Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кончина святителя Игнатия 5 страница




[134] Преподобный Макарий Великий. Беседа 37, гл. 2, 3

[135] Мф. 13. 44

[136] потому что все согрешили… получая оправдание даром, по благодати Его (Рим. 3. 23–24)

[137] не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2. 9)

[138] хлеб живой, сшедый с небес… и дает жизнь миру (Ин. 6. 51, 33)

[139] ядущий хлеб сей… который Я дам… будет жить вовек (Ин. 6. 51)

[140] Бог есть любовь (1 Ин. 4. 8)

[141] …да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем (Лк. 22. 30)

[142] Пс. 103. 15

[143] все труждающиеся и обремененные (Мф. 11. 28)

[144] Письма затворника Георгия, ч. 2, письмо 37, издание 1860 года

[145] Слово 89

[146] которого любил Иисус (Ин. 21. 20)

[147] Князья Содомские… народ Гоморрский (Ис. 1. 10)

[148] Ибо часть Господа народ Его, Иаков наследственный удел Его (Втор. 32. 9)

[149] Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих (Лк. 15. 18–19)

[150] И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился (Лк. 15. 20)

[151] Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой (Мф. 8. 8)

[152] «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!» (Лк. 18. 13.)

[153] Святой Исаак Сирский. Слово 55

[154] Он Господь Бог наш: по всей земли суды Его (Пс. 104. 7)

[155] Суды Господни — истина, все праведны (Пс. 18. 10)

[156] Хвали, Иерусалим, Господа; хвали, Сион, Бога твоего, ибо Он укрепляет вереи ворот твоих, благословляет сынов твоих среди тебя (Пс. 147. 1–2)

[157] возвестил слово Свое Иакову, уставы Свои и суды Свои Израилю (Пс. 147. 8. Быт. 32. 28). Как Иаковом, так и Израилем назван здесь народ Израильский по имени своего родоначальника, который при рождении наречен Иаковом, и переименован Израилем после того, как сподобился Боговидения. В духовном смысле Израилем называются христиане, достигшие значительного духовного преуспеяния

[158] Не сделал Он того никакому другому народу, и судов Его они не знают (Пс. 147. 9)

[159] Святой Исаак Сирский. Слово 56

[160] …судьбы Твои — бездна великая (Пс. 35. 7)

[161] Я сохранил пути Господни… ибо все заповеди Его предо Мною, и от уставов Его я не отступал (Пс. 17. 22–23)

[162] судам Твоим научи меня (Пс. 118. 108)

[163] я славил бы Тебя в правоте сердца, поучаясь судам правды Твоей (Пс. 118. 7)

[164] В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!» Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки от него (Пс. 9. 25–26)

[165] Пригвозди страху Твоему плоти моя: от судеб бо Твоих убояхся (Пс. 118. 120)

[166] Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены (Мф. 10. 29–30)

[167] От Твоего лица суд мне да изыдет (Пс. 16. 2)

[168] Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои (Пс. 118. 137)

[169] О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его, ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? (Рим. 11. 33–34.)

[170] всех заключил Бог в непослушание (Рим. 11. 32)

[171] Ожесточения, нечувствия, ослепления ума и сердца

[172] Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат … (Рим. 11. 8)

[173] Пс. 17. 12

[174] Преподобный авва Дорофей. Поучение 11

[175] Ин. 13. 2, 27

[176] Но вы от Святого и Праведного отреклись… а Начальника жизни убили… Бог же как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил (Деян. 3. 14–15. 18)

[177] Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них! Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: «что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его». Ибо поистине собрались в городе сем на Святого Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой (Деян. 4. 24–28)

[178] «Ангелы, — говорит святой Иоанн Дамаскин, — называются бестелесными и невещественными в сравнении с нами. В сравнении же с Богом, единым несравнимым, все оказывается грубым и вещественным». Изложение Православной Веры. Книга 2, гл. 3. Об Ангелах. Наука, в современном развитии ее, определяет со всей отчетливостию, что все ограниченное — по необходимости — и вещественно

[179] Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит (Мф. 18. 7).

[180] Рим. 9

[181] Святой Иоанн Дамаскин. Изложение Православной Веры. Книга 2, гл. 3. Об Ангелах

[182] И был вечер, и было утро: день один (Быт. 1. 5)

[183] Физика

[184] Зародыш мой видели очи Твои (Пс. 138. 16)

[185] Ср.: В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Сей бе искони к Богу. — В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога (Ин. 1. 1–2)

[186] Патерик Скитский

[187] Святой Иоанн Дамаскин. Изложение Православной Веры. Книга 2, 3. Об Ангелах

[188] Святой Иоанн Дамаскин. Изложение Православной Веры Книга 4, гл. 13

[189] Сущий (Исх. 3. 14)

[190] Это относится к одним плотским людям, в которых душа не оживлена действием Божественной благодати. Оживленные этим действием имеют о душе более ясное понятие

[191] Ипотезы [гипотезы]

[192] Трупом называется тело человеческое в первых степенях разложения по оставлении его душою, но еще не разложившееся окончательно

[193] Декарт и его последователи признают душу субстанциею, совершенно противоположной телу, не имеющею с ним ничего общего, не имеющею никакого отношения к пространству и времени; мы признаем такою субстанциею единого Бога

[194] Святой Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной Веры. Книга 4, гл. 13

[195] Мф. 6. 27

[196] Мф. 5. 36

[197] Ср.: Сей бе искони к Богу. — Оно было в начале у Бога (Ин. 1. 2)

[198] если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными… Всякий, делающий грех, есть раб греха… Если Сын освободил вас, то истинно свободны будете (Ин. 8. 31,34, 36; 14. 6)

[199] Быт. 2. 5–6

[200] Быт. 3. 16

[201] Быт. 3. 16–19

[202] Пс. 50. 7

[203] Вереи ея заклепи вечнии — запоры ее (земли) навек (навсегда) стали мне преградой (Иона 2. 7). [Запорами земли пророк Иона называет подводные морские скалы, к которым пророк спустился, когда был брошен с корабля, и которые служат как бы преградою морю — Ред. ].

[204] Откр. 22. 11, 15

[205] Быт. 2. 7, 22; 3. 11–12. Пс. 118. 125; 89. 13, 16; 37 и пр

[206] Рим. 5. 10

[207] …у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день (2 Пет. 3. 8)

[208] ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца (Ин. 6. 38)

[209] неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец? (Ин. 18. 11)

[210] Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2. 6–8)

[211] По объяснению блаженного Феофилакта Болгарского 17-го стиха 14-й главы Евангелия от Луки

[212] не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца (Ин. 5. 30)

[213] Мф. 26. 37

[214] душа Моя скорбит смертельно (Мф. 26. 38)

[215] на лицо Свое (Мф. 26. 39)

[216] и был пот Его, как капли крови, падающие на землю (Лк. 22. 44)

[217] если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26. 39)

[218] впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет (Лк. 22. 42)

[219] возврати меч твой в его место… или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? Как же сбудутся Писания, что так должно быть? (Мф. 26. 52–54.) Многочисленнейшая армия римлян, владык вселенной, простиралась до 12 легионов. Очевидно, что здесь намерение Слова Божия состояло в том, чтобы выразить понятие о таком воинстве, которое многочисленнее и сильнее всякого человеческого войска

[220] мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?…ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше (Ин. 19. 10–11)

[221] Ин. 19. 11

[222] И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Мф. 16. 22–23)

[223] не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти (Деян. 1. 7)

[224] Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Флп. 2. 5–8)

[225] Удобно запинающий нас

[226] Не обратив внимания на нанесенное Ему бесчестие

[227] Поругание

[228] свергнем с себя всякое бремя и занимающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегше посрамление… Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими (Евр. 12. 1–3)

[229] Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. Итак, выйдем к Нему за стан, нося Его поругание (Евр. 13. 12–13)

[230] Ср.: сын мой! не пренебрегай наказания Господня и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12. 5–6)

[231] Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Пет. 2. 21)

[232] если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны (1 Пет. 2. 20–21).

[233] 1 Пет. 4. 12

[234] 1 Пет. 4. 13

[235] 1 Пет. 4. 17

[236] 1 Пет. 4. 18

[237] 1 Пет. 4. 17

[238] 1 Пет. 4. 18

[239] 1 Пет. 5. 5

[240] смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас (1 Пет. 5. 6–7)

[241] 1 Пет. 5. 9

[242] Евр. 12. 8

[243] 2 Кор. 12. 7

[244] С особенною ясностию видно это из книги Иова. Праведник сперва исчислял свои добродетели и представил их в прекрасной, живописной картине; когда же он очистился и усовершился скорбями, тогда изменилось в нем понятие о себе: он увидел себя как бы исчезнувшим пред величием Божества, признал себя землею и пеплом

[245] Знаю, Господи, что суды Твои праведны и по справедливости Ты наказал меня (Пс. 118. 75).

[246] суды Твои благи (Пс. 118. 39)

[247] Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим (Пс. 118. 71)

[248] Я избрал путь истины, поставил пред собою суды Твои (Пс. 118. 30)

[249] от судов Твоих не уклонюсь (Пс. 118. 102)

[250] Вспоминал суды Твои, Господи, от века, и утешался (Пс. 118. 52)

[251] я уповаю на суды Твои (Пс. 118. 43)

[252] суды Твои да помогут мне (Пс. 118. 175)

[253] Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей (Пс. 118. 164)

[254] Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром (1 Кор. 11. 32)

[255] земля и вся дела на ней сгорят (2 Пет. 3. 10)

[256] Каллиста Катафигиота. Добротолюбие. Ч. 4, гл. 3

[257] Брат просил преподобного Сисоя Великого сказать ему слово на пользу. Старец отвечал ему, что монах должен быть ниже идолов. На вопрос же брата, что бы значило «быть ниже идолов», старец сказал: «Писание говорит об идолах, что они уста имут и не глаголют, очи имут и не видят, уши имут и не слышат: таковым должен быть и монах. И как идолы суть мерзость, так и монах да помышляет о себе, что он — мерзость». Патерик Скитский, буква С

[258] какие странные слова! кто может это слушать? (Ин. 6. 60)

[259] Сберегший душу свою потеряет ее, а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее (Мф. 10. 39)

[260] Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную (Ин. 12. 25).

[261] совокупность совершенства (Кол. 3. 14)

[262] Кол. 2. 8

[263] Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 15. 5)

[264] Евр. 10. 22

[265] беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне; …их более, нежели волос на голове моей (Пс. 37. 5; 39. 13)

[266] постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу… сердце мое оставило меня (Пс. 39. 13)

[267] Сердце мое трепещет; оставила меня сила моя, и свет очей моих, — и того нет у меня. …Чресла мои полны воспалениями, смердят, гноятся раны мои от безумия моего. …Нет целого места в плоти моей (Пс. 37. 11, 8, 6, 4)

[268] …уста их мягче масла (Пс. 54. 22)

[269] Быт. 3. 23–24

[270] Святой Исаак Сирский. Слово 55

[271] говори, Господи, ибо слышит раб Твой (1 Цар. 3. 9)

[272] «Подражание», Московского издания, 1834 г., кн. 3, гл. 2. В указываемом нами месте западного писателя разгорячение, самомнение и самообольщение выставляются так ярко и живописно, что признается не лишним представить вниманию читателя самый текст: «Говори, Господи, ибо раб Твой слышит. Я — раб Твой! Вразуми меня, да познаю свидетельства Твои. Приклони сердце мое к словам уст Твоих, и да снидет, как роса, глагол Твой. Сыны Израилевы говорили некогда Моисею: «Говори ты к нам, и мы будем слушать; Господь же да не говорит к нам, дабы нам не умереть». Не так, Господи, не так молю я! но паче с пророком Самуилом смиренно и ревностно умоляю: «Говори, Господи, ибо раб Твой слышит. Да не говорит мне Моисей или другой кто из пророков, но паче говори Ты, Господи Боже, дарующий вдохновение и просвещение всем пророкам. Ты один, без них, можешь совершенно научить меня; они же без Тебя не могут иметь никакого успеха. Могут звучать слова их, но Духа не сообщают! Они изящно говорят, но, когда Ты молчишь, не воспламеняют сердца! Они передают буквы, но Ты отверзаешь смысл! Они изрекают таинства, но Ты отверзаешь разум иносказаний! Они объявляют Твои веления, но Ты подаешь силу к исполнению! Они показывают путь, но Ты даешь крепость проходить его! Они действуют только извне, но Ты наставляешь и просвещаешь сердца! Они орошают внешне, но Ты даруешь плодоносие! Они взывают словами, но Ты даешь слуху разумение! И потому да не говорит мне Моисей! Говори Ты, Господи, Боже мой, вечная Истина. Да не умру и останусь бесплодным, если буду наставляем только наружно, внутренне же не буду воспламенен, и да не будет мне в суд слово слышанное и неисполненное, — познанное, и любовию не объятое, — уверованное, и не соблюденное. Итак, говори, Господи, ибо раб Твой слышит: Ты имеешь глаголы жизни вечной». Дерзость этого напыщенного велеречия и пустословия наводит ужас и глубокую печаль на душу, воспитанную учением Православной Церкви. Устранено тут покаяние! устранено сокрушение духа! тут решительное стремление к ближайшему и теснейшему соединению с Богом! Таково вообще настроение аскетических западных писателей. Один из них, выражая свое неправильное понимание достоинства Божией Матери, заключает исступленное велеречие следующим образом: «Итак! кинемся в объятия Богоматери!» Противоположно это настроение настроению, которое преподает Святая Восточная Церковь своим чадам. «Аще не быхом святые Твоя имели молитвенники, — говорит она в одном из песнопений своих, — и благостыню Твою милующую нас, како смели быхом, Спасе, пети Тя, Его же славословят непрестанно Ангели» (тропарь на Великом Повечерии). В другом песнопении она говорит: «К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смирении, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши! потщися: погибаем от множества прегрешений! не отврати Твоя рабы тщы: Тя бо и едину надежду имамы» (канон молебный ко Пресвятой Богородице). Непонятно состояние самообольщения и бесовской прелести для тех, которые не воспитаны духовным подвигом по преданию Православной Церкви; признают они это бедственное состояние за состояние самое правильное, благодатное. Потрудившийся перевести «Подражание» с латинского языка на русский поместил в конце книги свои наставления для читателя. Указывая на 2-ю главу 3-й книги, на эту живопись самообольщения и самомнения, он советует перед всяким благочестивым чтением приводить себя в настроение, изображенное в этой главе. Очевидно, что таким настроением предоставляется свобода объяснять Священное Писание по произволу, снимается обязательство последовать объяснению, сделанному святыми Отцами и принятому Церковию. Это — догмат протестантизма

[273] Преподобный Григорий Синаит. О прелести и пр. Добротолюбие. Ч. 1. Святые Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 73. Добротолюбие. Ч. 2.

[274] на всякую истину (Ин. 16. 13)

[275] не придет Царствие Божие приметным образом (Лк. 17. 20)

[276] Преподобный Исаак Сирский. Слово 55

[277] Его же Слово 36

[278] …грех мой всегда предо мною (Пс. 50. 5)

[279] Беззаконие мое я сознаю, сокрушаясь о грехе моем (Пс. 37. 19)

[280] Пс. 50

[281] Святой Исаак Сирский. Слово 21

[282] сотворим человека по образу Нашему [ и ] по подобию Нашему (Быт. 1. 26)

[283] Я увидел Бог, что это хорошо (Быт. 1. 25)

[284] И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт. 1. 31)

[285] Святитель Димитрий Ростовский. Летопись

[286] Тропари по Непорочных в субботу, гл. 5. Псалтирь с восследованием

[287] Видевший Меня видел Отца… Я в Отце и Отец во Мне (Ин. 14. 9, 10)

[288] Лк. 24. 49

[289] Ин. 14. 17

[290] Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать (Еккл. 1. 15)

[291] А мы имеем ум Христов (1 Кор. 2.16)

[292] Ин. 14. 8

[293] Рим. 8. 15–16

[294] Будьте подражателями мне, как я Христу (1 Кор. 11. 1)

[295] облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа (Рим. 13. 14)

[296] Пребудьте во Мне, и Я в вас… Я есмь лоза, а вы — ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода (Ин. 15. 4–5)

[297] Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6. 56)

[298] и уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2. 20)

[299] 1. 5

[300] 1. 5.

[301] 1. 6–7.

[302] 1. 19.

[303] 2. 5.

[304] Отвергающий Сына, не имеет и Отца. Не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем (1 Ин. 2. 23; Ин. 3. 36).

[305] 1 Тим. 2. 8.

[306] 2. 11–12

[307] 3. 6–7

[308] 3. 16.

[309] Преподобный Макарий Великий. Беседа 4, гл. 9. 1

[310] 1 Тим. 4. 1

[311] …мало полезно (1 Тим. 4. 8)

[312] 4. 9.

[313] 4. 10.

[314] Преподобный Макарий Великий. Беседа 8, гл. 6.

[315] И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее, а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее (Мф. 10. 38–39).

[316] Преподобный Макарий Великий. Беседа 37, гл. 2, 4.

[317] Опытное доказательство сказанного видим в святом мученике Арриане. Он, будучи идолопоклонником, в сане игемона [римского начальника завоеванной области — Ред. ], обагрил себя кровию многих святых мучеников, потом уверовал во Христа и веру запечатлел торжественным исповедованием ее и своею кровию. Четьи-Минеи. Страдание святого мученика Филимона в 14 день декабря, также святых мучеников Тимофея и Мавры 3 мая

[318] 1 Тим. 4. 12

[319] 4. 14, 15, 16

[320] 5. 5.

[321] 5. 6.

[322] 5. 9.

[323] 5. 10

[324] 5. 11

[325] сказал: с детства (Мк. 9. 21)

[326] 5. 12–13

[327] Слово 25

[328] 5. 21.

[329] 6. 4–5.

[330] 6. 4

[331] не знаю вас (Мф. 25. 12; 7. 23).

[332] 6. 6.

[333] 6. 7–8

[334] Корень всех зол есть сребролюбие (1 Тим. 6. 9–10)

[335] 6. 20

[336] чтобы мир спасен был чрез Него (Ин. 3. 17)

[337] Ин. 1. 5

[338] Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет… Неверующий уже осужден… Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы (Ин. 3. 20, 18–19; 1 Тим. 6. 11, 16)

[339] Слово 4.

[340] Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную (Ин. 6. 27)

[341] Лк. 17. 21

[342] Мф. 6. 33

[343] Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим. 12. 2)

[344] молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением (Еф. 6. 18)

[345] Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом (Флп. 4. 5–6)

[346] Будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас (1 Пет. 4. 7; 5. 7)

[347] Не говорите: «что нам есть?» или «что пить?» или «во что одеться?» Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6. 31, 33)

[348] Верный в малом и во многом верен (Лк. 16. 10)

[349] в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4. 13)

[350] Ср.: ко всем заповедем Твоим направляхся … — Все повеления Твои — все признаю справедливыми (Пс. 118. 128)

[351] Лк. 18

[352] Нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости: их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию (Деян. 6. 2–5)

[353] Слово 4

[354] Исполнил сердце мое веселием (Пс. 4. 8)

[355] Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17. 21) — Слово 3, гл. 1

[356] Лествица. Заглавие 28 Слова

[357] Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека (Мф. 15. 19–20)

[358] Очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их (Мф. 23. 26)

[359] Веселись, юноша, в юности твоей… и ходи по путям сердца твоего (Еккл. 11. 9)

[360] Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего (Еккл. 10. 4)

[361] Лк. 12. 20

[362] Мф. 5. 3.

[363] О трех образах молитвы. Добротолюбие. Ч. 1

[364] Так назван он святыми Ксанфопулами. Добротолюбие. Ч. 2, гл. 18

[365] Никифор монах. Слово его. Добротолюбие. Ч. 2.

[366] 1 Кор. 2. 9.

[367] …наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей века сего (Еф. 6. 12).

[368] Иак. 4. 4.

[369] Добротолюбие. Ч. 2.

[370] Слово 2

[371] Ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого (1 Кор. 2. 2)

[372] Наставление 11

[373] Наставление 4. По изданию 1844 г

[374] Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь (Лк. 18. 7)

[375] Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад (Лк. 6. 30)

[376] И от хотящего занять у тебя не отвращайся (Мф. 5. 42)

[377] Продай имение твое и раздай нищим (Мф. 19. 21)

[378] И приходи, последуй за Мною, взяв крест (Мк. 10. 21)

[379] Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки (1 Тим. 2. 8)

[380] Войди в комнату твою, помолись Отцу твоему, Который втайне (Мф. 6. 6)

[381] 1 Сол. 5. 17

[382] Ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия (2 Кор. 10. 4–5)

[383] Лествица. Слово 28, гл. 46

[384] Слово 2

[385] Слово 28, гл. 55

[386] Никифора Монашествующего Слово. Добротолюбие. Ч. 2

[387] Добротолюбие. Ч. 4. Об авве Филимоне

[388] О третьем образе внимания и молитвы святого Симеона Нового Богослова. Добротолюбие. Ч. 1.

[389] Лествица. Слово 4, гл. 2

[390] Лествица. Слово 28, гл. 31

[391] Сын мой! От юности твоей предайся учению, и до седин твоих найдешь мудрость. Приступай к ней как пашущий и сеющий, и ожидай добрых плодов ее: ибо малое время потрудишься в возделывании ее, и скоро будешь есть плоды ее (Сир. 6. 18–20)

[392] Иак. 1. 6–8

[393] Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9. 13)

[394] Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4. 17)

[395] Пс. 50. 19

[396] Мф. 5. 3.

[397] Мф. 5. 4

[398] Лк. 18. 1–8

[399] Весь день сетуя хожу (Пс. 37. 7)

[400] ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей (Пс. 37. 8).

[401] Служите Господу со страхом и радуйтесь [ пред Ним ] с трепетом (Пс. 2. 11)

[402] На кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим (Ис. 66. 2)

[403] …призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их (Пс. 101. 18)

[404] Ср.: …оживлять сердца сокрушенных (Ис. 57. 15)

[405] Преподобный Исаак Сирский. Слово 55

[406] Эти слова произнес иеросхимонах Афанасий, безмолвствовавший в башне Свенского монастыря Орловской епархии, некоторому страннику, посетившему его в 1829 году

[407] Лествица. Слово 7, гл. 64, по изданию Московской Духовной Академии 1851 г

[408] Святой Исаак Сирский. Слово 89.

[409] Он же. Слово 11.

[410] Преподобный Григорий Синаит. О прелести, идеже и о иных многих предлогах. Добротолюбие. Ч. 1. «Егда видит кого диавол, — говорит святой Григорий, — плачевне живуща, не пребывает тамо, еже от плача, приходящаго смирения бояся»

[411] Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18. 3); Лествица. Слово 28, гл. 9

[412] Преподобный Мелетий, в Галисийской горе подвизавшийся. Стихотворение о молитве. Лествица. Слово 28, гл. 21

[413] Лествица. Слово 28, 17

[414] Совет старца, иеромонаха Серафима Саровского. О том, что полезно молиться при закрытых глазах, сказано и в 11 наставлении его, о молитве. Издание 1844 года. Москва.

[415] Преподобный Марк Подвижник. О мнящихся от дел оправдатися, гл. 34. Добротолюбие. Ч. 1

[416] Преподобный Григорий Синаит. «О еже како подобает безмолвствующему сидети и творити молитву». Добротолюбие. Ч. 1

[417] Ср.: Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением (Кол. 4. 2). И: …в скорби будьте терпеливы, в молитве — постоянны (Рим. 12. 12).

[418] Преподобные Каллист и Игнатий. О безмолвии и молитве. Слово 73. Добротолюбие. Ч. 2 и Лествица. Слово 28, гл. 42

[419] Лествица. Слово 28, гл. 45

[420] Преподобный Максим Капсокаливи. Собеседование с преподобным Григорием Синаитом. Добротолюбие. Ч. 1

[421] Пс. 72. 27

[422] Пс. 108. 7

[423] Преподобный Симеон Новый Богослов. О первом образе молитвы у преподобного Синаита, гл. 131. Добротолюбие. Ч. 1

[424] Лествица. Слово 28, гл. 59

[425] Лествица. Слово 28, гл. 1

[426] Вышеупомянутое стихотворение преподобного Мелетия. Слово о сокровенном делании Феолипта, митрополита Филадельфийского. Добротолюбие. Ч. 2

[427] 1 Цар. 2. 9.

[428] Святитель Димитрий Ростовский. Ч. 1. Внутренний человек, гл. 4

[429] Преподобный Макарий Великий. Слово 3, гл. 1. Лествица. Слово 28, заглавие. Согласно сему поучают и другие Отцы

[430] Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6. 33). Святой Исаак Сирский. Слово 5

[431] …пронестимимовпрочем, не Моя воля, но Твоя да будет (Лк. 22. 42)

[432] Может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем (Иов. 1. 5)

[433] Рим. 8. 26. Святой Исаак Сирский. Слово 21. «Кто достиг (непрестанной молитвы), тот достиг края добродетелей и соделался жилищем Святого Духа», — сказал святой Исаак

[434] Мнение преподобного Пимена Великого. Алфавитный патерик




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.168 сек.