Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процесс социализации. Инкультурация




ТЕМА 9. СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ИНКУЛЬТУРАЦИЯ ИНДИВИДА. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

 

Феномен «Маугли», т. е. ребенка, оказавшегося в силу различных обстоятельств среди зверей и ставшего личностью вне контактов с людьми, обязан своим появлением лишь фантазии Р. Киплинга. Ре­альные случаи (а их в литературе описано 30) показывают, что никто не может развиться в личность вне контактов с человеческой культу­рой. Как протекает процесс социализации и инкультурации личнос­ти, какие фазы он имеет, какие факторы при этом взаимодействуют и какими бывают результаты? Попытаемся ответить на эти вопросы.

 

Становление личности человека сопровождается освоением им культуры своей среды. Человек живущий, т. е. действующий и позна­ющий, немыслим без оснащенности элементами «своей» культуры, из которых главными выступают для него ценности и нормы жизни, деятельности и поведения. Они в совокупности образуют мир его значений, целостный символический мир, непрерывно воспроизво­дящийся в бесчисленных «перетеканиях» изнутри вовне и наоборот: в повседневной жизни мы узнаем суть человека по его реальным действиям. Но как и каким образом человек становится способным ориентироваться свободно в своей среде, пользоваться культурны­ми объектами, выработанными до него, обмениваться результатами физического и умственного труда, устанавливать взаимопонимание с другими людьми, без которого вообще невозможно социальное вза­имодействие?

Существует достаточно большое количество теорий социализа­ции, каждая из которых по-своему пытается решить этот сложный вопрос. Прежде всего предстоит прояснить свойства культуры, обес­печивающие процесс социализации и инкультурации, соотношение мотиваций личности, стандартов культурной системы, характеристи­ки социальной системы.

Культура как ценностно отобранный опыт жизнедеятельности множества людей обычно предстает в виде символико-знаковой системы. Этот опыт может быть накоплен, осмыслен и выражен на повседневном уровне, затем с помощью процедур науки переосмыс­лен и типизирован на уровне теории, причем общественные науки (в отличие от естественных) оказываются более тесно связанными со здравым смыслом людей. Культура может передаваться (социальное наследование, традиция), она есть то, чему обучаются (а не проявле­ние генетической природы человека), она является общепринятой

в конкретной социальной среде. Следовательно, культура в аспекте социализации личности выступает, с одной стороны, продуктом, а с другой — детерминантой систем межличностного социального взаи­модействия1.

Говоря о соотношении личности, культуры и социальной систе­мы, необходимо отметить, что между ними не может быть полного соответствия: девиантное, отклоняющееся поведение людей всегда будет будоражить и побуждать культурную и социальную системы к изменениям, хотя последние всегда будут стремиться к устойчиво­сти, причем каждая из них обладает своими механизмами (стандарта­ми) интеграции и стабильности.

Истоки теории социализации намечены в работах Я. Тарда, опи­савшего процесс интернализации (освоения личностью) ценностей и норм через социальное взаимодействие. Подражание, по Тарду, явля­ется принципом, лежащим в основе процесса социализации, причем оно опирается как на физиологические потребности и вытекающие из них желания людей, так и на социальные факторы (престиж, пови­новение и практическая выгода).

Типовым социальным отношением Тард признавал отношение «учитель—ученик». В современных взглядах на социализацию такой узкий подход уже преодолен. Социализация признана частью про­цесса становления личности, в ходе которого формируются наиболее общие черты личности, проявляющиеся в социально организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества. Обуче­ние социальным ролям протекает в форме имитации. По Парсонсу, общие ценности и нормы осваиваются индивидом в процессе обще­ния со «значимыми другими», в результате чего нормативные стан­дарты входят в структуру потребностей личности. Так происходит проникновение культуры в мотивационную структуру индивида в рамках социальной системы. Социализатору надо знать, что механиз­мом познавания и усвоения ценностей и норм является сформулиро­ванный Фрейдом принцип удовольствия-страдания, приводимый в действие с помощью вознаграждения и наказания; механизм включа­ет в себя также процессы торможения (вытеснения) и переноса. Ими­тация и идентификация обучаемого опираются на чувства любви и уважения (к учителю, отцу, матери, семье в целом и т. д.).

Социализация сопровождается воспитанием, т. е. целенаправлен­ным воздействием воспитателя на воспитуемого, ориентированным на формирование у него желаемых черт. Социализация как часть формирования личности может быть зачастую противоречивой по отношению к линии воспитания, избранной воспитателем. Послед­няя может быть продиктована представлениями об образе человека, господствующем в данной культуре. И. С. Кон выделяет в европейс­кой культуре по крайней мере четыре образа, направляющих воспи­тательный процесс в обществах.

В основе этих образов лежат следующие идеи-доминанты, харак­теризующие природу человека.

Идея первородности греха (христианский взгляд на природу чело­века). Педагогика основана на «изгнании» из человека греховности, изначально присущей ему. Отсюда следует и идея «спасения», «очи­щения» души, но под воздействием примеров Христа, канонизиро­ванных святых. Педагогика, основанная на такого рода представле­ниях, достаточно репрессивна, действует угрозами, наказаниями и обещаниями вознаграждения «на том свете»;

Идея природной детерминированности «судьбы» человека, логики и линии его развития в личность. Генотип признается фактором, предопределяющим самоактуализацию личности. Отсюда — при­нцип «свободного воспитания», вывод о том, что генотип проявится, несмотря на любые педагогические усилия и регуляцию факторов среды, влияющих на становление личности. Продуктом такой «де­зертирующей» педагогики обычно является личность без устойчи­вых ценностных и нормативных ориентиров;

Идея педагогической детерминированности личности. Человек представляется чистой доской («табула раса»), на которой воспи­татель может начертать «любые письмена». Такой образ человека способствует произволу воспитателя, «отрыву от жизни» и ведет, как правило, к формированию личности, слабо ориентирующейся в жизненных ситуациях;

Идея детерминированности развития личности лишь средой, ее культурой. Основанная на ней пассивная педагогика формирует иждивенческую психологию, нивелирует личность, не может активи­зировать индивидуальность.

В последние годы в нашей стране достаточно широкое распро­странение получили астрологические представления о судьбе чело­века, его характере и линии поведения. Пока такие представления носят ненаучный, более того, антинаучный характер. Но если система «ожидаемого поведения» от личности войдет в практику семейного воспитания и межличностных экспектаций (ожиданий-требований), то через два-три поколения астрологический взгляд на природу чело­века можно будет оценить как воспитательный фактор.

В условиях экономического раскрепощения человека, плюрализ­ма идеологий и свободы совести наиболее приемлемым представля­ется принцип воспитания, согласно которому «человек есть то, что он сам сделал из себя». Этот взгляд экзистенциализма проверен эм­пирическим путем: исследования Н. И. Лапина показали, что такого взгляда при оценке своей личности придерживаются предпринима­тели, насчитывающие 10-15 % от числа респондентов.

Научный взгляд сводится к пониманию того, что активная и раз­витая личность есть результат гармонии генотипа, условий среды, педагогических и аутогенных воздействий человека на свою лич­ность. Основанная на нем педагогика требует высокого искусства от социализатора.

1. Надо знать стадии моральной социализации ребенка. Колберг установил, что существуют три уровня социализации (реальность их проверена эмпирически, как свидетельствует И. С. Кон, в 32 странах): доморальный, конвенциальный и моральный. Доморальный уровень характерен для взаимоотношений детей и родителей, основанных на внешней диаде «страдание—наслаждение», конвенциальный — на принципе взаимного воздаяния.1 Моральный уровень характеризу­ется тем, что поступки личности начинают регулироваться совестью (по Фрейду — Суперэго, формирующийся под воздействием куль­туры среды). Колберг предлагает различать на этом уровне семь гра­даций, вплоть до формирования личностью своей системы морали. Многие люди в своем развитии не доходят до морального уровня.

В связи с этим в ряде российских партийных программ появился термин «нравственный прагматизм», означающий, что необходимо бороться за торжество морального закона в деловых отношениях лю­дей. Общество постепенно скатывается к уровню «ситуационной мо­рали», т. е. к девизу, что морально то, что полезно в данной ситуации.

2. Надо знать стадии развития личности в целом. Детство харак­терно тем, что ребенок хочет быть как все. Поэтому большую роль играют подражание, идентификация, авторитеты («значимые дру­гие»). Подросток уже ощущает свою индивидуальность, что ведет к появлению стремления «быть как все, но лучше всех». Энергия са­моутверждения выливается в формирование смелости, силы, стрем­ления выделиться в группе, не отличаясь в принципе от всех. Под­росток весьма нормативен, но в своей среде. В этом возрасте энергия самоутверждения просыпающейся индивидуальности становится социально значимым фактором: движения бойскаутов, пионерское движение, движение хиппи говорят сами за себя.

Юность уже характеризуется стремлением «быть не таким как все». Возникает четкая шкала ценностей, не демонстрируемая сло­весно. Стремление выделиться во что бы то ни стало часто ведет к нонконформизму, к стремлению эпатировать, поступать вопреки общественному мнению. Родители в этом возрасте уже не являются авторитетами, безусловно диктующими линию поведения. Юность расширяет свои горизонты видения и понимания жизни и мира зачастую за счет отрицания привычного родительского бытования, формирует свои субкультуру, язык, вкусы, моды. Половое созрева­ние тоже способствует «бунтарству», порождая стремление к снятию запретов в регуляции половых отношений, установленных в данной культуре.

Стадия подлинной взрослости, социальной зрелости характерна тем, что человек уже перешагнул незрелые способы быть личностью: это значит, что он утверждает себя через общество, через ролевую структуру и систему ценностей, выверенную культурой. Значи­мым для него становится стремление продолжить себя через дру­гих — близких, группу, общество и даже человечество. Но человек может вообще не вступить в эту стадию. Для обозначения людей, остановившихся в своем развитии и не обретших качеств социально зрелой личности, существует понятие «инфантильность», означаю­щее задержку в развитии на каком-то уровне. «Инфант», если у него не хватит энергии и желания работать над своей личностью, может

остаться таким навсегда: ему никто и никогда не будет доверять серь­езные, ответственные роли и дела.

3. Надо знать основы мастерства педагогического воздействия на воспитуемого. Человеческая культура в этом вопросе выделяет три типа отношений к другому, необходимых для формирования молодого человека: а) наставление примером1. Пример дает модель поведения, освященная культурой («Жития святых», «Жизнь за­мечательных людей» и т. д.); б) наставление знаниями — передача знаний формирует обоснованную манеру поведения и картину мира, позволяющую ориентироваться в нем; в) наставление в трудности, вырабатывающее искусность, мастерство выхода из сложного поло­жения, ситуации (сократовское техне). Американские исследователи говорят, что молодой человек, имевший в пору своего взросления на­ставника, лучше и быстрее достигает своих жизненных целей. Понят­но, что незнание неспособно выйти за свои собственные пределы и что переход от незнания к знанию всегда осуществляется с помощью другого человека. Но недостаточно иметь учителя, наставника. Сене­ка говорил: чтобы выйти из состояния невежества, нужно обратиться к заботе о самом себе. Античная философия знала термин «стультус» («глупец»), обозначающий человека, не умеющего управлять собой в процессе личностного развития. «Стультус» тот, кто разбросан, кто позволяет себя увлечь, кто ничем не занимается, кто пускает свою жизнь на самотек и не направляет свою волю ни к какой цели. Его жизнь течет беспамятно и безвольно. Это тот, кто без конца меняет свою жизнь, открыт любым влияниям извне, воспринимает чужие представления некритически, при этом происходит смешение объ­ективного содержания представлений с ощущениями всякого рода субъективными элементами психической жизни.

Читатель, возможно, узнал себя в этих характеристиках. Это неудивительно, ибо любой человек в какой-то степени «стультус». Античные философы как наставники молодежи сформулировали эти предостережения, чтобы более четко обозначить контуры отрицательного в развитии личности, стремясь побудить юность к эффек­тивной самоориентации. Новое время к этим советам добавило лишь понимание того, что подлинной целью человека разумного является искусство управлять собой для самореализации и что это искусство не сводится к примитивному индивидуализму (эгоизму), поскольку в заботе о себе необходимо присутствие другого, его вмешательство1.

При социализации личности часто происходит освоение не толь­ко родной культуры, но и продуктов инкультурации. Этот термин обозначает процесс «врастания» личности в другую культуру и необ­ходим для того, чтобы понять структуру и природу так называемой маргинальной личности, т. е. личности, сформировавшейся на стыке двух и более различных культур, одна из которых может являться родной. Вообще говоря, ребенок может формироваться в обстановке взаимодействия между культурами, в котором отчетливо выделя­ются «донорская» и «реципиентная» культуры («инкультурация»). 15 зависимости от исторических и общественных условий такой кон­такт может протекать в виде «акцептации» (взаимоприспособления путем взаимопроникновения) и «реакции» (отвержения средой эле­ментов донорской культуры).

Формирующаяся в таких условиях личность, естественно, вби­рает в себя элементы различных культур; этот процесс особенно ускоряется посредством массовых коммуникаций, межкультурных контактов межличностного и межгруппового характера. Развернув­шаяся в нашей стране борьба за рост национального самосознания титульных наций в республиках проводилась зачастую, к сожалению, односторонне, и личности, выросшие на стыке культур, подверглись обструкции, а термин «маргинал» приобрел оскорбительный оттенок. Между тем реальность зачастую говорит о другом: люди, выросшие на стыке культур, как правило, отличаются более рациональным ви­дением мира, могут оценивать отсталое и передовое в своей и чужой культуре. Исследования показывают, что многие выдающиеся деяте­ли государств, науки, искусства и военного дела либо были детьми представителей различных культур (наций), либо формировались в среде, пропитанной духом межкультурного сосуществования.

В условиях конфликтности культур маргинальная личность — это индивид, который, усвоив многие ценности двух или более конфлик­тующих социокультурных систем, «типически испытывает дискомфортные чувства и часто проявляет поведение, превращающее его в своего рода анафему для всех систем»1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.