк придает большое значение концептуальной ясности и точным измерениям

своих теоретических концепций. До сегодняшнего дня большая часть его усилий

направлена на определение того, имеются ли существенные различия в поведении, обусловленные индивидуальными различиями в пределах континуума интровер сия—экстраверсия. Айзенк утверждает, что индивидуальные различия в поведе нии могут быть выявлены посредством факторного анализа и измерены с помощью

опросников, а также лабораторных процедур. Наш краткий обзор посвящен этой

общей методологии.

В обзоре исследований [Wilson, 1978], основанных на предсказаниях по ре зультатам тестирования в рамках теории Айзенка, представлено впечатляющее

количество фактов. Например, экстраверты гораздо более терпимо относятся к

боли, чем интроверты; они делают больше пауз во время работы, чтобы поболтать и попить кофе, чем интроверты; возбуждение повышает эффективность их поступ ков и действий, в то время как интровертам оно лишь мешает.

Некоторые другие эмпирически установленные различия между экстраверта ми и интровертами приведены ниже.

•Интроверты предпочитают теоретические и научные виды деятельности (например, инженерное дело и химия), в то время как экстраверты склонны

отдавать предпочтение работе, связанной с людьми (например, торговля, со циальные службы).

•Интроверты чаще признаются в практике мастурбации, чем экстраверты;

зато экстраверты вступают в половые связи в более раннем возрасте, более часто и с большим числом партнеров, чем интроверты.

•В колледже интроверты достигают более заметных успехов, чем экстравер ты. Также студенты, оставляющие колледж по психиатрическим причинам, скорее интроверты; в то время как те студенты, которые уходят по академи ческим причинам, чаще оказываются экстравертами.

•Интроверты чувствуют себя более бодрыми по утрам, тогда как экстравер ты по вечерам. Более того, интроверты лучше работают утром, а экстра верты —во второй половине дня.

Одним из наиболее примечательных различий между интровертами и экстра вертами является их чувствительность к стимуляции. Эта разница может быть

легко продемонстрирована при помощи ≪теста лимонной капли≫ [Corcoran, 1964].

322 •Глава 6. Диспозициональное направление в теории личности Если капнуть четыре капли лимонного сока на язык человека, окажется, что интро верты выделяют почти в два раза больше слюны, чем экстраверты. Основа этого

интересного явления связана с различными паттернами физиологического функ ционирования у интровертов и экстравертов. Айзенк особенно подчеркивает, что за

различия в реакциях на стимуляцию у интровертов и экстравертов отвечает восхо дящее активирующее влияние со стороны ретикулярной формации ствола мозга.

Заключительные комментарии

Неустанные __________усилия Айзенка создать целостную картину личности достойны вос хищения. Многие психологи считают его первоклассным специалистом, чрезвы чайно плодотворным в своих попытках создать научно обоснованную модель

структуры и функционирования личности. Во всех работах Айзенк постоянно

подчеркивал роль нейрофизиологических и генетических факторов в объяснении

индивидуальных поведенческих различий. Кроме того, он утверждает, что точная

процедура измерения является краеугольным камнем построения убедительной

теории личности. Следует также отметить его вклад в исследования в области

криминологии, образования, психопатологии и изменения поведения. В целом, ка жется логичным заключить, что популярность теории Айзенка еще возрастет и будут продолжаться попытки ученых совершенствовать и расширять его теорию

черт личности как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне.

РЕЗЮМЕ

Диспозициональное направление предполагает, что люди обладают некими устой чивыми внутренними качествами, сохраняющимися с течением времени и в раз личных ситуациях. Кроме того, подчеркивается, что индивидуумы отличаются

друг от друга по своим характерологическим признакам. Гордон Олпорт, первым

выдвинувший теорию черт личности, главной задачей психологии считал объясне ние уникальности индивидуума. Личность он рассматривал как динамическую

организацию тех внутренних психических процессов, которые определяют харак терное для нее поведение и мышление.

Олпорт считал черту самой значительной единицей анализа для понимания и изучения личности. В его системе черта личности определяется как предрасполо женность к реагированию сходным образом на различные виды стимулов. Говоря

кратко, черты личности объясняют устойчивость поведения человека во времени и в различных ситуациях. Они могут быть классифицированы как кардинальные, центральные и вторичные в зависимости от широты спектра их влияния. Олпорт

также выделял общие и индивидуальные склонности. Первые —это общие черты, по которым можно сопоставить большинство людей в пределах данной культуры, в то время как последние относятся к характеристикам, свойственным какому либо человеку, и не могут быть критерием для сравнения людей.

Всеобъемлющий конструкт, объединяющий черты личности и дающий направ ление жизни человека, получил название проприума. Эта концепция обозначает

≪Я как познаваемое≫ и включает все аспекты индивидуума, участвующие в созда Гордон Олпорт, Рэймонд Кеттел и Ганс Айзенк •323

нии внутреннего чувства целостности. Другим ключевым моментом в теории Ол порта является концепция функциональной автономии. Она гласит, что мотивы

взрослого человека не связаны с опытом прошлых переживаний, из которых они

первоначально возникли. Олпорт выделяет устойчивую функциональную автоно мию (механизмы обратной связи в нервной системе) и собственно функциональ ную автономию (приобретенные человеком интересы, оценки, отношения и намере ния). Последняя способствует развитию истинно зрелой личности, характерные




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.15 сек.