Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Последовательность и сроки введения видов прикорма 1 страница




Для обеспечения здорового полноценного сбалансированного питания ребёнка второго полугодия жизни необходимо использовать широкий ассортимент про­дуктов, которые становятся основой для приготовления блюд прикорма. Все эти продукты можно разделить на 5 основных групп: фрукты/овощи, зерновые, мясо/ рыба/яйца, молоко/молочные продукты и жиры. В период введения прикорма важно постепенно включать в рацион питания ребёнка разнообразные продукты из всех 5 групп.

В первом полугодии жизни при грудном вскармливании ребёнок, как правило, не нуждается в дополнительном введении жидкости. При искусственном вскарм­ливании, учитывая большую нагрузку осмотически активных веществ на орга­низм, ребёнку можно предлагать между кормлениями дополнительную жидкость из расчёта 15 мл на кг массы тела в сут. При введении прикорма осмотическая нагрузка увеличивается ещё больше (в 2 раза и более), поэтому ребёнку показано дополнительное введение жидкости к основному рациону в объёме 15-20 мл на кг массы тела в сут (в среднем до 200 мл). Потребность в воде в основном удовлетво­ряется за счёт жидкости, входящей в состав фруктов и овощей.

При составлении дневного и недельного рациона следует учитывать, какими нутриентами обеспечивают организм ребёнка продукты каждой группы. Это будет гарантировать удовлетворение всех потребностей ребёнка в энергии и пищевых веществах. При таком подходе ребёнок будет получать полноценные раститель­ные и животные белки (источники — мясо, рыба, молочные продукты, злаки); оптимальное количество углеводов (злаки, овощи, фрукты); полноценные рас­тительные и животные жиры (молочные продукты, мясо, рыба, сливочное и рас­тительное масло, желток); витамины, минералы, микроэлементы (продукты всех групп). Важнейшее значение для под держания нормального биоценоза кишечника, формирования каловых масс, стимуляции кишечной моторики имеют раститель­ные пищевые волокна (злаки, овощи, фрукты). Их содержание в рационах детей раннего возраста должно быть строго сбалансировано. Если прикорм вводится до 5-6-месячного возраста, блюда, содержащие пищевые волокна, вводят с большой осторожностью, так как можно вызвать диарею и кишечные колики. Для ребёнка в возрасте от 6 до 12 мес количество пищевых волокон не должно превышать 5 г в день.

Один из самых широко обсуждаемых в современной детской диететике — вопрос о последовательности введения различных видов прикорма. С позиции доказа­тельной медицины данных о преимуществах последовательности введения того или иного продукта или блюда нет, признаётся лишь необходимость адек­ватного поступления с прикормом необходимых пищевых веществ, включая микро- нутриенты (железо, кальций, цинк, йод и др.). Поэтому в практике вскармливания детей первого года жизни есть существенные отличия в разных регионах мира.

Сроки введения различных видов прикорма и в России, и в зарубежных странах неоднократно пересматривались. Термин «рекомендуемый срок» означает тот возраст ребёнка, начиная с которого потребление данного продукта или блюда безопасно для основной массы здоровых детей. С учётом индивидуальных особен­ностей малыша возможно изменение срока введения того или иного вида прикор­ма по совету педиатра. Принятая в России примерная схема введения продуктов и блюд прикорма утверждена МЗ РФ в 1999 г. За последнее время в неё были вне­сены некоторые изменения, многие позиции по изменению схемы широко обсуж­дают на научных симпозиумах и в печати. С 2005 г. в России началась работа по формированию Национальной научно-практической программы «Питание детей грудного и раннего возраста», одним из аспектов которой стала оптимизация реко­мендаций по питанию здорового ребёнка, по организации прикорма, по срокам, последовательности введения и ассортименту продуктов прикорма.

Вопрос об оптимальных сроках введения соков многие годы дискутируется. При раннем введении соков у части детей, во-первых, могут возникнуть аллергические реакции. Во-вторых, могут возникнуть диспепсические нарушения, кишечные колики и др. Они связаны с недостаточной зрелостью ферментных систем, высо­кой осмоляльностью соков и наличием в них пищевых волокон, усиливающих перистальтику кишечника. Поэтому в последние годы сложилось представление о возможности выбора индивидуального срока введения для каждого ребёнка (с 4 до 6 мес) в зависимости от его зрелости, но не ранее 4 мес. При исключительно грудном вскармливании давать соки можно с 6 мес и позже даже после вве­дения в рацион других видов прикорма.

Сроки введения фруктовых пюре выбирают индивидуально (с 4 до 6 мес) в зависимости от степени зрелости ребёнка и вида вскармливания. При исключи­тельно грудном вскармливании фруктовое пюре вводят после 6 мес жизни. Сейчас появились рекомендации о допустимости введения вначале фруктового пюре, а затем сока. В некоторых странах соки и фруктовые пюре назначают после того, как ребёнка приучили к овощам. После адаптации к этим продуктам и при их пере­носимости назначают основной прикорм.

Основной прикорм — это энергоёмкие продукты и блюда более густой конси­стенции с постепенно усложняющимся составом. Все блюда и продукты основного прикорма можно разделить на 2 группы. К первой относятся блюда, которые по пищевому составу и энергетической ценности могут заменить полный разовый приём грудного молока (энергетически значимый прикорм). К ним относятся: ово­щные пюре (рекомендуемый срок введения — с 5 мес), молочные каши (с 6 мес), пресные и кислые последующие детские молочные смеси, кефир и йогурт (после 8-10 мес). Ко второй группе относят не менее важные по пищевой и энергетиче­ской ценности продукты, но их на первом году жизни дают в небольшом количе­стве, которые служат дополнением к блюдам первой группы, и рекомендуемые их объёмы не следует превышать. К ним относятся: мясное (с 6-7 мес) и рыбное (с 8-9 мес) пюре, творог (после 6 мес), желток куриного яйца (после 6 мес), сливоч­ное и растительное масло (с 5-6 мес).

Уже упомянутые комбинированные блюда прикорма промышленного выпуска объединяют продукты перечисленных групп. Это энергоёмкие блюда прикорма, которые могут заменить полный разовый приём грудного молока (или его замени­телей). Эти продукты назначают в сроки, которые соответствуют срокам введения более позднего компонента, входящего в их состав.

Отечественные нутрициологи считают более целесообразным вводить в рацион питания здорового ребёнка вначале овощные пюре в среднем с 5,5-6 мес, а уже затем молочные каши. Если кашу вводят раньше овощного пюре, приучить ребён­ка к менее вкусному (по сравнению с кашей) овощному блюду гораздо труднее.

Введение овощного пюре следует начинать с одного вида овощей (однокомпо- нентное пюре), а затем и при домашнем приготовлении, и при использовании ово­щных консервов предпочтение следует отдавать пюре из нескольких видов овощей (поликомпонентным). Однако их вводят после того как ребёнок привыкнет к однокомпонентным пюре и при отсутствии симптомов пищевой непереносимо­сти. После 7 мес овощное пюре сочетают с мясными видами прикорма, а после 8-9 мес — с рыбными видами или вводят комбинированные мясо-растительные или рыбо-растительные консервы. Введение овощного пюре и адаптация к нему занимают 3-4 нед. Овощное пюре может частично или полностью заменить одно из кормлений грудью матери.

С другой стороны, практика организации прикорма в странах Европы показала, что включение в рацион несладких каш промышленного выпуска, обогащённых железом, цинком и другими компонентами, раньше овощного пюре — способ про­филактики дефицитных состояний у детей второго полугодия жизни. Кроме того, применение каши без сахара облегчит привыкание к несладкому овощному пюре в качестве следующего вида прикорма.

Таким образом, выбор первого блюда основного прикорма требует индивиду­ального подхода. Большинству здоровых детей, а также детям со склонностью к избыточной массе целесообразно вначале ввести овощное пюре, а затем кашу. Но если малыш недостаточно прибавляет в массе, имеет неустойчивый стул, склон­ность к срыгиваниям, признаки рахита, анемии, рекомендуют вначале ввести кашу, а затем овощное пюре. Также обсуждают вопрос о преимуществах введения каши, обогащенной железом и другими компонентами, в качестве перового блюда прикорма детям на исключительно грудном вскармливании.

Сначала вводят каши из безглютеновых злаков — риса, гречи, кукурузы, чтобы не спровоцировать развитие глютеновой энтеропатии (целиакии). Первой реко­мендуют вводить наиболее легкоусваяемую рисовую кашу, затем гречневую, куку­рузную, овсяную и в последнюю очередь (не ранее 8-9 мес) манную.

Наиболее целесообразно применять молочные инстантные каши промыш­ленного выпуска. Они обогащены основными витаминами, кальцием, железом, цинком, йодом и другими необходимыми веществами, что предупреждает раз­витие дефицитных состояний у детей старше 6 мес. Вначале используют каши, приготовленные из одного вида злаков, а после привыкания к ним (с 6-7 мес) можно вводить каши из 2-3 и более компонентов. С 6-7 мес можно использовать комбинированные продукты — крупы с овощами или фруктами. В последние годы появились каши промышленного выпуска с про- и пребиотиками, оказывающими положительное влияние на состав кишечной микрофлоры.

Молочная каша (до 150 г) и фруктовое пюре (50 г) могут частично или полно­стью заменить ещё одно из кормлений грудью матери. Введение молочной каши и адаптация к этому блюду занимают 2-3 нед. Таким образом, к 7-8 мес можно полностью заменить 2 кормления грудью матери (или заменителями женского молока). Однако для сохранения лактации по желанию матери можно приклады­вать ребёнка к груди после приёма блюд прикорма.

Согласно рекомендуемой схеме мясо вводят в ежедневный рацион питания ребёнка с 7 мес, так как именно к этому сроку созревают ферментные системы ЖКТ, обеспечивающие протеолиз белков мяса.

Однако, по мнению экспертов по питанию ряда европейских стран, введение мясного прикорма оптимизирует баланс железа в организме (Hallberg et al., 2003; Engelmann et al., 1998 и др.), поэтому оптимальным сроком введения мясного при­корма считают возраст 5-6 мес.

Вопрос остаётся спорным и требует дополнительных научных исследований. Многие отечественные педиатры соглашаются с рекомендациями о введении мяса с 6 мес, особенно, учитывая наличие консервированных мясо-расгительных пюре, в которых содержание мяса невелико, что позволяет избежать избыточной белко­вой нагрузки при более раннем введении мяса. Вопрос о сроках введения с 6 или 7 мес решают индивидуально.

Итак, с 6-7 мес вводят в рацион мясное, а с 8-9 мес — рыбное пюре (2 раза в нед вместо мяса), сочетая эти виды прикорма с овощным пюре. С введением мясного пюре кормление приобретает вид обеда (мясо + овощи). С 8-9 мес в дневной раци­он питания могут быть введены в небольшом количестве овощные супы, завершая формирование обеда на первом году жизни. С 10-11 мес мясо дают в виде фрика­делек, а к концу первого года — в виде паровых котлет или суфле. Рекомендуется широко использовать в рационах детей мясные консервы, которые делятся на чисто мясные (содержание мяса составляет около 60-70%), мясо-растительные (содержание мяса 20-30%) и растительно-мясные (содержание мяса 10-15%), а также рыбо-растительные консервы (10-20%).

При всех положительных качествах рыба относится к сильным потенциальным аллергенам, поэтому её вводят с особой осторожностью, наблюдая за реакцией ребёнка. Если ребёнок относится к группе риска по развитию аллергии, введение рыбы откладывают до 12 мес и позже (сроки индивидуальны), а если уже имеет проявления аллергии, введение рыбы вообще не показано.

В соответствии с принятой схемой детям после 6 мес можно вводить творог (вначале сочетают с женским молоком, а затем с кисломолочными смесями), а затем желток куриного яйца, добавляя его в кашу или овощное пюре. Однако в последние годы развернулась дискуссия, касающаяся вопросов перегрузки рацио­на питания детей второго полугодия жизни белком, особенно при искусственном вскармливании. С этих позиций представляется целесообразным более позднее введение творога — с 8 мес при естественном вскармливании и значительно позже, может быть даже после одного года, — при искусственном.

На первом году жизни используют нежирные (от 4 до 10%) виды творога, вна­чале без добавок, а позже с фруктовыми наполнителями. В качестве блюда при­корма следует использовать специализированный детский творог промышленного выпуска. Творог, приготовленный в домашних условиях, а также творог промыш­ленного выпуска, приготовленный по технологии для взрослых, не подходят для детей второго полугодия жизни.

С 6-7 мес в рацион вводят печенье, а затем сухарик белого хлеба, с 8 мес — пше­ничный хлеб. Относительно новый продукт — легко растворимое детское печенье, которое рекомендуют использовать с 5-6 мес для приготовления каши, а с 7-8 мес — как самостоятельный продукт. Печенье легко и быстро рассыпается во рту, раз­вивает навыки жевания.

К 8-10 мес можно частично или полностью заменить третье кормление грудью матери кисломолочными продуктами — лучше последующими формулами кисло­молочных смесей (формула 2). В это же кормление можно дать творог (в макси­мальном объёме 50 г) или фруктово-молочное пюре.

Таким образом, к 8-10 мес уже 3 из 5 грудных кормлений можно заменить блю­дами и продуктами прикорма, а в оставшиеся утреннее (6.00) и вечернее (22.00) кормления сохранить грудное молоко (или последующие молочные смеси при искусственном вскармливании). Американские и европейские эксперты по пита­нию не рекомендуют использовать натуральное коровье молоко на первом году жизни вообще, а канадские нутрициологи — ранее 9 мес.

Полное завершение грудного вскармливания происходит естественным путём или по желанию матери в сроки от 12 до 24 мес жизни ребёнка (лучше не позже 1,5 лет). Оставшиеся кормления грудью матери после первого года жизни заме­няют модифицированным молоком (специализированные детские молочные смеси для питания ребёнка 2-3-го года жизни), кисломолочными продуктами (детские кефир, йогурт и другие продукты) или фруктово-молочными, фруктово- зерновыми консервированными продуктами детского питания.

ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 1-3 ЛЕТ

Питание детей различных возрастных групп определяется физиологическими особенностями пищеварения. Расщепление, переваривание, усвоение питательных веществ, поступающих с пищей, зависит от степени готовности пищеварительной системы ребёнка к выполнению этих функций, её зрелости, специального подбора продуктов и блюд, соблюдения особой технологии их приготовления. Детское и подростковое питание тесно сопряжено с процессами обмена веществ в организме и является од ним из основных факторов, определяющих:

• темпы роста ребёнка;

• его гармоническое развитие;

• способность к различным видам и формам деятельности, в том числе и обучению;


• адекватную иммунную реакцию;

• устойчивость к действию инфекций и других неблагоприятных воздействий внешней среды.

Наиболее чувствительны к последствиям неправильного питания дети в воз­расте до 3 лет в связи с присущими только им особенностями развития организма, которые необходимо знать и учитывать в рационе питания.

Правильное вскармливание ребёнка на первом году жизни в значительной мере облегчает организацию питания в последующие возрастные периоды.

Дети от 1 года до 3 лет по всем физиологическим характеристикам и потребностям близки к детям первого года жизни, а с другой стороны, имеют ряд анатомических и физиологических особенностей, существенно отличающих их от грудных детей.

Так, в этот период:

• происходят интенсивный рост и дифференцировка органов и систем, по тем­пам значительно превышающие любые другие периоды жизни ребёнка после года;

• продолжается активный процесс формирования иммунной системы;

• складываются основы интеллектуальных, социальных и эмоциональных спо­собностей, развитие которых имеет очень индивидуальные темпы.

Рост ребёнка от 1 года до 2 лет увеличивается на 10-12 см, а масса — на 3-4 кг. Нарастание массы головного мозга за 2-й и 3-й годы жизни равно таковому за пер­вый год, что определяет идентичные первому году жизни потребности в полноте и качестве пищевого обеспечения. Рост и развитие детей второго года жизни харак­теризуются исключительной дисгармоничностью и достаточно высокими затрата­ми энергии, поступающей с пищей, на пластические функции. На 3-м году жизни увеличение роста и массы тела замедляется, что сопровождается значительным снижением энергетических затрат на эту функцию. Энергия перераспределяется на физическую активность. Именно в этом периоде неправильное питание ребёнка пагубно влияет на динамику роста и массы тела, дифференцировку всех органов и физиологических систем организма ребёнка, которые могут быть необратимыми.

У детей после года жизни происходят значительные изменения в системе пище­варения. Ёмкость желудка увеличивается с 250 мл (в год) до 400-500 мл к 3 годам, значительно возрастает переваривающая способность ЖКТ за счёт активации ферментов желудка, поджелудочной железы и тонкой кишки. Их активность спец­ифична для различных компонентов пищи, а следовательно, зависит от характера рациона. Эвакуация пищи из желудка находится в прямой зависимости от циркад- ного ритма работы желудочных желез и характера потребляемой пищи (белковой, жирной, углеводистой) и в среднем составляет 4 ч.

В период от 1 года до 3 лет пищеварение ребёнка как никогда носит адаптивный характер. Причём адаптационные изменения ферментативной деятельности ЖКТ происходят постепенно. В течение определённого промежутка времени пищевари­тельный тракт, действующий по инерции, не обеспечивает выработку ферментов, необходимых для оптимальной обработки продуктов нового рациона. При этом любые нарушения в характере питания (объём, качество, кулинарная обработка пищи, дефицит микронутриентов) могут привести к развитию не только рас­стройства пищеварения, но и к более глубоким изменениям на клеточном,уровне. Отсутствие сбалансированного обеспечения микронутриентами становится при­чиной активации свободнорадикальных реакций в основных органеллах и цито­плазме клеток с имитацией острого или хронического пострадиационного син­дрома. Повышается риск развития инфекционных и онкологических заболеваний. Однако эти тенденции усиливаются при увеличении калорийности рациона пита­ния и особенно количества белка. Таким образом, разбалансированность питания, дефицит или избыток основных ингредиентов, прежде всего белка и отдельных микронутриентов, могут создавать угрозу полноценному развитию ребёнка.


Как обеспечить ребёнка микронутриентами, необходимыми ему в период роста и развития? Как выбрать ВМК, отвечающий самым строгим критериям эффек­тивности и безопасности? Оптимальный вариант — применение витаминно- минеральных комплексов «Пиковит» компании КРКА (Словения).

ВМК «Пиковит» разработаны с учётом меняющейся с возрастом потреб­ности ребёнка в микронутриентах и выпускаются в лекарственных формах (сироп, таблетки, покрытые оболочкой, жевательные таблетки), идеально соответствующих каждой возрастной группе.

Пиковит сироп — для детей старше 1 года, содержит 9 витаминов, жизнен­но необходимых малышу.

Пиковит № 30 — для детей старше 4 лет, комплекс из 10 витаминов, каль­ция и фосфора полностью удовлетворяет суточную потребность ребёнка в важнейших микронутриентах.

Пиковит Д — для детей старше 4 лет, при оптимальном наборе микрону- триентов в нём отсутствует сахар.

Пиковит Плюс — для детей старше 5 лет, содержит 12 витаминов, кальций, железо, цинк и йод, необходимые для гармоничного развития ребёнка.

Пиковит Форте — для детей старше 7 лет, содержит 11 витаминов, в том числе все витамины группы В, незаменим при высоких нагрузках, которые испытывает школьник.

Пиковит рекомендован к применению Союзом педиатров России. Об обо­снованности этой рекомендации свидетельствуют результаты исследований, проведённых в Научном центре здоровья детей РАМН и на кафедре детских болезней Российской военно-медицинской академии.

Цель исследований — определение эффективности и безопасности приме­нения ВМК «Пиковит» у детей с подтверждёнными диагнозами «атопический дерматит», «бронхиальная астма лёгкой и средней степени тяжести», «полли- ноз», получающих базовую терапию, а также у часто болеющих детей.

Результаты исследования подтверждают: вкусные таблетки «Пиковит» эффек­тивно устраняют витаминно-минеральную недостаточность и насыщают организм ребёнка столь необходимыми в период интенсивного роста кальцием и фосфором.

В этот период продолжает совершенствоваться жевательный аппарат, что позволяет вводить более густую и плотную пищу. К концу первого года у ребёнка 8 зубов, что предполагает обучение процессу кусания пищи. Кроме того, сохраня­ется также и элемент жевания дёснами. К 20-30 мес у ребёнка прорезываются все 20 молочных зубов, из них 8 - коренные. Однако молочные зубы маломощные, их жевательная поверхность небольшая. Количество и свойства зубов позволяют рекомендовать в возрасте от 1 года до 3 лет пищу определённой плотности.

По мере роста ребёнка появляются другие факторы, влияющие на формиро­вание пищевых привычек, — вкусовые ощущения. Зачатки вкусовых рецепторов идентифицируются у плода начиная с 15-й нед гестации, а система обоняния — с 25-й нед. На первом году жизни градации вкуса формируются и совершенствуют­ся, но с возрастом они становятся тоньше и богаче. Вкусовые пристрастия детей первых 3 лет жизни лабильны и наиболее подвержены формированию с позиции адекватности возрасту. К 3 годам они достаточно полно определяются, хотя и в более поздние возрастные периоды могут изменяться под влиянием различных обстоятельств. При этом важно сознательное отношение ребёнка к питанию, кото­рое складывается из формирования гигиены приёма пищи, обучения правилам пользования столовыми приборами, поведению за столом и участия в сервировке стола.

Мышление ребёнка в это время, в отличие от предыдущего и последующего возрастов, не имеет какой-либо логической программы. Для него характерна фрагментарность, пристрастие к многократно повторяющимся действиям, играм, полюбившимся процедурам. Заложенные в первые 3 года жизни навыки, в том числе и в вопросах питания, могут стать для ребёнка определяющими на всю оставшуюся жизнь.

Неправильное питание в раннем детском возрасте приводит к серьёзным дефек­там со стороны нервно-психической и интеллектуальной деятельности ребёнка:

• задерживается развитие моторики и познавательной деятельности;

• появляются поведенческие сложности;

• формируется неразвитость социальных навыков;

• прослеживается недостаточная способность к обучению.

Учитывая всё вышеизложенное, вполне понятен интерес, который вызывают вопросы питания детей не только первого года жизни, но и более старшего возрас­та, особенно от 1 года до 3 лет.

Необходимо придерживаться основных принципов питания:

• физиологической адекватности питания;

• мультикомпонентной стабилизированосги рациона питания по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки, пищевые жиры и жирные кислоты, различные классы углеводов, минеральные соли и витамины;

• максимального разнообразия рациона;

• адекватной возрасту и заболеванию технологической и кулинарной обработке продуктов и блюд питания;

• нутриентной предобеспеченности.

Продукты питания, используемые в детском возрасте, должны отвечать не толь­ко требованиям науки о питании, но и быть вкусными, разнообразными, соответ­ствовать национальным привычкам и традициям. Нормирование суточной кало­рийности рациона должно соответствовать энергозатратам детского организма.

Ребёнок от 1 года до 3 лет жизни проделывает большой и сложный путь от груд­ного вскармливания (основное питание ребёнка первого года жизни) к питанию взрослого человека. И для того чтобы этот процесс проходил менее болезненно и постепенно, по современным рекомендациям ВОЗ, кормление детей женским молоком следует сохранить до 1,5-2 лет. Женское молоко в этот период играет значительную физиологическую и психологическую роль. По мере того как ребё­нок всё активнее вживается в окружающий мир, заканчивается и его кормление грудью, которое для него проходит безболезненно. Если же на втором году жизни ребёнок по тем или иным причинам лишён материнского молока, сбалансировать рацион возможно за счёт использования специальных молочных продуктов или смесей, предназначенных для детей этого возрастного периода.

Потребление в этом возрасте немодифицированного (коровьего) молока имеет целый ряд неблагоприятных последствий: большой объём молока вытесняет из рациона ребёнка другие, более полноценные блюда и приводит к дефициту важ­нейших нутриентов; в коровьем молоке высокое содержание белка, кальция, фос­фора, холестерина и низкое количество железа, цинка, витаминов Е и С; абсорбция микроэлементов ингибируется при повышенном содержании белка, солей Са и Р. В ряде исследований отмечена корреляция между объёмом потребляемого коро­вьего молока и уровнем гемоглобина у детей раннего возраста: чем больше объём молока в рационе, тем ниже уровень гемоглобина.

Таким образом, в питании детей первых 3 лет жизни рекомендуется исполь­зовать продукты питания на основе модифицированного коровьего молока (Фрисолак 3, детское молоко «Нестле», Энфамилюниор, МДМилюниор, молоко сухое цельное быстрорастворимое «Нутритек»), в котором есть биологически ценные добавки в виде ненасыщенных жирных кислот, витаминов, минеральных веществ, снижено содержание белка и увеличено содержание углеводов.

Пониженное содержание белка в большинстве модифицированных молочных продуктах способствует уменьшению белковой нагрузки, которая:

• влечёт за собой метаболизацию организма, сопровождающуюся напряжением в работе почек и печени;

• способствует повышению продукции инсулиноподобного фактора роста I, приводящего к преждевременному увеличению числа адипоцитов с угрозой развития ожирения;

• способствует повышению уровня аминокислот, стимулирующих выработку инсулина, высокое содержание которого в плазме крови приводит к снижению числа инсулиновых рецепторов, уменьшению чувствительности органов мише­ней к инсулину, что считается фактором риска развития сахарного диабета;

• способствует более раннему биологическому созреванию с последующим ран­ним старением организма.

Модифицированные детские молочные продукты представлены в табл. 6-6.

Таблица 6-6. Модифицированные молочные продукты для детей старше 1 года
Состав в 100 мл готового продукта Фрисолак 3 Энфамил Юниор МДмил Юниор Молочко «Нестле» Молоко растворимое «Нутритек»
Энергия, ккал   67,6     62,4
Белок, г 2,7 3,4 3,1 2,2 3,2
Жир, г 2,5 1,7 2,2 2,6 3,25
Линолевая к-та, мг   0,3 0,5 0,5 -
Линоленовая к-та, мг   22,4     Лецитин +
Декозогексагеновая к-та 6,9 - 4,1 - -
Углеводы, г 9,8 9,7 7,1 8,7 5,2
  A, ME     202,5   -
  Д, ME и 48,6 37,8   -
  Е. ME 1,0 1,2 0,9 1,2 -
  К, мкг 3,3 8,8 2,0 3,0 -
  С, мг     10,1   -
X S Фолиевая кисло­та, мкг   9,1     3,9
s га В SB со В,-тиамин, мг 0,083 0,06 0,25 0,14 0,04
В2-рибофлавин, мг 0,11 0,15 0,45 0,16 0,17
  В5-ниацин, мг 1,0 0,8 0,8 1,8 -
  В6-пиридоксин, мг 0,083 0,05 0,1 0,2 0,26
  В-цианокобала- мин, МКГ 0,25 0,4 0,3 0,13 0,30
  В3-пантотеновая к-та, мг 0,33 0,5 0,5 0,6 0,35
Минеральные вещества, г 0,8 0,8 - 0,5 -

 

Окончание табл. 6-6

Кальций, мг     118,1    
Фосфор, мг     86,1    
Йод, мкг   9,6 10,1   -
Железо, мг 1,2 1,2 1,1 0,8 -
Магний, мг   10,8 8,1    
Цинк, мг 0,5 0,6 0,8 0,66 -
Медь, мкг     48,6   -
Марганец, мкг         -
Натрий, мг     37,8    
Калий, мг     118,8    
Хлориды, мг     87,8   -
Селен, мкг 1.7 -     -
Биотин, мкг 1,8 2,5 2,7 - 1,3
Холин, мг   5,1 30,4 - 10,5
Инозитол, мг   6,7 5,7 -  
Фруктоолигосахариды, г 0,45 (ину­лин) - 0,1 - -
p-Каротин, мг - - 0,03 - -
Пробиотики     Бифидобактерии    

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.