Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комплекс СПИД-ассоциированный —см. СПИД. 2 страница




В тех случаях, когда у с л а б о с л ы ш а щ и х детей сохраняется возможность воспринимать речь на слух, К. ф. р. развивается в процессе общения с окружающими. Однако недостаточный запас слов, аграмматизм и дефекты произношения, обусловленные сниженным слухом, препятствуют развитию у них К. ф. р. Необходимо проводить спец. педагогическую работу, направленную на развитие словесного общения с окружающими. В качестве вспомогательного средства широко используется звукоусиливающая аппаратура. Однако при незначительном остаточном слухе, позволяющем воспринимать только отдельные речевые звуки, К. ф. р. формируется, как и у глухих детей, только в условиях спец. обучения.

Общее речевое недоразвитие умственно отсталых детей сказывается и на К. ф. р. Нормальному речевому общению препятствуют неполное и неточное понимание умственно отсталым ребенком обращенной к нему речи, ограни­ченность словаря, афамматизм, нарушения произношения.

Постоянная смена роли слушающего и говорящего в про­цессе диалога трудна для умственно отсталых детей.

У детей, страдающих различными недостатками речи при сохранном слухе, развитие К. ф. р. задерживается: в одних

 

случаях вследствие различных расстройств фонетической стороны речи (косноязычие, гнусавость, заикание и др.). снижающих у ребенка желание общаться с окружающими при помощи словесной речи. В этих случаях спец. педагогическая работа, направленная на коррекцию произносительной стороны речи, оказывает положительное влияние и на формирование К. ф. р.; в других случаях, при тяжелых нарушениях речи (моторная и сенсорная алалия) К. ф. р., так же как и речь в целом, развивается только при спец. обучении.

Компенсация [лат. сотретайо возмещение; сотрето. сотретаШт уравновешивать, возмещать] — состояние полного и частичного возмещения функций поврежденных систем, органов и тканей организма за счет компенсаторных процессов.

К. нарушенных функций — сложный многообразный процесс перестройки функций организма при нарушениях или утрате к.-л. функций вследствие перенесенных заболеваний или травматических повреждений.

Компенсаторная перестройка включает восстановление и замещение утраченных или нарушенных функций, а также изменение последних.

В результате развития процессов К. н. ф. функциональное нарушение, вызванное повреждением, в той или иной мере возмещается.

После повреждения или заболевания, вызывающего нарушение работы какой-то системы организма, наблюдаютсг изменения в функциях организма, идущие в двух направлениях. С одной стороны, вследствие тесной взаимосвязи ор­ганов и систем и сопряженного их развития каждое частное нарушение приводит к изменению др. функций — в органи з -ме возникают вторичные патологические процессы. С др> -гой стороны, включаются защитные средства организма, мс -билизуются разнообразные резервные ресурсы, возникай:: различного рода перестройки и замещения, к-рые противо -

 

действуют прогрессирующему развитию патологических процессов.

В зависимости от характера нарушений, состава и структуры нарушенных функций восстановление функций осуществляется разными путями и средствами. Важнейшую роль в развитии К. н. ф. при самых различных повреждениях играет ЦНС. Поэтому в формировании механизмов К. уста­новлены нек-рые общие закономерности, и прежде всего то, что они формируются по законам условных рефлексов.

Для спец. педагогики особое значение имеют вопросы К. н. ф. поражений ЦНС, в том числе анализаторов. При повреждении ЦНС нейродинамическая перестройка захватывает все основные ее отделы: подкорку со сложными без­условными рефлексами и кору, включающую первую и вторую сигнальные системы, осуществляющие сложную аналитико-синтетическую деят-ть. При этом изменяются характер связей и взаимодействия между различными отде­лами коры больших полушарий мозга, отношения между периферическими и центральными процессами, между корой и подкоркой, между рецепторными (воспринимающими) и эффекторными (исполнительными) аппаратами, и, таким образом, в процессах компенсации участвует весь организм в целом.

При повреждении нервной системы важную роль в процессах К. н. ф. играют два фактора: 1) многолинейность, многосторонность связей между различными отделами нервной системы; 2) пластичность нервных центров, клеток этих центров, способность изменять темп и характер своей работы под влиянием изменения сигнализации от воспринимающих аппаратов. При процессах К. н. ф., связанных с повреждением анализаторов, изменяется именно сама сигнализация от внешней среды, поступающая через анализа­торы и регулирующая деят-ть организма.

Согласно концепции П. К. Анохина, решающим моментом в создании новой функциональной системы при К. н. ф. является оценка результатов, к к-рым приводят попытки ор-

 

 

ганизма (животного или человека) устранить нарушение, осуществляемая благодаря наличию «обратной афферентации». Существуют два типа К. н. ф.: внутрисистемная, осуществляемая за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур, и межсистемная, связанная с перестройкой функциональной системы и включением в работу новых нервных элементов из др. нервных структур. У человека наблюдаются оба типа К. н. ф. Они имеют большое значение в случаях преодоления врожденных или рано возникших нарушений развития. Так, К. н. ф. зрительного анализатора у слепорожденного ребенка происходит гл. обр путем развития осязания (т. е. за счет комплексной деят-ти двигательного и кожно-кинестетического анализаторов), что требует спец. обучения.

Комплекс неполноценности [англ. т/епогИу сотр-1ех] — 1. Бессознательное и сильно преувеличенное чувстве собственной маловажности или неполноценности, к-рое проявляется в оборонительном или к.-л. компенсирующем это чувство поведении (напр., в агрессии). 2. В психоанализе — комплекс, возникающий в результате конфликта межл;-эдиповыми желаниями и недостатком действительных возможностей к их осуществлению у ребенка. Это может при водить к развитию у ребенка чувства собственной неполноцен -ности.

Комплекс оживления — выраженная эмоционально-двигательная реакция младенца на появление взрослого.Впервые под этим названием описан в конце 20-х гг. Н. Л. Фигуриным и М. П. Денисовой. К. о. выражается в первоначальной фиксации взгляда, затем в двигательном оживлении ручек и ножек (при появлении взрослого ребенок тянется к нем;. вскидывает ручки и перебирает ножками), ребенок улыбается тихо вокализирует. Особое значение для ребенка имеют верхняя часть лица и интонация голоса взрослого.

При нормальном развитии К. о. проявляется на втором месяце жизни ребенка, когда он начинает выделять взросло -

 

го из окружающей обстановки. Благодаря К. о. устанавливается прочная связь ребенка со взрослым и удовлетворяется его потребность в общении (Л/. И. Лисина). Отсутствие или парадоксальное проявление К. о. может служить ранним симптомом различных отклонений. Так, К. о. не проявляется при врожденных нарушениях зрительного и слухового анализаторов. Отсутствие двигательных компонентов К. о. может указывать на поражение двигательной сферы, а вокализаций — на поражение речедвигательного аппарата (Б. П. Пузанов).

Комплекс психический [лат. сотр1ехт применяемое в психоанализе обозначение длительно сохраняющихся эмоционально окрашенных мыслей, подавленных желаний, вытесненных в подсознание, но оказывающих существенное влияние на установки и поведение человека.

Комплекс эдипов (комплекс Эдипа) [англ. ОеШриз сотр1ех] — сдерживаемое половое влечение ребенка к роди­телям противоположного пола, сочетающееся с соперничеством с родителем того же пола: согласно психоаналитической теории Фрейда данное состояние является нормальным этапом в развитии ребенка. Окончание эдипова комплекса у детей характеризуется потерей сексуального влечения к родителю противоположного пола и увеличением единства с родителем того же пола. Принудительное прерывание течения эдипова комплекса, по мнению ученых и врачей, считается одной из причин развития у человека сексуальных нарушений и различных расстройств со стороны нервной системы. См. Эдипов комплекс.

Комплексный подход к человеку — систематическое изучение целостного индивидуально-психологического становления человека на всех этапах его жизненного пути. Согласно принципам К. п., сформулированным Б. Г. Ана­ньевым, индивидуальное развитие человека выступает в трех

 

планах: онтопсихологическая эволюция психофизиологических функций (характеристика человека как индивида); становление деят-ти и истории развития человека как субъект;; труда (характеристика человека как субъекта деят-ти); жизненный опыт человека (характеристика человека какличности). Результат объединения всех свойств индивида, личности и субъекта деят-ти образует психологическую неповторимость человека, его индивидуальность. В этой связи развитие человека рассматривается прежде всего с точки зрения формирования его как индивидуального целого, как конечный результат такого взаимодействия «натурального и «культурного» рядов, онтогенеза и биографии, характег к-рого обусловливается в первую очередь конкретно-историческими условиями общественной жизни человека, когл., структура социальных связей, реализующихся в совместно; деят-ти с др. людьми и в общении, переходит во внутреннкж структуру самой личности как к целостному образованию, представленному в единстве его природных и социальны условий, позволяет исследовать его психологическое содержание по двум направлениям: субординационному, 111,-. иерархическому, согласно к-рому более сложные и обший спец. свойства личности подчиняют себе более элементарны^ и частные социальные и психофизиологические свойства: ко­ординационному, согласно к-рому взаимодействие различных психических свойств и функций допускает относительную их автономию. Была показана сложная, но устойчива: взаимосвязь характеристик человека как индивида и как личности, выявлены возрастные и половые различия в их функционировании, установлена взаимосвязь между сенсорными, интеллектуальными, мнемическими и др. функциями..-. их зависимость от индивидуального жизненного пути человека. К. п. получил дальнейшее развитие в работах ученике: и последователей Б. Г. Ананьева.

Кон- [ко-, ком-, кор-; лат. сои-] — приставка, означают;; «совместность действия», «взаимодействие» «связь», «взаимозависимость».

 

 

Конвергенция [лат. сотег%еге — приближаться, схо­диться] — 1. В неврологии — образование проводящих путей мозга благодаря объединению нервных волокон, отходящих от различных участков головного мозга, в единое целое. 2. В офтальмологии — способность глаза поворачиваться вовнутрь и фокусировать взгляд на предметах, распо­ложенных вблизи него, так что на обеих сетчатках получается единое изображение. Чем ближе расположен рассматриваемый предмет, тем больше степень конвергенции (сходимости).

Конверсия [англ, сопгегаюп] — в психиатрии — выражение конфликта как физического симптома болезни. Психоаналитики убеждены в том, что подавленная интуитивная энергия чаще проявляется в виде потери двигательной или сенсорной активности (напр., развитием паралича), чем нарушением речи или утратой осознанности поступков. Считается, что это один из путей развития конверсивного нарушения у человека.

Конвульсия [лат. сопги1яит — потрясать, колебать] — клонические судороги большой амплитуды, захватывающие значительные группы мышц.

Константность восприятия [лат. соп&апз — постоянный, неизменный] — постоянство образа воспринимаемого предмета, сохраняемое, несмотря на изменение физических условий, при к-рых воспринимается предмет (удаленность, освещенность, угол зрения).

У глухих и слабослышащих детей не наблюдается сколько-нибудь значительных изменений в К. в., но у умственно отсталых (олигофренов) обнаруживаются нек-рые нарушения.

Конституциональная глупость — врожденная ограниченность психики, при которой интеллектуальный уровень находится на границе нормы и психической патологии. Иногда хорошо учась и обладая хорошей памятью, эти люди,

 

«от рождения неумные», столкнувшись с жизнью, оказываются несостоятельными. Они приспосабливаются лишь в рамках привычного домашнего обихода и забот о материальном благополучии. Иногда конституционально глупые обладают хорошим умением, легко овладевают трудовыми навыками — умеют больше, чем знают (П. Б. Ганнушкин). См. Сла­боумие относительное, Слабоумие салонное.

Конституция [лат. сотишш — установление, организа­ция] — в медицине — совокупность относительно устойчивых морфологических и функциональных (в том числе психических) свойств человека, обусловленная наследственностью, а также длительными и/или интенсивными влияниями окружающей среды, определяющая функциональные способности и реактивность организма.

К. астеническая [с. а^Иетса] — К., характеризующаяся астеническим телосложением в сочетании с повышенной возбудимостью нервной системы.

К. атлетическая [с. аМеПса] — см. К. нормостеническая. К. генетическая — см. Генотип.

К. гиперстеническая [с. ИурегМпетса; син.: К. пикническая, К. пищеварительная (устар.)] — К., характеризующаяся пикническим телосложением в сочетании с жизнерадостностью, общительностью, энергичностью.

К. гипопараноическая [с. Нурорагапо1са\ син.: Клейста гипопараноическая К.] — К., при к-рой выражены ранимость, подозрительность, склонность к идеям отношения и переоценка собственной личности.

К. иктаффинная [с. Мафта; лат. 1с(и$ удар, припа­док + аЦгпЬ — сродный, свойственный; син.: К. эпилептическая, Мауца иктаффинный диатез] — К., характеризующаяся тугоподвижностью психических процессов, обстоятельностью, педантизмом, ханжеством, угодливостью, вспыльчивостью в сочетании с атлетическим телосложением; по Мауцу. характеризуется склонностью к заболеванию эпилепсией.

К. кушингоидная [син.: кушингоид] — К., характеризующаяся преимущественным развитием подкожной жировой клетчатки на туловище, умеренно выраженным матронизмом, гипертрихозом; внешний вид при К. к. напоминает вид больных с синдромом Кушинга.

К. невропатическая [с. пеигораШса} — К., характеризующаяся склонностью к вегетативным нарушениям, явлениям раздражительной слабости, слабой переносимости сильных раздражителей.

К. нормостеническая [с. погтозЛетса; син.: К. атлетическая] — К., характеризующаяся атлетическим телосложением в сочетании с энергичностью, уверенностью в своих силах.

К. пикническая [с. рустса; грен, руспоз — плотный, крепкий] — см. К. гиперстеническая.

К. пищеварительная [устар.; с. сН%е51ог'ш\ — см. К. гиперстеническая.

К. психастеническая [с. рзусИазМетса] — К., характеризующаяся склонностью к тревожным реакциям, нерешительности, чувству неполноценности, слабоволию, фобиям или навязчивым состояниям.

К. психопатическая [с. раусИораМса] — совокупность дисгармонических особенностей личности, лежащих в основе психопатии и ее проявлений.

К. статотимическая [с. $ШШ1гут'1са;греч. хШоз — остановленный, неподвижный + Мутоз — настроение, чувство] — склад личности, проявляющийся серьезностью, трудолюбием, психической ригидностью, любовью к порядку; характеризуется склонностью к заболеваниям эндогенными депрессиями.

К. циклоидная [с. сус1о1аеа] — разновидность циклотимической К. с более выраженными особенностями склада личности.

 

 

К. циклотимическая [с. сусШИут'юа;греч.ЬуЫоз— круг, цикл + 1Нутоз — настроение, чувство] — К., характеризующаяся значительными колебаниями настроения и экстравертированностью в сочетании с пикническим телосложе­нием; по Кречмеру, характеризуется склонностью в заболеванию маниакально-депрессивным психозом.

К. шизоидная [с. зсЫюМеа] — разновидность шизотимической К. с более выраженными особенностями склада личности.

К. шизотимическая [с. зсН'цоЛутюа; греч. $сЫт,д— расщеплять + Мутох — настроение, чувство] — К., характеризующаяся склонностью к аутизму и рационализму, слабостью эмоциональных контактов, повышенной сенситивностью и ранимостью или бесчувствием в сочетании с лептосомным или диспластическим телосложением; по Кречмеру, характеризуется склонностью к заболеванию шизофренией.

К. энехетическая \с. епесИеНса; греч. епесНб — держать внутри, задерживать] — К., характеризующаяся тугоподвижностью психических процессов, обстоятельностью, педантизмом, ханжеством, угодливостью, вспыльчивостью в сочетании с диспластическим телосложением; по Мауцу, характеризуется склонностью к заболеванию эпилепсией.

К. эпилептическая [с. ерПерПса] — см. К. иктаффшшая.

Консультативная психология — раздел знания, содержащий систематическое описание процесса оказания психологической помощи (консультирования). К. п. исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у обратившегося за помощью могут быть актуализированы дополнительные психологические силы и способности, к-рые, в свою очередь, могут обеспечить отускание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации. Соответственно К. п. пытается ответить на пять основных вопросов: I) в чем суть процесса, возникающего между человеком, оказавшимся в трудной ситуации и обращающимся за помощью (клиентом), и челове-

ком, ее оказывающим (консультантом); 2) каковы должны быть личностные черты, установки, знания и умения консультанта; 3) какие резервы, внутренние силы клиента могут быть актуализированы в процессе консультирования; 4) какие особенности налагает на процесс консультирования особая ситуация, сложившаяся в жизни клиента; 5) каковы те приемы или техника, к-рые могут быть сознательно использованы консультантом в процессе оказания помощи. К. п. содержательно и организованно обособилась в начале 50-х гг. в США по мере осознания специфики процесса консультирования и его отличия от психотерапии, с одной стороны, и обучения — с другой. От классической психотерапии консультирование отличает отказ от концепции болезни, большее внимание к ситуации и личностным ресурсам; от обучения придание значения не столько знаниям, сообщаемым консультантом клиенту в ходе консультативных встреч, сколько особым взаимоотношениям между консультантом и клиентом, порождающим дополнительные возможности са­мостоятельного преодоления трудностей последним. Тем не менее между этими тремя областями не существует жестких границ; модели психотерапии, консультирования и обучения взаимообогащают друг друга. К. п. базируется на социальной, клинической и дифференциальной психологии, психологии личности и тестологии. Выбор оснований для конкретной модели К. п. часто связан с более общей теоретической ориентацией — психоаналитической, адлериан-ской, личностно-центрированной, бихевиоральной, когнитивной и т. д. К основным моделям, или парадигмам, К. п. относятся: 1) тренинг жизненных навыков; 2) тренинг человеческих взаимоотношений и коммуникативных навыков; 3) тренинг в решении проблем и принятии решений; 4) тренинг в поддержании здорового образа жизни; 5) ориентация и развитие способностей; 6) помощь в становлении самоин-дентичности и личностном развитии. Модели К. п. специфицируются и приспосабливаются в соответствии с жизненными ситуациями, вызывающими психическую дезадапта-

 

цию, нарушения в развитии. Проблемами, в наибольшей степени повлиявшими на спецификацию моделей К. п. за последнее десятилетие, явились алкоголизм, наркомания, насилие над детьми, трудности в обучении детей. К. п. все больше используется представителями других, непсихологи­ческих профессий, входя в процесс профессиональной подготовки руководителей, учителей, врачей. В свою очередь, внутри профессионалов-консультантов различаются отряды с различной базовой подготовкой: психиатры, психологи, социальные работники, священники, психиатрические медицинские сестры, посредники.

Консультация генетическая [англ. §епег!с соипзе!-Пп&\ — консультация, во время к-рой врач рассказывает больному и членам его семьи о природе и наличии у них возможных наследственных заболеваний, о том, какова вероят­ность передачи этих заболеваний детям и как можно предотвратить их развитие, а также проводит диагностирование и назначает необходимое лечение. К. г. играет очень важную роль в процессе пренатального и постнатального обследования, а также в ходе планирования семьи.

Контент-анализ [англ, солили — содержание] — в психологии — метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и др. носителей информации (видеозаписей. теле- и радиопередач, интервью, ответов на открытые вопросы и т. д.), в к-ром в соответствии с целями исследования вы­деляются определенные смысловые единицы содержания и формы информации (напр., психологические характеристики персонажей сообщений массовой коммуникации, вилы взаимодействия людей, жанры сообщений и т. д.). Затем производится систематический замер частоты и объема упоминаний этих единиц в определенной совокупности текстов или др. информации. К. а. дает возможность выявлять отдельные психологические характеристики коммуникатора. аудитории, сообщения и их взаимосвязи. В отличие от эле­ментарного содержательного анализа, К. а. как научный ме-

 

тод психологии используется для получения информации, отвечающей нек-рым критериям качества (таким, как объективность, надежность и валидность). Заметную роль в по­вышении качества К. а. играет возможность использования методов многомерного статистического анализа данных К. а. Особенно широко используется факторый анализ, способствующий выявлению скрытых факторов, определяющих содержание текстов.

Контузия мозга — ушиб мозга; трактуется так же, как и сотрясение мозга. При сотрясении мозга наступает нарушение функции головного мозга без грубых изменений его вещества. При К. м. наряду с общемозговыми явлениями, свойственными сотрясению, обнаруживаются и очаговые симптомы, зависящие от повреждения определенного участка вещества мозга.

Вслед за травмой головы может наступить бессознательное состояние, появляется рвота, иногда судороги. Уже в это время нередко появляются очаговые симптомы, к-рые выступают более ясно позже, когда больной приходит в себя. Очаговые симптомы могут быть очень разнообразными, в зависимости от локализации травматического поражения (параличи и парезы, расстройства чувствительности, речевые нарушения и др.)

Повреждение мозга происходит либо в области полученной травмы, либо в участке, расположенном напротив, — от «противоудара» смещенного мозга о внутреннюю стенку черепа. Ушиб может вызвать и повреждение сосудов мозга, и травматический асептический менингит.

Исход при ушибах мозга зависит от размеров и интенсивности повреждения мозгового вещества, а также от тяжести сотрясения. Предсказание хуже, чем при простом сотрясении, т. к. всегда надо думать о возможных нарушениях в связи с выпадением функций разрушенного участка.

Иногда остаются психические нарушения: так называемые травматическое слабоумие, эпилептические припадки и др.

 

Конфабуляции [лат. соп/аЬи1о — болтаю] — ложные воспоминания, наблюдающиеся при нарушениях памяти. Содержанием К. могут быть возможные или действительно имевшие место события, к-рые в виде образных воспоминаний переносятся в более близкое время или вплетаются в настоящее, как бы восполняя пробел в памяти больных. Как правило, в К. представлены обыденные, чаще всего связанные с профессией больного события. Иногда в К. может проявиться продукция патологического воображения (фантастические К.). К. обычно сочетаются с расстройствами мышления, амнезиями и наблюдаются при локальных поражениях головного мозга, психозах.

Конфликт [лат. соп/ИсШз — столкновение] — предельно обостренное противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. Принципиально подразделение К. на внутренние (внутриличностные) и внешние (межличностные и межгрупповые). Внутриличностные К. — столк­новение примерно равных по силе, но противоположных по направленности потребностей, мотивов, интересов, влечений и т. п. Проявляются в неустойчивости настроения, повышенной ранимости и т. п. Довольно часто возникают у детей с ограниченными возможностями как следствие невозможности удовлетворения тех или иных потребностей в силу ограничений, накладываемых нарушением. Если внутриличностный К. носит затяжной характер, то его проявления принимают форму отклонений в поведении, снижения результатов деят-ти; возможно возникновение на его почве невроза. Чтобы вернуть ребенку эмоциональное благополучие, ему необходимо помочь осознать, какие его внутренние тенденции вошли в противоречие; восстановить пошатнувшуюся самооценку или утвердить ее на новой основе; привести уровень притязаний в соответствие с индивидуальными возможностями.

К. между отдельными детьми чаще всего бывает вызван неспособностью одной или обеих сторон преодолеть свой эгоцентризм. При педагогически целесообразном вмешательстве та-

 

кой К. может способствовать успешному формированию личности и положительным изменениям в поведении ребенка.

К. психический [син.: конфликт внутрипсихиче-ский] — наличие внутренних противоречий в психике индивидуума, противоречивых тенденций, установок и эмоций: может вызвать психореактивные, невротические, психосоматические расстройства.

Копофобия [сорорпоЫа; греч. Короз — усталость + фо­бия] — навязчивый страх — боязнь переутомления.

Копр- [копро-; греч. Ьоргоз — кал] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к калу», «грязный».

Копро---- см. Копр-.

Копрофагия [соргорпа§1а; копро- + греч. рНа§ет — есть, пожирать; син.: скатофагия] — расстройство психики — стремление поедать кал.

Копрофемия [соргорНет1а; копро- + греч. рНёт.1 — говорить] — вид полового извращения, при к-ром половое удовлетворение достигается произнесением бранных и нецензурных слов в присутствии лиц противоположного пола.

Копрофилия [соргорНШа; копро- + греч.рНШа склонность] — см. Скатофилия.

влечение,

Коревая краснуха — острое заболевание, к-рое вызывает отчетливую сыпь и припухание лимфатических желез. Чаще всего болеют дети в возрасте от 5 до 9 лет, подростки и молодые люди.

К. к. проходит без лечения, прогноз благоприятный. Болезнь опасна для беременныхженщин, т. к. угрожает появлением тяжелых врожденных аномалий у новорожденного.

К. к. распространена во всех странах мира. Чаще всего ею болеют весной (особенно в больших городах). Иногда случаются эпидемии К. к.

Причины К. к.: К. к. передается через контакт с кровью, мочой, каловыми массами, выделениями из носа и зева инфицированных, а также через загрязненное выделениями инфицированных белье. Возможна передача вируса от матери эмбриону или плоду через плаценту.

Больной заразен примерно за 10 дней до появления сыпи и еще 5 дней во время высыпаний.

Симптомы К. к.: У детей через 16—18 дней после инфицирования внезапно появляется бледно-розовая сыпь. У по­дростков и взрослых до сыпи возникают такие симптомы, как головная боль, недомогание, потеря аппетита, небольшое повышение тепмературы, насморк и заложенность носа, припухшие лимфатические узлы и иногда конъюнктивит (воспаление глаз).

В первую очередь сыпь появляется на лице, быстро распространяясь на туловище и конечности. До сыпи или одновременно с ней могут возникать мелкие красные пятнышки в полости рта. К концу второго дня пятна на лице начинают бледнеть, но на туловище они постепенно сливаются. Поэтому их легко спутать со скарлатинозной сыпью.

Появление сыпи может сопровождаться небольшим повышением температуры (от 37,2 до 38,3°), но она обычно возвращается к норме после первого дня высыпаний. Изредка температура поднимается до 40°.

Кожные высыпания исчезают в том же порядке, в каком они появлялись. Как правило, сыпь пропадает на 3-й день. но иногда сохраняется в течение 4—5 дней и может сопровождаться небольшим насморком и конъюнктивитом. От коревой сыпи она отличается быстрым высыпанием и исчезновением (К. к. может протекать и без сыпи, но это случается редко).

У детей осложнения встречаются редко (обычно это кровотечения). Однако у молодых женщин в период исчезновения сыпи часто появляются боли в суставах или артрит. В таких случаях может снова повыситься температура. Эти осложнения обычно проходят в течение 5—30 дней.

 

Диагностика К. к.: Врач ставит диагноз на основании таких типичных симптомов, как характерная сыпь, припухлость лимфатических узлов. Учитываются также соответствующие данные эпидемиологического анамнеза. Однако для подтверждения диагноза может использоваться прямое выделение вируса на культуре тканей (исследуются выделения из носоглотки, кровь, моча и спинно-мозговая жидкость).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.