Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюционизм. Первые теории антропосоциогенеза




ТЕМА 3. АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ. ВЕХИ ИСТОРИЧЕСКОЙ, КУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА И СТАНОВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВА

 

Содержание темы чрезвычайно обширно. Систематическое его изложение потребовало бы создания цикла лекций. Однако есть учебная необходимость дать краткое и схематическое изложение ос­новных положений1.

 

 

В современной науке происхождение и развитие человека рассмат­риваются в парадигме эволюционизма, в противовес богословскому креационизму, при котором происхождение человека воспринимает­ся лишь как акт божественной воли, чем полностью снимается тезис о развитии человека в истории, поскольку он, согласно религиозным мифам, создан по подобию бога, вечно неизменному. Поскольку на­ука о происхождении человека (палеантропология) на сегодня нако­пила достаточное количество данных, свидетельствующих о природ­ном происхождении и социальном развитии человека, то в светских системах образования антропологическая проблема рассматривается ныне с позиции эволюционизма, указывающего на то, что человек об­кидает своей природой, изменяющейся в истории в силу изменения внешнего мира (второй природы), создаваемого самим же человеком посредством своей деятельности, активности.

Сегодня эволюционизм является ведущей парадигмой социаль­ной антропологии.

Открытие новых земель в XVIII-XIX вв., сопровождавшееся взрывом колониальной экспансии Англии (захват Южной Африки, Индии, Индонезии и др.), Франции (Алжира, архипелагов в Поли­незии, Южного Вьетнама) и т. д., породило административный спрос на развитие научных основ управления колониальными народами. Эффективность управления зависела от знаний быта, традиций, язы­ка, культуры вообще аборигенов. Этот спрос нашел организационно-­научный отклик в странах-метрополиях. Так, первым в истории было образовано «Парижское общество этнологии» (1839), впоследствии организовались в Англии «Этнологическое общество» (1859), до­полненное «Антропологическим обществом» (1863), образовавшие! «Королевский антропологический институт Великобритании и! Ирландии» (1871). В Германии было образовано «Общество антро­пологии, этнологии и доистории» (1869). Наряду с этим появляются соответствующие музеи и специальные периодические издания.

Необходимо подчеркнуть — знаменитый писатель Жюль Верн почти всю свою творческую жизнь посвятил созданию многотомной серии романов, объединенных под общим названием «Необыкновенные путешествия». «Я поставил своей целью описать... весь земной шар». Географическое описание Жюль Верн понимает как сумму разнообразных сведений о данной стране и ее обитателях. Поэтому история географических открытий становится в его изложении одно­временно очерком истории, этнографии, культуры, религии разных племен и народов, природных ресурсов, ландшафта, флоры и фауны и даже экономики разных отдаленных стран1.

Появляются первые концепции эволюционизма. В них выдвигались: идея единства человеческого рода и единообразия развития культур, прямая однолинейность этого развития — от простого сложному, обязательность выделенных стадий развития для всех обществ, идея общественного прогресса и исторического оптимизма, просветительско-рационалистический идеал будущего развития культур, психологическое обоснование явлений культуры и выведение закономерностей развития обществ из психических свойств индивида1.

Необходимо, однако, отметить следующее. Первые теории социальной антропологии создавались в эпоху господства колониализма. Примитивные общества рассматривались как экзотические «другие», ими не были объектом анализа с точки зрения его внутренних инте­ресов (внутреннего содержания). «Вопиющее отстаивание «вечной» модели империи... преследовало антропологию уже после получения колониальными народами своей независимости»2.

Главным основателем антропологии и автором современного (Жачения термина «антропология» (наряду с Л. Морганом) явился Эдуард Бернетт Тайлор (1832-1917). Известен как автор книг «Первобытная культура» "(1871) и «Антропология» (1881). К числу важнейших закономерностей Э. Тайлор относил «общее сходство природы человека» и «общее сходство обстоятельств его жизни». По­иск им общих черт впоследствии получил название типологического сравнения и стал частью сравнительно-исторического метода3.

Появление первых концептуальных представлений об антропоге­незе дало целый веер ответвлений проблем социальной (культурной) антропологии. Наиболее значимый вклад в формирование дис­циплины сделали: Дж. Фрезер (1854-1950), Ф. Боас (1858-1942), Малиновский (1884-1942), М. Мосс (1872-1950), Р. Бенедикт (1887-1948), М. Мид (1901-1978). В отечественной антропологии развивалась этнографическая традиция (В. Г. Богораз (1885-1936), Д. К. Зеленин (1878-1954)). Ныне этнографическое направление развивается в ряде университетов России. Функционирует академический институт им. Миклухо-Маклая.

Рассмотрим последовательно ряд их взглядов.

Так, Дж. Фрэзер (ученик Тайлора) явился крупнейшим представителем «интеллектуального» направления4. Дж. Фрэзер — автор концепции эволюционных стадии в умственном развитии человечест­ва: магии, религии и науки. Первобытный человек действовал не в силу интеллектуальных представлений, а под влиянием внутрен­них бессознательных импульсов (мнение Р. Маррет — англичани­на, 1899). «Дикарская религия не столько выдумывается, сколько выплясывается». Надо сказать, что Дж. Фрэзер одним из первых предпринял сравнительно-историческое изучение сюжетов Ветхого Завета в сравнении с мифологией других народов. Он же рассматри­вал Священное Писание в качестве источника сведений о реальных событиях в жизни человечества.

Надо сказать, что вполне приемлем взгляд о том, что все три этапа развития интеллекта человека присутствуют в современной действи­тельности: считается, что магия функционирует в относительно изо­лированных этнокультурных сообществах Африки и Азии, религия осталась ведущей смысловой картиной мира в доиндустриальных обществах, а наука декларируется основой жизни в индустриальных странах. Но не лишено оснований мнение о том, что современную культуру пронизывают все три типа умственного развития, выделенных Дж. Фрэзером.

Боас Франц (1858-1942) вошел в историю социальной антропологии как исследователь жизни эскимосов — пришел к убеждению, что история, язык и культура играют гораздо большую роль в жизни! людей, нежели природные условия.

Клакхон Клайд Кей Мейбен (1905-1960) создал совместно с Т. Парсонсом и X. Марри факультет социальных отношений (Гарвард), работа которого воплотилась в коллективном труде «Личность в природе, обществе и культуре» (1949). Клакхон считал, что, несмотря на явное разнообразие человеческого поведения, оно соотносится с основополагающими ценностями, которые присущи всем культурам. Стремился построить общую теорию культуры на основании выделения культуральных универсалий1.

Леви-Строс Клод (1908). Французский антрополог, создатель структурной антропологии. В своих многочисленных трудах, посвященных принципам «первобытного» мышления («Неприрученная мысль», «Мифологика» «Путь масок»), он выявляет за видимым раз­нообразием социальных установлений бессознательные ментальные структуры, присущие как неолитическому человеку, так и человеку современному1.

Малиновский Б. К. (1884-1942). Британский антрополог, ут­верждал о необходимости поставить социальную антропологию на экспериментальную основу, выявил принципы методологии таких исследований.

Мид Маргарет (1901-1978), американский антрополог. В течение 21 года проводила исследования среди аборигенов островов Бали и Новой Гвинеи. Основные исследовательские выводы: методы воспитания, структура личности взрослого, основные ориентации культу­ры образуют организованный ансамбль, позволяют переосмыслить место «природного» внутри каждой культуры2.

Мосс Марсель (1872-1950). Французский антрополог. Его труды п магии, жертвоприношениях, личности, о первобытных классифи­кациях, техниках тела и молитве обладают эвристической ценностью II по сей день.

Какова изначальная связь антропологии и социологии?

Развитие антропологии до Второй мировой войны происходило I целующим образом: Антрополог Кребер говорил, что социология и антропология — это сестры-близнецы. Мэрдок добавил, что они были отняты от груди и разлучены О. Контом, взявшим одну из них, и Л. Бастианом (1826-1905), взявшим другую, но, тем не менее, они получили одинаковое дарвиновское образование. Многое разделяло и тот период социологов и первых антропологов. Социологи, в силу своей философской ориентации, превалировали над антропологами, Которые тяготели к естественным наукам. Антропологи испытали на себе влияние Спенсера и особенно Дюркгейма. Последний проложил мост между социологией и психологией, чем, несомненно, способствовало сближению антропологии и социологии.

Продолжая описывать развитие эволюционизма в осмыслении антропогенеза, раскроем его исходные установки как парадигм понимания взаимодействия человека и его социальной среды — они так или иначе применены в классической антропологии.

Эволюционизм, напомним, означает, что субъект (человек, группа, общность) в совокупности сенситивных и ментальных возможностей и реакций есть плод всей ранее протекшей всемирной истории. Его исходные установки: генетизм, историзм, социологизм.

Генетизм означает, что арсенал сенсуального (чувственного) освоения действительности человека (человеческого рода) после­довательно накапливается (воспитание), закрепляется (обучение) и совершенствуется (практика).

Историзм означает, что в мыслительных актах заложены... спосо­бы истолкования эмпирии, приемы категоризации, языковой артику­ляции явлений, желательные типажи знания и что они детерминиру­ются конкретными условиями жизнедеятельности познавателя.

Социологизм означает, что процесс и результат познания, равно и как его условия, социальны, подготовлены и проистекают из обще­ственно-исторического опыта мыследеятельности совокупного ду­ховного производства. Мышление протекает как интеллектуальное приобщение каждого «Я» к общественному знанию1.

XX век внес ряд уточнений в понимание человека. Так, усилия ряда мыслителей были направлены и на выяснение внутриличностной структуры человека в рамках парадигмы эволюционизма.

В эволюционизме утвердилось понимание человека прежде всего как деятельностного существа. Это свойство человека непрерывно возобновляется потому, что он вынужден действовать ради удовлетворения своих потребностей — органы потребностей находятся в нем самом, а предметы удовлетворения — вне него, в обществе. Происшедший отказ от антропоцентристской позиции нас возвращает реальности, поскольку человек непрерывно выходит за свои предел в процессе жизнедеятельности. Ясно, что с помощью понятия «существование» мы перебрасываем логический и содержательный мост от человека к обществу и наоборот.

Вначале уточним понятийный аппарат нашего исследования обозначим такие понятия, как человек и структура его личности, человеческое существование, трансценденция и вытекающая отсюда интенциональность, ориентированность сознания и поведения чело­века и пр.

Исследователи различают в человеке как бы несколько слоев: при­родный (биологический и психологический), изучаемый естествен­ными науками и составляющий его физическую индивидуальность; социальный (социокультурный), изучаемый социологией; духовный (культурный), являющийся предметом изучения гуманитарных Наук. Экзистенциалисты добавляют еще один слой — экзистенциальный, который, по их мнению, не поддается научному познанию и может быть лишь освещен или «прояснен» философией (К. Ясперс), способной понять человека как целостное существо1. С этого пункта- важнейшего в свете современных европейских представлений о человеке2 — среди теоретиков происходит размежевание — одни понимают онтологическую, т. е. бытийную, позицию (М. Хайдеггер, К, Ясперс), другие — антропологическую (Ж. П. Сартр, А. Камю, М, Мерло-Понти), третьи — религиозную (Г. Марсель, Л. Шестов,

Н. Бердяев). Сторонники онтологической позиции стремятся при­ми гь новую онтологию в виде аналитики существования Хайдеггера, некоторые пользуются для анализа существования методами психологии, психоанализа, а в ряде случаев и методами культурной антро­пологии (поздний Сартр и пр.); третья позиция представляет собой попытку описать в новых понятиях духовный опыт современного религиозного человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1160; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.