Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Карен Хорни: социокультурная теория личности 8 страница




особенности которой Олпорт описал весьма подробно.

Оппозиция Олпорта психоаналитическим и бихевиористским концепциям

личности отчетливо просматривается в основных положениях, касающихся чело веческой природы. Его теория черт личности отражает:

•сильную приверженность таким исходным положениям, как рациональ ность, проактивность и гетеростаз;

•умеренную приверженность холизму и познаваемости;

•слабое предпочтение положений свободы и субъективности;

•среднюю позицию по положениям конституционализма—инвайронмента лизма и изменяемости—неизменности.

Несмотря на то, что теория черт личности на сегодняшний день не стимулиро вала почти ни одного эмпирического исследования, прямо поддерживающего ее

основные концепции, Олпорт внес довольно интересный эмпирический вклад в персонологическую литературу. Он отстаивал идеографический подход к изуче нию личности, направленный на раскрытие уникальности каждого человека. Одно

из таких исследований (≪Письма Дженни≫) было приведено для иллюстрации

потенциальной значимости личных документов при идентификации уникальной

совокупности черт, характерных для данного конкретного индивидуума.

Теории черт личности в последние годы подвергаются критике. Мишель утвер ждает, что люди в разное время в различных ситуациях проявляют меньше посто янства, нежели это декларируется психологами —сторонниками концепции черт.

Он настаивает на том, что поведение определяется в первую очередь ситуационны ми факторами. Сторонники лее концепции черт выдвинули контраргумент: посто янство можно доказать, но для этого необходимо адекватно измерять наблюдаемое

поведение. Согласно заявлению Эпштейна, когда параметры поведения измеряют ся в целом ряде случаев, тогда мы убеждаемся в том, что черты личности предска зывают устойчивые поведенческие тенденции. Некоторые персонологи утвержда ют, что значимые корреляции между чертами личности и поведением можно полу чить лишь в тех случаях, когда у испытуемых данная черта является выраженной.

Было приведено исследование, основанное на выявлении дружелюбия и добросо вестности методом самооценки, подтверждающее это мнение. И наконец, было от мечено, что взаимодействие между чертами личности и ситуационными факторами

становится доминирующей точкой зрения в персонологии.

Рассмотрено прикладное значение теории Олпорта в связи с тестом ≪Изучение

ценностей≫. Основанный на типах ценностей Шпрангера, этот личностный опрос ник самооценки определяет сравнительную выраженность шести различных цен ностных ориентации, которые Олпорт считал существенными в объединяющей

философии жизни. Были представлены краткие описания типов людей, чья жизнь

определяется преобладающим влиянием теоретических, экономических, эстетиче ских, социальных, политических или религиозных ценностей.

324 •Глава 6. Диспозициональное направление в теории личности Теоретики факторного анализа Рэймонд Кеттел и Ганс Айзенк использовали

сложную статистическую процедуру для выявления черт, лежащих в основе струк туры личности. Факторный анализ представляет собой инструмент для определе ния степени ковариации среди большого ряда переменных, измеренных у большого

числа людей. Эта процедура была описана как последовательный ряд действий:

сбор показателей переменных на большой выборке, создание таблиц взаимодей ствий между измеренными переменными (корреляционные матрицы), определение

нагрузок на каждый фактор и присвоение названий получаемым факторам.

Кеттел рассматривает личность как то, что позволяет нам предсказать дей ствия какого-либо человека в данной ситуации и выражается уравнением

R = f (S, Р). По мнению Кеттела, черты личности представляют собой гипотети ческие конструкции, предрасполагающие человека к устойчивому поведению с

течением времени и в различных обстоятельствах. Структуру личности он опи сывает состоящей из примерно 16 факторов —исходных черт. В свою очередь, исходные черты могут быть разделены на конституциональные и сформирован ные окружающей средой. Умение, или способность, темперамент и динамические

черты представляют собой дополнительные категории квалификаций черт лично сти в системе Кеттела. Кеттел различает также общие и уникальные черты.

Для идентификации исходных черт Кеттел использует три типа данных: ре гистрация жизненных фактов (L-данные), результаты применения опросников

самооценки (Q-данные) и объективные тесты (ОТ-данные). Опросник ≪Шест надцать личностных факторов≫ (16 PF) был разработан Кеттелом с целью изме рения исходных личностных черт по данным самооценки. Кеттел разработал

также некое статистическое руководство, называемое многосторонним абстракт ным вариантным анализом для оценки относительной доли участия наследствен ности и окружающей среды в формировании данной черты. Он считает, что лич ность на одну треть определяется генетикой и на две трети —влиянием окруже ния. И наконец, он изучил, как синтальность или определяющие характеристики

групп влияют на индивидуума.

Теория типов личности Айзенка также основывается на факторном анализе.

Его иерархическая модель структуры личности включает типы, черты личности, привычные реакции и специфические реакции. Типы представляют собой конти нуумы, на которых между двумя экстремумами располагаются характеристики

индивидов. Айзенк подчеркивает, что типы личности не являются дискретными и что большинство людей не подпадает под крайние категории.

В отличие от Кеттела, Айзенк видит лишь два главных типа (суперчерты), лежащих в основе структуры личности: интроверсия—экстраверсия и стабиль ность—нейротизм. Рассмотрены явные особенности поведения, являющиеся ре зультатом комбинаций этих двух типов. Например, люди, являющиеся одновре менно интровертами и стабильными, имеют тенденцию контролировать свои по ступки, в то время как экстраверты, отличающиеся стабильностью, склонны вести

себя беззаботно. Айзенк утверждает, что индивидуальные различия по этим двум

суперчертам, точно так же, как и третий фактор, называемый психотизм—сила

суперэго, тесно связаны с нейрофизиологическими особенностями человеческого

организма. Айзенк придает генетическому фундаменту черт личности гораздо

большее значение, чем Кеттел.

Айзенк разработал несколько опросников для оценки трех основных супер черт, лежащих в основе его иерархической модели личности. Был описан лично Гордон Олпорт, Рэймонд Кеттел и Ганс Айзенк •325

стный опросник Айзенка, а также проведенное с его применением исследование, демонстрирующее разницу в поведении между интровертами и экстравертами.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Выберите какого-нибудь человека, которого вы хорошо знаете, и перечислите его или ее

существенно важные индивидуальные характеристики. Являются ли эти характеристи ки тем, что Олпорт подразумевает под центральными диспозициями? Насколько полез на концепция центральных диспозиций для описания личности повседневным, разговор ным языком?

2. Перечислите те черты личности, которые вы считаете своими собственными основными

чертами. Полностью ли этот список охватывает ваше собственное интуитивное чувство

индивидуальности (ваше субъективное ощущение того, кем вы являетесь как целостная

личность)? Считаете ли вы также необходимой концепцию проприума для полного опи сания вашей индивидуальности? Что конкретно добавляет концепция проприума к ва шему собственному описанию, и что отсутствует в вашем списке центральных черт?

3. Что вы думаете о выдвинутой Олпортом концепции ≪функциональной автономии≫? Мо гут ли люди на самом деле разорвать свои мотивационные связи с прошлым, или эта

концепция является теоретическим заблуждением? Подкрепите свои аргументы приме рами.

4. Насколько шесть характеристик ≪зрелой личности≫ по Олпорту соответствуют ваше му собственному представлению о том, что составляет здоровую личность? Можете ли

вы назвать какую-либо особенность, которая могла бы быть у здоровой личности и оказалась никоим образом не совместимой с шестью характеристиками Олпорта?

5. Каковы основные этапы факторного анализа для идентификации основополагающих

черт структуры индивидуума? Почему, как вы считаете, Кеттел и Айзенк расходятся во

взглядах на количество главных черт, формирующих личность и определяемых методом

факторного анализа?

6. Чем отличаются подходы Олпорта, Кеттела и Айзенка к классификации черт лично сти? Приведите примеры, иллюстрирующие понимание каждым из теоретиков терми на ≪черта личности≫. Согласны ли —и если да, то до какой степени —эти трое теоре тиков в том, что поведение человека определяется взаимодействием черт с ситуациями?

7. Согласны ли вы с Айзенком в том, что за основные особенности человеческого поведе ния ответственны главным образом три главные черты (типы) индивидуума? Согласны

ли вы с Айзенком, что индивидуальные вариации в каждом диапазоне черт отражают

нейрофизиологические различия?

8. Какие можно выделить главные различия в поведении между интровертами и экстра вертами, на основе приведенных здесь результатов исследований? Как в таком исследо вании измеряется степень интроверсии—экстраверсии?

9. Согласны ли вы с Мишелем в том, что люди обнаруживают гораздо меньше постоянства

в различных ситуациях, чем это декларируется приверженцами теории черт? Каковы

некоторые из контраргументов, опровергающих позиции Мишеля, приводимых сторон никами теории черт?

ГЛОССАРИЙ

Вторичная диспозиция (Secondary disposition). По Олпорту черта, очень мало или

вовсе не влияющая на поведение, такая как склонность к специфической пище.

Динамическая черта (Dynamic trait). По Кеттелу черта, активирующая и направляю щая субъекта к конкретным целям в данной ситуации.

326 •Глава 6. Диспозициональное направление в теории личности Диспозициональное направление (Dispositional perspective). Подход к индивидууму, особо выделяющий устойчивые качества (черты личности), присущие человеку и обеспечивающие постоянство поведения человека с течением времени и с изменением

ситуаций.

Идеографический подход (Idiographic view). Подход к изучению личности, при котором

уникальность каждого человека является первичной целью исследования. Впервые вве ден Олпортом.

Изучения ценностей тест (Study of Values). Личностный тест самооценки, разработанный

Олпортом для определения преобладающей ценностной ориентации, или типа.

Индивидуальная черта (Individual trait). По Олпорту —черта, единственная в своем

роде, присущая индивидууму (называемая также индивидуальной диспозицией).

Интроверсия (Introversion). В теории Айзенка —один из экстремумов диапазона интро версия—экстраверсия, характеризующийся сдержанностью, самоконтролем и склонно стью к самоанализу.

Исходная черта (Source trait). По Кеттелу —основополагающие структуры, составля ющие ядро или основные блоки здания личности; исходные черты выявляются посред ством факторного анализа в системе Кеттела.

Кардинальная диспозиция (Cardinal disposition). По Олпорту —характеристика, выра женная настолько сильно, что фактически все поступки человека могут быть объясне ны ее влиянием.

Конституциональная черта (Constitutional trait). По Кеттелу —исходная черта, кореня щаяся в биологическом и физиологическом состоянии личности и очень устойчивая к

изменению.

Корреляционная матрица (Correlation matrix). Общая совокупность корреляций в массе

переменных при исследовании методом факторного анализа.

L-данные (L-data). В теории Кеттела —данные измерения поведения в повседневных

жизненных ситуациях или рейтинговая оценка такого поведения (например, взаимоот ношения с подобными себе).

Нейротизм (Neuroticism). В теории Айзенка —один из экстремумов диапазона нейро тизм—стабильность, характеризующийся тенденцией к тревоге, частой смене настрое ния и депрессии.

Номотетический подход (Nomothetic view). Эмпирический подход к изучению личнос ти, стремящийся установить общие законы функционирования человека.

Образ себя (Self-image). В теории Олпорта —разнообразие ролей, которые человек игра ет для достижения признания другими и формирования у них представления о том, кто

он и что собой представляет.

Общая черта (Common trait). По Олпорту любая генерализованная предрасполо женность, относительно которой можно обоснованно оценить большинство людей в пределах данной культуры (также называемая узаконенная черта).

ОТ-данные (OT-data). В теории Кеттела —данные измерения поведения человека при

выполнении каких-либо заданий, которые могут быть оценены объективно (например, реакция на чернильное пятно в тесте Роршаха).

Поверхностная черта (Surface trait). По Кеттелу —наблюдаемые формы поведения, которые, как представляется, тесно связаны, но в действительности управляются осно вополагающей исходной чертой.

Проприативное стремление (Propriate striving). По Олпорту мотивация человека к

развитию себя через достижение важных перспективных целей. Такая мотивация под разумевает рост, а не снижение уровня напряжения.

Проприум (Proprium). Согласно Олпорту, это —все аспекты человека, делающие его уникальной личностью. Он отображает также положительное, созидательное и разви вающееся качество человеческой природы.

Психотизм ____________(Psychoticism). В теории Айзенка один из экстремумов диапазона психо тизм—сила суперэго, характеризующийся склонностью к уединению и нечуткостью к

другим.

Гордон Олпорт, Рэймонд Кеттел и Ганс Айзенк •327

Психофизическая система (Psychophysical system). По Олпорту —составная часть

определения личности, предполагающая, что в нашем стремлении понять функциони рование человека следует учитывать как умственные, так и физические факторы.

Q-данные (Q-data). В теории Кеттела —индивидуальные данные, полученные по само оценкам в ходе заполнения опросников (например, 16 PF).

Расширение самости (Self-extension). Чувства человека к его материальной собственно сти. Для Олпорта такие чувства являются составной частью образа себя.

Самообъективность (Self-objectification). Термин, используемый Олпортом для обозначе ния способности человека к объективному познанию себя самого и признанию своих

сильных и слабых сторон.

Самоуважение (Self-esteem). Предпочтитаемость своего образа индивидуумом в теории

Олпорта.

Сила суперэго (Superego strength). В теории Айзенка —один из экстремумов диапазона

психотизм—сила суперэго, характеризующийся склонностью быть чувствительным и общительным, способным к сопереживанию и сочувствию.

Способность (Ability trait). По Кеттелу —черта характера, определяющая умения и эффективность в достижении целей.

Способность рационально управлять самим собой (Self a rational coper). Термин, ис пользуемый Олпортом для описания реализации личности как способности эффектив но соответствовать запросам реальной жизни и достигать личных целей.

Стабильность (Stability). В теории Айзенка —один из экстремумов диапазона нейро тизм—стабильность, характеризующийся тенденцией к спокойствию, контролируемости и неэмоциональности.

Суперчерта (Supertrait). В теории Айзенка —диапазоны основных черт, таких как интро версия—экстраверсия, оказывающих мощное воздействие на поведение человека.

Телесная самость (Bodily self). Аспект проприума, основанный на осознании своего физи ческого тела. Олпорт считал его пожизненной опорой для самосознания.

Темперамент (Temperament). Согласно Олпорту —исходный материал (интеллект и физические данные), из которого формируется личность.

Теория черт личности (Trait theory). Теоретическая концепция личности, постулирующая

существование основополагающих склонностей или характеристик, инициирующих и направляющих поведение. Черты личности обычно выявляются из явного, открытого

поведения или на основе анализа параметров самооценки.

Уравнение спецификации (Specification equation). Формула, предложенная Кеттелом, с

целью показать, что реакция человека есть следствие стимулирующей ситуации в дан ный момент, а все черты личности соотносимы с этой ситуацией.

Факторная нагрузка (Factor loading). Корреляция между отдельным пунктом и фактором, с которым он соотносится.

Факторный анализ (Factor analysis). Статистическая процедура, используемая для опре деления скрытых психологических переменных испытуемых или скрытых переменных

в вопросах тестов, которые могут быть выделены в ходе анализа матрицы интеркорреля ций. Используется Кеттелом и Айзенком для идентификации основополагающих черт

структуры индивидуума.

Факторы (Factors). Скрытые переменные, получающиеся при обработке данных посред ством факторного анализа.

Функциональная автономия (Functional autonomy). По Олпорту —процесс, посред ством которого некая данная форма поведения становится итогом или целью как

таковой, несмотря на то, что первоначально она могла быть принята человеком по

иной причине. То, что первоначально было средством достижения цели, становится

самой целью.

Характер ____________(Character). Термин, используемый Олпортом по отношению к моральному

стандарту или системе ценностей, в соответствии с которыми оцениваются поступки

личности.

328 ш Глава 6. Диспозициональное направление в теории личности Центральная диспозиция (Central disposition). По Олпорту характеристика, влияю щая на поведение человека в разнообразных ситуациях; центральные черты представ ляют собой ≪строительные блоки≫ структуры индивидуума. #

Черта, сформированная окружающей средой (Environmental-mold trait). По Кетте лу —исходная черта, которая формируется у человека по мере приобретения опыта

взаимодействия с окружающей средой.

Черта темперамента (Temperament trait). По Кеттелу конституциональная исходная

черта, влияющая на эмоциональные характеристики поведения или на его стиль.

Чувство самоидентичности (Self-identity). Осознание себя как различимого и постоян ного объекта относительно других объектов окружающего мира.

Экстраверсия (Extraversion). В теории Айзенка —один из экстремумов диапазона интро версия —экстраверсия, характеризующийся склонностью индивидуума быть общитель ным, импульсивным и возбудимым.

БИБЛИОГРАФИЯ

Allport G. W. (1937). Personality: A psychological interpretation. New York: Holt, Rinehart and

Winston.

Allport G. W. (1942). The use of personal documents in psychological science. New York: Social

Science Research Council. Bulletin 49.

Allport G. W. (1950). The individual and his religion. New York: Macmillan.

Allport G. W. (1955). Becoming: Basic considerations for a psychology of personality. New Haven, CT: Yale University Press.

Allport G. W. (1960). Personality and social encounter: Selected essays. Boston: Beacon Press.

Allport G. W. (1961). Pattern and growth in personality. New York: Holt, Rinehart and Winston.

Allport G. W. (Ed.) (1965). Letters from Jenny. New York: Harcourt, Brace & World.

Allport G. W. (1966). Traits revisited. American Psychologist, 21, 1-10.

Allport G. W. (1967). Autobiography. In E. Boring, G. Lindzey (Eds.). A history of psychology in

autobiography (Vol. 5, pp. 1-25). New York: Appleton-Century-Crofts.

Allpoit G. W. (1968a). The person in psychology: Selected essays. Boston: Beacon Press.

Allport G. W. (1968b). Personality: Contemporary viewpoints (1). In D. Sills (Ed.). International

encyclopedia of the social sciences. New York: Macmillan and Free Press.

Allport G. W., Allport F. H. (1928). A-S reaction study. Boston: Houghton Mifflin.

Allport G. W., Vernon P. E., Lindzey G. (1960). A study of values (3rd ed.). Boston: Houghton

Mifflin.

Baldwin A. (1942). Personal structure analysis: A statistical method for investigating the single

personality. Journal of Abnormal and Social Psychology, 37, 163-183.

Baumeister R. E, Tice D. M. (1988). Meta-traits. Journal of Personality, 56, 571-598.

Bern D.J., Allen A. (1974). On predicting some of the people some of the time: The search for

cross-situational consistencies in behavior. Psychological Review, 81, 506-520.

Carlson R. (1988). Exemplary lives: The use of psychobiography for theory development. Journal

of Personality, 56, 105-138.

Cattell R. B. (1946). Description and measurement of personality. New York: World Book.

Cattell R. B. (1949). The dimensions of culture patterns by factorization of national character.

Journal of Abnormal and Social Psychology, 44, 443-469.

Cattell R. B. (1950). Personality: A systematic, theoretical, and factual study. New York: McGraw Hill.

Cattell R. B. (1960). The multiple abstract variance analysis equations and solutions: for naturenurture

research on continuous variables. Psychological Review, 67, 353-372.

Cattell R. B. (1965). The scientific analysis of personality. Baltimore: Penguin Books.

Cattell R. B. (1974). Autobiography. In G. Lindzey (Ed.). A history of psychology in autobiography

(Vol. 6, pp. 59-100). Englcwood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.

Гордон Олпорт, Рэймонд Кеттел и Ганс Айзенк м 329

Caltell R. В. (1978). The scientific use of factor analysis. New York: Plenum.

Cattell R. B. (1979). Personality and learning theory: The structure of personality in its environment

(Vol. 1). New York: Springer.

Cattell R. B. (1982). The inheritance of personality and ability. New York: Academic Press.

Cattell R. B. (1987). Beyondism: Religion from science. New York: Praeger.

Caltell R. В., Bmel #., Haitman H. P. (1952). An attempt at a more refined definition of the cultural

dimensions of syntality in modern nations. American Sociological Review, 17, 408-421.

Cattell R. В., Eber H. W., Tatsuoka M. M. (1970). Handbook for the 16 personality factor questionnaire.

Champaign, IL: IPAT.

Corcoran D. W. (1964). The relation between introversion and salivation. American Journal of

Psychology, 77, 298-300.

Epstein S. (1979). The stability of behavior. I. On predicting most of the people most of the time.

Journal of Personality and Social Psychology, 37, 1097-1126.

Epstein S. (1983). A research paradigm for the study of personality and emotions. In M. M. Page

(Ed.). Personality: Current theory and research. Lincoln: University of Nebraska Press.

Epstein S. (1986). Does aggregation produce spuriously high estimates of behavioral stability?

Journal of Personality and Social Psychology, 50, 1199-1210.

Evans R. (1971). Gordon Allport: A conversation. Psychology Today, April, 62-65.

Eysenck H.J. (1947). Dimensions of personality. London; Routledge & Kegan Paul.

Eysenck H.J. (1952). The scientific study of personality. London: Routledge & Kegan Paul.

Eysenck H.J. (1967). The biological basis of personality. Springfield, IL: Charles С Thomas.

Eysenck H.J. (1970). The structure of human personality (3rd ed.). London: Methuen.

Eysenck H.J. (1975). The inequality of man. London: Temple Smith.

Eysenck H.J. (1976). Sex and personality. Austin: University of Texas Press.

Eysenck H.J. (1982). Personality, genetics, and behavior. New York: Praeger.

Eysenck H.J., Eysenck M. W. (1985). Personality and individual differences. New York: Plenum.

Eysenck H.J., Eysenck S. B. (1975). Manual of the Eysenck Personality Questionnaire. San Diego, CA: EdITS.

Eysenck S. В., Eysenck H.J. (1973). Test-retest reliabilities of a new personality questionnaire for

children. British Journal of Educational Psychology, 43, 26-130.

Kemick D. Т., Stnngfield D. O. (1980). Personality traits and the eye of the beholder: Crossing

some traditional philosophical boundaries in the search for consistency in all of the people.

Psychological Review, 87, 88-104.

Kerlinger F. N. (1973). Foundations of behavioral research (2nd ed.). New York: Holt, Rinehart

and Winston.

LamiellJ. T. (1987). The psychology of personality: An epistemological inquiry. New York: Columbia

University Press.

loehlin J. C, Willerman L, Нот J. M. (1988). Human behavior genetics. Annual Review of

Psychology, 39, 101-133.

Mculdi S. R. (1989). Personality theories: A comparative analysis (5th ed.). Homcwood, IL:

Dorscy Press.

Mischel W. (1968). Personality and assessment. New York: Wiley.

Mischel W. (1973). Toward a cognitive social learning rcconccptualization of personality. Psychological

Review, 80, 252-283.

Mischel W., Peake P. K. (1982). Beyond deja vu in the search for cross-situational consistency.

Psychological Review, 89, 730-755.

Mischel W., Peake P. K. (1983). Analyzing the construction of consistency in personality. In M. M.

Page (Ed.)., Personality: Current theory and research. Lincoln: University of Nebraska Press.

Paige J. (1966). Letters from Jenny: An approach to the clinical analysis of personality structure

by computer. In P. Stone (Ed.). The general inquirer: A computer approach to content

analysis. Cambridge, MA: MIT Press.

Peivin L A. (1989). Personality: Theory and research (5th ed.). New York: Willey.

330 •Глава 6. Диспозициональное направление в теории личности RushtonJ. P., Brainerd C.J., Pressley M. (1983). Behavioral development and construct validity:

The principle of aggregation. Psychological Bulletin, 94, 18-38.

Ryckman R. M. (1989). Theories of personality (4th ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole.

Schweder R. A. (1982). Fact and artifact in trait perception: The systematic distortion hypothesis.

In B. A. Maher, W. B. Maher (Eds.). Progress in experimental personality research (Vol. 11).

New York: Academic Press.

Spranger E. (1922). Lebensformen (3rd ed.). Halle, Germany: Niemeyer. (Trans: P. Pigors, Types

of men. Halle: Niemeyer, 1928.)

Wiggins J. S. (1984). CattelPs system from the perspective of mainstream personality theory.

Multivariate Behavioral research, 19, 176-190.

Wilson G. (1978). Introversion/extroversion. In H. London, J. E. Exner (Eds.), Dimensions of

personality (pp. 217-261). New York: Wiley.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Cattell R. B. (1985). Human motivation and the dynamic calculus. New York: Praeger.

Evans R. I. (1970). Gordon Allport: The man and his ideas. New York: Dutton.

Eysenck H.J. (1978). Crime and personality (3rd ed.). London: Paladin.

Eysenck H.J. (Ed.) (1981). A model for personality. New York: Springer-Verlag.

GrayJ. A. (1981). A critique of Eysenck's theory of personality. In H. J. Eysenck (Ed.). A model

for personality. Berlin: Springer-Verlag.

Howarth E., Zumbo B. D. (1989). An empirical investigation of Eysenck's typology. Journal of

Research in Personality, 23, 343-353.

Maddi S. R., Costa P. T. (1972). Humanism in personology: Allport, Maslow, and Murray. Chicago:

Aldine-Atherton.

Глава 7. НАУЧАЮЩЕ-БИХЕВИОРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: Б. Ф. СКИННЕРА

Все теоретики, чьи точки зрения мы уже рассмотрели, ин тересовались тем, что происходит внутри человека, внут ренними структурами и процессами, лежащими в основе наблюдаемых форм поведения. Будь то бессознательные психические процессы и конфликты, описанные Фрейдом, архетипы, постулированные Юнгом, или суперчерты, уста новленные Айзенком, внимание концентрировалось на со стоянии ≪внутри человека≫. Конечно, теоретики, подобно Адлеру, Эриксону, Фромму и Хорни, признавали решаю щую роль культурального, социального, семейного и межличностного влияния на поведение человека. Даже Кеттел отметил, что поведение является результатом комплексного взаимодействия особенностей личности и ситуации. И все же едва ли можно избежать заключения, что для всех этих теоретиков реальное действие происхо дит под наружной оболочкой. Но равным образом значи мым является и тот факт, что опыт отвечает за многое в нашем поведении. Через научение мы получаем знания, овладеваем языком, формируем отношения, ценности, стра хи, личностные черты и самооценку. Если личность является результатом научения, то, видимо, нам важно знать, что такое научение и как оно происходит. Именно подхо ду к личности с позиции научения и посвящена данная глава.

Личность, с точки зрения научения, —это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Это накоп ленный набор изученных моделей поведения. Научающе бихевиоральное направление занимается открытыми1

'Доступными непосредственному наблюдению. (Прим. перев.)

332 •Глава 7. Научающе-бихевиоральное направление в теории личности действиями человека, как производными от его жизненного опыта. В отличие

от Фрейда и многих других персонологов, теоретики бихевиорально-научаю щего направления не считают нужным задумываться над психическими струк турами и процессами, скрытыми в ≪разуме≫. Напротив, они принципиально

рассматривают внешнее окружение как ключевой фактор человеческого поведе ния. Именно окружение, а отнюдь не внутренние психические явления, формиру ет человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.154 сек.