Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Договора в зарубежном праве 4 страница




--------------------------------

<1> Де ла Морандьер Л.Ж. Гражданское право Франции. Т. 2. С. 261.

 

Несмотря на то что, судя по некоторым источникам, в последнее время во французской доктрине постепенно развивается такая интерпретация нормы о публичном порядке, которая включает в эту концепцию социально-экономический элемент защиты слабой стороны договора <1>, нормы ФГК о добрых нравах и публичном порядке не стали источником активизации практики интенсивного судебного контроля справедливости договорных условий, подобно тому, как это имело место в Германии применительно к норме о добрых нравах. Во Франции ссылка на публичный порядок и добрые нравы редко используется в патерналистских целях для блокирования судами просто несправедливых договорных условий, не затрагивающих основы общественной нравственности и публичные интересы. Это происходит лишь в крайне редких, вопиющих случаях <2>.

--------------------------------

<1> Nicholas B. The French Law of Contract. 2nd ed. Oxford, 2002. P. 129, 130.

<2> См.: Beale H., Hartkamp A., Kotz H., Tallon D. Cases, Materials and Text on Contract Law. Oxford, 2002. P. 296, 297; General Clauses and Standards in European Contract Law: Comparative Law, EC Law and Contract Law Codification / Ed. by S. Grundmann and D. Mazeaud. 2006. P. 3, 4.

 

При этом, судя по доступным нам источникам, в последнее время наблюдается тенденция к более активному использованию судами применения в целях защиты слабой стороны договора от несправедливых условий некоторых других норм ФГК <1>. В частности, французские суды в некоторых делах при вопиющей диспропорции встречных предоставлений признавали сделки недействительными со ссылкой на отсутствие каузы (ст. 1131 ФГК) <2>. Кроме того, французская судебная практика знает примеры достаточно искусственного применения для целей патерналистского контроля справедливости договора и защиты от кабальных условий, навязываемых слабовольному, неопытному или оказавшемуся в бедственном положении контрагенту, "доктрины обмана" <3>. Не имея под рукой законодательно признанной доктрины кабальности сделок и любых иных норм, направленных прямо на защиту стороны с низким уровнем переговорных возможностей, и не решаясь активно использовать в этих целях норму ст. 1133 ФГК о добрых нравах, французские суды в ряде случаев искусственно привлекали для оправдания решения о недействительности сделки также и доктрину принуждения. Концепция морального принуждения описывает ситуацию, когда контрагент был принужден к заключению договора не другой стороной, а стечением тяжелых обстоятельств <4>. Как мы далее покажем, ситуация с относительной пассивностью судов в деле контроля справедливости договорных условий стала меняться в 1990-е гг. в отношении потребительских договоров. Тем не менее за рамками потребительских отношений во Франции до сих пор не сложилась устойчивая доктрина защиты слабой стороны договора от несправедливых договорных условий посредством активного судебного ex post контроля. В результате интенсивность судебного контроля справедливости договорных условий во Франции во второй половине XX в. значительно уступает тому, что в тот же период можно было наблюдать в немецком, голландском или скандинавском праве. Французское право остается гораздо более формальным и менее охотно делегирует судам право на ex post ограничение свободы договора по тем или иным политико-правовым резонам (особенно в патерналистских целях), чем то имеет место в последние десятилетия в Германии или Голландии с развитием там процессов конституциализации частного права и экспансией практики применения норм о добрых нравах и добросовестности в целях ex post контроля справедливости договорных условий <5>.

--------------------------------

<1> General Clauses and Standards in European Contract Law: Comparative Law, EC Law and Contract Law Codification / Ed. by S. Grundmann and D. Mazeaud. 2006. P. 23 - 39.

<2> Примеры судебных решений, использующих доктрину каузы сделки для контроля справедливости договорных условий, см.: Beale H., Hartkamp A., Kotz H., Tallon D. Cases, Materials and Text on Contract Law. 2002. P. 136 - 140; Kenny M., Devenney J., O'Mahony L.F. Unconscionability in European Private Financial Transactions: Protecting the Vulnerable. 2010. P. 65 - 67; Angelo A.H., Ellinger E.P. Unconscionable Contracts - A Comparative Study // 4 Otago L. Rev. 1977 - 1980. P. 310 - 317.

<3> Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. М., 2000. Т. 2. С. 15.

<4> Beale H., Hartkamp A., Kotz H., Tallon D. Cases, Materials and Text on Contract Law. 2002. P. 468, 469.

<5> Kenny M., Devenney J., O'Mahony L.F. Unconscionability in European Private Financial Transactions: Protecting the Vulnerable. 2010. P. 73 - 75.

 

Сказанное не значит, что французские юристы недооценивали проблематику неравенства переговорных возможностей и необходимость защиты слабой стороны договора. Но вплоть до 1990-х гг. французское право пыталось ответить на этот вызов силами законодателя или исполнительной ветви власти. Предоставление свободы в оценке справедливости договорных условий судам казалось слишком опасным для стабильности экономического порядка. Поэтому в работах французских правоведов середины XX в. часто не находится упоминаний о праве суда защищать слабую сторону договора. Такие авторы, как Рене Саватье, например, видели проблему фактического неравенства переговорных возможностей сторон, но считали, что ответ на этот вызов в основном состоит в принятии тех или иных законодательных новелл, ex ante ограничивающих свободу договора в трудовых отношениях, в сфере аренды жилья, в области процентных займов и т.п. <1>.

--------------------------------

<1> Саватье Р. Теория обязательств. М., 1972. С. 191, 202 - 216.

 

Этот подход в полной мере проявился и во французском потребительском законодательстве, принятом, как и во многих других европейских странах, в 1970-е гг. В 1978 г. во Франции был принят Закон о защите и информировании потребителей товаров и услуг, известный в литературе как Loi Scriviner (далее - Закон 1978 г.) <1>. Положения о несправедливых условиях были включены в гл. 4 данного Закона и применялись к договорам, заключенным между "профессионалами", с одной стороны, и непрофессионалами или потребителями - с другой <2>.

--------------------------------

<1> Loi sur la protection et l'information des consommateurs des produits et des services (loi Scriviner). N 78-23. 10.01.1978.

<2> Включение в текст закона одновременно понятий "непрофессионал" (non professionel) и "потребитель" (consommateur) было обусловлено отсутствием консенсуса между сенаторами, предпочитавшими термин "потребитель", и депутатами нижней палаты парламента, которые полагали, что термин "непрофессионал" будет более ясным. Одновременное включение в текст закона обоих терминов представляло собой компромисс. См.: Calais-Auloy J., Steinmetz F. Droit de la Consommation. Paris, 2000. P. 188, 189.

 

Примечательно, но тот факт, что именно во Франции впервые произошло доктринальное выделение договора присоединения, не привел к формированию во Франции специальных норм о контроле справедливости условий договора присоединения или стандартизированных условий <1>. Вместо этого Франция построила регулирование системы контроля справедливости договорных условий на основе субъектного состава сторон договора. В этом состоит первое принципиальное отличие этого принятого в 1970-е гг. французского законодательства о контроле справедливости договорных условий от появившегося в тот же период немецкого аналога.

--------------------------------

<1> См.: Шашихина Т.В. Новые типы договоров в современном гражданском праве Франции // Журнал российского права. 1998. N 3. С. 121; Цыпленкова А.В. Договор присоединения как особая категория гражданского права: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 30.

 

Вторым принципиальным отличием французского Закона 1978 г. являлось то, что в нем была реализована попытка создания сугубо административного механизма контроля несправедливых условий (clause abusive). За Государственным советом (Conseil d'Etat) были закреплены полномочия издания декретов, запрещающих определенные условия потребительских договоров, имеющие несправедливый характер. Опасаясь риска чрезмерного вмешательства судов в договорную свободу сторон, закон не допускал право суда самостоятельно осуществлять оценку справедливости договорных условий ex post в соответствии с критериями несправедливости, заложенными в данном Законе. Суд мог признать недействительными лишь те условия, которые предварительно были ex ante заблокированы Советом. Помимо этого, данным Законом была учреждена Комиссия по несправедливым условиям, задачей которой являлось предоставление рекомендаций по вопросам определения круга несправедливых условий <1>.

--------------------------------

<1> Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. М., 2000. Т. 2. С. 27.

 

Таким образом, рассматриваемый механизм представлял собой характерную для французской регулятивной традиции попытку бюрократизации процесса регулирования. Замена ex post усмотрения судов на делегирование некому государственному органу полномочий по запрещению определенных несправедливых условий ex ante отражало традиционное для Франции опасение в отношении расширения судебного усмотрения. Напомним, что примерно таким же образом французский законодатель в первые годы после Революции попытался ограничить суды в праве самостоятельно толковать законы, заставив их обращаться со всеми своими сомнениями к законодателю <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Карапетов А.Г. Борьба за признание судебного правотворчества в европейском и американском праве. М., 2011.

 

И подобно тому как это имело место тогда, новая попытка ограничить судебное усмотрение, полностью заменив его на бюрократическое регламентирование ex ante, потерпела полное фиаско <1>. Государственный совет в целом осуществлял все это время достаточно активное правотворчество в области потребительских отношений на основе делегации ему законом крайне широкой компетенции в этой сфере. Но при этом за все это время Государственным советом были признаны ex ante недействительными лишь два вида несправедливых условий договоров с потребителями или непрофессионалами <2>. На большее правотворческого запала Государственного совета в этой сфере не хватило. Было очевидно, что суды более приспособлены к динамичному выявлению и оценке несправедливых условий в контексте содержания договора в целом, цели договора и иных конкретных обстоятельств.

--------------------------------

<1> Niglia L. Transformation of Contract in Europe. Kluwer Law International. 2003. P. 73.

<2> Государственный совет Франции запретил (1) условия, предоставляющие право предпринимателю в одностороннем порядке существенно изменять параметры предоставляемого товара (услуги), а также (2) условия, лишающие или ограничивающие право покупателя в договоре купли-продажи требовать возмещения убытков, причиненных неисполнением своих обязательств продавцом. Тексты Потребительского кодекса Франции и всех вышедших в его развитие декретов Госсовета на английском языке см. в Интернете на сайте: www.legifrance.gouv.fr.

 

Деятельность Комиссии была несколько более плодотворной. Ею был предложен ряд рекомендаций по вопросам несправедливости договорных условий, которые хотя и не были реализованы на уровне декретов Государственного совета и не превратились в четкие ex ante запреты, но привлекли внимание объединений предпринимателей, судей и других заинтересованных лиц к данной проблематике <1>. Вплоть до 1990-х гг. ничего подобного той интенсивности и самостоятельности, с которой справедливость потребительских договоров проверяли с 1970-х гг. немецкие суды в рамках режима контроля стандартных условий, во французской судебной практике не наблюдалось.

--------------------------------

<1> Nicholas B. The French Law of Contract. 2nd ed. Oxford, 2002. P. 142.

 

Ситуация изменилась лишь в 1991 г., когда Кассационный суд Франции наконец решился допустить возможность применения критериев несправедливости условий договора, содержащихся в Законе 1978 г., непосредственно судами без санкции со стороны Государственного совета <1>. Это преобразовало административный механизм контроля несправедливых условий договоров в частноправовой и превратило его из контроля ex ante в полноценный контроль ex post, сблизив французскую модель с правовым режимом контроля справедливости договорных условий в Германии. Французские суды получили право не признавать явно несправедливые условия потребительских договоров и договоров с "непрофессионалами".

--------------------------------

<1> Dfccision Lorthioir, Cour de Cassation Civile lfere 14.05.1991, Recueil de jurisprudence Dalloz // Jurisprudence 1991. 449.

 

В настоящее время положения Loi Scriviner воспроизведены в Потребительском кодексе (Code de la consummation) 1993 г. (ст. ст. L.132.1 - L.132.5), который является кодификацией всех действующих во Франции законов, направленных на защиту прав потребителей. Судебная практика по ex post контролю несправедливых договорных условий в договорах с потребителями теперь опирается на соответствующие положения данного Закона.

Этот французский опыт характерен тем, что наглядно показал бесперспективность попыток в новых экономических условиях избежать контроля судами справедливости договорных условий ex post. Это обусловлено отсутствием гибкости в деятельности законодательных и исполнительных органов, косностью и бюрократичностью их деятельности, обусловливающими неспособность оперативно реагировать на многообразие возможных злоупотреблений, возникающих в современном динамичном гражданском обороте. Неизбежное падение бюрократической модели контроля справедливости договорных условий лишний раз подтвердило эффективность "синергии" законодательного регулирования и основанного на нем судебного контроля, конкретизирующего оценочные положения законодательства о справедливости договорных условий для каждого конкретного случая.

Потребительский кодекс в ст. ст. L.132.1 - L.132.5 закрепил ряд специальных норм о признании судом недействительными несправедливых условий договоров с потребителями и непрофессионалами.

1. Несправедливым признается условие, включенное в договор между предпринимателем и потребителем или "непрофессионалом" и создающее в ущерб последним существенный дисбаланс прав и обязанностей сторон.

2. Данный режим не распространяется на сугубо предпринимательские договоры, где каждый из контрагентов является "профессионалом". Понятие "непрофессионал" толкуется судами с учетом конкретных обстоятельств дела. Так, в одном из дел Кассационный суд признал применимыми правила Потребительского кодекса о недействительности несправедливых условий к компании, заключившей договор с поставщиком системы сигнализации из-за явной информационной асимметрии <1>, в то время как в другом деле пришел к обратному выводу применительно к типографии, заключившей договор энергоснабжения с национальным энергетическим монополистом <2>. Как бы то ни было, судя по всему, применение судебной дискреции при оценке справедливости сугубо коммерческих договоров на основании норм Потребительского кодекса во французском праве значительно более ограничено, чем применение к коммерческим организациям правил о стандартных условиях ГГУ.

--------------------------------

<1> Согласно данному решению (1987 г.) было признано, что агент по операциям с недвижимостью, заключивший договор на установку сигнализации в своем офисе, может рассчитывать на применение потребительского законодательства, поскольку заключенный договор находился за рамками его профессиональной компетенции. По мнению суда, агент, будучи специалистом в сфере операций с недвижимостью, не является специалистом в области охранных систем и потому не мог осознавать в полной мере условия договора и последствия их применения. Условие договора, ограничивающее ответственность исполнителя, было пересмотрено на основе норм потребительского законодательства о несправедливых условиях договора (Cour de Cassation Civile lfere 28.04.1987. D. 1988. 1).

<2> Beale H., Hartkamp A., Kotz H., Tallon D. Cases, Materials and Text on Contract Law. 2002. P. 25, 529.

 

3. Некоторые несправедливые условия может признать ничтожным ex ante своим декретом Государственный совет. В остальных случаях спорное условие может быть признано судом ничтожным.

4. При оценке несправедливости спорного условия суд учитывает конкретные обстоятельства заключения договора, его содержание в целом, условия другого взаимосвязанного договора и другие факторы. Таким образом, во Франции был воспринят контекст-ориентированный подход к выявлению несправедливых условий.

5. Данный режим контроля справедливости не распространяется на условия об основном предмете договора и цене, если такие условия выражены ясным и понятным языком.

6. В Кодексе содержится неисчерпывающий перечень условий ("серый" список), которые могут быть среди прочего оценены судом как несправедливые с учетом конкретных обстоятельств дела.

7. Условие, признанное несправедливым в контексте применения норм Потребительского кодекса, считается ничтожным ab initio и не требует подачи от "жертвы" ни односторонних заявлений (как в Голландии), ни тем более каких-либо исков.

Во французском ГК нет правил о кабальных сделках или сделках, заключенных посредством злоупотребления обстоятельствами, аналогичных нормам скандинавского, немецкого или голландского законодательства. ФГК в ст. ст. 1112 - 1114 говорит лишь о возможности оспаривания договора, заключенного под принуждением (violence). В классическом понимании данной доктрины для оспаривания требуется некое активное действие со стороны одного из контрагентов, нацеленное на принуждение другого к заключению договора. Тем не менее, как уже отмечалось, иногда суды интерпретируют доктрину violence как допускающую оспаривание договора, вынужденно заключенного одним из контрагентов на крайне несправедливых условиях в силу стечения тяжелых обстоятельств, состояния личной зависимости или злоупотребления доверительными отношениями. Например, подобные решения выносились судами в отношении договоров, заключенных в ситуации, требующей неотложного спасения терпящего бедствие судна, а также трудовых договоров на крайне несправедливых условиях, например, договор, заключенный работником в силу острой нужды в деньгах, вызванной тяжелой болезнью его ребенка. Тем не менее, как отмечается в литературе, ни позиция научной доктрины, ни судебная практика в отношении допустимости столь расширительной интерпретации норм ФГК о принуждении до сих пор не устоялись, а суды в последние годы достаточно сдержанны в применении доктрины violence для оспаривания кабальных сделок <1>. Иначе говоря, здесь мы имеем еще одно проявление нежелания французской правовой системы делегировать судам широкую компетенцию по оценке справедливости заключенных договоров.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Nicholas B. The French Law of Contract. Oxford, 2003. P. 108 - 110.

 

Следует также отметить, что некоторые конкретные виды договорных условий подчиняются специальному режиму контроля справедливости. Это относится прежде всего к условию о договорной неустойке. Как уже отмечалось в т. 1 книги, данное условие долгое время французские суды контролировать не могли в силу того, что в ФГК на волне возвышения идеологии laissez-faire был закреплен принцип неснижаемости неустойки. Но с 1975 г. французские суды получили право снижать несоразмерные неустойки, а с 1985 г. им было даровано право делать это даже без ходатайства должника (Законы от 9 июля 1975 г. N 75-597 и от 11 октября 1985 г. N 85-1097). Сейчас этот инструмент ex post контроля урегулирован в абз. 2 ст. 1152 ФГК.

Современная французская судебная практика показывает, что в случае очевидности отсутствия каких-либо убытков у кредитора суд может снизить размер неустойки до вовсе символичной суммы (например, до одного евро) <1>. Иногда Кассационный суд Франции в таких случаях вовсе аннулировал неустойку <2>. Таким образом, главное, что делает суд, это соизмеряет неустойку с тяжестью негативных последствий нарушения и убытками кредитора в первую очередь. Одновременно, как указывается в литературе, французские суды при принятии решения о снижении неустойки учитывают и другие факторы, такие как неравенство переговорных возможностей, финансовые возможности нарушителя, добросовестность в его поведении и др. <3>. Тем не менее размер фактических убытков остается основным критерием: суд не может снизить неустойку ниже уровня фактических убытков кредитора. Более того, после реформы 1975 г. Кассационный суд иногда замечал, что суд не должен снижать неустойку даже до размера фактических убытков, так как это лишает неустойку смысла <4>. Детали подробно регламентированы в судебной практике Франции <5>.

--------------------------------

<1> Cass. Com. 13 March 1979. Gaz. Pal. 1979 2, 243 (решение приводится по: Marsh P.D.V. Comparative Contract Law. England, France, Germany. 1996. P. 331).

<2> Mattei U. The Comparative Law and Economics of Penalty Clauses in Contracts // 43 The American Journal of Comparative Law. 1995. P. 436, 437.

<3> Miller L. Penalty Clauses in England and France: A Comparative Study // 53 International and Comparative Law Quarterly. 2004. P. 91.

<4> Ibid. P. 91, 92.

<5> Nicholas B. The French Law of Contract. Oxford, 2002. P. 236.

 

Воплощение такого подхода привело к некоторому размыванию основных отличий между неустойкой и общим режимом взыскания доказанных убытков. Как отмечалось в литературе, как только суд получает право модифицировать размер неустойки, он начинает его использовать независимо от истинной воли сторон, и единственным критерием, который де-факто остается в качестве ориентира, - это размер реальных убытков <1>. Такое развитие подвигло ряд французских цивилистов заявить, что реализация реформ 1975 и 1985 гг. привела к "смерти" института классического clause penale <2>. Теперь размер неустойки является предметом судебного ex post контроля.

--------------------------------

<1> Mattei U. The Comparative Law and Economics of Penalty Clauses in Contracts // 43 The American Journal of Comparative Law. 1995. P. 437.

<2> Ссылки на ряд подобных статей см.: Miller L. Penalty Clauses in England and France: A Comparative Study // 53 International and Comparative Law Quarterly. 2004. P. 88.

 

Кроме того, французское антимонопольное законодательство предусматривает недопустимость злоупотребления доминирующим положением и экономической зависимостью контрагента, в том числе при согласовании договорных условий (ст. ст. L.420-1 и L.420-3 Коммерческого кодекса Франции). Согласно данному регулированию любой договор или договорное условие, возникшие в результате таких злоупотреблений, являются ничтожными (ст. L.420-3).

В общем и целом можно отметить, что во французском праве реализована многокомпонентная модель судебного контроля справедливости договоров, но при этом французское право намного позже пришло к неизбежности предоставления судам широкой компетенции по ex post оценке справедливости договоров и до сих пор, судя по всему, реализует эту задачу менее интенсивно, чем немецкое, голландское или скандинавское право.

 

Английская модель

 

Механизм судебного контроля над справедливостью договорных условий, используемый в Англии, также значительно отличается от того, что можно наблюдать в немецком, голландском или скандинавском праве.

Во многом эта специфика связана с историческими особенностями развития английского договорного права в последние два века. До XIX в. английские суды (особенно суды справедливости) в ряде случаев осуществляли контроль справедливости договорных условий и цен договора в частности. Но к середине XIX в., по мере утверждения волевой теории и ценностей laissez-faire, судебный контроль справедливости условий договора хотя и не исчез, но стал значительно менее интенсивным. В этот период Англия являлась одной из стран, в которых идеалы экономического либерализма и свободы договора нашли наиболее благодатную почву. Поэтому принцип "святости договора" был одним из доминирующих на протяжении всего XIX в. Такой формализм в определенной степени компенсировался в рамках права справедливости, основная функция которого и состояла в том, чтобы защищать содержательную справедливость в случаях, когда формальное общее право этот аспект игнорировало. Но после слияния общего права и права справедливости в конце XIX в. этот ресурс обеспечения гибкости права был в значительной степени утрачен <1>.

--------------------------------

<1> General Clauses and Standards in European Contract Law: Comparative Law, EC Law and Contract Law Codification / Ed. by S. Grundmann and D. Mazeaud. 2006. P. 9, 61.

 

В первой половине XX в. неизбежность точечных ограничений договорной свободы стала достаточно очевидной. Но консенсус правового сообщества, как и во Франции, состоял в том, что такие ограничения, отступающие от сложившейся в общем праве идеологии договорной свободы, должны быть оформлены в виде специальных статутов. Делегирование широкой компетенции по ex post оценке справедливости договорных условий судам общего права не считалось естественным и необходимым.

Английское право в XX в. в целом крайне неохотно шло на расширение сферы судебного усмотрения в деле ограничения договорной свободы и на формирование общих критериев несправедливости договорных условий. Даже когда в послевоенные годы в других европейских странах и США все мощнее разворачивалась тенденция делегирования судам функции по ex post контролю справедливости договорных условий, английские законодатели и суды не желали столь же открыто выступать против принципа свободы договора и вводить в оборот общие доктрины вроде недобросовестности условий, неравенства переговорных возможностей и т.д.

Некоторые подвижки наметились только к 1970-м гг., когда на волне возвышения идеологии государства "всеобщего благосостояния" английский законодатель решился расширить компетенцию судов по оценке справедливости договорных условий. Тем не менее сила инерции и нежелание расшатывать договорные связи привели к тому, что созданная система была достаточно фрагментарна и затрагивала лишь отдельные виды договорных условий. В результате регулирование проблематики судебного контроля справедливости договоров в английском праве нельзя назвать системным и последовательным. Прогресс в деле универсализации системы ex post контроля наметился только в 1990-е гг. под воздействием давления со стороны ЕС. Но данное законодательство распространилось только на судебный контроль потребительских договоров. Кроме того, принятие этого нового законодательства не устранило старое, что порождает некоторые пограничные конфликты и в целом некоторую несистемность регулирования данной проблематики.

Из каких же элементов сейчас состоит английская модель контроля справедливости договорных условий?

В 1974 г. был принят специальный закон о потребительском кредитовании (Consumer Credit Act). Согласно данному Закону (после обновления в 2006 г. - ст. ст. 140A - 140D, до этого - ст. ст. 137 - 140) суды получили право ограничивать автономию воли в части несправедливых условий потребительского договора кредита. Согласно действующей редакции этого статута английский суд, в частности, получил право по заявлению или просьбе заемщика (или поручителя) не признавать те или иные условия договора или даже изменять их, если признает, что они порождают несправедливое по отношению к должнику правоотношение <1>.

--------------------------------

<1> http:// www.legislation.gov.uk/ ukpga/ 2006/ 14/ section/ 19

 

В том же году, когда вступил в силу немецкий Закон о регулировании общих условий сделок (в 1977 г.), в Англии был принят Закон о несправедливых условиях договора (Unfair Contract Terms Act, UCTA). Название этого Закона способно ввести в заблуждение, поскольку не соответствует в полной мере его содержанию <1>. В отличие от достаточно широкой сферы действия (хотя и отнюдь не универсальной) немецкого Закона о регулировании общих условий сделок под действие английского закона со столь многообещающим названием подпадали только договорные условия, которые ограничивают (limitation clauses) или исключают ответственность (exemption clauses) контрагента.

--------------------------------

<1> См., напр.: Goode R. Commercial Law. 3rd ed. Penguin Books, London, 2004. P. 97; Beatson J. Anson's Contract Law. P. 185.

 

Некоторые виды подобных оговорок данным Законом было запрещено включать в любые договоры (ex ante императивные нормы), в то время как другие могли быть признаны недействительными, если они были включены в договор с потребителем или в договор, заключенный на стандартных условиях, и не соответствовали требованиям разумности (инструменты ex post контроля).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 856; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.