КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Том VIII 20 страница. Религиозные мотивы сближали как раннюю, так позднюю поэзию А
Религиозные мотивы сближали как раннюю, так позднюю поэзию А. Майкова и Е. Шаховой. Но некоторые общие темы, шример, из истории борьбы христианства с язычеством, поты решали по-разному. А. Майков в первых своих сборниках увлечен живописанием красот языческого античного мира, в то время как Е. Шахова берет материал для своих произведений из ветхозаветной истории. Гораздо ярче это расхождение обозначится в зрелые годы, когда, по точному замечанию литературоведа нашего времени, поэтесса «едва ли уступает А. Майкову». В чпстности, исследователь писал об этом: «Мифологические образы Шаховой более наглядны, более человечны, чем у Майкова с его эстетизацией, условной красивостью древнего Рима»[205]. Вероятно эту преувеличенность эстетического начала в поэзии А. Майкова архимандрит Игнатий и определил в своем письме как недостаток «силы и логики». Начавшись одинаково, в дальнейшем поэтические судьбы Е. Шаховой и А. Майкова пошли каждая своим путем, но память об этом начале сохранялась в душе поэтессы до глубокой старости. Когда в марте 1897 г. мать Мария, уже принявшая схиму с именем Елизавета, узнает из газет о смерти А. Н. Майкова, она пошлет письмо его младшему брату — Л. Н. Майкову[206] со словами утешения и передаст написанное ею на смерть поэта стихотворение «Веночек на свежую могилу поэта А. Н. Майкова»[207]. Певец весны не нашей — дальней, Благоуханной, плодовой, Поэт природы идеальной, Почил от жизни трудовой.
Достиг святых желаний края Храмосоздатель на земле, Зрит в свете горнем светлость рая Носитель света — в дольней мгле.
Он смолк — чтоб музыке небесной, Внимать блаженно, без конца, Став в чине службы не телесной, В лучах бессмертного венца.
Святая Русь! Живые звуки Потомству в славе сохрани, Чтоб вовсе не было разлуки С явленной силой в наши дни. Из всего вышесказанного с достаточной убедительностью можно сделать вывод о том, что публикуемое письмо архимандрита Игнатия действительно было адресовано Е. Шаховой. В приложении к настоящей статье мы помещаем также автобиографию монахини Марии, написанную в 1894 г. — за пять лет до кончины. Поводом к ее составлению стало обращение писательницы в «Литфонд» с просьбой о назначении пенсии. По существующим тогда правилам, краткий очерк литературной деятельности необходимо прилагался ко всякому прошению о «денежном вспомоществовании»-, направляемому в «Литфонд»-, в материалах которого он и хранится в настоящее время[208]. Фонд смог выделить матери Марии лишь маленькое полугодовое пособие. В начале 1896 года она вновь обращается с просьбой о назначении пенсии в образованную в 1895 году «Комиссию для вспомоществования нуждающимся литераторам, ученым и публицистам при АН», первым председателем которой был Л. Н. Майков. На этот раз, благодаря его заботам ослепшей и больной матери Марии была назначена пожизненная годовая пенсия в 240 руб.[209], которую она получала вплоть до дня своей кончины. Автобиографический очерк писательницы Елизаветы Шаховой — монахини Марии (1822-1899) Отец мой Никита Иванович Шахов был моряк[210]. Во время Шведской войны в 1809 г. отличился особым подвигом, командуя гребной флотилией и пробиваясь сквозь лед, он способствовал окончательной победе нашей над неприятелем. Он был контужен в голову и в правый бок, за что и был награжден <орденом> Св. Георгия в петлице и повышением в чине[211], но получил ревматизм во всех членах, почему и вынужден был оставить морскую службу. Вступил в Гражданское ведомство по Государственному контролю[212]. Отец мой скончался в 1834 году на государственной службе[213] от апоплексического удара на все нервы, оставя вдову[214], лишенную зрения от головной болезни, и двух дочерей: старшую, Александру, 22 лет[215] и младшую, Елизавету, 12 лет[216], с небольшой пенсией, да жалкими остатками наследственного капитальца моей матери. От 9 до 12 лет я была настоящею помощницей отца по кабинетным его занятиям. Старшая сестра моя, воспитанная во Французском Пансионе, была моею первоначальною учительницею. И отец мой также в досужие часы занимался со мною, преподавал историю, географию и арифметику. Память моя не только быстро схватывала все познания, но и глубоко их усваивала. Оба мои родители были любителями литературы: чтения, ради слепоты матери, по вечерам происходили вслух. Еще в раннем моем детстве бессмертный наш поэт Пушкин, нося меня, трехлетнего младенца, на руках, вместе с князем П. А. Вяземским говаривал моему отцу: «В больших глазах Вашей малютки светится огонек поэтического вдохновения»[217]. С 6-7 лет я твердила наизусть «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан» и декламировала первые главы «Евгения Онегина». С10 лет я начала писать стихи под строй поэзии Пушкина и Жуковского. После смерти отца, когда мне было 14 лет, я кончила курс учения, тогда как другие только начинают его, восполнив не достававшее мне обучение внимательным чтением и изучением русской и иностранной литературы. Тетрадка моих стихотворений случайно попалась на глаза одному из наших знакомых, М. П. Жданову[218]. Он выпросил ее у моей матери и передал профессору Н. И. Бутырскому[219], и тот уже без нашего ведома представил тогдашнему председателю императорской Российской Академии А. С. Шишкову[220]: им и всеми членами Академического собрания мне была присуждена золотая медаль с надписью «за русскую словесность»[221]. Но нужды семейные меня вынудили вместо медали испросить сумму ее стоимости 500 рублей[222]. Сверх того Академия напечатала тетрадку моих стихотворений особой брошюрой под заглавием: «Опыты в стихах 15-летней девицы Елизаветы Шаховой 1837 года»[223]. В следующих годах, в 1838 и 1839 гг., на иждивения Академии была напечатана уже книга новых моих стихотворений[224] и быстро разошлась между любителями отечественной литературы, обратив внимание всех журналистов тогдашнего времени. Имя мое стало известно, и лучшие представители литературы стали лично знакомиться со мною. В. А. Жуковский приветствовал меня сердечным посланием[225] при подарке 12-ти томов своих сочинений с его портретом. Ректор С. Петербургского университета П. А. Плетнев[226], посещая меня, лично познакомил меня с А. О. Ишимовой[227] и тогда еще начинавшим писателем Я. К. Гротом[228]. По представлении моей книги чрез посредство графа С. С. Уварова[229] и графа Н. А. Протасова[230] Их Императорским Величествам и другим особам Императорского Дома я удостоилась получить три блестящих подарка: серьги, ожерелье и перстень[231]. Некоторые лица из высшего общества желали лично узнать молоденькую девушку-автора, приглашая меня к себе. Известная своею общественною благотворительностью Т. Б. Потемкина представила меня своей свекрови княгине Т. В. Юсуповой, которая настолько полюбила меня, что пожелала обеспечить мое состояние под тем только условием, чтоб я уже нигде не печатала своих стихотворений. «Не хочу, — настаивала княгиня, — чтоб о моей любимице сердца в печати говорили так и сяк». Не прошло и 3-х лет, как скончалась моя покровительница, не успев закрепить за мной назначенной ею в завещании (которое было уничтожено князем Юсуповым и оставлено первое, писанное княгиней за 25 лет до ее кончины) значительной суммы[232]. По смерти княгини от наследников ее, двух ее сыновей — старшего, от первого брака, А. М. Потемкина, и второго, князя Б. Н. Юсупова, и дочери ее, графини Рибопьер, разделивших между собою ее богатства, мне выдавалась ежегодно та пенсия, которую мне давала сама княгиня на руки — по 5-ти золотых каждое 1-е число, составивших по новому курсу 235 р<ублей> в год, которую наследники разделили на две части между мною и моею матерью и по ее кончине ее часть переписали на мою старицу монахиню Августу. По смерти ее я получаю только одну свою часть в год — 142 р<ублей> 85 к<опеек>. Лишение моей покровительницы, которую я любила более родной матери, произвело на меня подавляющее впечатление: родимый столичный город для меня точно опустел. Меня влекло в более уединенную жизнь, да и средств к содержанию семейства в приличной обстановке столичной жизни уже не доставало. Мы решили переселиться в Москву в 1841 г. к сестре моей матери Н. К. Скуратовой. О моем удалении с литературного поприща оповестили с искренним соболезнованием и даже упреками С.-Петербургские газеты: «Сын отечества»[233], «Северная пчела»[234], свидетельствовавшие о моем блистательном положении в С.-Петербурге, как любимой поэтессы. В Москве любители просвещения, узнав, что я живу в семейном уединении, удалясь от общества, сами поискали меня и открыли мне новые горизонты. Но в самый расцвет всех надежд на земное счастье я услышала в ночном молении пред чудотворною семейною иконою Спаса Нерукотворенного чудный Глас с Евангельскими словами: «Приидите ко мне вси труждающиеся и обременении и аз упокою вы». Я поняла это в смысле Промысла Божия, указывающего мне вступить в монастырь. Я решилась повиноваться Гласу Божию и поступила в Спасо-Бородинский монастырь к знакомой игумений именитой Марии Тучковой[235], где и провела три года новоначалия, до посещения этой обители архимандритом Игнатием Брянчаниновым[236]. Он нашел меня в тяжком состоянии искушения унынием до отчаяния в Бытии Божий. Я воскресла духом от вдохновенной беседы этого великого аскета священноинока и была им принята под руководство. Это был глубокий аскет и вместе опытный наставник внутреннего делания. Он преподал мне келейное правило, предложил ознакомиться с учением древних святоотеческих творений и обещал доставлять мне книги по его выбору, необходимые для первоначального и последовательного чтения и условился о переписке с ним, вполне искренней и свободной. Наконец, по возвращении своем из уединения в одном из Поволжских монастырей снова на свою настоятельскую и благочинную деятельность в Сергиевой Пустыни, он вызвал меня из Спасо-Бородинского монастыря. Целый год, живя на монастырской даче вместе с моей матерью, приехавшей ко мне из Москвы, я занималась под его постоянным наблюдением изучением не только творений Святых Отцов, но Богословием. Затем я перевела с французского на русский язык «Деяния семи Вселенских соборов» из книги «История Христианства» аббата Флери[237]. Этот перевод составил семь объемистых тетрадей. По прошествии года моего жительства при обители Преп. Сергия архимандрит Игнатий устроил меня с матерью моей в Староладожском монастыре[238] в келий другой своей ученицы, монахини Августы Козьминой, вместе с нею я занималась 14 лет чтением и списыванием с древних рукописей Св. Отцов по церковному и русско-печатному шрифту. По благословению нашего наставника старица служила сестрам опытным советом и утешением в их скорбях и искушениях. Общее уважение сестер и поместного общества возбудило зависть начальствующих лиц монастыря, заподозривших старицу, а впоследствии и меня, как учениц Благочинного, в намерении быть их заместительницами. Подозрение, возрастая с каждым годом, наконец вызвало настоящее гонение, и мы решили оставить Ладожскую обитель и приискать себе другую, даже вне С.-Петербургской епархии. В это время наставник наш был поставлен Епископом Кавказским и Черноморским[239]. Он письменно благословил нас; взяв годовой отпуск, мы посетили Москву и ее женские монастыри, но по недостатку средств мы не нашли себе приюта. На обратном пути нас удержала тверская игуменья Мария Игнатьева и совершенно успокоила у себя[240]. По пострижении моем в мантию с наречением Марией 1863 года назначила меня начальницею монастырского училища девиц духовного звания. Воспитательно-учебное дело мое шло с таким успехом в течение шести лет, что обратило на меня внимание всего тверского общества и было доведено до сведения государыни императрицы Марии Александровны[241]. В1868 году я была переведена по вызову начальника Северозападного края и митрополита Иосифа Симашко[242] наставницей Виленского Марининского монастырского училища для дочерей служащих в крае православных чиновников и священников[243]. До самой кончины в Бозе-почившей императрицы Марии Александровны я пользовалась ее августейшим благоволением к моей как педагогической, так и авторской деятельности в 1862— 1865 годах. Ее императорскому величеству были поднесены две книги: жизнь и подвиги Игумений Евпраксии Ладожской[244] и Спасо-Бородинской обители и биография игумений Марии Тучковой[245] через посредство статс-секретаря Ее Императорского Величества П. А. Морица[246]. Еще с 40-х годов мои стихотворения попадали в Царственные дворцы и были прочитаны весьма благосклонно. Моя поэзия всегда отличалась религиозною настроенностью и новизною аскетического вдохновения, <что> привлекло внимание августейших читателей, особенно строго благочестивой цесаревны[247]. Участвовавшая в приготовлении к миропомазанию будущей православно-русской государыни, игумения Мария Тучкова сообщила его императорскому высочеству великому князю Михаилу Павловичу[248] мое стихотворение «Поле-Море»[249], которое настолько понравилось его императорскому высочеству, <что он> пожелал лично приветствовать писательницу славы Бородинского Поля и заявил намерение представить автора-монашенку их императорским величествам и всей августейшей семье. Но я уклонилась от официального представления, избегая земных почестей. В1869 году, когда в Бозе почивший государь император Александр Николаевич, возвращаясь из заграничного путешествия, останавливался в г. Вильно, по распоряжению генерал-губернатора телеграммой я была вызвана к встрече государя на платформе Виленского вокзала во главе монастырского училищного приюта. Вместе со своими ученицами <я> удостоилась высочайшего привета милостивыми словами. В то время когда государь отбыл на смотр войск, камердинер его императорского величества Кузмин принес мне на золотом блюде от имени государя императора 25 р<ублей> на гостинцы ученицам. Такое явление высочайшей милости к монахине-наставнице произвело впечатление на интеллигенцию Вильно. Весь генералитет спешил выразить свои приветствия на полный успех дела. Между тем моя старица приняла схиму в том же Виленском Марининском монастыре от Преосвященного Евгения, епископа Брестского. В 1871 году ее и<мператорское> величество предложила ее и<мператорскому> в<ысочеству> великой княгине Александре Петровне[250], после злополучного низложения игуменьи Митрофании[251], передать мне управление Покровской Общины сестер милосердия на Большом проспекте Ва<сильевского> О<строва>[252]. Притом высочайшим указом <я> была назначена председательницею хозяйственного комитете из 3 членов благотворителей. Многосторонняя и многосложная деятельность по обязанностям общего управления, распределению занятий между сестрами и отчетность Августейшей Покровительнице общины, отношения к членам хозяйственного комитета и совещания с ними, также и к врачам-наблюдателям лазаретов общины и ее приемного покоя — все это взятое вместе до того поглощало все мое время, лишая меня иметь необходимого отдыха, притом иногда и ночные занятия по письменной части, привело меня при неизбежной простуде к внезапной болезни, окончившейся воспалением левого глаза. Великая княгиня выразила горячее желание доставить мне всевозможное пользование лечением с тем, чтобы я могла продолжить свою службу. Лучшие глазные врачи Блессих[253] и граф Магавль[254] приговорили меня к операции. 27 октября 1871 года в глазной лечебнице была произведена операция проколом левого глаза. Ее Высочество дважды посетила меня в лечебнице. Настолько Ее И<мператорское> Высочество дорожила моим управлением общины, что на время моего отсутствия по болезни поручила моей старице-схимнице нравственное наблюдение за сестрами, а хозяйственную часть — моей келейнице, на руках которой были все кладовые общины. Но я была вынуждена выписаться из лечебницы ранее, чем следовало. Члены комитета посещали меня участливо. Мой секретарь по комитету сообщил мне о начавшемся процессе купца Громова, во время управления и<гуменьи>Митрофании, по иску с общины за поставку лесного материала, которого при мне не оказалось. Состоя начальницей Покровской общины, я, как ответственное лицо, должна была подписывать бумаги. Мы выиграли это дело в пользу общины. Но это обстоятельство повредило моему зрению. Старица моя, давно уже лишенная зрения, скучала по старой обители, тем более что я, при моих многосложных занятиях, не могла служить ей утешением. Но и самой мне становилось не под силу слишком сложная и разносторонняя деятельность как несоответствующая моему душевному настроению и потому, несмотря ни на какие даже слезные увещания моих сотрудников остаться с ними, я уволилась от управления общины и поспешила возвратиться к желанному уединению в Ладожский Успенский монастырь. Великодушные мои сотрудники за мою безмездную и ревностную службу совместно с ними собрали между собою по сто рублей для взноса за келию и первое обзаведение. Один из них, Д. Н. Лебедев[255], снабдил меня лесным материалом, необходимым для перестройки и ремонта домика С1873 года в безмолвии келейном я свободнее стала заниматься духовною литературой, участвуя в разных редакциях: в «Страннике»[256], в «Вестнике народной помощи» (часто за редактора)[257], в «Варшавском дневнике»[258], в ж<урнале> «Благовест»[259], в «Новороссийском телеграфе»[260], в «Мирском Вестнике»[261], в редакции А. А. Гейрота «Чтение для народа и солдат»[262], в «Церковном вестнике»[263]. В народных журналах отличаются большие статьи: жизнеописания Св. Стратилатов Андрея, Феодора, Саввы[264]; Св. Иоанна Воина[265]; «На страже у гроба Господня»[266]; «Мария пустынница Олонецкая»[267]. Беседы: «Великий пост — духовный мост»[268]; «Беседа о разуме и откровении»[269]; «О сверхъестественных явлениях»[270] и другие[271]. Много отдельных брошюр напечатано редакцией «Народных журналов» без моей уже подписи и продавались по столичным часовням[272]. В 1877 году была издана драматическая поэма «Юдифь»[273], по библейскому тексту под прежним именем Елизаветы Шаховой. Еще в рукописи «Юдифь» была читана на нескольких литературных любительских вечерах в Варшаве и Вильно, в С.-П<етер>-бурге. Многие любители предполагали поставить ее на частную сцену, но не нашлось желающих принять на себя роль главной героини. По издании автор получил несколько одобрительных отзывов от авторитетных лиц. На вопрос мой одному литератору-рецензенту: «почему печать прошла молчанием об изданной поэме?», он отвечал: «о Вас надо говорить или слишком много, или молчать». В светских журналах были помещены под псевдонимом большие статьи: «Родимое пятно»[274]; «Исповедь отчаянного»[275]; повести: «О современной критике»[276]; открытое письмо графу Л. Н. Толстому[277] от моего настоящего имени. В рукописях остается повесть «Суженного конем не объедешь»[278]; семейный сборник московских людей шестидесятых годов под заглавием «Непадающие звезды»[279]; сверх того не один том стихотворений и поэм[280]. Заканчиваю мой сокращенный Автобиографический очерк, минуя, может быть, знаменательные подробности, характеризующие мой нравственный облик. Если просвещенное общество современных любителей отечественной литературы отнесется к автору-старице многотомной скрижали с академической медалью (как выражено мною в юбилейном стихотворении к незабвенному Я. К. Гроту)[281] с таким же внимательным участием, как за полвека тому назад отнеслись представители тогдашней Российской Академии к небольшой тетрадке детских стихов подростка, тогда пожизненный труд первой из русских писательниц, поработавшей верно и неутомимо чуть не от начала и до конца века (1834-1894 гг.) на словесной ниве к чести и пользе своей родины, будет взыскан и оценен. Елизавета Шахова — монахиня Мария. Г. Новая Ладога. Успенсжийж<енский>мона<стырь>. 30-го октября 1894 Публикация и комментарии Е. М. Аксененко. Деловая переписка святителя Игнатия Брянчанинова В этом разделе впервые публикуются письма архимандрита Игнатия некоторым адресатам, относящиеся к периоду его настоятельства первоклассным монастырем Сергиева пустынь. Период тот в жизни Владыки связан с многочисленными трудностями, которые ему требовалось преодолеть, чтобы привести в надлежащий вид расстроенную обитель, благоукрасить ее и наладить в ней спасительный монашеский лад жизни братии во Христе. Поистине лишь подвигом — и никак по-другому — не назвать служение известного всей столице Сергиевского архимандрита, сумевшего своей благожелательностью и своей культурой общения с самыми громкими талантами из среды художников, музыкантов и архитекторов привлечь их к сотрудничеству с монастырем для обогащения церковного искусства. Вместе с тем архимандрит Игнатий именно в Сергиевой пустыни проявил себя как выдающийся духовный писатель и богослов, создатель уникального двухтомного труда «Аскетические опыты», утвердился в прямом своем отстаивании жизненности святоотеческого наследства. Все это ярко представлено в письмах архимандрита Игнатия из Сергиевой пустыни, публикуемых в настоящем Полном собрании его творений. Вместе с тем в архивах страны имеется много писем великого подвижника Божия служебного характера, например, в связи с Рождественским славлением Христа в покоях Государя Императора. Письма эти обычно направлялись архимандритом Игнатием министру императорского Двора князю Петру Михайловичу Волконскому (1776-1852) и, соответственно, получали ответ. Разумеется, как сами письма-запросы, так и ответы на них носили формальный, чисто этикетный характер, причем из года в год с повторами. Эта переписка здесь дана безо всякого редакционного вмешательства и без сокращений, имея в виду, что и такие тексты могут быть полезны для биографов Святителя — помечают даты его встреч с Царской семьей. Такого же содержания письма посылались и к графу Владимиру Федоровичу Адлербергу (1791-1884). Письма к графу Александру Петровичу Толстому (1801-1873), известному обер-прокурору Святейшего Синода, касаются увольнения Преосвященного Игнатия от управления Кавказской епархией. Они знаменовали собой важный этап в жизни Святителя. За увольнением последовал отъезд в Николо-Бабаевский монастырь на Волге. Публикуемые письма сохранились в Центральном государственном архиве древних актов. Все тексты даны с сохранением особенностей написания служебной титулатуры и с соблюдением правил письменного этикета. А. Я. Стрижев Переписка святителя Игнатия с Министром Двора Его Императорского Величества князем П. М. Волконским[282] №1 Ваша Светлость! Милостивейший Государь! Прошлого года Вашим ходатайством доставлено было мне щастие представиться вместе с Монашеством Александре)-Невской Лавры Его Императорскому Величеству Государю моему и Благодетелю. И нынешний год, осмеливаюсь утруждать Вас и покорнейше просить — доставьте мне сие щастие — мне и Чихачеву, воспитывавшемуся иждивением Его Императорского Величества и живущему у меня в Обители. Если просьба моя, удостоившись милостивого Вашего внимания и ходатайства, получит желанный успех, то ответ Вашей Светлости позвольте мне получить от генерал-адъютанта Кавелина. С истинным высокопочитанием и преданности ю имею честь быть Вашей Светлости покорнейшим слугою Архимандрит Игнатий. 28-го декабря 1835-го года Сергиева Пустыня №2 Ваша Светлость! Милостивый Государь! Князь Петр Михайлович! Вашим ходатайством доставлено было мне неоднократно счастие представляться Его Императорскому Величеству, Государю моему и благодетелю. И ныне осмеливаюсь утруждать Вас и покорнейше просить доставить мне сие счастие, — мне и Чихачеву, воспитывавшемуся иждивением Его Императорского Величества и живущему у меня в обители. Если просьба моя, удостоившись милостивого Вашего внимания и ходатайства, получит желанный успех, то ответ Вашей Светлости позвольте мне получить от Преосвященного Серафима, Митрополита Новгородского и С.-Петербургского. С истинным высокопочитанием и преданностию имею честь быть Вашей Светлости покорнейший слуга и Богомолец Архимандрит Игнатий. Декабря 26-го дня 1840 г. Сергиева Пустынь Его Светлости, Г. Министру Двора Его Императорского Величества, Князю Петру Михайловичу Волконскому. №3 Ваша Светлость! Милостивый Государь! Князь Петр Михайлович! Вашим ходатайством доставлено было мне неоднократно счастие представляться Его Императорскому Величеству Государю моему и благодетелю.
И ныне осмеливаюсь утруждать Вас и покорнейше просить доставить мне сие счастие, мне и Чихачеву, воспитывавшемуся иждивением Его Императорского Величества и живущему у меня в Обители. Если просьба моя, удостоившись милостивого Вашего внимания и ходатайства, получит желанный успех, то ответ Вашей Светлости позвольте мне получить от Преосвященного Серафима, Митрополита Новгородского и С-Петербургского. С истинным высокопочитанием и преданностию, имею честь быть Вашей Светлости покорнейшим слугою и Богомольцем Архимандрит Игнатий. Декабря 26 дня 1841 г. Сергиева Пустыня Его Светлости, Г-ну Министру Двора Его Императорского Величества, Князю Петру Михайловичу Волконскому. №4 Светлейший Князь, Милостивейший Государь! Болезненность моя, державшая меня в продолжении двух зим безвыходно в комнатах, лишила меня счастия предстать Лицу Его Императорского Величества, Государя Императора пред наступлением 1846-го и 1847-го годов, в то единственное время, когда я имею это счастие. Ныне отправляюсь в отпуск и по настоятельному совету медиков должен непременно провести зиму вне здешнего климата, на что имею согласие Преосвященного Митрополита; следовательно и пред наступлением 1848-го года не суждено мнезрить Высокого Благодетеля моего, Государя Императора. Посему позволяю себе утруждать Вашу Светлость покорнейшею моею просьбою: примите, Светлейший Князь, на себя труд исходатайствовать мне у Его Императорского Величества дозволение по причине наступающего моего отъезда на столь продолжительное время представиться Их Императорским Величествам Государю Императору и Государыне Императрице. С чувством совершенного высокопочитания и преданности имею честь быть Вашей Светлости Покорнейшим слугою Богомольцем Архимандрит Игнатий. 1844 года июня 7-го дня Сергиева Пустынь №5 Его Светлости, Г-ну Министру Двора Его Императорского Величества, Князю Петру Михайловичу Волконскому Светлейший Князь, Милостивейший Государь! Находясь временно в отдаленной, тихой пустыне, где врачуюсь с довольным успехом от сокрушивших меня недугов, мыслию и сердцем перелетаю пространство обширное, предстою в эти торжественные дни пред священным лицем Высоких благодетелей моих, Их Императорских Величеств Государя Императора и Государыни Императрицы, — приношу к стопам Их благоговей-нейшее желание Им и всей Их Высочайшей Фамилии многих лет в совершенном, нерушимом благоденствии и благополучии. Светлейший Князь! Всепокорнейше прошу Вас — примите на себя труд, по обычному Вам снисходительному вниманию к моим просьбам, доложить о сем Их Императорским Величествам. Жительство имею Костромской Епархии в Николаевском Бабаевском монастыре, и письма ко мне адресуются в Ярославль. С желанием Вашей Светлости всех истинных благ, с глубочайшим почтением и совершенною преданностью имею честь быть Вашей Светлости покорнейшим слугою и Богомольцем Архимандрит Игнатий, Настоятель первоклассной Сергиевой Пустыни. Декабря 25-го дня 1847 года №6 Ваше Высокопреподобие! По всеподданнейшему докладу моему письма Вашего Высокопреподобия от 25 сего декабря, Государь Император и Государыня Императрица Высочайше повелеть изволили изъявить Вам Высочайшую Их Величеств благодарность за поздравление и желания, изъясненные в письме Вашем. Покорнейше прошу принять уверение в совершенном моем почтении и преданности. Подписал: Князь Волконский. В С.-Петербург 31 -го декабря 184 7 г. Его Высокопреподобию Архимандриту Игнатию. №7 Ваше Высокопреподобие! Имею честь уведомить Ваше Высокопреподобие, что по всеподданнейшему докладу моему письма Вашего от 25 сего декабря Государь Император изъявил Высочайшее соизволение на принятие Вас и монаха Чихачева для славления Христа, вместе с монашеством Александро-Невския Лавры, в будущую пятницу, 31 декабря, в Зимнем Дворце, в час пополудни. Покорнейше прошу принять уверение в совершенном моем почтении и преданности. Подписал: Кн. Волконский. Его Высокопреподобию Архимандриту Игнатию. Верно: Секретарь Вульф. 28 декабря 1848 г. №8 Святейший Князь! Милостивейший Государь! Примите мое усерднейшее поздравление с наступившим новым годом, который желаю Вам препроводить в совершенном здравии и благополучии. Благословение Божие да осеняет и хранит Вас для мудрого совета Царю, для совета, полезного Отечеству. Знаю из многих сношений моих, что многие в России молят Бога за Вас, я имею особенную причиною быть к Вам признательным: потому что Вы, единственно по влечению Вашего благонамеренного сердца, в течение многих лет не престаете делать мне зависящее от Вас добро. Ваши действия относительно меня запечатлелись в моем сердце впечатлением неизгладимым. Да продлит Бог дни Ваши! Тем сильнее и прямее мои желания Вам, что они исходят из сердца, оценившего все земное самою малою ценою. Зритель в течение пятнадцати лет центральных событий и действий в царстве Русском — что скажу я о них? «Человек, — как говорит Писание — суете уподобися». Точно: одна добродетель совечна вечности! Одни добрые дела остаются собственностию человека за пределом гроба.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |