Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности Т. В. Матолина




В основе разработки данной методики лежит факт повторения набора сходных общепсихологических типов в различных авторских классификациях (Кеттел, Леонгард, Личко и др.).

Предлагаемая методика содержит опросник Айзенка (подростковый вариант), классификацию в зависимости от соотношения результатов шкалы нейротизма и шкалы интроверсии, вербальное описание особенностей каждого типа и основное на­правление тактики взаимоотношений с подростками каждого типа.

В качестве основного используется тест Айзенка (подростковый вариант), шкала градации результатов и разработанные типологические характеристики и рекомендации по коррекции.

Этапы работы:

1. Проведение теста.

2. Обсчет результатов.

3. Градация результатов по таблице типов.

4.Отбор данных, где балл по шкале "Ложь" больше 5.

Инструкция (для психолога): "На предлагаемые вопросы ис­пытуемый должен отвечать "да" или "нет", не раздумывая. От­вет заносится на опросный лист под соответствующим номером".

Опросник Айзенка

Г. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?

2.Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?

3.Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-ни­будь просят?

4.Бывает ли так, что ты раздражен чем-нибудь?

5.Часто ли у тебя меняется настроение?

6.Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с ребя­тами?

7.Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?

8.Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?

9.Любишь ли ты подшучивать над кем-либо?

10.Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?

11.Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, живой че­ловек?

12.Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?

13.Верно ли, что ты часто раздражен чем-нибудь?

14.Нравится ли тебе все делать в быстром темпе? (Если же, наоборот, склонен к неторопливости, ответь "нет").

15.Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, кото­рые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо?

16.Тебе можно доверить любую тайну?

17.Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скуч­ную компанию сверстников?

18.Бывает ли так, что у тебя без всякой причины (физичес­кие нагрузки) сильно бьется сердце?

19.Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы по­дружиться с кем-нибудь?

20.Ты когда-нибудь говорил неправду?

21.Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?

22.Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории сво­им друзьям?

23.Ты часто чувствуешь себя усталым?

24.Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потом?

25.Ты обычно весел и всем доволен?

26.Обидчив ли ты?

27.Ты очень любишь общаться с другими ребятами?

28.Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?

29.У тебя бывают головокружения?

30.Бывает ли так, что твои действия и поступки ставят дру­гих людей в неловкое положение?

31.Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь надоело?

32.Любишь ли ты иногда похвастаться?

33.Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей?;!:

34.Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?

35.Ты обычно быстро принимаешь решения?

36.Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?

37.Тебе часто снятся страшные сны?

38.Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в об-. ществе друзей?

39.Тебя легко огорчить?

40.Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?

 

41.Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быст­ро, не задерживаясь особенно на обдумывание?

42.Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?

43.Тебе очень нравятся шумные и веселые игры?

44.Ты всегда ешь то, что тебе подают?

45.Тебе трудно ответить "нет", когда тебя о чем-нибудь просят?

46.Ты любишь часто ходить в гости?

47.Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?

48.Был ли ты когда-нибудь груб с родителями?

49.Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?

50.Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

51.Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие в общем веселье?

52.Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?

53.Бываешь ли ты совершенно уверен, что сможешь спра­виться с делом, которое должен выполнить?

54.Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?

55.Ты стесняешься заговорить первым с новыми людьми?

56.Ты часто спохватываешься, когда поздно что-нибудь ис­править?

57.Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кри­чишь в ответ?

58.Бывает ли так, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без всякой причины?

59.Ты считаешь, что трудно получить настоящее удоволь­ствие от оживленной компании сверстников?

60.Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь не подумав?

Ключ

1. Эксграверсия (Э):

"Да": I, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38. 41, 43, 46, 49, 53, 57.

"Нет": 6, 33, 51,55, 59.

2. Нейротизм (Н):

"Да": 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60.

3. "Ложь":

"Да": 8, 16, 24, 28, 36, 44. "Нет": 4, 12, 20, 32, 40, 48.

Нормативы для подростков 12-17 лет для отнесения их к оп­ределенному типу темперамента: экстраверсия (Э) - 11-14 баллов, "ложь" - 4-5 баллов, нейротизм (Н) - 10-15 баллов.

Таблица типов

 

  Данные по тесту    
      Э в баллах Н в баллах    
  1. 0-4 0-4    
  2. 20-24 0-4    
  3. 20-24 20-24    
  4. 0-4 20-24    
  5. 0-4 4-8    
  6. 0-4 16-20    
  7. 0-4 8-16    
  8. 4-8 0-4    
  9. 8-16 0-4    
  10. 16-20 0-4    
  11. 20-24 4-8    
  12. 20-24 8-i6    
  13. 20-24 16-20    
  14. 16-20 20-24    
  15. 8-16 20-24    
  16. 4-8 20-24    
  17. 16-20 4-8    
  18. 4-8 16-20    
  19. 4-8 4-8    
  20. 16-20 16-20    
  21. 12-16 8-12    
22. 8-12 8-12  
  23. 16-20 8-12  
  24. 12-16     4-8  
  25. 8-12 4-8  
  26. 4-8 8-12  
  27. 4-8 12-16  
  28. 8-12 16-20  
  29. 12-16 16-20  
  30. 16-20 12-16  
  31. 8-12 12-16  
    32. 12-16 12-16  
         
Характерологические Пути  
проявления коррекции  
Тип № 1  
Э: 0-4; Н:0-4  
Безмятежный, мирный, невозмути- Воспитателей беспокоят мало,  
мый. В группе скромен. Дружбу не а значит всегда страдают от невни-  
навязывает, но и не отвергает, если мания педагогов, тренеров, началь-  
ему предложат. Склонен к упрям- ников. Главное в подходе - повы-  
ству, если ощущает свою правоту. сить самооценку посредством при-  
Не смешлив. Речь спокойная. Тер- влечения внимания группы к данно-  
пелив. Хладнокровен. му человеку. Желательно, чтобы у  
  индивида была возможность выбора  
  темпа работы. Подчеркивать цен-  
  ность таких качеств, как скромность,  
  хладнокровие.  
  Тип №2  
Э: 20-24; Н: 0-4  
Радостный, общительный, разго- Поощрять трудолюбие, использо-  
ворчивый. Любит быть на виду. вать природный артистизм и склон-  
Оптимист, верит в успех. Поверхно- ность к новизне. Желательно испод-  
стен. Легко прощает обиды, превра- воль приучать к настойчивости.  
щает конфликты в шутку. Впечат- дисциплине, организованности (на-  
лителен, любит новизну. Пользует- пример, предлагая оригинальные  
ся всеобщей любовью. Однако по- задания). Рекомендуется помочь  
верхностен, беспечен. Прихотлив. организовать время (кружковой ра-  
Артистичен. Не умеет добиваться ботой, участием в экспедициях и  
результатов (увлекается, но быстро т.д.).  
остывает).            
     
Характерологические   Пути
проявления   коррекции
Тип № 3
Э: 20-24; Н: 20-24
Активный, имеет хорошо разви- Основная тактика - подчеркнутое!
тые бойцовские качества. На- уважение. Взаимоотношения следует строить на убеждении, спокойном,  
смешлив. Стремится общаться со  
всеми "на равных". Очень често- оброжелательном тоне общения.
любив. В случае несогласия с по- При аффективном поведении возмож-
зицией более старшего принима- на ироническая реакция. Не следует
ет активно противоборствую- "выяснять отношения" в момент кон-
щую позицию. Не выносит без- фликта. Лучше обсудить проблемы
различия в свой адрес. позже в спокойной ситуации. При этом
  желательно акцентировать внимание на
  проблеме и по возможности решить ее
  без особого эмоционального напряже-
  ния. Подросткам данного типа необхо-
  дима возможность проявления органи-
  заторских способностей, а также реали-
  зация энергетического потенциала
  (спортивные достижения и т.п.).
Тип № 4
Э: 0-4; Н: 20-24
Тип неспокойный, насторожен- Стремиться поддержать. Оградить от
ный, неуверенный в себе. Ищет насмешек. Выделять положительные
опеки. Необщителен, поэтому стороны (вдумчивость, склонность
имеет смещенные оценки и само- к монотонной деятельности). Подо-
оценки. Высокоранимый. Адап- брать деятельность, не требующую
тация идет длительно, поэтому активного общения, строгой времен-
действия замедленны. Не любит ной регламентации, а также не вклю-
активный образ жизни. Созерца- ченную в жесткую систему субордина-
тель. Часто склонен к философии. ции. Активизировать интерес к окру-
Легко драматизирует ситуацию. жающим. Исподволь сводить с людь-
  ми доброжелательно-энергичными.
Тип № 5
Э: 0-4; Н: 4-8
Созерцателен, спокоен. Имеет Остро нуждается в повышении само-
низкий уровень заинтересованно- оценки, это разрушает безразличие
сти в реальной жизни, а значит и повышает уровень притязаний, а
и низкие достижения. Направлен следовательно, качество работы или
на внутренние выдуманные или учебы. Желательно найти сильные
вычитанные коллизии. Послушно- стороны (способности, задатки),
безразличен. чтобы как-то увлечь работой.
Тип № 6
Э: 0-4; Н: 16-20
Сдержанный, робкий, чувствитель- Стараться поддерживать, опекать,
ный, стесняется в незнакомой ситуа- подчеркивать перед группой поло-
ции. Неуверенный, мечтательный. жительные качества и проявления
Любит философствовать, не любит (серьезность, воспитанность, чут-
многолюдья. Имеет склонность к со- кость). Можно увлечь идеей (напри-
мнениям. Мало верит в свои силы. мер, помощи кому-то более слабо-
В целом уравновешен. Не склонен му). Это повысит самооценку, даст
паниковать и драматизировать си- повод к более оптимистическому
туацию. Тревожный. Часто пребы- ощущению жизни.
вает в нерешительности. Склонен  
к фантазиям.  
Тип № 7
Э:0-4 Н: 8-16
Человек скромный, активный, на- В деятельности желательно предо-
правленный на дело. Справедли- ставить свободный режим, поощ-
вый, преданный друг. Очень хоро- рять, это активизирует инициативу.
ший, умелый помощник, но плохой Поегараться раскрепостить, чтобы
организатор. Застенчив. Предпочи- действовал самостоятельно, а не по
тает оставаться в тени. В компани- указке (по природе подчиняем).
ях, как правило, не состоит. Дружит Избегать публичной критики. Вну-
вдвоем. Взаимоотношениям прида- шать уверенность в своих силах и
ет большое значение. Иногда скуч- правах. Не допускать слепой веры
новато-морализующий. в чей-либо авторитет.
Тип № 8
Э: 4-8; Н: 0-4
Человек спокойный, склонный к Главная задача - активизировать
общению в компаниях. Эстетичес- потребность в деятельности. Найти
ки одаренный. Скорее созерцатель, занятие, могущее заинтересовать
чем деятель. Уравновешенный. Без- (скорее это нечто, связанное с худо-
различный к успехам. Любит жить жественными проявлениями). По-
''как все". Во взаимоотношениях ощрять успехи. Желательно чаще
ровен, но глубоко переживать не общаться с подростком, обращая
умеет. Легко избегает конфликтов. внимание на развитие социального
  интеллекта.
   
Тип № 9 Э: 8-16; Н: 0-4
Активный, жизнерадостный. Об­щительный. В общении неразбор­чив. Легко попадает в асоциальные группировки вследствие плохой со­противляемости дезорганизующим условиям. Склонный к новизне, любознательный. Социальный ин­теллект развит слабо. Нет умения строить адекватныеоценки и само­оценки. Часто нет твердых принци­пиальных установок. Энергичен. Доверчив.   Режим желателен более жесткий. I мобилизующий. Установить добро-желательные отношения, но подро- 1 сток должен чувствовать, что за 1 ним наблюдают. Стремиться на- I правлять энергию в полезное дело (например увлечь глобальной идеей достичь чего-то - поступить в престижный вуз и т.п.). Однако 1 в этом случае необходимо вместе 1 распланировать предстоящую ра­боту, фиксировать сроки и объемы и жестко контролировать выполнение. Желательно подростка данного типа ввести в состав группы или бригады с сильным лидером и позитивными установками.
Тип №10 Э: 16-20; Н: 0-4
Артистичен. Любит развлекать. Недостаточно настойчив. Общителен. Неглубок. Уравновешен. Поддерживать усилия, направленные на достижение интересных целей (у самого хватает инициативы выбрать какое-то занятие или цель, но не хватает упорства). Поощрять артистизм, но не допускать до кло-
Тип № 11 Э: 20-24; Н: 4-8
Активный, общительный, благо­родный, честолюбивый. Легко соглашается на рискованные развлечения. Не всегда разборчив в друзьях, в средствах достижения цели. Благороден. Часто эгоистичен. Обаятелен. Имеет организаторские склонности. Поощрять и развивать организаторские склонности. Может быть лидером, но надо контролировать. Удерживать от зазнайства. Лидерское положение в коллективе легко выправляет разболтанность, лень. Любит быть "на коне". Можно допускать коллективную критику в случае необходимости.
   
Характерологические проявления Пути  
коррекции  
Тип № 12  
Э: 20-24 , Н:8-16  
Легко подчиняется дисциплине. Лидер по натуре как эмоциональ-  
Обладает чувством собственного ного, так и делового плана. Надо  
достоинства. Организатор. Скло- поддерживать лидерские усилия,  
нен к искусству, спорту. Активен. помогать, направлять в деловом  
Влюбчив. Легко увлекается людьми и личностном плане.  
и событиями. Впечатлителен.    
Тип №13  
Э: 20-24; Н: 16-20  
Сложный тип. Тщеславен. Энерги- Цель старшего - держать подрост-  
чен. Жизнерадостен. Не имеет, как ка "в рамках", так как тот склонен  
правило, высокой духовной на- к зазнайству, подчинению себе ок-  
правленности. Погружен в житей- ружающих. Действовать лучше спо-  
ские радости. Во главу угла жизни койно и твердо. Выделять других.  
ставит бытовые потребности. Пре- подчеркивая положительные лич-  
клоняется перед престижностью. ностные качества. Можно предло-  
Всеми силами стремится достичь жить роль организатора. При этом  
удачи, успеха, выгоды. Презирает требовать выполнения обязаннос-  
неудачников. Общительный, де- тей. Желательно эстетическое вос-  
монстративный. Жестко выдвигает питание.  
свои требования.    
Тип№ 14  
Э: 16-20; Н: 20-24  
Властный, мнительный, подозри- Нельзя относиться равнодушно.  
тельный, педантичный. Всегда стре- Можно относиться дружелюбно,  
мится к первенству. Мелочный. можно - с иронией. Дать возмож-  
Наслаждается любым превосход- ность занять лидерское положение,  
ством. Язвительно-желчен. Скло- однако при этом следует выбрать.  
нен к насмешке над более слабыми. пост, на котором он больше внима-  
Мстителен, пренебрежителен, дес- ния уделял бы бумагам, чем людям.  
потичен. Утомляем. Поощрять волю и упорство. При  
  этом подростку желательно воспи-  
  тывать в себе позитивное эмоцио-  
  нальное отношение к окружающим  
  и позитивные установки.  
                                         

   
Характерологические Пути
проявления коррекции
Тип №15
Э: 8-16; Н:20-24
Вечно недовольный, ворчливый, Желательно наладить хотя бы ми-
склонный к придиркам. Мелочно- нимальные взаимоотношения. Это
требовательный. К язвительности легче сделать, основываясь на мни-
не склонен. Легко обижается по пу- тельности данного человека. Мож-
стякам. Часто хмур, раздражителен. но интересоваться его самочувстви-
Завистлив. В делах неуверенный. ем, успехами в доверительной бесе-
В отношениях - подчиненный. Пе- де. В качестве какой-то обществен-
ред трудностями пасует. В группе, ной нагрузки, позволяющей иметь
классе держится в стороне. Злопа- опору во взаимоотношениях, можно
мятный. Друзей не имеет. Сверст- дать канцелярскую работу (педанти-
никами командует. Голос тихий, ческие свойства позволят делать ее
резкий. хорошо). Поощрять за исполнитель-
  ность при всем коллективе, что по-
  зволит как-то наладить отношения со
  сверстниками. Подростки такого
  типа требуют постоянного внимания
  и индивидуального взаимодействия.
Тип № 16
Э: 4-8; Н: 20-24
Высокочувствительный тип, недо- В подходе желательны: оберегающий
верчивый, затаенно-страстный, режим, поощрения при одноклассни-
молчаливый, замкнуто-обидчивый. ках, доброжелательность, уважитель-
Самолюбивый, независимый, име- ность. Следует поддерживать спра-
ет критический ум. Пессимист. ведливые критические суждения, но
Склонен к обобщенному мышле- избегать развития у подростка мора-
нию. Часто - неуверенность в себе. лизирования и критиканства.
Тип №17
Э: 16-2С ; Н: 4-8
Очень эмоционален. Восторжен- Поддерживать положительный на-
ный, жизнерадостный, общитель- строй. Желательно развивать эсте-
ный, влюбчивый. В контактах - не- тические склонности, поддержи-
разборчив, дружески настроен ко вать увлечения (поощрять, интере-
всем. Непостоянен, наивен, ребяч- соваться, предлагать выступить пе-
лив, нежен. Пользуется симпатией ред классом, группой). Обратить
окружающих. Фантазер. Не стре- внимание на выработку волевых
мится к лидерству, предпочитая качеств (настойчивости, уровня
интимно-дружеские связи. притязаний).
       

Характерологические Пути
проявления коррекции
Тип №18
Э: 4-8; Н: 16-20
Эмпатичный. Очень жалостливый, Рекомендуется наладить щадяще-
склонный поддерживать слабых, развивающий режим. Контролиро-
предпочитает интимно-дружеские вать исподволь, относиться спокой-
контакты. Настроение чаще спо- но-доброжелательно. Помогать
койно-пониженное. Скромный, за- в трудных ситуациях, какими в дан-
стенчивый. Не уверен в себе. Созер- ном случае является достижение
цатель. Легко становится насторо- цели, формирование активной по-
женным и подозрительными небла- зиции, налаживание контактов (со сверстниками и со взрослыми).
гоприятных условиях.    
  Исключить публичное обсужде-
  ние, если возможны негативные
  оценки.
Тип№ 19
Э-.4-8 ; Н: 4-8
Спокойный тип. Молчаливый, рас- У подростков данного типа надо
судительный. Замедленно-деятель- постараться повысить самооценку.
ный, очень последовательный, са- развить систему притязаний, рас-
мостоятельный, независимый, кро- крыть склонности и способности
потливый. Беспристрастный, подростка. Заинтересовать чем-то
скромный, низко-эмоциональный. можно, дав какую-то работу с вы-
Иногда отвлечен от реальности. сокой личной ответственностью (но
  типу деятельность должна быть
  больше связана с бумагами, чем с
  людьми). Подростки такого типа
  нуждаются в советах по разным
  вопросам, но выраженных в дели-
  катной форме.
       

     
Характерологические проявления Пути коррекции  
Тип № 20 Э: 16-20; Н: 16-20  
Очень демонстративен, не умеет сопереживать. Эмоционально бе­ден. Любит противопоставлять себя коллективу. Очень напорист в дос­тижении значимых для себя ценно­стей. Престижен. Часто фальшив. Практичен. Режим взаимодействия мягкий, тер­пимый, чтобы не обострять нега­тивные качесгва. Вовлечь в спортивные или технические занятия, чтобы подростки могли перевести энергетику в позитивное русло, а потребность в борьбе за первенство в приемлемую форму. Желательно эстетическое воспитание. Вовлекать в позитивные социальные группы с сильным влиятельным лидером.  
Тип №21 Э: 12-16; Н: 8-12  
Очень энергичен, жизнерадостен. "Любимец публики". Считается, что подростки такого типа счастливцы. Действительно, они часто очень одаренны, легко учатся, артистичны, малоутомляемы. Однако наличие этих качеств часто имеет негативные результаты. Подростки (и молодые люди) с детства привыкают, что им все доступно. В результате чего не учатся серьезно работать над достижением цели. Легко все бросают, часто прерывают дружбу. Поверхностны. Имеют довольно низкий социальный интеллект. Требуют доброжелательно-строго­го отношения. В коллективе не стоит выбирать на лидерские должности (лучше часто предлагать разовые поручения организаторского типа). Строго требовать выполнения поручений. Желательно вместе с подростком найти какую-то значимую цель (например овладеть иностранным языком), разбить на периоды срок исполнения, расписать по времени задачи и контролировать выполнение. Это, с одной стороны, поможет добиться поставленной цели, с другой - приучит к упорядоченной работе.

   
Характерологические Пути
проявления коррекции
" Тип №22
Э: 8-12; Н:8-12
Очень пассивно-безразличный. Уверен в себе. В отношении к окру- Создать у подростка ощущение, что ои интересен воспитателю (тренеру
жающим жестко-требователен. Зло­памятен. Часто проявляет пассив­ное упрямство. Очень педантичен, мелочен. Рассудителен, хладнокро- и т.д.). Следует интересоваться ме­лочами быта, самочувствия. Среди общественных поручений жела­тельно выбрать что-то, требующее
вен. К чужому мнению относится безразлично. Ригиден, предпочита- аккуратного исполнения (ведение журнала или табеля, учет чего-то и
ет привычные дела и монотонность быта. Интонации речи маловыра- т.п.). Хвалить за исполнительность. Помогать в выборе занятий (жела-
зительные, Малоэстетичен. тельно индивидуальные, а не груп-
  повые виды спорта или художе-
  ственная самодеятельность).
Э: 16-20 Н: 8-12
Общительный, активный, инициа- Создать возможность лидерства.
тивен, увлекающийся. При этом умеет управлять собой. Умеет добиваться намеченной цели. Честолю- Помогать в решении групповых и индивидуальных задач. Следить за тем, чтобы нагрузка (учебная, про-
бив. Любит лидировать и умеет быть организатором. Пользуется изводственная и общественная) была в разумных пределах.
доверием и искренним уважением окружающих. Характер легкий, эс-  
тетичен, ровно оживлен.  
Тип № 24 Э: 12-16; Н: 4-8
Активный, уравновешенный тип. Энергичен. Среднеобщителен. При- Предпочитает спокойное доверительное отношение окружающих.
вязчив к немногочисленным друзь- Желательно отлаживание четких
ям. Упорядочен. Умеет ставить перед собой задачи и добиваться ре- деловых контактов.
шений. Не склонен к соперничеству. Иногда обидчив.  

flk  
Характерологические Пути
проявления • коррекции
Тип № 25
Э: 8-12 Н.-.4-8
Активен, иногда взрывчатый, иног- Желательно спокойно-деловое от-
да беспечно-веселый.. Часто спокойно-безразличен. Инициативы почти ношение. Находить и рекомендо­вать лучше индивидуальные заня-
не проявляет, действует по указке. Пассивен в социальных контактах. К глубоким эмоциональным пере- тия. Хорошо справляется с админи-
    стративной работой.
     
живаниям не расположен. Склонен  
к монотонной кропотливой работе.  
Тип № 26
Э: 4-8; Н: 8-12
Спокоен, уравновешен, терпелив, Любит доверительные отношения,
педантичен. Честолюбив. Целеуст- спокойный темп работы. Не скло-
ремлен. Имеет твердые принципы. Временами обидчив. нен к панибратству. Желательно поощрять при классе (группе) за
  аккуратность, исполнительность.
  Работать над повышением уверен-
  ности в своих силах.
' Тип № 27
Э: 4-8; Н 12-16
Уравновешенно-меланхоличный. Тонко чувствительный. Привязчи- Создать обстановку активно-спо-
    койной деятельности. Желательно
вый; ценит доверительно-интимные избежать жесткой регламентации.
отношения, спокойный. Ценит юмор. В целом - оптимист. Иногда панику- Рекомендовать эстетические и лите-
    ратурные занятия.
ет, иногда впадает в депрессии. Од-  
нако чаще спокойно-задумчив.  
Тип № 28
Э: 8-12; Н 16-20
Меланхоличный, честолюбивый, 'Рекомендуется направлять усилия
упорный, серьезный. Иногда скло- i На повышение самооценки, уреп-
йен к уныло-тревожному настрое- лять уверенность в себе.
нию. Дружит с немногочисленным  
кругом людей. Необидчив, но иног-  
да мнителен. Самостоятелен в реше-  
ниях относительно принципиальт  
ных вопросов, но зависим от близ-  
ких в эмоциональной жизни.  
     

   
Характерологические Пути
проявления коррекции
Тип № 29
Э: 12-16 Н: 16-20
Жестко требователен к окружаю- Взаимоотношения строить на осно-
щим: упрям, горд, очень честолю- ве уважения, высокой требователь-
бив. Энергичен, общителен, настро- ности. Можно Посмеиваться над
ение часто боевитое. Неудачи скры- недостатками, если подросток за-
вает. Любит быть на виду. Хлад- носчив.
нокровен.  
Тип № 30
Э: 16-20 ;Н: 12-16
Гордый, стремится к первенству. Не допускать зазнайства. Поддерживать в позитивных усилиях. По-
злопамятен. Стремится к лидерству    
во всем. Энергичен, упорен. Спо- могать в лидерстве, не допускать
койный, расчетливый. Любит риск, командный стиль отношений. Ней-
непреклонный в достижениях. Не трализовать озлобленность. Разви-
лишен артистизма, хотя и суховат. вать социальный интеллект
Тип №31
Э: 8-12 Н: 12-16
Застенчив, независтлив, стремится Обеспечить спокойную доброжела-
к самостоятельности, привязчив. тельную обстановку. Стараться
Доброжелателен. С близкими людь- вовлекать в активное решение дело-
ми проявляет наблюдательность, вых вопросов. Поощрять соци-
чувство юмора. Склонен к глубоким альную активность, вовлекать
доверительным отношениям. Избе- в участие в каких-либо мероприя-
гает ситуации риска, опасности. Не тиях (семинарах, конференциях и
выносит навязанный темп. Иногда т.п.).
склонен к быстрым решениям. Час-  
то раскаивается в своих поступках.  
В неудачах обвиняет только себя.  
Тип № 32
Э; 12-16; Н: 12-16
Честолюбив, неудачи не снижают Не поддерживать в конфликтных
уверенности в себе. Заносчив. Зло- ситуациях. Воздействовать через
памятен. Энергичен. Упорен. Целе- честолюбие. Отношения поддержи-
устремлен. Склонен к конфликтно- вать ровные, пытаясь исподволь
сти. Не уступает, даже если не прав развивать социальный интеллект.
Муж совести не испытывает. В об-  
щении не склонен к сопережива-  

нию. Ценит только информатив­ность. Эмоционально ограниченный тип.

Данная методика рассчитана на контингент испытуемых в возрасге от 12 до 17 лет. Соответственно может использоваться:

1. При формировании классных коллективов.

2. При знакомстве преподавателя или воспитателя с вновь поступившими в класс или группу подростками.

3. В деятельности работников "службы занятости" и отде­лов кадров при приеме на работу подростков.

 

4. В профессиональном отборе молодежи на различные типы профессий (в частности на профессии типа "человек-человек").

5. В профподборе производственных групп в целях достиже­ния оптимального делового и социального сотрудничества.

6. В спортивной практике при подборе команд.

7. В педагогической практике в целях коррекции взаимоот­ношений в системах: "ученик-учитель" и "ученик-класс".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 4381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.